Апелляционное определение № 33А-4550/2026 от 11 марта 2026 г.Свердловский областной суд (Свердловская область) - Административное УИД 66RS0007-01-2024-011860-68 Дело № 33а-4550/2026 12 марта 2026 года город Екатеринбург Судебная коллегия по административным делам Свердловского областного суда в составе: председательствующего Шабалдиной Н.В., судей Бачевской О.Д., Захаровой О.А., при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Коноплиным П.А., рассмотрела в открытом судебном заседании административное дело № 2а-1487/2025 по административному исковому заявлению Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы № 25 по Свердловской области к ФИО1 о взыскании задолженности по страховым взносам, пени по апелляционной жалобе административного ответчика ФИО1 на решение Чкаловского районного суда города Екатеринбурга Свердловской области от 05 ноября 2025 года. Заслушав доклад председательствующего судьи Шабалдиной Н.В., объяснения административного ответчика ФИО1, судебная коллегия установила: Межрайонная инспекция Федеральной налоговой службы № 25 по Свердловской области (далее по тексту - МИФНС России № 25 по Свердловской области) обратилась с административным исковым заявлением к ФИО1 о взыскании страховых взносов, налогов, пени: страховые взносы, предусмотренные законодательством Российской Федерации о налогах и сборах, уплачиваемые отдельными категориями плательщиков страховых взносов в совокупном фиксированном размере, за 2023 год в сумме 45 842 рубля; в пользу местного бюджета недоимку налогу на имущество физических лиц за 2022 года в размере 2378 рублей, в пользу регионального бюджета недоимку по транспортному налогу за 2022 год в размере 1025 рублей; пени, установленные Налоговым кодексом Российской Федерации, распределяемые в соответствии с подпунктом 1 пункта 11 статьи 46 Бюджетного кодекса Российской Федерации, в сумме 2944 рубля 92 копейки. В обоснование требований указано, что ФИО1 с 25 июля 2016 года состоит на налоговом учете как арбитражный управляющий, в связи с чем является плательщиком страховых взносов. Обязанность по уплате страховых взносов самостоятельно налогоплательщиком не была исполнена. Кроме того, административный ответчик является плательщиком транспортного налога, налога на имущество физических лиц. Обязанность по уплате страховых взносов и налогов административным ответчиком надлежащим образом не исполнялась, по состоянию на 01 января 2023 года образовалось отрицательное сальдо, в связи с чем в его адрес было направлено требование об уплате задолженности; за несвоевременную уплату страховых взносов и налогов начислены пени. Задолженность в установленный срок добровольно не оплачена, что послужило основанием для обращения к мировому судье с заявлением о выдаче судебного приказа, а после его отмены в суд с указанным административным иском. Решением Чкаловского районного суда города Екатеринбурга Свердловской области от 05 ноября 2025 года административное исковое заявление МИНФС России № 25 по Свердловской области удовлетворено частично, с ФИО1 в пользу федерального бюджета взыскана недоимка по страховым взносам, предусмотренным законодательством Российской Федерации о налогах и сборах, уплачиваемые отдельными категориями плательщиков страховых взносов в совокупном размере, за 2023 год в размере 45 842 рублей; в пользу регионального бюджета недоимка по транспортному налогу за 2022 год в размере 1025 рублей, в пользу местного бюджета недоимка по налогу на имущество физических лиц за 2022 год в размере 2378 рублей; пени, установленные Налоговым кодексом Российской Федерации, распределяемые в соответствии с подпунктом 1 пункта 11 статьи 46 Бюджетного кодекса Российской Федерации, в размере 778 рублей 09 копеек. Этим же решением с ФИО1 в доход местного бюджета взыскана государственная пошлина в размере 4000 рублей. В удовлетворении остальной части административного иска отказано. Не согласившись с решением суда, административный ответчик ФИО1 подал на него апелляционную жалобу, в которой просит решение суда отменить, в удовлетворении требований отказать. Повторяя доводы возражений на административное исковое заявление, выражает несогласие с выводами суда о соблюдении налоговым органом процедуры принудительного взыскания. Указывает на то, что суд не проверил правомерность направления требования третьему лицу и вручение его непосредственно налогоплательщику. Доказательств того, что требование было вручено административному ответчику материалы дела не содержат. Также указывает на то, что суд