Решение № 2-482/2020 2-482/2020~М-476/2020 М-476/2020 от 12 октября 2020 г. по делу № 2-482/2020Мензелинский районный суд (Республика Татарстан ) - Гражданские и административные дело № за 2020 год именем Российской Федерации 12 октября 2020 года г. Мензелинск РТ Мензелинский районный суд Республики Татарстан в составе судьи Дияровой Л.Р., при секретаре Гиззатуллиной Р.Г., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению Казанской межрайонной природоохранной прокуратуры в защиту прав и законных интересов неопределенного круга лиц к исполнительному комитету Подгорно-Байларского сельского поселения Мензелинского муниципального района Республики Татарстан об обязании обеспечить безопасность гидротехнического сооружения, Казанская межрайонная природоохранная прокуратура в защиту прав и законных интересов неопределенного круга лиц, интересов Российской Федерации обратилась в суд с иском к исполнительному комитету Подгорно-Байларского сельского поселения Мензелинского муниципального района Республики Татарстан об обязании в срок до ДД.ММ.ГГГГ обеспечить безопасность эксплуатации гидротехнического сооружения на пруду в н.<адрес>, а именно: провести преддекларационное обследование гидротехнического сооружения, разработать правила эксплуатации гидротехнического сооружения и направить их на утверждение в Приволжское управление Ростехнадзора, произвести расчет вероятного вреда, который может быть причинен жизни, здоровью физических лиц, имуществу физических и юридических лиц. Представитель истца помощник прокурора <адрес> Шайсуваров Р.Р. в судебном заседании исковые требования поддержал. Представитель ответчика исполнительного комитета Подгорно-Байларского сельского поселения Мензелинского муниципального района Республики Татарстан глава ФИО1 и представитель по устному ходатайству ФИО2 в судебном заседании исковые требования признали, обязуются до установленного срока провести надлежащую работу. Представитель третьего лица Приволжского управления Федеральной службы по экологическому, технологическому атомному надзору на судебное заседание не явился, надлежащим образом извещены о месте и времени рассмотрения дела. Выслушав стороны, изучив в совокупности материалы дела, суд приходит к следующему. Согласно части 1 статьи 34 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» хозяйственная и иная деятельность, которая оказывает или может оказывать прямое или косвенное негативное воздействие на окружающую среду, осуществляется в соответствии с требованиями в области охраны окружающей среды. В силу положений статьи 3 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 117-ФЗ «О безопасности гидротехнических сооружений» в настоящем Федеральном законе используются следующие основные понятия: гидротехнические сооружения - плотины, здания гидроэлектростанций, водосбросные, водоспускные и водовыпускные сооружения, туннели, каналы, насосные станции, судоходные шлюзы, судоподъемники; сооружения, предназначенные для защиты от наводнений, разрушений берегов и дна водохранилищ, рек; сооружения (дамбы), ограждающие хранилища жидких отходов промышленных и сельскохозяйственных организаций; устройства от размывов на каналах, а также другие сооружения, здания, устройства и иные объекты, предназначенные для использования водных ресурсов и предотвращения негативного воздействия вод и жидких отходов, за исключением объектов централизованных систем горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и (или) водоотведения, предусмотренных Федеральным законом от ДД.ММ.ГГГГ № 416-ФЗ «О водоснабжении и водоотведении». Статьей 9 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 117-ФЗ «О безопасности гидротехнических сооружений» собственник гидротехнического сооружения и (или) эксплуатирующая организация обязаны: обеспечивать соблюдение обязательных требований при строительстве, капитальном ремонте, эксплуатации, реконструкции, консервации и ликвидации гидротехнических сооружений, а также их техническое обслуживание, эксплуатационный контроль и текущий ремонт; обеспечивать контроль (мониторинг) за показателями состояния гидротехнического сооружения, природных и техногенных воздействий и на основании полученных данных осуществлять оценку безопасности гидротехнического сооружения, в том числе регулярную оценку безопасности гидротехнического сооружения и анализ причин ее снижения с учетом работы гидротехнического сооружения в каскаде, вредных природных и техногенных воздействий, результатов хозяйственной и иной деятельности, в том числе деятельности, связанной со строительством и с эксплуатацией объектов на водных объектах и на прилегающих к ним территориях ниже и выше гидротехнического сооружения; обеспечивать разработку и своевременное уточнение критериев безопасности гидротехнического сооружения, а также правил его эксплуатации, требования к содержанию которых устанавливаются федеральными органами исполнительной власти в соответствии с их компетенцией; развивать системы контроля за состоянием гидротехнического сооружения; систематически анализировать причины снижения безопасности гидротехнического сооружения и своевременно осуществлять разработку и реализацию мер по обеспечению технически исправного состояния гидротехнического сооружения и его безопасности, а также по предотвращению аварии гидротехнического сооружения; обеспечивать