Решение № 2А-1146/2020 2А-1146/2020~М-998/2020 М-998/2020 от 2 ноября 2020 г. по делу № 2А-1146/2020Балахнинский городской суд (Нижегородская область) - Гражданские и административные Дело № 2а-1146/2020 Копия УИД 52RS0010-01-2020-002068-83 Именем Российской Федерации г.Балахна 02 ноября 2020 года Балахнинский городской суд Нижегородской области в составе председательствующего судьи Плеханова В.А., при секретаре Дегтяревой М.В., рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному иску межрайонной ИФНС России №5 по Нижегородской области к ФИО1 <данные изъяты> о взыскании недоимки по налогам, пени, Межрайонная ИФНС России № по Нижегородской области обратилась в суд с административным иском о взыскании со ФИО2 недоимки по налогу на доходы физических лиц в размере 1118 руб., пени в сумме 46,81 руб. за неуплату в установленный срок налога на доходы физических лиц; недоимки по единому налогу на вмененный доход для отдельных видов деятельности в размере 2023 руб., пени в сумме 396,09 руб. за неуплату в установленный срок ЕНВД; недоимки по транспортному налогу в размере 1266 руб., пени в сумме 29,26 руб. за неуплату в установленный срок транспортного налога, а всего 4879,16 руб. В обоснование предъявленных требований административный истец указал, что ФИО2 период с 27.09.2015 по 15.01.2018 была зарегистрирована в качестве индивидуального предпринимателя и являлась плательщиком ЕНВД. ФИО2 сдана декларация по ЕНВД, в которой заявлен налог к уплате в сумме 2023 рублей, который не был ответчиком своевременно перечислен в бюджет, в связи с чем, на основании ст.75 НК РФ начислены пени в общей сумме 46,81руб. Согласно ст.207 НК РФ ФИО3 является плательщиком налога на доходы физических лиц (НДФЛ), обязанность по уплате которого предусмотрена п.1 ст.23, п.1 ст.45 ч.1 НК РФ, ст.ст. 227,228 главы 23 НК РФ. В нарушение указанных норм налог на доходы физических лиц в сумме 1118 руб., указанный административным ответчиком в декларации (справке формы 2-НДФЛ), своевременно ФИО2 в бюджет перечислен не был, в связи с чем, на основании ст.75 НК РФ начислены пени сумме 396,09 руб. Кроме того ФИО2 на праве собственности принадлежит (принадлежал) автомобиль легковой, государственный регистрационный знак: <***> марка/модель: Фольксваген гольф GL. В связи с этим ответчик является плательщиком транспортного налога в соответствии с положениями главы 28 НК РФ и закона Нижегородской области от <дата> №-З «О транспортном налоге». Поскольку налогоплательщиком обязанность по уплате налогов самостоятельно исполнена не была, налоговым органом были выставлены требования № от <дата>, № от <дата>, № от <дата> об уплате налога, сбора, пени, штрафа, процентов, которые до настоящего времени административным ответчиком не исполнены. Кроме прочего, административный истец просит восстановить пропущенный срок на подачу настоящего административного искового заявления, мотивируя тем, что процессуальный срок пропущен в связи с поздним выявлением задолженности и большой загруженностью сотрудников правового подразделения инспекции, а также пропуск срока на подачу административного искового заявления незначителен. Представитель административного истца, извещенный надлежащим образом о месте и времени судебного заедания, о чем в материалах дела имеются данные, в суд не явился, в представленном ходатайстве просит рассмотреть дело в его отсутствие, что суд считает возможным. Административный ответчик ФИО2 в судебное заседание не явилась, о времени и месте судебного заседания извещена надлежащим образом, в связи с чем, суд считает возможным рассмотреть дело в ее отсутствие. Проверив материалы дела, суд приходит к следующему. Конституция Российской Федерации в ст. 57 устанавливает, что каждый обязан платить законно установленные налоги и сборы. Аналогичное положение содержится в п.1 ст.3 Налогового кодекса Российской Федерации (далее по тексту НК РФ). Законодательство о налогах и сборах регулирует властные отношения по установлению, введению и взиманию налогов и сборов в Российской Федерации, а также отношения, возникающие в процессе осуществления налогового контроля, обжалования актов налоговых органов, действий (бездействия) их должностных лиц и привлечения к ответственности за совершение налогового правонарушения (ст.2 НК РФ). Таким образом, налоговые правоотношения это публичные правоотношения, а уплата налога является публичной и конституционной обязанностью каждого налогоплательщика. Согласно ст.23 НК РФ налогоплательщики обязаны уплачивать законно установленные налоги (п.