Решение № 2-972/2020 2-972/2020~М-933/2020 М-933/2020 от 15 октября 2020 г. по делу № 2-972/2020

Барабинский районный суд (Новосибирская область) - Гражданские и административные



Дело № 2-972/2020, УИД 54RS0012-01-2020-001325-22

Поступило в суд 21.09.2020 г.


РЕШЕНИЕ


ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

«15» октября 2020 г. г. Барабинск, Новосибирской области

Барабинский районный суд Новосибирской области в составе судьи Е.В.Сафоновой,

с участием:

истца ФИО1 и её представителя адвоката Мацкевич Владимира Ивановича, представившего удостоверение № и ордер № от ДД.ММ.ГГГГ., выданный адвокатским кабинетом,

представителя ответчика – Государственного учреждения - Управления Пенсионного фонда Российской Федерации в г.Барабинске Новосибирской области (межрайонное) – ФИО2, действующей на основании доверенности,

при секретаре судебного заседания О.Н.Власовой,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению ФИО1 к Государственному учреждению - Управлению Пенсионного фонда Российской Федерации в г.Барабинске Новосибирской области (межрайонное) об обязывании включения в стаж, дающий право на досрочную страховую пенсию по старости, периодов работы, нахождения на курсах повышения квалификации, дней отдыха, предоставленных за сдачу крови (донорские дни), об исчислении срока назначения пенсии, о взыскании судебных расходов,

УСТАНОВИЛ:


ДД.ММ.ГГГГ ФИО1 обратилась в суд с исковым заявлением (л.д. 6-12) к Государственному учреждению - Управлению Пенсионного фонда Российской Федерации в г.Барабинске Новосибирской области (межрайонное) (далее по тексту пенсионный фонд), в котором просила:

- обязать ответчика включить в специальный стаж, дающий право на досрочное назначение пенсии по старости по п.20 ч.1 ст. 30 Федерального закона «О страховых пенсиях» от 28.12.2013 г. № 400-ФЗ:

*периоды работы в должности заведующего – фельдшера <данные изъяты>: с ДД.ММ.ГГГГ. – в льготном исчислении; ДД.ММ.ГГГГ. – в календарном исчислении;

* периоды нахождения на курсах повышения квалификации: ДД.ММ.ГГГГ. - в календарном исчислении;

* дни отдыха, предоставленные за сдачу крови (донорские дни): ДД.ММ.ГГГГ. - в календарном исчислении;

- срок для назначения пенсии, по п.20 ч. 1 статьи 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 года N 400-ФЗ "О страховых пенсиях", установленный в Приложении № 7 к указанному закону, в соответствии с пунктом 3 статьи 10 Федерального закона от 03 октября 2018г. N 350-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам назначения и выплаты пенсий", исчислять с ДД.ММ.ГГГГ;

- взыскать с ответчика в её пользу судебные расходы в размере 5 300 руб., связанные с оплатой госпошлины при подаче иска в суд, в размере 300 руб. и оплатой услуг представителя по составлению искового заявления в размере 5 000 руб..

ДД.ММ.ГГГГ в судебном заседании истец представила заявление о взыскании с ответчика в свою пользу судебных расходов в размере 20 000 руб., связанных с оплатой услуг представителя в судебном заседании (л.д.110).

В обосновании заявленных требований истец в иске (л.д.6-12) указала, и в судебном заседании она и её представитель пояснили, что ДД.ММ.ГГГГ она обратилась в ГУ - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в г. Барабинске Новосибирской области (межрайонное) с заявлением о назначении досрочно страховой пенсии по старости на основании п. 20 ч.1 ст.30 ФЗ от 28.12.2013 года № 400-ФЗ «О страховых пенсиях».

Решением пенсионного фонда от ДД.ММ.ГГГГ в назначении досрочно страховой пенсии по старости ей отказано, в связи с тем, что представленными документами не подтвержден необходимый специальный стаж работы.

С указанным решением пенсионного фонда истец не согласилась и указала, что нормы пенсионного законодательства не содержат запрета для включения в стаж лечебной и иной деятельности по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения периодов нахождения ее на курсах повышения квалификации, в которые, в соответствии с требованиями ст.187, ст.196 Трудового кодекса РФ, за ней сохранялась средняя заработная плата.

Также, в специальный стаж, не были включены периоды работы ДД.ММ.ГГГГ. – в льготном исчислении; ДД.ММ.ГГГГ. – в календарном исчислении в должности заведующего – фельдшера <данные изъяты>, так как данная должность не предусмотрена списками от 04.09.1991 г. № 464 и Списками от 29.10.2002 г. № 781.

Однако, в указанный период она занималась лечебной деятельностью, что следует из представленных доказательств по делу, и подтверждает, что данный период работы должен быть включен в специальный стаж.

