Решение № 2А-454/2020 2А-454/2020~М-457/2020 М-457/2020 от 22 октября 2020 г. по делу № 2А-454/2020




Дело № 2а-454/2020

34RS0030-01-2020-001063-63


РЕШЕНИЕ


ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

г. Новоаннинский «22» октября 2020 года

Новоаннинский районный суд Волгоградской области в составе председательствующего судьи Захарова Р.П.,

при ведении протокола судебного заседание помощником судьи Ртищевой Н.Н.,

с участием административного истца ФИО1,

заинтересованного лица – представителя отдела МВД России по Новоаннинскому району Волгоградской области ФИО2, имеющей высшее юридическое образование, действующей на основании доверенности № 3 от 01.01.2020 года,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению ФИО1 к РЭО ОГИБДД отдела МВД России по Новоаннинскому району Волгоградской области о признании незаконным отказа в совершении регистрационных действий,

УСТАНОВИЛ:


ФИО1 обратился в Новоаннинский районный суд Волгоградской области с административным иском к РЭО ОГИБДД отдела МВД России по Новоаннинскому району Волгоградской области о признании незаконным отказа в совершении регистрационных действий. В обоснование заявленных требований указывает, что 03.09.2020 года ФИО1 обратился в РЭО ОГИБДД отдела МВД России по Новоаннинскому району Волгоградской области с заявлением о признании недействительной и аннулировании с 05.03.2016 года регистрации за ФИО1 автомобиля «LEXUS LX», ДД.ММ.ГГГГ года выпуска, и внесении соответствующей записи о недействительности указанной регистрации. Основанием для обращения с вышеуказанным заявлением к административному ответчику явилось решение Свердловского районного суда г. Костромы от 22.01.2020 года и решение Среднеахтубинского районного суда Волгоградской области от 10.03.2020 года, которыми были признаны недействительными договоры купли-продажи данного автомобиля и применении последствий недействительности сделок. Просит суд: отменить отказ РЭО ОГИБДД отдела МВД России по Новоаннинскому району Волгоградской области от 03.09.2020 года о признании недействительной с 05.03.2016 года регистрации автомобиля «LEXUS LX», ДД.ММ.ГГГГ года выпуска, за ФИО1 и внесении записи о недействительности регистрации за ФИО1 указанного автомобиля с 05.03.2016 года; обязать РЭО ОГИБДД отдела МВД России по Новоаннинскому району Волгоградской области признать недействительной регистрацию за ФИО1 автомобиля «LEXUS LX», ДД.ММ.ГГГГ года выпуска, с 05.03.2016 года на основании признания 10.03.2020 года Среднеахтубинским районным судом Волгоградской области недействительным в силу ничтожности договора купли-продажи указанного автомобиля от 29.02.2016 года; обязать РЭО ОГИБДД отдела МВД России по Новоаннинскому району Волгоградской области внести запись о недействительности регистрации за ФИО1 автомобиля «LEXUS LX», ДД.ММ.ГГГГ года выпуска, с 05.03.2016 года на основании признания 10.03.2020 года Среднеахтубинским районным судом Волгоградской области недействительным в силу ничтожности договора купли-продажи указанного автомобиля от 29.02.2016 года.

Административный истец ФИО1 в судебном заседании заявленные требования поддержал, просит их удовлетворить по основаниям и доводам, изложенным в иске, дополнительно пояснив, что отказ административного ответчика в признании регистрации недействительной с 05.03.2016 года нарушает его права и законные интересы, поскольку нормы гражданского законодательства о последствиях признания сделки недействительной определяют, что недействительная сделка не влечет юридических последствий с момента ее недействительности. Однако, налоговый орган требует уплаты налогов за автомобиль.

Административный ответчик – представитель РЭО ОГИБДД отдела МВД России по Новоаннинскому району Волгоградской области в судебное заседание не явился, извещен надлежаще, причины неявки суду не известны.

