Решение № 2-1343/2016 2-1343/2016~М-1286/2016 М-1286/2016 от 19 июня 2016 г. по делу № 2-1343/2016

Березовский городской суд (Свердловская область) - Гражданское
Суть спора: 2.178 - Прочие исковые дела -> прочие (прочие исковые дела)



Мотивированное заочное
решение
изготовлено 19.06.2016

Дело №

ЗАОЧНОЕ РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

14 июня 2016 года г.Б.ёзовский

Б.ёзовский городской суд <адрес> в составе председательствующего судьи Коркиной Я. С.

при секретаре судебного заседания Бердюгиной О. С.

с участием представителя истца- помощника прокурора города <адрес><адрес> Злоказовой Е.Э.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора города <адрес><адрес>, предъявленному в защиту интересов неопределённого круга лиц, к администрации <адрес> городского округа о возложении обязанности по принятию мер по постановке объекта бесхозяйного недвижимого имущества на учет в органе, осуществляющем государственную регистрацию прав,

УСТАНОВИЛ:


Прокурор города <адрес><адрес> обратился в суд в защиту интересов неопределённого круга лиц к А. <адрес> городского округа о возложении обязанности по постановке объекта бесхозяйного недвижимого имущества на учет в органе, осуществляющем государственную регистрацию прав. В обоснование иска указано, что прокуратурой <адрес> проведена проверка исполнения органами местного самоуправления <адрес> городского округа обязанностей по обращению бесхозяйных объектов в муниципальную собственность. В ходе проверки установлено, что воздушная линия электропередач *** ф. «<адрес> – <адрес>» протяженностью 1180 м, расположенная по адресу: <адрес>, от опоры № *** до опор у жилых домов по <адрес>,<адрес>,<адрес>, <адрес>, является бесхозяйным имуществом. Оформление муниципальной собственности на данное имущество не осуществлялось. При проведении проверки в дата года установлено, что А. <адрес> городского округа мер по постановке на учет в регистрирующем органе указанного бесхозяйного недвижимого имущества не принято, в регистрирующий орган А. <адрес> городского округа не обращалась. Истец просит обязать А. <адрес> городского округа обратиться в орган, осуществляющий государственную регистрацию прав (Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по <адрес>) с заявлением о постановке на учет бесхозяйного недвижимого имущества – воздушной линии электропередач *** кВ ф. «<адрес> – <адрес>» протяженностью 1180 м, расположенная по адресу: <адрес>, от опоры № ВЛ-6 *** до опор у жилых домов по <адрес>,<адрес>, <адрес>,<адрес><адрес> в течение двух месяцев с момента вступления в законную силу решения суда.

В судебном заседании представитель истца - помощник прокурора города Б.ёзовского <адрес> Злоказова Е.Э. исковые требования поддержала, сославшись на доводы и обстоятельства, изложенные в исковом заявлении.

Представитель ответчика Администрации <адрес> городского округа в судебное заседание не явился, о времени и месте судебного заседания были извещены своевременно и надлежащим образом, ответчику направлено исковое заявление и приложенные к нему документы, определение суда о подготовке дела к судебному разбирательству, в котором судом были разъяснены процессуальные права и обязанности сторон, последствия неявки лиц, участвующих в деле, распределено бремя доказывания между сторонами, порядок представления доказательств, последствия их не представления. Представитель ответчика Администрации <адрес> городского округа о причинах своей неявки в судебное заседание не сообщил, доказательств уважительности причин своей неявки суду не представил, с ходатайством об отложении судебного разбирательства к суду не обращался, каких-либо ходатайств и возражений от представителя ответчика в адрес суда также не поступало.

Представитель третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии <адрес> в судебное заседание не явился, о времени и месте рассмотрения дела извещен своевременно и надлежащим образом, причину неявки суду не сообщил, своего представителя не направил.

Определением Б.ёзовского городского суда <адрес> от дата к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора привлечено Территориальное управление Росимущества в <адрес>.

Представитель третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора Территориального управления Росимущества в <адрес> в судебное заседание не явился, о времени и месте рассмотрения дела извещены своевременно и надлежащим образом. Причину неявки суду не сообщили.