необоснованно взыскал задолженность по налогам и страховым взносам, поскольку данная задолженность фактически налоговым органом была взыскана. При этом указывает на то, что сумма, взысканная в рамках судебного приказа, и зачтенная в счет погашения задолженности по налогам и страховым взносам, была возвращена. В суде апелляционной инстанции ФИО1 доводы апелляционной жалобы и письменных пояснений поддержал. Дополнительно указал, что частично задолженность по страховым взносам за 2023 год является погашенной, в том числе за счет сумм, которые были у него незаконно удержаны, и в последующем возвращены. Также настаивал на том, что требование от июля 2023 года не получал. Представитель административного истца МИФНС России № 25 по Свердловской области в судебное заседание суда апелляционной инстанции не явились, о времени и месте рассмотрения дела судом апелляционной инстанции извещены заблаговременно, надлежащим образом –электронной почтой, а также посредством публикации информации на официальном интернет-сайте Свердловского областного суда. Учитывая изложенное, руководствуясь положениями статьи 150, части 2 статьи 289 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия рассмотрела дело в его отсутствие. Заслушав административного ответчика, изучив материалы настоящего дела, доводы апелляционной жалобы, письменных пояснений, ответ МИФНС России № 25 по Свердловской области, материалы административных дел № 2а-4209/2022, № 2а-783/2023, № 2а-1513/2025, проверив законность и обоснованность судебного решения в соответствии со статьей 308 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия приходит к следующему. Конституция Российской Федерации в статье 57 устанавливает, что каждый обязан платить законно установленные налоги и сборы. Аналогичное положение содержится также в пункте 1 статьи 3 Налогового кодекса Российской Федерации. В соответствии с подпунктом 2 пункта 1 статьи 419 Налогового кодекса Российской Федерации плательщиками страховых взносов признаются следующие лица, являющиеся страхователями в соответствии с федеральными законами о конкретных видах обязательного социального страхования: индивидуальные предприниматели, адвокаты, медиаторы, нотариусы, занимающиеся частной практикой, арбитражные управляющие, оценщики, патентные поверенные и иные лица, занимающиеся в установленном законодательством Российской Федерации порядке частной практикой (плательщики, не производящие выплаты и иные вознаграждения физическим лицам). Согласно части 1 статьи 432 Налогового кодекса Российской Федерации исчисление суммы страховых взносов, подлежащих уплате за расчетный период плательщиками, указанными в подпункте 2 пункта 1 статьи 419 настоящего Кодекса, производится ими самостоятельно в соответствии со статьей 430 настоящего Кодекса, если иное не предусмотрено настоящей статьей. На основании пункта 1 статьи 430 Налогового кодекса Российской Федерации плательщики, указанные в подпункте 2 пункта 1 статьи 419 данного Кодекса, в частности, арбитражные управляющие, уплачивают страховые взносы на обязательное пенсионное страхование и обязательное медицинское страхование в фиксированном размере. В силу подпункта 1 пункта 1.2 статьи 430 Налогового кодекса Российской Федерации плательщики, указанные в подпункте 2 пункта 1 статьи 419 настоящего Кодекса, начиная с 2023 года уплачивают в случае, если величина дохода плательщика за расчетный период не превышает 300 000 рублей, - страховые взносы на обязательное пенсионное страхование, на обязательное медицинское страхование в совокупном фиксированном размере 45 842 рубля за расчетный период 2023 год, 49 500 рублей за расчетный период 2024 год, 53 658 рублей за расчетный период 2025 год, 57 390 рублей за расчетный период 2026 года, 61 154 рубля за расчетный период 2027 год, если иное не предусмотрено настоящей статьей. В соответствии с частями 2, 5 статьи 432 Налогового кодекса Российской Федерации, суммы страховых взносов за расчетный период уплачиваются плательщиками не позднее 31 декабря текущего календарного года, если иное не предусмотрено настоящей статьей. Обязанность по уплате налога должна быть выполнена в срок, установленный законодательством о налогах и сборах. В случае прекращения физическим лицом деятельности индивидуального предпринимателя (арбитражного управляющего) уплата страховых взносов такими плательщиками осуществляется не позднее 15 календарных дней с даты снятия с учета индивидуального предпринимателя (арбитражного управляющего). Налогоплательщиками налога на имущество физических