Решение № 2А-234/2024 2А-234/2024~М-48/2024 М-48/2024 от 28 февраля 2024 г. по делу № 2А-234/2024




Дело № 2а-234/2024

10RS0016-01-2024-000069-86


РЕШЕНИЕ


Именем Российской Федерации

28 февраля 2024 года г. Сегежа

Сегежский городской суд Республики Карелия в составе:

председательствующего судьи Яшковой И.С.,

при секретаре Москвиной Ю.К.,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению ФИО1 к ФСИН России, ФКУ ИК-7 УФСИН России по Республике Карелия о признании бездействия незаконным, взыскании компенсации за нарушение условий содержания в исправительном учреждении,

установил:


административный иск заявлен по тем основаниям, что в период отбывания в ФКУ ИК-7 УФСИН России по Республике Карелия (далее ИК-7) с ХХ.ХХ.ХХ. года по ХХ.ХХ.ХХ. административный истец проходил обучение в ГКОУ РК ВСОШ в период времени с ХХ.ХХ.ХХ. по ХХ.ХХ.ХХ. и с ХХ.ХХ.ХХ. по ХХ.ХХ.ХХ.. Ранее административный истец являлся получателем социальной пенсии по случаю потери кормильца. Социальная служба ИК-7 обязана была оформить социальную пенсию как лицу, проходившему обучение в общеобразовательном учреждении, относящемуся к категории детей-сирот, оставшихся без попечения родителей, однако этого не сделала. На основании изложенного ФИО1 просит признать указанное бездействие незаконным, взыскать с административного ответчика компенсацию морального вреда в размере 500 000 руб.

В судебном заседании судом в качестве заинтересованного лица привлечено Отделение Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Республике Карелия.

В судебном заседании административный истец на иске настаивал по указанным в нем основаниям.

Представитель административных ответчиков ФКУ ИК-7 УФСИН России по Республике Карелия, ФСИН России в судебном заседании против удовлетворения исковых требований возражала.

Иные лица в судебное заседание не явились, уведомлены надлежащим образом.

Суд, заслушав явившихся лиц, исследовав материалы административного дела, приходит к следующим выводам.

На основании статьи 13 Закона Российской Федерации от 21.07.1993 № 5473-1 «Об учреждениях и органах, исполняющих уголовные наказания в виде лишения свободы» учреждения, исполняющие наказания, обязаны создавать условия для обеспечения правопорядка и законности, безопасности осужденных, а также персонала, должностных лиц и граждан, находящихся на их территориях, обеспечивать охрану здоровья осужденных, осуществлять деятельность по развитию своей материально-технической базы и социальной сферы.

В соответствии с подпунктами 3, 6 пункта 3 Положения о Федеральной службе исполнения наказаний, утвержденного Указом Президента Российской Федерации от 13.10.2004 № 1314, одна из основных задач ФСИН России - обеспечение охраны прав, свобод и законных интересов осужденных и лиц, содержащихся под стражей. Задачей ФСИН России является создание осужденным и лицам, содержащимся под стражей, условий содержания, соответствующих нормам международного права, положениям международных договоров Российской Федерации и федеральных законов.

Согласно статье 12.1 Уголовно-исполнительного кодекса Российской Федерации лицо, осужденное к лишению свободы и отбывающее наказание в исправительном учреждении, в случае нарушения условий его содержания в исправительном учреждении, предусмотренных законодательством Российской Федерации и международными договорами Российской Федерации, имеет право обратиться в суд в порядке, установленном Кодексом административного судопроизводства Российской Федерации, с административным исковым заявлением к Российской Федерации о присуждении за счет казны Российской Федерации компенсации за такое нарушение.

