Решение № 2А-3780/2020 2А-3780/2020~М-3636/2020 М-3636/2020 от 19 октября 2020 г. по делу № 2А-3780/2020




Дело № 2а-3780/2020

УИД №74RS0003-01-2020-004694-77


РЕШЕНИЕ


Именем Российской Федерации

19 октября 2020г. г. Челябинск

Тракторозаводский районный суд города Челябинска в составе:

председательствующего судьи Долгова А.Ю.,

при секретаре судебного заседания Зайнагобдиновой Е.А.,

с участием прокурора Артемьевой Ю.Г., рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении суда административное дело по административному исковому заявлению прокурора Тракторозаводского района г. Челябинска в интересах неопределенного круга лиц о признании информации, содержащейся в информационно-коммуникационной сети «Интернет», запрещенной к распространению на территории Российской Федерации,

установил:


Прокурор Тракторозаводского района г.Челябинска обратился в суд с иском в защиту интересов неопределенного круга лиц о признании информации, содержащейся в информационно-коммуникационной сети «Интернет» по сетевому адресу: <адрес> запрещенной к распространению на территории Российской Федерации в целях ограничения доступа к ней.

В обоснование заявления указано, что в рамках осуществления надзора за исполнением законодательства в сфере информации, информационных технологий и защиты информации осуществлен мониторинг сети «Интернет», в ходе которого выявлен факт размещения в данной сети для свободного доступа неограниченного круга лиц на Интернет-странице, имеющей вышеуказанный URL адрес, информации порнографического содержания, а также предложения по оказанию интимных услуг.

В целях защиты основ конституционного строя и нравственности, защиты прав и законных интересов других лиц, охраняемых интересов общества и государства в целом и во исполнение действующего законодательства, доступ к вышеуказанному сайту в сети «Интернет» необходимо ограничить.

Прокурор в судебном заседании настаивал на удовлетворении заявленных исковых требований по основаниям, изложенным в административном иске.

Представители заинтересованных лиц Роскомнадзора, Управления Роскомнадзора по Челябинской области, ПАО «Ростелеком» в судебное заседание не явились, извещены надлежащим образом.

Суд, заслушав объяснения прокурора, исследовав письменные материалы административного дела, приходит к следующим выводам.

В соответствии с требованиями ст. 29 Конституции РФ каждый имеет право свободно искать, получать, передавать, производить и распространять информацию любым законным способом.

Ст.2 п.9 Федерального закона от 27.07.2006 № 149-ФЗ «Об информации, информационных технологиях и защите информации» (далее – Закон № 149 ФЗ) распространение информации определяет как действия, направленные на получение информации неопределенным кругом лиц или передачу информации неопределенному кругу лиц.

Согласно ст.5 ч.ч.2 и 3 Закон № 149 ФЗ информация в зависимости от категории доступа к ней подразделяется на общедоступную информацию, а также на информацию, доступ к которой ограничен федеральными законами (информация ограниченного доступа). Информация в зависимости от порядка ее предоставления или распространения подразделяется на:

1) информацию, свободно распространяемую;

2) информацию, предоставляемую по соглашению лиц, участвующих в соответствующих отношениях;

3) информацию, которая в соответствии с федеральными законами подлежит предоставлению или распространению;

4) информацию, распространение которой в Российской Федерации ограничивается или запрещается.

В силу ст.9 ч.1 Закона № 149-ФЗ ограничение доступа к информации устанавливается федеральными законами в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства.

В соответствии со ст.10 ч.1 Закона № 149 ФЗ распространение информации осуществляется свободно при соблюдении требований, установленных федеральным законодательством.

На основании ст.10 ч.6 Закона № 149-ФЗ запрещается распространение информации, которая направлена на пропаганду войны, разжигание национальной, расовой или религиозной ненависти и вражды, а также иной информации, за распространение которой предусмотрена уголовная или административная ответственность.

При этом законодательством об административных правонарушениях ответственность за совершение действий, связанных с распространением информации порнографического (эротического) содержания, а также предложения по оказанию интимных услуг не установлена.

Ссылка прокурора на ст.6.11 КоАП РФ не может быть принята во внимание судом, т.к. данной нормой установлена ответственность именно за сам факт оказания интимных услуг за вознаграждение, а не за распространение информации об оказываемых услугах.

Действующим же уголовным законодательством установлена ответственность за незаконные (вопреки требованиям закона или иного нормативно-правового акта) изготовление в целях распространения, публичной демонстрации или рекламирования либо распространение, публичная демонстрация или рекламирование порнографических материалов или предметов (ст.242 ч.1 УК РФ).

Однако в исковом заявлении и в судебном заседании прокурором не указано на распространение данной информации вопреки требованиям конкретных закона или нормативно-правового акта.

Ссылка прокурора на положения ст.ст.240 (Вовлечение в занятие проституцией) и 241 (Организация занятия проституцией) УК РФ также не может быть принята во внимание судом, т.к. согласно представленным распечаткам с данного сайта содержащаяся в них информация не содержит предложение заняться проституцией либо предложения обеспечения деятельности, связанной с оказанием интимных услуг за материальное вознаграждение.

В целях ограничения доступа к сайтам в сети «Интернет», содержащим информацию, распространение которой в России запрещено, в силу ч.4 ст.15.1 Закона № 149-ФЗ уполномоченный федеральный орган исполнительной власти включает соответствующую запрещенную информацию в реестр.

При этом в п.2 ч.5 той же статьи предусмотрено, что основанием для включения в соответствующей реестр сведений, является вступившее в законную силу решение суда о признании информации, распространяемой посредством сети «Интернет», информацией, распространение которой в России запрещено.

