Решение № 2А-2780/2026 2А-2780/2026(2А-9276/2025;)~М-6877/2025 2А-9276/2025 М-6877/2025 от 18 марта 2026 г. по делу № 2А-2780/2026




Копия

2а-2780/2026 (2а-9276/2025)

63RS0045-01-2025-009327-21


Решение


Именем Российской Федерации

04.03.2026 г. Промышленный районный суд г. Самары в составе:

председательствующего судьи Щелкуновой Е.В.,

при помощнике судьи Жуйковой В.В.,

рассмотрев открытом в судебном заседании административное дело №2а-2780/2026 (2а-9276/2025) по административному исковому заявлению МИФНС России №23 по Самарской области к ФИО6 ФИО1 взыскании недоимки по обязательным платежам,

УСТАНОВИЛ:


Административный истец МИФНС России №23 по Самарской области обратился к ФИО6 с вышеуказанным административным иском.

В иске просит суд взыскать с ФИО6 ФИО2 (ИНН №) недоимку по обязательным платежам на общую сумму 5918,00 руб., в том числе: земельный налог за ДД.ММ.ГГГГ г. в сумме 524,00 руб.; налог на имущество физических лиц (ОКТМО №) за ДД.ММ.ГГГГ г. в размере 1186,00 руб., налог на имущество физических лиц (ОКТМО №) за ДД.ММ.ГГГГ г. в размере 1340,00 руб.; транспортный налог за ДД.ММ.ГГГГ г. в сумме 2868,00 руб.

Представитель административного истца МИФНС России №23 по Самарской области в судебное заседание не явился, извещен судом надлежащим образом. Просил рассмотреть дело в свое отсутствие.

Административный ответчик ФИО6 в судебное заседание не явился, о дате судебного заседания извещен надлежащим образом.

В соответствии с ч. 2 ст. 289 КАС РФ дело рассмотрено в отсутствие не явившихся лиц, надлежащим образом извещенных о дате судебного разбирательства.

Исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.

В соответствии с положениями статьи 286 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, органы государственной власти, иные государственные органы, органы местного самоуправления, другие органы, наделенные в соответствии с федеральным законом функциями контроля за уплатой обязательных платежей (далее - контрольные органы), вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением о взыскании с физических лиц денежных сумм в счет уплаты установленных законом обязательных платежей и санкций, если у этих лиц имеется задолженность по обязательным платежам, требование контрольного органа об уплате взыскиваемой денежной суммы не исполнено в добровольном порядке или пропущен указанный в таком требовании срок уплаты денежной суммы и федеральным законом не предусмотрен иной порядок взыскания обязательных платежей и санкций.

Административное исковое заявление о взыскании обязательных платежей и санкций может быть подано в суд в течение шести месяцев со дня истечения срока исполнения требования об уплате обязательных платежей и санкций. Пропущенный по уважительной причине срок подачи административного искового заявления о взыскании обязательных платежей и санкций может быть восстановлен судом.

Согласно статье 1 Налогового кодекса Российской Федерации, порядок взимания налогов и сборов регламентируется законодательством о налогах и сборах, которое состоит из Налогового кодекса Российской Федерации и принимаемых в соответствии с ним федеральных законов. Сроки в законодательстве о налогах и сборах имеют самостоятельное регулирование, исчисление и применение.

В соответствии с пунктом 1 статьи 45 Налогового кодекса Российской Федерации, налогоплательщик обязан самостоятельно исполнить обязанность по уплате налога, если иное не предусмотрено законодательством о налогах и сборах. Обязанность по уплате налога должна быть выполнена в срок, установленный законодательством о налогах и сборах. Налогоплательщик либо в случаях, установленных настоящим Кодексом, участник консолидированной группы налогоплательщиков вправе исполнить обязанность по уплате налога досрочно. Неисполнение или ненадлежащее исполнение обязанности по уплате налога является основанием для направления налоговым органом или таможенным органом налогоплательщику (ответственному участнику консолидированной группы налогоплательщиков) требования об уплате налога.

В силу пункта 2 статьи 45 Налогового кодекса Российской Федерации, если иное не предусмотрено пунктом 2.1 настоящей статьи, в случае неуплаты или неполной уплаты налога в установленный срок производится взыскание налога в порядке, предусмотренном настоящим Кодексом.

Согласно пунктам 1, 2 статьи 69 Налогового кодекса Российской Федерации, требованием об уплате налога признается извещение налогоплательщика о неуплаченной сумме налога, а также об обязанности уплатить в установленный срок неуплаченную сумму налога. Требование об уплате налога направляется налогоплательщику при наличии у него недоимки.