п.1 п.1). Положениями ч.1 ст.286 КАС РФ предусмотрено право налоговой инспекции (как контрольного органа) обратиться в суд с административным исковым заявлением о взыскании с физических лиц денежных сумм в счет уплаты установленных законом обязательных платежей и санкций, если у этих лиц имеется задолженность по обязательным платежам, требование контрольного органа об уплате взыскиваемой денежной суммы не исполнено в добровольном порядке или пропущен указанный в таком требовании срок уплаты денежной суммы и федеральным законом не предусмотрен иной порядок взыскания обязательных платежей и санкций. Согласно ч.2 ст.286 КАС РФ административное исковое заявление о взыскании обязательных платежей и санкций может быть подано в суд в течение шести месяцев со дня истечения срока исполнения требования об уплате обязательных платежей и санкций. Согласно пункту 1 статьи 346.28 Налогового кодекса Российской Федерации налогоплательщиками являются индивидуальные предприниматели, осуществляющие на территории муниципального района, в которых введен единый налог, предпринимательскую деятельность, облагаемую единым налогом, и перешедшие на уплату единого налога в порядке, установленном настоящей главой. В соответствии со статьей 346.29 Налогового кодекса Российской Федерации объектом налогообложения для применения единого налога признается вмененный доход налогоплательщика. Налоговым периодом по единому налогу признается квартал (статья 346.30 Налогового кодекса Российской Федерации). В силу пункта 1 статьи 346.32 Налогового кодекса Российской Федерации уплата единого налога производится налогоплательщиком по итогам налогового периода не позднее 25-го числа первого месяца следующего налогового периода в бюджеты бюджетной системы Российской Федерации по месту постановки на учет в налоговом органе в качестве налогоплательщика единого налога в соответствии с пунктом 2 статьи 346.28 настоящего Кодекса. Согласно ст.207 НК РФ налогоплательщиками налога на доходы физических лиц (далее в настоящей главе - налогоплательщики) признаются физические лица, являющиеся налоговыми резидентами Российской Федерации, а также физические лица, получающие доходы от источников, в Российской Федерации, не являющиеся налоговыми резидентами Российской Федерации. В соответствии с п.1 ст.210 НК РФ при определении налоговой базы учитываются все доходы налогоплательщика, полученные им как в денежной, так и в натуральной формах, или право на распоряжение которыми у него возникло, а также доходы в виде материальной выгоды, определяемой в соответствии со статьей 212 настоящего Кодекса. В соответствии с п.1 ст.229 НК РФ налоговая декларация представляется налогоплательщиками, указанными в статьях 227, 227.1 и пункте 1 статьи 228 настоящего Кодекса. Налоговая декларация представляется не позднее 30 апреля года, следующего за истекшим налоговым периодом, если иное не предусмотрено статьей 227.1 настоящего Кодекса. На основании п.6 ст.227 НК РФ общая сумма налога, подлежащая уплате в соответствующий бюджет, исчисленная в соответствии с налоговой декларацией с учетом положений настоящей статьи, уплачивается по месту учета налогоплательщика в срок не позднее 15 июля года, следующего за истекшим налоговым периодом. Налогоплательщики - физические лица уплачивают транспортный налог на основании налогового уведомления, направляемого налоговым органом. Направление налогового уведомления допускается не более чем за три налоговых периода, предшествующих календарному году его направления (п.3 ст.363 НК РФ). В силу положений ст.362 НК РФ сумма налога, подлежащая уплате налогоплательщиками - физическими лицами, исчисляется налоговыми органами на основании сведений, которые представляются в налоговые органы органами, осуществляющими государственную регистрацию транспортных средств на территории Российской Федерации (п.1). Сумма налога, подлежащая уплате в бюджет по итогам налогового периода, исчисляется в отношении каждого транспортного средства как произведение соответствующей налоговой базы и налоговой ставки, если иное не предусмотрено данной статьей (п.2). Налоговая база в отношении транспортных средств, имеющих двигатели, определяется как мощность двигателя транспортного средства в лошадиных силах (п.п.1 п.1 ст.359 НК РФ). Налоговые ставки устанавливаются законами субъектов Российской Федерации соответственно в зависимости от мощности двигателя транспортного средства (п.1 ст.361 НК РФ). Законом Нижегородской области от 28.11.2002 № 71-З «О транспортном налоге» на территории Нижегородской области установлен и введен в действие транспортный налог. Кроме того, обязанность по уплате транспортного налога предусмотрена гл.28 НК РФ. В силу императивных положений ст.