Решение № 2А-12504/2025 2А-2331/2026 2А-2331/2026(2А-12504/2025;)~М-11413/2025 М-11413/2025 от 19 апреля 2026 г. по делу № 2А-12504/2025Вологодский городской суд (Вологодская область) - Административное Дело № 2а-2331/2026 (2а-12504/2025) УИД 35RS0010-01-2025-019805-48 Именем Российской Федерации <...> 20 апреля 2026 года Судья Вологодского городского суда Вологодской области Колодезный А.В., рассмотрев в порядке упрощенного (письменного) производства административное дело по административному исковому заявлению Управления Федеральной налоговой службы по Вологодской области (далее – УФНС по Вологодской области) к ФИО1 о взыскании задолженности по налогам, пеней, УФНС по Вологодской области обратилась в суд с административным иском о взыскании с ФИО1 налога на доходы физических лиц за 2022 год в размере 85 044 руб. 81 коп. по сроку уплаты до 17.07.2023; налога на имущество за 2021 год в размере 59 руб.; штрафа по налогу на доходы физических лиц за 2022 год в размере 6 825 руб., пеней в размере 43 208 руб. 61 коп., ссылаясь на неисполнение налогоплательщиком обязанностей по уплате налоговых платежей. В судебное заседание, назначенное на 20 апреля 2026 года в 10 часов 30 минут лица, участвующие в деле, надлежащим образом извещенные о времени и месте его рассмотрения, и представители этих лиц не явились. При этом явка всех указанных лиц не является обязательной и не признавалась таковой судом. В соответствии с частью 7 статьи 150 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, если в судебное заседание не явились все лица, участвующие в деле, надлежащим образом извещенные о времени и месте его рассмотрения, явка которых не является обязательной или не признана судом обязательной, или представители этих лиц, суд рассматривает административное дело в порядке упрощенного (письменного) производства, предусмотренного главой 33 настоящего Кодекса. Согласно статье 292 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации в порядке упрощенного (письменного) производства административные дела рассматриваются без проведения устного разбирательства. При рассмотрении административного дела в таком порядке судом исследуются только доказательства в письменной форме (включая отзыв, объяснения и возражения по существу заявленных требований, а также заключение в письменной форме прокурора, если настоящим Кодексом предусмотрено вступление прокурора в судебный процесс). Исследовав материалы дела, суд пришел к следующему. Конституция Российской Федерации в статье 57 устанавливает, что каждый обязан платить законно установленные налоги и сборы. Аналогичное положение содержится также в пункте 1 статьи 3 Налогового кодекса Российской Федерации. Налогоплательщик обязан самостоятельно исполнить обязанность по уплате налога посредством перечисления денежных средств в качестве единого налогового платежа, если иное не предусмотрено законодательством Российской Федерации о налогах и сборах. Обязанность по уплате налога должна быть исполнена в срок, установленный в соответствии с настоящим Кодексом. Налогоплательщик вправе перечислить денежные средства в счет исполнения обязанности по уплате налога до наступления установленного срока (пункт 1 статьи 45 Налогового кодекса Российской Федерации). Сроки уплаты налогов и сборов устанавливаются применительно к каждому налогу и сбору (пункт 1 статьи 57 Налогового кодекса Российской Федерации). При уплате налога, сбора, страховых взносов с нарушением срока уплаты налогоплательщик (плательщик сбора, плательщик страховых взносов) уплачивает пени в порядке и на условиях, предусмотренных настоящим Кодексом (пункт 2 статьи 57 Налогового кодекса Российской Федерации). В случаях, когда расчет суммы налога производится налоговым органом, обязанность по уплате налога возникает не ранее даты получения налогового уведомления (пункт 4 статьи 57 Налогового кодекса Российской Федерации). Налоговое уведомление может быть направлено по почте заказным письмом или передано в электронной форме через личный кабинет налогоплательщика, личный кабинет на едином портале государственных и муниципальных услуг. В случае направления налогового уведомления по почте заказным письмом налоговое уведомление считается полученным по истечении шести дней с даты направления заказного письма (пункт 4 статьи 52 Налогового кодекса Российской Федерации). Налог на имущество физических лиц относится к местным налогам, устанавливается Налоговым кодексом Российской Федерации и нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований, вводится в действие и прекращает действовать в соответствии с Налоговым кодексом Российской Федерации и нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований и обязателен к уплате на территориях этих муниципальных образований (подпункт 2 статьи 15, абзац первый пункта 1 статьи 399 Налогового кодекса Российской Федерации). Согласно статье 400 Налогового кодекса Российской Федерации налогоплательщиками налога на имущество физических лиц признаются физические лица, обладающие правом собственности на имущество, признаваемое объектом налогообложения в соответствии со статьей 401 Налогового кодекса