Решение № 2А-3363/2020 2А-3363/2020~М-2859/2020 М-2859/2020 от 9 октября 2020 г. по делу № 2А-3363/2020




Дело № 2а-3363/2020


РЕШЕНИЕ


Именем Российской Федерации

09 октября 2020 года г. Челябинск

Ленинский районный суд г. Челябинска в составе председательствующего Пономаренко И.Е., рассмотрев в порядке упрощенного (письменного) производства дело по административному исковому заявлению инспекции Федеральной налоговой службы по Ленинскому району г. Челябинска к ФИО1 о взыскании недоимки по страховым взносам, пени,

УСТАНОВИЛ:


Инспекция Федеральной налоговой службы России по Ленинскому району г. Челябинска (далее по тексту ИФНС России по Ленинскому району г. Челябинска) обратилась в суд с административным исковым заявлением к ФИО1 о взыскании страховых взносов на обязательное медицинское страхование работающего населения в фиксированном размере, зачисляемых в бюджет Федерального фонда ОМС за расчетные периоды, начиная с ДД.ММ.ГГГГ взнос за ДД.ММ.ГГГГ г. в размере 1912 руб. 50 коп. и пени за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в размере 44 руб. 23 коп.; страховых взносов на обязательное пенсионное страхование в фиксированном размере в бюджет Пенсионного фонда РФ на выплату страховой пенсии (перерасчеты, недоимка и задолженность по соответствующему платежу, в том числе по отмененному, за расчетные периоды, начиная с ДД.ММ.ГГГГ) взнос за ДД.ММ.ГГГГ. в размере 9750 руб. 14 коп. и пени за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в размере 263 руб. 51 коп.

В обоснование требований административный истец указал, что ответчик является индивидуальным предпринимателем и плательщиком страховых взносов на обязательное пенсионное страхование и обязательное медицинское страхование. Административный ответчик, осуществляя предпринимательскую деятельность, своевременно страховые взносы не уплатил.

Дело на основании пункта 3 статьи 291 КАС РФ рассмотрено в порядке упрощенного (письменного) производствабез проведения устного разбирательства.

Суд, исследовав письменные материалы дела, приходит к выводу об отказе в удовлетворении иска по следующим основаниям.

Согласно части 1 статьи 286 КАС РФ органы государственной власти, иные государственные органы, органы местного самоуправления, другие органы, наделенные в соответствии с федеральным законом функциями контроля за уплатой обязательных платежей (далее - контрольные органы), вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением о взыскании с физических лиц денежных сумм в счет уплаты установленных законом обязательных платежей и санкций, если у этих лиц имеется задолженность по обязательным платежам, требование контрольного органа об уплате взыскиваемой денежной суммы не исполнено в добровольном порядке или пропущен указанный в таком требовании срок уплаты денежной суммы и федеральным законом не предусмотрен иной порядок взыскания обязательных платежей и санкций.

С 01 января 2017 г. в связи с принятием Федерального закона от 03 июля 2016 г. № 250-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу отдельных законодательных актов (положений законодательных актов) Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона «О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации в связи с передачей налоговым органом полномочий по администрированию страховых взносов на обязательное пенсионное страхование, социальное и медицинское страхование» Федеральный закон от 24 июля 2009 г. № 212-ФЗ «О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования и территориальные фонды обязательного медицинского страхования», утратил силу.

С 01 января 2017 г. вопросы исчисления и уплаты страховых взносов на обязательное пенсионное и медицинское страхование, а также на обязательное социальное страхование на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством регулируются главой 34 части второй НК РФ.

В силу пункта 1 части 3.4 статьи 23 Налогового кодекса Российской Федерации, плательщики страховых взносов обязаны уплачивать установленные настоящим Кодексом страховые взносы.

