Решение № 2А-4902/2020 2А-4902/2020~М-3672/2020 М-3672/2020 от 26 октября 2020 г. по делу № 2А-4902/2020

Кызылский городской суд (Республика Тыва) - Гражданские и административные



Дело № 2а-4902/2020


РЕШЕНИЕ


Именем Российской Федерации

26 октября 2020 года г.Кызыл

Кызылский городской суд Республики Тыва в составе: председательствующего судьи Успун И.И., при секретаре Монгуш Д.Б., рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело № 2а-4902/2020 по административному иску Департамента по образованию Мэрии г. Кызыла к Управлению Федеральной службы судебных приставов России по Республике Тыва, судебному приставу-исполнителю МОСП г. Кызыла по РОВИП УФССП России по Республике Тыва ФИО6 об освобождении от взыскания исполнительского сбора,

УСТАНОВИЛ:


Административный истец обратился в суд с вышеуказанным административным иском к административным ответчикам, указывая на то, что 28.10.2019 года судебным приставом-исполнителем межрайонного отдела судебных приставов г. Кызыла по реализации особо важных исполнительных производств УФССП России по Республике Тыва ФИО5 вынесено постановление о взыскании исполнительского сбора в размере 50 000 рублей в отношении Департамента по образованию Мэрии г. Кызыла.

Данное постановление вынесено в рамках исполнительного производства №-ИП от 08.09.2019 года об исполнении судебного решения о предоставлении места в муниципальном дошкольном образовательном учреждении г. Кызыла.

Департамент по образованию Мэрии г. Кызыла виновных действий не допускал, требования исполнительного документа о предоставлении мест в первоочередном порядке были исполнены позднее в связи с отсутствием реальной возможности исполнения в срок ввиду отсутствия свободных мест в муниципальных дошкольных образовательных учреждениях г. Кызыла.

Согласно справке Департамента по образованию Мэрии г. Кызыла по состоянию на начало 2019-2020 учебный год на допустимые 5320 мест в детских садах, фактически посещают 7939 человек, сверхнормативная численность составляет 2619 человек, доля переполненности составляет в среднем по городу 47,22 %, данные в разрезе детских садов приводятся в приложении № 1 к справке. Согласно приказов от 25.10.2019 года № 504, 505 Департамента по образованию Мэрии г. Кызыла проводится работа по открытию консультативных пунктов для семей, воспитывающих детей дошкольного возраста на дому на базе МДОУ г. Кызыла. Для принятия мер, направленных на ликвидацию очередей на зачисление детей в муниципальные дошкольные образовательные учреждения города Кызыла, на исполнение решений судов, должником построено 3 новых детских сада (МДОУ № 12, 17) на территории г. Кызыла, также находятся на стадии строительства ясельные пристройки к детским садам № 11, 28, 38.

Согласно уведомления (справке) Департамента финансов Мэрии г. Кызыла бюджетные ассигнования на 2020 финансовый год и на плановый период 2021-2022 годов на строительство детских садов в г. Кызыле не предусмотрены. Обеспечение финансирования на указанные цели осуществляется Министерством образования и науки Республики Тыва и Министерством строительства Республики Тыва.

Департаментом по образованию Мэрии г. Кызыла были предприняты действия, направленные на исполнение решений судов по предоставлению взыскателю места в муниципальном дошкольном образовательном учреждении, решение суда и требования, содержащиеся в исполнительном документе, фактически были исполнены позднее по объективным причинам в связи с отсутствием свободных мест в муниципальных дошкольных образовательных учреждениях г. Кызыла, то есть винновых действий по неисполнению требований исполнительного документа Департамент по образованию Мэрии г. Кызыла не допускал, поэтому имеются основания для освобождения Департамента по образованию Мэрии г. Кызыла от уплаты исполнительского сбора.

Просят освободить Департамент по образованию Мэрии г. Кызыла от взыскания исполнительского сбора в размере 50000 рублей.

