Решение № 2А-189/2020 2А-189/2020~М-46/2020 М-46/2020 от 7 января 2020 г. по делу № 2А-189/2020




Дело № 2а-189/2020

УИД 58RS0008-01-2020-000082-80


Р Е Ш Е Н И Е


ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

25 февраля 2020 года г.Пенза

Железнодорожный районный суд г.Пензы в составе

председательствующего судьи Шветко Д.В.,

при секретаре Никитиной А.О.,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению ИФНС России по Железнодорожному району г. Пензы к ФИО1 о взыскании задолженности по транспортному налогу и пени,

У С Т А Н О В И Л:


ИФНС России по Железнодорожному району г. Пензы обратилась в суд с вышеназванным иском, указав, что ФИО1 имел в собственности легковой автомобиль марки ВАЗ-219060, мощностью двигателя 82 лошадиные силы, рег. №, год выпуска 2012, дата регистрации права собственности – 22.08.2012, дата регистрации прекращения права собственности – 13.11.2019.

ИФНС России по Железнодорожному району г. Пензы 16.07.2015 заказной корреспонденцией направлено налоговое уведомление №541949 от 11.06.2015на уплату транспортного налога за 2014 год, в срок до 01.10.2015, в размере 1640,00 руб., исчисленного как 82л.с. * 20 руб. * 12/12, где 82л.с. – количество лошадиных сил транспортного средства, 20 руб. – ставка налога в рублях, 12/12 – количество месяцев владения транспортным средством.

По сроку уплаты, указанному в уведомлении, должником налог не уплачен.

В связи с не исполнением ФИО1 обязанности по уплате налога, в его адрес направлялось требование об уплате налогов и пени: направлено заказной корреспонденцией требование №17940 (по состоянию на 26.10.2015, по сроку исполнения до 27.01.2016) об уплате транспортного налога за 2014 год в размере 1640,00 руб., а также пеней в размере 8,12 руб., начисленных в период с 02.10.2015 по 19.10.2015 за несвоевременную уплату транспортного налога за 2014 год. Факт направления требования подтверждается реестром почтовых отправлений от 03.11.2015.

В установленный срок налогоплательщиком требования не исполнены, задолженность в сумме 1 648 руб. 12 коп. не погашена до настоящего времени.

На основании вышеизложенного, административный истец просит суд взыскать с ФИО1 задолженность по транспортному налогу и пеням в общей сумме 1648 руб.12 коп.

В судебном заседании представитель административного истца Инспекции ФНС России по Железнодорожному району г. Пензы – ФИО2, действующая на основании доверенности, требования поддержала и просила их удовлетворить в полном объеме, в обоснование ссылалась на доводы, изложенные в административном исковом заявлении.

Административный ответчик ФИО1 в судебное заседание не явился, о месте и времени судебного заседания извещен надлежащим образом, заявлением просил дело рассмотреть без его участия, просил применить срок исковой давности, предусмотренный ст. 196 ГК РФ, производство по делу.

Поскольку административный ответчик ФИО1 о времени, дате и месте слушания дела извещен надлежащим образом, просил рассмотреть дело без его участия, суд полагает возможным рассмотреть дело в его отсутствие.

Выслушав объяснения представителя административного истца, изучив материалы дела, суд приходит к следующему.

В соответствии со ст. 57 Конституции РФ, каждый обязан платить законно установленные налоги и сборы.

Согласно ст. 23 Налогового кодекса Российской Федерации налогоплательщики обязаны, в том числе уплачивать законно установленные налоги.

В соответствии со ст. 357 НК РФ плательщиками транспортного налога признаются лица, на которых в соответствии с законодательством Российской Федерации зарегистрированы транспортные средства, признаваемые объектом налогообложения в соответствии со ст. 358 НК РФ, в том числе автомобили.

В соответствии с п.1 ст. 362 НК РФ сумма транспортного налога, подлежащая уплате налогоплательщиками, являющимися физическими лицами, исчисляется налоговыми органами на основании сведений, которые представляются в налоговые органы органами, осуществляющими государственную регистрацию транспортных средств на территории Российской Федерации.

Согласно сведениям, представленным органами ГИБДД по Пензенской области, ФИО1 имел в собственности легковой автомобиль марки ВАЗ-219060, мощностью двигателя 82 лошадиные силы, рег. №, год выпуска 2012, дата регистрации права собственности – 22.08.2012, дата регистрации прекращения права собственности – 13.11.2019.

