Решение № 2-1340/2023 2-1340/2023~М-108/2023 М-108/2023 от 13 декабря 2023 г. по делу № 2-1340/2023




78RS0№-64

Дело №


РЕШЕНИЕ


Именем Российской Федерации

Санкт-Петербург 13 декабря 2023 года

Куйбышевский районный суд Санкт-Петербурга в составе:

председательствующего судьи Воробьевой И.А.

при секретаре ФИО3

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора <адрес> Санкт-Петербурга в интересах ФИО1 к Комитету по здравоохранению Санкт-Петербурга, СПБ ГБУЗ «Медицинский информационно-аналитический центр» об обязании включить истицу в регистр льготных категорий жителей Санкт-Петербурга, об обязании бесплатно обеспечить лекарственными препаратами и медицинским изделиями, взыскании компенсации морального вреда

УСТАНОВИЛ:


<адрес> Санкт-Петербурга обратился в суд с иском в интересах ФИО1 к Комитету по здравоохранению Санкт-Петербурга об обязании включить истицу в регистр льготных категорий жителей Санкт-Петербурга, об обязании бесплатно обеспечить лекарственными препаратами и медицинским изделиями, взыскании компенсации морального вреда. В обосновании иска указано, что истице отказано ответчиками во включении в регистр льготных категорий жителей Санкт-Петербурга и, как следствие, она не имеет возможности быть обеспеченной лекарственными препаратами и медицинским изделиями на бесплатной основе. Прокурор просит обязать ответчиков устранить указанные нарушения, взыскать в связи с этими нарушениями в пользу истицы компенсацию морального вреда в размере 50 000 рублей.

Истица в судебное заседание не явилась, извещена надлежащим образом, в связи с чем суд полагает возможным рассмотреть дело в ее отсутствие.

Представитель ответчика – Комитета по здравоохранению Правительства Санкт-Петербурга в судебное заседание явился, иск не признал, полагает, что отсутствует нарушение прав ФИО1, поскольку она была включена в указанный регистр до обращения прокурора с настоящим иском.

Суд, выслушав доводы участников процесса, исследовав материалы дела, полагает, что требования искового заявления подлежат отклонению по следующим основаниям.

В соответствие с ч. 2 ст. 77 Конституции РФ в пределах ведения РФ и полномочий РФ по предметам совместного ведения РФ и субъектов РФ федеральные органы исполнительной власти и органы исполнительной власти субъектов Федерации образуют единую систему исполнительной власти в Российской Федерации. Полномочия Российской Федерации по организации обеспечения лекарственными средствами граждан, имеющих право на получение государственной социальной помощи, в том числе и лекарственное обеспечение, переданы для осуществления органам государственной власти субъектов Российской Федерации. Средства на осуществление данных полномочий предусматриваются в виде субвенции из федерального бюджета, зачисляемых на счета бюджетов субъектов Российской Федерации.

В соответствии с п.1 ч.1 ст. 78 Закона Санкт-Петербурга от ДД.ММ.ГГГГ N 728-132 (ред. от ДД.ММ.ГГГГ) «Социальный кодекс Санкт-Петербурга» (принят ЗС СПб ДД.ММ.ГГГГ), предоставляются следующие меры социальной поддержки: право на обеспечение лекарственными препаратами и медицинскими изделиями, отпускаемыми населению бесплатно (за счет средств бюджета Санкт-Петербурга в размере их полной стоимости) по рецептам, выписанным врачами при амбулаторном лечении, перечень которых в соответствии с Федеральным законом "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации" устанавливается в территориальной программе;

Согласно распоряжения Комитета по здравоохранению Правительства Санкт-Петербурга от ДД.ММ.ГГГГ N 59-р (ред. от ДД.ММ.ГГГГ) «О Порядке взаимодействия участников обеспечения лекарственными препаратами и медицинскими изделиями отдельных категорий граждан Санкт-Петербурга, имеющих право на получение социальной помощи за счет средств федерального бюджета и бюджета Санкт-Петербурга», регистр - список отдельных категорий граждан, получателей мер социальной защиты (поддержки); региональный регистр - список отдельных категорий граждан, имеющих право на обеспечение лекарственными препаратами и медицинскими изделиями за счет средств бюджета Санкт-Петербурга в соответствии с главой 17 Закона Санкт-Петербурга от ДД.ММ.ГГГГ N 728-132 "Социальный кодекс Санкт-Петербурга".

Согласно п.2.1 Порядка, утвержденного названных выше постановлением, медицинские организации принимают от граждан заявления и документы на предоставление меры социальной защиты (поддержки) согласно порядку, утвержденному законодательством. Формируют и передают в СПб ГБУЗ МИАЦ пакеты документов (заявление и документы) в течение двух рабочих дней со дня принятия заявления от гражданина (п. 2.1.1)

Согласно п. п. 2.2.1 Порядка, СПб ГБУЗ МИАЦ принимает от медицинских организаций заявления и документы граждан на предоставление им мер социальной поддержки и дополнительных мер социальной поддержки по обеспечению ЛП и МИ; не позднее одного рабочего дня со дня приема заявлений и документов осуществляет их проверку; в течение одного рабочего дня после проведения проверки направляет в Комитет по здравоохранению СПб заявления и документы граждан.

