Решение № 2-523/2021 2-523/2021~М-146/2021 М-146/2021 от 19 марта 2021 г. по делу № 2-523/2021




...

УИД: 89RS0005-01-2021-000270-80


РЕШЕНИЕ


ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

"19" марта 2021 г. город Ноябрьск

Ноябрьский городской суд Ямало-Ненецкого автономного округа в составе председательствующего судьи Авдеенко Ю.О.,

при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания ФИО1,

с участием:

представителя истца Субботина Д.Е., действующего на основании ордера от 12.02.2021 № 109/18

представителя ответчика ФИО2, действующей на основании доверенности от 22.01.2021 № 11 (сроком по 31.12.2022),

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело № 2-523/2021 по иску ФИО3 к Государственному учреждению – Управление Пенсионного Фонда Российской Федерации в г. Ноябрьске Ямало-Ненецкого автономного округа (межрайонное) о признании незаконным решения об отказе в установлении пенсии, возложении обязанности включить периоды работы в страховой стаж и произвести назначение пенсии,

установил:


ФИО3 обратился в суд с иском к ответчику Государственному учреждению Управление пенсионного фонда Российской Федерации в г. Ноябрьск Ямало-Ненецкого автономного округа (далее – ГУ УПФР в г. Ноябрьск, пенсионный орган) о признании незаконным решения об отказе в назначении пенсии от 03.11.2020, о включении в стаж, дающий право на досрочное назначение страховой пенсии по старости, периодов его работы: с 01.09.1988 по 29.08.1990, с 29.08.1990 по 28.01.1991, с 24.02.1997 по 07.03.1997, с 28.01.2002 по 28.02.2002, с 10.10.2005 по 04.11.2005, с 26.09.2010 по 06.11.2010, с 18.09.2013 по 08.06.2016, с 28.03.2017 по 18.07.2017, с 18.07.2017 по 03.08.2020, возложении обязанности назначить страховую пенсию по старости с 03.08.2020.

В обоснование заявленных требований истец ссылается на следующие обстоятельства.

03.08.2020, полагая, что имеет право на досрочную страховую пенсию по старости, поскольку его специальный стаж в связи с осуществлением медицинской деятельности составляет более 30 лет, он обратился в пенсионный орган с заявлением о назначении страховой пенсии по старости в соответствии с пунктом 20 части 1 статьи 30 Федерального закона от 28.12.2013 № 400-ФЗ "О страховых пенсиях" (далее – Федеральный закон о страховых пенсиях). Решением от 03.11.2020 ему было отказано в назначении досрочной страховой пенсии по старости из-за отсутствия требуемого 30-летнего стажа лечебной или иной деятельности по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения. При этом в специальный стаж ФИО3, дающий право на назначение досрочной страховой пенсии по старости лицам, осуществляющим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения, не были включены следующие периоды: периоды работы на .... По мнению ФИО3, решение пенсионного органа об исключении из специального стажа, дающего право на досрочное назначение страховой пенсии по старости, названных периодов ее трудовой деятельности и отказе в назначении ему досрочной страховой пенсии по старости по пункту 20 части 1 статьи 30 Закона о страховых пенсиях ввиду отсутствия 30-летнего стажа лечебной и иной деятельности в учреждениях здравоохранения является незаконным.

В судебном заседании истец ФИО3 участия не принимал, извещен надлежаще, обратился с заявлением о рассмотрении дела в его отсутствие, с участием представителя (л.д. 78).

Представитель истца адвокат Субботин Д.Е. в судебном заседании на исковых требованиях настаивал, привел доводы, изложенные в заявлении.

Представитель ответчика ФИО2 в судебном заседании полагала исковые требования не подлежащими удовлетворению, указывая на то, что часть периодов не являются спорными, поскольку с учетом поступивших сведений, включены ФИО3 в специальный стаж, в частности, периоды работы в ... с 20.06.2011 по 31.12.2015 и с 01.04.2016 по 08.06.2016 был включен в стаж при принятии решения. Требование иска в части включения в медицинский стаж периодов нахождения истца на курсах повышения квалификации полагала не подлежащим удовлетворению,. поскольку обязательным условием включения периодов работы в стаж работы, дающий право на досрочное назначение пенсии в связи с осуществлением лечебной и иной деятельностью по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения с 01.11.2009 необходим выполнение рабочего времени в объеме полной ставки по занимаемой должности. Правилами № 516, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 11.07.2002, установлено, что периоды работы, дающие право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, засчитывается в календарном порядке, если выполнялась в течение полного рабочего дня. В выписке из индивидуального лицевого счета указанные периоды отражены без кода условий, и, как следствие, без указания нормы рабочего времени. Не подлежащими включению полагала и периоды работы истца в ..." с 28.03.2017 по 18.07.2017 и в ... Ноябрьский филиал с 18.07.2017 по 03.08.2020, поскольку указанные учреждения не содержатся в Списке № 781, который содержит исчерпывающий перечень учреждений здравоохранения. Даже с учетом включенных периодов работы, на дату подачи заявления у истца отсутствовал требуемый 30-летний стаж.

