Решение № 2-851/2020 2-851/2020~М-385/2020 М-385/2020 от 27 октября 2020 г. по делу № 2-851/2020Центральный районный суд г. Твери (Тверская область) - Гражданские и административные Именем Российской Федерации 27 октября 2020 года г. Тверь Центральный районный суд города Твери в составе: председательствующего судьи Сельховой О.Е., при секретаре Лининой М.А., с участием представителя истца Красавцевой И.С., представителя ответчика Министерства имущественных и земельных отношений Тверской области на основании доверенности ФИО1; представителя ответчика ГАУК «Тверская академическая областная филармония» на основании доверенности ФИО2; рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению прокурора Московского района г. Твери в интересах неопределенного круга лиц и муниципального образования к ГАУК «Тверская академическая областная филармония», Министерству имущественных и земельных отношений Тверской области о возложении обязанности обеспечить сохранность объекта культурного наследия и проведении работ по благоустройству территории участка, Прокурор Московского района г. Твери обратился в суд с иском в интересах неопределенного круга лиц и муниципального образования к ГБУЗ ТО «Городская клиническая больница № 1 В.В. Успенского», с учетом замены ненадлежащего ответчика на ненадлежащего ответчика к ГАУК «Тверская академическая областная филармония» и к Министерству имущественных и земельных отношений Тверской области о возложении обязанности обеспечить сохранность объекта культурного наследия и проведении работ по благоустройству территории участка. В обоснование заявленных требований указано, что прокуратурой Московского района г. Твери с участием сотрудников Главного управления по государственной охране объектов культурного наследия Тверской области (далее - Главное управление) проведена проверка соблюдения требований природоохранного и санитарно-эпидемиологического законодательства в деятельности ГБУЗ ТО «Городская клиническая больница № 1 В.В. Успенского». В ходе проверки установлено, что на территории Московского района г. Твери имеется объект культурного наследия «Комплекс зданий и сооружений Тверской Губернской Земской больницы, больничного сада и фрагментов Вокзального сада, 1770-е г.г., 1809 - 1812 г.г., 1-ая пол. - сер. XIX в., 2-ая пол. XIX в. - нач. XX в.в.», расположенный по адресу: <...> (Приказ Комитета по охране историко- культурного наследия от 25.10.2000 № П 54). Указанный объект культурного наследия находится в государственной собственности Тверской области, закреплен на праве оперативного управления за государственным бюджетным учреждением здравоохранения Тверской области «Городская клиническая больница № 1 им. В.В. Успенского». В ходе осмотра установлено, что объект культурного наследия «Комплекс зданий и сооружений Тверской Губернской Земской больницы, больничного сада и фрагментов Вокзального сада, 1770-е г.г., 1809 - 1812 г.г., Гая пол. - сер. XIX в., 2-ая пол. XIX в. - нач. XX в.в. - Главное здание Тверской Губернской Земской больницы (корпус В), 1820-е г.г., 2-я пол. XIX в. (с фрагментами корпуса 1777-1784 г.г.»), находится в ненадлежащем состоянии, а именно: территория комплекса не обнесена оградой, что обеспечивает свободный доступ посторонних лиц на территорию участка и внутрь пустующих зданий. Территория участка заросла сорными деревьями и кустарником, замусорена; здания комплекса находятся в бесхозном состоянии, не используются по назначению, не охраняются. Мероприятия по консервации зданий не проводились. Кровля, конструкции крыши и межэтажные перекрытия отсутствуют. Заполнения оконных и дверных проемов отсутствуют. Внутренние помещения захламлены бытовым и строительным мусором; - меры к ликвидации пожароопасной и экологически неблагополучной ситуации на данном участке не принимаются. Для воссоздания надлежащего благоустройства парка «Воксал» собственнику (пользователю), согласно ст. 45 Федерального закона № 73- ФЗ, регламентирующей порядок проведения работ по сохранению объекта культурного наследия, надлежит получить в Главном управлении задание на проведение работ по сохранению объекта культурного наследия, на основании которого силами специализированной проектной организаций, имеющей лицензию на осуществление деятельности по сохранению объектов культурного наследия, разработать проект; получить согласование проекта и разрешение на производство работ в Главном управлении; выполнить работы по благоустройству парка силами специализированной производственной организации, имеющей лицензию на осуществление деятельности по сохранению объектов культурного наследия. Совокупность установленных обстоятельств свидетельствует о ненадлежащем исполнении ГБУЗ ТО «Городская клиническая больница № 1 В.