лиц признаются физические лица, обладающие правом собственности на имущество, признаваемое объектом налогообложения в соответствии со ст. 401 настоящего Кодекса (ст. 400 Налогового кодекса Российской Федерации). Согласно пункту 1 статьи 401 указанного Кодекса объектом налогообложения признается расположенное в пределах муниципального образования следующее имущество: жилой дом; квартира, комната; гараж, машино-место; единый недвижимый комплекс; объект незавершенного строительства; иные здание, строение, сооружение, помещение. Согласно части 1 статьи 409 Налогового кодекса Российской Федерации, налог подлежит уплате налогоплательщиками в срок не позднее 1 декабря года, следующего за истекшим налоговым периодом. В соответствии с пунктом 1 статьи 356 Налогового кодекса Российской Федерации транспортный налог устанавливается этим Кодексом и законами субъектов Российской Федерации о транспортном налоге, вводится в действие в соответствии с этим Кодексом законами субъектов Российской Федерации о транспортном налоге и обязателен к уплате на территории соответствующего субъекта Российской Федерации. Законом Свердловской области от 29 ноября 2002 года № 43-ОЗ «Об установлении и введении в действие транспортного налога на территории Свердловской области» на территории Свердловской области установлен и введен в действие транспортный налог. Обязанность по уплате налога должна быть выполнена в срок, установленный законодательством о налогах и сборах. Федеральным законом от 14 июля 2022 года № 263-ФЗ «О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации» (вступил в силу с 1 января 2023 года) усовершенствован порядок уплаты налогов, сборов и взносов в виде единого налогового платежа (далее - ЕНП) при введении с 1 января 2023 года института Единого налогового счета (далее - ЕНС). Согласно статье 11.3 Налогового кодекса Российской Федерации единым налоговым платежом признаются денежные средства, перечисленные налогоплательщиком, плательщиком сбора, плательщиком страховых взносов, налоговым агентом и (или) иным лицом в бюджетную систему Российской Федерации на счет Федерального казначейства, предназначенные для исполнения совокупной обязанности налогоплательщика, плательщика сбора, плательщика страховых взносов, налогового агента, а также денежные средства, взысканные с налогоплательщика, плательщика сбора, плательщика страховых взносов и (или) налогового агента в соответствии с настоящим Кодексом. Согласно пункту 3 статьи 11.3 Налогового кодекса Российской Федерации сальдо ЕНС представляет собой разницу между общей суммой денежных средств, перечисленных и (или) признаваемых в качестве единого налогового платежа (далее - ЕНП), и денежным выражением совокупной обязанности. В случае, если сумма ЕНП на ЕНС превышает совокупную обязанность, образуется положительное сальдо. Отрицательное сальдо единого налогового счета формируется, если общая сумма денежных средств, перечисленных и (или) признаваемых в качестве единого налогового платежа, меньше денежного выражения совокупной обязанности. В соответствии с пунктом 8 статьи 45 Налогового кодекса Российской Федерации принадлежность сумм денежных средств, перечисленных и (или) признаваемых в качестве единого налогового платежа, определяется налоговыми органами на основании учтенной на едином налоговом счете налогоплательщика суммы его совокупной обязанности с соблюдением следующей последовательности: недоимка - начиная с наиболее раннего момента ее выявления; налоги, авансовые платежи, сборы, страховые взносы - с момента возникновения обязанности по их уплате; пени; проценты; штрафы. В случае если на момент определения налоговыми органами принадлежности в соответствии с пунктами 8 и 9 статьи 45 Кодекса сумм денежных средств, перечисленных и (или) признаваемых в качестве единого налогового платежа, недостаточно для исполнения обязанностей по уплате налогов, авансовых платежей по налогам, сборов, страховых взносов с совпадающими сроками их уплаты, принадлежность определяется в соответствии с последовательностью, установленной пунктом 8 статьи 45 Кодекса, пропорционально суммам таких обязанностей (пункт 10 статьи 45 Кодекса). Согласно пункту 1 статьи 69 Налогового кодекса Российской Федерации неисполнение обязанности по уплате налогов, авансовых платежей по налогам, сборов, страховых взносов, пеней, штрафов, процентов, повлекшее формирование отрицательного сальдо единого налогового счета налогоплательщика, является основанием для направления налоговым органом налогоплательщику требования об