Решение № 2А-2655/2020 2А-2655/2020~М-2576/2020 М-2576/2020 от 7 октября 2020 г. по делу № 2А-2655/2020

Копейский городской суд (Челябинская область) - Гражданские и административные



Дело № 2а-2655/2020

74RS0028-01-2020-004440-96


РЕШЕНИЕ


Именем Российской Федерации

08 октября 2020 года г. Копейск

Копейский городской суд Челябинской области в составе:

судьи: Гончаровой М.И.,

при секретаре: Гаяновой Т.А.,

с участием представителя административного истца ФИО1,

представителя административного ответчика ФИО2,

рассмотрев административное дело по административному иску Межрайонной ИФНС России №10 по Челябинской области к ФИО3 о взыскании пени по транспортному налогу,

УСТАНОВИЛ:


Межрайонная ИФНС России №10 по Челябинской области обратилась в суд с административным иском (с учетом уточнений) к ФИО3 о взыскании пени по транспортному налогу в размере 7922 руб. 33 коп., начисленной за период с 18.12.2017г. по 09.10.2018г. (за 2016 год) в размере 822 руб. 10 коп., за период с 10.10.2018г. по 10.07.2019г. (за 2016г.) в размере 841 руб. 49 коп., за период с 02.10.2015г. по 02.12.2018г. (за 2014г.) в размере 5 844 руб. 74 коп., за период с 01.11.2015г. по 30.11.2015г. в размере 414 руб.

В обоснование требований указано, что Межрайонная ИФНС №10 по Челябинской области обратилась к мировому судье судебного участка №5 г.Копейска Челябинской области с заявлением на выдачу судебного приказа о взыскании недоимки по налогам и пеням с ФИО3 с соблюдением процессуального срока, предусмотренного п. 2 ст. 48 НК РФ. Определением мирового судьи судебного участка №5 г.Копейска Челябинской области от 12.03.2020г. в связи с поступившими от ФИО3 возражениями, судебный приказ от 15.03.2018г. отменен. На основании сведений, поступивших в Межрайонную ИФНС России №10 по Челябинской области от МРЭО ГИБДД Челябинской области, ФИО3 являлся в 2014-2016гг. плательщиком транспортного налога. Налогоплательщику было предложено добровольно уплатить транспортный налог по требованиям от 10.10.2018г. НОМЕР, от 11.07.2019г. НОМЕР требования в добровольном порядке не исполнены.

Представитель административного истца Межрайонной ИФНС России № 10 по Челябинской области ФИО1 в судебном заседании на требованиях с учетом уточнений настаивала, просила удовлетворить.

Административный ответчик ФИО3 в судебное заседание не явился, о дне слушания дела извещен надлежащим образом, просит рассмотреть дело в свое отсутствие (л.д.98,101).

Представитель административного ответчика ФИО3 – ФИО2, действующий по доверенности, в судебном заседании по требованиям возражал, указав на пропуск установленного трехлетнего срока обращения в суд.

Суд, в силу ч. 2 ст. 289 КАС РФ считает возможным рассмотреть дело в отсутствие не явившихся лиц.

Заслушав участников процесса, исследовав письменные материалы дела, суд приходит к следующему выводу.

В соответствии со ст. 286 КАС РФ органы государственной власти, иные государственные органы, органы местного самоуправления, другие органы, наделенные в соответствии с федеральным законом функциями контроля за уплатой обязательных платежей (далее - контрольные органы), вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением о взыскании с физических лиц денежных сумм в счет уплаты установленных законом обязательных платежей и санкций, если у этих лиц имеется задолженность по обязательным платежам, требование контрольного органа об уплате взыскиваемой денежной суммы не исполнено в добровольном порядке или пропущен указанный в таком требовании срок уплаты денежной суммы и федеральным законом не предусмотрен иной порядок взыскания обязательных платежей и санкций (ч. 1).

В соответствии со статьей 57 Конституции Российской Федерации каждый обязан платить законно установленные налоги и сборы.

Данному конституционному положению корреспондирует пункт 1 статьи 3 Налогового кодекса Российской Федерации, согласно которому каждое лицо должно уплачивать законно установленные налоги и сборы.

