Апелляционное определение № 33А-1143/2026 от 23 апреля 2026 г.




Судья Кумыкова Ж.Б. №33а-1143/2026


АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ


24 апреля 2026 года г. Нальчик

Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Кабардино-Балкарской Республики в составе:

председательствующего: Канунникова М.А.,

судей: Биджиевой Э.А., Тхагалижоковой К.И.

при секретаре: Абазове Э.А.

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению Управления Федеральной налоговой службы по Кабардино-Балкарской Республике ФИО1 о взыскании задолженности по налогам и пени, по встречному административному исковому заявлению ФИО1 к Управлению Федеральной налоговой службы России по КБР о признании задолженности безнадежной к взысканию,

по апелляционной жалобе ФИО1 на решение Чегемского районного суда КБР от 14 января 2026 года,

установил:


Управление Федеральной налоговой службы по Кабардино-Балкарской Республике обратилось в суд с административным исковым заявлением к ФИО1 о взыскании в счет неисполненной обязанности по уплате земельного налога с физических лиц в границах городских поселений за 2023 год в размере 443 рублей 05 копеек; налога на имущество физических лиц по ставкам, применяемым к объектам налогообложения в границах городских поселений за 2023 год в размере 109 171 рубля 33 копеек; транспортного налога за 2023 год в размере 3 769 рублей 05 копеек; а также пени, начисленной с 03 декабря 2024 года по 04 апреля 2025 года в размере 38 507 рублей 96 копеек, а всего 151 891 рубль 39 копеек.

В обоснование заявленных требований указано, что ФИО1 не выполнена обязанность по уплате налога и пени, направленные должнику налоговое уведомление и требование не исполнены.

Утверждая, что на дату подачи административного искового заявления административным ответчиком начисленная недоимка не уплачена, налоговый орган просил суд взыскать с ФИО1 образовавшуюся за ним задолженность.

Ссылаясь на пропуск налоговым органом срока обращения в суд, ФИО1 подано встречное исковое заявление, в котором просил признать задолженность по налогам и пени в размере 151891,39 рублей безнадежными ко взысканию.

Решением Чегемского районного суда КБР от 14 января 2026 года, административные исковые требования УФНС России по Кабардино-Балкарской Республике удовлетворены, встречные исковые требования ФИО1 оставлены без удовлетворения.

Считая решение незаконным и необоснованным, ФИО1 подана апелляционная жалоба, с просьбой отменить состоявшееся решение суда, вынести по делу новое решение, которым в удовлетворении заявленных налоговым органом требований отказать, встречное административное исковое заявление удовлетворить.

В обоснование жалобы указано, что УФНС России по Кабардино-Балкарской Республике пропущен срок обращения в суд с административным иском, что требование об уплате налога в его адрес не направлялось.

Изучив материалы административного дела, проверив доводы жалобы, судебная коллегия приходит к следующему.

Согласно статье 57 Конституции Российской Федерации каждый обязан платить законно установленные налоги и сборы.

На основании ч. 1 ст. 286 КАС РФ, органы государственной власти, иные государственные органы, органы местного самоуправления, другие органы, наделенные в соответствии с федеральным законом функциями контроля за уплатой обязательных платежей (далее - контрольные органы), вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением о взыскании с физических лиц денежных сумм в счет уплаты установленных законом обязательных платежей и санкций, если у этих лиц имеется задолженность по обязательным платежам, требование контрольного органа об уплате взыскиваемой денежной суммы не исполнено в добровольном порядке или пропущен указанный в таком требовании срок уплаты денежной суммы и федеральным законом не предусмотрен иной порядок взыскания обязательных платежей и санкций.

Налогоплательщик обязан самостоятельно исполнить обязанность по уплате налога, если иное не предусмотрено законодательством о налогах и сборах (пункт 1 статьи 45 Налогового кодекса Российской Федерации).

Обязанность по уплате налога возникает, изменяется и прекращается при наличии оснований, установленных Налоговым кодексом Российской Федерации или иным актом законодательства о налогах и сборах (пункт 1 статьи 44 Налогового кодекса Российской Федерации).

Основными началами законодательства о налогах и сборах, определенных в пункте 1 статьи 3 Налогового кодекса Российской Федерации, указана обязанность каждого лица уплачивать законно установленные налоги и сборы. Законодательство о налогах и сборах основывается на признании всеобщности и равенства налогообложения.

Подпунктом 1 пункта 1 статьи 23 Налогового кодекса Российской Федерации установлено, что налогоплательщики обязаны уплачивать законно установленные налоги.

По общему правилу, налогоплательщик обязан самостоятельно исполнить обязанность по уплате налога (пункт 1 статьи 45 Налогового кодекса Российской Федерации).