Представитель третьего лица СМП Ноябрьск, привлеченного судом к участию в деле в качестве третьего лица, в судебном заседании не участвовал, извещен надлежаще, в представленном отзыве указано, что ФИО3 работал в ... с 19.03.1993 по 24.08.1997 в должности ..., полный рабочий день, на 1.0 ставку; и с 01.09.1993 по 17.09.2013 в должности ..., полный рабочий день, на 1.0 ставку. В спорные периоды 24.02.1997 – 07.03.1997, 28.01.2002 – 28.02.2002, 10.10.2005 – 04.11.2005, 26.09.2010 – 06.11.2010 ФИО3 находился в командировке, на курсах повышения квалификации, с отрывом от производства и не выполнял работу. По этой причине, в выписке данные периоды указаны как нерабочие периоды, без указания 1.0 ставки и кода 27-ГД. Вместе с тем, за ним на указанное время сохранялось рабочее место, средний заработок и производились отчисления страховых взносов.

Выслушав стороны, исследовав письменные материалы дела, суд приходит к следующему.

Основания возникновения и порядок реализации права граждан Российской Федерации на страховые пенсии установлены Законом о страховых пенсиях.

Согласно части 1 статьи 4 названного закона право на страховую пенсию имеют граждане Российской Федерации, застрахованные в соответствии с Федеральным законом от 15.12.2001 № 167-ФЗ "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации", при соблюдении ими условий, предусмотренных этим федеральным законом.

По общему правилу право на страховую пенсию по старости имеют мужчины, достигшие возраста 60 лет, и женщины, достигшие возраста 55 лет (часть 1 статьи 8 Федерального закона о страховых пенсиях).

Порядок и условия сохранения права на досрочное назначение страховой пенсии определены статьей 30 Федерального закона о страховых пенсиях.

Устанавливая правовые основания и условия назначения пенсий и предусматривая для отдельных категорий граждан, занятых определенной профессиональной деятельностью, возможность досрочного назначения страховой пенсии по старости, законодатель связывает право на назначение пенсии ранее достижения общеустановленного пенсионного возраста не с любой работой в определенной сфере профессиональной деятельности, а лишь с такой, выполнение которой сопряжено с неблагоприятным воздействием различного рода факторов, повышенными психофизиологическими нагрузками, обусловленными спецификой и характером труда (в данном случае речь идет о лечебной и иной деятельности по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения). При этом также учитываются различия в характере работы и функциональных обязанностях работающих лиц.

В соответствии со статьей 30 Федерального закона о страховых пенсиях основанием для досрочного назначения страховой пенсии по старости лицам, имеющим право на такую пенсию, является работа определенной продолжительности в опасных, вредных, тяжелых и иных неблагоприятных условиях труда.

Согласно указанной норме закона одним из условий установления страховой пенсии по старости ранее достижения общеустановленного пенсионного возраста является наличие стажа, дающего право на досрочное назначение страховой пенсии по старости, установленной законом продолжительности.

Пунктом 20 части 1 статьи 30 Федерального закона о страховых пенсиях предусмотрено, что страховая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста, установленного статьей 8 названного закона, при наличии величины индивидуального пенсионного коэффициента в размере не менее 30 лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения не менее 25 лет в сельской местности и поселках городского типа и не менее 30 лет в городах, сельской местности и поселках городского типа либо только в городах, независимо от их возраста.

Судом установлено и следует из материалов дела, что лечебную деятельность по охране здоровья населения ФИО3 осуществляет с 19.03.1995 (л.д. 11-12).

03.08.2020 ФИО3, полагая, что имеет право на досрочную страховую пенсию по старости, обратился в ГУ - УПФР в г. Ноябрьске с заявлением о назначении пенсии по пункту 20 части 1 статьи 32 Федерального закона о страховых пенсиях (в связи с осуществлением лечебной и иной деятельности по охране здоровья населения в учреждения здравоохранения не менее 30 лет в городах).

Решением ГУ - УПФР в г. Ноябрьске от 03.11.2020 ФИО3 отказано в назначении досрочной страховой пенсии по старости по отказано в назначении досрочной страховой пенсии по старости по пункту 20 части 1 статьи 30 Федерального закона о страховых пенсиях в связи с отсутствием 30-летнего стажа лечебной и иной деятельности в учреждениях здравоохранения.

В специальный стаж пенсионный орган включил периоды его работы в календарном исчислении с 19.03.1985 по 20.07.1985 (4 месяца 2 дня) и с 22.08.1985 по 31.07.1985 (1 год 11 месяцев 10 дней) в должности выездного ..., с 01.09.1993 по 23.02.1997 (3 года 5 месяцев 23 дня) в должности ..., с 08.03.1997 по 27.07.2001 (4 года 4 месяца 20 дней) с 07.08.2001 по 27.01.2001 (5 месяцев 21 день) в должности ..., с 01.03.2002 по 09.10.2005 (3 года 7 месяцев 9 дней), с 05.11.2005 по 31.12.2006 (1 год 1 месяц 27 дней), с 13.01.2007 по 31.12.2018 (1 год 11 месяцев 19 дней), с 01.01.2009 по 11.03.2010 (1 год 2 месяца 1 день), с 16.03.2010 по 26.09.2010 (6 месяцев 11 дней), с 07.11.2010 по 13.04.2011 (5 месяцев 7 дней), с 19.04.2011 по 13.06.2011 (1 месяц 25 дней), с 20.06.2011 по 31.12.2015 (4 года 6 месяцев 12 дней), с 01.04.2016 по 08.06.2016 (2 месяца 8 дней) в должности ...

