Решение № 2А-1508/2019 2А-1508/2019~М-1434/2019 М-1434/2019 от 11 сентября 2019 г. по делу № 2А-1508/2019




Дело № 2а- 1508/2019 г.

27RS0005-01-2019-001887-45


РЕШЕНИЕ


Именем Российской Федерации

11 сентября 2019 года Краснофлотский районный суд г. Хабаровска в составе:

председательствующего судьи: Ковалевой Т.Н.,

с участием: пом. прокурора Краснофлотского района г. Хабаровска Кужугет А.С.;

при секретаре: Гуровой Е.А.;

с участием: представителя административных истцов по доверенности от *** ФИО1; представителя административного ответчика Администрации города Хабаровска по доверенности от *** ФИО2; представителя заинтересованного лица- Департамента архитектуры, строительства и землепользования администрации города Хабаровска по доверенности от *** ФИО2;

рассмотрев в открытом судебном заседании в г. Хабаровске дело по административному исковому заявлению ФИО3, ФИО4 к Администрации г. Хабаровска о признании недействующим проект планировки Кировского и Краснофлотского районов г. Хабаровска с момента его утверждения постановлением администрации г. Хабаровска от 24.02.2015 г. № 555 « Об утверждении проекта планировки Кировского и Краснофлотского районов г. Хабаровска» в части распространения красных линий перспективного строительства ( реконструкции) **** в отношении земельного участка с кадастровым номером ..., расположенного по адресу: ****,

УСТАНОВИЛ:


Административные истцы ФИО3, ФИО4 обратились в суд с административным исковым заявлением к административному ответчику Администрации города Хабаровска о признании недействующим проект планировки Кировского и Краснофлотского районов г. Хабаровска в части распространения красных линий перспективного строительства ( реконструкции) **** в отношении земельного участка с кадастровым номером ... расположенного по адресу: ****, в обоснование ссылаясь на то, что они ( административные истцы) являются собственниками земельного участка с кадастровым номером ..., расположенного по адресу: ****. *** обратились в департамент архитектуры, строительства и землепользования администрации г.Хабаровска с уведомлением о планируемом строительстве объекта индивидуального жилищного строительства. *** заместителем мэра города, директором департамента архитектуры строительства и землепользования подписано уведомление о несоответствии указанных в уведомлении о планируемых строительстве или реконструкции объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома параметров объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома установленным параметрам и (или) недопустимости размещения объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома на земельном участке. В уведомлении указано о несоответствии параметров предельным параметрам разрешенного строительства, реконструкции объекта капитального строительства, ссылаясь на Правила землепользования и застройки городского округа «Город Хабаровск», утвержденных решением Хабаровской городской Думы от 21.05.2002 № 211 (в редакции от 16.04.2019 № 1063): земельный участок полностью расположен в границах красных линий ул.Полярная. В соответствии с подпунктом 2 части 10 статьи 51.1 Градостроительного кодекса РФ размещение указанных в уведомлении о планируемом строительстве объекта индивидуального жилищного строительства не допускается в соответствии с видами разрешенного использования земельного участка и (или) ограничениями, установленными в соответствии с земельным и иным законодательством Российской Федерации и действующими на дату поступления уведомления о планируемом строительстве. Как следует из письма администрации г.Хабаровска от ***, красные линии были установлены проектом планировки Кировского и Краснофлотского районов г.Хабаровска, утвержденным постановлением администрации г.Хабаровска от 24.02.2015 г. № 555. Данная документация была опубликована в газете «Хабаровские вести» от 27.02.2015 г. Считают, что принятое решение по утверждению проекта планировки было осуществлено с нарушением предъявляемых к такому роду распорядительных актов требованиям ввиду следующего. Проект планировки и проект красных линий, утвержденный отдельным документом в составе документации по планировке территорий, могут быть оспорены заинтересованными лицами в судебном порядке. Согласно позиции Конституционного Суда РФ, изложенной в Определении от 25 февраля 2016 года № 242-0, недопустимо произвольное установление красных линий уполномоченными органами и необходима разработка специального проекта на основе генеральных планов муниципальных образований и проектов детальной планировки территорий. Как следует из письма Департамента архитектуры, строительства и землепользования от *** г, проект детальной планировки Краснофлотского района г.Хабаровска не разрабатывался. Как указано в Определении Верховного Суда РФ от 30.01.2019 г. № 45-АПГ18-22 и апелляционном определении Верховного Суда РФ от 06.04.2017 г. № 32-АПГ17-1, к землям общего пользования могут быть отнесены земельные участки, право собственности на которые принадлежит публичным образованиям, и к этим землям не могут быть отнесены земли, переданные в частную собственность. Отнесение земельных участков, находящихся в частной собственности, к территории общего пользования возможно путем принятия органами местного самоуправления последовательных градостроительных решений и, соответственно, градостроительной документации, определяющих дальнейшее использование спорной территории, их реализацию, в том числе в виде изъятия земельных участков для государственных и муниципальных нужд и прекращения права частной собственности на данные земельные участки. Как следует из имеющегося в материалах дела письма от администрации г.Хабаровска от ***, строительство (реконструкция) **** Программой комплексного развития транспортной инфраструктуры городского округа «Город Хабаровск» на 2017-2030 годы, утвержденной постановлением администрации г.Хабаровска от 29.12.2017 № 4414, не предусмотрено, в связи с чем информация о разработанной проектной документации по ****, сроках ее реализации, а также о сроках изъятия для муниципальных нужд земельного участка по ****, в настоящий период времени в администрации города отсутствует. То есть красные линии по их ( административных истцов) участку были установлены в отсутствие детальной планировки территории Краснофлотского района, без градостроительной документации, определяющей дальнейшее использование спорной территории, его реализацию, в том числе в виде изъятия земельных участков для государственных и муниципальных нужд и прекращения права частной собственности на данные земельные участки, что свидетельствует о произвольном установлении этих красных линий. Согласно ст.ст. 209, 210 Гражданского кодекса РФ собственнику принадлежат права владения, пользования и распоряжения своим имуществом, собственник вправе по своему усмотрению совершать в отношении принадлежащего ему имущества любые действия, не противоречащие закону, собственник несет бремя содержания принадлежащего ему имущества. Земельный участок с кадастровым номером ... находится в частной собственности административных истцов и не относится к территориям общего пользования. Проектная документация на строительство **** в настоящий период времени отсутствует. Планируемое распространение на земельный участок истцов режима общего пользования, без подтверждения актуальности, в отсутствие соответствующих указаний на необходимость изъятия земельного участка, не может служить основанием для отказа в реализации права на осуществление строительства на принадлежащем им земельном участке. Федеральный законодатель ограничивает право собственника по использованию принадлежащего ему земельного участка посредством строительства, реконструкции находящихся на участке объектов недвижимости необходимостью соблюдать требования градостроительного регламента. Конкретный объём такого ограничения устанавливается в соответствии с градостроительным законодательством правилами землепользования и застройки. Пунктом 3 статьи 85 ЗК РФ установлено, что градостроительные регламенты обязательны для исполнения всеми собственниками земельных участков, землепользователями, землевладельцами и арендаторами земельных участков независимо от форм собственности и иных прав на земельные участки. Согласно пункту 2 статьи 85 ЗК РФ правилами землепользования и застройки устанавливается градостроительный регламент для каждой территориальной зоны индивидуально, с учётом особенностей её расположения и развития, а также возможности территориального сочетания различных видов использования земельных участков (жилого, общественно-делового, производственного, рекреационного и иных видов использования земельных участков). Пунктами 2, 3 части 4 статьи 36 ГрК РФ определено, что действие градостроительных регламентов не распространяется на земельные участки в границах территорий общего пользования и предназначенные для размещения линейных объектов и (или) занятые линейными объектами. Согласно Конституции РФ каждый вправе иметь имущество в собственности, владеть, пользоваться и распоряжаться им как единолично, так и совместно с другими лицами (статья 35, часть 2); никто не может быть лишён своего имущества иначе как по решению суда; принудительное отчуждение имущества для государственных нужд может быть произведено только при условии предварительного и равноценного возмещения. Любое ограничение прав и свобод человека и гражданина может иметь место на основании федерального закона только в той мере, в какой это необходимо в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства (статья 55 Конституции РФ). Ограничения права собственности, имущественных прав должны отвечать требованиям справедливости, быть соразмерны конституционно значимым целям защиты соответствующих прав и законных интересов и основываться на законе. Зонирование территории, являясь частью процесса по развитию территории (в том числе городов и иных поселений), одновременно выступает одним из направлений градостроительной деятельности органов власти. Правила землепользования и застройки разрабатываются для того, чтобы создать условия устойчивого развития территорий населённых пунктов, вместе с тем также призваны обеспечивать права и законные интересы собственников и обладателей иных прав на земельные участки (пункт 1 части 1 статьи 30 ГрК РФ). Задача органов муниципальных образований при разработке правил землепользования и застройки состоит в необходимости обеспечения справедливого баланса между общественными интересами и правами частных лиц путём согласования этих прав и интересов. Ограничительные меры должны быть соразмерными преследуемой законной цели, то есть отвечать настоятельной общественной потребности и не превышать грань необходимого для достижения этой цели, должна существовать разумная пропорциональность между используемыми средствами и целью, которую государство стремится реализовать посредством любой меры, лишающей человека его имущества или контроля за его использованием. Основываясь на правовом анализе приведённого федерального и регионального законодательства, считают что справедливый баланс между общественными интересами и правами частного лица органами самоуправления достигнут не был, так как по настоящее время администрацией г.Хабаровска решений об изъятии их (административных истцов) земельного участка не принималось. В связи с этим они (административные истцы) находятся в состоянии полной неопределённости относительно судьбы своего имущества. Такое положение нарушает справедливое равновесие, которое должно было поддерживаться между требованиями общего интереса с одной стороны, и защиты права на уважение собственности - с другой. Порядок установления красных линий с учетом их правовых и технических характеристик требует разработки специального проекта на основе генеральных планов поселений и проектов детальной планировки территорий. Данный проект подлежит утверждению органами местного самоуправления по согласованию с органами государственного контроля и надзора, другими заинтересованными службами органов местного самоуправления. По общему правилу согласование красных линий осуществляется проектной организацией одновременно с согласованием соответствующей градостроительной документации. Таким образом, данное правовое регулирование не предполагает произвольного установления красных линий уполномоченными органами, а лицо, права которого могут быть нарушены в результате установления данных линий, не лишено возможности оспорить в судебном порядке соответствующий административный акт либо заявить о компенсации причиненного ему ущерба в результате таких действий. В соответствии с частью 4 статьи 15 Конституции РФ общепризнанные принципы и нормы международного права и международные договоры РФ являются составной частью ее правовой системы. Если международный договор РФ устанавливает иные правила, чем предусмотрены законом, то применяются правила международного договора. Согласно статье 1 Протокола № 1 от 20.03.1952 к Конвенции от 04.11.1950 "О защите прав человека и основных свобод" каждое физическое или юридическое лицо имеет право на уважение своей собственности. Никто не может быть лишен своего имущества иначе как в интересах общества и на условиях, предусмотренных законом и общими принципами международного права. Таким образом, нормы Конвенции от 04.11.1950 "О защите прав человека и основных свобод", являющейся международным договором РФ, применяются на территории РФ и являются частью ее правовой системы. Согласно п. 13 ст.51.1 ГрК РФ, получение застройщиком уведомления о соответствии указанных в уведомлении о планируемом строительстве параметров объекта индивидуального жилищного строительства установленным параметрам и допустимости размещения объекта индивидуального жилищного строительства либо ненаправление уполномоченными органами в срок, предусмотренный частью 7 или пунктом 3 части 8 настоящей статьи, уведомления о несоответствии указанных в уведомлении о планируемом строительстве параметров объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома установленным параметрам и (или) недопустимости размещения объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома на земельном участке считается согласованием указанными органами строительства или реконструкции объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома и дает право застройщику осуществлять строительство или реконструкцию объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома в соответствии с параметрами, указанными в уведомлении о планируемом строительстве, в течение десяти лет со дня направления застройщиком такого уведомления о планируемом строительстве в соответствии с частью 1 настоящей статьи. В силу п. 11 ст.51.1 ГрК РФ в уведомлении о несоответствии указанных в уведомлении о планируемом строительстве параметров объекта индивидуального жилищного строительства должны содержаться все основания направления застройщику такого уведомления с указанием предельных параметров разрешенного строительства, реконструкции объектов капитального строительства. В уведомлении от ответчика от *** содержится только одно основание - наличие красных линий перспективного строительства (реконструкции) ****. В силу ст.24 КАС РФ административное исковое заявление об оспаривании решений, действий (бездействия) органов местного самоуправления может подаваться в суд по месту жительства гражданина. Право выбора между несколькими судами, которым согласно настоящей статье подсудно административное дело, принадлежит административному истцу. Кассационным определением Верховного Суда РФ от 05.06.2019 г. № 87-КА19-1 подтверждена компетенция районных судов общей юрисдикции рассматривать административные дела об оспаривании проектов межевания территории. Учитывая, что с момента установления красных линий и по настоящее время проект строительства (реконструкции) **** не разработаны, проектная документация на строительство отсутствует, государственная экспертиза проектной документации данного объекта не проведена, сведений о том, что участок истцов зарезервирован, не имеется, учитывая отсутствие принятых решений об изъятии земельного участка административных истцов, просят признать недействующим проект планировки Кировского и Краснофлотского районов г.Хабаровска в части распространения красных линий перспективного строительства (реконструкции) **** в отношении земельного участка с кадастровым номером ..., расположенного по адресу: ****.