Согласно пункту 1 статьи 362 Налогового кодекса Российской Федерации сумма налога, подлежащая уплате налогоплательщиками - физическими лицами, исчисляется налоговыми органами на основании сведений, которые представляются в налоговые органы органами, осуществляющими государственную регистрацию транспортных средств на территории Российской Федерации.

В соответствии со ст. 357 НК РФ и Закона Самаркой области от 06.11.2002г. №86-ГД «О транспортном налоге на территории Самаркой области» плательщиками транспортного налога признаются лица, на которых в соответствии с законодательством РФ зарегистрированы транспортные средства, признаваемые объектом налогообложения в соответствии со ст. 358 НК РФ.

В соответствии с п.1 ст.358 НК РФ объектом налогообложения признаются автомобили, Мотоциклы, мотороллеры, автобусы и другие самоходные машины и механизмы на пневматическом ходу, самолеты, вертолеты, теплоходы, яхты, парусные суда, катера, снегоходы, мотосани, моторные лодки, гидроциклы, несамоходные (буксируемые суда) и другие водные и воздушные транспортные средства далее в настоящей главе - транспортные средства), зарегистрированные в установленном порядке в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Налоговая база определяется в соответствии со ст. 359 НК РФ в отношении транспортных средств, имеющих двигатели (за исключением воздушных транспортных средств, указанных в подпункте 1.1 п.1 ст.359 НК РФ), - как мощность двигателя транспортного средства в лошадиных силах; в отношении водных несамоходных (буксируемых) транспортных средств, для которых определяется валовая вместимость, - как валовая вместимость в регистровых тоннах; в отношении водных и воздушных транспортных средств, не указанных в подпунктах 1, 1.1 и 2 пункта 1 - как единица транспортного средства.

В соответствии с п.2 ст.359 НК РФ в отношении транспортных средств, указанных в подпунктах 1, 1.1 и 2 пункта 1 настоящей статьи, налоговая база определяется отдельно по каждому транспортному средству.

Ставки налога установлены статьей 2 Закона Самарской области от 6 ноября 2002 года N 86-ГД "О транспортном налоге на территории Самарской области". В соответствии с пунктом 1 статьи 362 НК РФ сумма налога, подлежащая уплате налогоплательщиками, являющимися физическими лицами, исчисляется налоговыми органами на основании сведений, которые представляются в налоговые органы органами, осуществляющими государственную регистрацию транспортных средств на территории Российской Федерации. В соответствии с пунктом 2 указанной статьи сумма налога, подлежащая уплате в бюджет по итогам налогового периода, исчисляется в отношении каждого транспортного средства как произведение соответствующей налоговой базы и налоговой ставки.

В соответствии со ст. 361 НК РФ, ст. 2 Закона Самарской области от 06.11.2002г. № 86 ГД «О транспортном налоге на территории Самарской области» ставка транспортного налога зависит от вида транспортного средства и мощности двигателя на одну лошадиную силу.

Земельный налог относится к местным налогам, что предусмотрено ст.15 НК РФ.

В соответствии со статьей 65 Земельного кодекса РФ использование земли в Российской Федерации является платным. Формами платы за использование земли являются земельный налог и арендная плата. Порядок исчисления и уплаты земельного налога устанавливается законодательством Российской Федерации о налогах и сборах.

В соответствии с ч. 1 ст. 387 НК РФ земельный налог устанавливается НК РФ и нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований, вводится в действие и прекращает действовать в соответствии с НК РФ и нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований и обязателен к уплате на территориях этих муниципальных образований.

Налогоплательщиками земельного налога признаются организации и физические лица, обладающие земельными участками, признаваемыми объектом налогообложения в соответствии со статьей 389 Кодекса, на праве собственности, праве постоянного (бессрочного) пользования или праве пожизненного наследуемого владения – п.1 ст. 388 Налогового кодекса РФ.

Согласно ч.1 ст. 389 ГК РФ, объектом налогообложения признаются земельные участки, расположенные в пределах муниципального образования (городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга), на территории которого введен налог.

В силу ч.1 ст.390 НК РФ налоговая база определяется как кадастровая стоимость земельных участков, признаваемых объектом налогообложения в соответствии со статьей 389 настоящего Кодекса.

Согласно пункту 1 статьи 391 Налогового кодекса РФ налоговая база определяется в отношении каждого земельного участка как его кадастровая стоимость по состоянию на 1 января года, являющегося налоговым периодом.

С 01 января 2015 года обязанность по уплате налога на имущество физических лиц определена в главе 32 НК РФ.

В соответствии со ст. 399 НК РФ налог на имущество физических лиц устанавливается НК РФ и нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований, вводится в действие и прекращает действовать в соответствии с настоящим Кодексом и нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований и обязателен к уплате на территориях этих муниципальных образований.Устанавливая налог, представительные органы муниципальных образований определяют налоговые ставки в пределах, установленных главой 32 НК РФ, и особенности определения налоговой базы в соответствии с настоящей главой.