В соответствии с принципом диспозитивности, участники гражданского процесса по своему усмотрению распоряжаются принадлежащими им правами.

Ответчик Администрация <адрес> городского округа предпочло защите по настоящему гражданскому делу - неявку в судебное заседание.

Принимая во внимание, что представитель истца- помощник прокурора г.<адрес><адрес> Злоказова Е. Э. согласна на рассмотрение дела в порядке заочного судопроизводства, суд полагает возможным разрешить дело по существу в данном судебном заседании, в порядке заочного судопроизводства в соответствии со ст.233 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, при этом, судом были разъяснены и понятны последствия рассмотрения дела в порядке заочного производства, в том числе сроки вступления заочного решения в законную силу, возможность пересмотра заочного решения по заявлению не явившегося ответчика при наличии оснований, указанных в ст.242 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации.

Суд, заслушав пояснения представителя истца – помощника прокурора г. <адрес><адрес> Злоказовой Е.Э., исследовав письменные материалы дела, находит исковые требования подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.

В соответствии с ч.3 ст. 196 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации суд принимает решение по заявленным исковым требованиям.

В соответствии со ст.ст.12, 56 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации правосудие по гражданским делам осуществляется на основе состязательности и равноправия сторон, каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как основание своих требований и возражений.

Согласно ст. 67 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации суд оценивает доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном, объективном и непосредственном исследовании имеющихся в деле доказательств. Никакие доказательства не имеют для суда заранее установленной силы. Суд оценивает относимость, допустимость, достоверность каждого доказательства в отдельности, а также достаточность и взаимную связь доказательств в их совокупности.

В соответствии с ч.1 ст. 3 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации заинтересованное лицо вправе в порядке, установленном законодательством о гражданском судопроизводстве, обратиться в суд за защитой нарушенных либо оспариваемых прав, свобод или законных интересов, в том числе с требованием о присуждении ему компенсации за нарушение права на судопроизводство в разумный срок или права на исполнение судебного постановления в разумный срок.

Согласно ч. 1 ст. 45 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований. Заявление в защиту прав, свобод и законных интересов гражданина может быть подано прокурором только в случае, если гражданин по состоянию здоровья, возрасту, недееспособности и другим уважительным причинам не может сам обратиться в суд. Указанное ограничение не распространяется на заявление прокурора, основанием для которого является обращение к нему граждан о защите нарушенных или оспариваемых социальных прав, свобод и законных интересов в сфере трудовых (служебных) отношений и иных непосредственно связанных с ними отношений; защиты семьи, материнства, отцовства и детства; социальной защиты, включая социальное обеспечение; обеспечения права на жилище в государственном и муниципальном жилищных фондах; охраны здоровья, включая медицинскую помощь; обеспечения права на благоприятную окружающую среду; образования.

В соответствии с п.1, п.3 ст. 225 Гражданского кодекса Российской Федерации бесхозяйной является вещь, которая не имеет собственника или собственник которой неизвестен либо, если иное не предусмотрено законами, от права собственности на которую собственник отказался. Бесхозяйные недвижимые вещи принимаются на учет органом, осуществляющим государственную регистрацию права на недвижимое имущество, по заявлению органа местного самоуправления, на территории которого они находятся.

По истечении года со дня постановки бесхозяйной недвижимой вещи на учет орган, уполномоченный управлять муниципальным имуществом, может обратиться в суд с требованием о признании права муниципальной собственности на эту вещь.

Бесхозяйная недвижимая вещь, не признанная по решению суда поступившей в муниципальную собственность, может быть вновь принята во владение, пользование и распоряжение оставившим ее собственником либо приобретена в собственность в силу приобретательной давности.

В соответствии с п. 3 ст. 9 Федерального закона от дата № 122-ФЗ «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним» к компетенции федерального органа в области государственной регистрации при проведении им государственной регистрации прав в случаях, предусмотренных пунктом 1 настоящей статьи, и органов по государственной регистрации относятся: принятие на учет в порядке, установленном органом нормативно-правового регулирования в сфере государственной регистрации прав, бесхозяйных недвижимых вещей.