Впоследствии административные истцы ФИО3, ФИО4 заявленные требования дополнили, просят суд признать недействующим проект планировки Кировского и Краснофлотского районов г. Хабаровска с момента его утверждения постановлением администрации г. Хабаровска от 24.02.2015 г. № 555 « Об утверждении проекта планировки Кировского и Краснофлотского районов г. Хабаровска» в части распространения красных линий перспективного строительства ( реконструкции) **** в отношении земельного участка с кадастровым номером ..., расположенного по адресу: ****.

Административные истцы ФИО3, ФИО4 в судебное заседание не явились, о рассмотрении дела извещены надлежащим образом, представлено заявление о рассмотрении дела в их отсутствии.

В силу положений ст. 150 КАС РФ, суд рассмотрел дело в отсутствии не явившихся лиц.

В судебном заседании представитель административных истцов по доверенности ФИО1 заявленные требования с учетом их дополнения поддержала по основаниям, изложенным в иске, дополнила, что при утверждении оспариваемого проекта планировки Кировского и Краснофлотского районов г. Хабаровска в части распространения красных линий перспективного строительства ( реконструкции) **** в отношении земельного участка, принадлежащего на праве собственности административным истцам были допущены нарушения норм ст. 42-46 ГрК РФ, административным ответчиком при утверждении указанного проекта планировки не было совершено действий, направленных на изъятие земельного участка, не утвержден порядок и способ изъятия земельного участка, сроки изъятия, проектной документации к планируемому строительству не разработано. Просила заявленные требования удовлетворить.

