Апелляционное определение № 33А-1625/2026 от 10 марта 2026 г.Омский областной суд (Омская область) - Административное Председательствующий: Булатов Б.Б. Дело № 33а-1625/2026 № 2а-6631/2025 55RS0001-01-2025-005385-23 Судебная коллегия по административным делам Омского областного суда в составе председательствующего Илларионова А.В., судей областного суда Харламовой О.А., Яковлева К.А. при ведении протокола помощником судьи Щевровской Д.В., рассмотрела 11 марта 2026 г. в открытом судебном заседании в г. Омске административное дело по административному исковому заявлению Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы № 7 по Омской области к Р.А.Х. о взыскании задолженности по уплате обязательных платежей и санкций, по апелляционной жалобе Р.А.Х. на решение Кировского районного суда г. Омска от 23 декабря 2025 г., которым административные исковые требования удовлетворены частично, Межрайонная инспекция Федеральной налоговой службы № 7 по Омской области (далее также – МИФНС № 7) обратилась к Р.А.Х. с административным иском о взыскании недоимки по земельному, транспортному налогам, налогу на имущество физических лиц, налогу на доходы физических лиц, пени, указав в обоснование, что административный ответчик с 16 марта 2017 г. и по настоящее время является собственником земельного участка с кадастровым номером: № <...>, расположенного по адресу: <...>; с 08 июня 2015 г. по 15 декабря 2022 г. являлась собственником № <...> доли в праве собственности на земельный участок с кадастровым номером № <...>, расположенный по адресу: <...> с 06 октября 1998 г. по 15 декабря 2022 г. являлась собственником № <...> доли в праве собственности на жилой дом с кадастровым номером № <...>, расположенный по адресу: <...>; с 13 декабря 2014 г. по 08 февраля 2022 г. имела в собственности автотранспортное средство: <...>, государственный регистрационный знак № <...>; в связи с чем должна была уплачивать земельный и транспортный налоги, налог на имущество физических лиц. Кроме того, в отношении налогоплательщика налоговым агентом <...> представлена справка о доходах и сумах налога физического лица за 2023 год, согласно которой административному ответчику начислен налог на доходы физических лиц (далее – НДФЛ)). Налоговым органом через информационный сервис «Личный кабинет налогоплательщика» в адрес налогоплательщика направлялись налоговые уведомления: - от 21 августа 2018 г. № 63806197 о необходимости уплаты в срок до 03 декабря 2018 г. земельного налога за 2017 год в размере № <...> рубля; - от 21 августа 2019 г. № 31959669 о необходимости уплаты в срок до 02 декабря 2019 г. земельного налога за 2018 год в размере № <...> рублей, транспортного налога за 2018 год в размере № <...> рублей; - от 01 сентября 2020 г. № 8067505 о необходимости уплаты в установленный законодательством срок земельного налога за 2019 год в размере № <...> рублей, транспортного налога за 2019 год в размере № <...> рублей; - от 01 сентября 2021 г. № 9659860 о необходимости уплаты в срок до 01 декабря 2021 г. земельного налога за 2020 год в размере № <...> рублей; - от 01 сентября 2022 г. №11910305 о необходимости уплаты в срок до 01 декабря 2022 г. налога на имущество физических лиц за 2020-2021 гг. в размере № <...> рублей; - от 29 июля 2023 г. №98714965 о необходимости уплаты в срок до 01 декабря 2023 г. налога на имущество физических лиц за 2022 год в размере № <...> рублей, земельного налога за 2021-2022 гг. в размере № <...> рублей; - от 25 июля 2024 г. №173272776 о необходимости уплаты в срок до 02 декабря 2024 г. налога на доходы физических лиц (далее – НДФЛ) в размере № <...> рубля. Ввиду наличия по состоянию на 01 января 2023 г. отрицательного сальдо единого налогового счета, налоговым органом административному ответчику направлено налоговое требование от 23 июля 2023 г. № 38397 о необходимости уплаты до 16 ноября 2023 г. транспортного налога в размере № <...> рублей; налога на имущество физических лиц, взимаемого по ставкам, применяемым к объектам налогообложения, расположенным в границах городских округов, в размере № <...> рублей; земельного налога с физических лиц, обладающих земельным участком, расположенным в границах сельских поселений, в размере № <...> рублей; земельного налога с физических лиц, обладающих земельным участком, расположенным в границах городских округов, в размере № <...> рубля; а также пени в общей сумме № <...> 16 июля 2025 г. мировым судьей судебного участка № <...> в Кировском судебном районе в г. Омске вынесен судебный приказ о взыскании с Р.А.Х. - транспортного налога за 2018 год в размере № <...> рублей; - транспортного налога за 2019 год в размере № <...> рублей; - налога на имущество физических лиц, взимаемого по ставкам, применяемым к объектам налогообложения, расположенным в границах городских округов, за 2020 год в размере № <...> рубля; - налога на имущество физических лиц, взимаемого по ставкам, применяемым к объектам налогообложения, расположенным в границах городских округов, за 2021 год в размере № <...> рублей; - налога на имущество физических лиц, взимаемого по ставкам, применяемым к объектам налогообложения, расположенным в границах городских округов, за 2022 год в размере № <...> рублей; - земельного налога с физических лиц, обладающих земельным участком, расположенным в границах сельских поселений, за 2017 год в размере № <...> рубля; - земельного налога с физических лиц, обладающих земельным участком, расположенным в границах сельских поселений, за 2018 год в размере № <...> рублей; - земельного налога с физических лиц, обладающих земельным участком, расположенным в границах сельских поселений, за 2019 год в размере № <...> рублей; - земельного налога с физических лиц, обладающих земельным участком, расположенным в границах сельских поселений, за 2021 год в размере № <...> рубль; - земельного налога с физических лиц, обладающих земельным участком, расположенным в границах сельских поселений, за 2022 год в размере № <...> рублей; - земельного налога с физических лиц, обладающих земельным участком, расположенным в границах городских округов, за 2018 год в размере № <...> рубля; - земельного налога с физических лиц, обладающих земельным участком, расположенным в границах городских округов, за 2019 год в размере № <...> рубля; - земельного налога с физических лиц, обладающих земельным участком, расположенным в границах городских округов, за 2020 год в размере № <...> рубля; - НДФЛ за 2023 год в размере № <...> рубля; - пени в размере № <...> В связи с возражениями, поступившими от налогоплательщика, 08 августа 2025 г. судебный приказ отменен. Со ссылкой на неуплату транспортного, земельного налогов, НДФЛ, налога на имущество физических лиц, пени, начисленных на недоимки, заявлены требования о взыскании с Р.А.Х. задолженности в общей сумме № <...>, в том числе: - транспортного налога за 2018 год в размере № <...> рублей; - транспортного налога за 2019 год в размере № <...> рублей; - налога на имущество физических лиц, взимаемого по ставкам, применяемым к объектам налогообложения, расположенным в границах городских округов, за 2020 год в размере № <...> рубля; - налога на имущество физических лиц, взимаемого по ставкам, применяемым к объектам налогообложения, расположенным в границах городских округов, за 2021 год в размере № <...> рублей; - налога на имущество физических лиц, взимаемого по ставкам, применяемым к объектам налогообложения, расположенным в границах городских округов, за 2022 год в размере № <...> рублей; - земельного налога с физических лиц, обладающих земельным участком, расположенным в границах городских округов, за 2018 год в размере № <...> рубля; - земельного налога с физических лиц, обладающих земельным участком, расположенным в границах городских округов, за 2019 год в размере № <...> рубля; - земельного налога с физических лиц, обладающих земельным участком, расположенным в границах городских округов, за 2020 год в размере № <...> рубля; - земельного налога с физических лиц, обладающих земельным участком, расположенным в границах сельских поселений, за 2017 год в размере № <...> рубля; - земельного налога с физических лиц, обладающих земельным участком, расположенным в границах сельских поселений, за 2018 год в размере № <...> рублей; - земельного налога с физических лиц, обладающих земельным участком, расположенным в границах сельских поселений, за 2019 год в размере № <...> рублей; - земельного налога с физических лиц, обладающих земельным участком, расположенным в границах сельских поселений, за 2021 год в размере № <...> рубль; - земельного налога с физических лиц, обладающих земельным участком, расположенным в границах сельских поселений, за 2022 год в размере № <...