Решение № 2А-1374/2020 2А-1374/2020~М-1536/2020 М-1536/2020 от 6 ноября 2020 г. по делу № 2А-1374/2020Бирский районный суд (Республика Башкортостан) - Гражданские и административные № 2а-1374/2020 ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ 06 ноября 2020 года г. Бирск Бирский межрайонный суд Республики Башкортостан в составе председательствующего судьи Яндубаевой А.Ю., при секретаре Шамсутдиновой И.Д., с участием помощника прокурора Алмакаева Р.Н., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по административному исковому заявлению Бирского межрайонного прокурора в интересах Российской Федерации и неопределенного круга лиц о признании информации, размещенной на сайте по электронному адресу: https://hack-port.ru/forum/165-10678-1 запрещенной к распространению на территории Российской Федерации, Бирский межрайонный прокурор обратился в суд с указанным административным иском, мотивируя тем, что проведена проверка соблюдения требований законодательства о распространении информации, оказывающей негативное влияние на духовное, психическое, нравственное и физическое воспитание несовершеннолетних. В ходе мониторинга информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» установлено, что в поисковой системе «Yandex» путем ввода слов «как сделать амфетамин в домашних условиях», осуществляется переход на сайт по адресу: https://hack-port.ru/forum/165-10678-1 На странице сайта для свободного доступа неограниченного круга лиц размещена информация под названием «Метамфетамин Рецепт», где размещена информация о способах приготовления в домашних условиях наркотического (одурманивающего) вещества. При этом ознакомиться с содержанием информации может каждый интернет-пользователь, вход на сайт свободный, регистрация не требуется, информация распространяется бесплатно, срок пользования ресурсом не ограничен. Нахождение в открытом доступе в сети Интернет указанной информации, побуждает граждан самостоятельно изготовить в домашних условиях наркотическое (одурманивающее) вещество, способствует совершению преступлений. Распространение указанной информации противоречит целям и задачам действующего законодательства, подрывает основы конституционного строя, нарушает публичные интересы Российской Федерации и права неопределенного круга лиц, в том числе, права граждан на жизнь в правовом государстве. На момент проверки указатель страниц сайтов, на которых размещена информация, в едином реестре отсутствует (http://eais.rkn.gov.ru/). Установить владельца сайта не представилось возможным. Просит признать информацию, размещенную на Интернет сайте по электронному адресу: https://hack-port.ru/forum/165-10678-1, информацией, запрещенной к распространению на территории Российской Федерации, включить названный материал в Единый реестр доменных имен, указателей страницы сайтов в сети Интернет и сетевых адресов, позволяющих идентифицировать сайты в сети Интернет, содержащие информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено. В судебное заседание административный истец – Бирский межрайонный прокурор, не явился, о месте и времени рассмотрения дела извещен надлежащим образом, по тексту искового заявления просил рассмотреть дело в его отсутствие. Представитель заинтересованного лица - Управления Роскомнадзора, в судебное заседание не явился, извещен надлежащим образом о времени и месте его проведения, направил ходатайство о рассмотрении дела в его отсутствии. Согласно ст. 150 КАС РФ суд вправе рассмотреть дело в отсутствие лица, участвующего в деле, извещенного о времени и месте судебного заседания, если он не сообщил суду об уважительных причинах неявки и не просил рассмотреть дело в его отсутствие. С учетом изложенного суд считает возможным рассмотреть дело в отсутствие представителя истца, извещенного о времени и месте судебного заседания. Изучив материалы дела, исследовав доказательства, суд приходит к следующим выводам. В соответствии со ст. 39 КАС РФ прокурору предоставлено право на обращение в суд в интересах Российской Федерации и неопределённого круга лиц. Согласно п. 2 ст. 3 Федерального закона от 27.07.2006 № 149-ФЗ «Об информации, информационных технологиях и о защите информации» правовое регулирование отношений, возникающих в сфере информации, информационных технологий и защиты информации, основывается на принципе установления ограничений доступа к информации только федеральными законами. В соответствии со ст.5 указанного федерального закона информация может являться объектом публичных, гражданских и иных правовых отношений. Информация может свободно