В судебном заседании представитель административного ответчика по доверенности ФИО2 заявленные требования с учетом их дополнения не признала по основаниям, изложенным в письменных возражениях, из которых следует, что на основании ст. 218 КАС гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего (далее - орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями), если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности. В соответствии с ч. 8 ст. 226 КАС РФ при рассмотрении административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, суд проверяет законность решения, действия (бездействия) в части, которая оспаривается, и в отношении лица, которое является административным истцом, или лиц, в защиту прав, свобод и законных интересов которых подано соответствующее административное исковое заявление. При проверке законности этих решения, действия (бездействия) суд не связан основаниями и доводами, содержащимися в административном исковом заявлении о признании незаконными решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, и выясняет обстоятельства, указанные в частях 9 и 10 настоящей статьи, в полном объеме. При рассмотрении административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенные государственными или иными публичными полномочиями, суд выясняет: 1) нарушены ли права, свободы и законные интересы административного истца или лиц, в защиту прав, свобод и законных интересов которых подано соответствующее административное исковое заявление; 2) соблюдены ли сроки обращения в суд; 3)соблюдены ли требования нормативных правовых актов, устанавливающих: а) полномочия органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, на принятие оспариваемого решения, совершение оспариваемого действия (бездействия); б) порядок принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия) в случае, если такой порядок установлен; в) основания для принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия), если такие основания предусмотрены нормативными правовыми актами; 4) соответствует ли содержание оспариваемого решения, совершенного оспариваемого действия (бездействия) нормативным правовым актам, регулирующим спорные отношения. При этом, обязанность доказывания обстоятельств, указанных в пунктах 1 и 2 части 9 настоящей статьи, возлагается на лицо, обратившееся в суд. Для признания соответствующего решения незаконным необходимо одновременное наличие двух условий: несоответствие решения закону или иному нормативному правовому акту и нарушение оспариваемым решением прав и законных интересов заявителя. Такой необходимой совокупности условий по настоящему делу не установлено, исходя из следующего. Красные линии, проходящие по земельному участку истцов, установлены проектом планировки Кировского и Краснофлотского районов, утвержденным постановлением администрации г. Хабаровска от 24.05.2015 № 555 (ред. от 21.06.2015 № 2105), прошедшим публичные слушания, утвержденным в соответствии с законодательством. П. 2 ст. 7 ЗК РФ установлено, что земли используются в соответствии с установленным для них целевым назначением. Правовой режим земель определяется исходя из их принадлежности к той или иной категории и разрешенного использования в соответствии с зонированием территорий, общие принципы и порядок проведения которого устанавливаются федеральными законами и требованиями специальных федеральных законов. В соответствии с п. 12 ст. 85 ЗК РФ участки, занятые площадями, улицами, проездами, автомобильными дорогами, набережными, скверами, бульварами, водными объектами, пляжами и другими объектами, относятся к землям общего пользования. Для целей градостроительной деятельности под территориями общего пользования понимаются территории, которыми беспрепятственно пользуется неограниченный круг лиц (в том числе площади, улицы, проезды, набережные, береговые полосы водных объектов общего пользования, скверы, бульвары) (п. 12 ст. 1 ГрК РФ). Красные линии обозначают существующие, планируемые (изменяемые, вновь образуемые) границы территорий общего пользования и (или) границы территорий, занятых линейными объектами и (или) предназначенных для размещения линейных объектов, которые утверждаются в составе проекта планировки территории, а также проекта межевания территории (ст. 41, 42 ГрК РФ). Основанием для установления планируемых красных линий в силу п. б ч. 3 ст. 42, п. 1 ч. 5 ст. 43 ГрК РФ являются подготовленные, принятые, утвержденные и опубликованные проекты планировки и межевания территории.