В свою очередь, статьей 227.1 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации предусмотрено, что лицо, полагающее, что нарушены условия его содержания под стражей, содержания в исправительном учреждении, одновременно с предъявлением требования об оспаривании связанных с условиями содержания под стражей, содержания в исправительном учреждении решения, действия (бездействия) органа государственной власти, учреждения, их должностных лиц, государственных служащих в порядке, предусмотренном настоящей главой, может заявить требование о присуждении компенсации за нарушение установленных законодательством Российской Федерации и международными договорами Российской Федерации условий содержания под стражей, содержания в исправительном учреждении.

В соответствии с частью 5 статьи 227.1 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации при рассмотрении административного искового заявления, поданного в соответствии с частью 1 настоящей статьи, суд устанавливает, имело ли место нарушение предусмотренных законодательством Российской Федерации и международными договорами Российской Федерации условий содержания под стражей, содержания в исправительном учреждении, а также характер и продолжительность нарушения, обстоятельства, при которых нарушение допущено, его последствия.

В судебном заседании установлено, что решением <...> от 08.11.2007 по гражданскому делу по иску администрации ... к К.О.А., К.А.Н. о лишении родительских прав и взыскании алиментов исковые требования удовлетворены частично. Суд лишил К.А.Н., К.О.А. родительских прав в отношении сына ФИО1 (административного истца).

ФИО1 в период с ХХ.ХХ.ХХ. по ХХ.ХХ.ХХ. отбывал наказание в ИК-7.

Согласно справке ГКОУ РК ВСОШ от 16.02.2024, представленной по запросу суда, в 2016/2017 учебном году на основании справки с МВСОУ Центра образования ... ФИО1 был зачислен в 7 класс при ФКУ ИК-7 по заочной форме обучения. По итогам учебного года, решением педагогического совета переведен в 8 класс. В 2017/2018 учебном году административный истец обучался в 8 классе по очной форме обучения, отчислен на основании приказа № 11 от 29.09.2017 по причине перевода в другое учреждение.

Из социальной анкеты осужденного ФИО1, заполненной им по прибытии в ИК-7, следует, что он получателем пенсии не является.

По информации административного ответчика за период с 2016 года по 2019 год ФИО1 в администрацию учреждения с заявлениями о назначением пенсии по потере кормильца не обращался.

Согласно сведениям информационных систем Социального фонда России по ХХ.ХХ.ХХ. (по достижении совершеннолетия) ФИО1 являлся получателем социальной пенсии по случаю потери кормильца. В период с 2016 год по 2017 год ФИО1 в пенсионный орган с заявлением о назначении пенсии по случаю потери кормильца, в том числе через администрацию ИК-7 не обращался.

В соответствии со статьей 98 Уголовно-исполнительного кодекса Российской Федерации осужденные имеют право на общих основаниях на государственное пенсионное обеспечение в старости, при инвалидности, потере кормильца и в иных случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации (часть 2).

Выплата пенсий осужденным осуществляется органами, осуществляющими пенсионное обеспечение по месту нахождения исправительного учреждения, путем перечисления пенсий на лицевые счета осужденных (часть 3).

Согласно подпункту 3 пункта 1, пункту 3 статьи 11 Федерального закона от 15.12.2001 № 166-ФЗ «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации» право на социальную пенсию по случаю потери кормильца имеют дети в возрасте до 18 лет, а также старше этого возраста, обучающиеся по очной форме по основным образовательным программам в организациях, осуществляющих образовательную деятельность, до окончания ими такого обучения, но не дольше чем до достижения ими возраста 23 лет, потерявшие одного или обоих родителей, дети умершей одинокой матери.

Статьей 13 Федерального закона № 166-ФЗ «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации» (в редакции, действовавшей в период спорных отношений) установлено, что при назначении пенсии по случаю потери кормильца по государственному пенсионному обеспечению применяются нормы Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», регулирующие порядок и условия назначения пенсии по случаю потери кормильца семьям безвестно отсутствующих лиц, усыновленным, усыновителям, пасынкам, падчерицам, отчимам, мачехам, порядок и условия признания члена семьи состоявшим на иждивении погибшего (умершего) кормильца и иные вопросы, связанные с пенсионным обеспечением членов семей умерших, если иные нормы не установлены данным федеральным законом.

