Решение № 2-3693/2020 2-3693/2020~М-3623/2020 М-3623/2020 от 10 ноября 2020 г. по делу № 2-3693/2020Ханты-Мансийский районный суд (Ханты-Мансийский автономный округ-Югра) - Гражданские и административные № Именем Российской Федерации 10 ноября 2020 года г.Ханты-Мансийск Ханты-Мансийский районный суд Ханты-Мансийского автономного округа - Югры в составе председательствующего судьи Воронцова А.В., при секретаре Болдарь Ю.Н., с участием: прокурора – помощника Ханты-Мансийского межрайонного прокурора Карпенко Е.С., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело ДД.ММ.ГГГГ по исковому заявлению Ханты-Мансийского межрайонного прокурора в защиту интересов Чапской ФИО5 к Муниципальному образованию Ханты-Мансийского автономного округа – Югры городской округ город Ханты-Мансийск в лице Администрации города Ханты-Мансийска о предоставлении жилого помещения, Ханты-Мансийский межрайонный прокурор обратился в суд в защиту интересов ФИО1 с исковым заявлением к ответчику Муниципальному образованию Ханты-Мансийского автономного округа - Югры городской округ город Ханты-Мансийск в лице Администрации города Ханты-Мансийска, о предоставлении жилого помещения мотивировав свои требования тем, что межрайонной прокуратурой проведена проверка по обращению ФИО1 о нарушении Администрацией города Ханты-Мансийска её права как лица, относящегося к категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, выразившегося в длительном не предоставлении жилого помещения. В ходе проверки установлено, что Муниципальным образованием городской округ город Ханты-Мансийск в лице Администрации города Ханты-Мансийска нарушено право ФИО1, ДД.ММ.ГГГГ года рождения на обеспечение благоустроенным жилым помещением специализированного жилищного фонда. ФИО1 относится к категории лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на основании приказа Управления опеки и попечительства администрации города Ханты-Мансийска от № она включена в список детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из их числа, подлежащих обеспечению благоустроенными жилыми помещениями специализированного жилищного фонда. ФИО1 не является собственником жилых помещений, нанимателем жилого помещения по договору социального найма, не является членом семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма. До настоящего времени ФИО1 жилое помещение специализированного жилищного фонда не предоставлено. На основании изложенного, прокурор просит обязать Муниципальное образование Ханты-Мансийского автономного округа – Югры городской округ город Ханты-Мансийск в лице Администрации города Ханты-Мансийска предоставить Чапской ФИО6, ДД.ММ.ГГГГ года рождения по договору найма специализированного жилого помещения, благоустроенное жилое помещение муниципального специализированного фонда, предназначенного для предоставления детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, отвечающее установленным санитарным и техническим правилам и нормам, применительно к условиям соответствующего населённого пункта, по нормам предоставления площади жилого помещения не ниже 33 кв. метров общей площади жилого помещения. В судебном заседании прокурор Карпенко Е.С. исковые требования поддержала, дав пояснения согласно искового заявления. Представитель ответчика Администрации города Ханты-Мансийска, лицо, в интересах которого заявлен иск ФИО1, будучи извещенными о месте и времени рассмотрения дела, в судебное заседание не явились, сведений об уважительности причин неявки, ходатайств об отложении судебного заседания не представили. На основании ст.167 ГПК РФ суд счел возможным рассмотреть дело в отсутствие указанных лиц. Заслушав пояснения прокурора, исследовав письменные материалы дела, суд пришел к выводу о том что заявленные исковые требования подлежат удовлетворению по следующим основаниям. В соответствии с ч.1 ст.45 ГПК РФ, прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований. Заявление в защиту прав, свобод и законных интересов гражданина может быть подано прокурором только в случае, если гражданин по состоянию здоровья, возрасту, недееспособности и другим уважительным причинам не может сам обратиться в суд. Указанное ограничение не распространяется на заявление прокурора, основанием для которого является обращение к нему граждан о защите нарушенных или оспариваемых социальных прав, свобод и законных интересов в сфере трудовых (служебных) отношений и иных непосредственно связанных с ними отношений; защиты семьи, материнства, отцовства и детства; социальной защиты, включая социальное обеспечение; обеспечения права на жилище в государственном и муниципальном жилищных фондах; охраны здоровья, включая медицинскую помощь; обеспечения права на благоприятную окружающую среду; образования. Ханты-Мансийской межрайонной прокуратурой проведена проверка по обращению ФИО1 по факту нарушения Администрацией г.