Решение № 2-1781/2019 2-1781/2019~М-1617/2019 М-1617/2019 от 18 декабря 2019 г. по делу № 2-1781/2019

Можгинский районный суд (Удмуртская Республика) - Гражданские и административные



Дело № 2-1781/2019

18RS0021-01-2019-002281-83


Р Е Ш Е Н И Е


Именем Российской Федерации

г. ФИО1 18 декабря 2019 года

Можгинский районный суд Удмуртской Республики в составе:

председательствующего судьи Кожевниковой Ю.А.,

при секретаре Звягинцеве И.А.,

с участием истца ФИО2,

представителя ответчика ФИО3, действующей на основании доверенности от 12.09.2019 г.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску ФИО2 к Государственному учреждению – Управлению Пенсионного фонда Российской Федерации в г. Можге Удмуртской Республики (межрайонному) о восстановлении пенсионных прав,

у с т а н о в и л:


ФИО2 обратилась в суд с иском к Государственному учреждению – Управлению Пенсионного фонда Российской Федерации в г. Можге Удмуртской Республики (межрайонному) о включении в стаж для досрочного назначения страховой пенсии по старости периодов нахождения на курсах повышения квалификации с 19.01.2000 г. по 15.02.2000 г., с 28.03.2005 г. по 22.04.2005 г., с 08.02.2010 г. по 12.02.2010 г., с 01.03.2010 г. по 05.03.2010 г., с 17.11.2014 г. по 12.12.2014 г.

Исковое заявление мотивировано тем, что в период с 16.03.1992 г. по 02.03.2006 г. ФИО2 работала медицинской сестрой Кизнерской центральной районной больницы, и с 03.03.2006 г. по 01.20.2019 г. медицинской сестрой в войсковой части № 55498.

17.11.2017 г. истица обратилась в ГУ – Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в г. Можге Удмуртской Республики (межрайонное) с заявлением о назначении досрочной страховой пенсии по старости в соответствии с п. 20 ч. 1 ст. 30 Федерального закона от 28.12.2013 г. № 400-ФЗ «О страховых пенсиях». Однако ответчик отказал истцу в назначении пенсии и не включил в специальный стаж вышеуказанные периоды нахождения на курсах повышения квалификации.

Истица считает решение УПФР незаконным в части исключения из стажа, дающего право на досрочное назначение страховой пенсии по старости, периодов нахождения на курсах повышения квалификации. В спорные периоды за истицей сохранялась средняя заработная плата, с которой работодатель производил отчисления в Пенсионный фонд РФ. Повышение квалификации для медицинского работника являлось обязательным и законодателем приравнивалось к выполнению работы по специальности.

В судебном заседании истица ФИО2 на исковых требованиях настаивала, поддержала доводы, изложенные в исковом заявлении.

Представитель ответчика ФИО3 исковые требования не признала, суду пояснила, что при подсчете специального стажа истца, дающего право на досрочное назначение страховой пенсии по старости в соответствии с п. 20 ч. 1 ст. 30 Федерального закона «О страховых пенсиях», Управлением ПФР правомерно исключены периоды нахождения на курсах повышения квалификации. В данные периоды истица не занималась лечебной и иной деятельностью по охране здоровья населения, её организм не подвергался неблагоприятному воздействию различного рода факторов, обусловленных спецификой и характером профессиональной деятельности.

Пунктом 5 Правил исчисления периодов работы, утв. Постановлением Правительства РФ от 11.07.2002 г. № 516, определен исчерпывающий круг периодов, подлежащих включению в стаж для назначения досрочной пенсии по старости. Периоды нахождения на курсах повышения квалификации в их числе не значатся.

Выслушав участников процесса, исследовав материалы гражданского дела, суд приходит к следующим выводам.

17.11.2017 г. ФИО2, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, обратилась в Государственное учреждение – Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в г. Можге Удмуртской Республики (межрайонное) с заявлением о назначении досрочной страховой пенсии по старости на основании п. 20 ч. 1 ст. 30 Федерального закона от 28.12.2013 г. № 400-ФЗ «О страховых пенсиях».

22.01.2018 г. решением ГУ – Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в г. Можге Удмуртской Республики (межрайонного) № 529964/17 истице отказано в установлении пенсии, поскольку продолжительность специального стажа на дату обращения составила 22 года 6 месяцев 16 дней, вместо требуемых 25 лет.

В стаж работы, дающий право на досрочное назначение страховой пенсии, не засчитаны периоды нахождения на курсах повышения квалификации во время работы медицинской сестрой хирургического кабинета поликлиники Кизнерской ЦРБ с 19.01.2000 г. по 15.02.2000 г., с 28.03.2005 г. по 22.04.2005 г. и медицинской сестры поликлиники войсковой части 55498 с 08.02.2010 г. по 12.02.2010 г., с 01.03.2010 г. по 05.03.2010 г., с 17.11.2014 г. по 12.12.2014 г.