В противоречии требованиям ст. 186 Трудового кодекса РФ, Закона РФ «О донорстве крови и ее компонентов» ответчиком не засчитаны в специальный стаж дни по донорским справкам в периоды с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ.

Представитель ответчика исковые требования истца не признала, просила в удовлетворении иска отказать, по основаниям, указанным в письменном отзыве (л.д. 97-99), так как периоды, указанные истцом в иске, не подлежат включению в стаж работы, дающей право на досрочное назначение страховой пенсии по старости, в соответствии с пунктом 20 части 1 статьи 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ "О страховых пенсиях".

Суд, изучив основания и требования иска, выслушав пояснения истца и ее представителя, представителя ответчика, изучив письменные материалы дела, установил:

ДД.ММ.ГГГГ ФИО1 обратилась в государственное учреждение - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в г.Барабинске Новосибирской области (межрайонное), - с заявлением о назначении досрочной страховой пенсии по старости по пункту 20 части 1 статьи 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" (лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения не менее 25 лет в сельской местности и поселках городского типа и не менее 30 лет в городах, сельской местности и поселках городского типа либо только в городах, независимо от их возраста).

Решением государственного учреждения - Управления Пенсионного фонда Российской Федерации в г.Барабинске Новосибирской области (межрайонное) за № от ДД.ММ.ГГГГ (л.д. 16-22) ФИО1 отказано в назначении досрочной страховой пенсии по старости по пункту 20 части 1 статьи 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ "О страховых пенсиях", в связи с отсутствием у неё требуемого специального стажа (25 лет в сельской местности).

В стаж работы ФИО1, в связи с осуществлением лечебной деятельности в учреждении здравоохранения в сельской местности, дающей право на досрочное назначение страховой пенсии, по имеющимся документам, в соответствии с ч.3, 4 ст.30 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ "О страховых пенсиях", пенсионным фондом засчитано 19 лет 2 месяца 26 дней, при требуемых 25-ти годах такой работы.

При этом, в специальный стаж ФИО1, не были включены периоды:

-с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ.– работы в должности заведующей <данные изъяты>;

- ДД.ММ.ГГГГ. (периоды нахождения на курсах повышения квалификации), когда она работала фельдшером педиатрического кабинета (с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ.) и фельдшером скорой помощи (с ДД.ММ.ГГГГ по настоящее время);

- с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ (дни по донорским справкам), когда она работала в должности фельдшера скорой помощи, и которые, по мнению истца, подлежат включению в специальный стаж.

Основания возникновения и порядок реализации права граждан Российской Федерации на страховые пенсии установлены Федеральным законом от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" (далее также - Федеральный закон от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ, нормы которого приводятся в редакции, вступившим в силу с ДД.ММ.ГГГГ.

С ДД.ММ.ГГГГ вступили в силу изменения, внесенные в Федеральный закон от 28.12.2013 года N 400-ФЗ (ред. Федерального закона от 03.10.2018 N 350-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты РФ по вопросам назначения и выплаты пенсии"), в части изменения сроков назначения пенсий, в том числе досрочных.

Право на страховую пенсию по старости имеют лица, достигшие возраста 65 и 60 лет (соответственно мужчины и женщины) (с учетом положений, предусмотренных приложением 6 к настоящему Федеральному закону) (часть 1 статьи 8 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ).

Лицам, указанным в п. 19 - 21, которые приобретут соответствующий стаж с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, указанным в п. 21, достигшим в этот период 50 - 55 лет, пенсия может быть назначена на 6 месяцев раньше сроков, предусмотренных приложениями 6 и 7 (ФЗ от 03.10.2018 N 350-ФЗ).

В соответствии с положениями ч.1.1 ст.30 Федерального закона от 28.12.2013 года N 400-ФЗ страховая пенсия по старости лицам, имеющим право на ее получение независимо от возраста в соответствии с пунктами 19 - 21 части 1 настоящей статьи, назначается не ранее сроков, указанных в приложении 7 к настоящему Федеральному закону.

Согласно приложению 7 к Федеральному закону "О страховых пенсиях" (сроки назначения страховой пенсии по старости в соответствии с п.19-21 ч.1 статьи 30 настоящего Федерального закона (в отношении лиц, имеющих право на страховую пенсию по старости независимости от возраста) при наличии года возникновения страховой пенсии по старости - ДД.ММ.ГГГГ, срок ее назначения не ранее чем через 24 месяца со дня возникновения права на страховую пенсию по старости.

Назначение страховой пенсии по старости лицам, имеющим право на ее получение по достижении соответствующего возраста в соответствии с пунктом 21 части 1 настоящей статьи, осуществляется при достижении ими возраста, указанного в приложении 6 к настоящему Федеральному закону.