проведение регулярных обследований гидротехнического сооружения; создавать финансовые и материальные резервы, предназначенные для ликвидации аварии гидротехнического сооружения, в порядке, установленном Правительством Российской Федерации для создания и использования резервов материальных ресурсов для ликвидации чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера; организовывать эксплуатацию гидротехнического сооружения в соответствии с разработанными и согласованными с федеральными органами исполнительной власти, уполномоченными на проведение федерального государственного надзора в области безопасности гидротехнических сооружений, правилами эксплуатации гидротехнического сооружения и обеспечивать соответствующую обязательным требованиям квалификацию работников эксплуатирующей организации; создавать и поддерживать в состоянии готовности локальные системы оповещения на гидротехнических сооружениях I и II классов; содействовать федеральным органам исполнительной власти, уполномоченным на проведение федерального государственного надзора в области безопасности гидротехнических сооружений, в реализации их функций совместно с органами местного самоуправления информировать население о вопросах безопасности гидротехнических сооружений; финансировать мероприятия по эксплуатации гидротехнического сооружения, обеспечению его безопасности, а также работы по предотвращению и ликвидации последствий аварий гидротехнического сооружения; заключать договор обязательного страхования гражданской ответственности в соответствии с законодательством Российской Федерации об обязательном страховании гражданской ответственности владельца опасного объекта за причинение вреда в результате аварии на опасном объекте; осуществлять капитальный ремонт, реконструкцию, консервацию и ликвидацию гидротехнического сооружения в случае его несоответствия обязательным требованиям. обеспечивать внесение в Регистр сведений о гидротехническом сооружении; обеспечивать проведение аттестации работников по вопросам безопасности гидротехнических сооружений в случаях, предусмотренных настоящим Федеральным законом. Собственник гидротехнического сооружения и (или) эксплуатирующая организация несет ответственность за безопасность гидротехнического сооружения (в том числе возмещает в соответствии со статьями 16, 17 и 18 настоящего Федерального закона ущерб, нанесенный в результате аварии гидротехнического сооружения) вплоть до момента перехода прав собственности к другому физическому или юридическому лицу либо до полного завершения работ по ликвидации гидротехнического сооружения. Согласно статье 10 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 117-ФЗ «О безопасности гидротехнических сооружений» декларация безопасности гидротехнического сооружения является основным документом, который содержит сведения о соответствии гидротехнического сооружения критериям безопасности. Содержание декларации безопасности гидротехнического сооружения, порядок ее разработки и представления в уполномоченные федеральные органы исполнительной власти устанавливает Правительство Российской Федерации с учетом специфики гидротехнического сооружения. Собственник гидротехнического сооружения и (или) эксплуатирующая организация составляют и представляют в уполномоченные федеральные органы исполнительной власти декларацию безопасности гидротехнического сооружения при эксплуатации гидротехнического сооружения I, II или III класса, а также при консервации и ликвидации гидротехнического сооружения I, II, III или IV класса. При проектировании гидротехнического сооружения I, II, III или IV класса декларация безопасности гидротехнического сооружения составляется в составе проектной документации. Внесение в Регистр сведений о гидротехническом сооружении, находящемся в эксплуатации, является основанием для выдачи разрешения на эксплуатацию такого гидротехнического сооружения. Согласно пункту 2 Правил определения величины финансового обеспечения гражданской ответственности за вред, причиненный в результате аварии гидротехнического сооружения величина финансового обеспечения ответственности определяется исходя из оцененного в рублях размера максимального вреда, который может быть причинен жизни, здоровью физических лиц, имуществу физических и юридических лиц в результате аварии гидротехнического сооружения. Приказом МЧС РФ утвержден Порядок определения размера вреда, который может быть причинен жизни, здоровью физических лиц, имуществу физических и юридических лиц в результате аварии гидротехнического сооружения. Пунктом 1 Порядка определен размера вреда, который может быть причинен жизни, здоровью физических лиц, имуществу физических и юридических лиц в результате аварии гидротехнического сооружения, проводится в целях установления величины финансового обеспечения гражданской ответственности за вред, причиненный в результате аварии гидротехнического сооружения. В силу пункта 2 Порядка Исходной информацией для определения размера вероятного вреда являются прогнозируемые сценарии аварий гидротехнических сооружений, в которых отражаются данные о возможной зоне воздействия аварии гидротехнического сооружения, значения величин негативных воздействий аварии гидротехнического сооружения, а также сведения о вероятности каждого сценария возникновения аварии указанного сооружения. Определение