Решение № 2-3593/2023 2-3593/2023~М-2860/2023 М-2860/2023 от 21 ноября 2023 г. по делу № 2-3593/2023




Дело № 2-3593/2023 (37RS0022-01-2023-003487-75)

ЗАОЧНОЕ
РЕШЕНИЕ


Именем Российской Федерации

21 ноября 2023 года город Иваново

Фрунзенский районный суд города Иваново

в составе председательствующего судьи Просвиряковой В.А.,

при секретаре Абрамовой Н.В.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению Службы государственной жилищной инспекции Ивановской области к акционерному обществу «Центральная управляющая компания» об устранении нарушений жилищного законодательства,

установил:


Служба государственной жилищной инспекции Ивановской области (далее – Служба) обратилась в суд с вышеуказанным иском, в котором просит обязать АО «Центральная управляющая компания» в двухмесячный срок с момента вступления решения суда в законную силу устранить нарушения жилищного законодательства в содержании общего имущества многоквартирного дома, расположенного по адресу: <...>, а именно: устранить следы протечки крыши, а также на чердаке на стропильной системе и на обрешетке темные пятна похожие на плесень и следы старых протечек; произвести очистку чердачного помещения многоквартирного дома от мусора.

Исковые требования мотивированы тем, что ответчик нарушает требования жилищного законодательства, не исполняет предписание Службы государственной жилищной инспекции Ивановской области и не производит ремонтные работы.

Представитель истца Службы государственной жилищной инспекции Ивановской области в судебное заседание не явился, о дне, времени и месте судебного заседания извещен надлежащим образом. В адресованном суду ходатайстве исковые требования поддержал, просил рассмотреть дело в отсутствии представителя.

Ответчик АО «Центральная управляющая компания» в судебное заседание своего представителя не направило, о дне, времени и месте судебного заседания извещалось надлежащим образом.

Руководствуясь ст.165.1 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее – ГК РФ), ст.233 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации (далее – ГПК РФ), суд считает возможным рассмотреть дело в отсутствие ответчика в порядке заочного судопроизводства, о чём вынесено определение, занесенное в протокол судебного заседания.

Суд, изучив материалы дела, приходит к следующим выводам.

Из материалов дела следует, что акционерное общество «Центральная управляющая компания» (ИНН <***>, ОГРН <***>) осуществляет управление многоквартирным домом, расположенным по адресу: <...> (далее - МКД).

Частью 1 статьи 161 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее - ЖК РФ) установлено, что управление многоквартирным домом должно обеспечивать благоприятные и безопасные условия проживания граждан, надлежащее содержание общего имущества в многоквартирном доме, решение вопросов пользования указанным имуществом, а также предоставление коммунальных услуг гражданам, проживающим в таком доме, или в случаях, предусмотренных статьей 157.2 настоящего Кодекса, постоянную готовность инженерных коммуникаций и другого оборудования, входящих в состав общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме, к предоставлению коммунальных услуг (далее - обеспечение готовности инженерных систем). Правительство Российской Федерации устанавливает стандарты и правила деятельности по управлению многоквартирными домами.

Согласно подпункту «а» пункта 16 Правил содержания общего имущества в многоквартирном жилом дом, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 13.08.2006 № 491 (далее - Правила № 491), надлежащее содержание общего имущества в зависимости от способа управления многоквартирным домом обеспечивается собственниками помещений, в том числе путем заключения договора управления многоквартирным домом с управляющей организацией в соответствии с частью 1 статьи 161 и статьей 162 ЖКРФ.

В соответствии с частью 2.3 статьи 161 ЖК РФ при управлении многоквартирным домом управляющей организацией она несет ответственность перед собственниками помещений в многоквартирном доме за оказание всех услуг и (или) выполнение работ, которые обеспечивают надлежащее содержание общего имущества в данном доме и качество которых должно соответствовать требованиям технических регламентов и установленных Правительством Российской Федерации правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, за предоставление коммунальных услуг в зависимости от уровня благоустройства данного дома, качество которых должно соответствовать требованиям установленных Правительством Российской Федерации правил предоставления, приостановки и ограничения предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домах, или в случаях, предусмотренных статьей 157.2 настоящего Кодекса, за обеспечение готовности инженерных систем.