уплате задолженности. Требованием об уплате задолженности признается извещение налогоплательщика о наличии отрицательного сальдо единого налогового счета и сумме задолженности с указанием налогов, авансовых платежей по налогам, сборов, страховых взносов, пеней, штрафов, процентов на момент направления требования, а также об обязанности уплатить в установленный срок сумму задолженности. Пунктом 1 статьи 70 Налогового кодекса Российской Федерации предусмотрено, что требование об уплате задолженности должно быть направлено налогоплательщику, плательщику сбора, плательщику страховых взносов, налоговому агенту не позднее трех месяцев со дня формирования отрицательного сальдо единого налогового счета этого лица, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом. В соответствии с пунктом 1 Постановления Правительства Российской Федерации от 29 марта 2023 года № 500 «О мерах по урегулированию задолженности по уплате налогов, сборов, страховых взносов, пеней, штрафов, процентов, установленных Налоговым кодексом Российской Федерации, в 2023 году» предусмотренные Налоговым кодексом Российской Федерации предельные сроки направления требований об уплате задолженности и принятия решений о взыскании задолженности увеличиваются на 6 месяцев (далее по тексту – Постановление № 500). Указанная мера по увеличению сроков для направления требования об уплате направлена на предоставление налогоплательщикам дополнительной возможности для проведения сверки расчетов с бюджетом и урегулирования имеющейся задолженности. При этом законодательством о налогах, действовавшим в спорный период времени, не предусмотрено направление налогоплательщику нового требования об уплате задолженности в случае изменения размера отрицательного сальдо единого налогового счета. Статьей 48 Налогового кодекса Российской Федерации (в редакции, действовавшей в спорный период времени) установлено, что в случае неисполнения налогоплательщиком (плательщиком сбора, плательщиком страховых взносов) - физическим лицом, не являющимся индивидуальным предпринимателем (утратившим статус индивидуального предпринимателя), в установленный срок обязанности по уплате налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов налоговый орган обращает взыскание на имущество физического лица посредством размещения в реестре решений о взыскании задолженности в соответствии с пунктами 3 и 4 статьи 46 названного кодекса решений о взыскании, информации о вступившем в законную силу судебном акте и поручений налогового органа на перечисление суммы задолженности с учетом особенностей, предусмотренных этой статьей (пункт 1). Налоговый орган вправе обратиться в суд общей юрисдикции с заявлением о взыскании задолженности: 1) в течение шести месяцев со дня истечения срока исполнения требования об уплате задолженности в случае, если размер отрицательного сальдо превышает 10 тысяч рублей; 2) не позднее 1 июля года, следующего за годом, в течение которого налоговым органом осуществлено обращение в суд с заявлением о взыскании задолженности, в случае неисполнения обязанности по требованию об уплате задолженности, на основании которого подано такое заявление, и образовании после подачи предыдущего заявления задолженности, подлежащей взысканию в соответствии с данным пунктом, в сумме более 10 тысяч рублей, либо года, на 1 января которого сумма задолженности, подлежащая взысканию в соответствии с данным пунктом, превысила 10 тысяч рублей, либо года, на 1 января которого истекло три года со срока исполнения требования об уплате, и сумма задолженности, подлежащая взысканию в соответствии с данным пунктом, не превысила 10 тысяч рублей, либо года, на 1 января которого истекло три года, следующих за годом, в течение которого налоговый орган обратился в суд с заявлением о взыскании задолженности, и при этом по требованию об уплате указанной задолженности, взыскиваемой в судебном порядке, образовалась новая сумма задолженности, подлежащая взысканию в соответствии с данным пунктом, в сумме менее 10 тысяч рублей (пункт 3). Рассмотрение дел о взыскании задолженности за счет имущества физического лица производится в соответствии с законодательством об административном судопроизводстве. Административное исковое заявление о взыскании задолженности за счет имущества физического лица может быть предъявлено налоговым органом в порядке административного судопроизводства не позднее шести месяцев со дня вынесения судом определения об отмене судебного приказа, об отказе в принятии заявления о вынесении судебного приказа либо