В. Успенского» принятых на себя обязательств по обеспечению сохранности выявленного объекта культурного наследия. По результатам проведенной проверки в адрес ГБУЗ ТО «Городская клиническая больница № 1 В.В. Успенского» внесено представление от 20.12.2018 № 04-18-2018 об устранении нарушений законодательства в области охраны окружающей среды, об объектах культурного наследия народов Российской Федерации. 05.04.2019 поступил ответ ГБУЗ ТО «Городская клиническая больница № 1 В.В. Успенского» на представление прокуратуры района от 04.04.2019 в соответствии с которым в удовлетворении представления прокурора района об устранении нарушений законодательства в области охраны окружающей среды, об объектах культурного наследия народов Российской Федерации отказано. Исходя из норм действующего законодательства обладатели права оперативного управления с момента его возникновения обязаны нести расходы на содержание имущества. С учетом неоднократного уточнения исковых требований, частичного отказа от исковых требований прокурор Московского района просил суд обязать ГАУК «Тверская академическая областная филармония» в течении двух лет с момента вступления решения суда в законную силу провести работы по сохранению объекта культурного наследия «Комплекс зданий и сооружений Тверской Губернской Земской больницы, больничного сада и фрагментов Вокзального сада, 1770-е г.г., 1809 - 1812 г.г., 1-ая пол. - сер. XIX в., 2-ая пол. XIX в. - нач. XX в.в. - Главное здание Тверской Губернской Земской больницы (корпус В), 1820-е г.г., 2-я пол. XIX в.» в соответствии с требованиями ст. 40, ст. 45 Федерального закона «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации» от 25.06.2002 № 73, а именно: получить в Главном управлении задание на проведение работ по сохранению объекта культурного наследия, на основании которого силами специализированной проектной организаций, имеющей лицензию на осуществление деятельности по сохранению объектов культурного наследия, разработать проект; получить согласование проекта и разрешение на производство работ в Главном управлении; выполнить работы по благоустройству парка силами специализированной производственной организации, имеющей лицензию на осуществление деятельности по сохранению объектов культурного наследия. Определением суда от 10 августа 2020 года, занесённым в протокол судебного заседания, к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечено Правительство Тверской области Определением суда от 27 августа 2020 2020 года, занесённым в протокол судебного заседания заменен ненадлежащий ответчик ГБУЗ Тверской области «Городская клиническая больница №1 имени В.В. Успенского» на надлежащего ответчика ГАУК «Тверская академическая областная филармония». На исковое заявление Главным управлением по государственной охране объектов культурного наследия Тверской области поданы возражения, в которых полагает заявленные требования соответствующими положениям Федерального закона «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации» от 25.06.2002 № 73- ФЗ. В письменном отзыве Правительство Тверской области указывает, что исходя из требований действующего законодательства, а также в связи с тем, что объект культурного наследия передан на праве оперативного управления ГАУК «Тверская академическая областная филармония», Министерство имущественных и земельных отношений Тверской области не является надлежащим ответчикм по делу. В письменном отзыве Министерство имущественных и земельных отношений Тверской области возражает относительно заявленных требований, полагая, что Министерство не является надлежащим ответчиком, поскольку объект культурного наследия передан на праве оперативного управления ГАУК «Тверская академическая областная филармония». В судебном заседании представитель истца прокурора Московского района г.Твери Красавцева И.