Решение № 2А-458/2020 2А-458/2020~М-410/2020 М-410/2020 от 19 октября 2020 г. по делу № 2А-458/2020Якшур-Бодьинский районный суд (Удмуртская Республика) - Гражданские и административные 18RS0031-01-2020-000621-87 № 2а-458/2020 Именем Российской Федерации 19 октября 2020 года с.Якшур-Бодья УР Якшур-Бодьинский районный суд УР в составе: председательствующего судьи Уткиной Н.В. единолично, при секретаре Кокшаровой Т.В., рассмотрев в открытом судебном заседании дело по административному иску прокурора Якшур-Бодьинского района УР в интересах неопределенного круга лиц к Администрации муниципального образования «Якшур-Бодьинский район» о признании незаконным бездействия по постановке на учет бесхозяйного объекта, Прокурор Якшур-Бодьинского района УР обратился в суд с административным исковым заявлением в интересах неопределенного круга лиц к Администрации муниципального образования «Якшур-Бодьинский район» о признании незаконным бездействия по постановке на учет бесхозяйного объекта. Административное исковое заявление мотивировано тем, что проведенной прокуратурой Якшур-Бодьинского района проверкой исполнения законодательства в области обращения с отходами животноводства (биологическими отходами), установлено, что на территории муниципального образования «Якшур-Бодьинский район» (далее - МО «Якшур-Бодьинский район») имеется бесхозяйный объект - скотомогильник (биотермическая яма) №2, номер ветеринарно-санитарной карточки № (далее скотомогильник №2). Так, скотомогильник № 2 площадью 25 кв. м, расположен <адрес>, в настоящее время ни за кем не закреплен, не имеет собственника, ни у кого на балансе не числится и является бесхозяйным. В соответствии с ч. 1 ст. 225 Гражданского кодекса РФ бесхозяйной является вещь, которая не имеет собственника или собственник которой неизвестен либо, если иное не предусмотрено законами, от права собственности которую собственник отказался. Согласно ч. 3 ст. 225 Гражданского кодекса РФ бесхозяйные недвижимые вещи принимаются на учет органом, осуществляющим государственную регистрацию права на недвижимое имущество, по заявлению органа местного управления, на территории которого они находятся. По истечении года со дня постановки бесхозяйной недвижимой вещи на учет, орган, уполномоченный управлять муниципальным имуществом, может обратиться в суд с требованием о признании права муниципальной собственности у вещь. В соответствии с ч. 7 ст. 7, ч. 2 ст. 28, ч. 7 ст. 61 Федерального закона от 13 2015 г. N 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости» вопросы, касающиеся принятия на учет бесхозяйных недвижимых вещей урегулированы разд. 6.6 Порядка ведения единого государственного реестра недвижимости, утвержденных приказом Минэкономразвития РФ № 943 от 16.12.2015 (далее - Порядок). Согласно указанному Порядку при принятии на учет объекта недвижимого имущества, который не имеет собственника или собственник которого неизвестен, в записи о вещном праве указываются: в отношении документов-оснований - реквизиты заявления органа местного самоуправления о принятии на учет объекта недвижимого имущества, на основании которых объект недвижимого имущества принят на учет в качестве бесхозяйного, а также наименование данного органа. В настоящее время Администрацией МО «Якшур-Бодьинский район» действия по постановке на учет в качестве бесхозяйных недвижимых вещей не исполнены, с заявлением в Якшур-Бодьинский отдел Управления федеральной регистрационной службы по УР о принятии указанного объекта - скотомогильник № 2 Администрация МО «Якшур-Бодьинский район» не обращалась до настоящего времени. В связи с отсутствием собственника указанного объекта - скотомогильника № 2, а также не постановки его на учет в качестве бесхозяйной недвижимой вещи, постоянный контроль за его состоянием, соблюдением норм и правил безопасности при его эксплуатации не обеспечивается. Согласно ч. 1 ст. 18 Федерального закона № 68-ФЗ от 21.12.1994 «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера» граждане Российской Федерации в случае возникновения чрезвычайных ситуаций имеют право на защиту жизни, здоровья и личного имущества, возмещение ущерба, причиненного их здоровью и имуществу. Согласно п.п. 7, 9, 21 ч. 1 ст. 15 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-I «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» (далее - Федеральный закон № 131-ФЗ) к вопросам местного значения муниципального района относятся, в частности, участие в предупреждении и ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций на территории муниципального района; организация мероприятий межпоселенческого характера по охране окружающей среды; защите населения и территории муниципального района от чрезвычайных ситуаций природного и биогенного характера. В соответствии с ч. 2 ст. 15.1 Федерального закона № 131-ФЗ органы местного самоуправления муниципального района вправе решать вопросы, указанные в части 1 настоящей статьи, участвовать в осуществлении иных государственных полномочий (не переданных им в соответствии со статьей 19 стоящего Федерального закона), если это участие предусмотрено федеральными законами, а также решать иные вопросы, не отнесенные к компетенции органов местного самоуправления других муниципальных образований, органов государственной власти и не исключенные из их компетенции федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации, за счет доходов местных бюджетов, за исключением межбюджетных