Согласно п.2.3.1 Порядка, Комитет по здравоохранению принимает от СПб ГБУЗ МИАЦ заявления и документы граждан на предоставление мер социальной поддержки и дополнительных мер социальной поддержки по обеспечению лекарственными препаратами и медицинскими изделиями; в течение пяти рабочих дней после получения от СПб ГБУЗ МИАЦ документов принимает решение о предоставлении гражданам мер социальной поддержки либо об отказе в их предоставлении.

В настоящем случае усматривается, что истица была включена в региональный регистр с ДД.ММ.ГГГГ, в то время как исковое заявление поступило в суд ДД.ММ.ГГГГ. Данный факт не оспаривается прокурором, подтвержден выпиской из электронной программы – подсистема «Лекарственное обеспечение» РЕГИЗ.

Таким образом, суд полагает, что к моменту обращения в суд с настоящим иском законные права ФИО1 не были нарушены, в связи с чем в требовании прокурора об обязании ответчиков включить истицу в регистр льготных категорий граждан должно быть отказано.

В соответствие с пунктами 3, 4 Постановления Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ № «О государственной поддержке развития медицинской промышленности и улучшении обеспечения населения и учреждений здравоохранения лекарственным средствами и изделиями медицинского назначения», регулирующего вопросы обеспечения населения лекарственными средствами, органам исполнительной власти субъектов РФ поручено своевременно обеспечивать оплату лекарственных средств и изделии медицинского назначения, отпускаемых в установленном порядке населению по рецептам врачей бесплатно или со скидкой при амбулаторном лечении по перечням групп населения и категориям заболеваний, которые утверждены данным постановлением.

В соответствие со ст. 1 Закона Санкт-Петербурга от ДД.ММ.ГГГГ № «О льготном обеспечении лекарственными средствами и бесплатном зубопротезировании отдельных категорий граждан » лекарственные средства и изделия медицинского назначения, перечень которых утвержден федеральным законодательством, отпускаются бесплатно по рецептам, выписанным врачами при амбулаторном лечении.

В соответствие с «Положением о Комитете по здравоохранению», утвержденным Постановлением Правительства Санкт-Петербурга от ДД.ММ.ГГГГ №, Комитет в порядке предусмотренном федеральным законодательством организует размещение заказов на поставки лекарственных средств, организует обеспечение населения закупленными по государственными контрактам лекарственными средствами.

В части требований иска об обязании Комитет по здравоохранению организовать обеспечение ФИО1 лекарственными препаратами на льготной основе, суд также полагает отказать, так как не представлены доказательства того, что Комитет уклонялся от исполнения этой обязанности. При этом суд учитывает, что с момента постановки в регистр истица сама не обращалась за получением препаратов на льготной основе. Данный факт также подтверждается сведениями из электронной базы данных Комитета по здравоохранению, не оспорен прокурором и ФИО1 В настоящее время истица не лишена возможности обратиться за получением необходимых ей лекарств и медицинских изделий на льготной основе.

Статьей 151 ГК РФ предусматривается право гражданина на компенсацию морального вреда в случае, если имеет место нарушение неимущественных прав или нематериальных благ, к которым, несомненно, относится здоровье гражданина.

Согласно п.2 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от ДД.ММ.ГГГГ N 10 (ред. от ДД.ММ.ГГГГ) "Некоторые вопросы применения законодательства о компенсации морального вреда", под моральным вредом понимаются, в частности, нравственные или физические страдания, причиненные действиями (бездействием), посягающими на принадлежащие гражданину от рождения или в силу закона нематериальные блага (жизнь, здоровье, достоинство личности, деловая репутация, неприкосновенность частной жизни, личная и <данные изъяты> и т.п.).

В части требований о взыскании компенсации морального вреда суд также не находит оснований для взыскания, поскольку требование о такой компенсации вытекает из основного требования истицы, в котором отказано. При этом суд учитывает, что личные неимущественные права истицы не были нарушены виновным бездействием ответчика, связанным с отказом во включении истицы в регистр, либо необеспечением лекарственными препаратами или медицинскими изделиями на льготной основе. Доказательств обратного прокурором и истицей в пределах требований заявленного иска не предоставлено. Также истицей не доказан факт физических или нравственных страданий в связи с какими-либо неправомерными действиями ответчиков.

Учитывая изложенное, руководствуясь ст. 197- 199 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:


ФИО1 в требованиях иска – отказать.

Решение может быть обжаловано в Санкт-Петербургский городской суд в течение месяца путем подачи апелляционной жалобы через Куйбышевский районный суд.

Судья:



Суд:

Куйбышевский районный суд (Город Санкт-Петербург) (подробнее)

Судьи дела:

Воробьева И.А. (судья) (подробнее)


Судебная практика по:

Моральный вред и его компенсация, возмещение морального вреда
Судебная практика по применению норм ст. 151, 1100 ГК РФ