определения о повороте исполнения судебного приказа, если на момент вынесения судом определения об отмене судебного приказа задолженность была погашена (пункт 4). Согласно пункту 1 статьи 72 Налогового кодекса Российской Федерации одним из способов обеспечения исполнения обязанности по уплате налогов, страховых взносов являются пени. В соответствии со статьей 75 Налогового кодекса Российской Федерации (в редакции, действовавшей в спорный период времени) пеней признается установленная этой статьей денежная сумма, которую налогоплательщик должен уплатить в бюджетную систему Российской Федерации в случае неисполнения обязанности по уплате причитающихся сумм налогов в установленные законодательством о налогах и сборах сроки (пункт 1). Сумма соответствующих пеней уплачивается дополнительно к причитающимся к уплате суммам налога независимо от применения других мер обеспечения исполнения обязанности по уплате налога, а также мер ответственности за нарушение законодательства о налогах и сборах (пункт 2). Пеня начисляется за каждый календарный день просрочки исполнения обязанности по уплате налогов начиная со дня возникновения недоимки по день (включительно) исполнения совокупной обязанности по уплате налогов (пункт 3). Пеня за каждый календарный день просрочки исполнения обязанности по уплате налогов определяется в процентах от суммы недоимки. Если иное не установлено данным пунктом, процентная ставка пени принимается равной: для физических лиц, включая индивидуальных предпринимателей, - одной трехсотой действующей в это время ключевой ставки Центрального банка Российской Федерации (подпункт 1 пункта 4). Таким образом, уплата пеней является дополнительной обязанностью налогоплательщика в случае уплаты налогов в более поздние по сравнению с установленными законодательством о налогах сроки. Из материалов дела следует и установлено судом первой инстанции, что ФИО1 с 25 июля 2016 года состоит на налоговом учете как арбитражный управляющий, в связи с чем обязан уплачивать страховые взносы. Также в 2022 году за ФИО1 на праве собственности зарегистрирована квартира, расположенная по адресу: город <адрес> (дата регистрации права 26 декабря 2012 года), а также транспортное средство Шевроле Клан (J200 Лачетти), государственный регистрационный знак <№>, мощность двигателя 109 л.с (дата постановки на учет 31 июля 2012 года). В соответствии с требованиями статьи 31 Налогового кодекса Российской Федерации налоговым органом произведено начисление транспортного налога и налога на имущество физических лиц, о чем в адрес налогоплательщика заказной почтовой корреспонденцией направлено налоговое уведомление от 01 августа 2023 года № 89310727 со сроком уплаты до 01 декабря 2023 года. Обязанность по уплате налогов, а также страховых взносов за 2023 год, в установленный законом срок, не была исполнена налогоплательщиком. Учитывая наличие отрицательного сальдо по единому налоговому счету и неисполнение требования от 23 июля 2023 года № 47274 об уплате задолженности по страховым взносам, пени, сформированного налоговым органом в соответствии с требованиями Федерального закона от 14 июля 2022 года № 263-ФЗ «О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации», положениями Постановления № 500, а также неисполнение обязанности по уплате налогов за 2022 год и страховых взносов за 2023 год, налоговый орган 13 марта 2024 года обратился к мировому судье с заявлением о выдаче судебного приказа о взыскании с ФИО1 транспортного налога, налога на имущество физических лиц за 2022 год, а также страховых взносов за 2023 год, пени. Судебный приказ № 2а-1299/2024 был выдан 08 апреля 2023 года и отменен 21 мая 2024 года в связи с поступившими возражениями должника, что послужило основанием для обращения в суд 21 ноября 2024 года (согласно штемпелю на почтовом конверте) с настоящим административным иском. Разрешая спор и частично удовлетворяя требования административного искового заявления, суд первой инстанции проверил представленный административным истцом расчет задолженности, порядок и срок направления требования об оплате задолженности по налогам, сборам, пени, срок обращения в суд, пришел к выводу о наличии оснований для взыскания с административного ответчика недоимки по страховым взносам за 2023 год, а также налога на имущество физических лиц, транспортного налога за 2022 год, пени. При этом суд отказал в удовлетворении требований налогового органа о взыскании с ФИО1 пени на задолженность по страховым взносам за 2021-2022 годы с 14 ноября 2023 года по 05 февраля 