Решение № 3А-294/2023 3А-294/2023~М-341/2023 М-341/2023 от 7 декабря 2023 г. по делу № 3А-294/2023Хабаровский краевой суд (Хабаровский край) - Административное Дело № 3а-294/2023 УИД 27OS0000-01-2023-000361-30 ХАБАРОВСКИЙ КРАЕВОЙ СУД именем Российской Федерации 7 декабря 2023 года город Хабаровск Хабаровский краевой суд в составе председательствующего судьи Федоренко Н.В., при секретаре Мут А.С., рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению заместителя Амурского бассейнового природоохранного прокурора в интересах Российской Федерации и неопределенного круга лиц о признании недействующим в части лесохозяйственного регламента Тырминского лесничества, утвержденного приказом управления лесами Правительства Хабаровского края от 17 декабря 2018 года № 1183П, Приказом управления лесами Правительства Хабаровского края от 17 декабря 2018 года № 1183П утвержден лесохозяйственный регламент Тырминского лесничества (далее – Регламент). Заместитель Амурского бассейнового природоохранного прокурора в интересах Российской Федерации и неопределенного круга лиц обратился в суд с административным исковым заявлением о признании Регламента недействующим в части установления вида разрешенного использования лесов, указанного в таблице 7 пункта 1.2 Регламента, – выполнение работ по разработке месторождений полезных ископаемых в кварталах 4, 5 Сутарского участкового лесничества Тырминского лесничества. В обоснование заявленных требований административный истец указал, что Регламентом допускается выполнение работ по разработке месторождений полезных ископаемых в зелёных зонах, что противоречит положениям статей 111, 114 Лесного кодекса Российской Федерации. Заместителем Амурского бассейнового природоохранного прокурора 4 июля 2023 года на отдельные положения Регламента министру лесного хозяйства лесопереработки Хабаровского края принесен протест. Из ответа министерства от 14 июля 2023 года следует, что по результатам рассмотрения протеста требования прокурора удовлетворены. Министерством 30 мая 2023 года с ООО «Геоземстрой» заключен государственный контракт на внесение изменений во все лесохозяйственные регламенты лесничеств на территории Хабаровского края. Сдача работ поэтапная, срок окончания 15 декабря 2023 года. Изменения в регламенты вносятся с целью приведения в соответствие с действующим законодательством и устранения ошибок. Однако министерством до настоящего времени не приняты меры к устранению нарушений закона по выявленным Амурской бассейновой природоохранной прокуратурой нарушениям лесного законодательства в соответствии с протестом заместителя Амурского бассейнового природоохранного прокурора от 30 июня 2023 года. Данные нарушения напрямую затрагивают интересы Российской Федерации – собственника лесного фонда и права неопределенного круга лиц на благоприятную окружающую среду, гарантированные статьей 42 Конституции Российской Федерации, обеспечение законного и рационального природопользования. Определением судьи от 3 ноября 2023 года к участию в деле в качестве заинтересованных лиц привлечены Федеральное агентство лесного хозяйства, КГКУ «Ургальское лесничество». В судебном заседании представитель административного истца ФИО1 заявленные требования поддержала, просила их удовлетворить. В судебное заседание административный ответчик министерство лесного хозяйства и лесопереработки Хабаровского края, надлежащим образом извещенный о времени и месте судебного разбирательства, в судебное заседание своего представителя не направил. Предоставили письменный отзыв на административное исковое заявление, в котором указано, что министерство проинформировало Амурского бассейнового природоохранного прокурора о том, что Регламент в установленный государственным контрактом срок будет приведен в соответствие с действующим законодательством, а также с учетом нарушений, выявленных в протесте Амурской бассейновой природоохранной прокуратуры. В случае удовлетворения искового заявления просили признать Регламент недействующим в оспариваемой части со дня вступления решения суда в законную силу. В судебное заседание заинтересованное лицо Рослесхоз, надлежащим образом извещенное о времени и месте судебного разбирательства, в судебное