С. поддержала исковые требования в полном объеме и просила их удовлетворить. Представитель ГАУК «Тверская академическая областная филармония» по доверенности ФИО2 не оспаривал обязанность ответчика по содержанию имущества, находящегося на праве оперативного управления. Возражая относительно заявленных требований представитель указал, что с момента передачи данного имущества произведен значительный объем работ за короткий промежуток времени. В настоящее время решается вопрос о консервации зданий. Работы требуют финансовых затрат, поскольку объект культурного наследия находится в аварийном состоянии. Бездействия со стороны ГАУК «Тверская академическая областная филармония» не допущено. Оснований для возложения обязанности по содержанию имущества и проведения работ по сохранению объекта культурного наследия в судебном порядке не имеется. Представитель ответчика Министерства имущественных и земельных отношений Тверской области на основании доверенности ФИО1 в судебном заседании возражала против удовлетворения заявленных исковых требований по доводам письменного письменного возражения на иск, полагая, что Министерство является ненадлежащим ответчиком по делу, а ГАУК «Тверская академическая областная филармония» выполняет надлежащим образом обязанности по содержанию переданного ему на праве оперативного управления имущества. Представители третьих лиц Правительства Тверской области, Главного управления по государственной охране объектов культурного наследия Тверской области, извещенные надлежащим образом, письменно ходатайствовали о рассмотрении дела в их отсутствие, в связи с чем на основании положений ст.167 ГПК РФ судом определено рассмотреть дело в отсутствие не явившихся участников процесса. Заслушав представителя истца прокурора Московского района г.Твери Красавцеву И.С., представителя ответчика ГАУК «Тверская академическая областная филармония» ФИО2, представителя ответчика Министерства имущественных и земельных отношений Тверской области на основании доверенности ФИО1, исследовав материалы дела, суд приходит к следующим выводам. Согласно Конституции РФ каждому гарантируется государственная, в том числе судебная, защита его прав и свобод (ч. 1 ст. 45, ч. 1 ст. 46). Право на судебную защиту является непосредственно действующим, оно признается и гарантируется в Российской Федерации согласно общепризнанным принципам и нормам международного права и в соответствии с Конституцией РФ (ч.1 ст.17, ст.18). Исходя из принципа диспозитивности гражданского судопроизводства заинтересованное лицо по своему усмотрению выбирает формы и способы защиты своих прав, не запрещенные законом. В силу положений ч.1 ст.3 и ч.1 ст.4 ГПК РФ условием реализации этих прав является указание в исковом заявлении на то, в чем заключается нарушение либо угроза нарушения прав, свобод или законных интересов истца. Статья 1 (п.1) ГК РФ к числу основных начал гражданского законодательства относит, в частности, необходимость беспрепятственного осуществления гражданских прав, обеспечения восстановления нарушенных прав, их судебной защиты, а абзац третий ст.12 ГК РФ устанавливает такие способы защиты гражданских прав, как восстановление положения, существовавшего до нарушения права, и пресечение действий, нарушающих право или создающих угрозу его нарушения; присуждение к исполнению обязанности. В соответствии со ст.45 ГПК РФ прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан либо неопределенного круга лиц, а также в защиту интересов Российской Федерации, ее субъектов и муниципальных образований. Согласно ч.1 ст.21 Федерального закона от 17.01.1992 №2202-1 «О прокуратуре Российской Федерации» предметом прокурорского надзора являются соблюдение Конституции Российской Федерации и исполнение законов, действующих на территории Российской Федерации, федеральными министерствами, государственными комитетами, службами и иными федеральными органами исполнительной власти, представительными (законодательными) и исполнительными органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, органами военного управления, органами контроля, их должностными лицами, субъектами осуществления общественного контроля за обеспечением прав человека в местах принудительного содержания и содействия лицам, находящимся в местах принудительного содержания, а также органами управления и руководителями коммерческих и некоммерческих организаций. Как следует из материалов дела, прокуратурой Московского района г. Твери с участием сотрудников Главного управления по государственной охране объектов культурного наследия Тверской области (далее - Главное управление) проведена проверка соблюдения требований природоохранного и санитарно-эпидемиологического законодательства в деятельности ГБУЗ ТО «Городская клиническая больница № 1 В.