Проект планировки территории и проект межевания территории относятся к документации по планировке территории, подготовка и утверждение которой осуществляется в соответствии со ст. 45 ГрК РФ. Согласно ст. 42 Градостроительного кодекса РФ подготовка проектов планировки территории осуществляется для выделения элементов планировочной структуры, установления границ территорий общего пользования, границ зон планируемого размещения объектов капитального строительства, определения характеристик и очередности планируемого развития территории. Указанной статьей ГрК РФ предусмотрены обязательные требования к составу и содержанию проекта планировки. Так, основная часть проекта планировки территории включает в себя чертеж или чертежи планировки территории, на которых отображаются красные линии; линии, обозначающие дороги, улицы, проезды, линии связи, объекты инженерной и транспортной инфраструктур, границы зон планируемого размещения объектов социально-культурного и коммунально-бытового назначения, иных объектов капитального строительства. В соответствии с положениями ГрК РФ органы местного самоуправления городского округа обеспечивают подготовку документации по планировке территории на основании генерального плана городского округа, правил землепользования и застройки. ГрК РФ определено, что генеральный план городского округа является документом территориального планирования муниципального образования. Доводы искового заявления о произвольном установлении красных линий является несостоятельным, поскольку согласно Генеральному плану городского округа «Город Хабаровск» утвержденному решением Хабаровской городской Думы от 21.04.2015 № 97, земельный участок истцов располагается на территории, где будет осуществлено строительство магистральной улицы городского значения регулируемого движения 1 класса, которая входила в сеть магистральных улиц общегородского значения с прошлого века. Согласно п. 4.1 Инструкции о порядке проектирования и установления красных линий в городах и других поселениях Российской Федерации (утв. Постановлением Госстроя РФ от 06.04.1998 № 18-30) проект красных линий является составной и утверждаемой частью проекта планировки, входящей в состав градостроительной документации. Согласно п. 4 ст. 3.2.1 Инструкции о порядке проектирования и установления красных линий в городах и других поселениях Российской Федерации план современного использования территории (опорный план) и план красных линий (основной чертеж) являются самостоятельными графическими материалами проекта планировки, что не свидетельствует о том, что красные линии должны проектироваться исключительно с учетом существующей застройки. Проект планировки и межевания конкретной территории, по смыслу ГрК РФ, призван обеспечивать не только права и законные интересы собственников и обладателей иных прав на земельные участки, но и защищаемые законом права и интересы иных физических и юридических лиц, а также публичные интересы. В рамках рассматриваемого дела отсутствует нарушение прав, свобод и законных интересов административных истцов, поскольку установление красных линий не влечет изменение, прекращение либо ограничение права собственности заявителя, доказательств обратного административными истцами в материалы дела не представлено, как и доказательств того, что они не могут владеть, пользоваться и распоряжаться указанным земельным участком. Установление красных линий по земельному участку не может создавать препятствий в его использовании, так как в соответствии с ч. 8 ст. 36 ГрК РФ земельные участки или объекты капитального строительства, виды разрешенного использования, предельные (минимальные и (или) максимальные) размеры и предельные параметры которых не соответствуют градостроительному регламенту, могут использоваться без установления срока приведения их в соответствие с градостроительным регламентом, за исключением случаев, если использование таких земельных участков и объектов капитального строительства опасно для жизни или здоровья человека, для окружающей среды, объектов культурного наследия. Утверждение проекта красных линий является элементом градостроительной деятельности и не означает нарушение прав и законных интересов несогласных лиц. Указание административных истцов на отсутствие на настоящий момент каких-либо конкретных решений органов власти по реализации генерального плана города в указанной части, его финансирования и прочее, не может быть принято судом во внимание, поскольку вопросы, связанные с непосредственной реализацией проекта планировки, на его легитимность не влияют. Кроме того, положения градостроительного законодательства не ставят возможность непосредственной разработки документации по планировке территории, в том числе применительно к установлению красных линий, в зависимость от наличия или отсутствия прав на земельные участки и расположенных на них объектов в границах территории, на которую разрабатывается проект планировки, и не содержат требований учитывать фактическое использование земельных участков при разработке и утверждении проектов планировки территории. На основании ст. 7 ЗК РФ земли в Российской Федерации по целевому назначению подразделяются на следующие категории: земли сельскохозяйственного назначения; земли населенных пунктов; земли промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, земли для обеспечения космической деятельности, земли обороны, безопасности и земли иного специального назначения; земли особо охраняемых территорий и объектов; земли лесного фонда; земли водного фонда; земли запаса. Земли, указанные в пункте 1 настоящей статьи, используются в соответствии с установленным для них целевым назначением. Правовой режим земель определяется исходя из их принадлежности к той или иной категории и разрешенного использования в соответствии с зонированием территорий, общие принципы и порядок проведения которого устанавливаются федеральными законами и требованиями специальных федеральных законов. В соответствии со ст. 37 ГрК РФ разрешенное использование земельных участков и объектов капитального строительства может быть следующих видов: 1) основные виды разрешенного использования; 2) условно разрешенные виды использования; 3) вспомогательные виды разрешенного использования, допустимые только в качестве дополнительных по отношению к основным видам разрешенного использования и условно разрешенным видам использования и осуществляемые совместно с ними. Истцами в нарушение ч. 9 ст. 226 КАС РФ не представлено доказательств, которые бы подтверждали нарушение их прав, свобод и законных интересов установлением красных линий (изменение вида разрешенного использования, другое). Утверждать, что установление красных линий привело к изменению категории земельного участка, а также вида его разрешенного использования, невозможно. Просят суд учесть, что земельное, гражданское законодательство предусматривают механизм компенсационных выплат при ущемлении прав конкретного собственника в публичных интересах. Ст. 219 КАС РФ определено, что административное исковое заявление может быть подано в суд в течение трех месяцев со дня, когда гражданину, организации, иному лицу стало известно о нарушении их прав, свобод и законных интересов. На основании ст. 226 КАС РФ суд выясняет, соблюдены ли сроки обращения в суд. Частью 11 ст. 226 КАС РФ обязанность доказывания данного обстоятельства возлагается на лицо, обратившееся в суд. Право требования относительно признания недействующим постановления администрации г. Хабаровска возникло у истца с момента вынесения указанного акта. Любое заинтересованное лицо имело возможность ознакомиться с данным постановлением и со дня опубликования подать заявление о его оспаривании. Действующим законодательством не установлена обязанность органов власти дополнительно уведомлять об издании правовых актов отдельных лиц. О пропуске срока при подаче настоящего искового заявления свидетельствует тот факт, что оспариваемое постановление администрации г. Хабаровска было принято в 2015 году, именно с этого времени административным истцам должно было стать известно о предполагаемом нарушении их прав, свобод и законных интересов. Пропуск срока обращения в суд без уважительной причины, а также невозможность восстановления пропущенного (в том числе по уважительной причине) срока обращения в суд является самостоятельным основанием для отказа в удовлетворении требований. Просила в удовлетворении требований отказать.