> рублей; - НДФЛ за 2023 год в размере № <...> - пени, начисленных на недоимки, в размере № <...> Лица, участвующие в деле, в судебном заседании участия не принимали. Судом постановлено решение, которым с Р.А.Х. в пользу МИФНС России № 7 взыскана задолженность по оплате: - транспортного налога за 2018 год в размере № <...> рублей; - транспортного налога за 2019 год в размере № <...> рублей; - налога на имущество физических лиц, взимаемого по ставкам, применяемым к объектам налогообложения, расположенным в границах городских округов, за 2020 год в размере № <...> рубля; - налога на имущество физических лиц, взимаемого по ставкам, применяемым к объектам налогообложения, расположенным в границах городских округов, за 2021 год в размере № <...> рублей; - налога на имущество физических лиц, взимаемого по ставкам, применяемым к объектам налогообложения, расположенным в границах городских округов, за 2022 год в размере № <...> рублей; - земельного налога с физических лиц, обладающих земельным участком, расположенным в границах городских округов, за 2018 год в размере № <...> рубля; - земельного налога с физических лиц, обладающих земельным участком, расположенным в границах городских округов, за 2019 год в размере № <...> рубля; - земельного налога с физических лиц, обладающих земельным участком, расположенным в границах городских округов, за 2020 год в размере № <...> рубля; - земельного налога с физических лиц, обладающих земельным участком, расположенным в границах сельских поселений, за 2017 год в размере № <...> рубля; - земельного налога с физических лиц, обладающих земельным участком, расположенным в границах сельских поселений, за 2021 год в размере № <...> рубль; - земельного налога с физических лиц, обладающих земельным участком, расположенным в границах сельских поселений, за 2022 год в размере № <...> рублей; - НДФЛ за 2023 год в размере № <...> - пени, начисленных на недоимки, в размере № <...> Не согласившись с решением, Р.А.Х. обратилась с апелляционной жалобой, в которой просит об отмене судебного акта, вновь указывая, что при начислении налогов налоговым органом неправомерно не был учтен статус многодетной семьи. Полагает, что задолженности свыше трех лет должны быть признаны безнадёжными к взысканию. Обращает внимание, что не была надлежащем образом извещена о судебном заседании, поскольку судом не направлялось извещение ни на адрес электронной почты, ни посредством СМС-уведомления, в связи с чем была лишена возможности заявить ходатайство об отложении судебного заседания. Относительно доводов апелляционной жалобы представителем МИФНС № 7 К.Л.П. принесены возражения. В судебном заседании на основании пункта 32 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 11 июня 2020 г. № 5 «О применении судами норм Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, регулирующих производство в суде апелляционной инстанции», части 2 статьи 308 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации судебной коллегией приобщены новые доказательства по делу: копии судебного приказа по делу № <...>, определения об отмене судебного приказа по делу № <...>, уведомления о предоставлении налоговой льготы, уведомления об отказе от предоставления налоговой льготы, свидетельства о рождении, о регистрации брака, а также встречное исковое заявление Р.А.Х., сведения из ЕГРН в отношении жилого дома с кадастровым номером № <...>, пояснения МИФНС № 7 по расчету налога на имущество физического лица за 2020-2022 гг. Проверив материалы дела, заслушав Р.А.Х., поддержавшую жалобу, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия приходит к следующему. В соответствии со статьей 57 Конституции Российской Федерации, статьей 3, пунктом 1 статьи 23 Налогового кодекса Российской Федерации каждый обязан платить законно установленные налоги и сборы. Положения части 1 статьи 286 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации предусматривают право органов государственной власти, иных государственных органов, органов местного самоуправления, других органов, наделенных в соответствии с федеральным законом функциями контроля за уплатой обязательных платежей обратиться в суд с административным исковым заявлением о взыскании с физических лиц денежных сумм в счет уплаты установленных законом обязательных платежей и санкций, если у этих лиц имеется задолженность по обязательным платежам, требование контрольного органа об уплате взыскиваемой денежной суммы не исполнено в добровольном порядке или пропущен указанный в таком требовании срок уплаты денежной суммы и федеральным законом не предусмотрен иной порядок взыскания обязательных платежей и санкций. В соответствии с положениями статьи 356 Налогового кодекса Российской Федерации транспортный налог устанавливается названным Кодексом и законами субъектов Российской Федерации о налоге, вводится в действие в соответствии с названным Кодексом законами субъектов Российской Федерации о налоге и обязателен к уплате на территории соответствующего субъекта Российской Федерации. Устанавливая налог, законодательные (представительные) органы субъектов Российской Федерации определяют налоговую ставку в пределах, установленных названной главой. Согласно статье 357 Налогового кодекса Российской Федерации налогоплательщиками транспортного налога признаются лица, на которых в соответствии с законодательством Российской Федерации зарегистрированы транспортные средства, признаваемые объектом налогообложения в соответствии со статьей 358 названного Кодекса, если иное не предусмотрено названной статьей. По правилам абзаца 3 пункта 1 статьи 363 Налогового кодекса Российской Федерации налог подлежит уплате налогоплательщиками - физическими лицами в срок не позднее 1 декабря года, следующего за истекшим налоговым периодом. Налоговым периодом по транспортному налогу признается календарный год (пункт 1 статьи 360 Налогового кодекса Российской Федерации). Перечень налоговых ставок приведен в статье 361 Налогового кодекса Российской Федерации. В силу статьи 2 Закона Омской области от 18 ноября 2002 г. № 407-ОЗ «О транспортном налоге» налоговые ставки устанавливаются в зависимости от мощности двигателя, тяги реактивного двигателя или валовой вместимости транспортного средства в расчете на одну лошадиную силу мощности двигателя транспортного средства, один килограмм силы тяги реактивного двигателя, одну регистровую тонну транспортного средства или одну единицу транспортного средства в указанных в настоящей статье размерах. Так, для автомобилей с мощностью двигателя до 100 л.с. (до 73,55 кВт) включительно налоговая ставка составляет 7 рублей. Согласно пункту 1 статьи 388 Налогового кодекса Российской Федерации налогоплательщиками земельного налога признаются организации и физические лица, обладающие земельными участками, признаваемыми объектом налогообложения в соответствии со статьей 389 настоящего Кодекса, на праве собственности, праве постоянного (бессрочного) пользования или праве пожизненного наследуемого владения, если иное не установлено настоящим пунктом. В соответствии с пунктом 1 статьи 389 Налогового кодекса Российской Федерации объектом налогообложения признаются земельные участки, расположенные в пределах муниципального образования, на территории которого введен налог. Расчет земельного налога для физических лиц осуществляется налоговым органом посредством направления налогового уведомления в текущем году за предыдущий налоговый период в порядке, предусмотренном статьей 397 Налогового кодекса Российской Федерации. Согласно пункту 1 статьи 390 Налогового кодекса Российской Федерации налоговая база определяется как кадастровая стоимость земельных участков, признаваемых объектом налогообложения в соответствии со статьей 389 названного Кодекса. Налоговым периодом признается календарный год (пункт 1 статьи 393 Налогового кодекса Российской Федерации). В соответствии с пунктом 1 статьи 397 Налогового кодекса Российской Федерации земельный налог подлежит уплате налогоплательщиками - физическими лицами в срок не позднее 1 декабря года, следующего за истекшим налоговым периодом. Согласно подпункту 1 пункта 1 статьи 394 Налогового кодекса Российской Федерации налоговые ставки устанавливаются нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований и не могут превышать 0.3 процента в отношении земельных участков, занятых жилищным фондом и (или) объектами инженерной инфраструктуры жилищно-коммунального комплекса (за исключением части земельного участка, приходящейся на объект недвижимого имущества, не относящийся к жилищному фонду и (или) к объектам инженерной инфраструктуры жилищно-коммунального комплекса) или приобретенных (предоставленных) для жилищного строительства, за исключением указанных в настоящем абзаце земельных участков, приобретенных (предоставленных) для индивидуального жилищного строительства, используемых в предпринимательской деятельности, и земельных участков, кадастровая стоимость каждого из которых превышает 300 миллионов рублей. Решением Омского городского Совета «О земельном налоге на территории города Омска» от 16 ноября 2005 г. № 298 определена налоговая ставка по земельному налогу в отношении земельных участков, занятых жилищным фондом и (или) объектами инженерной инфраструктуры жилищно-коммунального комплекса (за исключением части земельного участка, приходящейся на объект недвижимого имущества, не относящийся к жилищному фонду и (или) к объектам инженерной инфраструктуры жилищно-коммунального комплекса) или приобретенных (предоставленных) для жилищного строительства, за исключением указанных в настоящем абзаце земельных участков, приобретенных (предоставленных) для индивидуального жилищного строительства, используемых в предпринимательской деятельности, и земельных участков, кадастровая стоимость каждого из которых превышает 300 миллионов рублей; в размере 0,3 процента. Решением Совета Петровского сельского поселения Омского муниципального района Омской области от 15 ноября 2012 г. № 24 «Об установлении земельного налога» определена налоговая ставка по земельному налогу в отношении земельных участков, занятых жилищным фондом и объектами инженерной инфраструктуры жилищно-коммунального комплекса (за исключением доли в праве на земельный участок, приходящейся на объект, не относящийся к жилищному фонду и к объектам инженерной инфраструктуры жилищно-коммунального комплекса) или приобретенные (предоставленные) для жилищного строительства; в размере 0,3 процента. Аналогичная налоговая ставка установлена решением Совета Петровского сельского поселения Омского муниципального района Омской области от 27 октября 2022 г. № 28 «О земельном налоге на территории Петровского сельского поселения Омского муниципального района Омской области». Согласно статье 400 Налогового кодекса Российской Федерации налогоплательщиками налога на имущество физических лиц признаются физические лица, обладающие правом собственности на имущество, признаваемое объектом налогообложения в соответствии со статьей 401 настоящего кодекса. Пунктом 1 статьи 401 Налогового кодекса Российской Федерации предусмотрено, что объектом налогообложения признается расположенное в пределах муниципального образования (города федерального значения Москвы, Санкт-Петербурга или Севастополя, федеральной территории «Сириус») следующее имущество: жилой дом; квартира, комната; гараж, машино-место; единый недвижимый комплекс; объект незавершенного строительства; иные здание, строение, сооружение, помещение. Налоговая база определяется в отношении каждого объекта налогообложения исходя из кадастровой стоимости. Налоговая база в отношении жилого дома определяется как его кадастровая стоимость, уменьшенная на величину кадастровой стоимости 50 квадратных метров общей площади этого жилого дома (пункты 1,5 статьи 403 Налогового кодекса Российской Федерации). Налоговым периодом признается календарный год (статья 405 Налогового кодекса Российской Федерации). Налоговые ставки устанавливаются нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований (статья 406 Налогового кодекса Российской Федерации). В случае, если сумма налога, исчисленная в соответствии с настоящей статьей исходя из кадастровой стоимости объекта налогообложения (без учета положений пунктов 4, 5, 6 настоящей статьи), превышает сумму налога, исчисленную исходя из кадастровой стоимости в отношении этого объекта налогообложения (без учета положений пунктов 4, 5, 6 настоящей статьи) за предыдущий налоговый период с учетом коэффициента 1,1, сумма налога подлежит уплате в размере, равном сумме налога, исчисленной в соответствии с настоящей статьей исходя из кадастровой стоимости этого объекта налогообложения (без учета положений пунктов 4, 5, 6 настоящей статьи) за предыдущий налоговый период с учетом коэффициента 1,1, а также с учетом положений пунктов 4, 5, 6 настоящей статьи, примененных к налоговому периоду, за который исчисляется сумма налога (пункт 8.1 статьи 408 Налогового кодекса Российской Федерации). Статьей 2 Решения Омского городского Совета от 26 ноября 2014 г. № 283 «О налоге на имущество физических лиц» налоговая ставка по налогу на имущество физических лиц в отношении жилых домов определена в размере 0,3 процента. В соответствии с пунктом 1 статьи 207 Налогового кодекса Российской Федерации налогоплательщиками налога на доходы физических лиц признаются физические лица, являющиеся налоговыми резидентами Российской Федерации. В соответствии с настоящим Кодексом доходом признается экономическая выгода в денежной или натуральной форме, учитываемая в случае возможности ее оценки и в той мере, в которой такую выгоду можно оценить, и определяемая в соответствии с главами «Налог на доходы физических лиц», «Налог на прибыль организаций» настоящего Кодекса (пункт 1 статьи 41 Налогового кодекса Российской Федерации). В силу статьи 209 Налогового кодекса Российской Федерации объектом налогообложения признается доход, полученный налогоплательщиками от источников в Российской Федерации и (или) от источников за пределами Российской Федерации - для физических лиц, являющихся налоговыми резидентами Российской Федерации. Перечень доходов от источников в Российской Федерации приведен в статье 208 Налогового кодекса Российской Федерации. Согласно подпункту 10 пункта 1 статьи 208 Налогового кодекса Российской Федерации к доходам от источников в Российской Федерации относятся также иные доходы, получаемые налогоплательщиком в результате осуществления им деятельности в Российской Федерации. В силу положений статьи 210 Налогового кодекса Российской Федерации при определении налоговой базы учитываются все доходы налогоплательщика, полученные им как в денежной, так и в натуральной формах, или право на распоряжение которыми у него возникло, а также доходы в виде материальной выгоды, определяемой в соответствии со статьей 212 настоящего Кодекса. Согласно разъяснений, изложенных в письме ФНС России от 08 февраля 2018 г. № ГД-4-11/2419@ «О направлении письма Минфина России», в случае прекращения обязательства физического лица - должника перед организацией-кредитором по образовавшейся задолженности (без его исполнения) с должника снимается обязанность по возврату суммы долга, а кредитор не имеет право требовать возврата долга и осуществлять мероприятия по взысканию такой задолженности. В этой связи в момент прекращения обязательства налогоплательщика перед организацией-кредитором у такого налогоплательщика возникает экономическая выгода в виде экономии на расходах по погашению долга и, соответственно, доход, подлежащий обложению налогом на доходы физических лиц в установленном порядке. При этом дата фактического получения дохода соответствует дате полного или частичного прекращения обязательства по любым основаниям, предусмотренным законодательством Российской Федерации (в частности, отступное, судебное решение, соглашение о прощении долга). Из правовой позиции Верховного Суда Российской Федерации, изложенной в пункте 31 постановления Пленума от 11 июня 2020 г. № 6 «О некоторых вопросах применения положений Гражданского кодекса Российской Федерации о прекращении обязательств», прощение долга не свидетельствует о заключении договора дарения, если совершается кредитором в отсутствие намерения одарить должника. Об отсутствии такого намерения могут свидетельствовать, в частности, взаимосвязь между прощением долга и получением кредитором имущественной выгоды по какому-либо обязательству (например, признанием долга, отсрочкой платежа по другому обязательству, досудебным погашением спорного долга в непрощенной части и т.п.), достижение кредитором иного экономического интереса, прямо не связанного с прощением долга, и т.