заседание своего представителя не направило, письменно заявило о рассмотрении административного искового заявления по существу без участия своего представителя. Предоставили письменный отзыв на административное исковое заявление, в котором указали, что учитывая, что Регламент в оспариваемой части противоречит нормативному правовому акту, имеющему большую юридическую силу, административное исковое заявление подлежит удовлетворению. В судебное заседание заинтересованное лицо КГКУ «Ургальское лесничество», надлежащим образом извещенное о времени и месте судебного разбирательства, в судебное заседание своего представителя не направило. Руководствуясь статьей 150 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее – КАС РФ), суд определил рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц. Выслушав участника процесса, изучив материалы дела, суд приходит к следующему. В соответствии с частью 3 статьи 208 КАС РФ прокурор в пределах своей компетенции вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением о признании нормативного правового акта не соответствующим иному нормативному правовому акту, имеющему большую юридическую силу, полностью или в части. В силу пункта «к» части 1 статьи 72 Конституции Российской Федерации лесное законодательство находится в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации. По предметам совместного ведения издаются федеральные законы и принимаемые в соответствии с ними законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации, которые не могут противоречить федеральным законам (части 2 и 5 статьи 76 Конституции Российской Федерации). Согласно части 1 статьи 2 Лесного кодекса Российской Федерации (далее – ЛК РФ) лесное законодательство состоит из названного Кодекса, других федеральных законов и принимаемых в соответствии с ними законов субъектов Российской Федерации. В части 1 статьи 83 ЛК РФ содержится перечень полномочий в области лесных отношений, осуществление которых передано Российской Федерацией органам государственной власти субъектов Российской Федерации, в том числе полномочия по разработке и утверждению лесохозяйственных регламентов. Частью 2 статьи 87 ЛК РФ (в редакции, действовавшей на момент принятия оспариваемого нормативного правового акта) предусмотрено, что лесохозяйственные регламенты лесничеств, лесопарков утверждаются органами государственной власти субъектов Российской Федерации, за исключением случаев, предусмотренных частью 3 названной статьи. В соответствии с частью 3 статьи 87 ЛК РФ (в редакции, действовавшей на момент принятия оспариваемого нормативного правового акта) лесохозяйственные регламенты лесничеств, лесопарков, расположенных на землях обороны и безопасности, землях особо охраняемых природных территорий, утверждаются уполномоченным федеральным органом исполнительной власти. Согласно пункту 1.1 Положения об управлении лесами Правительства Хабаровского края, утвержденного постановлением Правительства Хабаровского края от 21 сентября 2007 года 185-пр (в редакции на дату утверждения Регламента), Управление является органом исполнительной власти Хабаровского края, осуществляющим в пределах установленной компетенции полномочия края и переданные краю полномочия Российской Федерации в области лесных отношений. В соответствии с пунктом 3.5 названного Положения (в редакции на дату утверждения Регламента) Управление для решения возложенных на него задач, в том числе организует разработку и утверждение лесного плана края, организует разработку и утверждает лесохозяйственные регламенты лесничеств и лесопарков на территории края. Готовит предложения по установлению количества лесничеств, лесопарков, изменению их границ. Согласно части 1 статьи 4 Закона Хабаровского края от 31 июля 2002 года № 48 «О порядке официального опубликования и вступления в силу законов Хабаровского края и иных нормативных правовых актов Хабаровского края», действовавшего на момент принятия оспариваемого нормативного правового акта, официальным опубликованием нормативных правовых актов Губернатора края, нормативных правовых актов Правительства края, а также нормативных правовых актов краевых органов исполнительной власти, издаваемых ими в случаях и пределах, устанавливаемых