При расчете специального стажа ФИО3, дающего право на назначение досрочной страховой пенсии по старости лицам, осуществляющим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения, пенсионным органом не были включены следующие периоды его трудовой деятельности: период отпуска без сохранения заработной платы с 21.07.1985 по 21.08.1995 (1 месяц 1 день), с 01.08.1987 по 24.08.1987 (24 дня), с 28.07.2001 по 06.08.2001 (9 дней), с 01.01.2007 по 12.01.2007 (12 дней), 14.04.2011 по 18.04.2011 (5 дней), 14.06.2011 по 19.06.2011 (6 дней), периоды нахождения на курсах повышения квалификации с 24.02.1997 по 07.03.1997 (14 дней), с 28.01.2002 по 28.02.2002 (1 месяц 1 день), с 10.10.2005 по 04.11.2005 (25 дней), с 27.09.2010 по 06.11.2010 (1 месяц 10 дней), период работы в качестве ... с 01.09.1988 по 28.08.1990 (1 месяц 11 месяцев 28 дней), поскольку запись об увольнении не заверена печатью учреждения, период работы в качестве ..." с 01.01.2016 по 31.03.2016 (3 месяца 1 день), поскольку в индивидуальных сведениях отсутствует параметр специального стажа. Кроме того, в оспариваемом решении отсутствуют сведения о включении (невключении) в специальный стаж ФИО3 периода его работы в должности фельдшера-совместителя станции скорой медицинской помощи города Тюмени с 29.08.1990 по 28.01.1991. Продолжительность страхового стажа работы истца составила 24 года 9 месяцев 15 дней (при требуемом 30-летнем стаже) (л.д. 18).

Страховой стаж - это учитываемая при определении права на страховую пенсию и ее размера суммарная продолжительность периодов работы и (или) иной деятельности, за которые начислялись и уплачивались страховые взносы в Пенсионный фонд Российской Федерации, а также иных периодов, засчитываемых в страховой стаж (пункт 2 статьи 3 Федерального закона о страховых пенсиях).

В соответствии с частью 1 статьи 11 Федерального закона о страховых пенсиях в страховой стаж включаются периоды работы и (или) иной деятельности, которые выполнялись на территории Российской Федерации лицами, указанными в части 1 статьи 4 названного закона, при условии, что за эти периоды начислялись и уплачивались страховые взносы в Пенсионный фонд Российской Федерации.

В статье 12 Федерального закона о страховых пенсиях приведен перечень иных периодов, засчитываемых в страховой стаж наравне с периодами работы и (или) иной деятельности, которые предусмотрены статьей 11 данного закона.

Частью 2 статьи 30 Федерального закона о страховых пенсиях установлено, что списки соответствующих работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых назначается страховая пенсия по старости в соответствии с частью 1 данной статьи, правила исчисления периодов работы (деятельности) и назначения указанной пенсии при необходимости утверждаются Правительством Российской Федерации.

В целях реализации положений статей 30 и 31 указанного закона Правительством Российской Федерации принято постановление от 16.07.2014 № 665 "О списках работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых досрочно назначается страховая пенсия по старости, и правилах исчисления периодов работы (деятельности), дающей право на досрочное пенсионное обеспечение" (далее - постановление Правительства Российской Федерации от 16.07.2014 № 665).

Пунктом 3 постановления Правительства Российской Федерации от 16.07.2014 № 665 определено, что исчисление периодов работы, дающей право на досрочное назначение страховой пенсии по старости в соответствии со статьями 30 и 31 Федерального закона "О страховых пенсиях", осуществляется в том числе с применением Правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со статьями 27 и 28 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 11.07.2002 № 516 "Об утверждении Правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со статьями 27 и 28 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" (далее – Правила № 516).

Согласно абзацу первому пункта 4 Правил № 516 в стаж работы, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, засчитываются периоды работы, выполняемой постоянно в течение полного рабочего дня, если иное не предусмотрено настоящими Правилами или иными нормативными правовыми актами, при условии уплаты за эти периоды страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации.

При этом до 01.11.1999 подтверждение выполнения работы, предусмотренной Списком в режиме нормальной или сокращенной продолжительности рабочего времени, предусмотренной трудовым законодательством для соответствующих должностей, не требовалось.

Условия и порядок подтверждения страхового стажа, в том числе для досрочного назначения страховой пенсии по старости, определены статьей 14 Федерального закона о страховых пенсиях.

При подсчете страхового стажа периоды, которые предусмотрены статьями 11 и 12 данного федерального закона, до регистрации гражданина в качестве застрахованного лица в соответствии с Федеральным законом от 01.04.1996 № 27-ФЗ "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования" подтверждаются на основании сведений индивидуального (персонифицированного) учета за указанный период и (или) документов, выдаваемых работодателями или соответствующими государственными (муниципальными) органами в порядке, установленном законодательством Российской Федерации (часть 1 статьи 14).

При подсчете страхового стажа периоды, которые предусмотрены статьями 11 и 12 этого Федерального закона, после регистрации гражданина в качестве застрахованного лица в соответствии с Федеральным законом от 01.04.1996 № 27-ФЗ "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования" подтверждаются на основании сведений индивидуального (персонифицированного) учета (часть 2 статьи 14).

Согласно части 4 статьи 14 Федерального закона о страховых пенсиях правила подсчета и подтверждения страхового стажа, в том числе с использованием электронных документов или на основании свидетельских показаний, устанавливаются в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации.

