Решение № 2-464/2020 2-464/2020~М-417/2020 М-417/2020 от 22 октября 2020 г. по делу № 2-464/2020Починковский районный суд (Смоленская область) - Гражданские и административные Дело №2-464/2020 Именем Российской Федерации г. Починок, Смоленская область 22 октября 2020 года Починковский районный суд Смоленской области в составе: председательствующего Егоровой Я.Н., при секретаре Левченковой В.Н., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Администрации Прудковского сельского поселения Починковского района Смоленской области к Межрегиональному территориальному управлению Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Калужской, Брянской и Смоленской областях о признании права муниципальной собственности на невостребованную земельную долю, Администрация Прудковского сельского поселения Починковского района Смоленской области обратилась в суд с иском к Межрегиональному территориальному управлению Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Калужской, Брянской и Смоленской областях о прекращении права собственности на принадлежащую Д. земельную долю и признании за Прудковским сельским поселением Починковского района Смоленской области права муниципальной собственности на данную невостребованную земельную долю размером ----- кв.м в общей долевой собственности в земельном участке из земель сельскохозяйственного назначения, расположенном в границах АО «-----» ..., с кадастровым номером № **. В обоснование требований указал, что при реорганизации колхоза «-----» Д. был предоставлен в коллективно-долевую собственность земельный пай в размере ----- кв.м из земель сельскохозяйственного назначения. Д. с момента приобретения прав на земельную долю, в течение трех и более лет подряд не передал эту земельную долю в аренду и не распорядился ею иным образом, в связи с чем, в соответствии со ст.12.1 Федерального закона от 24 июля 2002 года №101-ФЗ «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения» земельная доля Д. является невостребованной. ** ** ** Д. умер. В газете «-----» № ** (№ **) ** ** ** был опубликован список невостребованных земельных долей участников долевой собственности, в который включен и Д., а также было опубликовано объявление о проведении общего собрания. Указанная информация была размещена на информационных щитах и на официальном сайте Администрации Прудковского сельского поселения. Возражений от лиц, считающих, что они или принадлежавшие им земельные доли необоснованно включены в список невостребованных земельных долей, не поступило. Список невостребованных земельных долей предоставлен Администрацией на утверждение общему собранию участников долевой собственности, которое ** ** ** не состоялось ввиду отсутствия кворума. В газете «-----» № ** (№ **) от ** ** **, а также на информационных щитах и на сайте Администрации Прудковского сельского поселения было опубликовано сообщение о повторном проведении общего собрания участников долевой собственности на земельные доли, расположенные в границах бывшего АОЗТ «-----». ** ** ** повторное общее собрание участников долевой собственности не состоялось ввиду отсутствия кворума. Распоряжением Администрации Прудковского сельского поселения Починковского района Смоленской области от ** ** ** № ** был утвержден список лиц, земельные доли которых на земельный участок с кадастровым номером № ** признаны невостребованными, в котором значится Д. Просит прекратить право собственности Д. на земельную долю размером ----- кв.м в общей долевой собственности в земельном участке из земель сельскохозяйственного назначения, расположенном в границах бывшего АО «-----» ..., с кадастровым номером № **, и признать за Прудковским сельским поселением Починковского района Смоленской области право муниципальной собственности на невостребованную земельную долю размером ----- кв.м, в общей долевой собственности, в земельном участке из земель сельскохозяйственного назначения, расположенном в границах бывшего АО «-----» ..., с кадастровым номером № **. Представитель истца Администрации Прудковского сельского поселения Починковского района Смоленской области в судебное заседание не явился, просил рассмотреть дело в его отсутствии, исковые требования поддержал. Представитель ответчика Межрегионального территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Калужской, Брянской и Смоленской областях в судебное заседание не явился, надлежащим образом извещен, возражений не представил. Представитель третьего лица Управления Росреестра по Смоленской области в судебное заседание не явился, извещен надлежащим образом, в письменном заявлении просил рассмотреть дело в его отсутствие. Представитель третьего лица Администрации МО «Починковский район» в судебное заседание не явился, надлежащим образом извещен, возражений не представил. Суд, руководствуясь ч.ч. 3,5 ст.167 ГПК РФ, определил возможным рассмотреть дело в отсутствие не явившихся лиц. Суд, исследовав письменные материалы дела, находит требования обоснованными и подлежащими удовлетворению по следующим основаниям. Согласно ч.