использоваться любым лицом и передаваться одним лицом другому лицу, если федеральными законами не установлены ограничения доступа к информации либо иные требования к порядку ее предоставления или распространения. Информация в зависимости от категории доступа к ней подразделяется на общедоступную информацию, а также на информацию, доступ к которой ограничен федеральными законами (информация ограниченного доступа). Информация в зависимости от порядка ее предоставления или распространения подразделяется на: 1) информацию, свободно распространяемую; 2) информацию, предоставляемую по соглашению лиц, участвующих в соответствующих отношениях; 3) информацию, которая в соответствии с федеральными законами подлежит предоставлению или распространению; 4) информацию, распространение которой в Российской Федерации ограничивается или запрещается. Согласно ч.1 ст.10 федерального закона ФЗ №149-ФЗ в Российской Федерации распространение информации осуществляется свободно при соблюдении требований, установленных законодательством Российской Федерации. Частями 1 и 5 ст.15 федерального закона №149-ФЗ предусмотрено, что на территории Российской Федерации использование информационно-телекоммуникационных сетей осуществляется с соблюдением требований законодательства Российской Федерации в области связи, настоящего Федерального закона и иных нормативных правовых актов Российской Федерации. Передача информации посредством использования информационно-телекоммуникационных сетей осуществляется без ограничений при условии соблюдения установленных федеральными законами требований к распространению информации и охране объектов интеллектуальной собственности. Передача информации может быть ограничена только в порядке и на условиях, которые установлены федеральными законами. Частью 1 ст.9 Федерального закона от 27.07.2006 № 149-ФЗ «Об информации, информационных технологиях и защите информации» установлено, что ограничение доступа к информации устанавливается федеральными законами в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства. Согласно п. 6 ст. 10 указанного Закона запрещается распространение информации, за распространение которой предусмотрена уголовная или административная ответственность.Таким образом, перечисленными выше правовыми нормами в их взаимосвязи предусмотрен запрет на распространение информации, связанной с осуществлением деятельности по продаже справок о заработной плате с заполненными графами о месте работы и выплаченных суммах путем внесения заведомо недостоверных сведений, в том числе через сети «Интернет», за осуществление которой предусмотрена уголовная и административная ответственность. Статьей 15.1 Федерального закона от 27.07.2006 № 149-ФЗ «Об информации, информационных технологиях и о защите информации» предусмотрено, что в целях ограничения доступа к сайтам в сети «Интернет», содержащим информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено, создается единая автоматизированная информационная система «Единый реестр доменных имен, указателей страниц сайтов в сети «Интернет» и сетевых адресов, позволяющих идентифицировать сайты в сети «Интернет», содержащие информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено» (далее - реестр), а который включаются, в том числе, сетевые адреса, позволяющие идентифицировать сайты в сети «Интернет», содержащие информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено. Основаниями для включения в реестр сведений, указанных в части 2 настоящей статьи, является, в том числе, вступившее в законную силу решение суда о признании информации, распространяемой посредством сети «Интернет», информацией, распространение которой в Российской Федерации запрещено. Постановлением Правительства РФ от 26.10.2012 №1101 утверждены Правила создания, формирования и ведения единой автоматизированной информационной системы «Единый реестр доменных имен, указателей страниц сайтов в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» и сетевых адресов, позволяющих идентифицировать сайты в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», содержащие информацию, распространение которой в РФ запрещено» (далее - Правила). В соответствии с п. 1 Правил создания, формирования и ведения единой автоматизированной информационной системы «Единый реестр доменных имен, указателей страниц сайтов в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» и сетевых адресов, позволяющих идентифицировать сайты в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», содержащие информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 26.10.2012 № 