В соответствии с пунктом 1 статьи 356 Налогового кодекса Российской Федерации транспортный налог устанавливается этим Кодексом и законами субъектов Российской Федерации о транспортном налоге, вводится в действие в соответствии с указанным Кодексом, законами субъектов Российской Федерации о транспортном налоге и обязателен к уплате на территории соответствующего субъекта Российской Федерации.

В соответствии с частями 1, 2 статьи 287 КАС РФ органы государственной власти, иные государственные органы, органы местного самоуправления, другие органы, наделенные в соответствии с федеральным законом функциями контроля за уплатой обязательных платежей (далее - контрольные органы), вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением о взыскании с физических лиц денежных сумм в счет уплаты установленных законом обязательных платежей и санкций, если у этих лиц имеется задолженность по обязательным платежам, требование контрольного органа об уплате взыскиваемой денежной суммы не исполнено в добровольном порядке или пропущен указанный в таком требовании срок уплаты денежной суммы и федеральным законом не предусмотрен иной порядок взыскания обязательных платежей и санкций.

Административное исковое заявление о взыскании обязательных платежей и санкций может быть подано в суд в течение шести месяцев со дня истечения срока исполнения требования об уплате обязательных платежей и санкций. Пропущенный по уважительной причине срок подачи административного искового заявления о взыскании обязательных платежей и санкций может быть восстановлен судом.

В соответствии со статьей 32 НК РФ налоговые органы обязаны направлять налогоплательщику или налоговому агенту копии акта налоговой проверки и решения налогового органа, а также в случаях, предусмотренных Налоговым кодексом, налоговое уведомление и требование об уплате налога и сбора.

Согласно статьи 45 НК РФ налогоплательщик обязан самостоятельно исполнять обязанность по уплате налога, если иное не предусмотрено законодательством о налогах и сборах. Обязанность по уплате налога должна быть выполнена в срок, установленный законодательством о налогах и сборах. Налогоплательщик вправе исполнить обязанность по уплате налога досрочно. Неисполнение или ненадлежащее исполнение обязанности по уплате налога является основанием для направления налоговым органом или таможенным органом налогоплательщику требования об уплате налога.

В соответствии со статьей 19 НК РФ налогоплательщиками признаются организации и физические лица, на которые возложена обязанность уплачивать налоги и сборы.

На основании статьи 357 НК РФ налогоплательщиками налога признаются лица, на которых в соответствии с законодательством Российской Федерации зарегистрированы транспортные средства, признаваемые объектом налогообложения в соответствии со статьей 358 настоящего Кодекса, если иное не предусмотрено настоящей статьей.

Согласно пункта 1 статьи 358 НК РФ объектом налогообложения признаются автомобили, мотоциклы, мотороллеры, автобусы и другие самоходные машины и механизмы на пневматическом и гусеничном ходу, самолеты, вертолеты, теплоходы, яхты, парусные суда, катера, снегоходы, мотосани, моторные лодки, гидроциклы, несамоходные (буксируемые суда) и другие водные и воздушные транспортные средства (далее в настоящей главе - транспортные средства), зарегистрированные в установленном: порядке в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Главой 28 НК РФ закреплено взыскание транспортного налога, отнесенного к региональным налогам и сборам.

На территории Челябинской области транспортный налог установлен и введен в действие Законом Челябинской области от 28 ноября 2002 года № 114-ЗО «О транспортном налоге».

Пунктом 1 статьи 362 НК РФ определено, что налогоплательщики-организации исчисляют сумму налога и сумму авансового платежа по налогу самостоятельно. Сумма налога, подлежащая уплате налогоплательщиками - физическими лицами, исчисляется налоговыми органами на основании сведений, которые представляются в налоговые органы органами, осуществляющими государственную регистрацию транспортных средств на территории Российской Федерации.

Налоговые органы, определяя налоговую базу для исчисления сумм транспортного налога, руководствуются данными о транспортных средствах, зарегистрированных в установленном порядке в соответствии с законодательством Российской Федерации. Прекращение взимания транспортного налога возможно только в случае снятия с учета транспортного средства в регистрирующих органах. Начисление и уплата транспортного налога в случае продажи, принудительной реализации транспортного средства прекращаются с месяца, следующего за месяцем снятия его с регистрационного учета в органах ГИБДД. Иных оснований для прекращения взимания указанного налога (за исключением угона транспортного средства либо возникновения права на налоговую льготу) законодательством о налогах и сборах не установлено.Неисполнение или ненадлежащее исполнение обязанности по уплате налога является основанием для направления налоговым органом или таможенным органом налогоплательщику требования об уплате налога, которое в силу статьи 70 НК РФ должно быть направлено налогоплательщику не позднее трех месяцев со дня выявления недоимки, если иное не предусмотрено настоящей статьей.

