Решение № 2-690/2020 2-690/2020~М-649/2020 М-649/2020 от 18 ноября 2020 г. по делу № 2-690/2020

Зиминский городской суд (Иркутская область) - Гражданские и административные




РЕШЕНИЕ


Именем Российской Федерации



дело № 2-690/2020
г. Зима
18 ноября 2020 г.

Зиминский городской суд Иркутской области в составе председательствующего судьи Соболевой Т.А., при секретаре судебного заседания Федоровой К.Н., с участием истца Заместителя Зиминского межрайонного прокурора Незнановой И.Е., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению Зиминского межрайонного прокурора к Администрации Хазанского муниципального образования Зиминского района об обязании Администрации Хазанского муниципального образования Зиминского района принять меры по организации и прохождению диспансеризации муниципальными служащими Администрации Хазанского муниципального образования Зиминского района,

установил:


Зиминской межрайонной прокуратурой проанализировано состояние законности в сфере соблюдения прав граждан на охрану здоровья на территории Хазанского муниципального образования Зиминского района. Согласно п. 4 ч. 1 ст. 13 Федерального закона от 02.03.2007 № 25-ФЗ «О муниципальной службе в Российской Федерации», гражданин не может быть принят на муниципальную службу, а муниципальный служащий не может находиться на муниципальной службе в случае наличия заболевания, препятствующего поступлению на муниципальную службу или ее прохождению и подтвержденного заключением медицинского учреждения. Порядок прохождения диспансеризации, перечень таких заболеваний и форма заключения медицинского учреждения устанавливаются уполномоченным Правительством Российской Федерации, федеральным органом исполнительной власти. Согласно п.п. 2, 3 «Порядка прохождения диспансеризации государственными гражданскими служащими Российской Федерации и муниципальными служащими», утвержденному Приказом Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации N 984н от 14 декабря 2009 г. (далее - Порядок), под диспансеризацией понимается комплекс мероприятий, проводимых с целью определения рисков развития заболеваний, раннего выявления имеющихся заболеваний, в том числе, препятствующих прохождению государственной гражданской службы Российской Федерации и муниципальной службы, сохранения и укрепления физического и психического здоровья государственного гражданского служащего Российской Федерации и муниципального служащего. Диспансеризация гражданских служащих и муниципальных служащих осуществляется за счет средств соответствующих бюджетов в медицинских учреждениях, определенных федеральным государственным органом или государственным органом субъекта Российской Федерации, органом местного самоуправления, аппаратом избирательной комиссии муниципального образования (далее - орган муниципального образования) в соответствии с законодательством Российской Федерации о размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд, имеющих лицензию на осуществление медицинской деятельности, включая работы (услуги) при осуществлении амбулаторно-поликлинической медицинской помощи по специальностям: "терапия", "акушерство и гинекология", "неврология", "урология", "хирургия", "офтальмология", "отоларингология", "эндокринология", "психиатрия", "психиатрия-наркология", "рентгенология", "ультразвуковая диагностика", "клиническая лабораторная диагностика". Согласно п.п. 4, 5, 8, 17 Порядка, диспансеризация гражданских служащих и муниципальных служащих проводится ежегодно врачами-специалистами с использованием лабораторных и функциональных исследований. Диспансеризация муниципальных служащих проводится в служебное время в течение календарного года в соответствии с графиком прохождения диспансеризации государственными гражданскими служащими и муниципальными служащими, утвержденным представителем нанимателя (работодателем). Медицинское учреждение на основании полученного от представителя нанимателя (работодателя) поименного списка гражданских служащих или муниципальных служащих, подлежащих диспансеризации, утверждает совместно с представителем нанимателя (работодателем) календарный план проведения диспансеризации. Медицинское учреждение на основании результатов диспансеризации гражданского служащего или муниципального служащего выдает ему заключение медицинского учреждения о наличии (отсутствии) заболевания, препятствующего поступлению на государственную гражданскую службу Российской Федерации и муниципальную службу или ее прохождению (учетная форма N 001 -ГС/у), форма которого предусмотрена приложением N 3, подписываемое врачебной комиссией медицинского учреждения. В соответствии с п.п. 4, 6 ст. 46 Федерального закона «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» от 21.11.2011 № 323-ФЗ, диспансеризация представляет собой комплекс мероприятий, включающий в себя профилактический медицинский осмотр и дополнительные методы обследований, проводимых в целях оценки состояния здоровья (включая определение группы здоровья и группы диспансерного наблюдения) и осуществляемых в отношении определенных групп населения в соответствии с законодательством Российской Федерации. В случаях, установленных законодательством Российской Федерации, прохождение и проведение медицинских осмотров, диспансеризации и диспансерного наблюдения являются обязательными. Охрана здоровья граждан - это система мер не только медицинского, но и политического, экономического, правового и социального характера, осуществляемых органами государственной власти Российской Федерации, органами государственной власти субъектов Российской Федерации (п. 2 ч. 1 ст. 2 Федерального закона от 21 ноября 2011 г. N 323-ФЗ). Согласно ст. 3 Федерального закона законодательство в сфере охраны здоровья основывается на Конституции Российской Федерации и состоит из данного Федерального закона, принимаемых в соответствии с ним других федеральных законов, иных нормативных правовых актов Российской Федерации, законов и иных нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации. Из информации главного врача ЧУЗ «Поликлиника «РЖД-Медицина г. Зима» от 27.05.2020 № 1350 явствует, что в 2019-2020 г.г. меры к проведению ежегодной диспансеризации муниципальных служащих администрацией Хазанского муниципального образования Зиминского района не принимались, что также подтверждается информацией главного врача ОГБУЗ «Зиминская городская больница» от 28.05.2020 № 1949. В соответствии с ч. 1 ст. 41 Конституции Российской Федерации, каждый имеет право на охрану здоровья и медицинскую помощь. Игнорирование обязательных к исполнению требований законодательства не позволит достичь целей, установленных законодательством по определению рисков развития заболеваний, раннего выявления имеющихся заболеваний, в том числе, препятствующих прохождению муниципальной службы, сохранению и укреплению физического и психического здоровья муниципального служащего. Вместе с тем, нарушает права неопределенного круга лиц, поскольку несвоевременная диагностика и выявление заболеваний может негативно сказаться на эффективности и качестве работы муниципальных служащих. Требования, установленные федеральным законодательством, для лиц, поступающих и проходящих муниципальную службу, направлены, в том числе, на предотвращение нарушений прав, свобод и законных интересов гражданина, организаций, с которыми общается муниципальный служащий при исполнении своих должностных обязанностей. Продолжение работы муниципальным служащим, имеющим заболевание, препятствует дальнейшему прохождению службы, поскольку это, прежде всего, создает угрозу возможного причинения вреда законным интересам граждан. Часть 1 ст. 45 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации предусматривает, что прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований. Согласно ст. 12 Гражданского кодекса РФ одним из способов защиты гражданских прав является пресечение действий, нарушающих право или создающих угрозу его нарушения. Просит обязать администрацию Хазанского муниципального образования Зиминского района, расположенную по адресу: <...> принять меры по организации и прохождению диспансеризации муниципальными служащими администрации Хазанского муниципального образования Зиминского района в течение 3 месяцев со дня вступления решения суда в законную силу.