Таким образом, досрочная страховая пенсия по старости, в связи с лечебной деятельностью будет назначаться не с даты возникновения права, а по истечении установленного ч. 1.1 ст. 30 Федерального закона N 400-ФЗ "О страховых пенсиях"; Приложением N 7 Федерального закона "О страховых пенсиях" N 400-ФЗ и ст. 10 Федерального закона от 03.10.2018 года N 350-ФЗ, срока.

Порядок и условия досрочного назначения страховой пенсии по старости определены статьей 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ.

Устанавливая правовые основания и условия назначения пенсий и предусматривая для отдельных категорий граждан, занятых определенной профессиональной деятельностью, возможность досрочного назначения страховой пенсии по старости, законодатель связывает право на назначение пенсии ранее достижения общеустановленного пенсионного возраста не с любой работой в определенной сфере профессиональной деятельности, а лишь с такой, выполнение которой сопряжено с неблагоприятным воздействием различного рода факторов, повышенными психофизиологическими нагрузками, обусловленными спецификой и характером труда (в данном случае речь идет о лечебной и иной деятельности по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения). При этом также учитываются различия в характере работы и функциональных обязанностях работающих лиц.

В соответствии со статьей 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ основанием для досрочного назначения страховой пенсии по старости лицам, имеющим право на такую пенсию, является работа определенной продолжительности в опасных, вредных, тяжелых и иных неблагоприятных условиях труда.

Согласно указанной норме закона одним из условий установления страховой пенсии по старости ранее достижения общеустановленного пенсионного возраста является наличие стажа, дающего право на досрочное назначение страховой пенсии по старости, установленной законом продолжительности.

Пунктом 20 части 1 статьи 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ предусмотрено, что страховая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста, установленного статьей 8 названного закона, при наличии величины индивидуального пенсионного коэффициента в размере не менее 30 лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения не менее 25 лет в сельской местности и поселках городского типа и не менее 30 лет в городах, сельской местности и поселках городского типа либо только в городах, независимо от их возраста с применением положений части 1.1 настоящей статьи.

Частью 2 статьи 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ установлено, что списки соответствующих работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых назначается страховая пенсия по старости в соответствии с частью 1 данной статьи, правила исчисления периодов работы (деятельности) и назначения указанной пенсии при необходимости утверждаются Правительством Российской Федерации.

Периоды работы (деятельности), имевшие место до дня вступления в силу этого федерального закона, засчитываются в стаж на соответствующих видах работ, дающий право на досрочное назначение страховой пенсии по старости, при условии признания указанных периодов в соответствии с законодательством, действовавшим в период выполнения данной работы (деятельности), дающей право на досрочное назначение пенсии (часть 3 статьи 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ).

Периоды работы (деятельности), имевшие место до дня вступления в силу названного федерального закона, могут исчисляться с применением правил исчисления, предусмотренных законодательством, действовавшим при назначении пенсии в период выполнения данной работы (деятельности) (часть 4 статьи 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ).

В целях реализации положений статей 30 и 31 указанного закона Правительством Российской Федерации принято постановление от 16 июля 2014 г. N 665 "О списках работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых досрочно назначается страховая пенсия по старости, и правилах исчисления периодов работы (деятельности), дающей право на досрочной пенсионное обеспечение".

В соответствии с подпунктом "н" пункта 1 данного постановления при досрочном назначении страховой пенсии по старости лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения, применяются:

- Список должностей и учреждений, работа в которых засчитывается в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения, в соответствии с подпунктом 20 пункта 1 статьи 27 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", утвержденный постановлением Правительства Российской Федерации от 29 октября 2002 г. N 781 "О списках работ, профессий, должностей, специальностей и учреждений, с учетом которых досрочно назначается трудовая пенсия по старости в соответствии со статьей 27 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", и об утверждении правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со статьей 27 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации";

- Список должностей, работа в которых засчитывается в выслугу, дающую право на пенсию за выслугу лет в связи с лечебной и иной работой по охране здоровья населения, утвержденный постановлением Правительства Российской Федерации от 22 сентября 1999 г. N 1066 "Об утверждении Списка должностей, работа в которых засчитывается в выслугу, дающую право на пенсию за выслугу лет в связи с лечебной и иной работой по охране здоровья населения, и Правил исчисления сроков выслуги для назначения пенсии за выслугу лет в связи с лечебной и иной работой по охране здоровья населения", - для учета соответствующей деятельности, имевшей место в период с 1 ноября 1999 г. по 31 декабря 2001 г. включительно;

- Список профессий и должностей работников здравоохранения и санитарно-эпидемиологических учреждений, лечебная и иная работа которых по охране здоровья населения дает право на пенсию за выслугу лет, утвержденный постановлением Совета Министров РСФСР от 6 сентября 1991 г. N 464 "Об утверждении Списка профессий и должностей работников здравоохранения и санитарно-эпидемиологических учреждений, лечебная и иная работа которых по охране здоровья населения дает право на пенсию за выслугу лет", с применением положений абзацев четвертого и пятого пункта 2 указанного постановления - для учета соответствующей деятельности, имевшей место в период с 1 января 1992 г. по 31 октября 1999 г. включительно;

- Перечень учреждений, организаций и должностей, работа в которых дает право на пенсию за выслугу лет (приложение к постановлению Совета Министров СССР от 17 декабря 1959 г. N 1397 "О пенсиях за выслугу лет работникам просвещения, здравоохранения и сельского хозяйства"), - для учета периодов соответствующей деятельности, имевшей место до 1 января 1992 г.