Представитель административного истца – Департамента по образованию Мэрии г. Кызыла не явился, извещен надлежащим образом, просили рассмотреть данное заявление без их участия.

Представитель ответчика Управления Федеральной службы судебных приставов России по Республике Тыва, судебный пристав-исполнитель МОСП г. Кызыла по РОВИП УФССП России по Республике Тыва ФИО6 в судебное заседание не явились, извещены надлежащим образом.

Суд рассматривает дело в отсутствие не явившихся лиц, извещенных надлежащим образом.

Изучив материалы дела, суд приходит к следующему.

Согласно статьям 12, 13 Федерального закона от 21.07.1997 N 118-ФЗ "О судебных приставах" в процессе принудительного исполнения судебных актов и актов других органов, предусмотренных Законом об исполнительном производстве, судебный пристав-исполнитель принимает меры по своевременному, полному и правильному исполнению исполнительных документов и обязан использовать предоставленные ему права в соответствии с законом, не допускать в своей деятельности ущемления прав и законных интересов граждан и организаций.

В соответствии с ч. 1, ч. 3 ст. 112 Федерального закона «Об исполнительном производстве» исполнительский сбор является денежным взысканием, налагаемым на должника в случае неисполнения им исполнительного документа. Исполнительский сбор устанавливается в размере семи процентов от подлежащей взысканию суммы или стоимости взыскиваемого имущества, но не менее пятисот рублей с должника-гражданина и пяти тысяч рублей с должника-организации. В случае неисполнения исполнительного документа неимущественного характера исполнительский сбор с должника-гражданина устанавливается в размере пяти тысяч рублей, с должника-организации - пятидесяти тысяч рублей.

В силу ч. 2 ст. 112 Федерального закона «Об исполнительном производстве» исполнительский сбор устанавливается судебным приставом-исполнителем по истечении срока, указанного в части 1 настоящей статьи, если должник не представил судебному приставу-исполнителю доказательств того, что исполнение было невозможным вследствие непреодолимой силы, то есть чрезвычайных и непредотвратимых при данных условиях обстоятельств.

Согласно ч. 11 и ч. 12 ст. 30 Федерального закона «Об исполнительном производстве», если исполнительный документ впервые поступил в службу судебных приставов, то судебный пристав-исполнитель в постановлении о возбуждении исполнительного производства устанавливает срок для добровольного исполнения должником содержащихся в исполнительном документе требований и предупреждает должника о принудительном исполнении указанных требований по истечении срока для добровольного исполнения с взысканием с него исполнительского сбора и расходов по совершению исполнительных действий, предусмотренных статьями 112 и 116 настоящего Федерального закона. Срок для добровольного исполнения составляет пять дней со дня получения должником постановления о возбуждении исполнительного производства, если иное не установлено настоящим Федеральным законом.

Как видно из материалов дела, судебным приставом-исполнителем МОСП г. Кызыла по РОВИП УФССП России по Республике Тыва ФИО5 28.10.2019 года вынесено постановление о взыскании исполнительского сбора с должника Департамента по образованию Мэрии г. Кызыла в рамках исполнительного производства №-ИП от 08.09.2019 года, возбужденного на основании исполнительного листа № от 30.08.2019 года с предметом исполнения: обязать Департамент по образованию Мэрии г. Кызыла предоставить место в МДОУ ФИО2