Порядок принятия на учет бесхозяйных недвижимых вещей утвержден Приказом Минэкономразвития России от дата №.

Согласно п.п. 4, 5, 7 Приказа Минэкономразвития России от дата № принятие на учет объекта недвижимого принятие на учет объекта недвижимого имущества осуществляется на основании заявления о постановке на учет: органа местного самоуправления городских, сельских поселений, городских округов, а на межселенных территориях - органа местного самоуправления муниципальных районов, в отношении недвижимых вещей, находящихся на территориях этих муниципальных образований.

К заявлению прилагаются: а) документ, подтверждающий, что объект недвижимого имущества не имеет собственника (или его собственник неизвестен), в том числе:

- документ, подтверждающий, что данный объект недвижимого имущества не учтен в реестрах федерального имущества, государственного имущества субъекта Российской Федерации и муниципального имущества, выданный органами учета государственного и муниципального имущества;

- документ, подтверждающий, что право собственности на данный объект недвижимого имущества не было зарегистрировано соответствующими государственными органами (организациями), осуществлявшими регистрацию прав на недвижимость до введения в действие Закона и до начала деятельности учреждения юстиции по государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним на территории соответствующего субъекта Российской Федерации;

б) заявление собственника (собственников) или уполномоченного им (ими) на то лица (при наличии у него нотариально удостоверенной доверенности) об отказе от права собственности на объект недвижимого имущества;

в) копии правоустанавливающих документов, подтверждающих наличие права собственности у лица (лиц), отказавшегося (отказавшихся) от права собственности на объект недвижимости.

В соответствии с п. 14, 15, 17 Приказа Минэкономразвития России от дата № решение о принятии на учет объекта недвижимого имущества принимается не позднее десяти рабочих дней со дня приема заявления и необходимых документов органом, осуществляющим государственную регистрацию прав.

Принятие на учет объекта недвижимого имущества осуществляется путем внесения соответствующей записи в ЕГРП в порядке, установленном правилами ведения Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним, утвержденными в соответствии с пунктом 5 статьи 12 Закона.

После принятия на учет объекта недвижимого имущества, который не имеет собственника или собственник которого неизвестен, заявителю выдается (направляется) сообщение о принятии на учет объекта недвижимого имущества по установленной настоящим Порядком форме (приложение №).

Таким образом, в силу ст. 16 Федерального закона от дата № 122-ФЗ «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним», а также положений Приказа Минэкономразвития России от дата № постановка на учет бесхозяйного недвижимого имущества носит заявительный характер, т.е. инициатором постановки на учет является именно орган местного самоуправления.

В силу положений ст. 16 Федерального закона от дата № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к вопросам местного значения городского округа относятся: организация в границах городского округа электро-, тепло-, газо- и водоснабжения населения, водоотведения, снабжения населения топливом в пределах полномочий, установленных законодательством Российской Федерации; участие в предупреждении и ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций в границах городского округа.

Согласно положениям п.1 ст. 21 Устава <адрес> городского округа, утвержденного решением <адрес> городской думы от дата №, структуру органа местного самоуправления городского округа составляют: Дума <адрес> городского округа, Глава <адрес> городского округа, А. (исполнительно-распорядительный орган местного самоуправления), Счетная палата <адрес> городского округа – контрольно-счетный орган.

В силу п.п. 6 п. 1 ст.31 Устава Б.ёзовского городского округа, к полномочиям А. <адрес> городского округа относится организация электро- и газоснабжение населения, снабжения населения топливом, полномочия по организации теплоснабжения, предусмотренные ФЗ «О теплоснабжении», полномочия в сфере водоснабжения и водоотведения, предусмотренные Федеральным законом «О водоснабжении и водоотведении».

Как установлено судом в ходе рассмотрения дела и не оспаривается лицами, участвующим в деле, прокуратурой <адрес> проведена проверка соблюдения исполнения органами местного самоуправления Березовского городского округа обязанностей по обращению бесхозяйных объектов в муниципальную собственность. В ходе проверки установлено, что воздушная линия электропередач *** ф. «<адрес> – <адрес>» протяженностью 1180 м, расположенная по адресу: <адрес>, от опоры *** опор у жилых домов по <адрес>,<адрес><адрес>, <адрес>, является бесхозяйным имуществом.

