Решение № 2А-1857/2020 2А-1857/2020~М-1681/2020 М-1681/2020 от 10 ноября 2020 г. по делу № 2А-1857/2020Новоалтайский городской суд (Алтайский край) - Гражданские и административные УИД 22RS0015-01-2020-002938-92 Дело № 2а-1857/2020 Именем Российской Федерации г. Новоалтайск 11 ноября 2020 года Новоалтайский городской суд Алтайского края в составе: председательствующего судьи Барышников Е.Н., при секретаре Матюшенко Ю.Е., рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы № 4 по Алтайскому краю к ФИО1 о взыскании задолженности по налогам и пени, Межрайонная инспекция Федеральной налоговой службы № 4 по Алтайскому краю обратилась в Новоалтайский городской суд Алтайского края с административным иском к ФИО1 о взыскании задолженности по налогу на доходы физических лиц за 2016 год в размере 2107 рублей. В качестве основания административного иска указывает на представленные налоговым агентом сведения о получении ФИО1 в 2016 году доходов в размере 6021,61 рубля, неудержанной налоговым агентом сумме налога на доходы физических лиц в размере 35 процентов (2107 рублей), направлении административному ответчику налогового уведомления и требования. В установленный требованием налогового органа срок налог не уплачен. Представители административного истца в судебное заседание не явились, извещены о времени и месте судебного заседания. Административный ответчик ФИО1 в судебное заседание не явилась, извещена о времени и месте рассмотрения административного дела. Представители привлеченных к участию в административном деле в качестве заинтересованных лиц МИФНС №8 по Красноярскому краю, ООО «Траст» в судебное заседание не явились, извещены о времени и месте рассмотрения административного дела. При изложенных обстоятельствах суд считает возможным рассмотрение административного дела по существу. Изучив материалы административного дела, суд приходит к следующему. В соответствии с Конституцией Российской Федерации каждый обязан платить законно установленные налоги и сборы (статья 57). Пунктом 1 ст. 23 Налогового кодекса Российской Федерации предусмотрено, что налогоплательщики обязаны уплачивать законно установленные налоги. Согласно п. 1 ст. 45 Налогового кодекса Российской Федерации налогоплательщик обязан самостоятельно исполнить обязанность по уплате налога, если иное не предусмотрено законодательством о налогах и сборах. При этом налогоплательщик самостоятельно исчисляет сумму налога, подлежащую уплате за налоговый период, исходя из налоговой базы, налоговой ставки и налоговых льгот. В случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации о налогах и сборах, обязанность по исчислению суммы налога может быть возложена на налоговый орган. Если обязанность по исчислению суммы налога возлагается на налоговый орган, то не позднее 30 дней до наступления срока платежа налоговый орган направляет налогоплательщику налоговое уведомление. В налоговом уведомлении должны быть указаны сумма налога, подлежащая уплате, расчет налоговой базы, а также срок уплаты налога (п. 1 - п. 3 ст. 52 Налогового кодекса Российской Федерации). В соответствии с п. 4 ст. 57 Налогового кодекса Российской Федерации в случаях, когда расчет суммы налога производится налоговым органом, обязанность по уплате налога возникает не ранее даты получения налогового уведомления. Налоговое уведомление может быть передано руководителю организации (ее законному или уполномоченному представителю) или физическому лицу (его законному или уполномоченному представителю) лично под расписку, направлено по почте заказным письмом или передано в электронной форме по телекоммуникационным каналам связи или через личный кабинет налогоплательщика. В случае направления налогового уведомления по почте заказным письмом налоговое уведомление считается полученным по истечении шести дней с даты направления заказного письма (п. 4 статьи 52 НК РФ). Согласно п. 1 и п. 2 ст. 45 Налогового кодекса Российской Федерации неисполнение или ненадлежащее исполнение обязанности по уплате налога является основанием для направления налоговым органом или таможенным органом налогоплательщику (ответственному участнику консолидированной группы налогоплательщиков) требования об уплате налога. Взыскание налога с физического лица, не являющегося индивидуальным предпринимателем, производится в порядке, предусмотренном ст. 48 Налогового кодекса Российской Федерации. На основании статьи 207 Налогового кодекса Российской Федерации налогоплательщиками налога на доходы физических лиц признаются физические лица, являющиеся налоговыми резидентами Российской Федерации. При этом согласно статье 41 