В соответствии с п. 1 ст. 358 НК РФ объектом налогообложения признаются автомобили, мотоциклы, мотороллеры, автобусы и другие самоходные машины и механизмы на пневматическом и гусеничном ходу, самолеты, вертолеты, теплоходы, яхты, парусные суда, катера, снегоходы, мотосани, моторные лодки, гидроциклы, транспортные средства, зарегистрированные в установленном порядке в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Согласно пп.1 п.1 ст. 359 НК РФ налоговая база определяется в отношении транспортных средств, имеющих двигатели, как мощность двигателя транспортного средства в лошадиных силах.

Налоговые ставки устанавливаются законами субъектов Российской Федерации, соответственно в зависимости от мощности двигателя транспортного средства в расчете на одну лошадиную силу мощности двигателя транспортного средства (п.1 ст. 361 НК РФ).

Согласно ст. 14 НК РФ транспортный налог относится к региональным налогам. В силу п. 5 ст. 58 НК РФ порядок уплаты региональных налогов устанавливается законами субъектов Российской Федерации в соответствии с НК РФ.

На территории Пензенской области транспортный налог введен Законом Пензенской области от 18 сентября 2002 года №397-ЗПО "О введении в действие транспортного налога на территории Пензенской области" (с последующими изменениями и дополнениями).

В соответствии с положениями п. 1 ст. 361 НК РФ налоговые ставки устанавливаются законами субъектов Российской Федерации соответственно в зависимости от мощности двигателя, тяги реактивного двигателя или валовой вместимости транспортного средства в расчете на одну лошадиную силу мощности двигателя транспортного средства, один килограмм силы тяги реактивного двигателя, одну регистровую тонну транспортного средства или одну единицу транспортного средства.

В соответствии со ст. 2 Закона Пензенской области от 18 сентября 2002 года №397-ЗПО (в ред. Закона Пензенской обл. от 04.07.2013 N 2412-ЗПО) ставки по транспортному налогу устанавливались, в том числе, в следующих размерах: для легковых автомобилей до 100 л.с. (до 73,55 кВт) включительно (с года выпуска которых прошло до 15 лет включительно) – 20руб.

Сумма налога, подлежащая уплате в бюджет по итогам налогового периода, исчисляется в отношении каждого транспортного средства как произведение соответствующей налоговой базы и налоговой ставки, если иное не предусмотрено настоящей статьей (п. 2 ст. 362 НК РФ).

Согласно п. 3 ст. 363 НК РФ налогоплательщики - физические лица уплачивают транспортный налог на основании налогового уведомления, направляемого налоговым органом.

Пунктом 2 статьи 52 НК РФ установлено, что в случае, если обязанность по исчислению суммы налога возлагается на налоговый орган, не позднее 30 дней до наступления срока платежа налоговый орган направляет налогоплательщику налоговое уведомление.

В случае направления налогового уведомления по почте заказным письмом налоговое уведомление считается полученным по истечении шести дней с даты направления заказного письма (п.4 ст.52 НК РФ).

Следует учесть, что местом жительства физического лица признается адрес, по которому это физическое лицо зарегистрировано в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, и в случае направления налогового уведомления на уплату налогов физическому лицу по почте заказным письмом оно направляется по имеющемуся у налогового органа адресу места жительства налогоплательщика - физического лица.

ИФНС России по Железнодорожному району г. Пензы в адрес ФИО1 направлено налоговое уведомление №541949 от 11.06.2015на уплату транспортного налога за 2014 год, в срок до 01.10.2015,в размере 1640,00 руб., исчисленного как 82л.с. * 20 руб. * 12/12, где 82л.с. – количество лошадиных сил транспортного средства, 20 руб. – ставка налога в рублях, 12/12 – количество месяцев владения транспортным средством.

Данное уведомление направлено административному ответчику 16 июля 2015 года по почте, что подтверждается реестром отправки.

В соответствии с п.1 ст.363 НК РФ уплата транспортного налога производится налогоплательщиками в бюджет по месту нахождения транспортных средств.

Местом нахождения транспортного средства признается место жительства (пребывания) физического лица, на которое зарегистрировано транспортное средство (ст.83 НК РФ).

За налоговый период 2014 года налог подлежал уплате налогоплательщиками – физическими лицами в срок не позднее 1 октября года, следующего за истекшим налоговым периодом (абз.3 п.1 ст.363 НК РФ в редакции Федерального закона от 02 декабря 2013 года №334-ФЗ) – 01 октября 2015 года.

В соответствии с пп. 1 п. 1 ст. 23 НК РФ налогоплательщики обязаны уплачивать законно установленные налоги. Обязанность по уплате налога должна быть выполнена в срок, установленный законодательством о налогах и сборах (п. 1 ст. 45, п. 2 ст. 58 НК РФ).

При уплате налога с нарушением срока уплаты налогоплательщик уплачивает пени в порядке и на условиях, предусмотренных НК РФ (п.2 ст. 57 НК РФ).