В соответствии со ст.4 ч.1 Федеральный закон от 24.07.1998 № 124-ФЗ «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации» целями государственной политики в интересах детей являются, в т.ч. содействие интеллектуальному, психическому, духовному и нравственному развитию детей.

Согласно ст.14 ч.ч.1 и 2 данного Закона органы государственной власти Российской Федерации принимают меры по защите ребенка от информации, пропаганды и агитации, наносящих вред его здоровью, нравственному и духовному развитию, в том числе от информации порнографического характера. В целях защиты детей от информации, причиняющей вред их здоровью и (или) развитию, Федеральным законом от 29.12.2010 № 436-ФЗ «О защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию» (далее – Закон № 436-ФЗ) устанавливаются требования к распространению среди детей информации, в том числе требования к осуществлению классификации информационной продукции, ее экспертизы, государственного надзора и контроля за соблюдением законодательства Российской Федерации о защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и (или) развитию.

При этом в силу ст.5 ч.1, ч.2 п.7 и ч.3 п.3 Закона № 436-ФЗ к информации, причиняющей вред здоровью и (или) развитию детей, запрещенной для распространения среди детей, относится, в т.ч. информация порнографического характера. А к информации, распространение которой среди детей определенных возрастных категорий ограничено, относится, в т.ч. информация, представляемая в виде изображения или описания половых отношений между мужчиной и женщиной.

Согласно ст.11 ч.2 Закон № 436-ФЗ оборот информационной продукции, содержащей информацию, запрещенную для распространения среди детей в соответствии с ч.2 ст.5 настоящего Федерального закона, в местах, доступных для детей, не допускается без применения административных и организационных мер, технических и программно-аппаратных средств защиты детей от указанной информации.

При этом в соответствии со ст.2 п.8 Закона № 436-ФЗ информацией порнографического характера является информация, представляемая в виде натуралистических изображения или описания половых органов человека и (или) полового сношения либо сопоставимого с половым сношением действия сексуального характера, в том числе такого действия, совершаемого в отношении животного.

Таким образом, перечисленными правовыми нормами в отдельности и их совокупности предусмотрен запрет распространения информации порнографического характера среди детей и не предусмотрен тотальный запрет на распространение вышеуказанной информации, а на владельца данного сайта в сети «Интернет» возложена обязанность по применению административных и организационных мер, технических и программно-аппаратных средств защиты детей от указанной информации.

В судебном заседании установлено, что прокуратурой Тракторозаводского района г.Челябинска осуществлен мониторинг сети «Интернет», в ходе которого выявлен факт размещения в данной сети вышеуказанной информации для свободного доступа неограниченного круга лиц на Интернет-странице, имеющей вышеуказанный URL адрес.

Вместе с те, как видно из представленных административным истцом распечаток страниц сайта в сети «Интернет» по указанному адресу, на данном сайте информация в виде натуралистического изображения половых органов человека не размещена – половые органы скрыты иными частями тела, предметами белья или ретушированием.

В силу изложенного суд лишен возможности признать размещенную на данном сайте информацию информацией порнографического характера.

Доказательств того, что целевой аудиторией указанной информации являются несовершеннолетние, административным истцом не представлено.

Само по себе не принятие владельцем данного сайта административных и организационных мер, технических и программно-аппаратных средств защиты детей от указанной информации при наличии оснований может быть расценено как административное правонарушение, предусмотренное ст.6.17 КоАП РФ, но не может быть принято во внимание судом в силу того, что само по себе непринятие данных мер не влечет отнесение указанной информации к категории запрещенной к распространению.

Также суд принимает во внимание положения ст.4 Закона РФ от 27.12.1991 № 2124-1 «О средствах массовой информации», которыми установлен запрет на использование средств массовой информации для распространения материалов, пропагандирующих порнографию. Вместе с тем, в силу ст.2 указанного Закона для его целей под средством массовой информации понимается периодическое печатное издание, сетевое издание, телеканал, радиоканал, телепрограмма, радиопрограмма, видеопрограмма, кинохроникальная программа, иная форма периодического распространения массовой информации под постоянным наименованием (названием). При этом под сетевым изданием понимается сайт в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», зарегистрированный в качестве средства массовой информации в соответствии с настоящим Законом.

Однако доказательств того, что вышеуказанный сайт в сети «Интернет» является применительно к вышеназванным положениям закона средством массовой информации административным истцом не представлено.

Анализируя представленные доказательства в совокупности, суд приходит к выводу о необоснованности заявленных требований в силу того, что размещенная на указанном сайте информация не является информацией порнографического характера, а информация порнографического характера, как и информация об оказании интимных услуг, является информацией, распространение которой в Российской Федерации ограничивается, а не запрещается.

На основании вышеизложенного, руководствуясь ст.ст.175-180 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд

решил:


В удовлетворении административного искового заявления прокурора Тракторозаводского района г.Челябинска о признании информации, содержащейся в информационно-коммуникационной сети «Интернет», на сайте: <адрес> запрещенной к распространению на территории Российской Федерации, отказать.

Решение может быть обжаловано в административную коллегию судей Челябинского областного суда через Тракторозаводский районный суд г.Челябинска в течение месяца с момента его принятия в окончательной форме.

Председательствующий: ___________________________ подпись

Копия верна.

Подлинный документ находится в деле № 2а-3780/2020

УИД №74RS0003-01-2020-004694-77

Тракторозаводского районного суда г.Челябинска

Решение изготовлено в окончательной форме 20.10.2020

Решение на 20.10.2020 в законную силу не вступило.

Судья: ____________________ Секретарь: _______________________



Суд:

Тракторозаводский районный суд г. Челябинска (Челябинская область) (подробнее)

Судьи дела:

Долгов Антон Юрьевич (судья) (подробнее)