Налогового кодекса Российской Федерации доходом признается экономическая выгода в денежной или натуральной форме, учитываемая в случае возможности ее оценки и в той мере, в которой такую выгоду можно оценить, и определяемая для физических лиц в соответствии с главой 23 "Налог на доходы физических лиц" названного Кодекса. Согласно пункту 1 статьи 210 Налогового кодекса Российской Федерации при определении налоговой базы учитываются все доходы налогоплательщика, полученные им как в денежной, так и в натуральной формах, или право на распоряжение которыми у него возникло, а также доходы в виде материальной выгоды, определяемой в соответствии со статьей 212 Налогового кодекса Российской Федерации. Доходом налогоплательщика, полученным в виде материальной выгоды, является в частности, если иное не предусмотрено настоящим подпунктом, материальная выгода, полученная от экономии на процентах за пользование налогоплательщиком заемными (кредитными) средствами, полученными от организаций или индивидуальных предпринимателей (пункт 1 части 1). В соответствии с пунктом 1 статьи 226 Налогового кодекса Российской Федерации российские организации, от которых или в результате отношений с которыми налогоплательщик получил доходы, обязаны исчислить, удержать у налогоплательщика и уплатить сумму налога, исчисленную в соответствии со статьей 224 настоящего Кодекса с учетом особенностей, предусмотренных настоящей статьей. Налоговые агенты обязаны удержать начисленную сумму налога непосредственно из доходов налогоплательщика при их фактической выплате с учетом особенностей, установленных настоящим пунктом (пункт 4 статьи 226). В силу пункта 2 статьи 224 Налогового кодекса Российской Федерации, налоговая ставка устанавливается в размере 35 процентов в отношении следующих доходов: суммы экономии на процентах при получении налогоплательщиками заемных (кредитных) средств в части превышения размеров, указанных в пункте 2 статьи 212 настоящего Кодекса. При невозможности в течение налогового периода удержать у налогоплательщика исчисленную сумму налога, то в соответствии с пунктом 5 статьи 226 Налогового кодекса Российской Федерации налоговый агент обязан в срок не позднее 1 марта года, следующего за истекшим налоговым периодом, в котором возникли соответствующие обстоятельства, письменно сообщить налогоплательщику и налоговому органу по месту своего учета о невозможности удержать налог, о суммах дохода, с которого не удержан налог, и сумме неудержанного налога. Форма сообщения о невозможности удержать налог, о суммах дохода, с которого не удержан налог, и сумме неудержанного налога, а также порядок его представления в налоговый орган утверждаются федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным по контролю и надзору в области налогов и сборов. Налогоплательщики, получившие доходы, сведения о которых представлены налоговыми агентами в налоговые органы в порядке, установленном пунктом 5 статьи 226 и пунктом 14 статьи 226.1 Налогового кодекса Российской Федерации, за исключением доходов, не подлежащих налогообложению в соответствии с пунктом 72 статьи 217 данного Кодекса, уплачивают налог не позднее 1 декабря года, следующего за истекшим налоговым периодом, на основании направленного налоговым органом налогового уведомления об уплате налога, если иное не предусмотрено настоящей статьей (пункт 6 статьи 228 Налогового кодекса Российской Федерации). В отношении доходов, сведения о которых представлены налоговыми агентами в налоговые органы за 2016 год в порядке, установленном пунктом 5 статьи 226 и пунктом 14 статьи 226.1 Налогового кодекса Российской Федерации, за исключением доходов, не подлежащих налогообложению в соответствии с пунктом 72 статьи 217 настоящего Кодекса, налогоплательщики, получившие такие доходы, уплачивают налог не позднее 1 декабря 2018 года на основании направленного налоговым органом налогового уведомления об уплате налога (пункт 7 статьи 228 Налогового кодекса российской Федерации). Таким образом, уплата налога на доходы физических лиц в рассматриваемом случае осуществляется на основании направленного налоговым органом налогового уведомления. В силу пункта 2 статьи 52 Налогового кодекса Российской Федерации в случае, если обязанность по исчислению суммы налога возлагается на налоговый орган, не позднее 30 дней до наступления срока платежа налоговый орган направляет налогоплательщику налоговое уведомление. При этом налог, подлежащий уплате физическими лицами в отношении объектов недвижимого имущества и (или) транспортных средств, исчисляется налоговыми органами не более чем за три налоговых периода, предшествующих