В ряде случаев обязанность по исчислению суммы налога возлагается на налоговый орган. В связи с этим непосредственной уплате налога предшествует направление налоговым органом налогоплательщику налогового уведомления, в котором указывается сумма налога, подлежащая уплате, объект налогообложения, налоговая база, а также срок уплаты налога (статья 52).

Неисполнение или ненадлежащее исполнение обязанности по уплате налога является основанием для направления налоговым органом налогоплательщику требования об уплате налога. Требованием об уплате налога признается извещение налогоплательщика о неуплаченной сумме налога, а также об обязанности уплатить в установленный срок неуплаченную сумму налога (статья 69 Налогового кодекса РФ). В требовании указываются, в частности, подлежащие уплате суммы недоимки и пеней, меры по их взысканию в случае неисполнения требования (пункт 1, 2, 4, 8 статьи 69, пункт 1 статьи 75 Налогового кодекса Российской Федерации).

На основании статьи 75 Налогового кодекса Российской Федерации, за каждый календарный день просрочки исполнения обязанности по уплате налога или сбора, начиная со следующего за установленным законодательством о налогах и сборах дня уплаты налога или сбора.

При неисполнении требования в установленные им сроки, налоговый орган вправе обратиться в суд с заявлением о выдаче судебного приказа.

Заявление о взыскании подается в суд общей юрисдикции налоговым органом в течение шести месяцев со дня истечения срока исполнения требования об уплате налога, сбора, пеней, штрафов, если иное не предусмотрено настоящим пунктом (пункт 2 статьи 48 Налогового кодекса Российской Федерации). Требование о взыскании налога, сбора, пеней, штрафов за счет имущества физического лица может быть предъявлено налоговым органом (таможенным органом) в порядке искового производства не позднее шести месяцев со дня вынесения судом определения об отмене судебного приказа (абзац 2 пункта 3 статьи 48 Налогового кодекса Российской Федерации).

Удовлетворяя исковые требования Управления Федеральной налоговой службы России по КБР о взыскании недоимки по налогам и пени, суд первой инстанции руководствовался нормами статей 45, 48 НК РФ и исходил из того, что сумма указанных налогов ФИО1 не уплачена, требования, направленные ответчику для добровольной уплаты недоимки, исполнены не были, порядок взыскания обязательных платежей соблюден.

Суд апелляционной инстанции соглашается с выводом суда о взыскании с административного ответчика образовавшейся задолженности по земельному налогу, налогу на имущество физических лиц и транспортному налогу, а также пени, поскольку в силу пункта 1 статьи 3 Налогового кодекса Российской Федерации каждое лицо должно уплачивать законно установленные налоги и сборы.

Согласно пункту 1 статьи 357 Налогового кодекса Российской Федерации, налогоплательщиками транспортного налога признаются лица, на которых в соответствии с законодательством Российской Федерации зарегистрированы транспортные средства, признаваемые объектом налогообложения в соответствии со статьей 358 этого же Кодекса, если иное не предусмотрено данной статьей.

В силу пункта 1 статьи 358 Налогового кодекса Российской Федерации объектом налогообложения признаются автомобили, мотоциклы, мотороллеры, автобусы и другие самоходные машины и механизмы на пневматическом и гусеничном ходу, самолеты, вертолеты, теплоходы, яхты, парусные суда, катера, снегоходы, мотосани, моторные лодки, гидроциклы, несамоходные (буксируемые суда) и другие водные и воздушные транспортные средства (далее в настоящей главе - транспортные средства), зарегистрированные в установленном порядке в соответствие с законодательством Российской Федерации.

Согласно статье 362 Налогового кодекса Российской Федерации сумма налога исчисляется в отношении каждого транспортного средства как произведение соответствующей налоговой базы и налоговой ставки.

Статьей 388 Налогового кодекса Российской Федерации установлено, что налогоплательщиками земельного налога признаются организации и физические лица, обладающие на праве собственности, праве постоянного (бессрочного) пользования или праве пожизненного наследуемого владения земельными участками, признаваемыми объектом налогообложения в соответствии со ст. 389 Налогового кодекса Российской Федерации, которая относит к объектам налогообложения земельные участки, расположенные в пределах муниципального образования, на территории которого введен налог.

В силу пункта 1 статьи 390 Налогового кодекса Российской Федерации налоговая база определяется как кадастровая стоимость земельных участков, признаваемых объектом налогообложения в соответствии со ст. 389 Налогового кодекса Российской Федерации.

Согласно пункта 1 и пункта 4 статьи 391 Налогового кодекса Российской Федерации налоговая база определяется в отношении каждого земельного участка как его кадастровая стоимость по состоянию на 1 января года, являющегося налоговым периодом. Для налогоплательщиков - физических лиц налоговая база определяется налоговыми органами на основании сведений, которые представляются в налоговые органы органами, осуществляющими государственный кадастровый учет, ведение государственного кадастра недвижимости и государственную регистрацию прав на недвижимое имущество и сделок с ним.