Заинтересованное лицо – представитель отдела МВД России по Новоаннинскому району Волгоградской области ФИО2 в судебном заседании считает, что административное исковое заявление ФИО1 удовлетворению не подлежит, так как аннулировать регистрацию транспортного средства не представляется возможным в силу действующих нормативно-правовых актов. Транспортное средство находилось в фактическом владении истца ФИО1, который пользовался указанным транспортным средством. Считает, что решение Среднеахтубинского районного суда Волгоградской области, в соответствии с которым был признан недействительным договор купли-продажи транспортного средства, заключенный между ФИО3 и ФИО1, не ставит под сомнение правомерность пользования административным истцом транспортным средством. В настоящее время у административного ответчика отсутствует техническая возможность для совершения аннулирования регистрации транспортного средства с 05.03.2016 года с использованием специального программного обеспечения федеральной информационной системы Госавтоинспекции, поэтому в случае удовлетворения заявленных административных требований решение суда останется неисполненным ввиду невозможности его исполнения.

Выслушав лиц, участвующих в деле, изучив материалы дела, суд приходит к следующему.

Согласно ч. 1 ст. 4 КАС РФ, каждому заинтересованному лицу гарантируется право на обращение в суд за защитой нарушенных или оспариваемых прав, свобод и законных интересов, в том числе в случае, если, по мнению этого лица, созданы препятствия к осуществлению его прав, свобод и реализации законных интересов либо на него незаконно возложена какая-либо обязанность, а также право на обращение в суд в защиту прав других лиц или в защиту публичных интересов в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом и другими федеральными законами.

В соответствии со ст. 218 КАС РФ, гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего (далее - орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями), если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности. Гражданин, организация, иные лица могут обратиться непосредственно в суд или оспорить решения, действия (бездействие) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, в вышестоящие в порядке подчиненности орган, организацию, у вышестоящего в порядке подчиненности лица либо использовать иные внесудебные процедуры урегулирования споров.

По смыслу положений ст. 227 КАС РФ, для признания решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего незаконными необходимо наличие совокупности двух условий - несоответствие оспариваемых решений, действий (бездействия) нормативным правовым актам и нарушение прав, свобод и законных интересов административного истца. При отсутствии хотя бы одного из названных условий решения, действия (бездействие) не могут быть признаны незаконными.

В силу ст. 226 КАС РФ, орган, наделенный государственными или иными публичными полномочиями и принявший оспариваемые решения, обязан доказать соблюдение требований нормативных правовых актов, устанавливающих полномочия органа на принятие оспариваемого решения, порядок принятия оспариваемого решения, основания для принятия оспариваемого решения и соответствие оспариваемого решения нормативным правовым актам.

Из разъяснений, содержащихся в п. 62 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 27.09.2016 года № 36 «О некоторых вопросах применения судами Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации», следует, что суд не осуществляет проверку целесообразности оспариваемых решений, действий (бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, иных органов, организаций, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих, принимаемых, совершаемых ими в пределах своего усмотрения в соответствии с компетенцией, предоставленной законом или иным нормативным правовым актом.

В судебном заседании установлено, что 03.09.2020 года ФИО1 обратился с заявлением на имя начальника РЭО ОГИБДД отдела МВД России по Новоаннинскому району Волгоградской области, в котором просил аннулировать регистрацию с 05.03.2016 года автомобиля «LEXUS LX», ДД.ММ.ГГГГ года выпуска, указывая на то, что договор купли-продажи автотранспортного средства от 09.02.2016 года, по которому им был приобретен данный автомобиль у ФИО3, был признан недействительным в силу его ничтожности на основании решения Среднеахтубинского районного суда Волгоградской области от 10.03.2020 года.

В совершении указанных действий регистрирующим органом заявителю ФИО1 было отказано, так как прекращение регистрации транспортного средства возможно в день подачи заявления.

В соответствии с п. 3 ст. 15 Федерального закона от 10.12.1995 года № 196-ФЗ «О безопасности дорожного движения», допуск транспортных средств, предназначенных для участия в дорожном движении на территории Российской Федерации, осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации путем регистрации транспортных средств и выдачи соответствующих документов.