В соответствии со ст. 419 НК РФ, плательщиками страховых взносов (далее в настоящей главе - плательщики) признаются следующие лица, являющиеся страхователями в соответствии с федеральными законами о конкретных видах обязательного социального страхования: 1) лица, производящие выплаты и иные вознаграждения физическим лицам: организации; индивидуальные предприниматели; физические лица, не являющиеся индивидуальными предпринимателями; 2) индивидуальные предприниматели, адвокаты, медиаторы, нотариусы, занимающиеся частной практикой, арбитражные управляющие, оценщики, патентные поверенные и иные лица, занимающиеся в установленном законодательством Российской Федерации порядке частной практикой (далее - плательщики, не производящие выплаты и иные вознаграждения физическим лицам). Если плательщик относится одновременно к нескольким категориям, указанным в пункте 1 настоящей статьи, он исчисляет и уплачивает страховые взносы отдельно по каждому основанию.

Неисполнение обязанности по уплате налога является основанием для применения мер принудительного исполнения обязанности по уплате налога, предусмотренных налоговым законодательством (пункт 6 статьи 45 Налогового кодекса Российской Федерации). П. 9 ранее указанной статьи правила, предусмотренные настоящей статьей, применяются также в отношении страховых взносов и распространяются на плательщиков страховых взносов с учетом положений настоящего пункта.

Как следует из ст. 420 НК РФ объектом обложения страховыми взносами для плательщиков, указанных в абзацах втором и третьем подпункта 1 пункта 1 статьи 419 настоящего Кодекса, если иное не предусмотрено настоящей статьей, признаются выплаты и иные вознаграждения в пользу физических лиц, подлежащих обязательному социальному страхованию в соответствии с федеральными законами о конкретных видах обязательного социального страхования (за исключением вознаграждений, выплачиваемых лицам, указанным в подпункте 2 пункта 1 статьи 419 настоящего Кодекса.

В соответствии с пунктом 2 статьи 44 Налогового кодекса Российской Федерации обязанность по уплате конкретного налога возлагается на налогоплательщика с момента возникновения установленных законодательством о налогах обстоятельств, предусматривающих его уплату. Пункт 9 положения, предусмотренные настоящей статьей, применяются также в отношении страховых взносов и распространяются на плательщиков страховых взносов.

В силу статьи 52 Налогового кодекса Российской Федерации в случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации о налогах и сборах, обязанность по исчислению суммы налога может быть возложена на налоговый орган или налогового агента. В случае, если обязанность по исчислению суммы налога возлагается на налоговый орган, не позднее 30 дней до наступления срока платежа налоговый орган направляет налогоплательщику налоговое уведомление.

На основании пункта 4 статьи 52 Налогового кодекса Российской Федерации налоговое уведомление может быть передано руководителю организации (ее законному или уполномоченному представителю) или физическому лицу (его законному или уполномоченному представителю) лично под расписку, направлено по почте заказным письмом или передано в электронной форме по телекоммуникационным каналам связи. В случае направления налогового уведомления по почте заказным письмом налоговое уведомление считается полученным по истечении шести дней с даты направления заказного письма.

Обязанность по уплате налога должна быть выполнена в срок, установленный законодательством. Неисполнение или ненадлежащее исполнение обязанности по уплате налога является основанием для направления налоговым органом налогоплательщику требования об уплате налога в порядке статей 69 и 70 Налогового кодекса Российской Федерации.

С направлением предусмотренного статьей 69 Налогового кодекса Российской Федерации требования налоговое законодательство связывает последующее применение механизма принудительного взыскания страховых взносов и пеней в определенные сроки.

Требование об уплате налога согласно статье 70 Налогового кодекса Российской Федерации должно быть направлено налогоплательщику не позднее трех месяцев со дня выявления недоимки, если указанное требование не является результатом налоговой проверки. При этом, при выявлении недоимки налоговый орган составляет документ по форме, утверждаемой федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным по контролю и надзору в области налогов и сборов.

Пункт 2 статьи 70 Налогового кодекса Российской Федерации устанавливает срок, в течение которого требование об уплате налога по результатам налоговой проверки подлежит направлению налогоплательщику. Ограничивая деятельность налоговых органов по предъявлению требования об уплате налога определенными сроками, оспариваемое законоположение преследует цель упорядочения процесса взыскания недоимки и повышения эффективности работы налоговых органов.

Правила, установленные настоящей статьей, применяются также в отношении сроков направления требований об уплате сборов, страховых взносов, пеней, штрафов, процентов, предусмотренных главой 9 настоящего Кодекса.