Постановлением Правительства Российской Федерации от 02.10.2014 № 1015 утверждены Правила подсчета и подтверждения страхового стажа для установления страховых пенсий (далее – Правила № 1015).

Разделом II названных Правил определены документы, подтверждающие периоды работы до регистрации гражданина в качестве застрахованного лица, включаемые в страховой стаж.

Согласно пункту 11 Правил № 1015 документом, подтверждающим периоды работы по трудовому договору, является трудовая книжка установленного образца. При отсутствии трудовой книжки, а также в случае если в трудовой книжке содержатся неправильные и неточные сведения либо отсутствуют записи об отдельных периодах работы, в подтверждение периодов работы принимаются письменные трудовые договоры, оформленные в соответствии с трудовым законодательством, действовавшим на день возникновения соответствующих правоотношений, трудовые книжки колхозников, справки, выдаваемые работодателями или соответствующими государственными (муниципальными) органами, выписки из приказов, лицевые счета и ведомости на выдачу заработной платы.

Пунктом 3 Порядка подтверждения периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, утвержденного приказом Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 31.03.2011 № 258н, установлено, что периоды работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, подтверждаются до регистрации гражданина в качестве застрахованного лица в соответствии с Федеральным законом от 01.04.1996 № 27-ФЗ "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования" - документами, выдаваемыми работодателями или соответствующими государственными (муниципальными) органами.

Согласно части 1 статьи 28 Федерального закона о страховых пенсиях физические и юридические лица несут ответственность за достоверность сведений, содержащихся в документах, представляемых ими для установления и выплаты страховой пенсии, фиксированной выплаты к страховой пенсии (с учетом повышения фиксированной выплаты к страховой пенсии), а работодатели, кроме того, - за достоверность сведений, представляемых для ведения индивидуального (персонифицированного) учета в системе обязательного пенсионного страхования.

Исходя из изложенного, по общему правилу периоды работы до регистрации гражданина в качестве застрахованного лица подтверждаются документами, выдаваемыми в установленном порядке работодателями или соответствующими государственными (муниципальными) органами (например архивными данными, справками работодателя, уточняющими занятость работника в соответствующих должностях и учреждениях, которые засчитываются в специальный стаж, дающий право на досрочную страховую пенсию по старости). Периоды работы после регистрации гражданина в качестве застрахованного лица подтверждаются выпиской из индивидуального лицевого счета застрахованного лица, сформированной на основании сведений индивидуального (персонифицированного) учета. При этом работодатели несут ответственность за достоверность сведений, содержащихся в документах, представляемых ими для установления и выплаты страховой пенсии, а также несут ответственность за достоверность сведений, представляемых для ведения индивидуального (персонифицированного) учета в системе обязательного пенсионного страхования.

В случае возникновении спора о периодах работы, подлежащих включению в страховой стаж, в том числе в страховой стаж для досрочного назначения страховой пенсии по старости, порядке исчисления этого стажа, сведения о наличии такого стажа (в данном случае факт выполнения работы в определенной должности и в определенном структурном подразделении учреждения здравоохранения в целях льготного исчисления страхового стажа) могут быть подтверждены в судебном порядке с представлением доказательств, отвечающих требованиям статей 59, 60 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации. При этом бремя доказывания этих юридически значимых обстоятельств в силу статьи 56 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации является обязанностью лица, претендующего на досрочное назначение страховой пенсии по старости.

Из материалов дела следует, что ФИО3 зарегистрирован в качестве застрахованного лица 30.11.1999, спорные периоды его трудовой деятельности имели место как до, так и после его регистрации в системе обязательного пенсионного страхования.

В силу статьи 66 Трудового кодекса Российской Федерации трудовая книжка установленного образца является основным документом о трудовой деятельности и трудовом стаже работника.

Согласно данным, содержащимся в трудовой книжке ФИО3 № (вкладыш № 01.09.1988 он был принят на работу в ..., где проработал по 29.08.1990 и был освобожден от занимаемой должности в связи с переходом на дневное отделение института. В период с 29.08.1990 по 28.01.1991 он в том же учреждении занимал должность фельдшера-совместителя (л.д. 12-13).

Аналогичные сведения содержатся и в выписке индивидуального счета застрахованного лица.

Трудовая книжка истца содержит ссылки на основании чего сделаны записи о его приеме и увольнении, каких-либо неправильных и неточные сведений о данных периодах работы не имеется, записи имеют хронологическую последовательность и порядковую нумерацию.

Действительно, запись об освобождении ФИО3 от занимаемой должности фельдшера выездной бригады в связи с переводом на дневное отделение института не содержит оттиск печати. Между тем, из записей с очевидностью явствует, что он в тот же день принят на должность фельдшера-совместителя в то же учреждение, трудовая деятельность в нем продолжилась.

По сведениям, представленным ...", ФИО3 работал в ... в структурном подразделении подстанции № в должности ... полный рабочий день на полную ставку с 01.09.1988 по 29.08.1990, и в должности ... на 0,75 ставки с 29.08.1990 по 28.01.1991.

Запись же об увольнении 28.01.1991 содержит основание увольнения, подпись руководителя и печать.

Отсутствие печати организации на промежуточной записи о периоде работы ФИО3 в ... не свидетельствует об ее недействительности.