Согласно части 2 статьи 162 ЖК РФ по договору управления многоквартирным домом одна сторона (управляющая организация) по заданию другой стороны (собственников помещений в многоквартирном доме, органов управления товарищества собственников жилья, органов управления жилищного кооператива или органов управления иного специализированного потребительского кооператива, лица, указанного в пункте 6 части 2 статьи 153 настоящего Кодекса, либо в случае, предусмотренном частью 14 статьи 161 настоящего Кодекса, застройщика) в течение согласованного срока за плату обязуется выполнять работы и (или) оказывать услуги по управлению многоквартирным домом, оказывать услуги и выполнять работы по надлежащему содержанию и ремонту общего имущества в таком доме, предоставлять коммунальные услуги собственникам помещений в таком доме и пользующимся помещениями в этом доме лицам или в случаях, предусмотренных статьей 157.2 настоящего Кодекса, обеспечить готовность инженерных систем, осуществлять иную направленную на достижение целей управления многоквартирным домом деятельность.

В соответствии с частью 3 статьи 39 ЖК РФ правила содержания общего имущества в многоквартирном доме устанавливаются Правительством Российской Федерации.

Пунктом 10 Правил №491 предусмотрено, что общее имущество должно содержаться в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации (в том числе о санитарно-эпидемиологическом благополучии населения, техническом регулировании, защите прав потребителей) в состоянии, обеспечивающем: соблюдение характеристик надежности и безопасности многоквартирного дома; безопасность для жизни и здоровья граждан, сохранность имущества физических или юридических лиц, государственного, муниципального и иного имущества; доступность пользования жилыми и (или) нежилыми помещениями, помещениями общего пользования, а также земельным участком, на котором расположен многоквартирный дом, в том числе для инвалидов и иных маломобильных групп населения; соблюдение прав и законных интересов собственников помещений, а также иных лиц; постоянную готовность инженерных коммуникаций, приборов учета и другого оборудования, входящих в состав общего имущества, для предоставления коммунальных услуг (подачи коммунальных ресурсов) гражданам, проживающим в многоквартирном доме, в соответствии с Правилами предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов; поддержание архитектурного облика многоквартирного дома в соответствии с проектной документацией для строительства или реконструкции многоквартирного дома; соблюдение требований законодательства Российской Федерации об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности.

В соответствии с подп. «а», «б», «в», «г», «д» п. 2 Правил № 491 в состав общего имущества включаются: помещения в многоквартирном доме, не являющиеся частями квартир и предназначенные для обслуживания более одного жилого и (или) нежилого помещения в этом многоквартирном доме (далее - помещения общего пользования), в том числе межквартирные лестничные площадки, лестницы, лифты, лифтовые и иные шахты, коридоры, колясочные, чердаки, технические этажи (включая построенные за счет средств собственников помещений встроенные гаражи и площадки для автомобильного транспорта, мастерские, технические чердаки) и технические подвалы, в которых имеются инженерные коммуникации, мусороприемные камеры, мусоропроводы, иное обслуживающее более одного жилого и (или) нежилого помещения в многоквартирном доме оборудование (включая котельные, бойлерные, элеваторные узлы и другое инженерное оборудование); крыши; ограждающие несущие конструкции многоквартирного дома (включая фундаменты, несущие стены, плиты перекрытий, балконные и иные плиты, несущие колонны и иные ограждающие несущие конструкции); ограждающие ненесущие конструкции многоквартирного дома, обслуживающие более одного жилого и (или) нежилого помещения (включая окна и двери помещений общего пользования, перила, парапеты и иные ограждающие ненесущие конструкции); механическое, электрическое, санитарно-техническое и иное оборудование, в том числе конструкции и (или) иное оборудование, предназначенное для обеспечения беспрепятственного доступа инвалидов в помещения многоквартирного дома (далее - оборудование для инвалидов и иных маломобильных групп населения), находящееся в многоквартирном доме за пределами или внутри помещений и обслуживающее более одного жилого и (или) нежилого помещения (квартиры).