В судебном заседании представитель заинтересованного лица- Департамента архитектуры, строительства и землепользования администрации г. Хабаровска по доверенности ФИО2 поддержала позицию, изложенную выше.

Выслушав лиц, участвующих в деле, исследовав материалы дела, заслушав мнение пом. прокурора Кужугет А.С., суд приходит к выводу, что административное исковое заявление с учетом его дополнения удовлетворению не подлежит по следующим основаниям.

Согласно ст. 62 КАС РФ, лица, участвующие в деле, обязаны доказывать обстоятельства, на которые они ссылаются как на основания своих требований или возражений, если иной порядок распределения обязанностей доказывания по административным делам не предусмотрен настоящим Кодексом.

В соответствии с положениями ст. 218 Кодекса административного судопроизводства, гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий ( бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями ( включая решения, действия ( бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего, если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.

Согласно положений ст. 226 КАС РФ, при рассмотрении административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, суд проверяет законность решения, действия (бездействия) в части, которая оспаривается, и в отношении лица, которое является административным истцом, или лиц, в защиту прав, свобод и законных интересов которых подано соответствующее административное исковое заявление. При проверке законности этих решения, действия (бездействия) суд не связан основаниями и доводами, содержащимися в административном исковом заявлении о признании незаконными решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, и выясняет обстоятельства, указанные в частях 9 и 10 настоящей статьи, в полном объеме. При рассмотрении административного дела об оспаривании решения, действия ( бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, суд в том числе выясняет: соответствует ли содержание оспариваемого решения, совершенного оспариваемого действия ( бездействия) нормативным правовым актам, регулирующим спорные отношения; соблюдены ли требования нормативным правовых актов, устанавливающих: полномочия органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, на принятие оспариваемого решения, совершение оспариваемого действия ( бездействия); порядок принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия ( бездействия) в случае, если такой порядок установлен; основания для принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия ( бездействия), если такие основания предусмотрены нормативными правовыми актами.

Согласно положений ст. 227 КАС РФ, для признания решений, действий ( бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями ( включая решения, действия ( бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица государственного или муниципального служащего незаконными необходимо наличие совокупности двух условий- несоответствие оспариваемых решений, действий ( бездействия) нормативным правовым актам и нарушение прав, свобод и законных интересов административного истца.

При отсутствии хотя бы одного из названных условий решения, действия ( бездействие) не могут быть признаны незаконными.

По данной категории административных дел на административного истца возложена обязанность доказывания нарушения своих прав, свобод и законных интересов и соблюдения сроков обращения в суд, а обязанность по доказыванию соответствия оспариваемых решений, действий ( бездействия) нормативным правовым актам – на орган, организации, лицо, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями, принявшие оспариваемые постановления либо совершившие оспариваемые действия ( бездействие).

Законодательное разграничение полномочий в градостроительной деятельности закреплено статьями 6,7,8 ГрК РФ, определяющими соответственно полномочия органов государственной власти Российской Федерации, органов государственной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления в этой сфере.

Согласно п. 3.2 Инструкции о порядке проектирования и установления красных линий в городах и других поселениях Российской Федерации, утвержденной Постановлением Госстроя РФ от 06.04.1998 г. № 18-30, при проектировании и установлении красных линий необходимо руководствоваться Градостроительным кодексом Российской Федерации и нормативными правовыми актами Российской Федерации в области градостроительства, иным законодательством Российской Федерации, принимаемыми в соответствии с ними законами и нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации, а также нормативными правовыми актами органов местного самоуправления.

В соответствии с п. 4.1 Инструкции о порядке проектирования и установления красных линий в городах и других поселениях Российской Федерации, утвержденной Постановлением Госстроя РФ от 06.04.1998 г. № 18-30, проект красных линий является составной и утверждаемой частью проекта планировки, входящей в состав градостроительной документации.

Из положений ч 3 ст. 24 ГрК РФ следует, что подготовка проекта генерального плана осуществляется в соответствии с требованиями статьи 9 настоящего Кодекса и с учетом региональных и местных нормативов градостроительного проектирования, заключения о результатах общественных обсуждений или публичных слушаний по проекту генерального плана, а также с учетом предложений заинтересованных лиц.