п. При невозможности удержать у налогоплательщика полностью или частично исчисленную сумму налога вследствие прекращения срока действия последнего по дате начала действия договора, на основании которого налоговый агент осуществляет выплату, в отношении которой он признается налоговым агентом, налоговый агент в письменной форме уведомляет налоговый орган по месту своего учета о невозможности указанного удержания и сумме задолженности налогоплательщика. Уплата налога в этом случае производится налогоплательщиком в соответствии со статьей 228 настоящего Кодекса (пункт 14 статьи 226.1 Налогового кодекса Российской Федерации). Налоговым периодом признается календарный год (статья 216 Налогового кодекса Российской Федерации). Пунктом 6 статьи 228 Налогового кодекса Российской Федерации установлено, что уплата налога осуществляется не позднее 1 декабря года, следующего за истекшим налоговым периодом, на основании направленного налоговым органом налогового уведомления об уплате налога налогоплательщиками, если сведения о доходах, полученных налогоплательщиком в налоговом периоде, представлены банками в налоговые органы в порядке, установленном пунктом 4 статьи 214.2 настоящего Кодекса, налоговыми агентами в налоговые органы в порядке, установленном пунктом 5 статьи 226, пунктом 14 статьи 226.1 и пунктом 9 статьи 226.2 настоящего Кодекса. Налоговая ставка для данного вида дохода устанавливается в размере 13 процентов - если сумма налоговых баз, указанных в пункте 2.1 статьи 210 настоящего Кодекса, за налоговый период равна 2,4 миллиона рублей или менее 2,4 миллиона рублей (пункт 1.1 статьи 224 Налогового кодекса Российской Федерации). Как следует из материалов дела, Р.А.Х. является собственником: - земельного участка, кадастровый № <...>, расположенного по адресу: <...> - 1/3 доли в праве собственности на квартиру, кадастровый № <...>, расположенную по адресу: <...> - земельного участка, кадастровый № <...>, расположенного по адресу: <...> Кроме того, Р.А.Х. являлась владельцем: - ? доли в праве собственности на земельный участок с кадастровым номером № <...>, расположенный по адресу: <...> (с 08 июня 2015 г. по 15 декабря 2022 г.); - ? доли в праве собственности на жилой дом с кадастровым номером № <...>, расположенный по адресу: <...> (с 06 октября 1998 г. по 15 декабря 2022 г.); - автотранспортного средства: <...>, государственный регистрационный знак: № <...> (с 13 декабря 2014 г. по 08 февраля 2022 г.). Согласно справке о доходах и сумах налога физического лица за 2023 год, представленной налоговым агентом <...> в налоговый орган, Р.А.Х. в 2023 году получен доход в размере № <...> Как следует из пояснений административного ответчика, данных суду апелляционной инстанции, указанный доход является экономической выгодой Р.А.Х. поскольку возник в связи с экономией административного ответчика на расходах по погашению долга перед ПАО АКБ «Авангард» в части процентов по кредитному договору. Принадлежность указанного имущества, извлечения экономической выгоды в виде экономии на расходах по погашению долга административным ответчиком не оспаривается. Неуплата земельного, транспортного налогов, налога на имущество физических лиц, НДФЛ, пени в связи с наличием недоимок по налогам, послужила поводом для обращения МФНС № 7 с настоящим иском. Разрешая спор, суд первой инстанции, установив, что налоговым органом соблюдены порядок и срок обращения в суд, пришел к выводу о наличии правовых оснований для взыскания с административного ответчика недоимок и пени, поскольку соответствующие уведомления и требования об уплате налога в адрес Р.А.Х. были направлены, однако задолженность в полном объеме не была погашена. При этом, в части требования о взыскании земельного налога с физических лиц, обладающих земельным участком, расположенным в границах сельских поселений, за 2018-2019 гг.; требования о взыскании пени, начисленных на недоимки по налогу на имущество физических лиц за 2014 - 2017 гг., транспортному налогу за 2014 - 2017 гг., земельному налогу с физических лиц, обладающих земельным участком, расположенным границах городских округов, за 2014 – 2017, 2021 гг.; земельному налогу с физических лиц, обладающих земельным участком, расположенным границах сельских поселений, за 2018-2020 гг., судом сделан вывод об отсутствии у Р.А.Х. указанной задолженности. Оценивая выводы суда первой инстанции, судебная коллегия исходит из следующего. Согласно части 6 статьи 289 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации при рассмотрении административных дел о взыскании обязательных платежей и санкций суд проверяет полномочия органа, обратившегося с требованием о взыскании обязательных платежей и санкций, выясняет, соблюден ли срок обращения в суд, если такой срок предусмотрен федеральным законом или иным нормативным правовым актом, и имеются ли основания для взыскания суммы задолженности и наложения санкций, а также проверяет правильность осуществленного расчета и рассчитанного размера взыскиваемой денежной суммы. Федеральным законом от 14 июля 2022 г. № 263-ФЗ «О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации» усовершенствован порядок уплаты налогов, сборов и взносов в виде единого налогового платежа при введении с 1 января 2023 г. института Единого налогового счета (далее – ЕНС). Статьей 11 Налогового кодекса Российской Федерации предусмотрено, что задолженность по уплате налогов, сборов и страховых взносов в бюджеты бюджетной системы Российской Федерации представляет собой общую сумму недоимок, а также неуплаченных налогоплательщиком, плательщиком сборов, плательщиком страховых взносов и (или) налоговым агентом пеней, штрафов и процентов, предусмотренных Налоговым кодексом Российской Федерации, и сумм налогов, подлежащих возврату в бюджетную систему Российской Федерации в случаях, предусмотренных Налогового кодекса Российской Федерации, равную размеру отрицательного сальдо ЕНС этого лица. Совокупной обязанностью налогоплательщика признается общая сумма налогов, авансовых платежей, сборов, страховых взносов, пеней, штрафов, процентов, которую обязан уплатить (перечислить) налогоплательщик, плательщик сбора, плательщик страховых взносов и (или) налоговый агент, и сумма налога, подлежащая возврату в бюджетную систему Российской Федерации в случаях, предусмотренных Налоговым кодексом (пункт 2 статьи 11 Налогового кодекса Российской Федерации). Под ЕНС понимается форма учета налоговыми органами денежного выражения совокупной обязанности; денежных средств, перечисленных в качестве единого налогового платежа и (или) признаваемых в качестве единого налогового платежа (пункт 2 статьи 11.3 Налогового кодекса Российской Федерации). В соответствии с пунктом 3 статьи 11.3 Налогового кодекса Российской Федерации сальдо единого налогового счета представляет собой разницу между общей суммой денежных средств, перечисленных и (или) признаваемых в качестве единого налогового платежа, и денежным выражением совокупной обязанности. Положительное сальдо единого налогового счета формируется, если общая сумма денежных средств, перечисленных и (или) признаваемых в качестве единого налогового платежа, больше денежного выражения совокупной обязанности. При формировании положительного сальдо единого налогового счета не учитываются суммы денежных средств, зачтенные в счет исполнения соответствующей обязанности налогоплательщика, плательщика сбора, плательщика страховых взносов и (или) налогового агента. Согласно нормам Налогового кодекса Российской Федерации, с 01 января 2023 г. под задолженностью по уплате налогов, сборов, страховых взносов понимается отрицательное сальдо единого налогового счета, которое формируется, если общая сумма денежных средств, перечисленных и (или) признаваемых в качестве единого налогового платежа, меньше денежного выражения совокупной обязанности (пункт 3 статьи 11.3 Налогового кодекса Российской Федерации). Статьей 52 Налогового кодекса Российской Федерации предусмотрено, что в случае, если обязанность по исчислению суммы налога возлагается на налоговый орган, не позднее 30 дней до наступления срока платежа налоговый орган направляет налогоплательщику налоговое уведомление (пункт 2). Пунктом 1 статьи 69 Налогового кодекса Российской Федерации установлено, что неисполнение обязанности по уплате налогов, авансовых платежей по налогам, сборов, страховых взносов, пеней, штрафов, процентов, повлекшее формирование отрицательного сальдо ЕНС налогоплательщика, является основанием для направления налоговым органом налогоплательщику требования об уплате задолженности. Требованием об уплате задолженности признается извещение налогоплательщика о наличии отрицательного сальдо ЕНС и сумме задолженности с указанием налогов, авансовых платежей по налогам, сборов, страховых взносов, пеней, штрафов, процентов на момент направления требования, а также об обязанности уплатить в установленный срок сумму долга. В силу пункта 1 статьи 70 Налогового кодекса Российской Федерации требование об уплате задолженности должно быть направлено налогоплательщику, плательщику сбора, плательщику страховых взносов, налоговому агенту не позднее трех месяцев со дня формирования отрицательного сальдо единого налогового счета этого лица в размере, превышающем 3000 рублей, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом. При этом под днем выявления недоимки следует