Российской Федерации, пунктом 1 которой закреплено, что объектом налогообложения признается расположенное пределах муниципального образования (города федерального значения Москвы, Санкт-Петербурга или Севастополя) следующее имущество: 1) жилой дом; 2) жилое помещение (квартира, комната); 3) гараж, машино-место; 4) единый недвижимый комплекс; 5) объект незавершенного строительства; 6) иные здание, строение, сооружение, помещение. Абзацами первым, вторым пункта 1 и пунктом 3 статьи 402 Налогового кодекса Российской Федерации установлено, что налоговая база в отношении объектов налогообложения определяется исходя из их кадастровой стоимости, за исключением случаев, предусмотренных пунктом 2 статьи 402 Налогового кодекса Российской Федерации. Согласно пункту 1 статьи 403 Налогового кодекса Российской Федерации налоговая база определяется в отношении каждого объекта налогообложения как его кадастровая стоимость, внесенная в Единый государственный реестр недвижимости и подлежащая применению с 1 января года, являющегося налоговым периодом, с учетом особенностей, предусмотренных настоящей статьей. При этом в силу пункта 2 указанной выше статьи в случае изменения кадастровой стоимости объекта имущества по решению комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости или решению суда сведения о кадастровой стоимости, установленной решением указанной комиссии или решением суда, учитываются при определении налоговой базы начиная с налогового периода, в котором подано соответствующее заявление о пересмотре кадастровой стоимости, но не ранее даты внесения в Единый государственный реестр недвижимости кадастровой стоимости, которая являлась предметом оспаривания. В соответствии с пунктом 2 статьи 406 Налогового кодекса Российской Федерации в случае определения налоговой базы исходя из кадастровой стоимости объекта налогообложения налоговые ставки устанавливаются в размерах, не превышающих: 0,1 процента в отношении: жилых домов, частей жилых домов, квартир, частей квартир, комнат, объектов незавершенного строительства в случае, если проектируемым назначением таких объектов является жилой дом, единых недвижимых комплексов, в состав которых входит хотя бы один жилой дом, гаражей и машино-мест, в том числе расположенных в объектах налогообложения, указанных в подпункте 2 настоящего пункта, хозяйственных строений или сооружений, площадь каждого из которых не превышает 50 квадратных метров и которые расположены на земельных участках, предоставленных для ведения личного подсобного, дачного хозяйства, огородничества, садоводства или индивидуального жилищного строительства; 2 процентов в отношении объектов налогообложения, включенных в перечень, определяемый в соответствии с пунктом 7 статьи 378.2 настоящего Кодекса, в отношении объектов налогообложения, предусмотренных абзацем вторым пункта 10 статьи 378.2 настоящего Кодекса, а также в отношении объектов налогообложения, кадастровая стоимость каждого из которых превышает 300 миллионов рублей; 0,5 процента в отношении прочих объектов налогообложения. Налоговым периодом признается календарный год (статья 405 Налогового кодекса Российской Федерации). В силу пункта 1 статьи 408 Налогового кодекса Российской Федерации сумма налога исчисляется налоговыми органами по истечении налогового периода отдельно по каждому объекту налогообложения как соответствующая налоговой ставке процентная доля налоговой базы с учетом особенностей, установленных настоящей статьей. В случае, если объект налогообложения находится в общей долевой собственности, налог исчисляется в соответствии с пунктом 1 настоящей статьи с учетом положений пункта 8 настоящей статьи для каждого из участников долевой собственности пропорционально его доле в праве собственности на такой объект налогообложения (абзац первый пункта 3 статьи 408 Налогового кодекса Российской Федерации). Согласно абзацу первому пункта 5 статьи 408 Налогового кодекса Российской Федерации в случае возникновения (прекращения) у налогоплательщика в течение налогового периода права собственности на имущество исчисление суммы налога в отношении данного имущества производится с учетом коэффициента, определяемого как отношение числа полных месяцев, в течение которых это имущество находилось в собственности налогоплательщика, к числу календарных месяцев в налоговом периоде. Если возникновение права собственности на имущество произошло до 15-го числа соответствующего месяца включительно или прекращение права собственности на имущество произошло после 15-го числа соответствующего месяца, за полный месяц принимается месяц возникновения (прекращения) указанного права (абзац второй пункта 5 статьи 408 Налогового кодекса Российской Федерации). Налог подлежит уплате налогоплательщиками в срок не позднее 1 декабря года, следующего за истекшим налоговым периодом (пункт 1 статьи 409 Налогового кодекса Российской Федерации). В соответствии с пунктом 1 статьи 207 Налогового кодекса Российской Федерации налогоплательщиками налога на доходы физических лиц признаются физические лица, являющиеся налоговыми резидентами Российской Федерации, а также физические лица, получающие