В силу пунктов 1, 3, 4 статьи 75 Налогового кодекса Российской Федерации в случае уплаты причитающихся сумм налогов или сборов в более поздние сроки, по сравнению с установленными законодательством о налогах и сборах, подлежит уплате пеня. Пеня начисляется за каждый календарный день просрочки исполнения обязанности по уплате налога или сбора, начиная со следующего за установленным законодательством о налогах и сборах дня уплаты налога или сбора. Процентная ставка пени принимается равной одной трехсотой действующей в это время ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации.

До 01 января 2017 г. исчисление страховых взносов производилось в соответствии с Федеральным законом от 24 июля 2009г. № 212-ФЗ.

Федеральный закон от 24 июля 2009г. N 212-ФЗ рассматривает индивидуальных предпринимателей, адвокатов, нотариусов как самостоятельную категорию плательщиков страховых взносов на обязательное пенсионное и обязательное медицинское страхование в Российской Федерации, несущих личную ответственность за правильность, полноту и своевременность уплаты (перечисления) страховых взносов.

Органы контроля за уплатой страховых взносов имеют право: проводить проверки в порядке, установленном настоящим Федеральным законом; требовать от плательщиков страховых взносов, их уполномоченных представителей устранения выявленных нарушений законодательства Российской Федерации о страховых взносах и контролировать выполнение указанных требований; взыскивать недоимку, а также пени и штрафы в порядке, установленном настоящим Федеральным законом (ч. 1 ст. 29 Закона N 212-ФЗ).

Исследовав и оценив представленные доказательства, судом установлено, что ФИО1 в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ являлся индивидуальным предпринимателем и соответственно плательщиком страховых взносов, о чем свидетельствует представленные суду Выписки из Единого государственного реестра индивидуальных предпринимателей.

В соответствии с ч. ч. 1 и 2 ст. 22 Федерального закона № 212-ФЗ от 24 июля 2009 г. требованием об уплате недоимки по страховым взносам, пеней и штрафов признается письменное извещение плательщика страховых взносов о не уплаченной сумме страховых взносов, пеней и штрафов, а также об обязанности уплатить в установленный срок не уплаченную сумму страховых взносов, пеней и штрафов.

Требование об уплате недоимки по страховым взносам, пеней и штрафов направляется плательщику страховых взносов органом контроля за уплатой страховых взносов в течение трех месяцев со дня выявления недоимки, если иное не предусмотрено частью 3 настоящей статьи.

В соответствии с ч. 5 ст. 22 Федерального закона № 212-ФЗ от 24 июля 2009 г. требование об уплате недоимки по страховым взносам, пеней и штрафов должно быть исполнено в течение 10 календарных дней со дня получения указанного требования, если более продолжительный период времени для уплаты недоимки по страховым взносам, пеней и штрафов не указан в этом требовании.

За каждый календарный день просрочки исполнения обязанности по уплате страховых взносов, начиная со дня, следующего за установленным настоящим Федеральным законом сроком уплаты сумм страховых взносов, начисляется пени (ч. 3 ст. 25 Федерального закона № 212-ФЗ от 24 июля 2009 г.).

Из материалов дела следует, что ответчиком не уплачены страховые взносы на обязательное медицинское страхование работающего населения в фиксированном размере, зачисляемых в бюджет Федерального фонда ОМС за расчетные периоды, начиная с ДД.ММ.ГГГГ взнос за ДД.ММ.ГГГГ г. в размере 1912 руб. 50 коп. и пени за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в размере 44 руб. 23 коп.; страховые взносы на обязательное пенсионное страхование в фиксированном размере в бюджет Пенсионного фонда РФ на выплату страховой пенсии (перерасчеты, недоимка и задолженность по соответствующему платежу, в том числе по отмененному, за расчетные периоды, начиная с ДД.ММ.ГГГГ) взнос за ДД.ММ.ГГГГ в размере 9750 руб. 14 коп., и пени за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в размере 263 руб. 51 коп.

В адрес административного ответчика направлено требование № по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ об уплате до ДД.ММ.ГГГГ страховых взносов на ОМС, ОПС в общей сумме 11662 руб. 50 коп., пени - 307 руб. 74 коп.

