Решение № 2-5202/2023 2-5202/2023~М-4178/2023 М-4178/2023 от 9 ноября 2023 г. по делу № 2-5202/2023Псковский городской суд (Псковская область) - Гражданское УИД 60RS0001-01-2023-008585-63 Дело № 2-5202/2023 Именем Российской Федерации 9 ноября 2023 года город Псков Псковский городской суд Псковской области в составе: председательствующего судьи Семёновой Т.А., при секретаре Мызниковой М.И., с участием прокурора ФИО4, представителя ответчика ФИО5, рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора Дновского района прокуратуры Псковской области, действуя в интересах ФИО1, ФИО2, к региональному оператору - Фонду капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах Псковской области о понуждении к выполнению капитального ремонта крыши многоквартирного жилого дома, Прокурор Дновского района Прокуратуры Псковской области, действуя в интересах ФИО1, ФИО2, обратился в суд с иском к Региональному оператору - Фонду капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах Псковской области (далее – Региональный оператор) об обязании выполнить капитальный ремонт крыши многоквартирного жилого дома, расположенного по адресу: <адрес>, в срок до 21.12.2024. В обоснование иска указано, что в результате проведенной проверки по заявлению ФИО6, являющихся долевыми сособственниками <адрес>, расположенной по адресу: <адрес>, установлено, что дом, расположенный по вышеуказанному адресу, находится в управлении ООО «УК Домострой г. Дно». Согласно Региональной программы установлен период проведения капитального ремонта крыши указанного дома на 2018-2020 гг., однако в установленный срок капитальный ремонт не запланирован и не проведен. Администрацией Дновского района в адрес регионального оператора 03.03.2022 и 11.04.2022 направлены предложения о включении многоквартирного дома в краткосрочный план реализации Региональной программы на 2021-2023 года, а 10.11.2022 направлено предложение о включении дома в краткосрочный план реализации Региональной программы на 2024-2026 годы. Однако, государственным комитетом Псковской области по делам строительства и жилищно-коммунального хозяйства данный многоквартирный дом в краткосрочные планы реализации Региональной программы на 2021-2023, 2024-2026 годы не включен, в связи с недостаточностью средств. Региональным оператором о включении дома краткосрочные планы реализации Региональной программы на 2021-2023, 2024-2026 годы также отказано. В связи с указанным, прокурор Дновского района, действуя в интересах ФИО6, обратился в суд с настоящим иском. Определением суда к участию в деле в качестве третьих лиц на стороне истца, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены Администрация Дновского района Псковской области, Комитет по строительству и жилищно-коммунальному хозяйству Псковской области, ООО «УК Домострой г. Дно». Прокурор, участвующий в деле ФИО4, исковые требования и доводы в их обоснование поддержала. Истцы ФИО1, ФИО2 в судебное заседание не явились, о дате, времени и месте рассмотрения дела извещены своевременно, надлежащим образом. Представитель ответчика - Регионального оператора ФИО5 в судебном заседании возражала против удовлетворения иска, поддержав представленные суду письменные возражения, в обоснование которых указано, что капитальный ремонт общего имущества в многоквартирных домах осуществляется путем принятия органом государственной власти субъекта РФ краткосрочного плана реализации региональной программы, капитальный ремонт дома истцов краткосрочным планом реализации региональной программы ни на 2018-2020, ни на 2021-2023, ни на 2024-2026 годы не предусмотрен. Финансирование капитального ремонта многоквартирного жилого дома происходит за счет средств фондов капитального ремонта, формируемых региональным оператором, при недостаточности средств фонда капитального ремонта, региональный оператор обеспечивает привлечение средств в следующей очередности: 1- средств государственной поддержки капитального ремонта за счет областного бюджета, 2 - заимствование на возвратной основе денежных средств из фондов капитального ремонта других многоквартирных домов. Региональный оператор обращался в Комитет по строительству и жилищно-коммунальному хозяйству Псковской области о предоставлении средств государственной поддержки для организации капитального ремонта, но средства государственной, муниципальной поддержки для организации капитального ремонта общего имущества дома истца выделены не были, средства государственной поддержки для финансирования капитального ремонта общего имущества данного дома в 2023 году не предусмотрены. Региональный оператор не вправе израсходовать на капитальный ремонт многоквартирных домов, средства свыше установленный Постановлением Правительства ПО. Региональный оператор не вправе профинансировать капитальный ремонт общего имущества дома истцов в 2024 г. за счет средств фонда капитального ремонта, сформированного исходя из минимального взноса. Законодательством установлена возможность привлечения на возвратной основе средств собственников других домов в границах Дновского района. Собираемость по дому № <адрес>: начислено взносов 1 917 680,62 руб., оплачено взносов – 1 845 932,7 руб., процент собираемости – 96,3 %. Потребность в средствах на проведение капитального ремонта крыши дома истцов составляет 5,9 млн. руб., возвратность заимствованных средств при текущей собираемости – 16 лет. Законодателем предусмотрены варианты организации капитального ремонта собственниками, которые вправе самостоятельно организовать и провести капитальный ремонт без использования бюджетных средств и средств регионального оператора. Также у Администрации Дновского района имеется правовая возможность профинансировать капитальный ремонт дома истцов, путем предоставления средств местного бюджета. Таким образом, законодатель не возложил бремя содержания общего имущества в многоквартирных домах Псковской области на Регионального оператора, а установил механизм организации капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах, включенных в региональную программу капитального ремонта. Просил в удовлетворении заявленных требований отказать. Представитель третьего лица - Администрации Дновского района Псковской области в судебное заседание не явился, просил о рассмотрении дело без его участия, вопрос об удовлетворении заявленных требований оставил на усмотрение суда. Представитель третьего лица - Комитета по строительству и жилищно-коммунальному хозяйству Псковской области в судебное заседание не явился, о дате, времени и месте рассмотрения дела извещен своевременно, надлежащим образом. Представитель третьего лица - ООО «УК Домострой г. Дно» в судебное заседание не явился, просил о рассмотрении дела в его отсутствие, указав, что Региональный оператор не обращался к ним по вопросу согласования проекта ремонта дома по адресу: <адрес>. Выслушав лиц, участвующих в деле, исследовав письменные материалы дела, суд приходит к следующим выводам. Из материалов дела следует, что ФИО1 и ФИО2 являются долевыми сособственниками <адрес>, расположенной в многоквартирном жилом доме по адресу: <адрес>. (л.