доходы от источников в Российской Федерации, не являющиеся налоговыми резидентами Российской Федерации. Объектом налогообложения налога на доходы физических лиц, являющихся налоговыми резидентами Российской Федерации, в силу положений статей 208 и 209 Налогового кодекса Российской Федерации признается доход, полученный налогоплательщиками от источников в Российской Федерации и (или) от источников за пределами Российской Федерации. Как усматривается из материалов дела и установлено судом, ФИО1 в 2019-2021 годах являлась собственником имущества, признаваемого объектом налогообложения: - квартиры с кадастровым номером №, расположенной по адресу: <адрес>. Согласно налоговым уведомлениям: № от 01.09.2022 налог на имущество за 2021 год исчислен в размере 59 руб. Сумма налога рассчитана исходя из налоговой базы и в соответствии с нормами налогового законодательства. Налоговое уведомление направлено в адрес административного ответчика через личный кабинет налогоплательщика. Пунктом 2 статьи 45 Налогового кодекса Российской Федерации определено, что, если иное не предусмотрено пунктами 4 и 5 настоящей статьи, в случае неуплаты или неполной уплаты налога в установленный срок производится взыскание задолженности в порядке, предусмотренном настоящим Кодексом. Принадлежность сумм денежных средств, перечисленных и (или) признаваемых в качестве единого налогового платежа, определяется налоговыми органами на основании учтенной на едином налоговом счете налогоплательщика суммы его совокупной обязанности с соблюдением следующей последовательности: 1) недоимка по налогу на доходы физических лиц - начиная с наиболее раннего момента ее возникновения; 2) налог на доходы физических лиц - с момента возникновения обязанности по его перечислению налоговым агентом; 3) недоимка по иным налогам, сборам, страховым взносам - начиная с наиболее раннего момента ее возникновения; 4) иные налоги, авансовые платежи, сборы, страховые взносы - с момента возникновения обязанности по их уплате (перечислению); 5) пени; 6) проценты; 7) штрафы (пункт 8 статьи 45 Налогового кодекса Российской Федерации). В случае, если на момент определения налоговыми органами принадлежности в соответствии с пунктами 8 и 9 настоящей статьи сумм денежных средств, перечисленных и (или) признаваемых в качестве единого налогового платежа, недостаточно для исполнения обязанностей по уплате налогов, авансовых платежей по налогам, сборов, страховых взносов с совпадающими сроками их уплаты, принадлежность определяется в соответствии с последовательностью, установленной пунктом 8 настоящей статьи, пропорционально суммам таких обязанностей (пункт 10 статьи 45 Налогового кодекса Российской Федерации). В силу пункта 2 статьи 11 Налогового кодекса Российской Федерации сумма налога или сумма сбора, не уплаченная (не перечисленная) в установленный законодательством о налогах и сборах срок, признается недоимкой. Задолженность по уплате налогов, сборов и страховых взносов в бюджеты бюджетной системы Российской Федерации (далее - задолженность) - общая сумма недоимок, а также не уплаченных налогоплательщиком, плательщиком сборов, плательщиком страховых взносов и (или) налоговым агентом пеней, штрафов и процентов, предусмотренных настоящим Кодексом, и сумм налогов, подлежащих возврату в бюджетную систему Российской Федерации в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом, равная размеру отрицательного сальдо единого налогового счета этого лица. Пунктом 1 статьи 69 Налогового кодекса Российской Федерации установлено, что неисполнение обязанности по уплате налогов, авансовых платежей по налогам, сборов, страховых взносов, пеней, штрафов, процентов, повлекшее формирование отрицательного сальдо единого налогового счета налогоплательщика, является основанием для направления налоговым органом налогоплательщику требования об уплате задолженности. Требованием об уплате задолженности признается извещение налогоплательщика о наличии отрицательного сальдо единого налогового счета и сумме задолженности с указанием налогов, авансовых платежей по налогам, сборов, страховых взносов, пеней, штрафов, процентов на момент направления требования, а также об обязанности уплатить в установленный срок сумму задолженности. Пунктом 2 статьи 69 Налогового кодекса Российской Федерации установлено, что требование об уплате задолженности также должно содержать: сведения о сроке исполнения требования; сведения о мерах по взысканию задолженности и обеспечению исполнения обязанности по уплате налога, авансовых платежей, сборов, страховых взносов, пеней, штрафов, процентов, которые будут применены в случае неисполнения требования налогоплательщиком; предупреждение об обязанности налогового органа в соответствии с пунктом 3 статьи 32 настоящего Кодекса направить материалы в следственные органы для решения вопроса о возбуждении уголовного дела (в случае, если размер недоимки позволяет предполагать факт совершения нарушения законодательства о налогах и сборах, содержащего признаки преступления). Форма требований об уплате задолженности, а также форма документов, используемых налоговыми органами при применении