Согласно ст. 41 ГрК РФ, подготовка документации по планировке территории осуществляется в целях обеспечения устойчивого развития территорий, в том числе выделения элементов планировочной структуры ( кварталов, микрорайонов, иных элементов), установления границ земельных участков, на которых расположены объекты капитального строительства, границ земельных участков, предназначенных для строительства и размещения линейных объектов ( часть 1). Подготовка документации по планировке территории, предусмотренной Кодексом, осуществляется в отношении застроенных или подлежащих застройке территорий ( часть 2). При подготовке документации по планировке территории может осуществляться разработка проектов планировки территории, проектов межевания территории и градостроительных планов земельных участков ( часть 5.).

Исходя из положений ст. 42 ГрК РФ, проект планировки территории состоит из основной части, которая подлежит утверждению, и материалов по ее обоснованию. Основная часть проекта планировки территории включает чертеж или чертежи планировки территории; положение о характеристиках планируемого развития территории; положение об очередности планируемого развития территории, содержащее этапы проектирования, строительства, реконструкции объектов капитального строительства жилого, производственного, общественно-делового и иного назначения. Материалы по обоснованию проекта планировки территории содержат схему, отображающую местоположение существующих объектов капитального строительства, в том числе линейных объектов, объектов, подлежащих сносу, объектов незавершенного строительства, а также проходы к водным объектам общего пользования и их береговым полосам.

В силу частей 2,3,5 статьи 43 ГрК РФ, проект межевания территории разрабатывается в целях определения местоположения границ образуемых и изменяемых участков. Подготовка проектов межевания территорий осуществляется в составе проектов планировки территорий или в виде отдельного документа.

Правовой режим земельных участков определяется градостроительными регламентами, которые включаются в правила землепользования и застройки в соответствии со статьями 30,36 ГрК РФ. Градостроительные регламенты устанавливаются с учетом фактического использования земельных участков и объектов капитального строительства в границах территориальной зоны, возможности сочетания в пределах одной территориальной зоны различных видов существующего и планируемого использования земельных участков и объектов капитального строительства, функциональных зон и характеристик их планируемого развития, определенных документами территориального планирования муниципальных образований.

В ходе рассмотрения дела установлено, что ФИО4, ФИО3 являются правообладателями, общая долевая собственность, доля в праве у каждого <данные изъяты> земельного участка, разрешенное использование- для строительства индивидуального жилого дома с хозяйственными постройками, общая площадь 969 кв.м., адрес ( местонахождение) объекта : ****, в ****, ....

Данное обстоятельство подтверждается свидетельствами о государственной регистрации права от ***, выпиской из Единого государственного реестра недвижимости от ***

24.02.2015 г. Постановлением Администрации города Хабаровска № 555, на основании протокола публичных слушаний от ***...., заключения о результатах публичных слушаний, опубликованных в газете « Хабаровские вести» от 10.02.2015 г., утвержден проект планировки Краснофлотского и Кировского районов г. Хабаровска.

Указанный проект официально опубликован в газете « Хабаровские вести» 27 февраля 2015 г.

*** ФИО3, ФИО4 обратились в Департамент архитектуры, строительства и землепользования Администрации города Хабаровска с уведомлением о планируемых строительстве или реконструкции объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома по ****, кадастровый номер земельного участка ....

*** Департамент архитектуры, строительства и землепользования администрации города Хабаровска направил ФИО4, ФИО3 уведомление о несоответствии указанных в уведомлении о планируемых строительстве или реконструкции объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома параметров объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома установленным параметрам и (или) недопустимости размещения объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома на земельном участке, указав, что земельный участок полностью расположен в границах красных линий ****.

Решением Краснофлотского районного суда г. Хабаровска от 20 августа 2019 года по делу по административному исковому заявлению ФИО3, ФИО4 к Департаменту архитектуры, строительства и землепользования администрации г. Хабаровска о признании незаконным решения органа местного самоуправления., исковые требования удовлетворены, признано незаконным уведомление от *** ... о несоответствии указанных в уведомлении о планируемых строительстве или реконструкции объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома параметров объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома установленным параметрам и (или) недопустимости размещения объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома на земельном участке, выданное Департаментом архитектуры, строительства и землепользования администрации г. Хабаровска в отношении объекта индивидуального жилищного строительства на земельном участке с кадастровым номером ..., расположенного по адресу ****. Возложена обязанность повторно рассмотреть уведомление ФИО3, ФИО4 о планируемом строительстве или реконструкции объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома в отношении объекта индивидуального жилищного строительства на земельном участке с кадастровым номером <данные изъяты>, расположенного по адресу: ****.

Из сообщения Департамента архитектуры, строительства и землепользования администрации города Хабаровска от *** следует, что проект детальной планировки территории Краснофлотского района города Хабаровска не разрабатывался. В 1990 году институтом « Хабаровскгражданпроект» был разработан « ПДП Северного жилого района № 4 г. Хабаровска».

Из сообщения Администрации города Хабаровска от *** следует, что земельный участок с кадастровым номером ... частично расположен в границах красных линий ****ов ****, утвержденным постановлением администрации города от 24.02.2015 г. № 555 ( в редакции от 21.06.2016 г. № 21050, от 06.11.2018 г. № 3880). Строительство ( реконструкция) **** комплексного развития транспортной инфраструктуры городского округа « город Хабаровск» на 2017-2030 годы, утвержденной постановлением администрации г. Хабаровска от 29.12.2017 г. № 4414, не предусмотрено, в связи с чем информация о разработанной проектной документации по ****, сроках ее реализации, а также о сроках изъятия для муниципальных нужд земельного участка по ****, в настоящий период времени в администрации города отсутствует.