вероятного вреда проводится для сценария наиболее тяжелой аварии гидротехнического сооружения, а также для сценария наиболее вероятной аварии гидротехнического сооружения. Согласно пунктам 3 и 4 Порядка вероятный вред определяется в денежном выражении. При определении вероятного вреда проводится расчет убытков в результате аварии гидротехнического сооружения, денежные выражения которых группируются для каждого сценария аварии гидротехнического сооружения по показателям, характеризующим социально - экономические последствия аварий гидротехнических сооружений. Основными составляющими по определению вероятного вреда являются прогнозы: количества людей, которые могут погибнуть и пропасть без вести, кроме физических лиц, являющихся работниками гидротехнического сооружения, при исполнении ими служебных обязанностей на территории гидротехнического сооружения. Приказом Ростехнадзора утверждены Требования к содержанию правил эксплуатации гидротехнических сооружений (за исключением судоходных и портовых гидротехнических сооружений). Собственник ГТС и (или) эксплуатирующая организация обеспечивают разработку и своевременное уточнение правил эксплуатации ГТС в соответствии с настоящими Требованиями к содержанию правил. Судом установлено, что Казанской межрайонной природоохранной прокуратурой проведена проверка исполнения законодательства, направленного на обеспечение безопасности гидротехнического сооружения в деятельности исполнительного комитета Подгорно-Байларского сельского поселения Мензелинского муниципального района Республики Татарстан. В ходе проверки установлено, что на территории сельского поселения расположено гидротехническое сооружение на пруду в н.<адрес>. В отношении гидротехнического сооружения не разработаны и не согласованы в установленном порядке правила эксплуатации гидротехнического сооружения: не проведено преддекларационное обследование гидротехнического сооружения, предшествующее составлению декларации безопасности гидротехнического сооружения; отсутствует финансовое обеспечение гражданской ответственности в случае возмещения вреда, причиненного в результате аварии гидротехнического сооружения (л.д.9-11). В соответствии с выпиской из ЕГРН, гидротехническое сооружение на пруду в н.<адрес> на праве собственности принадлежит муниципальному образованию Подгорно-Байларскому сельскому поселению Мензелинского муниципального района Республики Татарстан (л.д.28-30). Исходя из вышеприведенных положений закона, принимая во внимание, что исполнительным комитетом Подгорно-Байларского сельского поселения Мензелинского муниципального района Республики Татарстан не исполняются требования законодательства по обеспечению безопасности гидротехнического сооружения на пруду в н.<адрес>-Байларского сельского поселения Мензелинского муниципального района Республики Татарстан, также ответчиком не исполняются предписания об устранении выявленных нарушений обязательных требований, в связи с чем, требования Казанской межрайонной природоохранной прокуратуры в защиту прав и законных интересов неопределенного круга лиц, суд находит обоснованными и подлежащими удовлетворению, что приведет к более эффективному и быстрому устранению требований действующего законодательства. Руководствуясь статьями 194-199 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд Исковое заявление Казанской межрайонной природоохранной прокуратуры удовлетворить. Обязать исполнительный комитет Подгорно-Байларского сельского поселения Мензелинского муниципального района Республики Татарстан в срок до ДД.ММ.ГГГГ обеспечить безопасность эксплуатации гидротехнического сооружения на пруду в н.<адрес>-Байларского сельского поселения Мензелинского муниципального района Республики Татарстан, а именно, провести преддекларационное обследование гидротехнического сооружения, разработать правила эксплуатации гидротехнического сооружения и направить их на утверждение в Приволжское управление Ростехнадзора, произвести расчет вероятного вреда, который может быть причинен жизни, здоровью физических лиц, имуществу физических и юридических лиц в результате аварии гидротехнического сооружения. Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Верховный суд Республики Татарстан в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме. Мотивированное решение изготовлено ДД.ММ.ГГГГ. Судья Л.Р. Диярова Решение вступило в законную силу ______________________2020 года Судья Л.Р. Диярова Суд:Мензелинский районный суд (Республика Татарстан ) (подробнее)Истцы:Казанская межрайонная природоохранная прокуратура (подробнее)Ответчики:Исполком Подгорно-Байларсккого сельского поселения Мензелинского муниципального района РТ (подробнее)Судьи дела:Диярова Л.Р. (судья) (подробнее)Последние документы по делу:Решение от 19 ноября 2020 г. по делу № 2-482/2020 Решение от 10 ноября 2020 г. по делу № 2-482/2020 Решение от 29 октября 2020 г. по делу № 2-482/2020 Решение от 12 октября 2020 г. по делу № 2-482/2020 Решение от 8 сентября 2020 г. по делу № 2-482/2020 Решение от 3 сентября 2020 г. по делу № 2-482/2020 Решение от 3 июля 2020 г. по делу № 2-482/2020 Решение от 25 мая 2020 г. по делу № 2-482/2020 Решение от 19 мая 2020 г. по делу № 2-482/2020 Решение от 13 мая 2020 г. по делу № 2-482/2020 Решение от 28 января 2020 г. по делу № 2-482/2020 Решение от 14 января 2020 г. по делу № 2-482/2020 |