понимать следующий день после наступления срока уплаты налога. Судебная коллегия отмечает, что статьей 69 Налогового кодекса Российской Федерации предусмотрено выставление одного требования при наличии отрицательного сальдо единого налогового счета, и не предусмотрено выставление последующих требований при увеличении отрицательного сальдо единого налогового счета. Приложением № 1 к приказу ФНС России от 02 декабря 2022 г. № ЕД-7-8/1151@ «Об утверждении форм требований об уплате, а также форм документов, используемых налоговыми органами при применении обеспечительных мер и взыскании задолженности» (далее – Приказ № ЕД-7-8/1151@) утверждена форма требования об уплате задолженности, которой предусмотрено, что в случае изменения суммы задолженности направление дополнительного (уточненного) требования об уплате задолженности законодательством Российской Федерации о налогах и сборах не предусмотрено. Соответственно, при увеличении отрицательного сальдо Единого налогового счета законодатель предоставляет налоговому органу возможность обращения в суд без направления дополнительного требования. При этом в силу положений пункта 3 статьи 48 Налогового кодекса Российской Федерации налоговый орган вправе обратиться в суд общей юрисдикции с заявлением о взыскании задолженности: 1) в течение шести месяцев со дня истечения срока исполнения требования об уплате задолженности в случае, если размер отрицательного сальдо превышает 10 тысяч рублей; 2) не позднее 1 июля года, следующего за годом, в течение которого налоговым органом осуществлено обращение в суд с заявлением о взыскании задолженности, в случае неисполнения обязанности по требованию об уплате задолженности, на основании которого подано такое заявление, и образовании после подачи предыдущего заявления задолженности, подлежащей взысканию в соответствии с настоящим пунктом, в сумме более 10 тысяч рублей, либо года, на 1 января которого сумма задолженности, подлежащая взысканию в соответствии с настоящим пунктом, превысила 10 тысяч рублей, либо года, на 1 января которого истекло три года со срока исполнения требования об уплате, и сумма задолженности, подлежащая взысканию в соответствии с настоящим пунктом, не превысила 10 тысяч рублей, либо года, на 1 января которого истекло три года, следующих за годом, в течение которого налоговый орган обратился в суд с заявлением о взыскании задолженности, и при этом по требованию об уплате указанной задолженности, взыскиваемой в судебном порядке, образовалась новая сумма задолженности, подлежащая взысканию в соответствии с настоящим пунктом, в сумме менее 10 тысяч рублей. Материалами дела подтверждается, что Р.А.Х. посредством личного кабинета налогоплательщика налоговым органом были направлены налоговые уведомления: - № 63806197 от 21 августа 2018 г. о необходимости уплаты земельного налога, начисленного на объект налогообложения: земельный участок с кадастровым номером: № <...>, расположенный по адресу: <...> за 2017 год в размере № <...> рубля (л.д.13); - № 31959669 от 21 августа 2019 г. о необходимости уплаты транспортного налога за 2018 год в размере № <...> рублей; земельного налога, начисленного на объекты налогообложения: земельный участок с кадастровым номером: № <...> расположенный по адресу: <...>, за 2018 год в размере № <...> рублей; земельный участок с кадастровым номером: № <...>, расположенный по адресу: <...>, за 2018 год в размере № <...> рубля (л.д.14); - № 8067505 от 01 сентября 2020 года о необходимости уплаты транспортного налога за 2019 год в размере № <...> рублей, земельного налога, начисленного на объекты налогообложения: земельный участок с кадастровым номером: № <...>, расположенный по адресу: <...>, за 2019 год в размере № <...> рублей; земельный участок с кадастровым номером: № <...>, расположенный по адресу: <...>, за 2019 год в размере № <...> рубля (л.д.15); - № 9659860 от 01 сентября 2021 года о необходимости уплаты земельного налога, начисленного на объекты налогообложения: земельный участок с кадастровым номером: № <...>, расположенный по адресу: <...>, за 2020 год в размере № <...> рублей; земельный участок с кадастровым номером: № <...>, расположенный по адресу: <...>, за 2020 год в размере № <...> рубля (л.д.16); - № 11910305 от 01 сентября 2022 года о необходимости уплаты налога на имущество физических лиц, начисленного на объект налогообложения: жилой дом с кадастровым номером № <...>, расположенный по адресу: <...>, за 2020 год в размере № <...> рубля, за 2021 год в размере № <...> рублей (л.д.17); - № 98714965 от 29 июля 2023 года о необходимости уплаты земельного налога, начисленного на объект налогообложения: земельный участок с кадастровым номером: № <...>, расположенный по адресу: <...> за 2021 год в размере № <...> рубль, за 2022 год в размере № <...> рублей; налога на имущество физических лиц, начисленного на объект налогообложения: жилой дом с кадастровым номером № <...>, расположенный по адресу: <...>, за 11 месяцев владения в 2022 году в размере № <...> рублей; -№ 173272776 от 25 июля 2024 года о необходимости уплаты налога на доходы физических лиц, не удержанного налоговым агентом за 2023 год, в размере № <...> рубля. 18 сентября 2023 г. Р.А.Х. посредством заказного почтового отправления налоговым органом направлено требование № 38397 от 23 июля 2023 года о необходимости уплаты до 16 ноября 2023 г. недоимки по налогам в общей сумме № <...> рублей, пени в размере № <...> (л.д.24-25). Согласно отчета об отслеживании почтового отправления (ШПИ № <...>) указанное требование получено административным ответчиком 28 сентября 2023 г. (л.д.26). Ввиду неисполнения требования в добровольном порядке, 10 июля 2025 г. налоговый орган обратился к мировому судье судебного участка № 51 в Кировском судебном районе в г. Омске с заявлением о выдаче судебного приказа о взыскании с Р.А.Х. спорной задолженности. Вопреки доводам апелляционной жалобы, установленные пунктом 3 статьи 48 Налогового кодекса Российской Федерации сроки обращения с данным заявлением налоговым органом не пропущены. Как следует из требования № 38397 от 23 июля 2023 г. размер отрицательного сальдо Р.А.Х. не превысил 10 000 рублей, соответственно, подпункт 1 пункта 3 статьи 48 Налогового кодекса Российской Федерации к данным правоотношениям не применим. Согласно подпункту 2 пункта 3 статьи 48 Налогового кодекса Российской Федерации налоговый орган вправе обратиться в суд общей юрисдикции с заявлением о взыскании задолженности не позднее 1 июля года, на 1 января которого сумма задолженности, подлежащая взысканию в соответствии с настоящим пунктом, превысила 10 тысяч рублей. Учитывая, что подлежащая взысканию сумма задолженности превысила 10 тысяч рублей только 08 мая 2025 г. в связи с начислением административному ответчику налоговой задолженности по налогам, сроком уплаты которых наступил после выставления требовании № 38397 от 23 июля 2023 г., увеличением пени на налоговую задолженность, налоговый орган мог обратиться в суд общей юрисдикции с заявлением о взыскании задолженности не позднее 01 июля 2026 г. 16 июля 2025 г. мировым судьей судебного участка № 51 в Кировском судебном районе в г. Омске по делу № <...> вынесен судебный приказ о взыскании с Р.А.Х. спорных недоимок по налогам, пени. Определением мирового судьи судебного участка № 51 в Кировском судебном районе в г. Омске от 08 августа 2025 г. судебный приказ по делу № <...> отменен в связи с поступившими от налогоплательщика возражениями (л.д.12). Административное исковое заявление о взыскании задолженности за счет имущества физического лица может быть предъявлено налоговым органом в порядке административного судопроизводства не позднее шести месяцев со дня вынесения судом определения об отмене судебного приказа (абзац 2 пункта 4 статьи 48 Налогового кодекса Российской Федерации). Судебная коллегия находит соблюденным срок обращения налогового органа с настоящим административным исковым заявлением 01 октября 2025 г. (л.