Как видно из постановления о взыскании исполнительского сбора от 28.10.2019 года, в мотивировочной части постановления судебный пристав-исполнитель указывает, что должник не исполнил требования исполнительного документа в срок, установленный для добровольного исполнения требований исполнительного документа, доказательств подтверждающих уважительность причин неисполнения исполнительного документа в срок, должником не представлено. Должником не подтверждено, что нарушение установленных сроков исполнения исполнительного документа вызвано чрезвычайными, объективно непреодолимыми обстоятельствами и другими непреодолимыми препятствиями, находящимися вне его контроля, при соблюдении им той степени заботливости и осмотрительности, какая требовалась в целях надлежащего исполнения. Также указывает, что исполнительский сбор устанавливается в размере 7% от подлежащей взысканию суммы или стоимости взыскиваемого имущества, но не менее 1000 рублей с должника-гражданина или должника - индивидуального предпринимателя и 10000 рублей с должника организации. В случае неисполнения исполнительного документа неимущественного характера исполнительский сбор с должника гражданина или должника – индивидуального предпринимателя устанавливается в размере 5000 рублей, с должника организации 50000 рублей. В отношении нескольких должников по солидарному взысканию в пользу одного взыскателя исполнительский сбор устанавливается с каждого из должников в размере 7% от подлежащей взысканию суммы или стоимости взыскиваемого имущества, но не менее 1000 рублей с должника-гражданина или должника - индивидуального предпринимателя и 10000 рублей с должника организации.

Вместе с тем, согласно части 6 названной статьи должник вправе в порядке, установленном названным Федеральным законом, обратиться в суд с заявлением об оспаривании постановления судебного пристава-исполнителя о взыскании исполнительского сбора, с иском об отсрочке или о рассрочке его взыскания, об уменьшении его размера или освобождении от взыскания исполнительского сбора.

На основании части 7 этой же статьи суд вправе с учетом степени вины должника в неисполнении в срок исполнительного документа, имущественного положения должника, иных существенных обстоятельств отсрочить или рассрочить взыскание исполнительского сбора, а также уменьшить его размер, но не более чем на одну четверть от размера, установленного в соответствии с частью 3 настоящей статьи. При отсутствии установленных Гражданским кодексом Российской Федерации оснований ответственности за нарушение обязательства суд вправе освободить должника от взыскания исполнительского сбора.

В силу п. 1 ст. 401 ГК РФ лицо, не исполнившее обязательства либо исполнившее его ненадлежащим образом, несет ответственность при наличии вины (умысла или неосторожности), кроме случаев, когда законом или договором предусмотрены иные основания ответственности. Лицо признается невиновным, если при той степени заботливости и осмотрительности, какая от него требовалась по характеру обязательства и условиям оборота, оно приняло все меры для надлежащего исполнения обязательства. Отсутствие вины доказывается лицом, нарушившим обязательство (п. 2 ст. 401 ГК РФ).

Согласно правовой позиции, изложенной в Постановлении Конституционного Суда Российской Федерации от 30 июля 2001 г. N 13-П, исполнительский сбор представляет собой санкцию штрафного характера, и его взыскание производится, если исполнительный документ в установленный срок не исполнен должником без уважительных причин. Следует исходить из принципов справедливости наказания, его индивидуализации и дифференцированности с учетом характера совершенного правонарушения, размера причиненного вреда, степени вины правонарушителя, его имущественного положения и иных существенных обстоятельств, что не исключает освобождения от уплаты этого сбора в полном объеме.

В соответствии с разъяснениями, содержащимися в пункте 75 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 17.11.2015 N 50 "О применении судами законодательства при рассмотрении некоторых вопросов, возникающих в ходе исполнительного производства", при применении положений п. 7 ст. 112 Закона "Об исполнительном производстве" об освобождении должника от взыскания исполнительского сбора, судам следует исходить из того, что основанием освобождения субъекта предпринимательской деятельности от взыскания могут являться только обстоятельства непреодолимой силы (пункт 3 статьи 401 ГК РФ). Иные лица могут быть освобождены от уплаты исполнительского сбора исходя из положений п. 1 ст. 401 ГК РФ, если они приняли все меры для надлежащего исполнения, содержащегося в исполнительном документе требования. Если такие меры не принимались, то отсутствие у должника, в том числе органа государственной власти или бюджетного учреждения, необходимых средств для выполнения требований исполнительного документа само по себе не является основанием для освобождения от уплаты исполнительского сбора.