ст.357, 358, 362 НК РФ признание лиц налогоплательщиками, определение объекта обложения и возникновение обязанности по исчислению и уплате транспортного налога основаны на сведениях о транспортных средствах и лицах, на которых они зарегистрированы. Обязанность по уплате транспортного налога ставится в зависимость от регистрации транспортного средства, а не от фактического использования данного транспортного средства, а налогоплательщиком транспортного средства признается лицо, на которое зарегистрировано данное транспортное средство. В силу п.1 ст.363 НК РФ уплата налога и авансовых платежей по транспортному налогу производится налогоплательщиками в бюджет по месту нахождения транспортных средств в порядке и сроки, которые установлены законами субъектов Российской Федерации. Налоговым периодом признается календарный год (п.1 ст.360 НК РФ). Пункт 1 ст.45 НК РФ устанавливает, что налогоплательщик обязан самостоятельно исполнить обязанность по уплате налога, если иное не предусмотрено законодательством о налогах и сборах. В случае неисполнения физическим лицом обязанности по уплате налога, сбора, пеней, штрафов налоговый орган вправе обратиться в суд с заявлением о взыскании налога, сбора, пеней, штрафов за счет имущества в пределах сумм, указанных в требовании об уплате налога, сбора, пени, штрафа (п.1 ст.48 НК РФ). По общему правилу, в силу п.2 ст.48 НК РФ заявление о взыскании подается в суд общей юрисдикции в течение шести месяцев со дня истечения срока исполнения требования об уплате налога, сбора, пеней, штрафов. В то же время, согласно п.3 ст.48 НК РФ о взыскании налога, сбора, пеней, штрафов за счет имущества физического лица может быть предъявлено налоговым органом в порядке искового производства не позднее шести месяцев со дня вынесения судом определения об отмене судебного приказа. Согласно ст.75 НК РФ пеней признается установленная настоящей статьей денежная сумма, которую налогоплательщик должен выплатить в случае уплаты причитающихся сумм налогов или сборов, в том числе налогов, уплачиваемых в связи с перемещением товаров через таможенную границу Таможенного союза, в более поздние по сравнению с установленными законодательством о налогах и сборах сроки. Сумма соответствующих пеней уплачивается помимо причитающихся к уплате сумм налога или сбора и независимо от применения других мер обеспечения исполнения обязанности по уплате налога или сбора, а также мер ответственности за нарушение законодательства о налогах и сборах. Пеня начисляется за каждый календарный день просрочки исполнения обязанности по уплате налога или сбора, начиная со следующего за установленным законодательством о налогах и сборах дня уплаты налога или сбора, если иное не предусмотрено главами 25 и 26.1 настоящего Кодекса. Пеня за каждый день просрочки определяется в процентах от неуплаченной суммы налога или сбора. Процентная ставка пени принимается равной одной трехсотой действующей в это время ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации. Как следует из материалов дела, в период с <дата> по <дата> ФИО2 являлась индивидуальным предпринимателем и плательщиком единого налога на вмененный доход. ФИО2 сдана декларация по ЕНВД, где заявлен налог к уплате в сумме 2023 рублей, который не был ответчиком своевременно перечислен в бюджет, в связи с чем, на основании ст.75 НК РФ, административным истцом ФИО2 начислены пени в общей сумме 46,81руб. Согласно ст.207 НКРФ ФИО3 является плательщиком налога на доходы физических лиц (НДФЛ), обязанность по уплате которого предусмотрена п.1ст.23, п.1ст.45 ч.1НКРФ, ст.ст. 227,228 главы 23 НКРФ. В нарушение указанных норм налог на доходы физических лиц в сумме 1118 руб., указанный административным ответчиком в декларации (справке формы 2-НДФЛ), своевременно ФИО2 в бюджет перечислен не был, в связи с чем, на основании ст.75 НК РФ, административным истцом ФИО2 начислены пени в общей сумме 396,09 руб. На имя ФИО2 зарегистрировано (было зарегистрировано) транспортное средство: автомобиль легковой, государственный регистрационный знак: №, марка/модель: Фольксваген гольф GL. В связи с возникновением у ответчика задолженности по налогам, штрафам и пени, в соответствие с нормами статьи 69 НК РФ, ему были выставлены требования: № от <дата> со сроком уплаты до <дата>, № от <дата> со сроком уплаты до <дата>, № от <дата> со сроком уплаты до <дата> об уплате налога, сбора, пени, штрафа, процентов, которые до настоящего времени административным ответчиком не исполнены. В соответствии с ч.2 ст.48 НК РФ заявление о взыскании подается в суд общей юрисдикции налоговым органом (таможенным органом) в течение шести месяцев со дня истечения срока исполнения требования об