трансфертов, предоставленных из бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, и поступлений налоговых доходов по дополнительным нормативам отчислений. Согласно частей 1 и 2 статьи 19 Федерального закона № 131-ФЗ полномочия органов местного самоуправления, установленные федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации, по вопросам, не отнесенным в соответствии с настоящим Федеральным законом к вопросам местного значения, являются отдельными государственными полномочиями, передаваемыми для осуществления органам местного самоуправления. Финансовое обеспечение отдельных государственных полномочий, переданных органам местного самоуправления, осуществляется только за счет предоставляемых местным бюджетам субвенций из соответствующих бюджетов. В соответствии со статьями 1 и 2 Закона УР от 06.07.2015 № 42-РЗ «О наделении органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями Удмуртской Республики по содержанию скотомогильников (биотермических ям) и мест захоронений животных, павших от сибирской язвы, сходящихся в собственности Удмуртской Республики, а также по ликвидации неиспользуемых скотомогильников (биотермических ям)» (далее - Закон № 42-Р3) Муниципальное образование «Якшур-Бодьинский район» наделяется отдельными государственными полномочиями Удмуртской Республики по содержанию скотомогильников (биотермических ям) и мест захоронений животных, павших от сибирской язвы, находящихся в собственности Удмуртской Республики, а также по ликвидации неиспользуемых скотомогильников (биотермических ям). Согласно части 2 статьи 5 Закона УР № 42-РЗ органы местного самоуправления при осуществлении отдельных государственных полномочий обязаны осуществлять отдельные государственные полномочия надлежащим образом в соответствии с федеральными законами, иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, настоящим Законом и принимаемыми в соответствии с ним правовыми актами органов государственной власти Удмуртской Республики; определяют должностных лиц, ответственных за осуществление отдельных государственных полномочий; осуществлять иные обязанности, предусмотренные законодательством Российской Федерации и законодательством Удмуртской Республики. В нарушение ч. 3 ст. 6 Закона УР от 06.07.2015 № 42-РЗ, п. 7 ч. 1 ст. 15 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» Администрацией МО «Якшур-Бодьинский район» до 1 мая 2018 года и 1 мая 2019 года не представлены в Главное управление ветеринарии Удмуртской Республики обоснование и расчет объемов финансовых средств для осуществления отдельных государственных полномочий на территории муниципального образования для расчета объема субвенций. В связи с чем, денежные средства муниципальному образованию не выделялись. По результатам проверки 06.03.2020 года в адрес главы МО «Якшур-Бодьинский район» внесено представление об устранении нарушений законодательства в области обращения с отходами животноводства. 17.04.2020 года в прокуратуру Якшур-Бодьинского района поступил ответ Администрации МО «Якшур-Бодьинский район», согласно которому Администрацией МО «Якшур-Бодьинский район» не допущено нарушений указанного законодательства, что свидетельствует о том, что Администрация МО «Якшур-Бодьинский район» и впредь не намерена исполнять требования Закона УР № 42-РЗ. Бездействие Администрации муниципального образования «Якшур-Бодьинский район» по расчету финансовых средств влечет непроведение мероприятий по ликвидации неиспользуемых скотомогильников, а также их содержанию, что может повлечь за собой возникновение очагов инфекций и эпидемий. В соответствии со ст. 42 Конституции РФ, абз. 1, 2, 3 ст. 3, ст. 11 Федерального закона «Об охране окружающей среды» каждый гражданин имеет право на благоприятную окружающую среду, на ее защиту от негативного воздействия и на благоприятную среду обитания, факторы которой не оказывают воздействия на человека. По требованию ст. 58 Конституции РФ каждый обязан сохранять природу и окружающую среду. Хозяйственная деятельность юридических лиц, оказывающая воздействие на окружающую среду, должна осуществляться на основе обеспечения благоприятных условий жизнедеятельности человека и обеспечения снижения негативного воздействия хозяйственной деятельности на окружающую Указанные конституционные права граждан обеспечиваются соблюдением хозяйствующими субъектами установленных экологических требований и нормативов, при несоблюдении которых гражданам не гарантируется благоприятная среда обитания, что создает угрозу причинения вреда здоровью Выявленные нарушения противоречат принципам законодательства о санитарно-эпидемиологическом благополучии населения, что создает угрозу возникновения чрезвычайной ситуации природного или техногенного характера, причинение вреда окружающей природной среде, неопределенному кругу лиц. Истец просит признать незаконным бездействие Администрации МО «Якшур-Бодьинский район», выраженное в непринятии мер к постановке на учет бесхозяйного объекта - скотомогильника (биотермической ямы) № 2, номер ветеринарно-санитарной карточки № расположенного <адрес>. Обязать Администрацию МО «Якшур-Бодьинский район» в течение 3 месяцев после вступления решения суда в законную силу поставить на учет бесхозяйный объект - скотомогильник (биотермическую яму) № 2, номер ветеринарно-санитарной карточки №, расположенного <адрес>. В судебном заседании помощник прокурора Якшур-Бодьинского района Кондренков С.