Из приведенных нормативных положений следует, что право на досрочное назначение страховой пенсии по старости имеют лица, непосредственно осуществлявшие, в том числе лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения не менее 25 лет в сельской местности … независимо от их возраста с применением положений части 1.1 настоящей статьи, предусмотренных соответствующими списками учреждений, организаций и должностей, работа в которых дает право на досрочное назначение страховой пенсии по старости в связи с осуществлением лечебной и иной деятельности по охране здоровья населения.

Во время вышеуказанных спорных периодов действовали списки и правила исчисления стажа, утвержденные постановлением Совмина РСФСР от 06.09.1991 N 464 (до 31.10.1999), затем - утвержденные постановлением Правительства Российской Федерации от 22.09.1999 N 1066 (до 13.11.2002), а также действуют нормы, предусмотренные постановлением Правительства Российской Федерации от 29.10.2002 N 781.

Согласно п. 3 Положения о порядке исчисления стажа для назначения пенсий за выслугу лет работникам просвещения и здравоохранения, утвержденного этим же Постановлением Совета Министров СССР, в стаж работы врачей и других работников здравоохранения, кроме работы, указанной в пункте 1 настоящего Положения, засчитываются работа на руководящих, инструкторских и инспекторских должностях, независимо от их наименования, в учреждениях, органах и организациях здравоохранения, а также на руководящих, инструкторских и инспекторских должностях в профсоюзе, объединяющем медицинских работников.

Перечнем учреждений, организаций и должностей, работа в которых дает право на пенсию за выслугу лет, утвержденным Постановлением Совмина СССР от 17.12.1959 N 1397 "О пенсиях за выслугу лет работникам просвещения, здравоохранения и сельского хозяйства" в качестве учреждения, работа в котором дает право на пенсию за выслугу лет, поименованы фельдшерские и фельдшерско-акушерские пункты, а в качестве должностей поименованы - врачи, фельдшеры, помощники врача, акушерки и медицинские сестры - все независимо от наименования должности.

Пунктом 5 Правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения, в соответствии с пп. 20 п. 1 ст. 27 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", утвержденных Постановлением Правительства РФ от 29.10.2002 N 781, установлено, что периоды работы в должностях в учреждениях, указанных в списке, засчитываются в стаж работы в календарном порядке, за исключением следующих случаев применения льготного порядка исчисления стажа указанной работы:

а) лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения в городе, в сельской местности и в поселке городского типа (рабочем поселке), год работы в сельской местности или в поселке городского типа (рабочем поселке) засчитывается в указанный стаж работы как год и 3 месяца;

б) лицам, работавшим в структурных подразделениях учреждений здравоохранения в должностях по перечню согласно приложению (далее именуется - перечень), год работы засчитывается в указанный стаж работы как год и 6 месяцев. В таком же порядке в стаж работы засчитываются периоды работы в соответствующих должностях в отделениях (группах, палатах, выездных бригадах скорой медицинской помощи), перечисленных в пунктах 1 - 3 перечня.

Исчисление стажа работы лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в структурных подразделениях учреждений здравоохранения в должностях согласно перечню в городе, в сельской местности и в поселке городского типа (рабочем поселке), производится с применением льготного порядка исчисления стажа, предусмотренного как подпунктом "а", так и подпунктом "б" настоящего пункта. При этом льготный порядок исчисления стажа работы применяется к календарному периоду работы.

В соответствии с п. 6 вышеназванных Правил, в стаж работы засчитывается на общих основаниях в порядке, предусмотренном настоящими Правилами, работа в должностях, указанных в списке, в больницах всех наименований и фельдшерско-акушерских пунктах.

Списком должностей и учреждений, работа в которых засчитывается в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения, в соответствии с подп. 20 п. 1 ст. 27 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", утвержденным Постановлением Правительства РФ от 29.10.2002 N 781, предусмотрено включение в специальный стаж периодов работы в должности заведующего фельдшерско-акушерским пунктом - акушерки (фельдшера, медицинской сестры).