Статья 20 Федерального закона от 03.08.2018 года № 283-ФЗ «О государственной регистрации транспортных средств в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» содержит основания для отказа в совершении регистрационных действий.

В соответствии с п. 5 ч. 1 ст. 20 названного федерального закона, запрещается совершение регистрационных действий в отношении транспортного средства, которое находится в розыске, либо основной компонент которого находится в розыске.

Аналогичные основания для отказа в совершении регистрационных действий предусмотрены п. 92 Приказа Министерства внутренних дел Российской Федерации от 21.12.2019 года № 950 «Об утверждении Административного регламента Министерства внутренних дел Российской Федерации предоставления государственной услуги по регистрации транспортных средств».

Прекращение государственного учета транспортного средства осуществляется в соответствии с Правилами государственной регистрации транспортных средств в регистрационных подразделениях Государственной инспекции безопасности дорожного движения МВД России, утвержденными постановлением Правительства РФ от 21.12.2019 года № 1764.

При обнаружении признаков подделки представленных документов, государственных регистрационных знаков, изменения или уничтожения маркировки, нанесенной на транспортные средства организациями-изготовителями, а также при наличии сведений о нахождении транспортных средств или основных компонентов транспортных средств (кузов, кабина, рама) в розыске либо представленных документов - в числе похищенных орган внутренних дел осуществляет проверку в порядке, установленном законодательством Российской Федерации (пункт 18 правил).

Согласно пункту 59 вышеназванных правил, прекращение государственного учета транспортного средства в случае, если постановка транспортного средства на государственный учет осуществлена, при наличии обстоятельств, предусмотренных п. 6 ч. 1 ст. 18 Федерального закона «О государственной регистрации транспортных средств в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации», осуществляется регистрационным подразделением на основании решения главного государственного инспектора безопасности дорожного движения по субъекту Российской Федерации (его заместителей) или начальника Центра специального назначения в области обеспечения безопасности дорожного движения Министерства внутренних дел Российской Федерации (его заместителей).

Статья 18 Федерального закона от 03.08.2018 года № 283-ФЗ «О государственной регистрации транспортных средств в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» предусматривает возможность прекращения государственного учета транспортного средства, в том числе, если постановка транспортного средства на государственный учет осуществлена на основании документов, признанных впоследствии поддельными (подложными) либо недействительными, а также при выявлении оснований, указанных в части 1 статьи 20 настоящего Федерального закона, - в порядке и на условиях, которые определяются Правительством Российской Федерации (пункт 6 часть 1).

Ранее действующий Приказ МВД России от 26.06.2018 года № 399 «Об утверждении Правил государственной регистрации автомототранспортных средств и прицепов к ним в Государственной инспекции безопасности дорожного движения Министерства внутренних дел Российской Федерации, образца бланка свидетельства о регистрации транспортного средства и признании утратившими силу нормативных правовых актов МВД России и отдельных положений нормативных правовых актов МВД России» (утративший силу с 01.01.2020 года) предусматривал аннулирование регистрации транспортного средства подразделением Госавтоинспекции по решению главного государственного инспектора безопасности дорожного движения по субъекту Российской Федерации (его заместителей) или начальника Центра специального назначения безопасности дорожного движения МВД России (его заместителей) при наличии оснований, перечисленных в пункте 3 настоящих Правил.

При этом, при аннулировании регистрации транспортного средства недействительным признавалось конкретное регистрационное действие (несколько регистрационных действий).

Аналогичные положения, предусматривающие аннулирование регистрации транспортного средства содержались в п. 51 Правил регистрации автотранспортных средств и прицепов к ним в Государственной инспекции безопасности дорожного движения Министерства внутренних дел Российской Федерации, утвержденных приказом МВД России от 24.11.2008 года № 1001.

В настоящее время, действующие нормативно-правовые акты, регулирующие отношения, возникающие в связи с предоставлением государственной услуги по постановке и снятию автотранспортных средств с регистрационного учета, не содержат таких понятий как аннулирование регистрации транспортного средства и признание регистрации недействительной.