С 01.01.2015 г. пенсионные правоотношения регулируются Федеральным законом от 28.12.2013 г. № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» (далее по тексту Федеральный закон № 400-ФЗ). В соответствии со ст. 8 данного Закона право на страховую пенсию по старости имеют мужчины, достигшие возраста 60 лет, и женщины, достигшие возраста 55 лет.

Страховая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста, установленного статьей 8 настоящего Федерального закона, при наличии величины индивидуального пенсионного коэффициента в размере не ниже минимальной, определенной законом на день установления страховой пенсии, лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения не менее 25 лет в сельской местности и поселках городского типа и не менее 30 лет в городах, сельской местности и поселках городского типа либо только в городах, независимо от их возраста (п. 20 ч. 1 ст. 30 Федерального закона № 400-ФЗ).

Поскольку трудовая деятельность истца протекала в сельской местности, при оценке пенсионных прав суд исходит из необходимости специального стажа в объеме 25 лет.

В силу пунктов 2, 3, 4 ст. 30 Федерального закона № 400-ФЗ списки соответствующих работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых назначается страховая пенсия по старости в соответствии с частью 1 настоящей статьи, правила исчисления периодов работы (деятельности) и назначения указанной пенсии при необходимости утверждаются Правительством Российской Федерации.

Периоды работы (деятельности), имевшие место до дня вступления в силу настоящего Федерального закона, засчитываются в стаж на соответствующих видах работ, дающий право на досрочное назначение страховой пенсии по старости, при условии признания указанных периодов в соответствии с законодательством, действовавшим в период выполнения данной работы (деятельности), дающий право на досрочное назначение пенсии.

Периоды работы (деятельности), имевшие место до дня вступления в силу настоящего Федерального закона, могут исчисляться с применением правил исчисления, предусмотренных законодательством, действовавшим при назначении пенсии в период выполнения данной работы (деятельности).

В целях реализации положений ст. 30 указанного закона Правительством Российской Федерации принято постановление от 16.07.2014 г. № 665 «О списках работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых досрочно назначается страховая пенсия по старости, и правилах исчисления периодов работы (деятельности), дающей право на досрочной пенсионное обеспечение».

Согласно пп. «н» п. 1 Постановления Правительства РФ от 16.07.2014 г. № 665 «О списках работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых досрочно назначается страховая пенсия по старости, и правилах исчисления периодов работы (деятельности), дающей право на досрочное пенсионное обеспечение» - при определении стажа на соответствующих видах работ в целях досрочного пенсионного обеспечения в соответствии со статьей 30 Федерального закона «О страховых пенсиях» применяются при досрочном назначении страховой пенсии по старости лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения:

Список должностей и учреждений, работа в которых засчитывается в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения, в соответствии с подпунктом 20 пункта 1 статьи 27 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», утвержденный постановлением Правительства Российской Федерации от 29.10.2002 г. № 781 (далее по тексту Список № 781);

Список должностей, работа в которых засчитывается в выслугу, дающую право на пенсию за выслугу лет в связи с лечебной и иной работой по охране здоровья населения, утвержденный постановлением Правительства Российской Федерации от 22 сентября 1999 г. № 1066 «Об утверждении Списка должностей, работа в которых засчитывается в выслугу, дающую право на пенсию за выслугу лет в связи с лечебной и иной работой по охране здоровья населения, и Правил исчисления сроков выслуги для назначения пенсии за выслугу лет в связи с лечебной и иной работой по охране здоровья населения», - для учета соответствующей деятельности, имевшей место в период с 1 ноября 1999 г. по 31 декабря 2001 г. включительно;

Список профессий и должностей работников здравоохранения и санитарно-эпидемиологических учреждений, лечебная и иная работа которых по охране здоровья населения дает право на пенсию за выслугу лет, утвержденный постановлением Совета Министров РСФСР от 6 сентября 1991 г. № 464 «Об утверждении Списка профессий и должностей работников здравоохранения и санитарно-эпидемиологических учреждений, лечебная и иная работа которых по охране здоровья населения дает право на пенсию за выслугу лет», с применением положений абзацев четвертого и пятого пункта 2 указанного постановления, - для учета соответствующей деятельности, имевшей место в период с 1 января 1992 г. по 31 октября 1999 г. включительно;

Перечень учреждений, организаций и должностей, работа в которых дает право на пенсию за выслугу лет (приложение к постановлению Совета Министров СССР от 17 декабря 1959 г. № 1397 «О пенсиях за выслугу лет работникам просвещения, здравоохранения и сельского хозяйства»), - для учета периодов соответствующей деятельности, имевшей место до 1 января 1992 г.

Оценка пенсионных прав истца пенсионным органом произведена с применением постановления Конституционного Суда РФ от 29.01.2004 г. № 2-П (на основании нормативных правовых актов, действовавших по состоянию на 31.12.2001 г.).