Статьей 75 НК РФ предусмотрено, что в случае неуплаты в установленный срок сумм налога, подлежит начислению пени в размере одной трехсотой действующей в это время ставки рефинансирования Центрального банка РФ за каждый календарный день просрочки исполнения обязанности по уплате налога, начиная со следующего за установленным законодательством о налогах и сборах для уплаты налога. Принудительное взыскание пеней с физических лиц, не являющихся индивидуальными предпринимателями, производится в порядке, предусмотренном статьей 48 НК РФ. В соответствии с абз. 3 п. 3 ст. 48 НК Российской Федерации, пропущенный по уважительной причине срок подачи заявления о взыскании может быть восстановлен судом.

Межрайонная ИФНС №10 по Челябинской области является профессиональным участником налоговых правоотношений, специализированным государственным органом, призванным осуществлять контроль за сбором налогов и своевременностью их взимания, в связи с чем ему должны быть известны правила обращения в суд с заявлением о взыскании обязательных платежей и санкций.

Установление в законе срока для защиты нарушенных интересов лица, начала его течения и последствий пропуска такого срока обусловлено необходимостью обеспечить стабильность отношений участников спорных правоотношений.

Внутренние организационные причины, повлекшие несвоевременную подачу административного искового заявления, не могут рассматриваться в качестве уважительных причин пропуска такого срока. Об этом также указано в абз. 3 п. 60 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 30 июля 2013 года N 57 "О некоторых вопросах, возникающих при применении арбитражными судами части первой Налогового кодекса Российской Федерации".

В соответствии с ч. 8 ст. 219 КАС РФ пропуск срока обращения в суд без уважительной причины, а также невозможность восстановления пропущенного (в том числе по уважительной причине) срока обращения в суд является основанием для отказа в удовлетворении административного иска.

Частью 5 ст. 180 КАС РФ установлено, что в случае отказа в удовлетворении административного иска в связи с пропуском срока обращения в суд без уважительной причины и невозможностью восстановить пропущенный срок в предусмотренных настоящим Кодексом случаях в мотивировочной части решения суда может быть указано только на установление судом данных обстоятельств.

Из материалов дела следует, что ФИО3 является плательщиком транспортного налога, в связи с наличием в собственности в спорный налоговый период объектов налогообложения –транспортных средств МАРКА государственный регистрационный знак НОМЕР, МАРКА государственный регистрационный знак НОМЕР, МАРКА государственный регистрационный знак НОМЕР, МАРКА государственный регистрационный знак НОМЕР, МАРКА государственный регистрационный знак НОМЕР, МАРКА государственный регистрационный знак НОМЕР, МАРКА государственный регистрационный знак НОМЕР, МАРКА государственный регистрационный знак НОМЕР, МАРКА государственный регистрационный знак НОМЕР.

За 2015г. ФИО3 исчислен транспортный налог и сформировано налоговое уведомление НОМЕР от 29.07.2016г. со сроком уплаты до 01.12.2016г. в сумме 25 091 руб. (л.д.19).

За 2014г., 2015г., 2016г. ФИО3 исчислен транспортный налог в сумме 93 273 руб. и сформировано налоговое уведомление НОМЕР от 24.08.2017г. со сроком уплаты до 01.12.2017г. (л.д.18).

Решением Копейского городского суда Челябинской области от 10.10.2018г. с ФИО3 взыскана недоимка по транспортному налогу за 2014-2016 годы в размере 33 750 руб., пени в размере 238 руб. 47 коп. (л.д.77-79).

Апелляционным определением судебной коллегии по административным делам Челябинского областного суда от 09.01.2019г. решение Копейского городского суда Челябинской области от 10.10.2018г. изменено, с ФИО3 взыскана недоимка по транспортному налогу за 2014-2016 годы в размер 33 750 руб., пени за период с 02.12.2017г. по 17.12.2017г. в размере 148 руб. 48 коп. (л.д.80-84).