Следовательно, решение пенсионного органа в данной части нельзя признать законным.

Не смотря на то, что в перечне периодов, засчитанных в страховой стаж работы в связи с лечебной деятельностью, в решении пенсионного органа от 03.11.2020 не указан период работы истца в ... с 29.08.1990 по 28.01.1991, фактически он принят во внимание. Об этом свидетельствует суммарная продолжительность специального стажа (24 года 9 месяцев 15 дней) и данные о стаже (л.д. 74-75).

При таких обстоятельства, принимая во внимание, что период работы с 29.08.1990 по 28.01.1991 спорным не является, период с 01.09.1988 по 28.08.1990 ко дню вынесения судом решения ответчиком в добровольном порядке включен в стаж лечебной и иной деятельности в учреждениях здравоохранения истца, оснований для возложения на пенсионный орган обязанности по их включению в специальный стаж не имеется.

Из материалов дела следует, что в период работы ФИО3 в ..., он находился на курсах повышения квалификации с 24.02.1997 по 07.03.1997 (<адрес>), с 28.01.2002 по 28.02.2002 (<адрес>), с 10.10.2005 по 04.11.2005 и с 26.09.2010 по 06.11.2010 (<адрес>).

Согласно статье 187 Трудового кодекса Российской Федерации в случае направления работодателем работника для повышения квалификации с отрывом от работы за ним сохраняется место работы (должность) и средняя заработная плата.

Аналогичная норма содержалась и в статье 112 Кодекса закона о труде Российской Федерации, действовавшего с 1972 года.

Таким образом, периоды нахождения на курсах повышения квалификации являются периодами работы с сохранением средней заработной платы, с которой работодатель должен производить отчисление страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации.

Следовательно, отсутствие в Правилах прямого указания на возможность включения в специальный стаж периода нахождения лица на курсах повышения квалификации, не является основанием для исключения данного периода из стажа лечебной деятельности.

..." представлен ответ, что в период нахождения ФИО3 на курсах повышения квалификации за ним сохранялось рабочее место и средняя заработная плата, с которой осуществлялась уплата страховых взносов на обязательное пенсионное страхование.

Из изложенного следует, что периоды нахождения истца на курсах повышения квалификации с 24.02.1997 по 07.03.1997, с 28.01.2002 по 28.02.2002, с 10.10.2005 по 04.11.2005, с 26.09.2010 по 06.11.2010 подлежат включению в стаж, дающий право на досрочное пенсионное обеспечение.

В указанной части решение пенсионного органа об отказе во включении спорных периодов нахождения на курсах повышения квалификации в специальный стаж истца является незаконным и на ответчика должна быть возложена обязанность по их включению в стаж, дающий право на досрочное назначение страховой пенсии по старости в соответствии с пунктом 20 части 1 статьи 30 Федерального закона о страховых пенсиях.

При принятии решения 03.11.2020 пенсионным органом истцу в подсчет специального стаж не был включен период его работы с 01.01.2016 по 08.06.2016 в должности врача-уролога ГБУЗ ЯНАО "Муравленковская городская больница", поскольку отсутствует код особых условий работы в выписке индивидуального лицевого счета застрахованного лица.

Само по себе отсутствие в выписке из лицевого счета застрахованного лица кода выслуги лет в указанные периоды, не служит основанием для иной оценки спорных периодов трудовой деятельности истца, при подтверждении данного факта иными письменными документами.

Доводы ответчика о том, что данный спорный период не может быть включен истцу в специальный стаж, по причине отсутствия кода особых условий труда в выписке из индивидуального лицевого счета застрахованного лица, судом не могут быть приняты во внимание, поскольку, надлежащее ведение соответствующей документации, в том числе и оформление индивидуального лицевого счета истца, является обязанностью работодателя, ненадлежащее выполнение обязанностей которым не может лишать истца права на включение этого периода в его специальный стаж.

При указанных обстоятельствах, решение пенсионного органа в рассматриваемой части законным признать нельзя. Кроме того, пенсионный орган не был лишен возможности самостоятельно запросить необходимые документы, либо предложить истцу их представить.

Доводы иска о невключении в специальный стаж периодов работы истца в данном учреждении с 18.09.2013 по 31.12.2015 опровергается имеющимися в деле документами, в частности, оспариваемым решением, данными о стаже.

Принимая во внимание, что период работы истца с 18.09.2013 по 31.12.2015 спорным не являлся, а период с 01.01.2016 по 31.03.2016 ко дню вынесения судом решения ответчиком в добровольном порядке включен в стаж лечебной и иной деятельности в учреждениях здравоохранения истца, оснований для возложения на пенсионный орган обязанности по их включению в специальный стаж не имеется.

Частью 2 статьи 30 Федерального закона о страховых пенсиях установлено, что списки соответствующих работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых назначается страховая пенсия по старости в соответствии с частью 1 данной статьи, правила исчисления периодов работы (деятельности) и назначения указанной пенсии при необходимости утверждаются Правительством Российской Федерации.

В целях реализации положений статей 30 и 31 указанного закона Правительством Российской Федерации принято постановление от 16.07.2014 № "О списках работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых досрочно назначается страховая пенсия по старости, и правилах исчисления периодов работы (деятельности), дающей право на досрочное пенсионное обеспечение".

