Решение № 2-252/2020 2-252/2020~М-251/2020 М-251/2020 от 30 октября 2020 г. по делу № 2-252/2020

Селемджинский районный суд (Амурская область) - Гражданские и административные



Дело №

УИД: №


Р Е Ш Е Н И Е


ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

30 октября 2020 года пгт. Февральск

Селемджинский районный суд Амурской области в составе:

председательствующего судьи Комаровой Н.Г.,

при секретаре Сютик С.В.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску ФИО1 к ФИО2, к администрации Селемджинского района Амурской области о взыскании морального вреда,

У С Т А Н О В И Л :


ФИО1 обратилась в суд с указанным исковым заявлением к ФИО2, ссылаясь на следующие обстоятельства.

22-24 июня 2020 года истцом были направлены документы (первый пакет) на получение сертификата по улучшению жилищных условий в соответствии с Федеральным законом от 25 октября 2020 года № 125-ФЗ «О жилищных субсидиях гражданам, выезжающим из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей», на что истец получила сообщение, из которого следует, что она не внесла в документы сведения о члене её семьи, указанном в договоре № от 22 июля 2014 года, однако о данном договоре ей ничего не известно, поскольку 22 июля 2014 года её в п. Экимчан не было, подпись в договоре не её, о чём ей в телефонном разговоре подтвердила ФИО2 В этом договоре указано, что ФИО5 – член семьи, но в её случае членов семьи нет, о чём знает ФИО2 и все жители п. Экимчан. В процессе сбора документов ФИО2 требовала заверение 2-х документов нотариусом, но проконсультировавшись в министерстве ЖКХ г. Благовещенска, выяснилось, что такой заверки не требуется. Вместе с тем, истцу пришлось собирать второй пакет документов, в этом пакете имеется документ, в котором «член семьи» ФИО5 должна поставить свою подпись, но она отказалась, и ФИО2 не отправила в министерство ЖКХ ни первый, ни второй пакеты документов, в связи с чем, в получении сертификата истцу отказано. Учитывая своё состояние здоровья и возраст, истец просит суд взыскать с ФИО2 моральный ущерб в сумме 100.000 рублей; судебные расходы разрешить за счёт ответчика, так как свое обращение в суд связывает исключительно с виной ответчика.

Определением Селемджинского районного суда от 07 октября 2020 года в силу ч. 3 ст. 40 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации (далее-ГПК РФ) администрация Селемджинского района привлечена к участию в деле в качестве соответчика.

Истец ФИО1 в судебное заседание не явилась, о рассмотрении дела уведомлена надлежащим образом, при подаче иска ходатайствовала о рассмотрении дела без её участия.

Ответчик ФИО2 в судебное заседание не явилась, просила рассмотреть дело в своё отсутствии, с иском не согласилась, представила в суд отзыв, из которого следует, что ФИО1, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, состоит в администрации Селемджинского района на учёте граждан Российской Федерации, желающих выехать из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей, имеющих право на предоставление за счёт средств федерального бюджета жилищных субсидий (единовременных социальных выплат) на приобретение или строительство жилых помещений в соответствии с Федеральным законом «О жилищных субсидиях гражданам, выезжающим из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей», с 12 августа 2009 года, относится к категории «инвалиды I и II групп, инвалиды с детства».

Согласно заявлению об участии в ведомственной целевой программе в планируемом 2020 году ФИО1 включена в Сводный список граждан - участников ведомственной целевой программы «Оказание государственной поддержки гражданам в обеспечении жильём и оплате жилищно-коммунальных услуг» государственной программы Российской Федерации «Обеспечение доступным и комфортным жильём и коммунальными услугами граждан Российской Федерации», подтвердивших своё участие в указанной ведомственной целевой программе в 2020 году по Амурской области, номер очереди 134 (список опубликован на официальном сайте Министерства ЖКХ АО (https://gkh.amurobl.ru/) в разделе «Деятельность министерства»).