В. Успенского». В ходе проверки установлено, что на территории Московского района г. Твери имеется объект культурного наследия «Комплекс зданий и сооружений Тверской Губернской Земской больницы, больничного сада и фрагментов Вокзального сада, 1770-е г.г., 1809 - 1812 г.г., 1-ая пол. - сер. XIX в., 2-ая пол. XIX в. - нач. XX в.в.», расположенный по адресу: <...> (Приказ Комитета по охране историко- культурного наследия от 25.10.2000 № П 54). В ходе осмотра установлено, что данный объект культурного наследия, находится в ненадлежащем состоянии, а именно: территория комплекса не обнесена оградой, что обеспечивает свободный доступ посторонних лиц на территорию участка и внутрь пустующих зданий. Территория участка заросла сорными деревьями и кустарником, замусорена; здания комплекса находятся в бесхозном состоянии, не используются по назначению, не охраняются. Мероприятия по консервации зданий не проводились. Кровля, конструкции крыши и межэтажные перекрытия отсутствуют. Заполнения оконных и дверных проемов отсутствуют. Внутренние помещения захламлены бытовым и строительным мусором; - меры к ликвидации пожароопасной и экологически неблагополучной ситуации на данном участке не принимаются. Здания находится в технически опасном состоянии, в наличии признаки разрушения его конструкций, здание не имеет надлежащего содержания и присмотра. Здания расположены в непосредственной близости от мест массового пребывания людей, от проезжей части автомобильной дороги и пешеходной дорожки. Бесхозяйные здания, строения, сооружения, которые не достроены, разрушены, не используются по назначению, в которые возможен свободный доступ посторонних лиц, являются потенциально опасными объектами с точки зрения общественной безопасности, поскольку свободное проникновение в них создает условия для совершения различных противоправных действий, а также может стать объектом пребывания лиц, нелегально находящихся на территории Российской Федерации, преступных и иных элементов. По результатам проведенной проверки в адрес ГБУЗ ТО «Городская клиническая больница № 1 В.В. Успенского» внесено представление от 20.12.2018 № 04-18-2018 об устранении нарушений законодательства в области охраны окружающей среды, об объектах культурного наследия народов Российской Федерации. Исходя из статьи 3 Федерального закона «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации» от 25.06.2002 № 73- ФЗ (далее Федеральный закон) к объектам культурного наследия (памятникам истории и культуры) народов Российской Федерации (далее - объекты культурного наследия) в целях настоящего Федерального закона относятся объекты недвижимого имущества (включая объекты археологического наследия) и иные объекты с исторически связанными с ними территориями, произведениями живописи, скульптуры, декоративно-прикладного искусства, объектами науки и техники и иными предметами материальной культуры, возникшие в результате исторических событий, представляющие собой ценность с точки зрения истории, археологии, архитектуры, градостроительства, искусства, науки и техники, эстетики, этнологии или антропологии, социальной культуры и являющиеся свидетельством эпох и цивилизаций, подлинными источниками информации о зарождении и развитии культуры. Согласно п. 11 ст. 48 Федерального закона, лицо, которому выявленный объект культурного наследия передан во владение или в пользование на основании договора, обязано выполнять требования в отношении таких объектов, установленные пунктами 1-3 статьи 47.3 настоящего Федерального закона, в том числе осуществлять расходы на содержание объекта культурного наследия и поддержание его в надлежащем техническом, санитарном и противопожарном состоянии. Соответствующие требования базируются на предусмотренной ч. 2 ст. 44 Конституции РФ обязанности каждого заботиться о сохранении исторического и культурного наследия, беречь памятники истории и культуры. Такая обязанность предполагает разноплановые активные действия, направленные на недопущение разрушения таких объектов, а также на их популяризацию и охрану. Обязанность в отношении объектов культурного наследия является конституционной обязанностью, посредством которой одновременно удовлетворяются как публичные, так и частные интересы. Требования к сохранению объекта культурного наследия, включенного в реестр, установлены статьей 47.2 Федерального закона которые предусматривают консервацию, ремонт, реставрацию объекта культурного наследия, приспособление объекта культурного наследия для современного использования либо сочетание указанных мер. В