д.4), поскольку течение шестимесячного срока для подачи указанного иска начинается с момента отмены судебного приказа, то есть с 08 августа 2025 г. Оценивая доводы апелляционной жалобы о том, что административный ответчик должен быть освобожден от уплаты налогов, поскольку имеет статус многодетной семьи, судебная коллегия исходит из следующего. Статьей 56 Налогового кодекса Российской Федерации предусмотрена возможность предоставления отдельным категориям налогоплательщиков и плательщиков сборов льгот, под которыми понимаются предусмотренные законодательством о налогах и сборах преимущества по сравнению с другими налогоплательщиками или плательщиками сборов, включая возможность не уплачивать налог или сбор либо уплачивать их в меньшем размере (часть 1). Льготы по федеральным налогам и сборам устанавливаются и отменяются настоящим Кодексом. Льготы по региональным налогам устанавливаются и отменяются настоящим Кодексом и (или) законами субъектов Российской Федерации о налогах, если иное не предусмотрено настоящим пунктом. Льготы по местным налогам устанавливаются и отменяются настоящим Кодексом и (или) нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований о налогах (законами городов федерального значения Москвы, Санкт-Петербурга и Севастополя о налогах), если иное не предусмотрено настоящим пунктом (часть 3). Согласно подпункту 8.1 пункта 1 статьи 3 Закона Омской области «О транспортном налоге» (в редакции, действующей в период спорных правоотношений), член семьи, зарегистрированной в соответствии с областным законодательством в качестве многодетной семьи, освобождаются от уплаты налога по одному зарегистрированному на физическое лицо легковому автомобилю с мощностью двигателя до 200 л.с. включительно либо мотоциклу или мотороллеру независимо от мощности двигателя. Данный подпункт введен в действие Законом Омской области от 21 июля 2020 г. № 2284-ОЗ «О внесении изменений в статью 3 Закона Омской области «О транспортном налоге» и согласно статье 2 указанного закона распространяется на отношения, возникшие с 01 января 2020 г. Согласно подпункту 10 пункта 5 статьи 391 Налогового кодекса Российской Федерации (в редакции, действующей в период спорных правоотношений) налоговая база уменьшается на величину кадастровой стоимости 600 квадратных метров площади земельного участка, находящегося в собственности, постоянном (бессрочном) пользовании или пожизненном наследуемом владении физических лиц, имеющих трех и более несовершеннолетних детей. Согласно пункту 6.1 статьи 403 Налогового кодекса Российской Федерации (в редакции, действующей в период спорных правоотношений) налоговая база в отношении объектов налогообложения, указанных в пунктах 3 - 5 настоящей статьи, находящихся в собственности физических лиц, имеющих трех и более несовершеннолетних детей, уменьшается на величину кадастровой стоимости 5 квадратных метров общей площади квартиры, площади части квартиры, комнаты и 7 квадратных метров общей площади жилого дома, части жилого дома в расчете на каждого несовершеннолетнего ребенка. Подпункт 10 пункта 5 статьи 391, пункт 6.1 статьи 403 Налогового кодекса Российской Федерации введены в действие Федеральным законом от 15 апреля 2019 г. № 63-ФЗ «О внесении изменений в часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации и статью 9 Федерального закона «О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации о налогах и сборах» и согласно пункту 6 статьи 3 указанного закона распространяются на отношения, возникшие с налогового периода 2018 года. Как следует из материалов дела, Р.А.Х. отнесена к категории физических лиц, имеющих трех и более несовершеннолетних детей, с момента рождения Р.А.С. – 01 ноября 2017 г., статус многодетной семьи установлен 20 ноября 2017 г. (л.д.135). При этом, согласно вышеприведенному правовому регулированию, льгота на освобождение Р.А.Х. от уплаты транспортного налога на автомобиль с мощностью двигателя до 200 л.с. распространяется только на отношения, возникшие с 1 января 2020 года; льготы по земельному налогу в виде уменьшения налоговой базы на величину кадастровой стоимости 600 квадратных метров площади земельного участка, по налогу на имущество физического лица в виде уменьшения величины кадастровой стоимости 5 квадратных метров общей площади квартиры и 7 квадратных метров общей площади жилого дома в расчете на каждого несовершеннолетнего ребенка распространяется только на отношения, возникшие с налогового периода 2018 года. Учитывая изложенное, налоговым органом правомерно начислен налог на автотранспортное средство: <...>, государственный регистрационный знак: № <...> за 2018 год в размере № <...> рублей, за 2019 год в размер № <...> рублей; судебной коллегией проверена правильность соответствующих расчетов, сомнений их в обоснованности не имеется. Начисление налоговым органом налога на имущество: ? долю в праве собственности на жилой дом с кадастровым номером № <...>, расположенный по адресу: <...>, за 2020 год в размере № <...> рубля, за 2021 год в размере № <...> рублей, за 2022 год в размере № <...> рублей также признается судебной коллегией правильным ввиду следующего. Сумма налога, рассчитанная из кадастровой стоимости объекта налогообложения за 2020 год с учетом налоговой льготы (№ <...> рублей) превысила сумму налога, исчисленную за предыдущий период, с учетом коэффициента 1,1 (№ <...> рубля); в связи с чем налоговым органом верно произведен расчет налога на имущество физических лиц за 2020 год исходя из суммы налога за предыдущий налоговый период (2019 год) с учетом коэффициента 1,1; определение суммы налога на имущество физических лиц за 2021-2022 гг. аналогичным способом также признается судебной коллегией обоснованным. Вопреки доводам апелляционной жалобы, расчет налога на имущество физических лиц за 2022 год произведен налоговым органом с учетом отчуждения 15 декабря 2022 г. административным ответчиком объекта налогообложения (? доли в праве собственности на жилой дом с кадастровым номером № <...>, расположенный по адресу: <...>), что подтверждается указанием в налоговом уведомлении № 98714965 от 29 июля 2023 года периода владения - 11 месяцев (л.д.19). Доводы подателя жалобы относительно отсутствия обязанности по уплате земельного налога на объект налогообложения - земельный участок с кадастровым номером: № <...>, расположенный по адресу: <...>, судебной коллегией отклоняются ввиду следующего. Пунктом 6.1 статьи 391 Налогового кодекса Российской Федерации установлено, что уменьшение налоговой базы в соответствии с пунктом 5 настоящей статьи (налоговый вычет) производится в отношении одного земельного участка по выбору налогоплательщика. При непредставлении налогоплательщиком, имеющим право на применение налогового вычета, уведомления о выбранном земельном участке налоговый вычет предоставляется в отношении одного земельного участка с максимальной исчисленной суммой налога. Согласно приведенному правовому регулированию, налоговая льгота по земельному налогу в виде в виде уменьшения налоговой базы на величину кадастровой стоимости 600 квадратных метров площади земельного участка производится только в отношении одного земельного участка с максимальной исчисленной суммой налога. Как было установлено ранее, административный ответчик с 16 марта 2017 г. и по настоящее время является собственником земельного участка с кадастровым номером: № <...>, расположенного по адресу: <...>.; с 08 июня 2015 г. по 15 декабря 2022 г. Р.А.Х. являлась собственником ? доли в праве собственности на земельный участок с кадастровым номером № <...>, расположенный по адресу: <...> Из письма МИФНС № 8 от 12 декабря 2025 г. № 14-06/07148дсп@ следует, что в 2018-2020 гг. Р.А.Х. предоставлялся налоговый вычет на объект налогообложения: земельный участок с кадастровым номером: № <...>, расположенный по адресу: <...>, с 01 января 2021 г. по 15 декабря 2022 г. - налоговый вычет на объект налогообложения: земельный участок с кадастровым номером: № <...>, расположенный по адресу: <...>; с 15 декабря 2022 г. административному ответчику вновь предоставляется налоговый вычет на объект налогообложения: земельный участок с кадастровым номером: № <...>, расположенный по адресу: <...> (л.д.162-163). Согласно уведомлениям № 31959669 от 21 августа 2019 г., № 8067505 от 01 сентября 2020 г., № 9659860 от 01 сентября 2021 г. сумма земельного налога за 2018, 2019, 2020 гг., исчисленного в отношении объекта налогообложения - земельный участок с кадастровым номером: № <...>, расположенный по адресу: <...> (№ <...> рублей), превысила сумму земельного налога, исчисленного в отношении объекта налогообложения - земельный участок с кадастровым номером: № <...> расположенный по адресу: <...> (№ <...> рубля) в связи с чем судебная коллегия находит правильным предоставление налоговой льготы в 2018-2020 гг. в отношении объекта налогообложения с максимальной исчисленной суммой налога - земельного участка с кадастровым номером: № <...> Соответственно за указанный период подлежит уплате земельный налог с объекта налогообложения, в отношении которого не был предоставлен налоговый вычет (земельный участок с кадастровым номером: № <...>, расположенный по адресу: <...>), правильность расчета суммы земельного налога за 2018, 2019, 2020 гг. № <...> рубля за каждый налоговый период) судебной коллегией проверена и признается арифметически верной. Вместе с тем, в связи с увеличением в 2021 году налоговой базы (кадастровой стоимости) земельного участка с кадастровым номером: № <...