И. исковые требования поддержал, просил удовлетворить. Представитель Администрации МО «Якшур-Бодьинский район» в судебное заседание не явился, о времени и месте рассмотрения дела извещены надлежащим образом. Дело в соответствии со ст. 150 КАС РФ рассмотрено в отсутствие представителя ответчика. Изучив материалы дела, суд приходит к следующему. В силу ст. 72 Конституции Российской Федерации осуществление мер по борьбе с катастрофами, стихийными бедствиями, эпидемиями, ликвидация их последствий находится в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации. Согласно положениям Федерального закона от 06 октября 2003 года N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", Федерального закона от 30 марта 1999 года N 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" и Федерального закона от 10 января 2002 года N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды" полномочиями в сфере обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения и охраны окружающей среды обладают Российская Федерация и субъекты Российской Федерации. Из материалов дела следует, что спорный скотомогильник никому не определен на баланс и под ответственность, что приводит к бесконтрольному его функционированию в нарушении ветеринарно-санитарных правил сбора, утилизации и уничтожения биологических отходов, следовательно, к ненадлежащему его состоянию, создающему угрозу чрезвычайных экологических ситуаций, здоровью населения и окружающей среде. В соответствии со статьями 1 и 2 Закона УР от 06.07.2015 № 42-РЗ «О наделении органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями Удмуртской Республики по содержанию скотомогильников (биотермических ям) и мест захоронений животных, павших от сибирской язвы, сходящихся в собственности Удмуртской Республики, а также по ликвидации неиспользуемых скотомогильников (биотермических ям)» (далее - Закон № 42-Р3). Муниципальное образование «Якшур-Бодьинский район» наделяется отдельными государственными полномочиями Удмуртской Республики по содержанию скотомогильников (биотермических ям) и мест захоронений животных, павших от сибирской язвы, находящихся в собственности Удмуртской Республики, а также по ликвидации неиспользуемых скотомогильников (биотермических ям). Согласно части 2 статьи 5 Закона УР № 42-РЗ органы местного самоуправления при осуществлении отдельных государственных полномочий обязаны осуществлять отдельные государственные полномочия надлежащим образом в соответствии с федеральными законами, иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, настоящим Законом и принимаемыми в соответствии с ним правовыми актами органов государственной власти Удмуртской Республики; определяют должностных лиц, ответственных за осуществление отдельных государственных полномочий; осуществлять иные обязанности, предусмотренные законодательством Российской Федерации и законодательством Удмуртской Республики. В соответствии со статьей 42 Конституции РФ каждый имеет право на благоприятную окружающую среду. Согласно статьи 8 Федерального Закона от 30 марта 1999 года N 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" закрепляется право граждан на благополучную среду обитания, факторы которой не оказывают вредного воздействия на человека. Согласно части 1 статьи 22 Федерального Закона от 30 марта 1999 года N 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения", отходы производства и потребления подлежат сбору, использованию, обезвреживанию, транспортировке, хранению и захоронению, условия и способы которых должны быть безопасными для здоровья населения и среды обитания и которые должны осуществляться в соответствии с санитарными правилами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации. Учитывая вышеуказанные положения закона и наделение органов местного самоуправления, в частности Администрации МО «Якшур-Бодьинский район», отдельными государственными полномочиями Удмуртской Республики по содержанию скотомогильников (биотермических ям) и мест захоронений животных, павших от сибирской язвы, сходящихся в собственности Удмуртской Республики, а также по ликвидации неиспользуемых скотомогильников (биотермических ям)» (далее - Закон № 42-Р3), суд приходит к выводу о необходимости возложения на ответчика обязанности по принятия мер в отношении биометрических ям по учету недвижимого имущества. Руководствуясь ст.ст. 175-180 КАС РФ, суд Административное исковое заявление прокурора Якшур-Бодьинского района УР в интересах неопределенного круга лиц к Администрации муниципального образования «Якшур-Бодьинский район» о признании незаконным бездействия по постановке на учет бесхозяйного объекта - удовлетворить. Признать незаконным бездействие Администрации МО «Якшур-Бодьинский район», выраженное в непринятии мер к постановке на учет бесхозяйного объекта – скотомогильника (биометрической ямы) №2, номер ветеринарно-санитарной карточки №, расположенного <адрес>. Обязать Администрацию МО «Якшур-Бодьинский район» в течение 3 месяцев после вступления решения суда в законную силу поставить на учет бесхозяйный объект – скотомогильник (биометрическую яму) №2, номер ветеринарно-санитарной карточки №, расположенного <адрес>. На решение может быть подана апелляционная жалоба в Верховный Суд Удмуртской Республики в течение месяца со дня вынесения решения в окончательной форме. Судья: Н.В. Уткина Суд:Якшур-Бодьинский районный суд (Удмуртская Республика) (подробнее)Судьи дела:Уткина Нина Владимировна (судья) (подробнее)Последние документы по делу: |