В судебном заседании заместитель Зиминского межрайонного прокурора Незнанова И.Е. исковые требования поддержала по основаниям, изложенным в иске, просила их удовлетворить.

Представитель ответчика – глава администрации Хазанского муниципального образования ФИО1 в судебное заседание не явилась, о месте и времени его проведения была уведомлена надлежащим образом, представила заявление о признании исковых требований, указав, что последствия признания иска ей известны, просила рассмотреть дело в ее отсутствие.

При таких обстоятельствах суд полагает возможным рассмотреть дело в отсутствие представителя ответчика в порядке ч. 5 ст. 167 ГПК РФ.

Выслушав заместителя прокурора, изучив материалы дела, рассмотрев признание иска представителем ответчика, учитывая, что такое признание основано на законе, не нарушает прав и интересов иных лиц, суд приходит к выводу о том, что исковые требования подлежат удовлетворению по следующим основаниям.

Охрана здоровья граждан - это система мер не только медицинского, но и политического, экономического, правового и социального характера, осуществляемых органами государственной власти Российской Федерации, органами государственной власти субъектов Российской Федерации, о чем указано в п. 2 ч. 1 ст. 2 Федерального закона от 21 ноября 2011 г. N 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации».

Согласно ст. 3 этого же Федерального закона, законодательство в сфере охраны здоровья основывается на Конституции Российской Федерации и состоит из данного Федерального закона, принимаемых в соответствии с ним других федеральных законов, иных нормативных правовых актов Российской Федерации, законов и иных нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации.

В соответствии с ч.ч. 4, 6 ст. 46 данного Федерального закона, диспансеризация представляет собой комплекс мероприятий, включающий в себя профилактический медицинский осмотр и дополнительные методы обследований, проводимых в целях оценки состояния здоровья (включая определение группы здоровья и группы диспансерного наблюдения) и осуществляемых в отношении определенных групп населения в соответствии с законодательством Российской Федерации. В случаях, установленных законодательством Российской Федерации, прохождение и проведение медицинских осмотров, диспансеризации и диспансерного наблюдения являются обязательными.