>, расположенного по адресу: <...>, и снижением налоговой базы (кадастровой стоимости) земельного участка с кадастровым номером: № <...>, расположенного по адресу: <...>, что следует из налоговых уведомлений № 11910305 от 01 сентября 2022 г., № 98714965 от 29 июля 2023 г., налоговым органом Р.А.Х. в 2021-2022 гг. правомерно предоставлена налоговая льгота в отношении объекта налогообложения с максимальной исчисленной суммой налога - земельного участка с кадастровым номером: № <...> расположенного по адресу: <...> Соответственно за указанный период подлежит уплате земельный налог с объекта налогообложения, в отношении которого не был предоставлен налоговый вычет (земельный участок с кадастровым номером: № <...>, расположенный по адресу: <...>), за 2021 год в размере № <...> рубль, правильность расчета суммы земельного налога за 2021 год судебной коллегией проверена и признается арифметически верной. Судебной коллегией также проверена правильность расчета суммы земельного налога за 2017 год - № <...> рубля, обоснованность которой не вызывает сомнений. Согласно разъяснений, изложенных в письме Минфина России от 06 ноября 2018 г № 03-05-04-02/79816 «О порядке применения налогового вычета по земельному налогу» в случае, если в собственности налогоплательщика находятся два земельных участка в течение неполного налогового периода, то при предоставлении налогового вычета в этом налоговом периоде будет учитываться период нахождения в собственности налогоплательщика каждого из земельных участков. В случае возникновения (прекращения) у налогоплательщика в течение налогового (отчетного) периода права собственности (постоянного (бессрочного) пользования, пожизненного наследуемого владения) на земельный участок (его долю) исчисление суммы налога (суммы авансового платежа по налогу) в отношении данного земельного участка производится с учетом коэффициента, определяемого как отношение числа полных месяцев, в течение которых этот земельный участок находился в собственности (постоянном (бессрочном) пользовании, пожизненном наследуемом владении) налогоплательщика, к числу календарных месяцев в налоговом (отчетном) периоде. Если возникновение права собственности (постоянного (бессрочного) пользования, пожизненного наследуемого владения) на земельный участок (его долю) произошло после 15-го числа соответствующего месяца или прекращение указанного права произошло до 15-го числа соответствующего месяца включительно, месяц возникновения (прекращения) указанного права не учитывается при определении коэффициента, указанного в пункте 7 статьи 396 Кодекса. Анализируя расчет суммы земельного налога за 2022 год, исчисленного в отношении объекта налогообложения - земельного участка с кадастровым номером: № <...>, расположенный по адресу: <...>, с учетом предоставления налоговой льготы на указанный объект налогообложения с 15 декабря 2022 г., судебная коллегия приходит к выводу, что вышеуказанные разъяснения налоговым органом учтены, административному ответчику в отношении данного объекта налогообложения за декабрь 2022 года предоставлен налоговый вычет, в связи с чем сумма налога за 2022 год в размере № <...> рублей исчислена верно. Судебная коллегия соглашается с выводами суда первой инстанции относительно отсутствия оснований для взыскания с Р.А.Х. задолженности по земельному налогу с физических лиц, обладающих земельным участком, расположенным в границах сельских поселений, за 2018-2019 годы в связи с предоставлением в указанный период Р.А.Х. налоговой льготы по налогу на имущество – земельный участок, кадастровый № <...>; <...>, что подтверждается как письменными пояснениями административного истца от 16 декабря 2025 г. (л.д.160-161), так и уведомлением о предоставлении налоговой льготы от 27 октября 2022 г. № 11255499. Поскольку в спорный период Р.А.Х. получила доход, подлежащий налогообложению, и не оспаривает этого, соответственно, обязана оплатить НДФЛ, при отсутствии в материалах дела доказательств, подтверждающих оплату указанного налога, коллегия находит доказанным факт наличия у Р.А.Х. задолженности по уплате НДФЛ за 2023 год в размере № <...> Доводы жалобы относительно отсутствия оснований для взыскания земельного налога в отношении объекта налогообложения - земельного участка, кадастровый номер: № <...>, расположенного по адресу: <...>; налога на имущество физических лиц в отношении объекта налогообложения - 1/3 доли в праве собственности на квартиру, кадастровый № <...>, расположенную по адресу: <...>, отклоняются судебной коллегией, как не относящиеся к предмету спора. Требований о взыскании с Р.А.Х. налогов в отношении указанных объектов налогообложения административным истцом заявлено не было. Учитывая изложенное, судебная коллегия приходит к выводу, что взыскание указанных недоимок является обоснованным. В соответствии со статьей 75 Налогового кодекса Российской Федерации пеней признается установленная настоящей статьей денежная сумма, которую налогоплательщик должен выплатить в случае уплаты причитающихся сумм налогов, в том числе налогов, уплачиваемых в связи с перемещением товаров через таможенную границу Таможенного союза, в более поздние по сравнению с установленными законодательством о налогах и сборах сроки. Сумма соответствующих пеней уплачивается помимо причитающихся к уплате сумм налога и независимо от применения других мер обеспечения исполнения обязанности по уплате налога, а также мер ответственности за нарушение законодательства о налогах и сборах. Пеня начисляется за каждый календарный день просрочки исполнения обязанности по уплате налога, начиная со следующего за установленным законодательством о налогах и сборах дня уплаты налога, если иное не предусмотрено настоящей статьей и главами 25 и 26.1 настоящего Кодекса. Как следует из правовых позиций Конституционного Суда Российской Федерации, выраженных в Определениях от 08 февраля 2007 г. № 381-О-П, от 17 февраля 2015 г. № 422-О, обязанность по уплате пеней производна от основного налогового обязательства и является не самостоятельной, не предполагает возможность начисления пени на суммы тех налогов, право на взыскание которых налоговым органом утрачено. Это обусловлено тем, что пени по своей природе носят акцессорный характер и не могут быть взысканы в отсутствие обязанности по уплате суммы налога, равно как и при истечении сроков на ее принудительное взыскание. Из материалов дела следует, что 18 марта 2020 г. ИФНС по КАО г. Омска обратилась к мировому судье судебного участка № 51 в Кировском судебном районе в г. Омске с заявлением № 190 о вынесении судебного приказа о взыскании с Р.А.Х. налога на имущество физических лиц, транспортного, земельного налога за 2014 – 2017 гг. 23 марта 2020 г. мировым судьей судебного участка № 51 в Кировском судебном районе в г. Омске вынесен и 14 мая 2020 г. отменен судебный приказ по делу № <...> о взыскании с Р.А.Х. указанных недоимок. Сведения об обращении налогового органа с административным иском о взыскании по налогу на имущество физических лиц, транспортному, земельному налогу за 2014 – 2017 гг. материалы дела не содержат. На основании данного судебного приказа 09 июня 2020 г. в отношении Р.А.Х. было возбуждено исполнительное производство № <...> (л.д.45-46). Постановлением СПИ ОСП по КАО г. Омска ФИО1 от 11 июня 2020 г. исполнительное производство № <...> окончено (л.д.47). Вместе с тем, возбуждение исполнительного производства на основании судебного приказа по делу № <...> не может быть принято во внимание судебной коллегией, в связи с отменой указанного судебного приказа до момента возбуждения исполнительного производства. Данных о том, что налоговым органом предпринимались меры к взысканию недоимок по налогу на имущество физических лиц, транспортному, земельному налогу за 2014 – 2017 годы в порядке, предусмотренном абзацем 2 пункта 4 статьи 48 Налогового кодекса Российской Федерации, материалы дела не содержат, что свидетельствует об отсутствии оснований для взыскания пени на недоимки по данным видам налога за указанный период. Судебная коллегия также учитывает, что, поскольку налоговым органом административному ответчику был предоставлен налоговый вычет по уплате земельного налога за 2020 год в отношении земельного участка с кадастровым номером: № <...> расположенного по адресу: <...>; за 2021 год в отношении земельного участка с кадастровым номером: № <...>, расположенного по адресу: <...