д. 53-56). Собственники помещений в указанном многоквартирном доме формируют фонд капитального ремонта на счете регионального оператора, следовательно, обязанность организации и финансирования капитального ремонта возложена на Регионального оператора. Постановлением Администрации Псковской области № 330 от 14.10.2016 многоквартирный жилой дом по адресу: <адрес>, включен в региональную программу капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах, расположенных на территории Псковской области на 2014-2043 годы. Согласно региональной программе, капитальный ремонт крыши указанного дома был запланирован на 2018-2020 годы. Региональный оператор в установленные сроки, капитальный ремонт крыши <адрес>, не произвел. По обращению истцов прокуратурой Дновского района была проведена проверка в отношении Регионального оператора, по результатам которой в адрес Регионального оператора было внесено представление об устранении нарушений требования жилищного законодательства (л.д. 38-41). Указанное представление было рассмотрено Региональным оператором и принято решение обратиться в Комитет по строительству и жилищно-коммунальному хозяйству Псковской области и Администрацию Дновского района о необходимости предоставления средств государственной, муниципальной поддержки для финансирования капитального ремонта общего имущества указанного дома (л.д.42,43-44). К полномочиям органов государственной власти субъекта Российской Федерации в области жилищных отношений отнесено определение порядка установления необходимости проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирном доме (п. 8.3 ст. 13 ЖК РФ). Разрешая заявленный спор, суд исходит из следюущего. Правоотношения в области проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах регулируются статьями 166 - 191 раздела IX "Организация проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах" Жилищного кодекса РФ. Согласно пунктам 2, 3, 5 части 1 статьи 167 Жилищного кодекса РФ органы государственной власти субъекта Российской Федерации принимают нормативные правовые акты, которые направлены на обеспечение своевременного проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах, расположенных на территории субъекта Российской Федерации, и которыми устанавливается порядок проведения мониторинга технического состояния многоквартирных домов, создается региональный оператор, решается вопрос о формировании его имущества, утверждаются учредительные документы регионального оператора, устанавливается порядок деятельности регионального оператора, порядок подготовки и утверждения региональных программ капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах, а также требования к этим программам. Из положений приведенной нормы закона следует, что федеральный законодатель определил основные требования к порядку организации и проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах и наделил субъекты Российской Федерации полномочиями по самостоятельному решению указанных вопросов, в том числе связанных с подготовкой и утверждением региональных программ капитального ремонта, созданием и функционированием региональных операторов, определением минимального размера взноса на капитальный ремонт (в том числе его дифференциацию в зависимости от муниципального образования, в котором расположен многоквартирный дом, типа и этажности такого дома, иных факторов) и других. В целях реализации региональной программы капитального ремонта, конкретизации сроков проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах, уточнения планируемых видов услуг и (или) работ по капитальному ремонту общего имущества в многоквартирных домах, определения видов и объема государственной поддержки, муниципальной поддержки капитального ремонта органы государственной власти субъекта Российской Федерации обязаны утверждать краткосрочные планы реализации региональной программы капитального ремонта в порядке, установленном нормативным правовым актом субъекта Российской Федерации, сроком на три года с распределением по годам в пределах указанного срока. Требования, предъявляемые к региональной программе капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах, установлены в статье 168 Жилищного кодекса РФ, которой определено, что региональной программой капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах определяются предельные сроки проведения собственниками помещений в таких домах и (или) региональным оператором капитального ремонта многоквартирных домов. Региональная программа капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах утверждается высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации в целях планирования и организации проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах, планирования предоставления государственной поддержки, муниципальной поддержки на проведение капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации, местных бюджетов, контроля своевременности проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах собственниками помещений в таких домах, региональным оператором (часть 1). В силу Суд:Псковский городской суд (Псковская область) (подробнее)Судьи дела:Семенова Татьяна Александровна (судья) (подробнее)Судебная практика по:Капитальный ремонтСудебная практика по применению норм ст. 166, 167, 168, 169 ЖК РФ
|