Налоговым органом ФИО3 были выставлены требования:

- НОМЕР от 10.10.2018г. об уплате пени по транспортному налогу в размере 6 722 руб. 49 коп., 5 926 руб. 15 коп., пени по налогу на имущество в сумме 568 руб. 09 коп., пени по земельному налогу в сумме 25 руб. 13 коп., предоставлен срок для добровольного исполнения до 27.11.2018г. (л.д.8);

- НОМЕР от 11.07.2019г. об уплате пени по транспортному налогу в сумме 5 971 руб. 82 коп., 1 237 руб. 12 коп., предоставлен срок для добровольного исполнения до 06.11.2019г. (л.д.12).

28.02.2020г. Межрайонная ИФНС России №10 по Челябинской области обратилась к мировому судье судебного участка №5 г.Копейска Челябинской области с заявлением о вынесении в отношении ФИО3 судебного приказа о взыскании пени по транспортному налогу в сумме 9 856 руб. 75 коп.

В связи с поступившими от ФИО3 возражениями, определением мирового судьи судебного участка №5 г.Копейска Челябинской области от 12.03.2020г. отменен судебный приказ от 03.03.2020г.

В июле 2020г. с ФИО3 в рамках возбужденного исполнительного производства НОМЕР от 02.06.2020г. удержаны денежные средства в размере 2 851 руб. 52 коп., 3 000 руб., 148 руб. 48 коп., 3 123 руб. 48 коп. (л.д.112 оборотная сторона, 119-121).

По транспортному налогу за 2016г. за период с 18.12.2017г. по 09.10.2018г. начислены пени на сумму недоимки в размере 11 250 руб. – 822 руб. 10 коп., за период с 10.10.2018г. по 10.07.2019г. в сумме 841 руб. 49 коп., остальные пени за период с 02.10.2015г. по 02.12.2018г. (за 2014г.) в размере 5 844 руб. 74 коп., за период с 01.11.2015г. по 30.11.2015г. в размере 414 руб. начислены на задолженность по транспортному налогу, начисленному за 2009-2013 годы, как следует из пояснений налогового органа.

Проанализировав вышеизложенное, суд пришел к выводу, что следует взыскать с ФИО3 пени по транспортному налогу за 2016г., начисленные за период с 18.12.2017г. по 09.10.2018г. в размере 822 руб. 10 коп., за период с 10.10.2018г. по 10.07.2019г. в размере 841 руб. 49 коп.

Требования налогового органа о взыскании пени по транспортному налогу за период с 02.10.2015г. по 02.12.2018г. в размере 5 844 руб. 74 коп. и за период с 01.11.2015г. по 30.11.2015г. в размере 414 руб. удовлетворению не подлежат, поскольку в отношении указанной задолженности истек срок подачи заявления, предусмотренный ст.48 НК РФ на момент обращения за судебным приказом.

Согласно ст. 114 КАС РФ судебные расходы, понесенные судом в связи с рассмотрением административного дела, и государственная пошлина, от уплаты которых административный истец был освобожден, в случае удовлетворения административного искового заявления взыскиваются с административного ответчика, не освобожденного от уплаты судебных расходов.

В соответствии со статьей 114 КАС РФ суд взыскивает с административного ответчика госпошлину в доход федерального бюджета в размере 400 рублей.

Руководствуясь ст.ст. 174-180 КАС РФ, суд-

РЕШИЛ:


Административное исковое заявление Межрайонной ИФНС России №10 по Челябинской области к ФИО3 - удовлетворить частично.

Взыскать с ФИО3, зарегистрированного по адресу: АДРЕС, пени по транспортному налогу за 2016 год, начисленные за период с 18.12.2017г. по 09.10.2018г. в размере 822 руб. 10 коп., за период с 10.10.2018г. по 10.07.2019г. в размере 841 руб. 49 коп., всего в размере 1 663 руб. 59 коп.

В удовлетворении остальной части исковых требований Межрайонной ИФНС России №10 по Челябинской области к ФИО3 о взыскании пени по транспортному налогу в сумме 6 258 руб. 74 коп. – отказать.

Взыскать с ФИО3 в доход федерального бюджета государственную пошлину в размере 400 рублей.

Решение суда может быть обжаловано сторонами в Челябинский областной суд через Копейский городской суд в течение месяца со дня его изготовления в окончательной форме.

Судья: Гончарова М.И.



Суд:

Копейский городской суд (Челябинская область) (подробнее)

Судьи дела:

Гончарова М.И. (судья) (подробнее)