В соответствии с п. 1 ст. 75 НК РФ (в редакции, действовавшей до 01 января 2017 года) пеней признается установленная настоящей статьей денежная сумма, которую налогоплательщик должен выплатить в случае уплаты причитающихся сумм налогов, в том числе налогов, уплачиваемых в связи с перемещением товаров через таможенную границу Таможенного союза, в более поздние по сравнению с установленными законодательством о налогах и сборах сроки.

Сумма соответствующих пеней уплачивается помимо причитающихся к уплате сумм налога и независимо от применения других мер обеспечения исполнения обязанности по уплате налога, а также мер ответственности за нарушение законодательства о налогах и сборах (п. 2 ст. 75 НК РФ).

Пеня начисляется за каждый календарный день просрочки исполнения обязанности по уплате налога, начиная со следующего за установленным законодательством о налогах и сборах дня уплаты налога, если иное не предусмотрено настоящей статьей и главами 25 и 26.1 настоящего Кодекса (п. 3 ст. 75 НК РФ).

Согласно п. 4 ст. НК РФ пеня за каждый день просрочки определяется в процентах от неуплаченной суммы налога или сбора.

Процентная ставка пени принимается равной одной трехсотой действующей в это время ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации.

Пени уплачиваются одновременно с уплатой сумм налога и сбора или после уплаты таких сумм в полном объеме (п. 5 ст. 75 НК РФ).

Начисление пени прекращается в момент фактической уплаты суммы налога.

Неисполнение или ненадлежащее исполнение обязанности по уплате налога в соответствии с п.1 ст.45 НК РФ является основанием для направления налоговым органом налогоплательщику требования об уплате налога.

В связи с неисполнением ФИО1 обязанности по уплате налога, в его адрес направлялось требование об уплате налогов и пени: №17940 (по состоянию на 26.10.2015, по сроку исполнения до 27.01.2016) об уплате транспортного налога за 2014 год в размере 1640,00 руб., а также пеней в размере 8,12 руб., начисленных в период с 02.10.2015 по 19.10.2015 за несвоевременную уплату транспортного налога за 2014 год.

Требование направлено административному ответчику заказанной корреспонденцией 03 ноября 2015 года.

В силу п.6 ст.69 НК РФ в случае направления требования по почте заказным письмом оно считается полученным по истечении шести дней с даты направления заказного письма.

В установленные сроки ФИО1 данные требования не исполнены, задолженность по налогам и пени в сумме 1 648 руб. 12 коп. не погашена до настоящего времени, что подтверждается материалами дела.

В соответствии с п. 1 ст. 48 НК РФ в случае неисполнения налогоплательщиком (плательщиком сбора, плательщиком страховых взносов) - физическим лицом, не являющимся индивидуальным предпринимателем, в установленный срок обязанности по уплате налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов налоговый орган (таможенный орган), направивший требование об уплате налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов (налоговый орган по месту жительства физического лица в случае снятия этого лица с учета в налоговом органе, направившем требование об уплате налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов), вправе обратиться в суд с заявлением о взыскании налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов за счет имущества, в том числе денежных средств на счетах в банке, электронных денежных средств, переводы которых осуществляются с использованием персонифицированных электронных средств платежа, и наличных денежных средств, этого физического лица в пределах сумм, указанных в требовании об уплате налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов, с учетом особенностей, установленных настоящей статьей.

Согласно п. 2 ст. 48 НК РФ заявление о взыскании подается в суд общей юрисдикции налоговым органом (таможенным органом) в течение шести месяцев со дня истечения срока исполнения требования об уплате налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов, если иное не предусмотрено настоящим пунктом.

Если в течение трех лет со дня истечения срока исполнения самого раннего требования об уплате налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов, учитываемого налоговым органом (таможенным органом) при расчете общей суммы налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов, подлежащей взысканию с физического лица, такая сумма налогов, сборов, страховых взносов, пеней, штрафов превысила 3 000 рублей, налоговый орган (таможенный орган) обращается в суд с заявлением о взыскании в течение шести месяцев со дня, когда указанная сумма превысила 3 000 рублей.

Рассмотрение дел о взыскании налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов за счет имущества физического лица производится в соответствии с законодательством об административном судопроизводстве (п. 3 ст. 48 НК РФ).

В силу ст. 17.1 КАС РФ мировой судья рассматривает заявления о вынесении судебного приказа по требованиям о взыскании обязательных платежей и санкций в порядке, установленном главой 11.1 настоящего Кодекса.

