Решение № 2А-3904/2020 2А-3904/2020~М-4339/2020 М-4339/2020 от 25 ноября 2020 г. по делу № 2А-3904/2020




31RS0016-01-2020-005472-69

Административное дело №2а-3904/2020


Р Е Ш Е Н И Е


ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

25 ноября 2020 года город Белгород

Октябрьский районный суд г. Белгорода в составе:

председательствующего судьи Колмыковой Е.А.,

при секретаре Дубина А.С.,

в отсутствие: представителя административного истца Межрайонной ИФНС России №7 по Белгородской области, просившего рассмотреть дело без его участия, административного ответчика ФИО1, о месте и времени извещенной своевременно, надлежащим образом,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению Межрайонной инспекции ФНС России №7 по Белгородской области к ФИО1 о взыскании недоимки и пени по земельному налогу за 2014, 2015, 2016 годы,

у с т а н о в и л:


Межрайонная инспекция ФНС России № 7 по Белгородской области обратилась с административным исковым заявлением в суд о взыскании с ФИО1:

- недоимки по земельному налогу за земельный участок с кадастровым номером «номер», расположенный по адресу: «адрес», за 2014 год – в размере 23 руб., за 2015 год – в размере 100 руб., за 2016 год – в размере 100 руб.;

- пени за несвоевременную уплату земельного налога за 2014 год, начисленной за периоды:

с 01.12.2015 по 28.08.2016 в размере 02 руб. 20 коп.;

с 02.10.2015 по 30.11.2015 в размере 0,38 руб.;

с 29.08.2016 по 27.06.2019 в размере 06 руб. 66 коп.

- пени за несвоевременную уплату земельного налога за 2015 год, начисленной за периоды:

с 01.12.2017 по 28.11.2018 в размере 08 руб. 99 коп.;

с 29.11.2018 по 27.06.2019 в размере 05 руб. 43 коп;

- пени за несвоевременную уплату земельного налога за 2016 год, начисленной за периоды:

с 01.12.2017 по 28.11.2018 в размере 08 руб. 99 коп.;

с 29.11.2018 по 27.06.2019 в размере 05 руб. 43 коп.

В обоснование заявленных требований указала, что ФИО1 является плательщиком земельного налога, поскольку является собственником земельного участка с кадастровым номером «номер», расположенного по адресу: «адрес», который в силу статьи 401 НК РФ признается объектом налогообложения.

Согласно налоговому законодательству и на основании сведений, полученных из Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Белгородской области, ФИО1 за вышеуказанный земельный участок начислен земельный налог за 2014 год в размере 23 руб., за 2015 год – в размере 100 руб., за 2016 год – в размере 100 руб.

Налоговым органом в адрес административного ответчика заказной корреспонденцией направлено налоговое уведомление № «номер» от 09.05.2015 об уплате земельного налога, начисленного за 2014 год на сумму 23 руб. в срок до 01.10.2015, который в установленный законом срок уплачен не был (л.д. 15, 17); через личный кабинет налогоплательщика ФИО1 направлено налоговое уведомление № «номер» от 09.09.2017 об уплате земельного налога, начисленного за 2015, 2016 годы на сумму 200 руб. в срок до 01.12.2017, который в установленный законом срок уплачен не был (л.д. 13, 20).

В соответствии со ст. ст. 69, 70 НК РФ Инспекцией через личный кабинет налогоплательщика направлены требования:

- № «номер» по состоянию на 29.08.2016 об уплате недоимки по земельному налогу за 2014 год в размере 23 руб., пени за несвоевременную уплату земельного налога за 2014 год, начисленной за период со 02.12.2015 по 28.08.2016 в размере 02 руб. 20 коп. (л.д. 18, 14),

- № «номер» по состоянию на 29.11.2018 об уплате недоимки по земельному налогу за 2015, 2016 годы в размере 200 руб., пени за несвоевременную уплату земельного налога за 2015, 2016 год, начисленной за период со 02.12.2017 по 28.11.2018 в размере 17 руб. 98 коп. (л.д. 21-22, 14),

- № «номер» по состоянию на 28.06.2019 об уплате пени за несвоевременную уплату земельного налога за 2014 год, начисленной за период с 29.08.2016 по 27.06.2019 в размере 06 руб. 66 коп. (л.д. 25-26, 14).