Правительством края, считается первая публикация их полного текста в краевых периодических изданиях, определенных настоящим законом, и (или) первое размещение (опубликование) на «Официальном интернет-портале правовой информации» (www.pravo.gov.ru), на «Официальном интернет-портале нормативных правовых актов Хабаровского края» (laws.khv.gov.ru). В соответствии с частью 2 статьи 5.1 Закона Хабаровского края от 31 июля 2002 года № 48 на «Официальном интернет-портале нормативных правовых актов Хабаровского края» (laws.khv.gov.ru) размещаются (опубликовываются) краевые законы, постановления Думы, носящие нормативный правовой характер, нормативные правовые акты Губернатора края, нормативные правовые акты Правительства края, нормативные правовые акты органов исполнительной власти края, издаваемые ими в случаях и пределах, устанавливаемых Правительством края. Лесохозяйственный регламент Тырминского лесничества, утвержден приказом управления лесами Правительства Хабаровского края от 17 декабря 2018 года № 1183П «Об утверждении лесохозяйственного регламента Тырминского лесничества», опубликованным на официальном интернет-портале правовой информации http:// laws.khv.gov.ru 19 декабря 2018 года. Названный приказ подписан начальником управления ФИО2, назначенным на должность распоряжением Губернатора Хабаровского края от 15 августа 2017 года № 162-рк. На основании изложенного суд приходит к выводу о том, что оспариваемый нормативный правовой акт принят уполномоченным органом в пределах его компетенции, с соблюдением процедуры принятия и порядка опубликования, а также требований к форме нормативного правового акта и по этим основаниям не обжалуется. Оценивая содержание оспариваемых административным истцом норм на предмет соответствия нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу, суд исходит из следующего. В соответствии со статьей 12 ЛК РФ освоение лесов осуществляется в целях обеспечения их многоцелевого, рационального, непрерывного, неистощительного использования, а также развития лесного комплекса (часть 1); освоение лесов осуществляется с соблюдением их целевого назначения и выполняемых ими полезных функций (часть 2); защитные леса подлежат освоению в целях сохранения средообразующих, водоохранных, защитных, санитарно-гигиенических, оздоровительных и иных полезных функций лесов с одновременным использованием лесов при условии, если это использование совместимо с целевым назначением защитных лесов и выполняемыми ими полезными функциями (часть 4). Согласно статье 10 ЛК РФ (в редакции, действовавшей на момент принятия оспариваемого Регламента) леса, расположенные на землях лесного фонда, по целевому назначению подразделяются на защитные леса, эксплуатационные леса и резервные леса (пункт 1); особенности использования, охраны, защиты, воспроизводства защитных лесов, эксплуатационных лесов и резервных лесов устанавливаются статьями 102 - 109 названного Кодекса (пункт 3). В соответствии с пунктом 2 статьи 102 ЛК РФ (в редакции, действовавшей на момент принятия оспариваемого Регламента) к защитным лесам относятся: леса, выполняющие функции защиты природных и иных объектов – зелёные зоны (подпункт «в» подпункта 3). В силу пункта 5 статьи 102 ЛК РФ (в редакции, действовавшей на момент принятия оспариваемого Регламента) в защитных лесах и на особо защитных участках лесов запрещается осуществление деятельности, несовместимой с их целевым назначением и полезными функциями. Согласно статье 111 ЛК РФ к защитным лесам относятся леса, которые являются природными объектами, имеющими особо ценное значение, и в отношении которых устанавливается особый правовой режим использования, охраны, защиты, воспроизводства лесов (часть 1). Выделяются следующие категории защитных лесов: 1) леса, расположенные на особо охраняемых природных территориях; 2) леса, расположенные в водоохранных зонах; 3) леса, выполняющие функции защиты природных и иных объектов; 4) ценные леса; 5) городские леса (часть 2). В защитных лесах запрещается осуществление деятельности, несовместимой с их целевым назначением и полезными функциями (часть 6). В соответствии с пунктом 3 части 1 статьи 114 ЛК РФ к лесам, выполняющим функции защиты природных и иных