Ханты-Мансийска её права, как лица, относящегося к категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, выразившегося в длительном не предоставлении жилого помещения. В ходе проведенной проверки установлено нарушение прав истца на обеспечение благоустроенным жилым помещением специализированного жилищного фонда. Приказом Управления опеки и попечительства Администрации города Ханты-Мансийска от ДД.ММ.ГГГГ года рождения включена в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилыми помещения специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений, в соответствии с Федеральным законом от 21 декабря 1996 года №159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей». Федеральным законом от 21 декабря 1996 года №159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» определены общие принципы, содержание и меры социальной поддержки детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. В соответствии со ст.8 названного Федерального закона детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые не являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, а также детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, в случае, если их проживание в ранее занимаемых жилых помещениях признается невозможным, органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, на территории которого находится место жительства указанных лиц, в порядке, установленном законодательством этого субъекта Российской Федерации, однократно предоставляются благоустроенные жилые помещения специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений. Жилые помещения предоставляются лицам, указанным в абзаце первом настоящего пункта, по достижении ими возраста 18 лет, а также в случае приобретения ими полной дееспособности до достижения совершеннолетия. По договорам найма специализированных жилых помещений они предоставляются лицам, указанным в пункте 1 настоящей статьи, в виде жилых домов, квартир, благоустроенных применительно к условиям соответствующего населенного пункта, по нормам предоставления площади жилого помещения по договору социального найма (пункт 7). Право на обеспечение жилыми помещениями по основаниям и в порядке, которые предусмотрены настоящей статьей, сохраняется за лицами, которые относились к категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и достигли возраста 23 лет, до фактического обеспечения их жилыми помещениями (пункт 9). Согласно статьи 109.1 ЖК РФ, предоставление жилых помещений детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по договорам найма специализированных жилых помещений осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации. Законом Ханты-Мансийского автономного округа - Югры от 09 июня 2009 года №86-оз «О дополнительных гарантиях и дополнительных мерах социальной поддержки детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, усыновителей, приемных родителей в Ханты-Мансийском автономном округе - Югре» в соответствии с федеральным законодательством установлены дополнительные гарантии по социальной поддержке имеющих место жительства в Ханты-Мансийском автономном округе - Югре. Так, в ст.5 Закона Ханты-Мансийского автономного округа - Югры от 09 июня 2009 года №86-оз указано, что детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, не являющимся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, а также детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, являющимся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, в случае, если их проживание в ранее занимаемых жилых помещениях признается невозможным по обстоятельствам, установленным пунктом 2 настоящей статьи, органами опеки и попечительства в порядке, установленном Правительством автономного округа, однократно предоставляются благоустроенные жилые помещения специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений в соответствии с законодательством Российской Федерации и Ханты-Мансийского автономного округа - Югры. Благоустроенные жилые помещения специализированного жилищного фонда предоставляются по месту жительства или месту пребывания на территории автономного округа. Право на обеспечение жилыми помещениями специализированного жилищного фонда сохраняется до фактического обеспечения жилыми помещениями. Согласно пунктов 7, 8 Порядка предоставления детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, благоустроенных жилых помещений специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений в Ханты-мансийском автономному округе - Югре, установленного постановлением Правительства Ханты-мансийского автономного округа – Югры от 29 декабря 2012 года №559-п, решение о предоставлении жилого помещения является основанием заключения договора найма