В нарушение требований ст. 66 КАС РФ со стороны административного ответчика доказательства оплаты задолженности, не представлены.

В силу частей 1 и 2 ст. 18 ФЗ № 212-ФЗ плательщики страховых взносов обязаны своевременно и в полном объеме уплачивать страховые взносы. В случае неуплаты или неполной уплаты страховых взносов в установленный срок производится взыскание недоимки по страховым взносам в порядке, предусмотренном настоящим Федеральным законом.

В силу положений ч. 1 ст. 21 Закона в случае неисполнения плательщиком страховых взносов - физическим лицом, не являющимся индивидуальным предпринимателем, в установленный срок обязанности по уплате страховых взносов орган контроля за уплатой страховых взносов вправе обратиться в суд с иском о взыскании страховых взносов за счет имущества данного плательщика в пределах сумм, указанных в требовании об уплате недоимки по страховым взносам, пеней и штрафов.

Согласно ч. 2 ст. 21 ФЗ № 212-ФЗ заявление о взыскании подается в суд общей юрисдикции органом контроля за уплатой страховых взносов в течение шести месяцев со дня истечения срока исполнения требования об уплате недоимки по страховым взносам, пеней и штрафов, если иное не предусмотрено настоящей статьей.

В соответствии с п. 2 ст. 48 НК РФ заявление о взыскании подается в суд общей юрисдикции налоговым органом в течение шести месяцев со дня истечения срока исполнения требования об уплате налога, сбора, пеней, штрафов, если иное не предусмотрено настоящим пунктом.

Если в течение трех лет со дня истечения срока исполнения самого раннего требования об уплате налога, сбора, пеней, штрафов, учитываемого налоговым органом при расчете общей суммы налога, сбора, пеней, штрафов, подлежащей взысканию с физического лица, такая сумма налогов, сборов, пеней, штрафов превысила 3000 руб., налоговый орган обращается в суд с заявлением о взыскании в течение шести месяцев со дня, когда указанная сумма превысила 3000 руб.

Если в течение трех лет со дня истечения срока исполнения самого раннего требования об уплате налога, сбора, пеней, штрафов, учитываемого налоговым органом при расчете общей суммы налога, сбора, пеней, штрафов, подлежащей взысканию с физического лица, такая сумма налогов, сборов, пеней, штрафов не превысила 3000 руб., налоговый орган (таможенный орган) обращается в суд с заявлением о взыскании в течение шести месяцев со дня истечения указанного трехлетнего срока.

Из материалов дела следует, что требования об уплате страховых взносов, пени административным ответчиком в установленный требованиями срок до ДД.ММ.ГГГГ, выполнено не было, в связи с чем, ИФНС России по Ленинскому району г. Челябинска в ДД.ММ.ГГГГ обратилось к мировому судье судебного участка № 1 Ленинского района г. Челябинска с заявлением о выдаче судебного приказа о взыскании с ФИО1 недоимки. Мировым судьей ДД.ММ.ГГГГ вынесен судебный приказ о взыскании с ФИО1 задолженности по уплате страховых взносов, который отменен ДД.ММ.ГГГГ в связи с поступившими возражениями.

ДД.ММ.ГГГГ в Ленинский районный суд г. Челябинска поступило административное исковое заявление о взыскании недоимки по страховым взносам, пени, образовавшихся в связи с несвоевременным погашением задолженности по уплате страховых взносов с ФИО1

Между тем, согласно материалам дела, срок обращения ИФНС России по Ленинскому району г. Челябинска за взысканием недоимки истек ДД.ММ.ГГГГ (ДД.ММ.ГГГГ (срок по требованию) + 6 мес. (срок обращения в суд с заявлением о взыскании недоимки), то есть на момент обращения с заявлением к мировому судье срок был пропущен.

Таким образом, административный истец обратился в Ленинский районный суд г. Челябинска за пределами срока установленного законодательством.