Подпунктами «а», «б», «г» пункта 10 Правил №491 устанавливается, что общее имущество должно содержаться в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации (в том числе о санитарно-эпидемиологическом благополучии населения, техническом регулировании, защите прав потребителей) в состоянии, обеспечивающем: соблюдение характеристик надежности и безопасности многоквартирного дома; безопасность для жизни и здоровья граждан, сохранность имущества физических или юридических лиц, государственного, муниципального и иного имущества; соблюдение прав и законных интересов собственников помещений, а также иных лиц.

Согласно п.3.1.1 Правил и норм технической эксплуатации жилищного фонда, утвержденными постановлением Государственного комитета Российской Федерации по строительству и жилищно-коммунальному комплексу от 27.09.2003 N 170 (далее - Правила эксплуатации) инженерно-технические работники организаций по обслуживанию жилищного фонда во время периодических осмотров жилых и подсобных помещений и наладок инженерного оборудования должны обращать внимание на техническое состояние ограждающих конструкций и оборудования, температурно-влажностный режим и санитарное состояние в помещениях.

В соответствии с п.3.3.1 Правил эксплуатации организации по обслуживанию жилищного фонда должны обеспечить: температурно-влажностный режим чердачных помещений, препятствующий выпадению конденсата на поверхности ограждающих конструкций; чистоту и доступность прохода ко всем элементам чердачного помещения.

Пунктом 4.6.1.1 Правил эксплуатации предусмотрено, что организация по обслуживанию жилищного фонда должна обеспечить: исправное состояние конструкций чердачного помещения, кровли и системы водоотвода; защиту от увлажнения конструкций от протечек кровли или инженерного оборудования; воздухообмен и температурно-влажностный режим, препятствующие конденсатообразованию и переохлаждению чердачных перекрытий и покрытий; обеспечение проектной высоты вентиляционных устройств; чистоту чердачных помещений и освещенность; достаточность и соответствие нормативным требованиям теплоизоляции всех трубопроводов и стояков; усиление тепловой изоляции следует выполнять эффективными теплоизоляционными материалами; исправность в местах сопряжения водоприемных воронок с кровлей, отсутствие засорения и обледенения воронок, протекания стыков водосточного стояка и конденсационного увлажнения теплоизоляции стояка; выполнение технических осмотров и профилактических работ в установленные сроки.

Из п.4.10.2.1 Правил эксплуатации следует, что организации по обслуживанию жилищного фонда в процессе эксплуатации жилых домов должны регулярно осуществлять мероприятия по устранению причин, вызывающих увлажнение ограждающих конструкций (поддержание надлежащего температурно-влажностного режима и воздухообмена в жилых и вспомогательных помещениях, включая чердаки и подполья; содержание в исправном состоянии санитарно-технических систем, кровли и внутренних водостоков, гидро- и пароизоляционных слоев стен, перекрытий, покрытий и пола, герметизации стыков и швов полносборных зданий, утепление дефектных ограждающих конструкций, тепло- и пароизоляции трубопроводов, на поверхности которых образуется конденсат, обеспечение бесперебойной работы дренажей, просушивание увлажненных мест, содержание в исправном состоянии отмосток и водоотводящих устройств и др.).