Требования налогоплательщиком оставлены без исполнения.

17.02.2020 мировым судьей судебного участка №8 Западного округа города Белгорода вынесен судебный приказ о взыскании с ФИО1 недоимки и пени по земельному налогу с физических лиц, обладающих земельным участком, расположенным в границах городских округов, в общей сумме 261 руб. 08 коп., в том числе: 23 руб. – налог за 2014 год, 100 руб. – налог за 2015 год, 100 руб. – налог за 2016 год, 42 руб. 39 коп. – пени за период с 01.12.2015 по 28.08.2016, с 01.12.2017 по 28.11.2018, с 01.12.2015 по 27.06.2019. В связи с поступившими от ответчика возражениями судебный приказ отменен, о чем 06.03.2020 вынесено соответствующее определение (л.д. 47-49).

Данные обстоятельства послужили основанием для обращения Межрайонной ИФНС России №7 по Белгородской области с вышеуказанным административным иском в Октябрьский районный суд города Белгорода.

В соответствии с п. 3 ст. 48 НК РФ требование о взыскании налога, сбора, пеней, штрафов за счет имущества физического лица может быть предъявлено налоговым органом в порядке искового производства не позднее 6 месяцев со дня вынесения судом определения об отмене судебного приказа.

В судебное заседание представитель Межрайонной ИФНС России №7 по Белгородской области не явился, в адрес суда направил заявление о рассмотрении дела без его участия, (л.д. 100).

Административный ответчик ФИО1 в судебное заседание не явилась, о месте и времени извещена своевременно, надлежащим образом - путем направления судебной корреспонденции заказным письмом с уведомлением по адресу регистрации (л.д. 85, 96). О причинах неявки суд не уведомила.

В соответствии с положениями ст. 150 КАС РФ дело рассмотрено в отсутствие представителя административного истца Межрайонной ИФНС России №7 по Белгородской области, административного ответчика ФИО1

Исследовав в судебном заседании обстоятельства дела по представленным доказательствам, суд приходит к следующему.

В соответствии с п. 1 ст. 19 НК РФ налогоплательщиками и плательщиками сборов признаются организации и физические лица, на которых в соответствии с настоящим Кодексом возложена обязанность уплачивать соответственно налоги и (или) сборы.

Статьей 57 Конституции РФ, положениями п. 1 ч. 1 ст. 23 Налогового кодекса Российской Федерации закреплено, что каждый обязан платить законно установленные налоги и сборы.

Возникновение, изменение и прекращение обязанности по уплате налога или сбора установлены ст. 44 НК РФ. Согласно пункту 1 данной правовой нормы, обязанность по уплате налога или сбора возникает, изменяется и прекращается при наличии оснований, установленных данным Кодексом или иным законодательным актом о налогах и сборах.

В силу пункта 1 статьи 388 Налогового кодекса Российской Федерации налогоплательщиками земельного налога признаются организации и физические лица, обладающие земельными участками, признаваемыми объектом налогообложения в соответствии со статьей 389 Налогового кодекса Российской Федерации, на праве собственности, праве постоянного (бессрочного) пользования или праве пожизненного наследуемого владения (за исключением земельных участков входящих в имущество, составляющее паевой инвестиционный фонд).

В соответствии с пунктом 1 статьи 389 Налогового кодекса Российской Федерации объектом налогообложения по земельному налогу признаются земельные участки, расположенные в пределах муниципального образования, на территории которого введен налог.

В соответствии с пунктом 1 статьи 390 Налогового кодекса Российской Федерации налоговая база определяется как кадастровая стоимость земельных участков, признаваемых объектом налогообложения в соответствии со статьей 389 настоящего Кодекса.