В рамках контрольных мероприятий Министерством ЖКХ Амурской области у администрации Селемджинского района письмом от 04 июня 2020 года № были запрошены копий учётных дел участников ведомственной целевой программы, готовых к выдаче государственных жилищных сертификатов в 2020 году. На основании данного письма, согласно требованиям Министерства ЖКХ АО от 13 декабря 2019 года №, администрацией Селемджинского района у участника ведомственной целевой программы ФИО1 были запрошены документы для получения государственного жилищного сертификата в 2020 году (исх. от 08 июня 2020 года №). При проверке документов было выявлено, что в заявлении (рапорте) о выдаче государственного жилищного сертификата и в обязательстве о расторжении договора социального найма жилого помещения (найма специализированного жилого помещения) и об освобождении занимаемого жилого помещения либо о безвозмездном отчуждении находящегося в собственности жилого помещения (жилых помещений) в государственную (муниципальную) собственность ФИО1 указаны недостоверные сведения. Скрыт факт о том, что на основании Договора социального найма на жилое помещение № от 22 июля 2014 года совместно с нанимателем ФИО1 в жилое помещение по адресу: <адрес>, вселена член семьи - ФИО5, ДД.ММ.ГГГГ года рождения.

На имя ФИО1 было направлено уведомление (исх. от 29 июня 2020 года №) о том, что ей необходимо выполнить условия п. 16 (3) Правил, представить в администрацию Селемджинского района обязательство о расторжении договора социального найма жилого помещения и освобождении занимаемого жилого помещения, подписанное всеми совершеннолетними членами семьи.

Общение и работа по предоставлению документов велась через электронную почту. Какие-либо требования, выходящие за рамки условий программы, к истцу не направлялись.

Утверждение истца о том, что она не знала о заключенном договоре социального найма жилого помещения в 2014 году, не соответствует действительности. В 2018 году прокуратура Селемджинского района подавала иск к ФИО1 о признании её утратившей право пользования жилым помещением (Дело №). В материалах дела фигурировал указанный договор. В последствие прокуратура отказалась от исковых требований, но в решении суда установлено, что ФИО5 вселена ФИО1 как член семьи, законность данного вселения подтвердила и не оспаривала. Оспариваемый договор фигурировал в материалах дела, ФИО1 тогда не заявляла никаких возражений по поводу действительности (недействительности) данного договора. Селемджинский районный суд (исх. № от 02 июля 2018 года) направил всем участникам дела копии искового заявления с приложенными к нему документами, в том числе и оспариваемым договором социального найма. Этот факт подтверждает злоупотребление правом истца, что в принципе лишает её права на судебную защиту.

В настоящее время в производстве Селемджинского районного суда рассматривается дело по иску ФИО1 к администрации Селемджинского района о признании спорного договора недействительным (Дело №).

В судебное заседание представитель ответчика – администрации Селемджинского района Амурской области не явился, извещён своевременно и надлежащим образом, возражений не иск не представил, ходатайств об отложении судебного разбирательства не заявил.

В соответствии с положениями ст. 167 ГПК РФ, суд счёл возможным рассмотреть дело по существу в отсутствии сторон.

Изучив доводы искового заявления, возражения ответчика ФИО2, исследовав письменные доказательства по делу, суд приходит к следующим выводам.

В соответствии со ст. 151 ГК РФ если гражданину причинён моральный вред (физические или нравственные страдания) действиями, нарушающими его личные неимущественные права либо посягающими на принадлежащие гражданину другие нематериальные блага, а также в других случаях, предусмотренных законом, суд может возложить на нарушителя обязанность денежной компенсации указанного вреда.

В силу п. 1 ст. 150 ГК РФ к нематериальным благам, для защиты которых используется компенсация морального вреда, относятся жизнь и здоровье, достоинство личности, личная неприкосновенность, честь и доброе имя, деловая репутация, неприкосновенность частной жизни, личная и семейная тайна, право свободного передвижения, выбора места пребывания и жительства, право на имя, право авторства, иные личные неимущественные права и другие нематериальные блага, принадлежащие гражданину от рождения или в силу закона, неотчуждаемы и непередаваемы иным способом.

Таким образом, такой способ защиты права как денежная компенсация морального вреда предусмотрен законом не для всех случаев причинения гражданину физических или нравственных страданий, а только для защиты от действий, которые нарушают личные неимущественные права гражданина либо посягают на принадлежащие гражданину другие нематериальные блага.

Согласно разъяснениям Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 20 декабря 1994 года № 10 «Некоторые вопросы применения законодательства о компенсации морального вреда», под моральным вредом понимаются нравственные или физические страдания, причинённые действиями (бездействием), посягающими на принадлежащие гражданину от рождения или в силу закона нематериальные блага (жизнь, здоровье, достоинство личности, деловая репутация, неприкосновенность частной жизни, личная и семейная тайна и т.п.), или нарушающими его личные неимущественные права (право на пользование своим именем, право авторства и другие неимущественные права в соответствии с законами об охране прав на результаты интеллектуальной деятельности).