обеспечительных мер и взыскании задолженности, утверждены приказом ФНС России от 02.12.2022 № ЕД-7-8/1151@. Согласно приложению № 1 к данному приказу в требовании об уплате задолженности указывается, что в случае изменения суммы задолженности направление дополнительного (уточненного) требования об уплате задолженности законодательством Российской Федерации о налогах и сборах не предусмотрено. Актуальную информацию об имеющейся задолженности можно получить в личном кабинете налогоплательщика (при его наличии). В соответствии с пунктом 1 статьи 70 Налогового кодекса Российской Федерации требование об уплате задолженности должно быть направлено налогоплательщику, плательщику сбора, плательщику страховых взносов, налоговому агенту не позднее трех месяцев со дня формирования отрицательного сальдо единого налогового счета этого лица, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом. Требование об уплате задолженности может быть передано руководителю организации (ее законному или уполномоченному представителю) или физическому лицу (его законному или уполномоченному представителю) лично под расписку, направлено по почте заказным письмом, передано в электронной форме по телекоммуникационным каналам связи или через личный кабинет налогоплательщика, а также может быть передано налогоплательщику - физическому лицу в электронной форме через личный кабинет на едином портале государственных и муниципальных услуг. В случае направления указанного требования по почте заказным письмом оно считается полученным по истечении шести дней с даты направления заказного письма (пункт 4 статьи 69 Налогового кодекса Российской Федерации). В соответствии с пунктом 3 статьи 69 Налогового кодекса Российской Федерации Требование об уплате задолженности должно быть исполнено в течение восьми дней с даты получения указанного требования, если более продолжительный период времени для уплаты задолженности не указан в этом требовании. Исполнением требования об уплате задолженности признается уплата (перечисление) суммы задолженности в размере отрицательного сальдо на дату исполнения. В соответствии с пунктом 1 статьи 80 Налогового кодекса Российской Федерации налоговая декларация представляет собой письменное заявление налогоплательщика об объектах налогообложения, о полученных доходах и произведённых расходах, об источниках доходов, о налоговой базе, налоговых льготах, об исчисленной сумме налога и (или) о других данных, служащих основанием для исчисления и уплаты налога. Налоговая декларация представляется каждым налогоплательщиком по каждому налогу, подлежащему уплате этим налогоплательщиком, если иное не предусмотрено законодательством о налогах и сборах. Согласно пункту 1 статьи 229 Налогового кодекса Российской Федерации, налогоплательщики обязаны представить налоговую декларацию по налогу на доходы физических лиц (форма № 3-НДФЛ) не позднее 30 апреля года, следующего за истекшим налоговым периодом, если иное не предусмотрено статьей 227.1 Налогового кодекса Российской Федерации. Срок представления Декларации за 2022 год - 02.05.2023. Административный ответчик не представила первичную Декларацию в установленный налоговым законодательством срок. Согласно пункту 6 статье 210 Налогового кодекса Российской Федерации налоговая база по доходам от продажи имущества (за исключением ценных бумаг) и (или) доли (долей) в нем, по доходам в виде стоимости имущества (за исключением ценных бумаг), полученного в порядке дарения, а также по подлежащим налогообложению доходам, полученным физическими лицами в виде страховых выплат по договорам страхования и выплат по пенсионному обеспечению, в отношении которых применяется налоговая ставка, установленная пунктом 1,1 статьи 224 настоящего Кодекса, определяется как денежное выражение таких доходов, подлежащих налогообложению, уменьшенных на сумму налоговых вычетов, предусмотренных подпунктами 1 (в части, относящейся к проданным имуществу и (или) доле (долям) в нем) и 2 пункта 1 статьи 220 настоящего Кодекса, а также с учетом особенностей, установленных статьями 213, 213.1 и 214,10 настоящего Кодекса. Пункт 2 статьи 214.10 Налогового кодекса Российской Федерации устанавливает, что в случае, если доходы налогоплательщика от продажи объекта недвижимого имущества меньше, чем кадастровая стоимость этого объекта, внесенная в Единый государственный реестр недвижимости и подлежащая применению с 1 января года, в котором осуществлена государственная регистрация перехода права собственности на проданный объект недвижимого имущества (в случае образования этого объекта недвижимого имущества в течение налогового периода - кадастровая стоимость этого объекта недвижимого имущества, определенная на дату его постановки на государственный кадастровый учет), умноженная на понижающий коэффициент 0,7, в целях налогообложения доходы налогоплательщика от продажи этого объекта недвижимого имущества принимаются равными умноженной на понижающий коэффициент 0,7 соответствующей кадастровой стоимости этого объекта недвижимого имущества. В соответствии с пунктом 1 статьи 220 Налогового кодекса Российской Федерации при определении размера