В течение трех лет со дня истечения срока исполнения самого раннего требования об уплате налога (№ 17940, со сроком исполнения до 27.01.2016) сумма задолженности не превысила 3 000 рублей, в связи с чем, Инспекция была вправе обратиться в суд с заявлением о взыскании с ФИО1 задолженности по транспортному налогу в рамках приказного судопроизводства до 27.07.2019. Согласно реестру почтовых отправлений заявление о выдаче судебного приказа направлено мировому судье 23.07.2019 г.

Мировым судьей 30.07.2019 вынесен судебный приказ о взыскании с ФИО1 в пользу ИФНС России по Железнодорожному району г. Пензы задолженности по транспортному налогу и пени в указанной сумме.

В связи с поступлением от должника заявления об отмене судебного приказа Мировым судьей судебного участка № 3 Железнодорожного района г. Пензы вынесено Определение об отмене судебного приказа от 08.08.2019.

На основании п. 3 ст. 48 НК РФ рассмотрение дел о взыскании налога, сбора, пеней штрафов за счет имущества физического лица производится в соответствии с законодательством об административном судопроизводстве (в ред. Федерального закона от 08 марта 2015года №23-ФЗ).

Требование о взыскании налога, сбора, пеней, штрафов за счет имущества физического лица может быть предъявлено налоговым органом (таможенным органом) в порядке искового производства не позднее шести месяцев со дня вынесения судом определения об отмене судебного приказа.

Таким образом, все требования положений ст. 48 НК РФ административным истцом соблюдены.

При таких обстоятельствах, оценив собранные по делу доказательства в совокупности, учитывая, что административный ответчик наличие задолженности по страховым взносам и пени и ее размер не оспаривал, опровергающих доводы административного истца не представил, суд приходит к выводу, что исковые требования ИФНС России по Железнодорожному району г. Пензы являются обоснованными и подлежащими удовлетворению в полном объеме.

Довод стороны административного ответчика о необходимости применения к данным правоотношениям общего срока давности, основан на неверном понимании норм закона.

Согласно ч.1 ст. 197 ГК РФ, для отдельных видов требований законом могут устанавливаться специальные сроки исковой давности, сокращенные или более длительные по сравнению с общим сроком. Статья 48 Налогового кодекса РФ предусматривает специальные сроки исковой давности по взысканию задолженности по налогам и пеням. Данные сроки административным истцом соблюдены.

В соответствии со ст. 111 ч. 1 КАС РФ стороне, в пользу которой состоялось решение суда, суд присуждает с другой стороны все понесенные по делу судебные расходы, за исключением случаев, предусмотренных статьей 107 и частью 3 статьи 109 настоящего Кодекса. По делам о взыскании обязательных платежей и санкций судебные расходы распределяются между сторонами пропорционально удовлетворенным требованиям.

В соответствии со ст. 114 ч. 1 КАС РФ судебные расходы, понесенные судом в связи с рассмотрением административного дела, и государственная пошлина, от уплаты которых административный истец был освобожден, в случае удовлетворения административного искового заявления взыскиваются с административного ответчика, не освобожденного от уплаты судебных расходов. В этом случае взысканные суммы зачисляются в доход федерального бюджета.

В данном случае, поскольку ИФНС России по Железнодорожному району г. Пензы в силу положений п.п. 19 п. 2 ст. 333.36 НК РФ освобождена от уплаты государственной пошлины при подаче искового заявления, суд считает необходимым взыскать с административного ответчика государственную пошлину в федеральный бюджет в размере 400 руб.

На основании вышеизложенного, руководствуясь ст.ст. 175-180 КАС РФ, суд

Р Е Ш И Л :


Административные исковые требования ИФНС России по Железнодорожному району г. Пензы к ФИО1 о взыскании задолженности по транспортному налогу и пени - удовлетворить.

Взыскать с ФИО1, ИНН № зарегистрированного по <адрес>. - в пользу ИФНС России по Железнодорожному району г.Пензы задолженность по налогам и пени в общей сумме 1 648 (одна тысяча шестьсот сорок восемь) руб. 12 коп., из которых: транспортный налог за 2014 год – 1640 (одна тысяча шестьсот сорок) рублей; пени за несвоевременную уплату транспортного налога за 2014 год, начисленные в период со 02. 10. 2015 года по 19.10.2015 года – 8 (восемь) руб. 12 коп.

Взыскать с ФИО1 ИНН № государственную пошлину в федеральный бюджет в размере 400 (четыреста) руб.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в течение месяца в Пензенский областной суд через Железнодорожный районный суд г.Пензы с момента изготовления мотивированного решения.

Мотивированное решение изготовлено 02 марта 2020 г.

Председательствующий - Д.В. Шветко



Суд:

Железнодорожный районный суд г. Пензы (Пензенская область) (подробнее)

Судьи дела:

Шветко Дмитрий Валентинович (судья) (подробнее)