П. 19 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 11.12.2012 N 30 "О практике рассмотрения судами дел, связанных с реализацией прав граждан на трудовые пенсии" предусмотрено, что периоды работы в должностях в учреждениях, указанных в Списке, по общему правилу засчитываются в стаж работы, дающей право на досрочную пенсию лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения, в календарном порядке (пункт 5 названных выше Правил).

Вместе с тем в соответствии с подпунктом "а" пункта 5 названных Правил, если работа осуществлялась как в городе, так и в сельской местности и в поселке городского типа (рабочем поселке), период работы в сельской местности исчисляется в льготном порядке (1 год работы за 1 год и 3 месяца). В таком случае досрочная трудовая пенсия по старости назначается при наличии не менее 30 лет стажа. Если работа имела место только в сельской местности и (или) в поселке городского типа, то вышеназванные Правила не предусматривают возможности применения льготного порядка исчисления таких периодов работы, поскольку в данном случае право на досрочную пенсию по старости связано со стажем меньшей продолжительности - не менее 25 лет.

Между тем по волеизъявлению и в интересах застрахованного лица, претендующего на установление досрочной трудовой пенсии по старости по нормам Федерального закона N 173-ФЗ, периоды работы до 1 января 2002 года могут быть исчислены на основании ранее действовавших нормативных правовых актов.

По состоянию на 31 декабря 2001 года пенсионное обеспечение медицинских работников регулировалось, в частности, постановлением Правительства Российской Федерации от 22 сентября 1999 года N 1066 "Об утверждении Списка должностей, работа в которых засчитывается в выслугу, дающую право на пенсию за выслугу лет в связи с лечебной и иной работой по охране здоровья населения, и Правил исчисления сроков выслуги для назначения пенсии за выслугу лет в связи с лечебной и иной работой по охране здоровья населения" (далее - постановление N 1066).

Пунктом 1 постановления N 1066, вступившим в силу с 1 ноября 1999 года, были утверждены Список должностей, работа в которых засчитывается в выслугу, дающую право на пенсию за выслугу лет в связи с лечебной и иной работой по охране здоровья населения, и Правила исчисления сроков выслуги для назначения пенсии за выслугу лет в связи с лечебной и иной работой по охране здоровья населения, которые применяются к периодам работы после 1 ноября 1999 года.

В соответствии с пунктом 3 постановления N 1066 в выслугу, дающую право на пенсию за выслугу лет в связи с лечебной и иной работой по охране здоровья населения, периоды работы до 1 ноября 1999 года засчитывались в соответствии со Списком профессий и должностей работников здравоохранения и санитарно-эпидемиологических учреждений, лечебная и иная работа которых по охране здоровья населения дает право на пенсию за выслугу лет, утвержденным постановлением Совета Министров РСФСР от 6 сентября 1991 года N 464.

Учитывая, что пунктом 2 этого постановления один год работы в сельской местности или в поселке городского типа (рабочем поселке) засчитывался в стаж работы в льготном порядке (за 1 год и 3 месяца) независимо от того, проходила ли работа только в сельской местности или также и в городе, стаж работы в сельской местности до 1 ноября 1999 года может быть исчислен в указанном льготном порядке.

Льготный порядок исчисления (1 год работы за 1 год и 6 месяцев) предусмотрен и для лиц, работавших в структурных подразделениях учреждений здравоохранения в должностях по перечню, являющемуся приложением к Правилам исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 29 октября 2002 года N 781. Аналогичный порядок применяется при исчислении периодов работы в структурных подразделениях организаций, перечень которых приведен в пункте 6 Правил.

Согласно записям трудовой книжки серии №, - ФИО1 (л.д. 77-84) работала в <данные изъяты> (с ДД.ММ.ГГГГ <данные изъяты>; с ДД.ММ.ГГГГ переименована в <данные изъяты> с ДД.ММ.ГГГГ переименована в <данные изъяты>»):

- с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в должности заведующего <данные изъяты>

- с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ – медицинской сестрой кабинета функциональной диагностики;

- с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ – медицинским регистратором;

- с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ – участковой медицинской сестрой детской консультации;

- с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ – медицинской сестрой подросткового кабинета;

- с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ – медицинским регистратором;

- с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ - медицинской сестрой подросткового кабинета;

- с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ – медицинским регистратором;

- ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ – медицинской сестрой стоматологического кабинета на 0,75 ставки;

- с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ – фельдшером приписного участка педиатрического кабинета;

- с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ – участковой медицинской сестрой;

- с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ – фельдшером педиатрического кабинета;

- с ДД.ММ.ГГГГ по настоящее время – фельдшером скорой помощи, что не оспаривалось ответчиком.

В соответствии с п. 1 Положения о фельдшерско-акушерском пункте, утвержденного Приказов Минздрава СССР от 23.09.1981 N 1000 "О мерах по совершенствованию организации работы амбулаторно-поликлинических учреждений", фельдшерско-акушерский пункт является амбулаторно-поликлиническим учреждением в сельских населенных пунктах и на объектах строительства вне населенных пунктов, открытие и закрытие которого производится органом здравоохранения в установленном порядке.