Согласно ст. 400 НК РФ налогоплательщиками налога на имущество физических лиц признаются физические лица, обладающие правом собственности на имущество, признаваемое объектом налогообложения в соответствии со ст. 401 НК РФ.

В силу ст. 402 НК РФ налоговая база в отношении объектов налогообложения определяется исходя из их кадастровой стоимости, за исключением случаев, предусмотренных пунктом 2 настоящей статьи.

Судом установлено, что ФИО6 в период ДД.ММ.ГГГГ г. являлся плательщиком земельного налога, налога на имущество и транспортного налога в связи с наличием объектов налогообложения, а именно:

- ТС <данные изъяты>

- земельного участка с кадастровым номером №, расположенного по адресу: <адрес>, право собственности ДД.ММ.ГГГГ. по настоящее время;

- квартиры с кадастровым №, расположенной по адресу: г<адрес>, право собственности с ДД.ММ.ГГГГ г.;

- квартиры с кадастровым номером №, расположенной по адресу: <адрес>, право собственности с ДД.ММ.ГГГГ г. по настоящее время;

- объекта недвижимости с кадастровым номером №, расположенного по адресу: <адрес> право собственности с ДД.ММ.ГГГГ г. по настоящее время.

Принадлежность вышеуказанных объектов налогообложения в спорный налоговый период подтверждается выпиской ЕГРН и ответом ГУ МВД на запрос суда.

ФИО6 направлялось налоговое уведомление №№ от <данные изъяты> г., (содержащее расчет транспортного налог за <данные изъяты> за ДД.ММ.ГГГГ г. в сумме 22000,00 руб., за ТС <данные изъяты> за ДД.ММ.ГГГГ г. в сумме 2868,00 руб.; земельного налога КН № за ДД.ММ.ГГГГ г. в сумме 524,00 руб.; налога на имущество физических лиц КН № за ДД.ММ.ГГГГ г. в размере 1340,00 руб., КН № за ДД.ММ.ГГГГ г. в сумме 248,00 руб., КН № за ДД.ММ.ГГГГ г. в сумме 938,00 руб.), срок уплаты по уведомлению до ДД.ММ.ГГГГ г.).

В установленный законом срок суммы налогов по указанному выше уведомлению ФИО6 не были оплачены. Доказательств обратного в материалы дела не представлено.

В соответствии с положениями статьи 48 НК РФ в случае неисполнения налогоплательщиком - физическим лицом, не являющимся индивидуальным предпринимателем, в установленный срок обязанности по уплате обязательных платежей в бюджетную систему Российской Федерации налоговый орган, направивший требование об уплате задолженности, вправе обратиться в суд с заявлением о взысканий задолженности за счет имущества, в том числе денежных средств на счетах в банке, электронных денежных средств, и наличных денежных средств, этого физического лица.

Согласно пункта 3 статьи 48 НК РФ налоговый орган вправе обратиться в суд общей юрисдикции с заявлением о взыскании задолженности:

в течение шести месяцев со дня истечения срока исполнения требования об уплате задолженности в случае, если размер отрицательного сальдо превышает 10 тысяч рублей;

не позднее 1 июля года, следующего за годом, в течение которого налоговым органом осуществлено обращение в суд с заявлением о взыскании задолженности, в случае неисполнения обязанности по требованию об уплате задолженности, на основании которого подано такое заявление, и образовании после подачи предыдущего заявления задолженности, подлежащей взысканию в соответствии с пунктом 3 статьи 48 НК РФ, в сумме более 10 тысяч рублей, либо года, на 1 января которого сумма задолженности, подлежащая взысканию в соответствии с пунктом 3 статьи 48 НК РФ, превысила 10 тысяч рублей, либо года, на 1 января которого истекло три года со срока исполнения требования об уплате, и сумма задолженности, подлежащая взысканию в соответствии с пунктом 3 статьи 48 НК РФ, не превысила 10 тысяч рублей, либо года, на 1 января которого истекло три года, следующих за годом, в течение которого налоговый орган обратился в суд с заявлением о взыскании задолженности, и при этом по требованию об уплате указанной задолженности, взыскиваемой в судебном порядке, образовалась новая сумма задолженности, подлежащая взысканию в соответствии с пунктом 3 статьи 48 НК РФ, в сумме менее 10 тысяч рублей.

В связи с наличием недоимки по налогам ФИО6 направлено требование об уплате недоимки №№ от 25ДД.ММ.ГГГГ. сроком исполнения до ДД.ММ.ГГГГ г. (ШПИ №). Требование не исполнено.