Согласно ответа на судебный запрос СОГУП «Областной Центр недвижимости» Филиал «<адрес> БТИ» сведениями о принадлежности объекта – участок воздушной линии электропередач ВЛ (ВЛИ) – 0,4 кВ ф. «<адрес> – <адрес>» протяженностью 1180 м, расположенная по адресу: <адрес>, от опоры № *** до опор у жилых домов по <адрес>,<адрес>, не располагает.

Из ответа на судебный запрос Комитета по управлению имуществом А. Березовского городского округа следует, что в реестре муниципального имущества <адрес> городского округа не числится воздушная линия электропередач *** ф. «<адрес> – <адрес>» протяженностью 1180 м, расположенная по адресу: <адрес>, от опоры № *** до опор у жилых домов по <адрес>,<адрес><адрес>,<адрес>, <адрес>. Данный участок воздушной линии электропередач включен в реестр бесхозяйных объектов Березовского городского округа.

Из сообщения Министерства по управлению государственным имуществом <адрес> следует, что в реестре отсутствуют сведения об объекте недвижимого имущества – участок воздушной линии электропередач *** *** ф. «<адрес> – <адрес>» протяженностью 1180 м, расположенная по адресу: <адрес>, от опоры № *** до опор у жилых домов по <адрес>,<адрес><адрес>,<адрес><адрес>.

Согласно уведомлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по <адрес> в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним отсутствует запрошенная информация о зарегистрированных правах на объект недвижимого имущества – участок воздушной линии электропередач *** . «<адрес> – <адрес>» протяженностью 1180 м, расположенная по адресу: <адрес>, от опоры № *** до опор у жилых домов по <адрес>,<адрес><адрес>,4, <адрес>.

Мер по постановке на учет в регистрирующем органе указанного бесхозяйного недвижимого имущества А. Березовского городского округа не принимала, в регистрирующий орган не обращалась. Доказательств обратного суду А. Березовского городского округа не представлено.

Однако действующее законодательство предписывает в обязательном порядке постановку на учет недвижимого имущества как бесхозяйного и с этой целью требует подачи заявления органом местного самоуправления для постановки на учет бесхозяйных объектов недвижимого имущества.

В соответствии с ч.3 ст.196 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации суд принимает решение по заявленным исковым требованиям. Иных исковых требований в рамках настоящего гражданского дела прокурором <адрес> не заявлено.

Учитывая установленные обстоятельства, нормы действующего законодательства, у суда не имеется правовых оснований для отказа в удовлетворении требований прокурора <адрес>.

Согласно ч.2 ст. 206 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации в случае, если указанные действия могут быть совершены только ответчиком, суд устанавливает в решении срок, в течение которого решение суда должно быть исполнено. Решение суда, обязывающее организацию или коллегиальный орган совершить определенные действия (исполнить решение суда), не связанные с передачей имущества или денежных сумм, исполняется их руководителем в установленный срок. В случае неисполнения решения без уважительных причин суд, принявший решение, либо судебный пристав-исполнитель применяет в отношении руководителя организации или руководителя коллегиального органа меры, предусмотренные федеральным законом.

Удовлетворяя исковые требования прокурора города <адрес><адрес> о возложении на А. <адрес> городского округа обязанности обратиться в орган, осуществляющий государственную регистрацию прав (Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по <адрес>) с заявлением о постановке на учет бесхозного недвижимого имущества – воздушной линии электропередач *** . «<адрес> – <адрес>» протяженностью 1180 м, расположенная по адресу: <адрес>, от опоры № *** до опор у жилых домов по <адрес>,<адрес><адрес>,<адрес><адрес>, учитывая объем работ по устранению выявленных нарушений, суд считает необходимым установить такой срок ответчику в течение двух месяцев со дня вступления данного решения суда в законную силу.

Ответчиком не представлены доказательства, опровергающие доводы истца, время для сбора доказательств в подтверждение своих доводов ответчику представлялось достаточное, ходатайств к суду в порядке ст. 56, 57 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации от ответчика не поступало.