налоговой базы по доходам от продажи имущества налогоплательщик в соответствии с пунктом 6 статьи 210 Налогового кодекса Российской Федерации налогоплательщик имеет право на получение имущественного налогового вычета. Имущественный налоговый вычет предоставляется: - в размере доходов, полученных налогоплательщиком в налоговом периоде от продажи жилых домов, квартир, комнат, включая приватизированные жилые помещения, садовых домов или земельных участков или доли (долей) в указанном имуществе, находившихся в собственности налогоплательщика менее минимального предельного срока владения объектом недвижимого имущества, установленного в соответствии со статьей 217.1 Налогового кодекса Российской Федерации, не превышающем в целом 1 000 000 рублей. В связи с тем, что декларация по налогу на доходы физических лиц по форме 3-НДФЛ за 2022 год налогоплательщиком не представлена, с 18.07.2023 налоговым органом проведена камеральная налоговая проверка, предусмотренная пунктом 1.2 статьи 88 Налогового кодекса Российской Федерации. В рамках проведения камеральной налоговой проверки по данным на основе имеющихся у налоговых органов документов (информации) в адрес налогоплательщика направлено требование № от 21.08.2023 о предоставлении документов, подтверждающих полученные доходы от реализации (получения в дар) недвижимого имущества/ земельного участка и документы, подтверждающие сумму произведенных расходов, направленных на приобретение реализованных объектов недвижимого имущества/земельного участка, либо о необходимости предоставления в налоговой орган декларации по налогу на доходы физических лиц по форме 3-НДФЛ за год 2022. На дату составления акта камеральной налоговой проверки налогоплательщиком декларация по налогу на доходы физических лиц по форме 3-НДФЛ за 2022 год с приложением копий подтверждающих документов не представлены. Сумма НДФЛ к уплате по результатам камеральной налоговой проверки на основе имеющихся у налогового органа документов(сведений) по доходам, полученным налогоплательщиком в 2022 году от продажи и (или) дарения объектов недвижимости за 2022 год составляет 156 000.00 рублей. Расчет налога к уплате: Сумма дохода полученного от реализации объекта - 2200000 руб. Сумма имущественного вычета, предусмотренного подпунктом 1 пункта 1 статьи 220 Налогового кодекса Российской Федерации - 1000000 руб. Налоговая база для исчисления налога - 1200000 руб. (2200000-1000000) Сумма налога к уплате в бюджет - 156000 руб. (1200000*13%) Указанная сумма налога подлежит уплате в бюджет в срок, предусмотренным статьей 228 Налогового кодекса Российской Федерации. За неперечисление (несвоевременное перечисление) налога на доходы физических лиц в бюджет подлежат уплате пени (пунктов 1, 7 статьи 75 Налогового кодекса Российской Федерации). Извещение о времени и месте рассмотрения налоговой проверки № от 19.10.2023, акт налоговой проверки № от 19.10.2023 направлены в адрес налогоплательщика 19.10.2023 заказным письмом с уведомлением. На основании подпункта 5 пункта 3 статьи 101 Налогового кодекса Российской Федерации Решением № от 01.12.2023 рассмотрение материалов налоговой проверки отложено. Извещение о времени и месте рассмотрения налоговой проверки № от 01.12.2023, акт налоговой проверки № от 19.10.2023 направлены в адрес налогоплательщика 01.12.2023 заказным письмом с уведомлением. Извещение о времени и месте рассмотрения налоговой проверки № от 09.01.2024, акт налоговой проверки № от 19.10.2023 направлены в адрес налогоплательщика 09.01.2024 заказным письмом с уведомлением. Как предусмотрено пунктом 5 статьи 31 Налогового кодекса Российской Федерации, в случае направления документов, которые используются налоговыми органами при реализации своих полномочий в отношениях, регулируемых законодательством о налогах и сборах, по почте такие документы направляются налоговым органом физическому лицу, не являющемуся индивидуальным предпринимателем, по адресу места его жительства (места пребывания) или по предоставленному налоговому органу адресу для направления документов, указанных в настоящем пункте, содержащемуся в Едином государственном реестре налогоплательщиков. В этой связи имеются предусмотренные пунктом 4 статьи 31 Налогового кодекса Российской Федерации основания считать налогоплательщика получившим указанные документы на шестой день со дня их направления налоговым органом. На дату рассмотрения материалов налоговой проверки от налогоплательщика заявлений, возражений либо ходатайств не поступало. В соответствии с пунктом 1 статьи 119 Кодекса непредставление в установленный законодательством о налогах и сборах срок налоговой декларации в налоговый орган по месту учета влечет взыскание штрафа в размере 5 процентов не уплаченной в установленный законодательством о налогах и сборах срок суммы налога, подлежащей уплате (доплате) на основании этой декларации, за каждый полный или неполный месяц со дня, установленного для ее представления, но не более 30 процентов указанной суммы и не менее 1 000 рублей. Налогоплательщик нарушил срок представления Декларации за 2022 год, то есть совершил налоговое правонарушение, предусмотренное