В соответствии с пунктом 1 статьи 393 Налогового кодекса Российской Федерации налоговым периодом по земельному налогу признается календарный год.

По сведениям Единого государственного реестра недвижимости земельный участок с кадастровым номером «номер» площадью 1000 кв.м., расположенный по адресу: «адрес» принадлежит на праве собственности ФИО1 Сведения о земельном участке с кадастровым номером «номер», в том числе о правообладателе, были внесены в кадастр недвижимости 18.07.2008 на основании Перечня ранее учтенных земельных участков в границах кадастрового квартала «номер» по состоянию на 10.10.2002, утвержденного руководителем комитета по земельным ресурсам и землеустройству Корочанского района (л.д. 112-113, 11, 30, 121-122).

Налоговым органом в адрес административного ответчика заказной корреспонденцией направлено налоговое уведомление № «номер» от 09.05.2015 об уплате земельного налога, начисленного за 2014 год на сумму 23 руб. в срок до 01.10.2015, который в установленный законом срок уплачен не был (л.д. 15, 17); через личный кабинет налогоплательщика ФИО1 направлено налоговое уведомление № «номер» от 09.09.2017 об уплате земельного налога, начисленного за 2015, 2016 годы на сумму 200 руб. в срок до 01.12.2017 (л.д. 13, 20).

Земельный налог за 2014, 2015, 2016 годы налогоплательщиком уплачен не был.

В соответствии со статьями 68, 70 НК Российской Федерации неисполнение или ненадлежащее исполнение обязанности по уплате налога является основанием для направления налоговым органом налогоплательщику требования об уплате налога.

Согласно требованию об уплате налога, сбора, пени, штрафа № «номер» от 29.08.2016 налогоплательщик должен был в срок до 30.09.2016 погасить недоимку и пени по земельному налогу за 2014 год (л.д. 18).

Согласно требованию об уплате налога, сбора, пени, штрафа № «номер» от 29.11.2018 налогоплательщик должен был в срок до 10.01.2019 погасить недоимку и пени по земельному налогу за 2015, 2016 годы (л.д. 21-22).

Согласно требованию об уплате налога, сбора, пени, штрафа № «номер» от 28.06.2019 налогоплательщик должен был в срок до 30.07.2019 погасить пени за несвоевременную уплату земельного налога за 2014 год, начисленной за период с 29.08.2016 по 27.06.2019 в размере 06 руб. 66 коп. (л.д. 25-26).

В предоставленные Инспекцией сроки ФИО1 не уплатила добровольно земельный налог за 2014, 2015, 2016 годы и пени за несвоевременную уплату земельного налога за земельный участок с кадастровым номером «номер», расположенный по адресу: «адрес».

В соответствии с п. 1 ст. 48 Налогового Кодекса Российской Федерации в случае неисполнения налогоплательщиком - физическим лицом в установленный срок обязанности по уплате налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов налоговый орган, направивший требование об уплате налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов вправе обратиться в суд с заявлением о взыскании налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов.

В силу абз. 3 п. 2 ст. 48 Налогового Кодекса Российской Федерации, если в течение трех лет со дня истечения срока исполнения самого раннего требования об уплате налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов, учитываемого налоговым органом (таможенным органом) при расчете общей суммы налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов, подлежащей взысканию с физического лица, такая сумма налогов, сборов, страховых взносов, пеней, штрафов не превысила 3 000 рублей, налоговый орган (таможенный орган) обращается в суд с заявлением о взыскании в течение шести месяцев со дня истечения указанного трехлетнего срока.

Требование о взыскании налога, сбора, пеней, штрафов за счет имущества физического лица может быть предъявлено налоговым органом в порядке искового производства не позднее шести месяцев со дня вынесения судом определения об отмене судебного приказа (п. 3 ст. 48 Налогового кодекса Российской Федерации).