Моральный вред, в частности, может заключаться в нравственных переживаниях в связи с утратой родственников, невозможностью продолжать активную общественную жизнь, потерей работы, раскрытием семейной, врачебной тайны, распространением не соответствующих действительности сведений, порочащих честь, достоинство или деловую репутацию гражданина, временным ограничением или лишением каких-либо прав, физической болью, связанной с причиненным увечьем, иным повреждением здоровья либо в связи с заболеванием, перенесенным в результате нравственных страданий и др.

Пунктом 3 приведённого Постановления Пленума Верховного Суда РФ разъяснено, что в соответствии с действующим законодательством одним из обязательных условий наступления ответственности за причинение морального вреда является вина причинителя. Исключение составляют случаи, прямо предусмотренные законом.

Верховный Суд Российской Федерации в п. 8 Постановления № 10 от 20 декабря 1994 года дал разъяснения о том, что степень нравственных или физических страданий оценивается судом с учётом фактических обстоятельств причинения морального вреда, индивидуальных особенностей потерпевшего и других конкретных обстоятельств, свидетельствующих о тяжести перенесённых им страданий. Размер компенсации зависит от характера и объёма причинённых истцу нравственных или физических страданий, степени вины ответчика в каждом конкретном случае, иных заслуживающих внимания обстоятельств.

В судебном заседании установлено следующее.

Согласно материалам учётного дела №, что истец ФИО1 с 12 августа 2009 года состоит в администрации Селемджинского района на учёте граждан Российской Федерации, желающих выехать из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей, имеющих право на предоставление за счёт средств федерального бюджета жилищных субсидий (единовременных социальных выплат) на приобретение или строительство жилых помещений в соответствии с Федеральным законом «О жилищных субсидиях гражданам, выезжающим из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей», относится к категории «инвалиды I и II групп, инвалиды с детства».

Формой государственной финансовой поддержки обеспечения граждан жильём в рамках реализации ведомственной целевой программы «Оказание государственной поддержки гражданам в обеспечении жильём и оплате жилищно-коммунальных услуг» государственной программы Российской Федерации «Обеспечение доступным и комфортным жильём и коммунальными услугами граждан Российской Федерации», утверждённой постановлением Правительства Российской Федерации от 30 декабря 2017 года № 1710, является предоставление им за счёт средств федерального бюджета социальной выплаты для приобретения жилого помещения, право на получение которой удостоверяется государственным жилищным сертификатом (п. 1 Постановления Правительства РФ от 21 марта 2006 года № 153 «Об утверждении Правил выпуска и реализации государственных жилищных сертификатов в рамках реализации ведомственной целевой программы «Оказание государственной поддержки гражданам в обеспечении жильем и оплате жилищно-коммунальных услуг» государственной программы Российской Федерации «Обеспечение доступным и комфортным жильем и коммунальными услугами граждан Российской Федерации») (далее-Правила).

Часть 1 ст. 6 Федерального закона от 17 тюля 2011 года № 211-ФЗ (ред. от 31 июля 2020 года) «О жилищных субсидиях гражданам, выезжающим из закрывающихся населённых пунктов в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях» условием выдачи государственного жилищного сертификата гражданину, проживающему по договору социального найма жилого помещения или по договору найма специализированного жилого помещения, является данное им и подписанное всеми совершеннолетними членами его семьи обязательство о расторжении такого договора и об освобождении занимаемого жилого помещения.

Для получения сертификата гражданин - участник ведомственной целевой программы представляет документы, предусмотренные п. 44 Правил, в том числе обязательство о расторжении договора социального найма жилого помещения (найма специализированного жилого помещения) и об освобождении занимаемого жилого помещения (пп. «ж» п. 44 Правил).

В соответствии с п. 44 (1) Правил, в случае непредставления или неполного представления документов, указанных в п. 44 настоящих Правил, а также выявления недостоверности сведений, содержащихся в заявлении, сертификат гражданину - участнику ведомственной целевой программы не вручается.

Согласно п. 2 Правил, регистрация и учёт граждан, имеющих право на получение социальных выплат для приобретения жилья, производятся органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации по месту жительства таких граждан.

Органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации могут передавать органам местного самоуправления в соответствии с законодательством Российской Федерации осуществление полномочий по регистрации и учёту граждан, имеющих право на получение социальных выплат для приобретения жилья (п. 3 Правил).

Федеральный закон от 06 октября 2003 года № 131-ФЗ (ред. от 20 июля 2020 года) «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» (с изм. и доп., вступ. в силу с 28 августа 2020 года) (далее- Федеральный закон № 131-ФЗ) предусматривает наделение органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями (глава 4). Статьей 19 названного закона установлен порядок наделения органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями.

Частью 2 ст. 21 Федерального закона № 131-ФЗ на органы местного самоуправления и должностных лиц местного самоуправления возложена обязанность в соответствии с требованиями ст. 19 настоящего Федерального закона предоставлять уполномоченным государственным органам документы, связанные с осуществлением отдельных государственных полномочий.

Министерство ЖКХ Амурской области в рамках осуществления своих полномочий в части контроля учёта граждан, имеющих право на получение социальных выплат на приобретение жилья, вправе проверять условия соблюдения предоставления социальных выплат.

13 декабря 2019 года Министерством ЖКХ Амурской области в адрес глав муниципальных образования Амурской области направлено письмо, согласно которому Министерство, как орган, осуществляющий на территории Амурской области реализацию ведомственной целевой программы «Оказание государственной поддержки гражданам в обеспечении жильем и оплате жилищно-коммунальных услуг» государственной программы Российской Федерации «Обеспечение доступным и комфортным жильем и коммунальными услугами граждан Российской Федерации» (далее-ВЦП), сообщает, что для выдачи социальной выплаты гражданам на приобретение жилого помещения в рамках ВЦП муниципальные образования представляют в министерство учётные дела граждан получателей. В обязательном порядке учётное дело должно быть пронумеровано, прошнуровано, заверено, а так же соответствовать перечню документов, где среди прочих указано заявление (рапорт) по форме согласно приложению № Правил выпуска и реализации государственных жилищных сертификатов в рамках реализации ведомственной целевой программы «Оказание государственной поддержки гражданам в обеспечении жильем и оплате жилищно-коммунальных услуг» государственной программы Российской Федерации «Обеспечение доступным и комфортным жильём и коммунальными услугами граждан Российской Федерации», утверждённым постановлением Правительства Российской Федерации от 21 марта 2006 года № 153.

Данное письмо содержит также указание на то, что все прописанные совместно с участником ВЦП указанные члены семьи должны быть включены в ГЖС (государственный жилищный сертификат), а должностное лицо обязано сделать сверку прописки паспортов, справок миграционной службы и справок о составе семьи и прочее.

04 июня 2020 года в администрацию Селемджинского района Амурской области из Министерства ЖКХ Амурской области поступил запрос (исх. №) представить в Министерство в срок до 10 июля 2020 года копии учётных дел участников ВЦП, готовых к выдаче государственных жилищных сертификатов.

Из содержания данного запроса следует, что за несоответствие действующему законодательству документов, содержащихся в учётных делах участников ВЦП, представленных в Министерство и повлекших за собой отказ в выдаче сертификата на предоставление социальных выплат для приобретения жилого помещения, ответственность несут органы местного самоуправления.

В приложении к запросу содержалась выписка из сводного списка граждан-получателей ВЦП «Оказание государственной поддержки граждан в обеспечении жильем и оплате жилищно-коммунальных услуг» государственной программы РФ «Обеспечение доступным и комфортным жильём и коммунальными услугами граждан РФ», подтвердивших своё участие в ВЦП на 2020 год по Селемджинскому району категория «инвалиды», под № 4 которой получателем указана ФИО1

Из материалов дела следует, что исполнителем указанного запроса являлась специалист отдела градостроительства администрации Селемджинского района ФИО2

Во исполнение запроса Министерства ЖКХ Амурской области от 04 июня 2020 года (исх. №) администрацией Селемджинского района в адрес ФИО1 было направлено уведомление (исх. № от 29 июня 2020 года) о предоставлении в администрацию Селемджинского района обязательства о расторжении договора социального найма жилого помещения и освобождении занимаемого жилого помещения, подписанного всеми совершеннолетними членами семьи.