Налог на имущество физических лиц является местным налогом (статья 15 Налогового кодекса Российской Федерации).

В соответствии со статьей 400 Налогового кодекса Российской Федерации налогоплательщиками указанного налога признаются физические лица, обладающие правом собственности на имущество, признаваемое объектом налогообложения в соответствии со статьей 401 названного Кодекса.

Ответчик состоит на налоговом учете в УФНС России по КБР в качестве налогоплательщика и в соответствии со статьей 57 Конституции Российской Федерации, статьей 23 Налогового Кодекса Российской Федерации обязан платить законно установленные налоги и сборы.

В связи с неисполнением обязанности по уплате налогов в его адрес направлены согласно статьям 52 и 69 Налогового Кодекса Российской Федерации налоговое уведомление №157740148 от 13.07.2024 г. (расчет налога на имущество физических лиц за 2023 год, транспортного налога за 2023 год и земельного налога за 2023 год), и требование об уплате налога, пени №48841 от 11.12.2024 года с указанием срока уплаты задолженности – 20 февраля 2025 года.

Следует обратить внимание на то, что неполучение налогового уведомления и требования об уплате налогов само по себе не свидетельствует о нарушении прав налогоплательщика, поскольку обязанность по уплате налогов возникает с момента возникновения установленных законодательством о налогах и сборах обстоятельств, предусматривающих уплату конкретного налога, сбора или страхового взноса, а не в результате направления уведомления налогового органа или требования при его неисполнении.

Именно неисполнение данной конституционной обязанности влечет наступление предусмотренных законодательством о налогах и сборах последствий и применение установленного порядка мероприятий принудительного взыскания.

Поскольку требование об уплате задолженности ФИО1 в установленный срок не исполнено, Управлением Федеральной налоговой службы России по КБР вынесено решение от 21 февраля 2025 года №3519 о взыскании задолженности за счет денежных средств на счетах налогоплательщика в банках, а также электронных денежных средств (л.д.22).

Решение налогового органа от 21 февраля 2025 года не отменено и незаконным не признано.

В связи с неисполнением требований, на основании заявления налогового органа мировым судьей судебного участка № 1 Чегемского судебного района Кабардино-Балкарской Республики 11 июня 2025 года вынесен судебный приказ о взыскании с должника ФИО1 задолженности, который определением того же мирового судьи от 23 июня 2025 года был отменен в связи с поступившим возражением должника, разъяснив, что заявленное требование может быть предъявлено в порядке искового производства.

Следовательно, на стороне ответчика ФИО1, в порядке, установленном приведенными нормами материального права, возникли обязанности по уплате данных налогов за названный налоговый период и пени в приведенных размерах, а на стороне административного истца – УФНС России по КБР возникло корреспондируемое этим обязанностям право, в том числе основанное на предписаниях статьи 48 Налогового кодекса Российской Федерации, требовать принудительного их взыскания в порядке искового производства.

Надлежащих доказательств, свидетельствующих об уплате образовавшейся задолженности по налогу на имущество физических лиц, земельному налогу и транспортному налогу, а также пени, ответчик в ходе судебного разбирательства по делу суду первой и суду апелляционной инстанции не представил.

С учетом установленных обстоятельств, состоявшееся по делу решение суда о взыскании с ФИО1 задолженности в счет неисполненной обязанности по уплате земельного налога с физических лиц в границах городских поселений за 2023 год в размере 443 рублей 05 копеек; налога на имущество физических лиц по ставкам, применяемым к объектам налогообложения в границах городских поселений за 2023 год в размере 109 171 рубля 33 копеек; транспортного налога за 2023 год в размере 3 769 рублей 05 копеек; а также пени, начисленной с 03 декабря 2024 года по 04 апреля 2025 года в размере 38 507 рублей 96 копеек, является правильным, а потому подлежащим оставлению без изменения.

Довод апелляционной жалобы ФИО1 о пропуске налоговым органом установленного законом срока обращения в суд, судебная коллегия находит несостоятельным по следующим основаниям.

Пунктами 2 и 3 ст. 48 Налогового кодекса Российской Федерации и ч. 2 ст. 286 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации установлен шестимесячный срок на подачу заявления о взыскании обязательных платежей и санкций в порядке приказного производства, который исчисляется по общему правилу со дня истечения срока исполнения требования об уплате налога, сбора, пеней, штрафа, и аналогичной продолжительности срок для реализации налоговым органом права на взыскание недоимки в порядке искового производства, который подлежит исчислению со дня вынесения определения об отмене судебного приказа.