2024 года. Судебная коллегия соглашается с выводами суда первой инстанции, поскольку они основаны на нормах действующего законодательства, регулирующего возникшие правоотношения, сделаны на основании всестороннего исследования и оценки по правилам статьи 84 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации имеющихся в материалах административного дела доказательств. Мотивы, по которым суд первой инстанции пришел к вышеуказанным выводам, изложены в оспариваемом решении, и их правильность не вызывает у суда апелляционной инстанции сомнений. Решение суда в части отказа в удовлетворении требований о взыскании с административного ответчика задолженности по пени на страховые взносы за 2021 и 2022 годы, сторонами не оспаривается, судебной коллегией проверено, является правильным. Оценивая доводы апелляционной жалобы административного ответчика о нарушении налоговым органом процедуры принудительного взыскания, судебная коллегия приходит к выводу об их несостоятельности. Данные доводы административного ответчика были предметом исследования суда первой инстанции и правомерно отклонены. Суд первой инстанции правомерно отклонил доводы административного ответчика о нарушении процедуры принудительного взыскания. Как правильно указал суд первой инстанции, с 1 января 2023 года в требовании об уплате задолженности, направленном в адрес физического лица, содержится информация о всей сумме отрицательного сальдо, включая задолженность, образовавшуюся по результатам предпринимательской деятельности. Требование об уплате задолженности формируется один раз на сумму отрицательного сальдо ЕНС (с детализированной информацией) и действует до момента, пока сальдо ЕНС не примет положительное значение либо станет равным нулю. В случае изменения суммы задолженности направление дополнительного (уточненного) требования об уплате задолженности не предусмотрено. С 01 января 2023 года всем налогоплательщикам, имеющим отрицательное сальдо на ЕНС, программным комплексом ФНС России автоматически формировалось и направлялось в соответствии со статьей 69 Налогового кодекса Российской Федерации требование об уплате задолженности. При этом учитывая наличие отрицательного сальдо у административного ответчика по ЕНС, налоговым органом в соответствии с действующим законодательством было сформировано требование от 23 июля 2023 года № 47274 об уплате задолженности по страховым взносам, пени, которое было направлено административному истцу 07 августа 2023 года посредством АО ПФ СКБ Контур (IBM). Порядок направления и получения документов, предусмотренных Налоговым кодексом Российской Федерации и используемых налоговыми органами при реализации своих полномочий в отношениях, регулируемых законодательством о налогах и сборах, а также представления документов по требованию налогового органа, в электронной форме по телекоммуникационным каналам связи утвержден приказом Федеральной налоговой службы Российской Федерации от 16 июля 2020 года № ЕД-7-2/448@ (далее - Порядок). Данный Порядок определяет общие положения организации электронного взаимодействия по ТКС с применением усиленной квалифицированной электронной подписи (далее - УКЭП), в том числе при направлении и получении в электронной форме документов, предусмотренных Налоговым кодексом Российской Федерации и используемых налоговыми органами при реализации своих полномочий в отношениях, регулируемых законодательством о налогах и сборах. В соответствии с пунктом 2 Порядка участниками электронного взаимодействия при направлении документов в электронной форме по ТКС являются: налоговые органы; операторы электронного документооборота; налогоплательщики, плательщики сборов, плательщики страховых взносов, налоговые агенты, их представители (далее - плательщики). Налоговые органы и плательщики могут являться как отправителями, так и получателями документов. В силу пункта 3 Порядка в процессе электронного взаимодействия при направлении и получении документов также используются следующие технологические электронные документы, форматы которых утверждены Федеральной налоговой службой Российской Федерации в соответствии с пунктом 4 статьи 31 части первой НК РФ: подтверждение даты отправки электронного документа; квитанция о приеме электронного документа; уведомление об отказе в приеме электронного документа; извещение о получении электронного документа. Извещение о получении электронного документа формируется на каждый документ и технологический электронный документ, указанный в подпунктах 1 - 3 настоящего пункта; информационное