Положения части 2 статьи 286 КАС Российской Федерации, устанавливающие срок для подачи административного иска о взыскании обязательных платежей и санкций, подлежат применению в совокупности с абзацем 2 пункта 3 статьи 48 НК Российской Федерации, в соответствии с которым требование о взыскании налога, сбора, пеней, штрафов за счет имущества физического лица может быть предъявлено налоговым органом (таможенным органом) в порядке искового производства не позднее шести месяцев со дня вынесения судом определения об отмене судебного приказа.

В Октябрьский районный суд города Белгорода административное исковое заявление о взыскании с ФИО1 обязательных платежей и санкций поступило в пределах указанного в части 2 статьи 286 КАС Российской Федерации шестимесячного срока.

Таким образом, суд приходит к выводу о соблюдении налоговым органом процедуры принудительного взыскания с ФИО1 земельного налога за 2014, 2015, 2016 годы и срока обращения к мировому судье с заявлением о выдаче судебного приказа, а после отмены судебного приказа – с административным иском в районный суд.

Анализируя вышеизложенное, с учетом вышеприведенных норм права, суд приходит к выводу о том, что ФИО1, являясь плательщиком земельного налога в силу вышеназванных норм налогового законодательства, будучи своевременно и надлежащим образом уведомленной о необходимости уплаты недоимки по налогу, вопреки требованиям положений Налогового кодекса Российской Федерации, уклонилась от исполнения такой обязанности, не предоставив доказательств наличия оснований, освобождающих ее от упомянутой налоговой обязанности.

Учитывая изложенные обстоятельства, требование налогового органа о взыскании с ФИО1 недоимки по земельному налогу за 2014, 2015, 2016 годы за земельный участок с кадастровым номером «номер», расположенный по адресу: «адрес», подлежит удовлетворению.

В соответствии с п. 5 постановления Конституционного Суда РФ от 17 декабря 1996 года №20-П неуплата налога в срок должна быть компенсирована погашением задолженности по налоговому обязательству, полным возмещением ущерба, понесенного государством в результате несвоевременного внесения налога. Поэтому к сумме собственно не внесенного в срок налога (недоимки) законодатель вправе добавить дополнительный платеж - пени как компенсацию потерь государственной казны в результате недополучения налоговых сумм в срок в случае задержки уплаты налога.

Согласно пункту 1 статьи 72 Налогового кодекса Российской Федерации пени являются способом обеспечения исполнения обязанности по уплате налогов и сборов.

В соответствии с пунктами 1, 2 статьи 75 Налогового кодекса Российской Федерации пеней признается установленная этой статьей денежная сумма, которую налогоплательщик должен выплатить в случае уплаты причитающихся налогов или сборов в более поздние по сравнению с установленными законодательством о налогах и сборах сроки.

Согласно пунктам 3, 5 статьи 75 Налогового кодекса Российской Федерации пени начисляются за каждый календарный день просрочки исполнения обязанности по уплате налога или сбора, начиная со следующего за установленным законодательством о налогах и сборах дня уплаты налога и сбора или после уплаты таких сумм в полном объеме.

Принимая во внимание, что недоимка по земельному налогу за 2014, 2015, 2016 годы на момент рассмотрения настоящего спора административным ответчиком ФИО1 не уплачена, что подтверждается выпиской из карточки расчетов с бюджетом (л.д. 31-34), суд полагает подлежащими удовлетворению административные исковые требования о взыскании с ФИО1 пени за несвоевременную уплату земельного налога за 2014 год, начисленной за период с 01.12.2015 по 28.08.2016 в размере 02 руб. 20 коп., за период с 02.10.2015 по 30.11.2015 в размере 0,38 руб., за период с 29.08.2016 по 27.06.2019 в размере 06 руб. 66 коп., пени за несвоевременную уплату земельного налога за 2015 год, начисленной за период с 01.12.2017 по 28.11.2018 в размере 08 руб. 99 коп., за период с 29.11.2018 по 27.06.2019 в размере 05 руб. 43 коп., пени за несвоевременную уплату земельного налога за 2016 год, начисленной за период с 01.12.2017 по 28.11.2018 в размере 08 руб. 99 коп., за период с 29.11.2018 по 27.06.2019 в размере 05 руб. 43 коп.

