Решение № 2А-76/2021 2А-76/2021~М-25/2021 М-25/2021 от 21 марта 2021 г. по делу № 2А-76/2021

Мирнинский городской суд (Архангельская область) - Гражданские и административные



Дело № 2а-76/2021


Р Е Ш Е Н И Е


Именем Российской Федерации

22 марта 2021 года город Мирный

Мирнинский городской суд Архангельской области в составе председательствующего судьи Камышник Н.К.,

при помощнике судьи Зуевой А.С.,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению Инспекции Федеральной налоговой службы по Первомайскому району г. Пензы к ФИО1 в лице законного представителя ФИО2 о взыскании задолженности по уплате налога на имущество физических лиц, пени,

установил:


Инспекция Федеральной налоговой службы по Первомайскому району г. Пензы (далее – ИФНС России по Первомайскому району г. Пензы) обратилась в суд с административным иском к ФИО1 о взыскании недоимки по налогу на имущество физических лиц в размере 3203 руб., пени размере 19 руб. 26 копеек, на общую сумму 3222 рубля 26 коп.. В обоснование требований указано, что за налогоплательщиком ФИО1 с 1 декабря 2009 года числится недвижимое имущество – квартира по адресу: Пензенская область, г. Пенза, ***, общей площадью 52,3 кв.м. ФИО3 был начислен налог на имущество физических лиц за 2015 год - в размере 491 рубль, за 2016 год – в размере 819 рублей, за 2017 год – в размере 901 рубль, за 2018 год – в размере 992 рубля. Поскольку недоимка по налогу на имущество физических лиц не была своевременно уплачена налогоплательщиком, были начислены пени, указанные в требовании от 05.06.2017 №699, от 08.02.2020 №6309 в размере 19 рублей 26 копеек. В адрес ФИО1 были направлены требования от 05.06.2017 №699, от 26.02.2018 №3556, от 04.02.2019 №6998, от 08.02.2020 №6309, которые не исполнены, в связи с чем налоговый орган обратился в суд с настоящим административным иском.

Административное дело рассмотрено в отсутствие представителя административного истца, извещенного о рассмотрении дела своевременно и надлежащим образом, просившего о рассмотрении дела в отсутствие представителя.

Административный ответчик ФИО1, ее законный представитель ФИО2 в судебное заседание не явились, просили о рассмотрении административного дела в свое отсутствие, представили суду письменные возражения, в которых просили применить срок исковой давности, кроме того указали, что указанные в административном исковом заявлении требования в адрес ответчика не поступали.

Суд считает возможным рассмотреть дело в отсутствии не явившихся лиц.

Исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.

В соответствии со ст. 57 Конституции РФ и ст. 3 НК РФ, каждое лицо должно уплачивать законно установленные налоги и сборы.

В силу ч.2 ст.287 КАС РФ к административному исковому заявлению о взыскании обязательных платежей и санкций прилагаются документы, подтверждающие указанные в административном исковом заявлении обстоятельства, включая копию направленного административным истцом требования об уплате взыскиваемого платежа в добровольном порядке.

Согласно ч.4 и ч.6 ст.289 КАС РФ обязанность доказывания обстоятельств, послуживших основанием для взыскания обязательных платежей и санкций, возлагается на административного истца.

При рассмотрении административных дел о взыскании обязательных платежей и санкций суд проверяет полномочия органа, обратившегося с требованием о взыскании обязательных платежей и санкций, выясняет, соблюден ли срок обращения в суд, если такой срок предусмотрен федеральным законом или иным нормативным правовым актом, и имеются ли основания для взыскания суммы задолженности и наложения санкций, а также проверяет правильность осуществленного расчета и рассчитанного размера взыскиваемой денежной суммы.

Согласно пункту 1 статьи 8 Налогового кодекса Российской Федерации под налогом понимается обязательный, индивидуально безвозмездный платеж, взимаемый с организаций и физических лиц в форме отчуждения принадлежащих им на праве собственности, хозяйственного ведения или оперативного управления денежных средств в целях финансового обеспечения деятельности государства и (или) муниципальных образований.

Согласно ст.400 Налогового кодекса РФ налогоплательщиками налога на имущество физических лиц признаются физические лица, обладающие правом собственности на имущество, признаваемое объектом налогообложения в соответствии со статьей 401 настоящего Кодекса.

В соответствии с п.1 ст.401 Налогового кодекса РФ объектом налогообложения признается расположенное в пределах муниципального образования (города федерального значения Москвы, Санкт-Петербурга или Севастополя), в том числе, иные здание, строение, сооружение, помещение.

В соответствии с п.1 ст.403 Налогового кодекса РФ налоговая база определяется в отношении каждого объекта налогообложения как его кадастровая стоимость, указанная в государственном кадастре недвижимости по состоянию на 1 января года, являющегося налоговым периодом, с учетом особенностей, предусмотренных настоящей статьей.

В силу п.1 ст.403 Налогового кодекса РФ (в редакции Законов от 30.11.2016 №, от 15.04.2019 № 63-ФЗ) налоговая база определяется в отношении каждого объекта налогообложения как его кадастровая стоимость, внесенная в Единый государственный реестр недвижимости и подлежащая применению с 1 января года, являющегося налоговым периодом, с учетом особенностей, предусмотренных настоящей статьей.