уплате налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов, если иное не предусмотрено настоящим пунктом. Если в течение трех лет со дня истечения срока исполнения самого раннего требования об уплате налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов, учитываемого налоговым органом (таможенным органом) при расчете общей суммы налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов, подлежащей взысканию с физического лица, такая сумма налогов, сборов, страховых взносов, пеней, штрафов превысила 3 000 рублей, налоговый орган (таможенный орган) обращается в суд с заявлением о взыскании в течение шести месяцев со дня, когда указанная сумма превысила 3 000 рублей. Если в течение трех лет со дня истечения срока исполнения самого раннего требования об уплате налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов, учитываемого налоговым органом (таможенным органом) при расчете общей суммы налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов, подлежащей взысканию с физического лица, такая сумма налогов, сборов, страховых взносов, пеней, штрафов не превысила 3 000 рублей, налоговый орган (таможенный орган) обращается в суд с заявлением о взыскании в течение шести месяцев со дня истечения указанного трехлетнего срока. Таким образом, из приведенного выше следует, что административный истец в течение установленного законом срока с момента образования у административного ответчика задолженности по налогам и пени, превышающей 3000 рублей, в суд не обратился, пропустив процессуальный срок. В суд административный истец должен был обратиться до <дата>, поскольку общая сумма задолженности по налогам и пени превысила 3000 рублей при выставлении требования № от <дата>, однако, иск направлен в суд лишь в августе 2020 года. В обоснование уважительности причин пропуска срока обращения в суд, налоговый орган ссылается на позднее выявление задолженности и большую загруженность сотрудников правого подразделения инспекции, а также административный истец полагает, что срок пропуска является незначительным. Между тем, суд приходит к выводу, что оснований для восстановления пропущенного процессуального срока не имеется, поскольку доказательства наличия объективных причин, препятствующих своевременному обращению в суд с настоящим заявлением, в материалах дела отсутствуют. У административного истца имелось достаточно времени для оформления административного искового заявления в установленном законом порядке, исходя из компетенции и количества сотрудников инспекции. При таких обстоятельствах суд не находит оснований для признания причин пропуска срока уважительными. Таким образом, на дату обращения с настоящим административным иском в суд, административный истец уже утратил право на принудительное взыскание со ФИО2 недоимки по вышеуказанным налогам в связи с пропуском установленного вышеуказанными нормами срока. Доказательств уважительности причин пропуска срока административным истцом не представлено. На основании изложенного, административный иск не подлежит удовлетворению в связи с отсутствием оснований для восстановления пропущенного срока для обращения в суд. Частью 5 статьи 180 КАС РФ установлено, что в случае отказа в удовлетворении административного иска в связи с пропуском срока обращения в суд без уважительной причины и невозможностью восстановить пропущенный срок в предусмотренных настоящим Кодексом случаях в мотивировочной части решения суда может быть указано только на установление судом данных обстоятельств. Руководствуясь ст.ст. 175 - 180 КАС РФ, суд В удовлетворении требований межрайонной ИФНС России №5 по Нижегородской области о взыскании со ФИО1 <данные изъяты> недоимки по налогу на доходы физических лиц в размере 1118 руб., пени в сумме 46,81 руб. за неуплату в установленный срок налога на доходы физических лиц; недоимки по единому налогу на вмененный доход для отдельных видов деятельности в размере 2023 руб., пени в сумме 396,09 руб. за неуплату в установленный срок ЕНВД; недоимки по транспортному налогу в размере 1266 руб., пени в сумме 29,26 руб. за неуплату в установленный срок транспортного налога, а всего 4879,16 руб. - отказать. Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Нижегородский областной суд в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме. Судья подпись В.А. Плеханов Решение не вступило в законную силу. Подлинник решения находится в административном деле №2а-1146/2020 в Балахнинском городском суде Нижегородской области. Копия верна. Судья В.А. Плеханов Секретарь М.В. Дегтярева Суд:Балахнинский городской суд (Нижегородская область) (подробнее)Судьи дела:Плеханов В.А. (судья) (подробнее) |