Фельдшерско-акушерский пункт находится в ведении сельского Совета народных депутатов. Руководство деятельностью фельдшерско-акушерского пункта осуществляет больничное или амбулаторно-поликлиническое учреждение, которому он подчинен.

Персонал фельдшерско-акушерского пункта руководствуется в своей работе действующим Законодательством, настоящим положением, приказами, инструкциями и методическими указаниями Министерства здравоохранения СССР, а также указаниями и распоряжениями руководителя учреждения, которому подчиняется ФАП.

На фельдшерско-акушерский пункт возлагается:

- оказание населению доврачебной медицинской помощи;

- своевременное и в полном объеме выполнение назначений врача;

- организация патронажа детей и беременных женщин, систематическое наблюдение за состоянием здоровья инвалидов Отечественной войны и ведущих специалистов сельского хозяйства (механизаторов, животноводов и др.);

- проведение под руководством врача комплекса профилактических, противоэпидемических и санитарно-гигиенических мероприятий, направленных на снижение заболеваемости, прежде всего инфекционной и паразитарной, сельскохозяйственного и бытового травматизма;

- проведение мероприятий по снижению детской и материнской смертности.

При отсутствии в штате фельдшерско-акушерского пункта других медицинских работников (акушерки и патронажной медицинской сестры) заведующий выполняет их обязанности и пользуется их правами, предусмотренными Положениями об указанных должностных лицах.

Из представленных доказательств, а именно:

- из штатного расписания Ичкалинского ФАП (л.д. 34-37), расчетно-платежных ведомостей (л.д. 73-76), табелей учета рабочего времени, платежных ведомостей (л.д. 85-91), следует, что в штате указанного ФАП на ДД.ММ.ГГГГ г. были предусмотрены две должности: заведующая ФАП и санитарка (л.д._____), других работников в ФАП не имелось, при этом должность заведующей занимала ФИО (после регистрации ФИО1) (л.д. 30) Наталья Николаевна, которой выплачивалась заработная плата;

- из медицинских карт амбулаторных больных за период ДД.ММ.ГГГГ. (л.д. 32-33, 34-35, 36-439, 40-42) в Ичкалинским ФАП, следует, что ФИО1, занимая должность заведующей ФАП, в спорный период осуществляла лечебную деятельность, т.е. оказывала доврачебную медицинскую помощь, выполняла работу фельдшера, поскольку именно для оказания медицинской помощи организовывался фельдшерско-акушерский пункт в селе, а не для выполнения контролирующих функций.

Факт выполнения ФИО1 работы фельдшера, подтверждается наличием в фельдшерско-акушерском пункте лишь одной ставки среднего медперсонала (заведующей), которую занимала истец, при этом, отдельной ставки фельдшера или медицинской сестры не было, что свидетельствует о том, что, будучи заведующей фельдшерско-акушерским пунктом, она одновременно выполняла работу фельдшера.

При этом, несмотря на отсутствие в списке профессий и должностей работников здравоохранения и санитарно-эпидемиологических учреждений, лечебная и иная работа которых по охране здоровья населения дает право на пенсию за выслугу лет, утвержденный постановлением Совета Министров РСФСР от 6 сентября 1991 г. N 464 " профессии заведующая – фельдшер фельдшерско-акушерским пунктом, указанная должность указана в списке работ, профессий, должностей, специальностей и учреждений, с учетом которых досрочно назначается трудовая пенсия по старости в соответствии со статьей 27 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", и об утверждении Правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со статьей 27 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", утвержденном Постановлением Правительства РФ от 29.10.2002 N 781 (заведующая фельдшерско-акушерским пунктом - акушерка (фельдшер, медицинская сестра), в связи с чем, период работы истца с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ должен быть включен в стаж, дающий право на досрочное назначение пенсии по п. 20 ч.1 ст. 30 ФЗ от 28.12.2013 г. № 400-ФЗ.

При указанных обстоятельствах, неверное указание наименование должности не может являться основанием для исключения спорного периода из стажа, поскольку это не оправдывается ни одной из целей, указанных в ст. 55 Конституции РФ.

В связи с тем, что данная лечебная деятельность истцом осуществлялась в лечебном учреждении (<данные изъяты>), расположенном в сельской местности, период работы с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ (2 года за 2 года 6 месяцев), с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ.(6 месяцев 16 дней за 8 месяцев 22 дня), с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ (1 месяц за 1месяц 3 дня) – подлежит включению в льготном исчислении (1 год за 1 год 3 месяца); с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ (2 года 3 месяца)– включению в календарном исчислении на основании п. 19 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 11.12.2012 N 30 "О практике рассмотрения судами дел, связанных с реализацией прав граждан на трудовые пенсии".