Пунктом 7 Минимального перечня услуг и работ, необходимых для обеспечения надлежащего содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 03.04.2013 г. №290 «О минимальном перечне услуг и работ, необходимых для обеспечения надлежащего содержания общего имущества в многоквартирном доме, и порядке их оказания и выполнения» (далее – Минимальный перечень услуг и работ) предусмотрено, что к работам, выполняемым в целях надлежащего содержания крыш многоквартирных домов относятся: проверка кровли на отсутствие протечек; проверка молниезащитных устройств, заземления мачт и другого оборудования, расположенного на крыше; выявление деформации и повреждений несущих кровельных конструкций, антисептической и противопожарной защиты деревянных конструкций, креплений элементов несущих конструкций крыши, водоотводящих устройств и оборудования, слуховых окон, выходов на крыши, ходовых досок и переходных мостиков на чердаках, осадочных и температурных швов, водоприемных воронок внутреннего водостока; проверка состояния защитных бетонных плит и ограждений, фильтрующей способности дренирующего слоя, мест опирания железобетонных коробов и других элементов на эксплуатируемых крышах; проверка температурно-влажностного режима и воздухообмена на чердаке; контроль состояния оборудования или устройств, предотвращающих образование наледи и сосулек; осмотр потолков верхних этажей домов с совмещенными (бесчердачными) крышами для обеспечения нормативных требований их эксплуатации в период продолжительной и устойчивой отрицательной температуры наружного воздуха, влияющей на возможные промерзания их покрытий; проверка и при необходимости очистка кровли и водоотводящих устройств от мусора, грязи и наледи, препятствующих стоку дождевых и талых вод; проверка и при необходимости очистка кровли от скопления снега и наледи; проверка и при необходимости восстановление защитного окрасочного слоя металлических элементов, окраска металлических креплений кровель антикоррозийными защитными красками и составами; проверка и при необходимости восстановление насыпного пригрузочного защитного слоя для эластомерных или термопластичных мембран балластного способа соединения кровель; проверка и при необходимости восстановление пешеходных дорожек в местах пешеходных зон кровель из эластомерных и термопластичных материалов; проверка и при необходимости восстановление антикоррозионного покрытия стальных связей, размещенных на крыше и в технических помещениях металлических деталей; при выявлении нарушений, приводящих к протечкам, - незамедлительное их устранение. В остальных случаях - разработка плана восстановительных работ (при необходимости), проведение восстановительных работ.

Нарушение вышеуказанных норм и правил является нарушением лицензионных требований, установленных подпунктами «а», «б» пункта 3 Положения о лицензировании предпринимательской деятельности по управлению многоквартирными домами, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 28.10.2014 №1110.

В соответствии с п.4 ч.6 ст.20 ЖК РФ орган государственного жилищного надзора вправе обратиться в суд с заявлениями в защиту прав и законных интересов собственников, нанимателей и других пользователей жилых помещений по их обращению или в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц в случае выявления нарушения обязательных требований.

На основании Приказа Службы от 02.04.2021 г. №505 проведена внеплановая документарная проверка в отношении АО «Центральная управляющая компания» с целью проверки фактов, изложенных в обращении № вх-3686-019/1-14 от 22.03.2021 г. по вопросу ненадлежащего содержания общего имущества МКД по адресу: <...>.

На основании акта проверки №№-ник от 14.04.2021 г. Службой вынесено Предписание №№ от 14.04.2021 г., в соответствии с которым на АО «Центральная управляющая компания» возложена обязанность: в срок до 24.06.2021 года устранить выявленные нарушения, произвести очистку чердачного помещения МКД от мусора, в срок до 25.06.2021 года предоставить в Службу информацию об исполнении предписания.

На основании Приказа Службы от 30.11.2021 г. №№ проведена внеплановая выездная проверка в отношении АО «Центральная управляющая компания» с целью проверки исполнения Предписания Службы от 14.04.2021 г. №№

На основании акта проверки №№ от 30.12.2021 г. Службой вынесено Предписание №№ от 30.12.2021 г., в соответствии с которым на АО «Центральная управляющая компания» возложена обязанность: в срок до 14.03.2022 года устранить выявленные нарушения, произвести очистку чердачного помещения МКД от мусора, в срок до ДД.ММ.ГГГГ предоставить в Службу информацию об исполнении предписания.

30.06.2022 г. Службой вынесено решение №№ о проведении внеплановой выездной проверки в отношении АО «Центральная управляющая компания».

01.07.2022 г. Прокуратурой Ивановской области принято решение об отказе в проведении внеплановой выездной проверки в отношении АО «Центральная управляющая компания» в связи с отсутствием оснований для проведения внепланового контрольного (надзорного) мероприятия.

Приказом Службы от 04.07.2022 г. №№ отменено решение Службы о проведении внеплановой выездной проверки в отношении АО «Центральная управляющая компания» от 30.06.2022 г. № №

Приказом Службы №№ от 05.07.2022 г. внесены изменения в предписание от 30.12.2021 года №№ в части установления сроков исполнения предписания, а именно: в срок до 01.12.2022 г. устранить выявленные нарушения, произвести очистку чердачного помещения МКД от мусора; в срок до 02.12.2022 г. предоставить в Службу информацию об исполнении предписания.