Исходя из пункта 1 статьи 22 Федерального закона № 166-ФЗ «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации» (в редакции, действовавшей в период спорных отношений) назначение гражданам пенсии, за исключением ряда указанных в этой норме граждан (например, граждан из числа инвалидов с детства, не достигших возраста 19 лет, ранее являвшимися получателями социальной пенсии по инвалидности, предусмотренной для детей-инвалидов, выплата которой была прекращена в связи с достижением возраста 18 лет), производится по заявлению гражданина. Обращение за назначением пенсии может осуществляться в любое время после возникновения права на пенсию без ограничения каким-либо сроком.

По общему правилу, установленному пунктом 1 статьи 23 Федерального закона № 166-ФЗ «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации», пенсия, предусмотренная этим федеральным законом, независимо от ее вида назначается с 1-го числа месяца, в котором гражданин обратился за ней, но не ранее чем со дня возникновения права на нее.

Исходя из положений п. 1 ст. 22 Федерального закона № 166-ФЗ «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации» установление пенсии производится по заявлению гражданина, за исключением установления социальной пенсии по инвалидности ряду категорий граждан, которые перечислены в названной норме.

Аналогичные положения о сроках назначения пенсии были предусмотрены пунктом 1 статьи 18 и пунктом 1 статьи 19 Федерального закона от 17.12.2001 № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», действовавшего в период спорных отношений.

В соответствии с пунктами 1, 4 статьи 9 указанного Федерального закона право на трудовую пенсию по случаю потери кормильца имеют нетрудоспособные члены семьи умершего кормильца, состоявшие на его иждивении (за исключением лиц, совершивших умышленное уголовно наказуемое деяние, повлекшее за собой смерть кормильца и установленное в судебном порядке). Одному из родителей, супругу или другим членам семьи, указанным в подпункте 2 пункта 2 настоящей статьи, указанная пенсия назначается независимо от того, состояли они или нет на иждивении умершего кормильца. Семья безвестно отсутствующего кормильца приравнивается к семье умершего кормильца, если безвестное отсутствие кормильца удостоверено в установленном порядке. Иждивение детей умерших родителей предполагается и не требует доказательств, за исключением указанных детей, объявленных в соответствии с законодательством Российской Федерации полностью дееспособными или достигших возраста 18 лет.

Нормы, аналогичные вышеприведенным, предусмотрены в настоящее время положениями части 1 статьи 10 Федерального закона от 28.12.2013 № 400-ФЗ «О страховых пенсиях».

Как следует из статьи 10 Федерального закона № 400-ФЗ нетрудоспособными членами семьи умершего кормильца признаются дети, не достигшие возраста 18 лет, а также дети умершего кормильца, обучающиеся по очной форме обучения по основным образовательным программам в организациях, осуществляющих образовательную деятельность, до окончания ими такого обучения, но не дольше чем до достижения ими возраста 23 лет (часть 2).

Таким образом, для установления пенсии по случаю потере кормильца лицам старше 18 лет необходимо наличие следующих условий: возраст до 23 лет, обучение по очной форме по основным образовательным программам в организациях, осуществляющих образовательную деятельность, нахождение на иждивении умершего кормильца на день его смерти.

С учетом изложенного в период обучения в 7 классе по заочной форме обучения совокупность условий для назначения пенсии ФИО1 отсутствовала.

Согласно пункту 3 Приказа Минтруда России от 17.11.2014 № 884н граждане обращаются за назначением пенсии, перерасчетом ее размера, переводом с одной пенсии на другую (далее - установление пенсии) путем подачи заявления о назначении пенсии, заявления о перерасчете размера пенсии, заявления о переводе с одной пенсии на другую в территориальный орган Пенсионного фонда Российской Федерации лично или через представителя, обращающегося за установлением пенсии от его имени (далее - заявитель).