Кроме этого, согласно ст. ст. 167, 187 Трудового кодекса РФ при направлении работника на курсы повышения квалификации (на профессиональное обучение или дополнительное профессиональное образование с отрывом от работы) ему гарантируются сохранение места работы (должности) и среднего заработка. Повышение работниками квалификации с отрывом от работы по направлению работодателя являются обязанностями работников, которые установлены трудовым законодательством и непосредственно связаны с трудовой деятельностью. Период нахождения на курсах повышения квалификации является периодом работы с сохранением средней заработной платы, с которой работодатель производит отчисление страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации, необходимых для исчисления страхового стажа.

Согласно справке № от ДД.ММ.ГГГГ <данные изъяты> (л.д. 23-26), приказам о направлении на обучение (курсы повышения квалификации) (л.д. 27,28,29), свидетельствам о повышении квалификации (л.д. 31), удостоверениям (л.д. 32,33), ФИО1, занимая должность фельдшера педиатрического кабинета (с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ) и фельдшера скорой помощи (с ДД.ММ.ГГГГ по настоящее время) повышала квалификацию в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ (1 месяц 7 дней), ДД.ММ.ГГГГ (1 месяц 8 дней), ДД.ММ.ГГГГ. (7 дней), всего 2 месяца 24 дня (1 мес. 7 дней +1 месяц 8 дней + 9 дней).

Суд, учитывая, что в указанные периоды, истец продолжала работать и за ней сохранялась средняя заработная плата на период обучения, с которой работодатель осуществлял отчисление страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации, на повышение квалификации она направлялась работодателем на основании соответствующих приказов, считает, что указанные периоды нахождения на курсах повышения квалификации подлежит включению в специальный стаж в календарном исчислении, поскольку им предшествовал период работы, подлежащий включению в специальный стаж в календарном исчислении.

Доводы ответчика об отсутствии оснований для включения указанных периодов в специальный стаж, не принимаются во внимание, так как противоречат положениям ст.187 Трудового кодекса РФ, предусматривающей, что в случае направления работодателем работника для повышения квалификации с отрывом от работы за ним сохраняется место работы (должность) и средняя заработная плата, а также доказательствам, представленным суду относительно занимаемой должности в оспариваемый период.

Кроме этого, в соответствии с Федеральным законом от 20 июля 2012 года N 125-ФЗ "О донорстве крови и ее компонентов", государство гарантирует донору защиту его прав и охрану его здоровья, донору гарантируются льготы, связанные с восстановлением и поддержанием его здоровья, что соответствует конституционно значимым целям и предопределяет обязанности по отношению к донорам, как государства, так и организаций независимо от форм собственности.

В соответствии со ст. 186 Трудового кодекса РФ в день сдачи крови и ее компонентов, а также в день связанного с этим медицинского обследования работник освобождается от работы. В случае, если по соглашению с работодателем работник в день сдачи крови и ее компонентов вышел на работу (за исключением тяжелых работ и работ с вредными и (или) опасными условиями труда, когда выход работника на работу в этот день невозможен), ему предоставляется по его желанию другой день отдыха. В случае сдачи крови и ее компонентов в период ежегодного оплачиваемого отпуска, в выходной или нерабочий праздничный день работнику по его желанию предоставляется другой день отдыха. После каждого дня сдачи крови и ее компонентов работнику предоставляется дополнительный день отдыха. Указанный день отдыха по желанию работника может быть присоединен к ежегодному оплачиваемому отпуску или использован в другое время в течение года после дня сдачи крови и ее компонентов. При сдаче крови и ее компонентов работодатель сохраняет за работником его средний заработок за дни сдачи и предоставленные в связи с этим дни отдыха.

Согласно правовой позиции Конституционного Суда РФ, изложенной в определении от 26 января 2010 года N 59-О-О, в соответствии с Законом РФ "О донорстве крови и ее компонентов", донорство крови и ее компонентов, которые используются для медицинской помощи и могут быть получены только от человека, является свободно выраженным добровольным актом гражданина. Гражданин совершает этот акт с риском для собственного здоровья в интересах охраны жизни и здоровья других людей, а значит, в интересах государства и общества в целом. Поэтому государство гарантирует донору защиту его прав и охрану его здоровья; донору гарантируются льготы, связанные с восстановлением и поддержанием его здоровья, что соответствует конституционно значимым целям и предопределяет обязанности по отношению к донорам как государства, так и организаций независимо от форм собственности.