отношении выявленного объекта культурного наследия устанавливаются требования к сохранению объекта культурного наследия, не включающие требования к реставрации объекта культурного наследия. Состав (перечень) видов работ по сохранению объекта культурного наследия, включенного в реестр, выявленного объекта культурного наследия, сроки (периодичность) проведения таких работ определяются соответствующим органом охраны объектов культурного наследия, определенным пунктом 7 статьи 47.6 настоящего Федерального закона, с учетом мнения собственника или иного законного владельца объекта культурного наследия, включенного в реестр, выявленного объекта культурного наследия на основании составленного соответствующим органом охраны объектов культурного наследия акта технического состояния объекта культурного наследия, включенного в реестр, выявленного объекта культурного наследия с учетом вида данного объекта культурного наследия, его индивидуальных особенностей, физического состояния, функционального назначения и намечаемого использования объекта культурного наследия. Приказом Комитета по охране историко-культурного наследия администрации Тверской области от 25 октября 2000 года №54 в список вновь выявленных памятников истории и культуры включен Комплекс зданий и сооружений Тверской Губернской Земской больницы, больничного сада и фрагментов Вокзального сада, 1770-е гг., 1809 – 1812 гг., 1-ая пол. - сер XIX в., 2-ая пол. XIX в. – нач. XX в.в. (Городская больница № 2), состоящий из главного здания Тверской Губернской Земской больницы (корпус В), 1820-е г. г., 2-ая пол. XIX в., (с фрагментами корпуса 1777-1784 г.г.); лечебного корпуса (корпус Б), нач. XX в.; партера перед западным фасадом главного здания Тверской Губернской Земской больницы с комплексом зеленых насаждений и фрагментами планировки, нач. - 1-ая пол., XIX в.; здания «Паровой прачечной», 1894 г., надстр. в 1915 г., с хозяйственным корпусом, 1890-е гг.; сарая «железобетонный», 1911 г.; погреб-ледника, кон. XIX - нач. XX в.в.; системы защитных земляных дамб, 1809 - 1812 г.г., 1820 -1840-е г.г.; больничного сада с фрагментами Вокзального сада 1770-е г.г., 1809 - 1812 г.г., 1820 - е - 1840 - е г.г., 2-ая пол. XIX - сер. XX в.в.; дома жилого (дом причта Благовещенской Волынской церкви), нач. XIX в. В соответствии с ч.1 ст.214 ГК РФ государственной собственностью в Российской Федерации является имущество, принадлежащее на праве собственности Российской Федерации (федеральная собственность), и имущество, принадлежащее на праве собственности субъектам Российской Федерации - республикам, краям, областям, городам федерального значения, автономной области, автономным округам (собственность субъекта Российской Федерации). Как следует из свидетельств о государственной регистрации права, объекты недвижимого имущества и земельные участки, расположенные по адресу: <...>, принадлежащие субъекту РФ Тверская область, находились в оперативном управлении Государственного бюджетного учреждения здравоохранения Тверской области «Городская клиническая больница №1 им. В.В. Успенского». Распоряжением Министра имущественных и земельных отношений Тверской области от 28 февраля 2020 года №86 изъято из оперативного управления Государственного бюджетного учреждения здравоохранения Тверской области «Городская клиническая больница № 1 им. В.В. Успенского» и закреплено на праве оперативного управления за государственным бюджетным учреждением культуры Тверской области «Тверская академическая областная филармония» следующее имущество, находящееся в государственной собственности Тверской области, а именно: нежилое строение с кадастровым номером №, площадью 1.491,6 кв. м, нежилое строение с кадастровым номером №, площадью 190 кв. м; нежилое строение с кадастровым номером №, площадью 404 кв. м, нежилое строение с кадастровым номером №, площадью 374,3 кв. м, склад с кадастровым номером №, площадью 31,6 кв м, склад с кадастровым номером №, площадью 75,9 кв м, замощение с кадастровым номером №, площадью 2100,1 кв. м, забор с кадастровым номером №, протяженностью 237 м, расположенные по адресу: <...>, санитарно-эпидемиологическая станция с кадастровым номером №, площадью 795,7 кв, м, расположенный по адресу: <...>, ангар, площадью 32 кв. м, расположенный по адресу: <...>. Распоряжением Министра имущественных и земельных отношений Тверской области от 27.05.2020 № 307 от 27.05.2020 прекращено право Государственного бюджетного учреждения здравоохранения Тверской области «Городская клиническая больница № 1 им. В.