Согласно ч.1 ст.408 Налогового кодекса РФ сумма налога исчисляется налоговыми органами по истечении налогового периода отдельно по каждому объекту налогообложения как соответствующая налоговой ставке процентная доля налоговой базы с учетом особенностей, установленных настоящей статьей.

В силу положений абз.3 ч.2 ст.52, ч.4 ст.409 Налогового кодекса РФ налог, подлежащий уплате физическими лицами в отношении объектов недвижимого имущества, исчисляется налоговыми органами и оплачивается налогоплательщиком не более чем за три налоговых периода, предшествующих календарному году направления налогового уведомления.

Согласно п.1 ст.409 Налогового кодекса РФ (в редакции Закона от 23 ноября 2015 года № 320-ФЗ) указанные налоги должны быть оплачены не позднее 1 декабря года, следующего за истекшим налоговым периодом.

Налоговые органы как следует из подпункта 9 пункта 1 статьи 31 Налогового кодекса Российской Федерации, вправе взыскивать недоимки, а также пени, проценты и штрафы в случаях и порядке, которые установлены настоящим Кодексом.

Согласно статье 45 Налогового кодекса РФ налогоплательщик обязан самостоятельно исполнить обязанность по уплате налога, если иное не предусмотрено законодательством о налогах и сборах. Обязанность по уплате налога должна быть выполнена в срок, установленный законодательством о налогах и сборах.

Согласно пункту 4 статьи 57 Налогового кодекса Российской Федерации, в случаях, когда расчет суммы налога производится налоговым органом, обязанность по уплате налога возникает не ранее даты получения налогового уведомления.

В силу пункта 6 статьи 58 Налогового кодекса налогоплательщик обязан уплатить налог в течение одного месяца со дня получения налогового уведомления, если более продолжительный период времени для уплаты налога не указан в этом налоговом уведомлении.

В соответствии с пунктом 2 статьи 52 Налогового кодекса, если обязанность по исчислению суммы налога возлагается на налоговый орган, не позднее 30 дней до наступления срока платежа налоговый орган направляет налогоплательщику налоговое уведомление.В случае направления уведомления по почте заказным письмом оно считается полученным по истечении шести дней с даты направления заказного письма.

Пунктом 5 статьи 31 Налогового кодекса установлено, что в случае направления документов, которые используются налоговыми органами при реализации своих полномочий в отношениях, регулируемых законодательством о налогах и сборах, по почте такие документы направляются физическому лицу, не являющемуся индивидуальным предпринимателем, по адресу места жительства (места пребывания) или по предоставленному налоговому органу адресу для направления указанных документов, содержащемуся в Едином государственном реестре налогоплательщиков.

Изменения в сведениях о физических лицах, не являющихся индивидуальными предпринимателями, в том числе об изменении адреса места жительства физического лица, подлежат учету налоговым органом на основании сведений, сообщаемых органами, указанными в статье 85 Налогового кодекса.

Судом установлено, что налоговым органом ФИО1 за 2015 год начислен налог на имущество физических лиц в отношении ? доли в праве общей долевой собственности недвижимого имущества – квартиры, кадастровый номер ***, расположенной по адресу: г. Пенза, ***, в размере 491 рубль и направлено налоговое уведомление №123416970 от 08.10.2016 года со сроком уплаты не позднее 01.12.2016 года. Также ФИО1 за 2016 год начислен налог на имущество физических лиц в отношении указанной квартиры в размере 819 рублей и направлено налоговое уведомление №54742323 от 20.09.2017 года со сроком уплаты не позднее 01.12.2017 года, за 2017 год начислен налог на имущество физических лиц в размере 901 рубль и направлено налоговое уведомление №76422323 от 05.09.2018 года со сроком уплаты не позднее 03.12.2018 года, за 2018 год начислен налог на имущество физических лиц в отношении указанной квартиры в размере 992 рубля и направлено налоговое уведомление №60311117 от 01.08.2019 годасо сроком уплаты не позднее 02.12.2019 года.

Налоговые уведомления №123416970 от 08.10.2016 года, №54742323 от 20.09.2017 года, №76422323 от 05.09.2018 года, №60311117 от 01.08.219 года направлены ФИО1 заказными письмами соответственно 13 октября 2016 года. 10 октября 2017 года, 04 октября 2018 года и 11 августа 2019 года по адресу: ул. ***, г. Мирный, Архангельская область, 164170.

Согласно пункту 1 статьи 69 Налогового кодекса Российской Федерации требование об уплате налога (сбора) представляет собой письменное извещение, направленное налогоплательщику, о неуплаченной сумме налога (сбора), а также об обязанности уплатить в установленный срок неуплаченную сумму налога и соответствующие пени.

В соответствии с пунктом 1 статьи 70 Налогового кодекса Российской Федерации требование об уплате налога должно быть направлено налогоплательщику (ответственному участнику консолидированной группы налогоплательщиков) не позднее трех месяцев со дня выявления недоимки, если иное не предусмотрено данной статьей. При этом под днем выявления недоимки следует понимать следующий день после наступления срока уплаты налога (авансового платежа), а в случае представления налоговой декларации (расчета авансового платежа) с нарушением установленных сроков - следующий день после ее представления.