Рассмотрение дел о взыскании налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов за счет имущества физического лица производится в соответствии с законодательством об административном судопроизводстве.

Требование о взыскании налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов за счет имущества физического лица может быть предъявлено налоговым органом (таможенным органом) в порядке искового производства не позднее шести месяцев со дня вынесения судом определения об отмене судебного приказа.

Согласно ч. 2 ст. 286 КАС РФ административное исковое заявление о взыскании обязательных платежей и санкций может быть подано в суд в течение шести месяцев со дня истечения срока исполнения требования об уплате обязательных платежей и санкций. Пропущенный по уважительной причине срок подачи административного искового заявления о взыскании обязательных платежей и санкций может быть восстановлен судом.

В разъяснениях, данных Конституционным Судом РФ в Постановлении от 25 октября 2024 года N 48-П "По делу о проверке конституционности абзаца второго пункта 4 статьи 48 Налогового кодекса Российской Федерации в связи с запросом Верховного Суда Республики Карелия", подчеркнуто, что хотя налоговый орган обязан, осуществляя судебное взыскание налоговой задолженности с физического лица, не являющегося индивидуальным предпринимателем, соблюсти и сроки инициирования взыскания (сроки на обращение за вынесением судебного приказа), и срок для обращения с административным исковым заявлением о взыскании такой задолженности (если вынесенный по его заявлению приказ был отменен), пропуск ни одного из них не может влечь автоматического отказа в удовлетворении требования налогового органа, заявленного в исковом производстве, когда судом установлены обстоятельства, свидетельствующие об уважительности причин такого пропуска, и имеются основания для его восстановления.

В соответствии с приведенными законоположениями судебная коллегия приходит к выводу о том, что установленный законом порядок взыскания налога административным истцом соблюден: обращение в суд в порядке административного судопроизводства произошло в течение шести месяцев после отмены 23 июня 2025 года судебного приказа от 11 июня 2025 года.

С учетом установленных по административному делу обстоятельств, свидетельствующих о последовательном принятии налоговым органом мер по взысканию с ФИО1 заявленных обязательных платежей и санкций в установленном законом порядке, доводы апелляционной жалобы об утрате налоговым органом возможности принудительного взыскания образовавшейся задолженности и о пропуске сроков на обращение в суд отклоняются судебной коллегией и основанием для отказа в удовлетворении требований о взыскании недоимки быть не могут.

В целом доводы апелляционной жалобы, сводятся к переоценке выводов суда первой инстанции, не содержат фактов, которые не проверены и не учтены судом первой инстанции при рассмотрении дела и имели бы юридическое значение для вынесения судебного акта по существу, влияли на обоснованность и законность судебного решения, либо опровергали выводы суда первой инстанции, в связи с чем, признаются судом несостоятельными, основанными на неправильном толковании норм материального и процессуального права, и не могут служить основанием для отмены решения суда.

Выводы суда основаны на совокупности исследованных при судебном разбирательстве доказательств, проверенных и оцененных по правилам статьи 84 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации.

Нарушений норм процессуального и материального права, которые в соответствии со статьей 310 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации привели или могли привести к неправильному разрешению дела, судом первой инстанции не допущено.

Согласно подпункта 4 п. 1 ст. 333.20 Налогового кодекса Российской Федерации, при предъявлении встречного иска, встречного административного иска, а также заявлений о вступлении в дело третьих лиц, заявляющих самостоятельные требования относительно предмета спора, государственная пошлина уплачивается в соответствии с положениями статьи 333.19 настоящего Кодекса.

В соответствии с абз. 2 пп. 3 п. 1 ст. 333.19 Налогового кодекса Российской Федерации при подаче искового заявления имущественного характера, не подлежащего оценке, а также искового заявления неимущественного характера государственная пошлина уплачивается физическими лицами в размере 3000 рублей.

Учитывая, что при подаче встречного административного иска ФИО1 государственная пошлина не уплачена, судебная коллегия приходит к выводу о наличии основания для взыскания с ФИО1 государственной пошлины в размере 3000 рублей в доход федерального бюджета.

Руководствуясь ст. ст. 307 - 309 КАС Российской Федерации, судебная коллегия

определила:

Решение Чегемского районного суда КБР от 14 января 2026 года оставить без изменения, а апелляционную жалобу ФИО1 – без удовлетворения.

Взыскать с ФИО1 государственную пошлину в федеральный бюджет в размере 3000 рублей.

Председательствующий Канунников М.А.

Судьи: Биджиева Э.А.

Тхагалижокова К.И.



Суд:

Верховный Суд Кабардино-Балкарской Республики (Кабардино-Балкарская Республика) (подробнее)

Истцы:

УФНС России по КБР (подробнее)

Судьи дела:

Канунников Михаил Анатольевич (судья) (подробнее)