В соответствии с ч. 3 ст. 196 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации суд принимает решение по заявленным истцом требованиям.

В соответствии со ст.ст.12, 56 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации правосудие по гражданским делам осуществляется на основе состязательности и равноправия сторон, каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как основание своих требований и возражений.

Судом в соответствии с ч.2 ст.56 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации разъяснялось бремя доказывания своих требований, определялся круг доказательств, подлежащих доказыванию, разъяснялось право на обращение с ходатайством об оказании содействия в собирании доказательств в порядке ст.57 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации.

Статья 88 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации предусматривает, что судебные расходы состоят из государственной пошлины и издержек, связанных с рассмотрением дела. Размер и порядок уплаты государственной пошлины устанавливаются федеральными законами о налогах и сборах.

Согласно ст. 89 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации льготы по уплате государственной пошлины предоставляются в случаях и порядке, которые установлены законодательством Российской Федерации о налогах и сборах.

В силу ст. 61.1 Бюджетного кодекса Российской Федерации, государственная пошлина по делам, рассматриваемым судами общей юрисдикции и мировыми судьями, подлежит зачислению в бюджет муниципального района, то есть должна взыскиваться в доход местного бюджета.

В силу ст. 333.36 Налогового кодекса Российской Федерации от уплаты государственной пошлины по делам, рассматриваемым в судах общей юрисдикции, а также мировыми судьями, освобождаются государственные органы, органы местного самоуправления, выступающие по делам в качестве истцов или ответчиков.

Исходя из анализа изложенных норм права на А. <адрес> городского округа, являющуюся органом местного самоуправления, в полной мере распространяется установленная подп.19 п.1 ст. 333.36 Налогового кодекса Российской Федерации льгота по уплате государственной пошлины, а, следовательно, государственная пошлина согласно требованиям ч.1 ст. 103 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации не может быть взыскана.

При вынесении решения суд оценивает исследованные доказательства в их совокупности, учитывает, что у сторон не возникло дополнений к рассмотрению дела по существу, все участники процесса согласились на окончании рассмотрения дела при исследованных судом доказательствах, сторонам также было разъяснено бремя доказывания в соответствии с положениями ст.ст.12, 35, 56, 57 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации.

На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 12, 56, 194-199, 233-235, 237 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд

РЕШИЛ:


Исковые требования прокурора города <адрес><адрес>, предъявленные в защиту интересов неопределённого круга лиц, к администрации <адрес> городского округа о возложении обязанности по принятию мер по постановке объекта бесхозяйного недвижимого имущества на учет в органе, осуществляющем государственную регистрацию прав,- удовлетворить.

Обязать администрацию <адрес> городского округа обратиться в орган, осуществляющий государственную регистрацию прав (Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по <адрес>) с заявлением о постановке на учет бесхозяйного недвижимого имущества – воздушной линии электропередач *** . «<адрес> – <адрес>» протяженностью 1180 м, расположенная по адресу: <адрес>, от опоры № *** до опор у жилых домов по <адрес>,<адрес><адрес>,4, <адрес> в течение двух месяцев с момента вступления в законную силу решения суда.

Ответчик вправе подать в суд, принявший заочное решение, заявление об отмене этого решения в течение семи дней со дня вручения копии этого решения.

На заочное решение суда может быть подана апелляционная жалоба в суд апелляционной инстанции <адрес> областного суда в течение месяца по истечении срока подачи ответчиком заявления об отмене заочного решения, а в случае, если такое заявление подано, в течение месяца со дня вынесения определения суда об отказе в удовлетворении этого заявления, с подачей апелляционной жалобы через Б.ёзовский городской суд <адрес>.

Председательствующий:

Судья Б.ёзовского городского суда

<адрес> Я. С. Коркина



Суд:

Березовский городской суд (Свердловская область) (подробнее)

Истцы:

Прокурор г.Березовскго (подробнее)

Ответчики:

Адинистриция БГО (подробнее)

Судьи дела:

Коркина Яна Сергеевна (судья) (подробнее)