пунктом 1 статьи 119 Налогового кодекса Российской Федерации. Сумма штрафа за непредставление Декларации за 2022 год составляет 23 400.00 рублей (Расчет (156 000.00*5%)*3 месяца. Согласно пункту 1 статьи 122 Налогового кодекса Российской Федерации неуплата или неполная уплата сумм налога в результате занижения налоговой базы, иного неправильного исчисления налога, если такое деяние не содержит признаков налоговых правонарушений, предусмотренных статьями 129.3 и 129.5 Налогового кодекса Российской Федерации влечет взыскание штрафа в размере 20 процентов от неуплаченной суммы налога. На законодательно установленный срок уплаты 15.07.2023 уплаты нет. Таким образом, сумма штрафа по пункту 1 статьи 122 Налогового кодекса Российской Федерации составляет 31 200.00 руб. (156 000.00 рублей х 20%). Согласно пункту 1 статьи 114 Налогового кодекса Российской Федерации налоговая санкция представляет собой меру ответственности за совершение налогового правонарушения. В силу пункта 4 статьи 112 Налогового кодекса Российской Федерации налоговый орган, рассматривающий дело, обладает правом на признание конкретных обстоятельств смягчающими ответственность за совершение налогового правонарушения. В пункте 1 статьи 112 Налогового кодекса Российской Федерации приведен перечень обстоятельств, смягчающих ответственность за совершение налогового правонарушения, который не является исчерпывающим. Согласно пункту 3 статьи 114 Налогового кодекса Российской Федерации при наличии хотя бы одного смягчающего ответственность обстоятельства размер штрафа подлежит уменьшению не меньше, чем в два раза по сравнению с размером, установленным соответствующей статьей главы 16 Налогового кодекса Российской Федерации за совершение налогового правонарушения. УФНС по Вологодской области, исходя из предоставленного подпунктом 3 пункта 1 и пункта 4 статьи 112 Налогового кодекса Российской Федерации права, учла в качестве обстоятельств, смягчающих ответственность налогоплательщика: несоразмерность деяния тяжести наказания, тяжелое материальное положение физического лица, привлекаемого к ответственности за совершение налогового правонарушения; иные обстоятельства, которые судом или налоговым органом, рассматривающим дело, могут быть признаны смягчающими ответственность (наличие пятерых несовершеннолетних детей). Иных доказательств существования обстоятельств, исключающих вину лица в совершении налогового правонарушения (статья 111 Налогового кодекса Российской Федерации), а также обстоятельств, смягчающих и отягчающих ответственность за совершение налогового правонарушения, заявителем не представлено, УФНС по Вологодской области не выявлено. Учитывая, что санкции, налагаемые органами государственной власти, являются мерой юридической ответственности, поэтому размер взыскания должен отвечать критерию соразмерности и применяться с соблюдением принципов справедливости наказания, его индивидуализации и дифференцированности, с учетом характера совершенного правонарушения, размера причиненного вреда, степени вины правонарушителя, его имущественного положения и иных существенных обстоятельств (постановления Конституционного суда РФ от 17.12.1996 №20-П, от 12.05.1998 №14-П, от 15.07.1999 №11-П, от 30.07.2001 №13-П в определении от 14.12.2000 №244-0), с учетом вышеизложенного и на основании подпункта 3 пункта 1 статьи 112, пункта 3 статьи 114 Налогового кодекса Российской Федерации, УФНС по Вологодской области посчитала возможным уменьшить размер штрафных санкций: предусмотренных пунктом 1 статьи 119 Налогового кодекса Российской Федерации в восемь раз до 2 925 руб. (23400/8); предусмотренных пунктом 1 статьи 122 Налогового кодекса Российской Федерации в восемь раз до 3 900 руб. (31200/8). Решением № от 16.02.2024 о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения ФИО1 начислен налог на доходы физических лиц за 2022 год в размере 156 000 руб., штраф за 2022 год в размере 6 825 руб. Исполнение обязанности по уплате налогов, сборов, страховых взносов может обеспечиваться следующими способами: залогом имущества, поручительством, пеней, приостановлением операций по счетам в банке и наложением ареста на имущество, банковской гарантией (пункт 1 статьи 72 Налогового кодекса Российской Федерации. Пеней признается установленная настоящей статьей денежная сумма, которую налогоплательщик должен уплатить в бюджетную систему Российской Федерации в случае неисполнения обязанности по уплате причитающихся сумм налогов в установленные законодательством о налогах и сборах сроки (пункт 1 статьи 75 Налогового кодекса Российской Федерации). Сумма соответствующих пеней уплачивается дополнительно к причитающимся к уплате суммам налога независимо от применения других мер обеспечения исполнения обязанности по уплате налога, а также мер ответственности за нарушение законодательства о налогах и сборах (пункт 2 статьи 75 Налогового кодекса Российской Федерации). Пеня начисляется за каждый календарный день просрочки исполнения обязанности по уплате налогов начиная со дня возникновения недоимки по день (включительно) исполнения совокупной обязанности по уплате налогов (пункт 3 статьи 