Согласно п. 4 ч. 1 ст. 13 Федерального закона от 02.03.2007 № 25-ФЗ «О муниципальной службе в Российской Федерации», гражданин не может быть принят на муниципальную службу, а муниципальный служащий не может находиться на муниципальной службе в случае наличия заболевания, препятствующего поступлению на муниципальную службу или ее прохождению и подтвержденного заключением медицинской организации. Порядок прохождения диспансеризации, перечень таких заболеваний и форма заключения медицинской организации устанавливаются уполномоченным Правительством РФ федеральным органом исполнительной власти.

Согласно п.п. 2, 3 Порядка прохождения диспансеризации государственными гражданскими служащими Российской Федерации и муниципальными служащими, утвержденному Приказом Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 14 декабря 2009 г. N 984н (далее - Порядок), под диспансеризацией понимается комплекс мероприятий, проводимых с целью определения рисков развития заболеваний, раннего выявления имеющихся заболеваний, в том числе препятствующих прохождению государственной гражданской службы Российской Федерации и муниципальной службы, сохранения и укрепления физического и психического здоровья государственного гражданского служащего Российской Федерации и муниципального служащего. Диспансеризация гражданских служащих и муниципальных служащих осуществляется за счет средств соответствующих бюджетов в медицинских учреждениях, определенных федеральным государственным органом или государственным органом субъекта Российской Федерации, органом местного самоуправления, аппаратом избирательной комиссии муниципального образования (далее – орган муниципального образования) в соответствии с законодательством Российской Федерации о размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд, имеющих лицензию на осуществление медицинской деятельности, включая работы (услуги) при осуществлении амбулаторно-поликлинической медицинской помощи по специальностям: "терапия", "акушерство и гинекология", "неврология", "урология", "хирургия", "офтальмология", "отоларингология", "эндокринология", "психиатрия", "психиатрия-наркология", "рентгенология", "ультразвуковая диагностика", "клиническая лабораторная диагностика".

Согласно п.п. 4, 5, 8 Порядка, диспансеризация гражданских служащих и муниципальных служащих проводится ежегодно врачами-специалистами с использованием лабораторных и функциональных исследований. Диспансеризация муниципальных служащих проводится в служебное время в течение календарного года в соответствии с графиком прохождения диспансеризации государственными гражданскими служащими и муниципальными служащими, утвержденным представителем нанимателя (работодателем). Медицинское учреждение на основании полученного от представителя нанимателя (работодателя) поименного списка гражданских служащих или муниципальных служащих, подлежащих диспансеризации, утверждает совместно с представителем нанимателя (работодателем) календарный план проведения диспансеризации.

Согласно ч. 1 ст. 39 ГПК РФ, ответчик вправе признать иск. Суд не принимает признание иска ответчиком и не утверждает мировое соглашение сторон, если это противоречит закону или нарушает права и законные интересы других лиц. (ч.2 ст.39 ГПК РФ).

В соответствии с ч. 3 ст. 173 ГПК РФ, при признании ответчиком иска и принятии его судом принимается решение об удовлетворении заявленных истцом требований.

Частью 4 ст. 198 ГПК РФ предусмотрено, что в случае признания иска ответчиком в мотивировочной части решения суда может быть указано только на признание иска и принятие его судом.

Признание представителем ответчика – главой администрации Хазанского муниципального образования ФИО1 заявленных прокурором требований не противоречит закону, не нарушает права и законные интересы других лиц, в связи с чем, суд считает возможным принять признание иска представителем ответчика, поскольку обоснованность заявленных требований подтверждена письменными материалами дела.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст.194-198, 173 ГПК РФ, суд

решил:


исковые требования Зиминского межрайонного прокурора удовлетворить.

Обязать Администрацию Хазанского муниципального образования Зиминского района, расположенную по адресу: <...>, принять меры по организации и прохождению диспансеризации муниципальными служащими Администрации Хазанского муниципального образования Зиминского района в течение 3 месяцев с даты вступления решения суда в законную силу.

Решение может быть обжаловано сторонами в апелляционном порядке в Иркутский областной суд через Зиминский городской суд Иркутской области в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме.

Судья Т.А.Соболева

Мотивированное решение суда изготовлено 19 ноября 2020 г.

Судья Т.А.Соболева



Суд:

Зиминский городской суд (Иркутская область) (подробнее)

Судьи дела:

Соболева Т.А. (судья) (подробнее)