Решение № 2А-3195/2020 2А-3195/2020~М-3728/2020 М-3728/2020 от 27 октября 2020 г. по делу № 2А-3195/2020Центральный районный суд г. Воронежа (Воронежская область) - Гражданские и административные Именем Российской Федерации 27 октября 2020 года Центральный районный суд г. Воронежа в составе: председательствующего судьи Михиной Н.А., при секретаре Агаповой А.Ю., с участием: административного истца помощника Воронежского транспортного прокурора Лемешевой А.Г., рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению Воронежского транспортного прокурора, поданного в защиту интересов Российской Федерации и неопределенного круга лиц, о признании информации, размещенной в информационно-телекоммуникационной сети Интернет на канале пользователя «№» видеохостинга «YouTube» по адресам: №, а также содержащуюся в видеороликах указанного пользователя: № (<данные изъяты> № (<данные изъяты>) № (<данные изъяты>) № (<данные изъяты>) № (<данные изъяты>) информацией, запрещенной к распространению на территории Российской Федерации, Воронежский транспортный прокурор обратился в суд с указанным административным исковым заявлением в защиту прав и интересов Российской Федерации и неопределенного круга лиц, указав, что Интернет-сайт видеохостинга «YouTub» (№) содержит сведения, пропагандирующие проезд на железнодорожном транспорте запрещенным способом, на не предназначенных для проезда частях подвижного состава (на подножках, зацепах, межвагонном пространстве и крышах поездов), тем самым нарушая условия безопасного для жизни и здоровья проезда пассажиров и призывающие к совершению противоправных действий, которые могут повлечь причинение вреда жизни и здоровью граждан, в том числе несовершеннолетних. Установлено, что на сайте видеохостинга «YouTub» создан и функционирует канал пользователя «№, а также содержащуюся в видеороликах указанного пользователя: № (<данные изъяты>) № (<данные изъяты> № (<данные изъяты> № (<данные изъяты>) № <данные изъяты>). Представитель административного истца административного истца помощника Воронежского транспортного прокурора Лемешева А.Г. в судебном заседании поддержала административное исковое заявление, пояснила, что администратор сайта находится за пределами Российской Федерации. Представитель заинтересованного лица Управления Федеральной службы по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций по Воронежской области в судебное заседание не явился, о месте и времени рассмотрения дела извещен надлежащим образом. Судом постановлено рассмотреть дело в отсутствие представителя. Суд, выслушав присутствующих лиц, исследовав и оценив, представленные доказательства, приходит к следующему выводу. В соответствии с частью 1 статьи 15.1 Федерального закона от 27.07.2006 N 149-ФЗ "Об информации, информационных технологиях и о защите информации" в целях ограничения доступа к сайтам в сети "Интернет", содержащим информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено, создается единая автоматизированная информационная система "Единый реестр доменных имен, указателей страниц сайтов в сети "Интернет" и сетевых адресов, позволяющих идентифицировать сайты в сети "Интернет", содержащие информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено". В силу Правил ведения реестра, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 26.10.2012 N 1101 создание единого реестра осуществляется Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (п.2). Формирование и ведение единого реестра осуществляются Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций и оператором реестра - организацией, зарегистрированной на территории Российской Федерации, которая может привлекаться к формированию и ведению единого реестра в соответствии с критериями, утвержденными Правительством Российской Федерации (далее - оператор реестра) (п.3). Согласно п. 5 Правил ведения реестра, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 26.10.2012 N 1101 основаниями для включения в единый реестр доменных имен и (или) указателей страниц сайтов в сети "Интернет", а также сетевых адресов, позволяющих идентифицировать сайты в сети "Интернет", содержащие запрещенную информацию, являются: Федеральная служба по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций - в отношении информации, распространяемой посредством сети "Интернет", решение о запрете к распространению которой на территории Российской Федерации принято уполномоченными органами или судом. Порядок действий для включения сайтов в единый реестр, предусмотрен Постановлением Правительства РФ от 26.10.2012 N 1101 (пункты с 6 по 11 Правил создания, формирования и ведения единой автоматизированной информационной системы "Единый реестр доменных имен, указателей страниц сайтов в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" и сетевых адресов, позволяющих идентифицировать сайты в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет", содержащие информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено"). Предметом судебной защиты по правилам части 1 статьи 218 Кодекса административного судопроизводства РФ могут быть решения, действия (бездействие) публичного органа нарушающие права, свободы и законные интересы граждан. В соответствии со ст. 39 КАС РФ прокурор вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований, а также в других случаях, предусмотренных федеральными законами. Согласно ч. 1 ст. 265.1 КАС РФ с административным исковым заявлением о признании информации, размещенной в информационно-телекоммуникационных сетях, в том числе в сети "Интернет", информацией, распространение которой в Российской Федерации запрещено (далее также - административное исковое заявление о признании информации запрещенной), вправе обратиться прокурор, иные лица, которым такое право предоставлено законодательством Российской Федерации об информации, информационных технологиях и о защите информации. Судом установлено, что Воронежской транспортной прокуратурой в ходе проверки ресурсов сети "Интернет" установлено, что на сайте видеохостинга «YouTub» создан и функционирует канал пользователя №) на котором в разделе «Видео» пользователем опубликованы видеоматериалы: № (<данные изъяты>) № (<данные изъяты>) № (<данные изъяты>) № (<данные изъяты>) № <данные изъяты>). Обращаясь в суд с заявлением в интересах неопределенного круга лиц и Российской Федерации, Воронежский транспортный прокурор указал, что сведения, пропагандирующие проезд на железнодорожном транспорте запрещенным способом, на не предназначенных для проезда частях подвижного состава (на подножках, зацепах, межвагонном пространстве и крышах поездов), нарушают условия безопасного для жизни и здоровья проезда пассажиров и призывающие к совершению противоправных действий, которые могут повлечь причинение вреда жизни и здоровью граждан, в том числе несовершеннолетних. Размещенные на видеоролики демонстрируют способы рискованных действий, опасных для жизни, для передвижения «зацеперов» снаружи пассажирских вагонов, между вагонов, в груженый и порожних грузовых вагонах, на железнодорожных платформах, а также передвижение по составу во время его движения и иные действия, опасные для жизни и здоровья при проезде в неприспособленных для проезда пассажиров местах. Данная информация нарушает требования п.п. 1,5 ч.2 ст.5 Федерального закона от 29.12.2020 № 463-ФЗ «О защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию» в соответствии с которым, к информации, запрещенной для распространения среди детей, относится информация, побуждающая детей к совершению действий, предоставляющих угрозу их жизни и (или) здоровью, в том числе к причинению вреда своему здоровью, самоубийству, а также оправдывающая противоправное поведение. В соответствии с абз.2 п.1 ст.21 Федерального закона от 10.01.2003 N 17-ФЗ (ред. от 26.07.2019) "О железнодорожном транспорте в Российской Федерации" Правила нахождения граждан и размещения объектов в зонах повышенной опасности, выполнения в этих зонах работ, проезда и перехода через железнодорожные пути утверждаются в установленном порядке федеральным органом исполнительной власти в области железнодорожного транспорта. Пунктом 12 Приказа Минтранса России от 08.02.2007 N 18 (ред. от 13.07.2015) "Об утверждении Правил нахождения граждан и размещения объектов в зонах повышенной опасности, выполнения в этих зонах работ, проезда и перехода через железнодорожные пути" (Зарегистрировано в Минюсте России 22.03.2007 N 9154) установлены действия граждан, которые не допускаются при пользовании железнодорожным подвижным составом: подходить к вагонам до полной остановки поезда; прислоняться к стоящим вагонам; оставлять детей без присмотра при посадке в вагоны и (или) высадке из вагонов (гражданам с детьми); осуществлять посадку и (или) высадку во время движения; стоять на подножках и переходных площадках; задерживать открытие и закрытие автоматических дверей вагонов; высовываться из окон вагонов и дверей тамбуров; проезжать в местах, не приспособленных для проезда; повреждать железнодорожный подвижной состав; подлезать под железнодорожным подвижным составом и перелезать через автосцепные устройства между вагонами; подниматься на крыши железнодорожного подвижного состава; курить в вагонах пригородных поездов; курить в местах, не предназначенных для курения, в пассажирских поездах. Таким образом, действующим законодательством установлен запрет на распространение информации, побуждающей граждан к совершению действий, представляющих угрозу жизни и (или) здоровью, в том числе к причинению вреда своему здоровью, самоубийству, а также информации, оправдывающей противоправное поведение при использовании железнодорожного транспорта. Информация, размещенная на сайте видеохостинга «YouTub» пользователем «№» пропагандирует среди граждан (в том числе несовершеннолетних) запрещенные способы проезда на железнодорожном транспорте в связи с чем, к этой информации доступ должен быть ограничен. Однако доступ на страницу пользователя «№» свободный, не требует предварительной регистрации и пароля, ознакомиться с содержанием данной страницы пользователя и скопировать материалы в электронном варианте может любой интернет-пользователь, ограничения на передачу, копирование и распространение этой информации осуществляется публично и обладает признаками её популяризации. Ограничение неопределенного круга лиц, в том числе несовершеннолетних, к такому роду информации, позволит достичь целей обеспечения транспортной безопасности, а также пресечь акт незаконного вмешательства, влекущие за собой угроз безопасности деятельности транспортного комплекса, причинение вреда жизни и здоровью людей. При принятии решения суд руководствуется положениями ст.ст. 29, 55 Конституции Российской Федерации, п. 3 ст. 19 Международного пакта о гражданских и политических правах, Федеральным законом от 27.07.2006 № 149-ФЗ "Об информации, информационных технологиях и о защите информации", ст. 11.17 Кодекса РФ об административных правонарушениях, ст. 324, 327 УК РФ. При этом согласно ч. 1 ст. 10 Федерального закона от 27.07.2006 № 149-ФЗ "Об информации, информационных технологиях и о защите информации" в Российской Федерации распространение информации осуществляется свободно при соблюдении требований, установленных федеральным законодательством. Передача информации посредством использования информационно-телекоммуникационных сетей осуществляется без ограничений при условии соблюдения установленных федеральными законами требований к распространению информации и охране объектов интеллектуальной собственности и может быть ограничена в порядке и на условиях, которые установлены федеральными законами (ч. 5 ст. 15 ФЗ № 149). Под распространением информации следует понимать действия, направленные на получение информации неопределенным кругом лиц или передачу информации неопределенному кругу лиц (статья 2 Закона). В силу ст. 9 ФЗ № 149 ограничение доступа к информации устанавливается федеральными законами в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства. В силу ч. 1 ст. 15.1 ФЗ № 149 в целях ограничения доступа к сайтам в сети "Интернет", содержащим информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено, создается единая автоматизированная информационная система "Единый реестр доменных имен, указателей страниц сайтов в сети "Интернет" и сетевых адресов, позволяющих идентифицировать сайты в сети "Интернет", содержащие информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено" (далее - реестр). Согласно ч. 2 ст. 15.1 данного ФЗ № 149, в реестр включаются: доменные имена и (или) указатели страниц сайтов в сети "Интернет", содержащих информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено; сетевые адреса, позволяющие идентифицировать сайты в сети "Интернет", содержащие информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено. Основанием для включения в реестр указанных сведений является, в том числе, вступившее в законную силу решение суда о признании информации, распространяемой посредством сети Интернет, информацией, распространение которой в Российской Федерации запрещено (ч. 5 ст. 15.1 ФЗ № 149). По делам о признании указанной информации размещенной в сети Интернет, запрещенной к распространению в Российской Федерации юридически значимым обстоятельством является сам факт распространения на таком сайте в сети Интернет запрещенной информации. Установление данного обстоятельства является достаточным основанием для признания информации, распространенной в сети Интернет, запрещенной. Частью 6 ст. 10 ФЗ № 149 запрещается распространение информации, которая направлена на пропаганду войны, разжигание национальной, расовой или религиозной ненависти и вражды, а также иной информации, за распространение которой предусмотрена уголовная или административная ответственность. В силу ч. 1 ст. 15.1 ФЗ № 149 в целях ограничения доступа к сайтам в сети "Интернет", содержащим информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено, создается единая автоматизированная информационная система "Единый реестр доменных имен, указателей страниц сайтов в сети "Интернет" и сетевых адресов, позволяющих идентифицировать сайты в сети "Интернет", содержащие информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено". В Единый реестр доменных имен, указателей страниц сайтов в сети «Интернет» и сетевых адресов, позволяющих идентифицировать сайты в сети «Интернет», содержащие информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено» включаются: доменные имена и (или) указатели страниц сайтов в сети «Интернет», содержащих информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено; сетевые адреса, позволяющие идентифицировать сайты в сети «Интернет», содержащие информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено. В ст. 4 Закона РФ от 27.12.1991 № 2124-1 (ред. от 02.12.2019) "О средствах массовой информации" указано, что не допускается использование средств массовой информации в целях совершения уголовно наказуемых деяний, для разглашения сведений, составляющих государственную или иную специально охраняемую законом тайну, для распространения материалов, содержащих публичные призывы к осуществлению террористической деятельности или публично оправдывающих терроризм, других экстремистских материалов, а также материалов, пропагандирующих порнографию, культ насилия и жестокости, и материалов, содержащих нецензурную брань. Согласно ч. 2 ст. 15.1 ФЗ № 149 в реестр включаются доменные имена и (или) указатели страниц сайтов в сети "Интернет", содержащих информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено; сетевые адреса, позволяющие идентифицировать сайты в сети "Интернет", содержащие информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено. Основанием для включения в реестр указанных сведений является, в том числе, вступившее в законную силу решение суда о признании информации, распространяемой посредством сети Интернет, информацией, распространение которой в Российской Федерации запрещено (ч. 5 ст. 15.1 ФЗ № 149). По делам о признании указанной информации размещенной в сети Интернет, запрещенной к распространению в Российской Федерации юридически значимым обстоятельством является сам факт распространения на таком сайте в сети Интернет запрещенной информации. Установление данного обстоятельства является достаточным основанием для признания информации, распространенной в сети Интернет, запрещенной. Полномочия по созданию, формированию и ведению Единого реестра отнесены к компетенции Федеральной службы по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор) в соответствии с п. 5.1.7 Положения о Федеральной службе по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 16.03.2009 года № 228. Согласно ч. 4. ст. 265.5 КАС РФ решение суда об удовлетворении административного искового заявления о признании информации запрещенной подлежит немедленному исполнению. В целях ограничения доступа к каналу пользователя «№» видеохостинга «YouTube» по адресам: №, а также содержащуюся в видеороликах указанного пользователя: № (<данные изъяты>) № (<данные изъяты>) № (<данные изъяты>) № <данные изъяты>) № (<данные изъяты>) содержащему запрещенную информацию, необходимо внести данные страницы в реестр в соответствии со ст. 15.1 Федерального закона от 27.07.2006 №149-ФЗ «Об информации, информационных технологиях и о защите информации». Руководствуясь ст. ст. 265.1-265.5 КАС РФ, суд Административное исковое заявление Воронежского транспортного прокурора в защиту интересов Российской Федерации и неопределенного круга лиц, о признании информации, размещенной в информационно-телекоммуникационной сети Интернет на канале пользователя «№» видеохостинга «YouTube» по адресам: №, а также содержащуюся в видеороликах указанного пользователя: № (<данные изъяты>) № (<данные изъяты>) № (<данные изъяты>) № (<данные изъяты> № (<данные изъяты> информацией, распространение которой на территории Российской Федерации запрещено, удовлетворить. Признать информацию, распространяемую в информационно-телекоммуникационной сети Интернет на канале пользователя «№» видеохостинга «YouTube» по адресам: №, а также содержащуюся в видеороликах указанного пользователя: № (<данные изъяты>) № (<данные изъяты>) № (<данные изъяты>) № (<данные изъяты> № (<данные изъяты>) информацией, распространение которой на территории Российской Федерации запрещено. Копию решения направить в Управление Федеральную службу по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций по Воронежской области (394006, <...>) для включения указателя ресурса в сети «Интернет» на канале пользователя №» видеохостинга «YouTube» по адресам: №, а также содержащуюся в видеороликах указанного пользователя: № (<данные изъяты> № (<данные изъяты>) № (<данные изъяты>) № (<данные изъяты>) № <данные изъяты>) в «Единый реестр доменных имен, указателей страниц сайтов в сети «Интернет» и сетевых адресов, позволяющих идентифицировать сайты в сети «Интернет», содержащие информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено». Решение суда подлежит немедленному исполнению. Решение может быть обжаловано и принесено представление прокурором в Воронежский областной суд в течение месяца со дня вынесения решения в окончательной форме. Судья Михина Н.А. Мотивированное решение изготовлено 27.10.2020. 1версия для печати Суд:Центральный районный суд г. Воронежа (Воронежская область) (подробнее)Истцы:Заместитель Воронежского транспортного прокурора в звщиту прав и интересов неопределенного круга лиц (подробнее)Ответчики:Роскомнадзор в лице Управления Федеральной службы по надзору в сфере связи информационных технологий и массовых коммуникаций по Воронежской области (подробнее)Судьи дела:Михина Наталья Александровна (судья) (подробнее)Последние документы по делу: |