В соответствии с разъяснением, содержащимся в письме Пенсионного фонда РФ от 07 декабря 1998 года N 06-28/10740 "О порядке зачета в специальный трудовой стаж "донорских" дней", работникам, являющимся донорами, день сдачи крови, а также последующий день отдыха засчитывается в специальный трудовой стаж, дающий право на пенсию в связи с особыми условиями труда (в том числе по Списку N 1 и 2), поскольку в эти дни за работниками сохраняется средний заработок, а в табеле учета рабочего времени указывается полный рабочий день.

С учетом системного толкования приведенных выше положений законодательства, донорские дни засчитываются в специальный стаж, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии, поскольку в эти дни за истцом сохранялся средний заработок, в связи с чем, дни отдыха, предоставленные за сдачу крови (донорские дни ДД.ММ.ГГГГ всего 8 дней, подлежат включению в специальный стаж в календарном исчислении, поскольку им предшествовал период работы, подлежащий включению в специальный стаж в календарном исчислении.

Суд, учитывая, что при включении периодов работы в должности заведующего – фельдшера <данные изъяты>: с ДД.ММ.ГГГГ. по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ – в льготном исчислении; с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ – в календарном исчислении; периодов нахождения на курсах повышения квалификации: с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по 08.10.2014г., с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ - в календарном исчислении; дней отдыха, предоставленных за сдачу крови (донорские дни): с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ - в календарном исчислении, по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ. специальный стаж истца составит 25 лет, т.е. является выработанным, в связи с чем, ответчик обязан исчислять срок для назначения пенсии ФИО1 по п.20 ч. 1 статьи 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 года N 400-ФЗ "О страховых пенсиях", установленный в Приложении № 7 к указанному закону, в соответствии с пунктом 3 статьи 10 Федерального закона от 03 октября 2018г. N 350-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам назначения и выплаты пенсий" с ДД.ММ.ГГГГ

Решая вопрос о судебных расходах, суд руководствуется положениями ст.88, ст.94, ст.98 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации.

Согласно ст. 98 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации стороне, в пользу которой состоялось решение суда, суд присуждает возместить с другой стороны все понесенные по делу судебные расходы.

Согласно ч.1 ст.100 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации стороне, в пользу которой состоялось решение суда, по ее письменному ходатайству суд присуждает с другой стороны расходы на оплату услуг представителя в разумных пределах.

Истцом понесены судебные расходы по оплате госпошлины при подаче иска в суд в размере 300 руб. (л.д.14), оплате услуг представителя по составлению искового заявления в размере 5 000 руб. (л.д.13), представительство в суде в размере 20 000 руб. (л.д. 111), которые суд признает связанными с рассмотрением дела, и, исходя из положений ст.98 Гражданского процессуального кодекса РФ, сложности дела, принципа разумности и справедливости, одного судебного заседания, считает возможным взыскать с ответчика в пользу истца судебные расходы в размере 12 800 руб. (300 руб. – по оплате госпошлины + 5000 руб. – за составление иска + 7 500 руб. – за представительство интересов в суде).

Руководствуясь ст. 194-ст.199 Гражданского процессуального кодекса РФ, суд

РЕШИЛ:


Обязать Государственное учреждение - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в г.Барабинске Новосибирской области (межрайонное):

- включить ФИО1 в стаж, дающий право на досрочное назначение пенсии по старости по п.20 ч.1 ст. 30 Федерального закона «О страховых пенсиях» от 28.12.2013 г. № 400-ФЗ:

* периоды работы в должности заведующего – фельдшера <данные изъяты>: ДД.ММ.ГГГГ. – в льготном исчислении; ДД.ММ.ГГГГ – в календарном исчислении;

* периоды нахождения на курсах повышения квалификации: ДД.ММ.ГГГГ. - в календарном исчислении;

* дни отдыха, предоставленные за сдачу крови (донорские дни): с ДД.ММ.ГГГГ - в календарном исчислении;

- исчислять срок для назначения пенсии ФИО1 по п.20 ч. 1 статьи 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 года N 400-ФЗ "О страховых пенсиях", установленный в Приложении № 7 к указанному закону, в соответствии с пунктом 3 статьи 10 Федерального закона от 03 октября 2018г. N 350-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам назначения и выплаты пенсий" с ДД.ММ.ГГГГ., т.е. с даты выработанного специального стажа.

Взыскать с Государственного учреждения - Управления Пенсионного фонда Российской Федерации в г.Барабинске Новосибирской области (межрайонное) в пользу ФИО1 судебные расходы в размере 12 800 (двенадцать тысяч восемьсот) руб..

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Новосибирский областной суд через Барабинский районный суд Новосибирской области в течение месяца со дня составления судом мотивированного решения.

Судья Барабинского районного

суда Новосибирской области Е.В.Сафонова

Мотивированное решение изготовлено судом 28.10.2020 г.



Суд:

Барабинский районный суд (Новосибирская область) (подробнее)

Судьи дела:

Сафонова Елена Владимировна (судья) (подробнее)