1101, Единая автоматизированная информационная система «Единый реестр доменных имен, указателей страниц сайтов в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» и сетевых адресов, позволяющих идентифицировать сайты в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», содержащие информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено» (далее - единый реестр) создается в целях ограничения доступа к сайтам в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», содержащим информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено. Полномочия по созданию, формированию и ведению единого реестра отнесены к компетенции Роскомнадзора в соответствии с п. 5.1.7 Положения о Федеральной службе по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 16.03.2009 №228. Согласно п. 2 ч. 5 ст. 15.1 Федерального закона № 149-ФЗ, п. 5 названных Правил одним из оснований для включения в реестр является вступившее в законную силу решение суда о признании информации, распространяемой посредством сети «Интернет», запрещенной информацией. Согласно справки Бирской межрайонной прокуратуры от 31.03.2020 по результатам осмотра сайта сети Интернет, в поисковой системе «Yandex» путем ввода слов «как сделать амфетамин в домашних условиях», осуществляется переход на сайты, в том числе на сайт: https://hack-port.ru/forum/165-10678-1. На странице сайта размещена информация о способах изготовления наркотического (одурманивающего) вещества. При этом вход на сайт свободный, регистрация не требуется, информация распространяется бесплатно, срок пользования ресурсом не ограничен. Доступ на сайт свободный, предварительной регистрацией либо введения логина и пароля не требуется, ознакомиться с содержанием указанной страницы и скопировать и (или) распространить информацию в электронном варианте может любой Интернет-пользователь. Информация на сайте распространяется бесплатно, срок пользования неограничен, ограничение на передачу, копирование, и распространение – отсутствует. Признание информации, размещенной на указанном сайте, запрещенной к распространению, позволит внести данный сайт в единую автоматизированную информационную систему «Единый реестр доменных имен, указателей страниц сайтов в сети «Интернет» и сетевых адресов, позволяющих идентифицировать сайты в сети «Интернет», содержащие информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено в соответствии со ст. 15.1 Федерального закона № 149-ФЗ. В силу того, что сеть Интернет является общедоступным информационным источником, определить круг лиц, чьи права могут быть нарушены вышеназванными противозаконными действиями возможным не представляется. Учитывая изложенное, следует признать информацию, размещенную по электронному адресу информацией, распространение которой на территории Российской Федерации запрещено. Руководствуясь ст. ст.179 - 180, 265.5, 293 КАС РФ, суд заявление Бирского межрайонного прокурора в интересах Российской Федерации и неопределенного круга лиц о признании информации, размещенной на сайте по электронному адресу: https://hack-port.ru/forum/165-10678-1, запрещенной к распространению на территории Российской Федерации удовлетворить. Признать информацию, распространяемую посредством сети Интернет, расположенную по электронному адресу: https://hack-port.ru/forum/165-10678-1 запрещенной к распространению на территории Российской Федерации. Возложить на Управление Федеральной службы по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций по Республике Башкортостан внести информацию, размещенную сети Интернет, расположенную по электронному адресу: https://hack-port.ru/forum/165-10678-1 в «Единый реестр доменных имен, указателей страниц сайтов в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» и сетевых адресов, позволяющих идентифицировать сайты в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», содержащие информацию, распространение которой на территории Российской Федерации запрещено». Решение подлежит немедленному исполнению. Решение может быть обжаловано в течение месяца со дня его принятия в окончательной форме в судебную коллегию по гражданским делам Верховного Суда Республики Башкортостан путем подачи апелляционной жалобы через Бирский межрайонный суд Республики Башкортостан. Судья А.Ю. Яндубаева Суд:Бирский районный суд (Республика Башкортостан) (подробнее)Истцы:Бирский межрайонный прокурор (подробнее)Иные лица:Управление федеральной службы по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций по РБ (подробнее)Судьи дела:Яндубаева А.Ю. (судья) (подробнее)Последние документы по делу: |