сообщение о представительстве в отношениях, регулируемых законодательством о налогах и сборах, в случае подписания документа представителем плательщика. Участники электронного взаимодействия не реже одного раза в сутки проверяют поступление документов и технологических электронных документов (пункт 5 Порядка). Датой направления участником электронного взаимодействия документа в электронной форме по ТКС считается дата, зафиксированная в подтверждении даты отправки электронного документа (пункт 9 Порядка). При получении участником электронного взаимодействия квитанции о приеме электронного документа датой его получения в электронной форме по ТКС считается дата принятия, указанная в квитанции о приеме электронного документа (пункт 10 Порядка). Документ налогового органа в электронной форме составляется по формату, утвержденному Федеральной налоговой службой Российской Федерации (пункт 11 Порядка). Отправитель формирует документ в электронной форме, подписывает его УКЭП и направляет по ТКС оператору электронного документооборота. При этом отправитель фиксирует дату отправки такого документа (пункт 13 Порядка). При получении документа в электронной форме и отсутствии оснований для отказа в его приеме получатель формирует квитанцию о приеме электронного документа, подписывает ее УКЭП и направляет ее оператору электронного документооборота. Квитанцию о приеме электронного документа получатель направляет отправителю по ТКС в течение 6 рабочих дней со дня отправки документа в электронной форме отправителем (пункт 16 Порядка). При наличии оснований для отказа в приеме документа в электронной форме получатель формирует уведомление об отказе в приеме электронного документа, подписывает его УКЭП и передает оператору электронного документооборота для направления отправителю. Основаниями для отказа в приеме получателем документа в электронной форме являются: ошибочное направление получателю в связи с тем, что документ адресован иному лицу; отсутствие (несоответствие) УКЭП отправителя; направление документа не по утвержденному Федеральной налоговой службой Российской Федерации формату (пункт 17 Порядка). При получении уведомления об отказе в приеме электронного документа отправитель устраняет указанные в этом уведомлении ошибки и повторяет процедуру направления документа (пункт 19 Порядка). Если отправитель в соответствии с пунктом 18 настоящего Порядка не получил от получателя квитанцию о приеме электронного документа, он направляет получателю документ на бумажном носителе, за исключением случаев, указанных в настоящем пункте (пункт 20 Порядка). Факт направления требований в адрес административного ответчика по каналам ТКС подтвержден представленными в материалы дела квитанциями о приеме электронного документа. Учитывая отсутствие от должника отказа в получения по ТКС требования, то по истечении шести дней данный документ считается полученным плательщиком. Доводы административного ответчика о том, что требование не было получено, поскольку его получило третье лицо ООО «Баланс», судебной коллегией отклоняются как несостоятельные. Действительно, согласно ответа СКБ Контур, учетная запись ФИО1 была зарегистрирована в системе «Контур.Экстерн» ООО «Баланс». Между тем, судебная коллегия, оценив представленные сторонами доказательства, с учетом указанного выше Порядка, соглашается с выводами суда первой инстанции о надлежащем исполнении налоговым органом обязанности по направлению требования, поскольку требование от 23 июля 2023 года было направлено посредством электронного документооборота непосредственно ФИО1, что подтверждается квитанцией об отправке, и в соответствии с квитанцией о приеме было получено именно ФИО1, а не третьим лицом. Основания для направления требования указанным способом у налогового органа имелись, поскольку ФИО1 в адрес МИФНС России № 25 по Свердловской области 02 мая 2023 года была направлена декларация по форме 2-НДФЛ. Отказа в приеме требования ввиду того, что документ адресован иному лицу административному истцу не поступало, в связи с чем у налогового органа оснований для направления требования иным способом не имелось. В соответствии с Порядком требование считается полученным участником электронного взаимодействия (налогоплательщиком, плательщиком страховых взносов) – ФИО1 При таких обстоятельствах доводы административного ответчика о неполучении требования опровергаются материалами дела. Процедура принудительного взыскания и сроки на обращение в суд налоговым органом были соблюдены. Доводы апелляционной жалобы