специализированного жилого помещения в срок, установленный указанным решением, а заключение договора найма специализированного жилого помещения осуществляется органом местного самоуправления. В соответствии с п.8 ст.12 Закона Ханты-Мансийского автономного округа - Югры от 09 июня 2009 года №86-оз «О дополнительных гарантиях и дополнительных мерах социальной поддержки детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, усыновителей, приемных родителей в Ханты-Мансийском автономном округе – Югре» органы местного самоуправления на неограниченный срок наделяются отдельными государственными полномочиями, в том числе полномочиями по предоставлению лицам, указанным в пункте 1 статьи 5 настоящего Закона, жилых помещений специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений в соответствии с законодательством Российской Федерации. Решением Думы г.Ханты-Мансийска от 29 июня 2012 года №255 «О Положении о порядке управления и распоряжения имуществом, находящимся в муниципальной собственности города Ханты-Мансийска» утверждено названное Положение, в соответствии со ст.7 которого Администрация города Ханты-Мансийска осуществляет полномочия по управлению и распоряжению муниципальным имуществом самостоятельно и (или) через отраслевые (функциональные) органы. В силу положений ст.52 Устава города Ханты-Мансийска, принятого решением Думы города Ханты-Мансийска от 11 марта 2011 года №1169, вопросы учета и предоставления жилых помещений относятся к компетенции Администрации г.Ханты-Мансийска. Как указано в ст.5 Закона Ханты-Мансийского автономного округа - Югры от 09 июня 2009 года №86-оз «О дополнительных гарантиях и дополнительных мерах социальной поддержки детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, усыновителей, приемных родителей в Ханты-Мансийском автономном округе – Югре», предоставляются жилые помещения по договорам найма специализированных жилых помещений в виде жилых домов и квартир, благоустроенных применительно к условиям соответствующего населенного пункта, в котором они предоставляются, в размере нормы предоставления площади жилого помещения по договору социального найма на одиноко проживающего гражданина, установленной органами местного самоуправления для соответствующего муниципального образования. В соответствии с решением Думы города Ханты-Мансийска от 27 ноября 2009 года №891, норма предоставления жилого помещения в городе Ханты-Мансийске по договору социального найма установлена на одиноко проживающего человека в размере не менее 33 кв.метра общей площади жилого помещения. Таким образом, в судебном заседании установлено наличие прав ФИО1, <данные изъяты> года рождения на предоставление жилого помещения специализированного жилого помещения, а также не исполнение ответчиком обязанности по предоставлению ФИО1 в пользование указанного жилого помещения по достижению истцом возраста 18 лет, в связи, с чем суд приходит к выводу о наличии оснований для возложения на ответчика обязанности предоставить ФИО1 на условиях договора найма специализированных жилых помещений благоустроенное жилое помещение муниципального специализированного фонда, отвечающее установленным санитарным и техническим правилам и нормам, применительно к условиями города Ханты-Мансийска по нормам предоставления площади жилого помещения не ниже 33 кв.м. метров общей площади жилого помещения. С учётом изложенного, требования Ханты-Мансийского межрайонного прокурора в интересах ФИО1 подлежат удовлетворению. Руководствуясь ст.ст.56, 194-199 ГПК РФ, суд Исковое заявление Ханты-Мансийского межрайонного прокурора удовлетворить. Обязать Муниципальное образование Ханты-Мансийского автономного округа – Югры городской округ город Ханты-Мансийск в лице Администрации города Ханты-Мансийска предоставить Чапской ФИО7, по договору найма специализированного жилого помещения, благоустроенное жилое помещение муниципального специализированного фонда, предназначенного для предоставления детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, отвечающее установленным санитарным и техническим правилам и нормам, применительно к условиям города Ханты-Мансийска, по нормам предоставления площади жилого помещения не ниже 33 кв. метров общей площади жилого помещения. Настоящее решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в суд Ханты-Мансийского автономного округа - Югры в течение одного месяца со дня принятии решения в окончательной форме путем подачи апелляционной жалобы, представления прокурора через Ханты-Мансийский районный суд. Мотивированное решение изготовлено и подписано составом суда 13 ноября 2020 года. Судья Ханты-Мансийского районного суда А.В. Воронцов Суд:Ханты-Мансийский районный суд (Ханты-Мансийский автономный округ-Югра) (подробнее)Судьи дела:Воронцов А.В. (судья) (подробнее) |