28.12.2022 г. Службой вынесено решение №№ о проведении внепланового инспекционного визита в отношении АО «Центральная управляющая компания».

28.12.2022 г. Прокуратурой Ивановской области принято решение об отказе в проведении внепланового инспекционного визита в отношении АО «Центральная управляющая компания» в связи с отсутствием оснований для проведения внепланового контрольного (надзорного) мероприятия.

Приказом Службы от 10.01.2023 г. №№ отменено решение Службы о проведении внепланового инспекционного визита в отношении АО «Центральная управляющая компания» от 28.12.2022 г. № №

Приказом Службы №№ от 10.01.2023 г. внесены изменения в предписание от 30.12.2021 года №№ в части установления сроков исполнения предписания, а именно: в срок до 15.03.2023 г. устранить выявленные нарушения, произвести очистку чердачного помещения МКД от мусора; в срок до 16.03.2023 г. предоставить в Службу информацию об исполнении предписания.

В связи с непредоставлением АО «Центральная управляющая компания» информации по исполнению требований предписания №№ от 30.12.2021 г. Службой проведено обследование общего имущества МКД по адресу: <...>. Согласно акту от 15.06.2023 г. установлено: следы протечек крыши, а также на обрешетке обнаружены желтые пятна, похожие на плесень, имеются следы старых протечек; имеется захламление чердачного помещения строительным мусором.

До настоящего времени выявленные нарушения ответчиком не устранены, доказательств обратного суду не представлено.

При таких обстоятельствах, с учетом вышеприведенных правовых норм и установленных фактических обстоятельств дела, суд приходит к выводу о наличии оснований для удовлетворения заявленных исковых требований и возложении на ответчика обязанности устранить нарушения жилищного законодательства в содержании общего имущества многоквартирного дома, расположенного по адресу: <...>, а именно: устранить следы протечки крыши, а также на чердаке на стропильной системе и на обрешетке темные пятна похожие на плесень и следы старых протечек; произвести очистку чердачного помещения многоквартирного дома от мусора.

В соответствии со ст.103 ГПК РФ, ст.ст.333.20, 333.21 НК РФ с ответчика в доход муниципального образования городской округ Иваново подлежат взысканию расходы по оплате государственной пошлины в размере 6 000 руб.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 194-199, 233-235 ГПК РФ, суд

решил:


Исковые требования Службы государственной жилищной инспекции Ивановской области к акционерному обществу «Центральная управляющая компания» об устранении нарушений жилищного законодательства удовлетворить.

Обязать акционерное общество «Центральная управляющая компания» (ИНН <***>) в двухмесячный срок с момента вступления решения суда в законную силу устранить нарушения жилищного законодательства в содержании общего имущества многоквартирного дома, расположенного по адресу: <...>, а именно: устранить следы протечки крыши, а также на чердаке на стропильной системе и на обрешетке темные пятна похожие на плесень и следы старых протечек; произвести очистку чердачного помещения многоквартирного дома от мусора.

Взыскать с акционерного общества «Центральная управляющая компания» (ИНН <***>) в доход муниципального образования городской округ Иваново расходы по оплате государственной пошлины в размере 6000 руб.

Ответчик вправе подать в суд, принявший заочное решение, заявление об отмене этого решения суда в течение семи дней со дня вручения ему копии этого решения.

Ответчиком заочное решение суда может быть обжаловано в апелляционном порядке в Ивановский областной суд в течение одного месяца со дня вынесения определения суда об отказе в удовлетворении заявления об отмене этого решения суда.

Иными лицами, участвующими в деле, а также лицами, которые не были привлечены к участию в деле и вопрос о правах и об обязанностях которых был разрешен судом, заочное решение суда может быть обжаловано в апелляционном порядке в Ивановский областной суд в течение одного месяца по истечении срока подачи ответчиком заявления об отмене этого решения суда, а в случае, если такое заявление подано, - в течение одного месяца со дня вынесения определения суда об отказе в удовлетворении этого заявления.

Судья В.А. Просвирякова

Решение изготовлено в окончательной форме 04 декабря 2023 года.



Суд:

Фрунзенский районный суд г. Иваново (Ивановская область) (подробнее)

Судьи дела:

Просвирякова Вера Алексеевна (судья) (подробнее)