о том, что взыскиваемые в рамках настоящего административного дела суммы задолженности по налогам, взносам и пени были взысканы ранее и повторно взысканию не подлежат, несостоятельны. Как следует из материалов дела и не оспаривается административным ответчиком денежные средства в сумме 77363 рубля 37 копеек, взысканные на основании поручения налогового органа, и направленные на погашения задолженности по страховым взносам за 2022 год, по транспортному налогу и налогу на имущество физических лиц за 2022 год, по результатам рассмотрения жалобы налогоплательщика, были возвращены в полном объеме ФИО1 29 августа 2025 года. Доводы о том, что размер задолженности по страховым взносам за 2023 год является иным, поскольку его уплата была частично произведена за счет, указанных выше незаконно списанных денежных средств, несостоятельны и опровергаются материалами дела. В частности, из материалов дела следует, что денежные средства, незаконно удержанные у административного ответчика по поручению налогового органа в рамках исполнения судебного приказа № 2а-4052/2024 (предметом исполнения являлась задолженность по пени в сумме 11051 рубль 91 копейка), были зачтены налоговым органом в соответствии с пунктом 8 статьи 45 Налогового кодекса Российской Федерации, в счет погашения задолженности по страховым взносам за 2023 год в общем размере 45842 рубля, по транспортному налогу за 2022 год в сумме 1025 рублей, по налогу на имущество физических лиц за 2022 год (л.д.146-147). После возврата административному ответчику денежных средств в общей сумме 77363 рубля 37 копеек, задолженность по указанным налогам и страховым взносам была восстановлена и является актуальной. Достоверных и допустимых доказательств исполнения обязанности по уплате страховых взносов за 2023 год, а также налога на имущество физических лиц и транспортного налога за 2022 год, ФИО1 не представлено. Учитывая, что денежные средства были возвращены налогоплательщику, доказательств уплаты спорной задолженности не представлено, суд правомерно взыскал заявленную к взысканию недоимку по налогам и сборам. Также судом обоснованно произведено начисление пени на задолженность по налогу на имущество физических лиц и транспортному налогу за 2022 год за период с 02 декабря 2023 года по 05 февраля 2024 года, по страховым взносам за 2023 год за период с 10 января 2024 года по 05 февраля 2024 года (45842*27 (с 10 января по 05 февраля 2024 года)*16%*1/300) + ((2378+1025)*16 дн (с 02 декабря по 17 декабря 2023 года)*15%*1/300)+ (2378+1025)*50 дн (с 18 декабря 2023 года по 05 февраля 2024 года)*16%*1/300))= 660,12+117,97=778 рублей 09 копеек. Проверяя правильность расчета пени, произведенного судом, судебная коллегия соглашается с расчетом пени, поскольку он является арифметически верным. Административным ответчиком своего расчета пени не представлено. Иных доводов, которые могли бы повлечь отмену решения суда первой инстанции, апелляционная жалоба не содержит. В целом доводы апелляционной жалобы административного ответчика по существу направлены на переоценку выводов суда о фактических обстоятельствах дела и имеющихся в деле доказательств, они не опровергают выводы суда и, поэтому не могут служить основанием для отмены постановленного по делу решения в части удовлетворённых требований. При таких обстоятельствах судебная коллегия признает законным и обоснованным решение суда первой инстанции, отмене и изменению, в том числе по доводам апелляционной жалобы административного ответчика, оно не подлежит. Судом правильно определены обстоятельства дела, нарушений норм материального и процессуального права, влекущих безусловную отмену по существу правильного решения суда, не допущено. Руководствуясь статьей 308, пунктом 1 статьи 309, статьями 310, 311 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия определила: решение Чкаловского районного суда города Екатеринбурга Свердловской области от 05 ноября 2025 года оставить без изменения, апелляционную жалобу административного ответчика ФИО1 – без удовлетворения. Решение суда первой инстанции и апелляционное определение могут быть обжалованы в кассационном порядке через суд первой инстанции в Седьмой кассационный суд общей юрисдикции в течение шести месяцев со дня вынесения апелляционного определения. Председательствующий Н.В. Шабалдина Судьи О.Д. Бачевская О.А. Захарова Суд:Свердловский областной суд (Свердловская область) (подробнее)Истцы:МИФНС России №25 по Свердловской области (подробнее)Судьи дела:Шабалдина Наталья Викторовна (судья) (подробнее) |