При этом, возможным действием по временному прекращению допуска транспортного средства к участию в дорожном движении в соответствии с действующим законодательством и иными нормативными правовыми актами по вопросам государственной регистрации транспортных средств, является прекращение регистрации.

В судебном заседании установлено, что автомобиль «LEXUS LX», ДД.ММ.ГГГГ года выпуска, с 29.02.2016 года был приобретен административным истцом на основании договора купли-продажи у ФИО3.

05.03.2016 года в отношении указанного автомобиля был произведен регистрационный учет в РЭО ОГИБДД отдела МВД России по Новоаннинскому району Волгоградской области за ФИО1.

Оснований полагать, что регистрация транспортного средства была произведена с нарушением установленного законом порядка, у суда не имеется.

Доказательств, свидетельствующих о незаконности регистрации транспортного средства, суду не представлено, как и не представлено доказательств незаконности владения ФИО1 вышеуказанным транспортным средством.

На основании решения Среднеахтубинского районного суда Волгоградской области от 10.03.2020 года, договор купли-продажи транспортного средства «LEXUS LX», 2010 года выпуска, заключенный между ФИО3 и ФИО1 признан недействительным.

Вместе с тем, указанное решение, на которое ссылается административный истец, как на основание для аннулирования регистрации транспортного средства в органах ГИБДД с 05.03.2016 года, не ставит под сомнение правомерность пользования ФИО1 транспортным средством и обязанность последнего по уплате транспортного налога в соответствии с частью 2 статьи 44 НК РФ.

Поскольку, предусмотренная положениями ст. ст. 218, 227 КАС РФ совокупность таких условий, как несоответствие закону оспариваемого решения и нарушение законных прав и интересов ФИО1 в рассматриваемом споре не установлена, суд находит заявленные административным истцом требования не подлежащими удовлетворению.

На основании изложенного и руководствуясь ст. ст. 175-186, 286-290 КАС РФ, суд

РЕШИЛ:


В удовлетворении административного искового заявления ФИО1 к РЭО ОГИБДД отдела МВД России по Новоаннинскому району Волгоградской области об отмене отказа РЭО ОГИБДД отдела МВД России по Новоаннинскому району Волгоградской области от 03.09.2020 года о признании недействительной с 05.03.2016 года регистрации автомобиля «LEXUS LX», ДД.ММ.ГГГГ года выпуска, за ФИО1 и внесении записи о недействительности регистрации за ФИО1 указанного автомобиля с 05.03.2016 года; о возложении обязанности на РЭО ОГИБДД отдела МВД России по Новоаннинскому району Волгоградской области признать недействительной регистрацию за ФИО1 автомобиля «LEXUS LX», ДД.ММ.ГГГГ года выпуска, с 05.03.2016 года на основании признания 10.03.2020 года Среднеахтубинским районным судом Волгоградской области недействительным в силу ничтожности договора купли-продажи указанного автомобиля от 29.02.2016 года; о возложении обязанности на РЭО ОГИБДД отдела МВД России по Новоаннинскому району Волгоградской области внести запись о недействительности регистрации за ФИО1 автомобиля «LEXUS LX», ДД.ММ.ГГГГ года выпуска, с 05.03.2016 года на основании признания 10.03.2020 года Среднеахтубинским районным судом Волгоградской области недействительным в силу ничтожности договора купли-продажи указанного автомобиля от 29.02.2016 года, - отказать.

Решение в течение месяца со дня изготовления в окончательной форме может быть обжаловано в Волгоградский областной суд путем подачи апелляционной жалобы в Новоаннинский районный суд Волгоградской области.

Мотивированное решение в окончательной форме изготовлено 02 ноября 2020 года с помощью компьютера.

Председательствующий судья Р.П. Захаров



Суд:

Новоаннинский районный суд (Волгоградская область) (подробнее)

Судьи дела:

Захаров Роман Петрович (судья) (подробнее)