> соответственно, предъявляемые административным истцом к взысканию пени на земельный налог с физических лиц, обладающих земельным участком, расположенным в границах сельских поселений, за 2020 год; земельный налог с физических лиц, обладающих земельным участком, расположенным в границах городских округов, за 2021 год, не подлежат взысканию. Таким образом, как верно определено судом первой инстанции, с Р.А.Х. в пользу МИФНС № 7 подлежат взысканию пени по налогу на имущество физических лиц за 2020 год в размере № <...>, по налогу на имущество физических лиц за 2021 год в размере № <...>, по транспортному налогу за 2018 год в размере № <...>, по транспортному налогу за 2019 год в размере № <...>, по земельному налогу за 2018 год в размере № <...>, по земельному налогу за 2019 год в размере № <...> по земельному налогу за 2020 год в размере № <...>, по земельному налогу за 2017 год в размере № <...>; пени на отрицательное сальдо ЕНС в размере № <...> Оценивая доводы апелляционной жалобы о допущенных процессуальных нарушениях, ненадлежащем извещении Р.А.Х. о судебном заседании, коллегия полагает необходимым указать следующее. Согласно статье 132 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации подготовка к судебному разбирательству является обязательной по каждому административному делу и проводится в целях обеспечения правильного и своевременного рассмотрения административного дела. Подготовка к судебному разбирательству проводится судьей единолично после принятия административного искового заявления к производству суда с участием сторон, их представителей, заинтересованных лиц. Перечень действий сторон и суда при подготовке административного дела к судебному разбирательству установлен статьей 135 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации. Суд, признав административное дело подготовленным, выносит определение о назначении административного дела к судебному разбирательству, в котором указывает на окончание подготовки административного дела к судебному разбирательству, разрешение вопросов о привлечении к участию в данном административном деле заинтересованных лиц, о соединении или разъединении нескольких требований и на разрешение иных вопросов, по которым не были вынесены соответствующие определения, а также определяет время и место проведения судебного заседания в суде первой инстанции (часть 1 статьи 139 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации). Согласно части 1 статьи 96 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом, лица, участвующие в деле, а также свидетели, эксперты, специалисты и переводчики извещаются судом или вызываются в суд заказным письмом с уведомлением о вручении, судебной повесткой с уведомлением о вручении, телефонограммой или телеграммой, посредством факсимильной связи или с использованием иных средств связи и доставки, позволяющих суду убедиться в получении адресатом судебного извещения или вызова. Лицо, участвующее в деле, с его согласия может извещаться путем отправки ему СМС-сообщения или направления извещения или вызова по электронной почте. Согласие лица, участвующего в деле, на извещение посредством СМС-сообщения либо по электронной почте должно быть подтверждено распиской, в которой наряду с данными об этом лице и его согласием на уведомление такими способами указывается номер его мобильного телефона или адрес электронной почты, на которые направляется извещение. Судебное извещение, адресованное лицу, участвующему в деле, направляется по адресу, указанному лицом, участвующим в деле, или его представителем. В случае, если по указанному адресу гражданин фактически не проживает, извещение может быть направлено по месту его работы (часть 4 статьи 96 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации). Как следует из материалов дела, определением о принятии административного иска к производству и подготовке дела к судебному разбирательству от 04 декабря 2025 г. по делу № <...> опрос сторон назначен на 23 декабря 2025 года 15 часов 25 минут, судебное заседание назначено на 23 декабря 2025 года 15 часов 30 минут (л.д.155-157). Административному ответчику заблаговременно (08 декабря 2025 г.) направлено извещение о проведении опроса, судебного заседания заказным письмом с уведомлением о вручении по адресу регистрации: <...>. Факт проживания по указанному адресу подтвержден Р.А.Х. суду апелляционной инстанции. В связи с истечением срока хранения почтовое отправление (ШПИ № <...>) возвращено адресату, что подтверждается как отчетом об отслеживании почтового отправлена (л.д.172), так и возвратным конвертом (л.д.170). Судебная коллегия также учитывает, что срок хранения почтового отправления истек 18 декабря 2025 г., то есть ранее даты судебного заседания. Как следует из разъяснений, содержащихся в пункте 39 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 27 сентября 2016 г. № 36 «О некоторых вопросах применения судами Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации» по смыслу пункта 1 статьи 165.1 Гражданского кодекса Российской Федерации, извещения, с которыми закон связывает правовые последствия, влекут для соответствующего лица такие последствия с момента доставки извещения ему или его представителю. Извещение считается доставленным и в тех случаях, если оно поступило лицу, которому оно направлено (адресату), но по обстоятельствам, зависящим от него, не было ему вручено или адресат не ознакомился с ним. Изложенные правила подлежат применению в том числе к судебным извещениям и вызовам (глава 9 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации), если законодательством об административном судопроизводстве не предусмотрено иное. Бремя доказывания того, что судебное извещение или вызов не доставлены лицу, участвующему в деле, по обстоятельствам, не зависящим от него, возлагается на данное лицо (часть 4 статьи 2, часть 1 статьи 62 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации). Учитывая изложенное, судебная коллегия приходит к выводу, что Р.А.Х. была надлежащим образом извещена о проведении опроса 23 декабря 2025 г. в 15 часов 25 минут, судебного заседания 23 декабря 2025 г. в 15 часов 30 минут. При этом обстоятельства, по которым указанное извещение не было вручено адресату, изложенные в том числе в апелляционной жалобе, с очевидностью не свидетельствуют об обратном, так как в данном случае извещение считается доставленным. Доводы о необходимости извещения Р.А.Х. по адресу электронной почты, посредством СМС-уведомления судебной коллегией отклоняется. Избранный судом первой инстанции способ уведомления лица, участвующего в деле, о судебном заседании в полной мере соответствует требованиям статьи 96 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации. Проведение опроса лиц, участвующих в деле, с последующим проведением судебного заседания согласуются с позицией Верховного Суда Российской Федерации, изложенной в постановлении Пленума от 17 декабря 2024 г. № 41 «О подготовке административного дела к судебному разбирательству в суде первой инстанции», и с учетом особенностей настоящего дела (отмены вынесенного в порядке упрощенного судопроизводства решения по заявлению Р.А.Х. отвечают принципу процессуальной экономии. В целом доводы апелляционной жалобы по своему содержанию повторяют позицию административного истца, изложенную в суде первой инстанции, которая получила должную оценку при вынесении судебного акта, и по сути выражает несогласие с выводами суда первой инстанции, которые мотивированы судом, направлены на переоценку установленных судом обстоятельств дела и собранных по делу доказательств, отражают субъективное мнение стороны административного истца о том, как должно быть рассмотрено дело и оценены его фактические обстоятельства. Суд правильно определил обстоятельства, имеющие значение для дела, применил закон, подлежащий применению, и постановил решение, отвечающее нормам права при соблюдении требований процессуального законодательства, оснований для отмены обжалуемого решения по доводам апелляционной жалобы не имеется. Руководствуясь статьями 308 - 311 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия по административным делам Омского областного суда определила: решение Кировского районного суда г. Омска от 23 декабря 2025 г. оставить без изменения, апелляционную жалобу – без удовлетворения. Кассационная жалоба может быть подана через суд первой инстанции в Восьмой кассационный суд общей юрисдикции в течение шести месяцев со дня вынесения апелляционного определения. Председательствующий Судьи Мотивированное определение составлено 16 марта 2026 г. «КОПИЯ ВЕРНА» подпись судьи_______________секретарь судебного заседания___________________________ « » марта 2026 г. Суд:Омский областной суд (Омская область) (подробнее)Истцы:МИФНС 7 по Омской области (подробнее)Судьи дела:Харламова Ольга Александровна (судья) (подробнее) |