При этом, довод представителя истца о своевременности подачи искового заявления исходя из срока его подачи после отмены судебного приказа не может быть принят судом, так как срок обращения, в том числе к мировому судье с заявлением о взыскании задолженности истек ДД.ММ.ГГГГ

Согласно ч. 1 ст. 286 КАС РФ, административное исковое заявление о взыскании обязательных платежей и санкций может быть подано в суд в течение шести месяцев со дня истечения срока исполнения требования об уплате обязательных платежей и санкций. Пропущенный по уважительной причине срок подачи административного искового заявления о взыскании обязательных платежей и санкций может быть восстановлен судом.

Доказательств того, что истец не имел возможности своевременно обратиться в суд с иском о взыскании задолженности с административного ответчика в нарушение ст. 62 КАС РФ в суд не представлено.

Поскольку принудительное взыскание налога за пределами сроков, установленных НК РФ осуществляться не может (Определение Конституционного Суда Российской Федерации от 22 марта 2012г. № 479-О-О), то суд считает необходимым отказать ИФНС России по Ленинскому району г. Челябинска в удовлетворении административных исковых требований к ФИО1 о взыскании страховых взносов на обязательное медицинское страхование работающего населения в фиксированном размере, зачисляемых в бюджет Федерального фонда ОМС за расчетные периоды, начиная с ДД.ММ.ГГГГ взнос за ДД.ММ.ГГГГ. в размере 1912 руб. 50 коп. и пени за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в размере 44 руб. 23 коп.; страховых взносов на обязательное пенсионное страхование в фиксированном размере в бюджет Пенсионного фонда РФ на выплату страховой пенсии (перерасчеты, недоимка и задолженность по соответствующему платежу, в том числе по отмененному, за расчетные периоды, начиная с ДД.ММ.ГГГГ) взнос за ДД.ММ.ГГГГ г. в размере 9750 руб. 14 коп. и пени за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в размере 263 руб. 51 коп.

На основании изложено, руководствуясь ст. ст. 175-180 КАС РФ, суд,

РЕШИЛ:


В удовлетворении исковых требований инспекции Федеральной налоговой службы по Ленинскому району г. Челябинска к ФИО1 о взыскании страховых взносов на обязательное медицинское страхование работающего населения в фиксированном размере, зачисляемых в бюджет Федерального фонда ОМС за расчетные периоды, начиная с ДД.ММ.ГГГГ взнос за ДД.ММ.ГГГГ г. в размере 1912 руб. 50 коп. и пени за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в размере 44 руб. 23 коп.; страховых взносов на обязательное пенсионное страхование в фиксированном размере в бюджет Пенсионного фонда РФ на выплату страховой пенсии (перерасчеты, недоимка и задолженность по соответствующему платежу, в том числе по отмененному, за расчетные периоды, начиная с ДД.ММ.ГГГГ) взнос за ДД.ММ.ГГГГ г. в размере 9750 руб. 14 коп. и пени за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в размере 263 руб. 51 коп., - отказать.

Заинтересованное лицо вправе подать в Ленинский районный суд г. Челябинска ходатайство об отмене решения суда, принятого им в порядке упрощенного (письменного) производства, и о возобновлении рассмотрения административного дела по общим правилам административного судопроизводства, если после принятия решения у заинтересованного лица, обладающего правом на заявление возражений, имеются возражения относительно применения порядка упрощенного (письменного) производства или новые доказательства по административному делу, направленные в установленный законом срок.

Лица, не привлеченные к участию в деле, вправе подать в Ленинский районный суд г.Челябинска в течение двух месяцев после принятия решения ходатайство об отмене решения суда, принятого им в порядке упрощенного (письменного) производства, и о возобновлении рассмотрения административного дела по общим правилам административного судопроизводства, в случае принятия судом решения о правах и об обязанностях лиц, не привлеченных к участию в административном деле.

На решение суда может быть подана апелляционная жалоба в Судебную коллегию по административным делам Челябинского областного суда через Ленинский районный суд г. Челябинска в течение 15 дней со дня получения лицами, участвующими в деле, копии решения.

Председательствующий И.Е. Пономаренко



Суд:

Ленинский районный суд г. Челябинска (Челябинская область) (подробнее)

Судьи дела:

Пономаренко И.Е. (судья) (подробнее)