ч. 1, 2 ст. 209 ГК РФ, собственнику принадлежат права владения, пользования и распоряжения своим имуществом. Собственник вправе по своему усмотрению совершать в отношении принадлежащего ему имущества любые действия, не противоречащие закону и иным правовым актам и не нарушающие права и охраняемые законом интересы других лиц, в том числе отчуждать свое имущество в собственность другим лицам, передавать им, оставаясь собственником, права владения, пользования и распоряжения имуществом, отдавать имущество в залог и обременять его другими способами, распоряжаться им иным образом. В силу ст. 12.1 ФЗ №101 от 24 июля 2002 года «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения», невостребованной земельной долей может быть признана земельная доля, принадлежащая на праве собственности гражданину, который не передал эту земельную долю в аренду или не распорядился ею иным образом в течение трех и более лет подряд. При этом земельные доли, права на которые зарегистрированы в соответствии с Федеральным законом от 13 июля 2015 года № 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости», не могут быть признаны невостребованными земельными долями по основанию, указанному в настоящем пункте. Невостребованной земельной долей может быть признана также земельная доля, сведения о собственнике которой не содержатся в принятых до дня вступления в силу Федерального закона от 13 июля 2015 года № 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости» решениях органов местного самоуправления о приватизации сельскохозяйственных угодий, либо земельная доля, собственник которой умер и отсутствуют наследники как по закону, так и по завещанию, или никто из наследников не имеет права наследовать, или все наследники отстранены от наследования, или никто из наследников не принял наследства, или все наследники отказались от наследства и при этом никто из них не указал, что отказывается в пользу другого наследника. Орган местного самоуправления поселения или городского округа по месту расположения земельного участка, находящегося в долевой собственности, составляет список лиц (при их наличии), земельные доли которых могут быть признаны невостребованными по основанию, указанному в пункте 1 настоящей статьи, и земельных долей, которые могут быть признаны невостребованными по основаниям, указанным в пункте 2 настоящей статьи (далее в целях настоящей статьи - список невостребованных земельных долей). Орган местного самоуправления поселения или городского округа по месту расположения земельного участка, находящегося в долевой собственности, опубликовывает список невостребованных земельных долей в средствах массовой информации, определенных субъектом Российской Федерации, и размещает на своем официальном сайте в сети «Интернет» (при его наличии) не менее чем за три месяца до созыва общего собрания участников долевой собственности. Указанный список размещается также на информационных щитах, расположенных на территории данного муниципального образования. Список невостребованных земельных долей представляется органом местного самоуправления поселения или городского округа по месту расположения земельного участка, находящегося в долевой собственности, на утверждение общему собранию участников долевой собственности. Лица, считающие, что они или принадлежащие им земельные доли необоснованно включены в список невостребованных земельных долей, вправе представить в письменной форме возражения в орган местного самоуправления поселения или городского округа по месту расположения земельного участка, находящегося в долевой собственности, и заявить об этом на общем собрании участников долевой собственности, что является основанием для исключения указанных лиц и (или) земельных долей из списка невостребованных земельных долей. С даты утверждения списка невостребованных земельных долей общим собранием участников долевой собственности земельные доли, сведения о которых включены в указанный список, признаются невостребованными. В случае, если общим собранием участников долевой собственности в течение четырех месяцев со дня опубликования указанного списка не принято решение по вопросу о невостребованных земельных долях, орган местного самоуправления поселения или городского округа по месту расположения земельного участка, находящегося в долевой собственности, вправе утвердить такой список самостоятельно. Орган местного самоуправления поселения или городского округа по месту расположения земельного участка, находящегося в долевой собственности, вправе обратиться в суд с требованием о признании права муниципальной собственности на земельные доли, признанные в установленном настоящей статьей порядке невостребованными. В соответствии с пп. 5 п. 3 ст. 14 ФЗ №101 от 24 июля 2002 года «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения», участники долевой собственности на общем собрании могут принять решение об утверждении списка лиц, земельные доли которых могут быть признаны невостребованными, и земельных долей, которые могут быть признаны невостребованными. Согласно ч.