В. Успенского» право постоянного (бессрочного) пользования земельным участком с кадастровым номером № площадью 28 985 кв.м, расположенного по адресу: <...>, земельным участком с кадастровым номером №, площадью 848 кв.м, расположенного по адресу: <...>. Распоряжением Министра имущественных и земельных отношений Тверской области от 27.05.2020 № 308 от 27.05.2020 предоставлен в постоянное (бессрочное) пользование ГАУК «Тверская академическая областная филармония» земельный участок, с кадастровым номером № площадью 28 985 кв. м, расположенный по адресу: <...>. Распоряжением Министра имущественных и земельных отношений Тверской области от 27.05.2020 № 309 от 27.05.2020 предоставлен в постоянное (бессрочное) пользование ГАУК «Тверская академическая областная филармония» земельный участок, с кадастровым номером №, площадью 848 кв.м, расположенный по адресу: <...>. Право оперативного управления ГАУК «Тверская академическая областная филармония» на вышеуказанные объекты недвижимости зарегистрировано в едином государственном реестре недвижимости, что подтверждается соответствующими выписками. В соответствии со ст. 210 Гражданского кодекса Российской Федерации собственник несет бремя содержания принадлежащего ему имущества, если иное не предусмотрено законом или договором. В силу абз.5 п.1 ст.216 Гражданского кодекса Российской Федерации право оперативного управления относится к вещным правам лиц, не являющихся собственниками. В пункте 5 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации и Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 29.04.2010 № 10/22 «О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при разрешении споров, связанных с защитой права собственности и других вещных прав» разъяснено, что в силу абзаца 5 пункта 1 статьи 216 ГК РФ право хозяйственного ведения и право оперативного управления относятся к вещным правам лиц, не являющихся собственниками. Согласно п.1 ст. 296 Гражданского кодекса Российской Федерации учреждение и казенное предприятие, за которым имущество закреплено на праве оперативного управления, владеют, пользуются этим имуществом в пределах, установленных законом, в соответствии с целями своей деятельности, назначением этого имущества и, если иное не установлено законом, распоряжаются этим имуществом с согласия собственника этого имущества. В соответствии со статьями 296, 298 Гражданского кодекса Российской Федерации, определяющими права и обязанности собственника и учреждения в отношении имущества, находящегося в оперативном управлении, собственник, передав во владение имущество на данном ограниченном вещном праве, возлагает на него и обязанности по его содержанию. Данными нормами не предусмотрено сохранение обязанности собственника по содержанию переданного в оперативное управление имущества, поэтому собственник, передав во владение имущество на данном ограниченном вещном праве, возлагает на владельца имущества и обязанности по его содержанию. Поскольку вышеуказанные объекты недвижимости, входящие в состав объекта культурного наследия Комплекс зданий и сооружений Тверской Губернской Земской больницы, больничного сада и фрагментов Вокзального сада, 1770-е гг., 1809 – 1812 гг., 1-ая пол. - сер XIX в., 2-ая пол. XIX в. – нач. XX в.в. (Городская больница №2) находятся в оперативном управлении ГАУК «Тверская академическая областная филармония», то в силу буквального толкования п.1 ст.296 Гражданского кодекса Российской Федерации именно ГАУК «Тверская академическая областная филармония» должна осуществлять надлежащее содержание этого имущества. В связи с изложенным в иске прокурора к Министерству имущественных и земельных отношений Тверской области надлежит отказать. Как установлено проверкой прокурора и не оспаривается ответчиком ГАУК «Тверская академическая областная филармония» объект культурного наследия находится в аварийном состоянии. В судебном заседании представитель данного ответчика ссылался на проведение работ по охране объекта культурного наследия, с момента передачи имущества в оперативное управление, в связи с чем полагал, что оснований для возложения обязанности по содержанию объекта культурного наследия в судебном порядке не имеется, поскольку бездействия со стороны ГАУК «Тверская академическая областная филармония» не допущено. В соответствии с ч. 1 ст. 33 Федерального закона от 25.06.2002 N 73-ФЗ "Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации" объекты