В соответствии с подпунктом "н" пункта 1 данного постановления при досрочном назначении страховой пенсии по старости лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения, применяется и Список должностей и учреждений, работа в которых засчитывается в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения, в соответствии с подпунктом 20 пункта 1 статьи 27 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", утвержденный постановлением Правительства Российской Федерации от 29.10.2002 № 781 "О списках работ, профессий, должностей, специальностей и учреждений, с учетом которых досрочно назначается трудовая пенсия по старости в соответствии со статьей 27 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", и об утверждении правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со статьей 27 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" (далее - Список № 781).

Из приведенных нормативных положений следует, что право на досрочное назначение страховой пенсии по старости имеют лица, непосредственно осуществлявшие в том числе в городах не менее 30 лет лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения, предусмотренных соответствующими списками учреждений, организаций и должностей, работа в которых дает право на досрочное назначение страховой пенсии по старости в связи с осуществлением лечебной и иной деятельности по охране здоровья населения.

В Списке № 781, подлежащем применению к периоду трудовой деятельности ФИО3 с 28.03.2017 по 18.07.2017 и с 18.07.2017 по 03.08.2020, не указано такие наименования учреждений, осуществляющих медицинскую деятельность, как муниципальное бюджетное спортивно-оздоровительное учреждение и открытое акционерное общество.

Согласно пункту 1 статьи 123.21 Гражданского кодекса Российской Федерации учреждением признается унитарная некоммерческая организация, созданная собственником для осуществления управленческих, социально-культурных или иных функций некоммерческого характера.

В пункте 1 статьи 96 Гражданского кодекса Российской Федерации предусмотрено, что Акционерным обществом признается хозяйственное общество, уставный капитал которого разделен на определенное число акций; участники акционерного общества (акционеры) не отвечают по его обязательствам и несут риск убытков, связанных с деятельностью общества, в пределах стоимости принадлежащих им акций.

Правовое положение акционерного общества и права и обязанности акционеров определяются в соответствии с данным кодексом и законом об акционерных обществах. Особенности правового положения акционерных обществ, созданных путем приватизации государственных и муниципальных предприятий, определяются также законами и иными правовыми актами о приватизации этих предприятий (пункт 3 статьи 96 Гражданского кодекса Российской Федерации).

Согласно статье 66.3 Гражданского кодекса Российской Федерации акционерные общества отнесены к коммерческим корпоративным организациям.

Исходя из приведенных положений Гражданского кодекса Российской Федерации акционерное общество и учреждение имеют разную юридическую природу и создаются для осуществления различных целей.

Пунктом 17 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 11.12.2012 № 30 "О практике рассмотрения судами дел, связанных с реализацией прав граждан на трудовые пенсии" разъяснено, что при разрешении споров, возникших в связи с включением в стаж, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим педагогическую или лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения, периодов работы в организациях, не относящихся по своей организационно-правовой форме к учреждениям, судам следует иметь в виду, что в силу подпунктов 19 и 20 пункта 1 статьи 27 Федерального закона от 17.12.2001 № 173-ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в связи с педагогической и лечебной деятельностью предоставляется исключительно работникам учреждений. Исходя из пункта 2 статьи 120 Гражданского кодекса Российской Федерации учреждение может быть создано гражданином или юридическим лицом (частное учреждение) либо соответственно Российской Федерацией, субъектом Российской Федерации, муниципальным образованием (государственное или муниципальное учреждение). При этом форма собственности (государственная, муниципальная, частная) учреждений в данном случае правового значения не имеет.

Согласно уставу ..." основной целью его деятельности, как коммерческой организации, является извлечение прибыли. Из выписки из ЕГРЮЛ следует, что к основному виду деятельности которого отнесена деятельность аэропортовая, к дополнительным видам деятельности отнесены в том числе общая врачебная практика и деятельность в области медицины прочая, не включенная в другие группировки, а также регулярные перевозки пассажиров, деятельность по складированию и хранению, деятельность гостиниц и прочих мест для временного проживания, деятельность ресторанов и услуги по доставке продуктов питания, управление эксплуатацией жилого фонда за вознаграждение или на договорной основе и проч., в связи с чем в силу пункта 1 статьи 50 Гражданского кодекса Российской Федерации названная организация является коммерческой и, следовательно, не может быть отнесена к учреждению.

Не относится к учреждениям здравоохранения и ... поскольку, не смотря на то, что являлось некоммерческим учреждением, лечебную деятельность не осуществляло. Согласно Уставу учреждения оно создано в целях осуществления предусмотренных законодательством Российской Федерации полномочий муниципального образования город Ноябрьск в сфере физической культуры и спорта (пункт 2.1).

Основными целями деятельности учреждения являлись: пропаганда здорового образа жизни и активного отдыха жителей города; привлечение жителей города к регулярным занятием физической культурой и спортом, а также повышение их уровня физической подготовки; реализация городских, окружных и федеральных программ по физической культуре и спорту (пункт 2.2) (л.д. 27-30).

В качестве основного вида деятельности отнесена деятельность в области спорта прочая, к дополнительным видам деятельности: аренда и управление собственным или арендованным нежилым недвижимым имуществом, прокат и аренда товаров для отдыха и спортивных товаров, деятельность спортивных объектов, деятельность физкультурно-оздоровительная (л.д. 31-33).