В установленный ст. 48 НК РФ срок налоговый орган обратился к мировому судье с заявлением о вынесении судебного приказа.

ДД.ММ.ГГГГ г. мировым судьей судебного участка № 47 Промышленного судебного района г. Самары Самарской области вынесен судебный приказ № № о взыскании с ФИО6 спорной недоимки.

Определением мирового судьи от ДД.ММ.ГГГГ г. судебный приказ отменен в связи с поступившими возражениями должника.

В суд с настоящим иском налоговая инспекция обратилась ДД.ММ.ГГГГ г., т.е. с соблюдением срока, установленного ст. 48 НК РФ.

Административным истцом заявлена к взысканию следующая недоимка:

по земельному налогу за ДД.ММ.ГГГГ г. в сумме 524,00 руб.;

по налогу на имущество физических лиц (ОКТМО №) за ДД.ММ.ГГГГ. (КН № в сумме 248,00 руб., КН №) в общей сумме 1186,00 руб.;

по налогу на имущество физических лиц (ОКТМО №) за ДД.ММ.ГГГГ г. (КН №) в сумме 1340,00 руб.;

по транспортному налогу за ТС <данные изъяты> за ДД.ММ.ГГГГ г. в сумме 2868,00 руб.

Судом установлено и подтверждается ответом на запрос суда из ГУ МЧС России по Самарской области катер <данные изъяты> находится в собственности у ФИО6 в период с ДД.ММ.ГГГГ г.

Поскольку судом установлено и подтверждается материалами дела, что в собственности у ФИО6 в спорный период ДД.ММ.ГГГГ г. находились ТС <данные изъяты>; земельный участок КН №, квартира КН №, квартира КН №, объект недвижимости КН №, требования налоговой инспекции о взыскании недоимки в отношении вышеуказанных объектов налогообложения обоснованы и подлежат удовлетворению на общую сумму 5918,00 руб. согласно расчету налогового органа.

Таким образом, требования административного истца о взыскании с ФИО6 задолженности на общую сумму 5918,00 руб., в том числе: земельный налог за ДД.ММ.ГГГГ г. в сумме 524,00 руб.; налог на имущество физических лиц (ОКТМО №) за ДД.ММ.ГГГГ г. в размере 1186,00 руб., налог на имущество физических лиц (ОКТМО №) за ДД.ММ.ГГГГ г. в размере 1340,00 руб.; транспортный налог за ДД.ММ.ГГГГ г. в сумме 2868,00 руб. подлежат удовлетворению.

Учитывая, что судом административные исковые требования удовлетворены, а также что административный истец в соответствии с п.19 ч.1 ст. 333.36 НК РФ, освобожден от уплаты государственной пошлины, в соответствии с ч.1 ст. 114 КАС РФ с административного ответчика подлежит взысканию государственная пошлина в доход государства в размере 4000 руб.

На основании изложенного и руководствуясь ст.ст. 175-180 КАС РФ, суд

РЕШИЛ:


Административные исковые требования МИФНС России №23 по Самарской области к ФИО6 ФИО3 удовлетворить.

Взыскать с ФИО6 ФИО4, ДД.ММ.ГГГГ г.р., уроженца г. <адрес>, (паспорт <данные изъяты> г.) ИНН №, в пользу МИФНС России №23 по Самарской области недоимку: по земельному налогу за ДД.ММ.ГГГГ г. в сумме 524,00 руб.; по налогу на имущество физических лиц (ОКТМО №) за ДД.ММ.ГГГГ г. в размере 1186,00 руб., по налогу на имущество физических лиц (ОКТМО №) за ДД.ММ.ГГГГ г. в размере 1340,00 руб.; по транспортному налогу за ДД.ММ.ГГГГ г. в сумме 2868,00 руб., всего взыскать 5918 (пять тысяч девятьсот восемнадцать) руб. 00 коп.

Взыскать с ФИО6 ФИО5, ДД.ММ.ГГГГ г.р., уроженца г. <адрес>, (<данные изъяты> г.) ИНН №, государственную пошлину в доход местного бюджета в размере 4000 (четыре тысячи) руб.

Решение может быть обжаловано в Самарский областной суд в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме с подачей апелляционной жалобы через Промышленный районный суд г. Самары.

Мотивированное решение суда изготовлено 19.03.2026 г.

Председательствующий: Е.В.Щелкунова

Копия верна.

Судья:

Секретарь:

Подлинный документ подшит в материалах административного дела 2а-2780/2026 (2а-9276/2025)

63RS0045-01-2025-009327-21



Суд:

Промышленный районный суд г. Самары (Самарская область) (подробнее)

Истцы:

Межрайонная ИФНС России №23 по Самарской области (подробнее)

Судьи дела:

Щелкунова Елена Владимировна (судья) (подробнее)