ч. 1, 2 ст. 14.1 ФЗ №101 от 24 июля 2002 года №101-ФЗ «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения», общее собрание участников долевой собственности (далее - общее собрание) проводится по предложению участника долевой собственности, либо лиц, использующих находящийся в долевой собственности земельный участок в целях производства сельскохозяйственной продукции, либо органа местного самоуправления поселения или городского округа по месту расположения земельного участка, находящегося в общей долевой собственности. Общее собрание принимает решения по вопросам, указанным в пункте 3 статьи 14 настоящего Федерального закона. Участники долевой собственности извещаются органом местного самоуправления поселения или городского округа по месту расположения земельного участка, находящегося в общей долевой собственности, о проведении общего собрания посредством опубликования соответствующего сообщения в средствах массовой информации, определенных субъектом Российской Федерации, и размещения такого сообщения на официальном сайте соответствующего органа местного самоуправления в сети "Интернет" (при его наличии) не позднее чем за сорок дней до дня проведения общего собрания, а в случае проведения повторного общего собрания - не позднее чем за тридцать дней до дня его проведения. Не позднее дня опубликования сообщения о проведении общего собрания объявление также должно быть размещено на информационных щитах, расположенных на территории муниципального образования по месту расположения земельного участка, находящегося в общей долевой собственности. О проведении общего собрания по предложению участника долевой собственности или лиц, использующих находящийся в долевой собственности земельный участок в целях производства сельскохозяйственной продукции, орган местного самоуправления поселения или городского округа по месту расположения земельного участка, находящегося в общей долевой собственности, уведомляется в письменной форме. Согласно п.п.3, 4, 5, 5.1, 5.2, 6, 8, 9 ст. 14.1 ФЗ №101 от 24 июля 2002 года «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения», указанные в пункте 2 настоящей статьи сообщение и уведомление о проведении общего собрания должны содержать: дату и время проведения общего собрания; адрес места проведения общего собрания на территории муниципального образования по месту расположения земельного участка, находящегося в общей долевой собственности; повестку дня общего собрания; адрес места ознакомления с документами по вопросам, вынесенным на обсуждение общего собрания, и сроки такого ознакомления. Если в предлагаемую повестку дня общего собрания включаются вопросы об утверждении проекта межевания земельных участков, указанные в пункте 2 настоящей статьи сообщение и уведомление о проведении общего собрания должны содержать также информацию, предусмотренную пунктом 8 статьи 13.1 настоящего Федерального закона. Общее собрание считается правомочным в случае присутствия на нем участников долевой собственности, составляющих не менее чем 50 процентов их общего числа или, если способ указания размера земельной доли допускает сопоставление долей в праве общей собственности на земельный участок, владеющих более чем 50 процентами таких долей. В случае, если общее собрание не состоялось в связи с тем, что количества участников долевой собственности, необходимого для обеспечения его правомочности, недостаточно в соответствии с пунктом 5 настоящей статьи, повторное общее собрание с той же повесткой дня считается правомочным, если на нем присутствуют участники долевой собственности, составляющие не менее чем 30 процентов их общего числа, или, если способ указания размера земельной доли допускает сопоставление долей в праве общей собственности на земельный участок, владеющие более чем 50 процентами таких долей. Повторное общее собрание участников долевой собственности может быть проведено не позднее двух месяцев после несостоявшегося общего собрания. С даты опубликования органом местного самоуправления поселения или городского округа по месту расположения земельного участка, находящегося в общей долевой собственности, сообщения о проведении общего собрания в соответствии с пунктом 2 настоящей статьи и до даты проведения этого общего собрания созыв и проведение общего собрания, повестка дня которого содержит аналогичные вопросы, не допускаются. В случае, если количества участников долевой собственности на земельный участок, не включенных в утвержденный список лиц, земельные доли которых могут быть признаны невостребованными, и земельных долей, которые могут быть признаны невостребованными, недостаточно для обеспечения правомочности общего собрания в соответствии с пунктом 5 настоящей статьи, общее собрание считается правомочным, если на нем присутствуют не менее чем 50 процентов общего числа участников долевой собственности на этот земельный участок, не включенных в указанный список. Решения принимаются общим собранием открытым голосованием. При наличии в повестке дня общего собрания нескольких вопросов по каждому из них принимается самостоятельное решение. Решение считается принятым, если за него проголосовали участники общего собрания, владеющие в совокупности более чем 50 процентами долей общего числа долей собственников, присутствующих на общем собрании (при условии, что способ указания размера земельной доли допускает сопоставление долей в праве общей собственности на этот земельный участок), или большинство