объектов, относятся леса, расположенные в зелёных зонах (леса, расположенные на землях лесного фонда и землях иных категорий, выделяемые в целях обеспечения защиты населения от воздействия неблагоприятных явлений природного и техногенного происхождения, сохранения и восстановления окружающей среды). Согласно пункту 1 части 4 статьи 114 ЛК РФ в лесах, расположенных в зелёных зонах, запрещаются виды деятельности, предусмотренные пунктами 1 и 4 части 2 названной статьи. Из пункта 4 части 2 статьи 114 ЛК РФ следует, что в лесах, расположенных в лесопарковых зонах, запрещается разведка и добыча полезных ископаемых. Таблицей 3 «Распределение лесов по целевому назначению и категориям защитных лесов» пункта 1.1.6 Регламента кварталы 4, 5 Сутарского участкового лесничества Тырминского лесничества отнесены к зелёным зонам. Из содержания таблицы 7 «Виды разрешенного использования лесов» пункта 1.2 Регламента следует, что в указанных кварталах Сутарского участкового лесничества Тырминского лесничества, отнесенных к зелёным зонам, допускается выполнение работ по разработке месторождений полезных ископаемых. Таким образом, оспариваемым Регламентом разрешен вид использования защитных лесов без соблюдения ограничений, определенных федеральным законодательством для защитных лесов (лесов, расположенных в зелёных зонах). С учётом изложенного положения Регламента в части установления в указанных кварталах вида разрешенного использования лесов – выполнение работ по разработке месторождений полезных ископаемых противоречат положениям статей 12, 111, 114 ЛК РФ, имеющего большую юридическую силу. Несоответствующие федеральному законодательству нормы Регламента нарушают интересы Российской Федерации, как собственника лесного фонда, а также интересы неопределенного круга лиц на обеспечение многоцелевого, рационального, непрерывного, неистощительного использования лесов для удовлетворения потребностей общества в лесах и лесных ресурсах, а также на использование лесов способами, не наносящими вреда окружающей среде и здоровью человека. Поскольку оспариваемая часть нормативного правового акта противоречит нормативному правовому акту, имеющему большую юридическую силу, суд, руководствуясь пунктом 1 части 2 статьи 215 КАС РФ, считает необходимым признать Регламент недействующим в оспариваемой части. Определяя момент, с которого Регламент в оспариваемой части должен быть признан недействующим, суд полагает, что поскольку оспариваемый нормативный правовой акт до принятия решения суда применялся, то в соответствии с разъяснениями, содержащимися в абзаце 3 пункта 38 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 25 декабря 2018 года № 50 «О практике рассмотрения судами дел об оспаривании нормативных правовых актов и актов, содержащих разъяснения законодательства и обладающих нормативными свойствами», признает его недействующим в части со дня вступления решения в законную силу. Руководствуясь статьями 175-180, 215 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд административное исковое заявление заместителя Амурского бассейнового природоохранного прокурора удовлетворить. Признать недействующим со дня вступления решения суда в законную силу лесохозяйственный регламент Тырминского лесничества, утвержденный приказом управления лесами Правительства Хабаровского края от 17 декабря 2018 года № 1183П, в части установления вида разрешенного использования лесов, указанного в таблице 7 пункта 1.2 Регламента, – разработка месторождений полезных ископаемых в кварталах 4, 5 Сутарского участкового лесничества Тырминского лесничества. Сообщение о принятом решении суда в течение одного месяца со дня вступления решения суда в законную силу подлежит опубликованию на официальном сайте министерства лесного хозяйства и лесопереработки Хабаровского края https://les.khabkrai.ru, на официальном интернет-портале правовой информации http://laws.khv.gov.ru. Решение может быть обжаловано в Пятый апелляционный суд общей юрисдикции через Хабаровский краевой суд в течение месяца со дня его принятия в окончательной форме. Судья Хабаровского краевого суда Суд:Хабаровский краевой суд (Хабаровский край) (подробнее)Судьи дела:Федоренко Наталья Викторовна (судья) (подробнее) |