В соответствии с частью 1 статьи 114 КАС Российской Федерации судебные расходы, понесенные судом в связи с рассмотрением административного дела, и государственная пошлина, от уплаты которых административный истец был освобожден, в случае удовлетворения административного искового заявления взыскиваются с административного ответчика, не освобожденного от уплаты судебных расходов. В этом случае взысканные суммы зачисляются в доход федерального бюджета.

При этом Пленум Верховного Суда Российской Федерации в пункте 40 постановления от 27.09.2016 №36 «О некоторых вопросах применения судами Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации» разъяснил, что при разрешении коллизий между указанной нормой права и положениями Бюджетного кодекса Российской Федерации судам необходимо руководствоваться положениями Бюджетного кодекса Российской Федерации как специального федерального закона, регулирующего отношения, связанные с формированием доходов бюджетов бюджетной системы Российской Федерации.

В силу пункта 2 статьи 61.1 Бюджетного кодекса Российской Федерации суммы государственной пошлины по административным делам, рассматриваемым судами общей юрисдикции, зачисляются в местный бюджет.

Таким образом, принимая во внимание изложенные положения законодательства и норму подпункта 1 пункта 1 статьи 333.19 НК Российской Федерации, с ФИО1 в доход бюджета городского округа «Город Белгород» подлежит взысканию государственная пошлина в сумме 400 руб.

Руководствуясь статьями 175180 КАС Российской Федерации, суд

решил:


административное исковое заявление Межрайонной инспекции ФНС России №7 по Белгородской области к ФИО1 о взыскании недоимки и пени по земельному налогу за 2014, 2015, 2016 годы, удовлетворить.

Взыскать с ФИО1, «дата» года рождения, зарегистрированной по адресу: «адрес», в пользу Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы России №7 по Белгородской области:

- недоимку по земельному налогу за 2014 год за земельный участок с кадастровым номером «номер», расположенный по адресу: «адрес», в размере 23 руб.,

- пени за несвоевременную уплату земельного налога за 2014 год, начисленные за период с 01.12.2015 по 28.08.2016 в размере 02 руб. 20 коп., за период со 02.10.2015 по 30.11.2015 в размере 0,38 руб., за период с 29.08.2016 по 27.06.2019 в размере 06 руб. 66 коп.,

- недоимку по земельному налогу за 2015 год за земельный участок с кадастровым номером «номер», расположенный по адресу: «адрес», в размере 100 руб.,

- пени за несвоевременную уплату земельного налога за 2015 год, начисленные за период с 01.12.2017 по 28.11.2018 в размере 08 руб. 99 коп., за период с 29.11.2018 по 27.06.2019 в размере 05 руб. 43 коп.,

- недоимку по земельному налогу за 2016 год за земельный участок с кадастровым номером «номер», расположенный по адресу: «адрес», в размере 100 руб.,

- пени за несвоевременную уплату земельного налога за 2016 год, начисленные за период с 01.12.2017 по 28.11.2018 в размере 08 руб. 99 коп., за период с 29.11.2018 по 27.06.2019 в размере 05 руб. 43 коп.

Взыскать с ФИО1, «дата» года рождения, зарегистрированной по адресу: «адрес», государственную пошлину в доход бюджета городского округа «Город Белгород» в сумме 400 руб.

Решение суда может быть обжаловано в апелляционном порядке в судебную коллегию по административным делам Белгородского областного суда путем подачи апелляционной жалобы через Октябрьский районный суд города Белгорода в течение одного месяца со дня его изготовления в окончательной форме.

Мотивированный текст решения изготовлен 21.12.2020.

Судья Октябрьского районного

суда города Белгорода Е.А. Колмыкова

Решение28.12.2020



Суд:

Октябрьский районный суд г. Белгорода (Белгородская область) (подробнее)

Истцы:

Межрайонная ИФНС №7 по Белгородской области (подробнее)

Ответчики:

Терехова Маргарита Дмитриевна (подробнее)

Судьи дела:

Колмыкова Елена Александровна (судья) (подробнее)