Согласно пункту 1 статьи 72 Налогового кодекса Российской Федерации пени являются способом обеспечения исполнения обязанности по уплате налогов и сборов.

Положениями п. 1 ст. 75 Налогового кодекса РФ предусмотрено, что пеней признается денежная сумма, которую налогоплательщик должен выплатить в случае уплаты причитающихся сумм налогов или сборов в более поздние по сравнению с установленными законодательством о налогах и сборах сроки.

Согласно пунктов 3, 4 статьи 75 Налогового кодекса РФ, за каждый календарный день просрочки исполнения обязанности по уплате налога, начиная со следующего за установленным законодательством о налогах и сборах дня уплаты налога начисляется пеня, начиная со следующего за установленным днем уплаты налога в размере одной трехсотой действующей в это время ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации.

Поскольку недоимки по налогу на имущество физических лиц за 2016 и 2018 годы не были своевременно уплачены налогоплательщиком, в соответствии со ст.75 Налогового кодекса РФ налоговым органом начислены пени на недоимку по налогу на имущество физических лиц за 2016 год в размере 5 руб. 31 коп, и направлено требование № 699 от 05 июня 2017 года со сроком уплаты до 14 июля 2017 года; за 2018 год начислены пени на недоимку по налогу на имущество физических лиц в размере 13 руб. 95 коп, и направлено требование № 6309 от 08 февраля 2020 года со сроком уплаты до 02 апреля 2020 года.

Кроме того, в адрес налогоплательщика направлены требование №3556 об уплате налога на имущество физических лиц за 2016 год в сумме 819 рублей в срок до 06 апреля 2018 года, требование №6998 об уплате налога на имущество физических лиц за 2017 год в сумме 901 рублей в срок до 01 апреля 2019 года.

Требования №№ 699, 3556, 6998 в адрес ФИО1 направлены заказными письмами по адресу: ***, г. Мирный, Архангельская область, 164170.

Требование №6309 от 08 февраля 2020 года было направлено налогоплательщику по адресу: ***, г. Мирный Архангельской области.

В силу пункта 6 статьи 69 Налогового кодекса Российской Федерации, требование об уплате налога и пени в случае направления по почте заказным письмом считается полученным по истечении шести дней с даты направления заказного письма.

Между тем в письменных возражениях ФИО1 в лице ее законного представителя ФИО2 считает, что уведомления и требования в адрес административного ответчика не поступали.

Из материалов дела следует, что ФИО1 с 14 ноября 2019 года зарегистрирована по месту жительства по адресу: Архангельская область, г. Мирный, ***. Указанная информация у налогового органа имеется.

Из адресной справки, представленной Отделением по вопросам миграции ОМВД России по ЗАТО Мирный, следует, что ФИО1 зарегистрированной и снятой с регистрационного учета в г. Архангельске и Архангельской области до 14 ноября 2019 года, в том числе по адресу: ул. *** в городе Мирный Архангельской области, не значится.

Более того, согласно информации, предоставленной МУП «Мирнинская ЖКК», по учетным данным абонентского отдела МУП «Мирнинская ЖКК» дома №*** по ул. *** в городе Мирный Архангельской области не существует.

Из чего следует, что фактически налоговые уведомления и требования об уплате налога в адрес ФИО1 не направлялись. Поскольку уведомления об уплате налога административный истец ФИО1 в установленном порядке не направлял, у административного ответчика не возникла обязанность уплатить налог на имущество физических лиц за 2015, 2016, 2017 и 2018 гг. С учетом изложенного нельзя признать соответствующим требованиям статей 69 и 70 Налогового кодекса Российской Федерации направление требований об уплате недоимки и пени, в том числе и требования №6309 от 08 февраля 2020 года направленного налогоплательщику по адресу: пер. ***, г. Мирный Архангельской области, т.к. по смыслу вышеназванных норм права недоимки у налогоплательщика не возникло.

Административным истцом не представлено доказательств соблюдения предусмотренного законодательством о налогах и сборах порядка взыскания недоимок по налогам.

На основании изложенного, административный иск Инспекции Федеральной налоговой службы по Первомайскому району г. Пензы к ФИО1 удовлетворению не подлежит.

Руководствуясь ст.ст. 175-180, 290 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд

решил:


В удовлетворении административного искового заявления Инспекции Федеральной налоговой службы по Первомайскому району г. Пензы к ФИО1 в лице законного представителя ФИО2 о взыскании задолженности по уплате налога на имущество физических лиц, пени, отказать.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Архангельский областной суд в течение месяца с даты принятия решения суда в окончательной форме путём подачи апелляционной жалобы через Мирнинский городской суд Архангельской области.

Решение в окончательной форме изготовлено 22 марта 2021 года.

Председательствующий Н.К.Камышник



Суд:

Мирнинский городской суд (Архангельская область) (подробнее)

Судьи дела:

Камышник Наталья Казимировна (судья) (подробнее)