75 Налогового кодекса Российской Федерации). Правила, предусмотренные настоящей статьей, применяются также в отношении сборов, страховых взносов и распространяются на плательщиков сборов, плательщиков страховых взносов, налоговых агентов (пункт 9 статьи 75 Налогового кодекса Российской Федерации). В связи с неисполнением обязанности по уплате налогов в адрес административного ответчика через личный кабинет налогоплательщика выставлено требование № от 23.07.2023 со сроком исполнения до 11.09.2023, в котором налоговый орган указал, что в случае изменения суммы задолженности направление дополнительного (уточненного) требования об уплате задолженности законодательством Российской Федерации о налогах и сборах не предусмотрено. Актуальную информацию об имеющейся задолженности можно получить в личном кабинете налогоплательщика (при его наличии). Принимая во внимание положения пункта 4 статьи 52 и пункта 6 статьи 69 Налогового кодекса Российской Федерации, суд приходит к выводу, что налоговые уведомления и требование об уплате налогов и пени административным ответчиком считаются полученными. Указанные уведомления и требование выставлены налогоплательщику в установленные налоговым законодательством сроки, процедура уведомления о заявленных требованиях соблюдена. В добровольном порядке требование в установленный срок в полном объеме плательщиком налогов не исполнены. Требование об уплате начисленных пени в адрес административного ответчика не направлялось в связи с тем, что статьей 69 Налогового кодекса Российской Федерации предусмотрено выставление одного требования при наличии отрицательного сальдо ЕНС (единый налоговый счет), и не предусмотрено выставление последующих требований при увеличении отрицательного сальдо ЕНС. Поскольку налоговым органом обязанность по направлению в адрес налогоплательщика требования об уплате задолженности была исполнена, то при увеличении отрицательного сальдо ЕНС, повторного направления требования, не требуется. Чтобы исполнить требование, надо уплатить (перечислить) сумму задолженности в размере отрицательного сальдо ЕНС на дату исполнения (пункт 3 статьи 69 Налогового кодекса Российской Федерации). Соответственно, при увеличении отрицательного сальдо ЕНС законодатель предоставляет налоговому органу возможность обращения в суд без направления дополнительного требования. Учитывая, что ФИО1 оплата по требованию № от 23 июля 2023 года не была произведена, размер отрицательного сальдо ЕНС увеличился, в связи с неисполнением административным ответчиком обязательств по уплате налога на имущество, у налогового органа отсутствовала необходимость по выставлению налогоплательщику нового требования. Исходя из того, что административный ответчик в полном объеме и своевременно не погасил имеющуюся у него налоговую задолженность, принимая во внимание отсутствие у налогового органа обязанности направлять административному ответчику дополнительное (уточненное) требование об уплате задолженности, в соответствии со статьей 75 Налогового кодекса Российской Федерации последнему начислены пени в размере 43 208 руб. 61 коп., которые рассчитаны следующим образом: 20 103 руб. 38 коп. (до 01.01.2023 в размере 0,44 руб. + с 01.01.2023 по 17.04.2024 в размере 20 150 руб. 14 коп. = 20 150 руб. 58 коп. (ко взысканию 20 103 руб. 38 коп.) – пени до 01.01.2023 в размере 0 руб. 44 коп. начислены по налогу на имущество за 2019 в размере 59 руб.; пени с 01.01.2023 по 17.04.2024 в размере 20 150 руб. 14 коп. начислены на совокупную обязанность в размере 156 059 руб., которая состоит из: 156 000 руб. – НДФЛ за 2022 год (судебный приказ №, отменен 05.12.2025 (рассматривается в деле); 59 руб. – налог на имущество за 2019 год (судебный приказ №, отменен 05.12.2022 рассматривается в деле); 23 105 руб. 23 коп. за период 29.08.2024 по 20.05.2025 по состоянию на 29.08.2024 на совокупную обязанность в размере 156 059 руб., которая состоит из: 156 000 руб. – НДФЛ за 2022 год (судебный приказ №, отменен 05.12.2025, рассматривается в деле); 59 руб. налог на имущество за 2019 год (судебный приказ № отменен 05.12.2025, рассматривается в деле). В добровольном порядке в установленный законом срок в полном объеме недоимка и исчисленные пени в бюджет не поступили. В связи с этим административный истец обратился к мировому судье с заявлением о выдаче судебного приказа. 31.05.2024 мировым судьей Вологодской области по судебному участку № 68 был выдан судебный приказ № о взыскании с ФИО1 в пользу административного истца налоговой задолженности в размере 183 034 руб. 58 коп., государственной пошлины в размере 2430 руб. 35 коп. Определением мирового судьи от 05.12.2025 данный судебный приказ был отменен в связи с поступившими возражениями ФИО1 11.06.2025 мировым судьей Вологодской области по судебному участку № 68 был выдан судебный приказ № о взыскании с ФИО1 в пользу административного истца налоговой задолженности в размере 23 105 руб. 23 коп., государственной пошлины в размере 2 000 руб. 00 коп. Определением мирового судьи от 05.12.2025 данный судебный приказ был отменен в связи с поступившими возражениями ФИО1 Неисполнение налогоплательщиком