Исходя из целей и задач учреждения, суд пришел к выводу о том, что оно не может быть отнесено к учреждениям здравоохранения, работа в которых в соответствии с пунктом 20 части 1 статьи 30 Федерального закона о страховых пенсиях предоставляет право на досрочное пенсионное обеспечение.

Устанавливая в Федеральном законе о страховых пенсиях правовые основания и условия назначения пенсий и предусматривая для отдельных категорий граждан, занятых определенной профессиональной деятельностью, возможность досрочного назначения страховой пенсии по старости, федеральный законодатель связывает право на назначение пенсии ранее достижения общеустановленного пенсионного возраста не с любой работой в конкретной сфере профессиональной деятельности, а лишь с такой, выполнение которой сопряжено с неблагоприятным воздействием различного рода факторов, повышенными психофизиологическими нагрузками, обусловленными спецификой и характером труда, в частности с лечебной и иной деятельностью по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения.

Таким образом, федеральный законодатель, закрепляя право лиц, осуществляющих лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения, на досрочное назначение страховой пенсии по старости, учитывает не только специфику их профессиональной деятельности, но и особенности функционирования учреждений здравоохранения, организация труда в которых предполагает соблюдение специальных условий и выполнение определенной нагрузки, что само по себе не может рассматриваться как ограничение прав граждан на пенсионное обеспечение (определение Конституционного Суда Российской Федерации от 29.09.2015 № 1920-О).

Кроме того, в материалах дела отсутствуют какие-либо документы, выданные в установленном порядке работодателями ФИО3 ... подтверждающие, что ФИО3 в спорные периоды, работая врачом и фельдшером в здравпункте, имел право на применение льготного порядка исчисления стажа указанной работы для досрочного назначения страховой пенсии по старости.

Имеющимися в материалах дела данными индивидуального персонифицированного учета не подтверждается льготный характер работы ФИО3 в спорные периоды (л.д. 55-72).

Вместе с тем, медицинская деятельность законом отнесена к видам деятельности, которые подлежат лицензированию (пункт 46 части 1 статьи 12 Федерального закона от 04.05.2011 № 99 "О лицензировании отдельных видов деятельности"), вследствие чего наличие лицензии на осуществление медицинской деятельности само по себе не свидетельствует о тождественности занимаемых ФИО3 в ..." должностей должностям в учреждениях здравоохранения.

При таких обстоятельствах, решение пенсионного органа об отказе во включении в специальный медицинский стаж ФИО3 периодов его работы с 28.03.2017 по 18.07.2017 в ..." в должности врача и с 18.07.2017 по 03.08.2020 в ... в должности фельдшера здравпункта является законным. Следовательно, требования иска в данной части удовлетворению не подлежат.

Согласно частям 1, 2 статьи 22 Федерального закона о страховых пенсиях страховая пенсия назначается со дня обращения за указанной пенсией, но во всех случаях не ранее чем со дня возникновения права на указанную пенсию.

На момент оценки ответчиком пенсионных прав истца, у последнего с учетом включенных после принятия оспариваемого решения пенсионного органа периодов работы (01.09.1988 – 28.08.1990, 01.01.2016 по 31.03.2016), а также с учетом периодов нахождения на курсах повышения квалификации (24.02.1997 по 07.03.1997, с 28.01.2002 по 28.02.2002, с 10.10.2005 по 04.11.2005, с 26.09.2010 по 06.11.2010), незаконность включения которых в подсчет специального страхового стажа истца установлена судом, у ФИО3 не возникает право на досрочное пенсионное обеспечение, поскольку стаж, дающий ему право на досрочное назначение страховой пенсии по старости в соответствии с пунктом 20 части 1 статьи 30 Федерального закона о страховых пенсиях, составит менее 30 лет (27 лет 4 месяца 4 дня).

При таких обстоятельствах, основания для возложения на ответчика обязанности по назначению истцу досрочной страховой пенсии по старости с 03.08.2020 отсутствуют, решение об отказе в установлении пенсии является законным.

Истцом заявлено о возмещении ответчиком судебных расходов по уплате государственной пошлины в размере 600 рублей и оплате юридических услуг в размере 7 000 рублей.

Подпунктом 3 пункта 1 статьи 333.19 Налогового кодекса Российской Федерации для физических лиц установлена уплата государственной пошлины при подаче искового заявления неимущественного характера в размере 300 рублей.

В силу положений подпункта 1 пункта 1 статьи 333.20 Налогового кодекса Российской Федерации при подаче исковых заявлений, содержащих требования как имущественного, так и неимущественного характера, предусмотрена одновременная уплата государственной пошлины, установленной для исковых заявлений имущественного характера, и государственной пошлины, установленной для исковых заявлений неимущественного характера.

Ни нормы Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, ни нормы Налогового кодекса Российской Федерации или иного федерального закона о налогах и сборах не устанавливают уплату государственной пошлины при подаче в суд общей юрисдикции искового заявления неимущественного характера, состоящего из нескольких самостоятельных требований, исходя из каждого требования в отдельности.

Следовательно, при обращении в суд с настоящим иском, содержащим несколько требований неимущественного характера, уплате подлежала государственная пошлина в размере 300 рублей.

Таким образом, расходы по уплате государственной пошлины в размере 300 рублей, должны быть возмещены истцу ответчиком.

Согласно подпункту 1 пункта 1 статьи 333.40 Налогового кодекса Российской Федерации уплаченная государственная пошлина подлежит возврату частично или полностью в случае уплаты государственной пошлины в большем размере, чем это предусмотрено настоящей главой.