культурного наследия, включенные в реестр, выявленные объекты культурного наследия подлежат государственной охране в целях предотвращения их повреждения, разрушения или уничтожения, изменения облика и интерьера (в случае, если интерьер объекта культурного наследия относится к его предмету охраны), нарушения установленного порядка их использования, незаконного перемещения и предотвращения других действий, могущих причинить вред объектам культурного наследия, а также в целях их защиты от неблагоприятного воздействия окружающей среды и от иных негативных воздействий. В соответствии с ч. 1 ст. 47.3 Федерального закона от 25.06.2002 N 73-ФЗ "Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации" при содержании и использовании объекта культурного наследия, включенного в реестр, выявленного объекта культурного наследия в целях поддержания в надлежащем техническом состоянии без ухудшения физического состояния и (или) изменения предмета охраны данного объекта культурного наследия лица, указанные в пункте 11 статьи 47.6 настоящего Федерального закона - собственник объекта, обязан: 1) осуществлять расходы на содержание объекта культурного наследия и поддержание его в надлежащем техническом, санитарном и противопожарном состоянии; 2) не проводить работы, изменяющие предмет охраны объекта культурного наследия либо ухудшающие условия, необходимые для сохранности объекта культурного наследия; 3) не проводить работы, изменяющие облик, объемно-планировочные и конструктивные решения и структуры, интерьер выявленного объекта культурного наследия, объекта культурного наследия, включенного в реестр, в случае, если предмет охраны объекта культурного наследия не определен; 4) обеспечивать сохранность и неизменность облика выявленного объекта культурного наследия; 7) незамедлительно извещать соответствующий орган охраны объектов культурного наследия обо всех известных ему повреждениях, авариях или об иных обстоятельствах, причинивших вред объекту культурного наследия, включая объект археологического наследия, земельному участку в границах территории объекта культурного наследия либо земельному участку, в границах которого располагается объект археологического наследия, или угрожающих причинением такого вреда, и безотлагательно принимать меры по предотвращению дальнейшего разрушения, в том числе проводить противоаварийные работы в порядке, установленном для проведения работ по сохранению объекта культурного наследия. Сохранение объекта культурного наследия согласно ч. 1 ст. 40 Федерального закона от 25.06.2002 N 73-ФЗ включает - меры, направленные на обеспечение физической сохранности и сохранение историко-культурной ценности объекта культурного наследия, предусматривающие консервацию, ремонт, реставрацию, приспособление объекта культурного наследия для современного использования и включающие в себя научно-исследовательские, изыскательские, проектные и производственные работы, научное руководство проведением работ по сохранению объекта культурного наследия, технический и авторский надзор за проведением этих работ. Порядок проведения работ по сохранению объекта культурного наследия предусмотрен ч. 1 ст. 45 Федерального закона от 25.06.2002 N 73-ФЗ, согласно которой работы по сохранению объекта культурного наследия, включенного в реестр, или выявленного объекта культурного наследия проводятся на основании задания на проведение указанных работ, разрешения на проведение указанных работ, выданных органом охраны объектов культурного наследия, указанным в пункте 2 настоящей статьи, проектной документации на проведение работ по сохранению объекта культурного наследия, включенного в реестр, или выявленного объекта культурного наследия, согласованной соответствующим органом охраны объектов культурного наследия, указанным в пункте 2 настоящей статьи, а также при условии осуществления технического, авторского надзора и государственного надзора в области охраны объектов культурного наследия за их проведением. Таким образом, разрешая заявленные исковые требования, суд исходит из того, что объект культурного наследия Комплекс зданий и сооружений Тверской Губернской Земской больницы, больничного сада и фрагментов Вокзального сада, 1770-е гг., 1809 – 1812 гг., 1-ая пол. - сер XIX в., 2-ая пол. XIX в. – нач. XX в.