участников общего собрания. В целях проведения общего собрания орган местного самоуправления поселения или городского округа по месту расположения земельного участка, находящегося в общей долевой собственности, обеспечивает составление перечня участников долевой собственности (в случае его отсутствия), хранение такого перечня и предложений участников долевой собственности об изменении размеров земельных долей, выраженных единым способом в соответствии с положениями статьи 15 настоящего Федерального закона (если ранее данные доли были выражены разными способами), составление и хранение протоколов, иных документов общего собрания. В силу п. 1 ст. 131 ГК РФ право собственности и другие вещные права на недвижимые вещи, ограничения этих прав, их возникновение, переход и прекращение подлежат государственной регистрации в едином государственном реестре органами, осуществляющими государственную регистрацию прав на недвижимость и сделок с ней. Регистрации подлежат: право собственности, право хозяйственного ведения, право оперативного управления, право пожизненного наследуемого владения, право постоянного пользования, ипотека, сервитуты, а также иные права в случаях, предусмотренных Гражданским кодексом Российской Федерации и иными законами. Согласно абз. 6 п. 1 ст. 17 ФЗ №122 от 21 июля 1997 года «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним», основаниями для государственной регистрации наличия, возникновения, прекращения, перехода, ограничения (обременения) прав на недвижимое имущество и сделок с ним являются вступившие в законную силу судебные акты. В силу п. 1 ст. 236 ГК РФ, гражданин или юридическое лицо может отказаться от права собственности на принадлежащее ему имущество, объявив об этом либо совершив другие действия, определенно свидетельствующие о его устранении от владения, пользования и распоряжения имуществом без намерения сохранить какие-либо права на это имущество. Как разъяснено в п. 5 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 29 мая 2012 года № 9 «О судебной практике по делам о наследовании», на основании пункта 3 статьи 1151 Гражданского кодекса Российской Федерации, а также статьи 4 Федерального закона от 26 ноября 2001 года №147-ФЗ «О введении в действие части третьей Гражданского кодекса Российской Федерации» впредь до принятия соответствующего закона, определяющего порядок наследования и учета выморочного имущества, переходящего в порядке наследования по закону в собственность Российской Федерации, а также порядок передачи его в собственность субъектов Российской Федерации или в собственность муниципальных образований, при рассмотрении судами дел о наследовании от имени Российской Федерации выступает Федеральное агентство по управлению государственным имуществом (Росимущество) в лице его территориальных органов, осуществляющее в порядке и пределах, определенных федеральными законами, актами Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации, полномочия собственника федерального имущества, а также функцию по принятию и управлению выморочным имуществом (пункт 5.35 Положения о Федеральном агентстве по управлению государственным имуществом, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 5 июня 2008 года №432); от имени городов федерального значения Москвы и Санкт - Петербурга и муниципальных образований - их соответствующие органы в рамках компетенции, установленной актами, определяющими статус этих органов. Согласно п. 4 Положения о Федеральном агентстве по управлению государственным имуществом, утвержденному постановлением Правительства РФ от 5 июня 2008 года № 432, Федеральное агентство по управлению государственным имуществом осуществляет свою деятельность непосредственно и через свои территориальные органы и подведомственные организации во взаимодействии с другими федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, общественными объединениями и иными организациями. Как следует из материалов дела, Д. являлся правообладателем земельной доли размером ----- кв.м, находящейся в коллективно-долевой собственности, в земельном участке площадью ----- кв.м из земель сельскохозяйственного производства, расположенном в границах АО «-----» ..., с кадастровым номером № **. Указанная земельная доля не передавалась в аренду, и Д. не распоряжался ею в течение трех и более лет подряд. ** ** ** в газете «-----» № ** (№ ** на официальном сайте Администрации Прудковского сельского поселения Починковского района Смоленской области в сети «Интернет» Администрацией Прудковского сельского поселения Починковского района Смоленской области в соответствии с п. 4 ст. 12.1 ФЗ № 101 от 24 июля 2002 года «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения» был опубликован список лиц, земельные доли которых на земельный участок с кадастровым номером № ** в границах бывшего АОЗТ «-----» могут быть признаны невостребованными (размер земельной доли ----- га), в котором значится Д.. Собственникам земельных долей было разъяснено их право на подачу возражений по необоснованному включению в указанный список. Также указанный список был размещен на информационных щитах (досках объявлений), расположенных на территории Прудковского