Общие основания ответственности за нарушение обязательства установлены статьей 401 ГК РФ, в силу пункта 1 которой лицо, не исполнившее обязательства либо исполнившее его ненадлежащим образом, несет ответственность при наличии вины, кроме случаев, когда законом или договором предусмотрены иные основания ответственности. Лицо признается невиновным, если при той степени заботливости и осмотрительности, какая от него требовалась по характеру обязательства и условиям оборота, оно приняло все меры для надлежащего исполнения обязательства.

По смыслу приведенных норм освобождение должника от взыскания исполнительского сбора должно быть связано с отсутствием его вины в нарушении установленных сроков для добровольного исполнения требований исполнительного документа.

Анализ совокупности доказательств, имеющихся в материалах дела, позволил суду сделать вывод о том, что в течение установленного пятидневного срока реальное исполнение решения суда было невозможно, вины должника в неисполнении решения суда не имеется.

Согласно Приказу № от 15.01.2020 года Департамента по образованию Мэрии г. Кызыла Республики Тыва «О предоставлении мест в муниципальных автономных и бюджетных дошкольных образовательных учреждениях города Кызыла по судебным решениям» ФИО2, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, зачислен в ДОУ № г. Кызыла.

18.03.2020 года судебным приставом-исполнителем МОСП г. Кызыла по РОВИП УФССП России по Республике Тыва ФИО5 вынесено постановление СПИ об окончании ИП.

Таким образом, поскольку установлено, что решение суда и требования, содержащиеся в исполнительном документе, фактически были исполнены позднее по объективным причинам в связи с отсутствием свободных мест в муниципальных дошкольных образовательных учреждениях г. Кызыла, суд полагает возможным удовлетворить административный иск, освободив Департамент по образованию Мэрии г. Кызыла от уплаты исполнительского сбора в размере 50000 рублей.

Поскольку административный истец не оспаривает постановление судебного пристава-исполнителя о взыскании исполнительского сбора, им предъявлен административный иск об освобождении от уплаты исполнительского сбора, то надлежащим ответчиком по данному делу является УФССП России по Республике Тыва, о чем разъяснено в Обзоре законодательства и судебной практики Верховного Суда Российской Федерации за второй квартал 2010 года (утв. Постановлением Президиума Верховного Суда РФ от 15.09.2010).

В связи с чем, в удовлетворении административного иска Департамента по образованию Мэрии г. Кызыла к судебному приставу-исполнителю Межрайонного отдела судебных приставов г. Кызыла по реализации особо важных исполнительных производств Управления Федеральной службы судебных приставов России по Республике Тыва ФИО6., об освобождении от взыскания исполнительского сбора, следует отказать.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 227, 228 КАС РФ, суд

РЕШИЛ:


Административный иск Департамента по образованию Мэрии г. Кызыла к Управлению Федеральной службы судебных приставов России по Республике Тыва, судебному приставу-исполнителю МОСП г. Кызыла по РОВИП УФССП России по Республике Тыва ФИО6 об освобождении от взыскания исполнительского сбора, удовлетворить частично.

Освободить Департамент по образованию Мэрии г. Кызыла от уплаты исполнительского сбора на основании постановления судебного пристава-исполнителя Межрайонного отдела судебных приставов г.Кызыла по реализации особо важных производств Управления Федеральной службы судебных приставов России по Республике Тыва от 28.10.2019 года по исполнительному производству №-ИП от 08.09.2019 года.

В удовлетворении остальной части иска отказать.

Решение может быть обжаловано в Верховный Суд Республики Тыва путем подачи апелляционной жалобы через Кызылский городской суд Республики Тыва в течение месяца со дня вынесения.

Судья И.И. Успун



Суд:

Кызылский городской суд (Республика Тыва) (подробнее)

Судьи дела:

Успун Иван Иргитович (судья) (подробнее)