в. (Городская больница № 2) находится в аварийном состоянии, непроведение комплекса мероприятий по восстановлению объекта культурного наследия могут оказать негативное воздействие на указанный объект культурного наследия, привести к его полному разрушению, в связи с чем полагает, что на ГАУК «Тверская академическая областная филармония» судом должна быть возложена обязанность по проведению работ по сохранению объекта культурного наследия. Вместе с тем, в просительной части иска прокурор указывает на конкретный перечень работ, который необходимо провести для исполнения требований действующего законодательства, а именно: получить в Главном управлении задание на проведение работ по сохранению объекта культурного наследия, на основании которого силами специализированной проектной организаций, имеющей лицензию на осуществление деятельности по сохранению объектов культурного наследия, разработать проект; получить согласование проекта и разрешение на производство работ в Главном управлении; выполнить работы по благоустройству парка силами специализированной производственной организации, имеющей лицензию на осуществление деятельности по сохранению объектов культурного наследия. Однако указанный перечень работ противоречит первой части заявленных требований, а кроме того ограничивает ответчика в выбора способа исполнения положений действующего законодательства в целях сохранения объекта культурного наследия, в связи с чем иск в данной части удовлетворению не подлежит. Таким образом, исковые требования прокурора Московского района г.Твери подлежат частичному удовлетворению. В соответствии с положениями ст.206 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации при принятии решения суда, обязывающего ответчика совершить определенные действия, не связанные с передачей имущества или денежных сумм, суд в том же решении может указать, что, если ответчик не исполнит решение в течение установленного срока, истец вправе совершить эти действия за счет ответчика с взысканием с него необходимых расходов. В случае, если указанные действия могут быть совершены только ответчиком, суд устанавливает в решении срок, в течение которого решение суда должно быть исполнено. Из содержания вышеприведенной нормы следует, что устанавливаемый судом срок должен отвечать принципу разумности и, кроме того, обеспечивать соблюдение баланса сторон. С учетом времени, необходимого для осуществления действий по устранению выявленных нарушений в содержании объекта культурного наследия, суд полагает, что срок в два года со дня вступления решения суда в законную силу является достаточным и разумным. На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ, суд исковые требования прокурора Московского района г. Твери в интересах неопределенного круга лиц и муниципального образования к ГАУК «Тверская академическая областная филармония», Министерству имущественных и земельных отношений Тверской области о возложении обязанности обеспечить сохранность объекта культурного наследия и проведении работ по благоустройству территории участка удовлетворить частично. Обязать ГАУК «Тверская академическая областная филармония» в течении двух лет с момента вступления решения суда в законную силу провести работы по сохранению объекта культурного наследия «Комплекс зданий и сооружений Тверской Губернской Земской больницы, больничного сада и фрагментов Вокзального сада, 1770-е г.г., 1809 - 1812 г.г., 1-ая пол. - сер. XIX в., 2-ая пол. XIX в. - нач. XX в.в. - Главное здание Тверской Губернской Земской больницы (корпус В), 1820-е г.г., 2-я пол. XIX в.» в соответствии с требованиями ст. 40, ст. 45 Федерального закона «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации» от 25.06.2002 № 73. В удовлетворении остальной части исковых требований прокурора Московского района г. Твери в интересах неопределенного круга лиц и муниципального образования к ГАУК «Тверская академическая областная филармония» отказать. В удовлетворении исковых требований к Министерству имущественных и земельных отношений Тверской области отказать. Решение может быть обжаловано в Тверской областной суд через Центральный районный суд города Твери в течение месяца с момента его принятия в окончательной форме. Председательствующий О.Е. Сельхова Решение в окончательной форме изготовлено 03 ноября 2020 года. 1версия для печати Суд:Центральный районный суд г. Твери (Тверская область) (подробнее)Истцы:Прокурор Московского района г.Твери (подробнее)Ответчики:Министерство имущественных и земельных отношений Тверской области (подробнее)ГАУК "Тверская академическая областная филармония" (подробнее) Судьи дела:Сельхова Ольга Евгеньевна (судья) (подробнее) |