Спорные периоды имели место в период действия постановления Правительства Российской Федерации от 29.10.2002 г. № 781.

В соответствии со Списком № 781 работа в должности медицинской сестры в больнице и поликлинике всех наименований засчитывается в льготный стаж работы.

Отказывая во включении в льготный стаж спорных периодов, ответчик ссылается на Правила, утвержденные постановлением Правительства Российской Федерации от 11.07.2002 г. № 516.

Согласно пункту 3 постановления Правительства РФ от 16.07.2014 г. № 665, исчисление периодов работы, дающей право на досрочное назначение страховой пенсии по старости в соответствии со статьями 30 и 31 Федерального закона «О страховых пенсиях», осуществляется с применением Правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со статьями 27 и 28 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 11.07.2002 г. № 516 (далее по тексту Правила № 516), а также Правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения, в соответствии с подпунктом 20 пункта 1 статьи 27 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 29 октября 2002 г. № 781. (далее по тексту Правила № 781).

При исчислении стажа работы в части, не урегулированной Правилами № 781, применяются Правила № 516 (пункт 2 Правил № 781).

В соответствии с пунктом 4 Правил № 516 в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, засчитываются периоды работы, выполняемой постоянно в течение полного рабочего дня, если иное не предусмотрено настоящими Правилами или иными нормативными правовыми актами, при условии уплаты за эти периоды страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации.

Статьей 112 КЗоТ РФ, действовавшего до 01.02.2002 г., было установлено, что при направлении работников для повышения квалификации с отрывом от производства за ними сохраняется место работы (должность) и производятся выплаты, предусмотренные законодательством.

Аналогичные положения предусмотрены в статье 187 ТК РФ.

Таким образом, периоды нахождения на курсах повышения квалификации приравниваются законодателем к выполнению служебных обязанностей по той должности, в которой работник направлялся на указанные курсы. Периоды нахождения на курсах повышения квалификации являются периодами работы с сохранением средней заработной платы, с которой работодатель должен производить отчисления страховых взносов в Пенсионный фонд РФ.

Как указано выше, во время обучения на курсах повышения квалификации истица состояла в должностях и учреждениях, которые дают право на досрочное назначение страховой пенсии по старости. До направления на курсы повышения квалификации и по возвращении из них ФИО2 работала полный рабочий день, периодов прерывания специального стажа не усматривается.

В силу занимаемой должности, истица была обязана периодически проходить обучение с целью повышения квалификации на соответствующих профильных курсах, что предусматривалось ст. 54 Основ законодательства Российской Федерации об охране здоровья граждан, Приказом Минздрава РФ от 09.08.2001 г. № 314 «О порядке получения квалификационных категорий», Приказом Минздравсоцразвития РФ от 25.07.2011 г. № 808н «О порядке получения квалификационных категорий медицинскими и фармацевтическими работниками», Приказом Минздрава России от 23.04.2013 г. № 240н «О Порядке и сроках прохождения медицинскими работниками и фармацевтическими работниками аттестации для получения квалификационной категории».

Частичное неотражение работодателем в сведениях индивидуального (персонифицированного) учета льготного характера работы истца в период, имевший место после регистрации его в системе обязательного пенсионного страхования, с учетом имеющейся в материалах дела совокупности письменных доказательств, с безусловностью подтверждающих обстоятельства осуществления в спорные периоды лечебной и иной деятельности по охране здоровья граждан в должности и учреждении, поименованных в Списке № 781, не может влиять на пенсионные права истца, вины которого в этом не имеется.

При изложенных обстоятельствах, время обучения на курсах повышения квалификации подлежит включению в специальный стаж истца.

На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 194-199 ГПК РФ, суд

р е ш и л:


Исковые требования ФИО2 к Государственному учреждению – Управлению Пенсионного фонда Российской Федерации в г. Можге Удмуртской Республики (межрайонному) о восстановлении пенсионных прав - удовлетворить.

Обязать Государственное учреждение – Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в г. Можге Удмуртской Республики (межрайонное) включить ФИО2 в специальный стаж, дающий право на досрочное назначение страховой пенсии по старости, периоды нахождения на курсах повышения с 19.01.2000 г. по 15.02.2000 г., с 28.03.2005 г. по 22.04.2005 г., с 08.02.2010 г. по 12.02.2010 г., с 01.03.2010 г. по 05.03.2010 г., с 17.11.2014 г. по 12.12.2014 г.

Решение может быть обжаловано в Верховный Суд Удмуртской Республики в течение месяца со дня его вынесения в окончательной форме через Можгинский районный суд Удмуртской Республики.

Мотивированное решение изготовлено 18.12.2019 г.

Председательствующий судья- Кожевникова Ю.А.



Судьи дела:

Кожевникова Юлия Анатольевна (судья) (подробнее)