в добровольном порядке обязанности по уплате обязательных платежей и санкций, влечет их принудительное взыскание в порядке, предусмотренном нормами Налогового кодекса Российской Федерации и Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации. Частью 2 статьи 286 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации установлено, что административное исковое заявление о взыскании обязательных платежей и санкций может быть подано в суд в течение шести месяцев со дня истечения срока исполнения требования об уплате обязательных платежей и санкций, если иное не установлено федеральным законом. В соответствии с пунктом 4 статьи 48 Налогового кодекса Российской Федерации рассмотрение дел о взыскании задолженности за счет имущества физического лица производится в соответствии с законодательством об административном судопроизводстве. Административное исковое заявление о взыскании задолженности за счет имущества физического лица может быть предъявлено налоговым органом в порядке административного судопроизводства не позднее шести месяцев со дня вынесения судом определения об отмене судебного приказа, об отказе в принятии заявления о вынесении судебного приказа либо определения о повороте исполнения судебного приказа, если на момент вынесения судом определения об отмене судебного приказа задолженность была погашена. Административное исковое заявление о взыскании задолженности по налогу на имущество, налогу на доходы физических лиц, штрафа по налогу на доходы физических лиц, пеней было подано в суд 22.12.2025, то есть в установленный законом срок. Порядок обращения в суд, процедура уведомления налогоплательщика о необходимости погасить задолженность соблюдены. Наличие имущества, учтенного налоговым органом в качестве объектов налогообложения, подтверждено материалами дела. Размер налоговой базы, применение налоговых ставок и расчёт пени судом проверены, административным ответчиком не оспорены, являются арифметически правильными. Суммы налогов рассчитаны исходя из налоговой базы и в соответствии с нормами налогового законодательства. Доказательств уплаты задолженности административным ответчиком в дело не представлено, и такие обстоятельства при разбирательстве дела судом не установлены. Учитывая, что административный ответчик добросовестно не исполнил обязанность по уплате налогов и пени, суд приходит к выводу, что требования Управления Федеральной налоговой службы по Вологодской области подлежат удовлетворению, так как они основаны на законе и подтверждены материалами дела. На основании статьи 114 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, в связи с тем, что в соответствии с подпунктом 19 пункта 1 статьи 333.36 Налогового кодекса Российской Федерации административный истец освобождён от уплаты государственной пошлины, с административного ответчика в доход бюджета муниципального образования «Городской округ город Вологда» подлежит взысканию государственная пошлина в размере 5 054 рубля 12 копеек. Руководствуясь статьями 175 – 180, 286, 293 – 297 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд административные исковые требования Управления Федеральной налоговой службы по Вологодской области к ФИО1 о взыскании задолженности по налогам, пеней удовлетворить. Взыскать с ФИО1 (ИНН №), зарегистрированной по адресу: <адрес> пользу Управления Федеральной налоговой службы по Вологодской области налог на доходы физических лиц за 2022 год в размере 85 044 рублей 81 копейка по сроку уплаты до 17.07.2023, налог на имущество за 2021 год в размере 59 рублей, штраф по налогу на доходы физических лиц за 2022 год в размере 6 825 рублей, пени в размере 43 208 рублей 61 копейка. Взыскать с ФИО1 в доход бюджета муниципального образования «Городской округ город Вологда» государственную пошлину в размере 5 054 рубля 12 копеек. В соответствии со статьей 294.1 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации по ходатайству заинтересованного лица суд отменяет решение, принятое им в порядке упрощенного (письменного) производства, и возобновляет рассмотрение административного дела по общим правилам административного судопроизводства, если после принятия решения поступят возражения относительно применения порядка упрощенного (письменного) производства лица, имеющего право на заявление таких возражений, или новые доказательства по административному делу, направленные в установленный законом срок, либо если в течение двух месяцев после принятия решения в суд поступит заявление лица, не привлеченного к участию в деле, свидетельствующее о наличии оснований для отмены решения суда, предусмотренных пунктом 4 части 1 статьи 310 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации. Решение может быть обжаловано в Вологодский областной суд через Вологодский городской суд Вологодской области в срок, не превышающий пятнадцати дней со дня получения лицами, участвующими в деле, копии решения. Судья А.В. Колодезный Суд:Вологодский городской суд (Вологодская область) (подробнее)Истцы:Управление Федеральной налоговой службы по Вологодской области (подробнее)Судьи дела:Колодезный Александр Васильевич (судья) (подробнее) |