Факт надлежаще проделанной специалистом ФИО2 работы для предоставления ФИО1 документов, необходимых для получения государственного жилищного сертификата, с учётом проживания последней за пределами Амурской области, подтверждается перепиской посредством электронной почты.

Вместе с тем, истцом обязательство о расторжении договора социального найма жилого помещения и об освобождении занимаемого жилого помещения представлено с нарушением требований ч. 1 ст. 6 Федерального закона от 17 июля 2011 года № 211-ФЗ (ред. от 31 июля 2020 года) «О жилищных субсидиях гражданам, выезжающим из закрывающихся населенных пунктов в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях» и Правил выпуска и реализации государственных жилищных сертификатов в рамках реализации ведомственной целевой программы «Оказание государственной поддержки гражданам в обеспечении жильём и оплате жилищно-коммунальных услуг» государственной программы Российской Федерации «Обеспечение доступным и комфортным жильём и коммунальными услугами граждан Российской Федерации», то есть отсутствует подпись совершеннолетнего члена семьи истца - ФИО5, ДД.ММ.ГГГГ года рождения.

Таким образом, не предоставление истцом надлежащим образом заполненного обязательства о расторжении договора социального найма жилого помещения и об освобождении занимаемого жилого помещения, подписанного всеми совершеннолетними членами его семьи, явилось препятствием для направления учётного дела истца для получения государственного жилищного сертификата в 2020 году.

Пунктом 3 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 20 декабря 1994 года № 10 «Некоторые вопросы применения законодательства о компенсации морального вреда» установлено, что в соответствии с действующим законодательством одним из обязательных условий наступления ответственности за причинение морального вреда является вина причинителя. Исключение составляют случаи, прямо предусмотренные законом.

При установленных в судебном заседании обстоятельствах суд приходит к выводу об отсутствии вины ответчиков - специалиста отдела градостроительства администрации Селемджинского района ФИО2 и администрации Селемджинского района Амурской области в нарушении каких-либо личных неимущественных прав истца.

Из анализа приведённых выше норм права следует, что в случае, если законом прямо не предусмотрена компенсация морального вреда, компенсация морального вреда подлежит взысканию только в случае нарушения неимущественных прав (физических и нравственных страданий) граждан. Федеральный закон от 25 октября 2002 года № 125-ФЗ «О жилищных субсидиях гражданам, выезжающим из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей» не содержит норм, которые бы предусматривали возможность компенсации морального вреда в связи с нарушением имущественных прав гражданина в сфере указанных отношений.

Исходя из содержания исковых требований, истец связывает причинение ей морального вреда с отказом в получении жилищного сертификата, то есть с нарушением её имущественных прав, тогда как положения ст. 151 ГК РФ предусматривают компенсацию морального вреда в случае нарушения личных неимущественных прав граждан.

Кроме того, обстоятельства, установленные судом, связанные с не направлением ответчиками в Министерство ЖКХ Амурской области учётного дела истца, сами по себе не свидетельствуют о посягательстве на нематериальные блага ФИО1, в том числе на те, которые прямо названы в п. 1 ст. 151 ГК РФ, истцом не доказан факт причинения ей действиями ответчиков физических и нравственных страданий, а также факт нарушения её личных неимущественных прав.

С учётом установленных при разрешении спора обстоятельств по настоящему делу, суд приходит к выводу об отсутствии нарушения личных неимущественных прав ФИО1 со стороны главного специалиста отдела градостроительства администрации Селемджинского района ФИО3 и администрации Селемджинского района Амурской области.

Руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ, суд

Р Е Ш И Л :


В удовлетворении искового заявления ФИО1 к ФИО2, к администрации Селемджинского района Амурской области о взыскании морального вреда - отказать.

Настоящее решение может быть обжаловано сторонами в судебную коллегию по гражданским делам Амурского областного суда в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме через Селемджинский районный суд, то есть с 30 октября 2020 года.

Судья Н.Г. Комарова



Суд:

Селемджинский районный суд (Амурская область) (подробнее)

Истцы:

Шулегина Галина Александровна (подробнее)

Ответчики:

Алиева Татьяна Фёдоровна (подробнее)

Судьи дела:

Комарова Наталья Геннадьевна (судья) (подробнее)


Судебная практика по:

Моральный вред и его компенсация, возмещение морального вреда
Судебная практика по применению норм ст. 151, 1100 ГК РФ