В силу пункта 9 Приказа Минтруда России № 884н граждане, осужденные к лишению свободы, обращаются за установлением пенсии в территориальный орган Пенсионного фонда Российской Федерации по месту нахождения исправительного учреждения, в котором они отбывают наказание, через администрацию этого учреждения.

Заявления и документы, представленные гражданами, осужденными к лишению свободы, подлежат передаче администрацией исправительного учреждения в территориальный орган Пенсионного фонда Российской Федерации не позднее пяти рабочих дней со дня их представления в администрацию исправительного учреждения.

Аналогичные нормы содержатся и Правилах обращения за страховой пенсией, фиксированной выплатой к страховой пенсии с учетом повышения фиксированной выплаты к страховой пенсии, накопительной пенсией, в том числе работодателей, и пенсией по государственному пенсионному обеспечению, их назначения, установления, перерасчета, корректировки их размера, в том числе лицам, не имеющим постоянного места жительства на территории Российской Федерации, проведения проверок документов, необходимых для их установления, перевода с одного вида пенсии на другой в соответствии с федеральными законами «О страховых пенсиях», «О накопительной пенсии» и «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации», утвержденных Приказом Минтруда России от 05.08.2021 № 546н, вступивших в силу с 01.01.2022.

Пунктом 18 Приказа Минюста России от 30.12.2005 № 262 «Об утверждении Положения о группе социальной защиты осужденных исправительного учреждения уголовно-исполнительной системы» предусмотрено, что старший специалист (специалист) по социальной работе обязан: осуществлять социальную диагностику, выявлять социальные проблемы конкретных осужденных, их групп и определять пути их разрешения; оказывать осужденным индивидуальную помощь, информировать и консультировать их по вопросам пенсионного, иного социального обеспечения; вести учет пенсионеров и лиц, имеющих право на получение пенсий и социальных пособий, с момента наступления у осужденного права на получение пенсии оформлять необходимые документы и направлять их в органы, осуществляющие пенсионное обеспечение, сообщать органу, осуществляющему пенсионное обеспечение, об изменении состава пенсионеров в исправительном учреждении, осуществлять контроль за своевременным перечислением пенсий и социальных пособий органами социальной защиты населения и принимать необходимые меры по устранению недостатков; совместно с другими службами принимать меры по получению документов, подтверждающих право осужденных на социальное обеспечение и т.д.

Системное толкование указанных норм позволяет утверждать, что основанием для обращения исправительного учреждения в соответствующий территориальный орган Пенсионного фонда Российской Федерации для назначения пенсии в отношении лица, отбывающего наказание, является заявление лица, отбывающего наказание о назначении пенсии, которое подлежит передаче в орган Пенсионного фонда. Все лица реализуют принадлежащие им права самостоятельно, в связи с чем наличие у истца права на получение пенсии не может быть реализовано без его личного участия - обращения с соответствующим заявлением либо иным обращением к администрации колонии.

При указанных обстоятельствах, поскольку нарушений прав, свобод и законных интересов административного истца не установлено, суд приходит к выводу об отсутствии оснований для удовлетворения административного иска.

Руководствуясь статьями 175-180 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд

решил:


административное исковое заявление ФИО1 оставить без удовлетворения.

Решение может быть обжаловано в Верховный Суд Республики Карелия через Сегежский городской суд Республики Карелия в апелляционном порядке в течение месяца с момента изготовления его в окончательной форме.

Судья И.С. Яшкова

Мотивированное решение изготовлено ХХ.ХХ.ХХ..



Суд:

Сегежский городской суд (Республика Карелия) (подробнее)

Судьи дела:

Яшкова И.С. (судья) (подробнее)


Судебная практика по:

По потере кормильца
Судебная практика по применению нормы ст. 13 закона "О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации"