Решение № 2А-355/2020 2А-355/2020~М-330/2020 М-330/2020 от 15 октября 2020 г. по делу № 2А-355/2020Нефтегорский районный суд (Самарская область) - Гражданские и административные Именем Российской Федерации « 15 » октября 2020 года г.Нефтегорск. Судья Нефтегорского районного суда Самарской области Лопутнев В.В., рассмотрев в порядке упрощенного производства гражданское дело № 2а-355/2020 по административному иску Нефтегорского межрайонного прокурора к администрации сельского поселения Богдановка муниципального района Нефтегорский о признании незаконным бездействия по непринятию мер по созданию маневренного жилищного фонда, Прокурор обратился с данным иском указав на неисполнение администрацией с.п.Богдановка м.р.Нефтегорский требований жилищного законодательства в части создания маневренного жилищного фонда. На территории с.п.Богдановка отсутствует специализированный жилой фонд в виде жилых помещений маневренного фонда, администрацией поселения не приняты муниципальные нормативные правовые акты, устанавливающие порядок их предоставления, что нарушает жилищные права неопределенного круга граждан муниципального образования, а также существует угроза возникновения чрезвычайных обстоятельств и иных ситуаций, предусмотренных в ст.95 ЖК РФ. В адрес администрации вносилось представление с требованием создать специализированный маневренный жилой фонд, которое рассмотрено, однако маневренный жилой фонд не создан. В связи с этим просил признать незаконным бездействие администрации с.п.Богдановка по непринятию мер по созданию маневренного жилищного фонда на территории поселения и обязать создать такой фонд, состоящий из конкретных жилых помещений (помещения). Административный истец не возражал против рассмотрения дела в упрощенном порядке, административный ответчик в судебное заседание не явился, судом их обязательная явка не устанавливалась. С учетом этого на основании ст.150 ч.7 КАС РФ дело рассматривается в порядке упрощенного (письменного) производства. Исследовав материалы дела, суд приходит к следующему. Согласно ст.39 ч.1 КАС РФ прокурор вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов РФ, субъектов РФ, муниципальных образований, а также в других случаях, предусмотренных федеральными законами. На основании ст.218 КАС РФ прокурор в пределах своей компетенции может обратиться в суд с административным исковым заявлением о признании незаконными решений, действий (бездействия) органов, организаций, лиц, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, в защиту прав, свобод и законных интересов иных лиц, если полагает, что оспариваемые решения, действия (бездействие) не соответствуют нормативному правовому акту, нарушают права, свободы и законные интересы граждан, организаций, иных лиц, создают препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности. Согласно ч.1 ст.1 ЖК РФ жилищное законодательство основывается на необходимости обеспечения органами государственной власти и органами местного самоуправления условий для осуществления гражданами права на жилище, его безопасности, на неприкосновенности и недопустимости произвольного лишения жилища, на необходимости беспрепятственного осуществления вытекающих из отношений, регулируемых жилищным законодательством, прав, а также на признании равенства участников регулируемых жилищным законодательством отношений по владению, пользованию и распоряжению жилыми помещениями, если иное не вытекает из настоящего Кодекса, другого федерального закона или существа соответствующих отношений, на необходимости обеспечения восстановления нарушенных жилищных прав, их судебной защиты, обеспечения сохранности жилищного фонда и использования жилых помещений по назначению. В силу положений п.п.3, 6, 8 ст.14 Федерального закона № 131-ФЗ от 6.10.2003 года «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ» (с учетом ст.1 Закона Самарской области № 86-ГД от 3.10.2014 года) и Устава с.п.Семеновка м.р.Нефтегорский к вопросам местного значения поселения относятся: владение, пользование и распоряжение имуществом, находящимся в муниципальной собственности поселения; обеспечение проживающих в поселении и нуждающихся в жилых помещениях малоимущих граждан жилыми помещениями, организация строительства и содержания муниципального жилищного фонда, создание условий для жилищного строительства, осуществление муниципального жилищного контроля, а также иных полномочий органов местного самоуправления в соответствии с жилищным законодательством; участие в предупреждении и ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций в границах поселения. В соответствии со ст.19 ч.2 п.3 ЖК РФ муниципальный жилищный фонд представляет собой совокупность жилых помещений, принадлежащих на праве собственности муниципальным образованиям. Согласно ст.14 ч.1 ЖК РФ к компетенции органов местного самоуправления в области жилищных отношений относится учет муниципального жилищного фонда (п.1), осуществление контроля за его использованием и сохранностью (п.9), определение порядка предоставления жилых помещений муниципального специализированного жилищного фонда (п.4). В силу ст.92 ч.1 ЖК РФ к жилым помещениям специализированного жилищного фонда (специализированные жилые помещения) относятся и жилые помещения маневренного фонда (ч.1). В качестве специализированных жилых помещений используются жилые помещения государственного и муниципального жилищных фондов. Использование жилого помещения в качестве специализированного допускается только после отнесения такого помещения к специализированному жилищному фонду с соблюдением требований и в порядке, которые установлены уполномоченным Правительством РФ федеральным органом исполнительной власти, за исключением случаев, установленных федеральными законами. Включение жилого помещения в специализированный жилищный фонд с отнесением его к определенному виду специализированных жилых помещений и исключение жилого помещения из указанного фонда осуществляются на основании решений органа, осуществляющего управление государственным или муниципальным жилищным фондом (ч.2). Из положений ст.95 ЖК РФ следует, что жилые помещения маневренного фонда предназначены для временного проживания: граждан в связи с капитальным ремонтом или реконструкцией дома, в котором находятся жилые помещения, занимаемые ими по договорам социального найма; граждан, утративших жилые помещения в результате обращения взыскания на эти жилые помещения, которые были приобретены за счет кредита банка или иной кредитной организации либо средств целевого займа, предоставленного юридическим лицом на приобретение жилого помещения, и заложены в обеспечение возврата кредита или целевого займа, если на момент обращения взыскания такие жилые помещения являются для них единственными; граждан, у которых единственные жилые помещения стали непригодными для проживания в результате чрезвычайных обстоятельств; граждан, у которых жилые помещения стали непригодными для проживания в результате признания многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции; иных граждан в случаях, предусмотренных законодательством. Из совокупного толкования указанных требований закона следует, что вопросы создания маневренного жилищного фонда, порядок предоставления жилых помещений из этого фонда относятся к компетенции исполнительного органа местного самоуправления и применительно к рассматриваемому административному иску – к компетенции администрации с.п.Богдановка м.р.Нефтегорский. Как установлено в судебном заседании Нефтегорской межрайонной прокуратурой проведена проверка соблюдения администрацией с.п.Богдановка м.р.Нефтегорский требований жилищного законодательства в части создания маневренного фонда на территории поселения, в ходе которой установлено отсутствие такового. Данные обстоятельства вытекают из представления прокурора в адрес Главы с.п.Богдановка от 15.07.2020 года, ответа на него от 21.07.2020 года об отсутствии возможности создания маневренного жилого фонда и по существу не оспариваются. В связи с этим принимая во внимание, что создание маневренного жилищного фонда относится к ведению исполнительных органов местного самоуправления для целей предотвращения нарушений жилищных прав граждан, оказавшихся в ситуации, когда в силу определенных обстоятельств они становятся нуждающимися во внеочередном предоставлении жилого помещения применительно к положениям ст.95 ЖК РФ, отсутствие такого фонда создает угрозу нарушения прав таких лиц. С учетом этого на органы местного самоуправления возложена обязанность по обеспечению условий для осуществления гражданами права на жилище, заключающаяся в создании специализированного маневренного жилого фонда, состоящего из конкретных жилых помещений (помещения), для временного проживания граждан. Обязанность по созданию маневренного жилищного фонда прямо предусмотрена законом и не ставится в зависимость от каких-либо условий, в т.ч. нуждаемости и необходимости в конкретный период времени. Принимая во внимание отсутствие на территории с.п.Богдановка специализированного жилого фонда в виде жилых помещений маневренного фонда, муниципальных нормативных правовых актов о маневренном жилищном фонде, устанавливающих порядок их предоставления, что нарушает жилищные права неопределенного круга граждан муниципального образования, заявленные прокурором требования суд считает обоснованными и подлежащими удовлетворению. При определении срока для устранения указанных нарушений суд полагает возможным установить его равным 1 году со дня вступления настоящего решения в законную силу, который представляется разумным и приемлемым, иных вариантов от сторон не поступило. Руководствуясь ст.ст.175 – 180, 293 КАС РФ, Признать незаконным бездействие и обязать администрацию сельского поселения Богдановка муниципального района Нефтегорский в течение 1 года со дня вступления настоящего решения в законную силу создать муниципальный маневренный жилищный фонд. Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Самарский областной суда в течение 15 дней со дня получения его копии через Нефтегорский районный суд. Судья В.В.Лопутнев Суд:Нефтегорский районный суд (Самарская область) (подробнее)Истцы:Нефтегорский межрайонный прокурор (подробнее)Ответчики:Администрация сельского поселения Богдановка муниципального района Нефтегорский (подробнее)Судьи дела:Лопутнев В.В. (судья) (подробнее)Последние документы по делу: |