календарному году направления налогового уведомления. На отношения по исчислению налога на доходы физических лиц данное правило не распространяется. Вместе с тем, учитывая во взаимосвязи ранее приведенные требования пунктов 6-7 статьи 228 Налогового кодекса Российской Федерации, законодателем не исключена возможность исчисления налога на доходы физических лиц за 2016 год в 2018 году и формирования соответствующего налогового уведомления. Как следует из материалов административного дела, 01.03.2017 года в МИФНС №4 по Алтайскому краю поступили сведения налогового агента – ООО «Траст» о полученном ФИО2 (прежняя фамилия административного ответчика ФИО1 – ФИО2) в 2016 году доходе в размере 6021,61 рубля, с учетом данной налоговой базы исчисленная сумма налога составила 2107 рублей. Сведения представлены в установленном порядке в виде справки о доходах физического лица за 2016 год НОМЕР от 21.02.2017 года. Действия ООО «Траст» как налогового агента обусловлены наличием кредитного договора между ФИО1 (ФИО2) Е.С. и ОАО «Сбербанк России» от 10.10.2008 года, уступкой права требования по данному договору ООО «Траст», решением Кировского районного суда г.Красноярска от 10.03.2010 года по гражданскому делу НОМЕР, определением того же суда от 09.02.2012 года о замене взыскателя ОАО «Сбербанк России» правопреемником – ООО «Траст», решением ООО «Траст» об уменьшении с 01.01.2016 года в одностороннем порядке процентной ставки за пользование кредитом до 0,005 % годовых с уведомлением административного ответчика. Как следствие, имеет место материальная выгода, полученная от экономии на процентах за пользование заемными (кредитными) средствами. При получении налогоплательщиком от кредитной организации такого дохода, подлежащего налогообложению, кредитная организация на основании части 1 статьи 24 и статьи 226 Налогового кодекса Российской Федерации признается налоговым агентом и должна исполнять обязанности, предусмотренные для налоговых агентов в статьях 226, 230 Налогового кодекса Российской Федерации, либо исчислить и уплатить налог, либо сообщить в налоговый орган о невозможности удержания налога. Вместе с тем, налоговое уведомление НОМЕР, предусматривающее, в частности, исчисленный размер налога на доходы физического лица в размере 2107 рублей, сформировано 15.08.2019 года, направлено ФИО1 в личный кабинет налогоплательщика 24.09.2019 года. Ранее, согласно ответу МИФНС №4 по Алтайскому краю от 07.10.2020 года, в адрес налогоплательщика было направлено налоговое уведомление НОМЕР от 21.08.2018 года, содержащее лишь исчисленные суммы подлежащих уплате транспортного налога и налога на имущество физических лиц за 2017 год. При этом, как следует из ответа МИФНС №8 по Красноярскому краю от 27.08.2020 года НОМЕР, данным налоговым органом налоговые уведомления и требования за налоговые периоды 2016-2018 годов в адрес ФИО1 не направлялись. При изложенных обстоятельствах суд, принимая во внимание налоговый период (2016 год), требования пункта 2 статьи 52, пунктов 6-7 статьи 228 Налогового кодекса Российской Федерации, приходит к выводу об исчислении подлежащего уплате налога на доходы физических лиц, формировании и направлении соответствующего налогового уведомления налогоплательщику за пределами предусмотренных законом сроков и налоговых периодов, применительно к которым возможны исчисление налога и формирование уведомления. Для правильного определения продолжительности сроков совершения налоговым органом действий, направленных на принудительное взыскание недоимки по налогу, необходимо учитывать временные интервалы (пределы) реализации соответствующих мер, отправной точкой которых является налоговое уведомление. Как следствие, суд не усматривает основания для взыскания недоимки. С учетом данного обстоятельства и требований статьи 75 Налогового кодекса Российской Федерации суд не усматривает оснований и для взыскания пени. Руководствуясь ст. ст. 175-180, 290 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд исковые требования Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы № 4 по Алтайскому краю к ФИО1 о взыскании задолженности по налогу на доходы физических лиц за 2016 год в размере 2107 рублей оставить без удовлетворения. Решение может быть обжаловано в Алтайский краевой суд через Новоалтайский городской суд Алтайского края в течение месяца со дня его принятия в окончательной форме. Судья Е.Н. Барышников Мотивированное решение изготовлено 13.11.2020 года. Суд:Новоалтайский городской суд (Алтайский край) (подробнее)Судьи дела:Барышников Евгений Николаевич (судья) (подробнее)Последние документы по делу: |