Излишне уплаченная истцом при подаче иска государственная пошлина в размере 300 рублей подлежит возврату в порядке, установленном законодательством Российской Федерации о налогах и сборах (статья 93 ГПК РФ).

В обоснование заявления о возмещении судебных расходов ФИО3 представлены договор на оказание юридических услуг от 19.01.2021 и квитанция серии № об оплате адвокату Любимому В.В. вознаграждения в размере 7 000 рублей за подготовку искового заявления о признании решения об отказе в назначении досрочной страховой пенсии по старости незаконным, включении в стаж периодов работы, обязании назначить досрочную страховую пенсию по старости (л.д.44, 45).

Представленные истцом доказательства подтверждают факт понесённых им расходов по оплате юридических услуг, а также связь между понесенными издержками и делом, рассматриваемым в суде с его участием, являются относимыми и допустимыми доказательствами, сомнений у суда не вызывают.

Поскольку исковые требования истца признаны судом правомерными в части, основания для взыскания судебных расходов имеются.

При решении вопроса о размере расходов, подлежащих возмещению, суд учитывает следующие обстоятельства.

Стороне, в пользу которой состоялось решение суда, по ее письменному ходатайству суд присуждает с другой стороны расходы на оплату услуг представителя в разумных пределах (часть 1 статьи 100 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации).

Как разъяснено в пункте 13 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 21.01.2016 № 1 "О некоторых вопросах применения законодательства о возмещении издержек, связанных с рассмотрением дела" разумными следует считать такие расходы на оплату услуг представителя, которые при сравнимых обстоятельствах обычно взимаются за аналогичные услуги. При определении разумности могут учитываться объем заявленных требований, цена иска, сложность дела, объем оказанных представителем услуг, время, необходимое на подготовку им процессуальных документов, продолжительность рассмотрения дела и другие обстоятельства.

Согласно определению Конституционного Суда Российской Федерации от 21.12.2004 № 454-О обязанность суда взыскивать расходы на оплату услуг представителя в разумных пределах является одним из предусмотренных законом правовых способов, направленных против необоснованного завышения размера оплаты услуг представителя и тем самым - на реализацию требования статьи 17 (часть 3) Конституции Российской Федерации. Именно поэтому в части 2 статьи 110 АПК РФ речь идет, по существу, об обязанности суда установить баланс между правами лиц, участвующих в деле.

Учитывая категорию возникшего между сторонами спора, уровень его сложности, предмет спора, объем оказанных представителем истца услуг (подготовка искового заявления) и время, затраченное на его подготовку, результат судебного разбирательства, а также учитывая принцип разумности и справедливости, суд считает, что расходы ФИО3 являются обоснованными в размере 5 000 рублей, что соответствует размеру вознаграждения за оказание аналогичных услуг в городе Ноябрьске и не нарушает баланс между правами лиц, участвующих в деле.

При указанных обстоятельствах, с ответчика в пользу истца подлежат взысканию судебные издержки в сумме 5 300 рублей (5000 + 300).

На основании изложенного и руководствуясь статьями 194199 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд

решил:


исковые требования ФИО3 удовлетворить частично.

Признать незаконным решение Государственного учреждения – Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в городе Ноябрьске Ямало-Ненецкого автономного округа (межрайонное) об отказе в установлении пенсии от 03.11.2020 № 91443 в части невключения в медицинский стаж в соответствии с пунктом 20 части 1 статьи 30 Федерального закона от 28.12.2013 № 400-ФЗ "О страховых пенсиях" периодов работы: в ... с 01.09.1988 по 28.08.1990 и с 29.08.1990 по 28.01.1991, в ... с 01.01.2016 по 31.03.2016; периоды нахождения на курсах повышения квалификации с 24.02.1997 по 07.03.1997, с 28.01.2002 по 28.02.2002, с 10.10.2005 по 04.11.2005, с 26.09.2010 по 06.11.2010.

Обязать Государственное учреждение – Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в городе Ноябрьске Ямало-Ненецкого автономного округа (межрайонное) включить в стаж ФИО3, дающий право на досрочное назначение страховой пенсии по старости в соответствии с пунктом 20 части 1 статьи 30 Федерального закона от 28.12.2013 № 400-ФЗ "О страховых пенсиях", в календарном исчислении периоды нахождения на курсах повышения квалификации с 24.02.1997 по 07.03.1997, с 28.01.2002 по 28.02.2002, с 10.10.2005 по 04.11.2005, с 26.09.2010 по 06.11.2010.

В остальной части иска отказать.

Взыскать с Государственного учреждения – Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в городе Ноябрьске Ямало-Ненецкого автономного округа (межрайонное) в пользу ФИО3 судебные расходы в сумме 5 300 (пять тысяч триста) рублей.

Возвратить ФИО3 излишне уплаченную государственную пошлину в размере 300 рублей (чек-ордер от ...).

Решение суда может быть обжаловано в суд Ямало-Ненецкого автономного округа путем подачи апелляционной жалобы через Ноябрьский городской суд в течение месяца со дня его принятия в окончательной форме.

Председательствующий судья: ...

...

...



Суд:

Ноябрьский городской суд (Ямало-Ненецкий автономный округ) (подробнее)

Судьи дела:

Авдеенко Юлия Олеговна (судья) (подробнее)