сельского поселения Починковского района Смоленской области. Также в газете «-----» № ** (№ **), на официальном сайте Администрации Прудковского сельского поселения Починковского района Смоленской области в сети «Интернет» Администрацией Прудковского сельского поселения Починковского района Смоленской области в соответствии с п. 2 ст. 14.1 ФЗ №101 от 24 июля 2002 года «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения» было опубликовано сообщение о проведении общего собрания участников долевой собственности на земельные доли, расположенные в границах бывшего АОЗТ «-----», которое состоится ** ** **. Указанное объявление было размещено и на информационных щитах (досках объявлений), расположенных на территории Прудковского сельского поселения, Починковского района Смоленской области (л.д.19-22). Согласно протоколу общего собрания участников долевой собственности, получивших земельные паи при реорганизации АОЗТ «-----» ... № ** от ** ** **, в связи с тем, что участники долевой собственности на собрание не явились, проведение данного собрания, и принятие на нем каких-либо решений считается неправомочным (л.д.23). ** ** ** в газете «-----» № ** (№ **), на официальном сайте Администрации Прудковского сельского поселения Починковского района Смоленской области в сети «Интернет» в соответствии с п. 5.2 ст. 14.1 ФЗ №101 от 24 июля 2002 года «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения» Администрацией Прудковского сельского поселения Починковского района Смоленской области было опубликовано сообщение о проведении повторного общего собрания участников долевой собственности на земельные доли, расположенные в границах бывшего АОЗТ «-----», которое состоится ** ** **. Данное объявление было размещено на информационных щитах (досках объявлений), расположенных на территории Прудковского сельского поселения, Починковского района Смоленской области (л.д.24). Согласно протоколу № ** от ** ** ** повторного общего собрания участников долевой собственности, получивших земельные паи при реорганизации АОЗТ «-----» ..., кадастровый № ** в связи с тем, что участники долевой собственности на повторное собрание не явились, повторное собрание считается неправомочным ввиду отсутствия кворума (л.д.25). Распоряжением Администрации Прудковского сельского поселения Починковского района Смоленской области № ** от ** ** ** был утвержден список лиц, земельные доли которых на земельный участок с кадастровым номером № **, расположенный по адресу: ..., в границах бывшего АОЗТ «-----» в границах муниципального образования Прудковского сельского поселения Починковского района Смоленской области признаны невостребованными, в котором, в том числе значится Д. (л.д.26-27). Таким образом, предусмотренная п. 2 ст. 14.1 ФЗ № ** «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения» процедура созыва общего собрания участников долевой собственности на земельный участок сельскохозяйственного назначения, расположенный в границах АО «-----», была соблюдена. В Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним от ** ** ** сведения о зарегистрированных правах на земельный участок с кадастровым номером № **, площадью ----- кв.м, расположенный в границах бывшего АО «-----» ... за правообладателем Д. отсутствуют (л.д.28-32, 35). В Едином государственном реестре юридических лиц сведений об АО «-----» не имеется (л.д.34). Согласно записи акта о смерти № ** от ** ** ** Д. умер ** ** ** (л.д.36). Согласно сообщению нотариуса Починковского нотариального округа Смоленской области ФИО1 усматривается, что наследственного дела в отношении Д., умершего ** ** **, не заводилось. Таким образом, судом установлено, что Д. при жизни не распорядился земельной долей в течение трех и более лет подряд с момента приобретения прав на земельную долю. ** ** ** Д. умер, наследников не имеется. При таких обстоятельствах, суд считает возможным исковые требования Администрации Прудковского сельского поселения Починковского района Смоленской области удовлетворить. Руководствуясь ст.ст.194-199 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд исковые требования Администрации Прудковского сельского поселения Починковского района Смоленской области удовлетворить. Прекратить право собственности Д. на земельную долю размером ----- кв.м в праве общей долевой собственности на земельный участок из земель сельскохозяйственного назначения, расположенный в границах бывшего АО «-----» ..., с кадастровым номером № **. Признать за Прудковским сельским поселением Починковского района Смоленской области право муниципальной собственности на невостребованную земельную долю размером ----- кв.м в праве общей долевой собственности на земельный участок из земель сельскохозяйственного назначения, расположенный в границах бывшего АО «-----» ..., с кадастровым номером № **. Решение в течение месяца со дня его принятия в окончательной форме может быть обжаловано в апелляционном порядке в Смоленский областной суд через Починковский районный суд Смоленской области. Судья - Я.Н.Егорова Суд:Починковский районный суд (Смоленская область) (подробнее)Судьи дела:Егорова Яна Николаевна (судья) (подробнее)Последние документы по делу: |