Из сообщения Департамента архитектуры, строительства и землепользования администрации города Хабаровска от *** следует, что земельный участок с кадастровым номером ... расположен в границах территории по ****, обеспеченной документацией по планировке ( проектом межевания), утвержденной постановлением администрации **** от *** .... Постановлением администрации г. Хабаровска от *** ... принято решение о подготовке документации по планировке территории.

Согласно заключения специалиста- кадастрового инженера от *** земельный участок, площадью 969 кв.м., расположенный по адресу: ****, с кадастровым номером ..., огорожен металлическим забором, используется под строительство одноквартирного жилого дома, надворные постройки. В летнее время участок используется также под посадку сезонных овощных культур. В пределах границ данного земельного участка находится объект незавершенного строительства, деревянная летняя кухня, надворный туалет. Объектов общего пользования ( проезды, дороги, скверы, водные объекты и т.п.) на исследованном земельном участке не выявлено. Доступа к участку для посторонних лиц не имеется. Вид разрешенного использования земельного участка с кадастровым номером ... согласно сведениям ЕГРН- для строительства индивидуального жилого дома с хозяйственными постройками полностью соответствует видам разрешенного использования, указанным в Правилах землепользования и застройки г. Хабаровска для территориальной зоны Ж-1 ( зоны малоэтажной индивидуальной жилой застройки).

Таким образом, в ходе рассмотрения дела установлено, что оспариваемый административными истцами проект планировки Кировского и Краснофлотского районов г. Хабаровска принят уполномоченным органом исполнительной власти в пределах компетенции, предоставленной действующим законодательством, в градостроительной области, не противоречит нормативным правовым актам ; подписано главой муниципального образования, процедура подготовки и утверждения документации по проекту планировки, являющегося предметом спора, соблюдена; официально опубликован. Оспариваемый проект планировки не является основанием для прекращения права собственности административных истцов на принадлежащее им недвижимое имущество и не ограничивает их права владение, пользование и распоряжение этим имуществом, доказательств обратного административными истцами в материалы дела не представлено, как и доказательств того, что они не могут владеть, пользоваться и распоряжаться земельным участком. В ходе рассмотрения дела установлено, что административные истцы с 2018 г. начали строительство индивидуального жилого дома на земельном участке.

Кроме того, земельное, гражданское законодательство предусматривают механизм компенсационных выплат при ущемлении прав конкретного собственника в публичных интересах.

Проект планировки и межевания конкретной территории, по смыслу Градостроительного кодекса РФ, призван обеспечивать не только права и законные интересы собственников и обладателей иных прав на земельные участки, но и защищаемые законом права и интересы иных физических и юридических лиц, а также публичные интересы, связанные, в частности, с устойчивым развитием территорий муниципальных образований, улучшением инвестиционной привлекательности соответствующих территорий и т.п., которые могут вступать в объективное противоречие с интересами собственников.

Доводы представителя административного ответчика о пропуске административными истцами трехмесячного срока для обращения в суд с заявленными требованиями, по мнению суда являются не обоснованными, поскольку в силу положений ст. 208 КАС РФ, с административным исковым заявлением о признании нормативного правового акта не действующим полностью или в части вправе обратиться лица, в отношении которых применен этот акт, а также лица, которые являются субъектами отношений, регулируемых оспариваемым нормативным правовым актом, если они полагают, что этим актом нарушены или нарушаются их права, свободы и законные интересы. Административное исковое заявление о признании нормативного правового акта недействующим может быть подано в суд в течение всего срока действия этого нормативного правового акта. Оспариваемый административными истцами проект планировки Кировского и Краснофлотского районов г. Хабаровска в части распространения красных линий перспективного строительства ( реконструкции) **** является действующим.

На основании изложенного, руководствуясь ст. 175180 КАС РФ, суд

РЕШИЛ:


В удовлетворении административного искового заявления ФИО3, ФИО4 к Администрации г. Хабаровска о признании недействующим проект планировки Кировского и Краснофлотского районов г. Хабаровска с момента его утверждения постановлением администрации г. Хабаровска от 24.02.2015 г. № 555 « Об утверждении проекта планировки Кировского и Краснофлотского районов г. Хабаровска» в части распространения красных линий перспективного строительства ( реконструкции) **** в отношении земельного участка с кадастровым номером ..., расположенного по адресу: ****, отказать.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Хабаровский краевой суд в течение одного месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме, через суд, его вынесший.

Судья: подпись

Копия верна: судья Т.Н. Ковалева

Подлинник решения Краснофлотского районного суда г. Хабаровска

подшит в деле № 2а-1508/2019

Решение в окончательной форме составлено 16 сентября 2019 года



Суд:

Краснофлотский районный суд г. Хабаровска (Хабаровский край) (подробнее)

Судьи дела:

Ковалева Т.Н. (судья) (подробнее)