Решение № 2А-790/2020 2А-790/2020~М-725/2020 М-725/2020 от 12 ноября 2020 г. по делу № 2А-790/2020Гагаринский районный суд (Смоленская область) - Гражданские и административные Дело № 2а-790/2020 Именем Российской Федерации г.Гагарин Смоленской области 12 ноября 2020 года Судья Гагаринского районного суда Смоленской области Баянов Н.Ч. рассмотрев административное дело по административному исковому заявлению Межрайонной ИФНС России №2 по Смоленской области к ФИО1 о взыскании недоимки по земельному налогу, Межрайонная ИФНС России №2 по Смоленской области обратилась в суд с административным иском к ФИО1 о взыскании недоимки по земельному налогу за 2014 год в сумме 1019 рублей 76 копеек указав, что административный ответчик, являясь собственником объектов недвижимого имущества, не выполнила установленную законом обязанность по уплате соответствующих налоговых платежей, и в сроки, установленные в требованиях налогового органа об уплате взыскиваемых денежных сумм, подобные требования в добровольном порядке не исполнила. При этом административный истец ходатайствует о восстановлении пропущенного срока подачи административного искового заявления, ссылаясь на большую загруженность сотрудников инспекции связанную с вводом и промышленной эксплуатацией программного комплекса АИС Налог-3, а также структурные штатные изменения инспекции. Административный истец заявил ходатайство о рассмотрении данного административного дела в порядке упрощенного (письменного) производства, применение которого возможно в данном деле (л.д.4-7). Административный ответчик ФИО1 возражений против применения упрощенного порядка не заявила. Исследовав письменные материалы дела, суд приходит к следующим выводам. Как указал Конституционный Суд Российской Федерации в постановлении от 17 декабря 1996 г. № 20-П, налог является необходимым условием существования государства, поэтому обязанность платить налоги, закрепленная в статье 57 Конституции Российской Федерации, распространяется на всех налогоплательщиков в качестве безусловного требования государства; налогоплательщик не вправе распоряжаться по своему усмотрению той частью своего имущества, которая в виде определенной денежной суммы подлежит взносу в казну, и обязан регулярно перечислять эту сумму в пользу государства, так как иначе были бы нарушены права и охраняемые законом интересы других лиц, а также государства. Налоговое законодательство, в п.1 ч.1 ст.23 НК РФ конкретизируя данный принцип, указывает, что налогоплательщики обязаны уплачивать законно установленные налоги, и разделяет указанный принцип дополнительно на составные части: обязанность уплачивать налог в полном объеме; обязанность своевременно уплачивать налоги; обязанность уплачивать налоги в установленном порядке. По общему правилу, налогоплательщик обязан самостоятельно исполнить обязанность по уплате налога (п.1 ст.45 НК РФ) в срок, установленный законодательством о налогах и сборах. Однако в ряде случаев (при уплате имущественных налогов налогоплательщиками - физическими лицами) обязанность по исчислению суммы налога возлагается на налоговый орган. В связи с этим непосредственной уплате налога предшествует направление налоговым органом налогоплательщику налогового уведомления, в котором указывается сумма налога, подлежащая уплате, объект налогообложения, налоговая база, а также срок уплаты налога (ст.52 НК РФ. Неисполнение или ненадлежащее исполнение обязанности по уплате налога является основанием для направления налоговым органом или таможенным органом налогоплательщику (ответственному участнику консолидированной группы налогоплательщиков) требования об уплате налога. Требованием об уплате налога признается извещение налогоплательщика о неуплаченной сумме налога, а также об обязанности уплатить в установленный срок неуплаченную сумму налога (ст.69 НК РФ). Согласно п.1 ст.387 НК РФ земельный налог устанавливается настоящим Кодексом и нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований, вводится в действие и прекращает действовать в соответствии с настоящим Кодексом и нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований и обязателен к уплате на территориях этих муниципальных образований. Согласно п.1 ст.396 НК РФ сумма налога исчисляется по истечении налогового периода как соответствующая налоговой ставке процентная доля налоговой базы с учетом особенностей, установленных настоящей статьей. Сумма налога, подлежащая уплате в бюджет налогоплательщиками - физическими лицами, исчисляется налоговыми органами (п.3 ст.396 НК РФ). В соответствии с п.4 ст.397 НК РФ налогоплательщики - физические лица уплачивают налог на основании налогового уведомления, направленного налоговым органом. Направление налогового уведомления допускается не более чем за три налоговых периода, предшествующих календарному году его направления. В соответствии с положениями ст.48 НК РФ рассмотрение дел о взыскании налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов за счет имущества физического лица производится в соответствии с законодательством об административном судопроизводстве; требование о взыскании налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов за счет имущества физического лица может быть предъявлено налоговым органом (таможенным органом) в порядке искового производства не позднее шести месяцев со дня вынесения судом определения об отмене судебного приказа (п. 3). В соответствии со ст.286 КАС РФ органы государственной власти, иные государственные органы, органы местного самоуправления, другие органы, наделенные в соответствии с федеральным законом функциями контроля за уплатой обязательных платежей (далее - контрольные органы), вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением о взыскании с физических лиц денежных сумм в счет уплаты установленных законом обязательных платежей и санкций, если у этих лиц имеется задолженность по обязательным платежам, требование контрольного органа об уплате взыскиваемой денежной суммы не исполнено в добровольном порядке или пропущен указанный в таком требовании срок уплаты денежной суммы и федеральным законом не предусмотрен иной порядок взыскания обязательных платежей и санкций (ч.1). Административное исковое заявление о взыскании обязательных платежей и санкций может быть подано в суд в течение шести месяцев со дня истечения срока исполнения требования об уплате обязательных платежей и санкций. Пропущенный по уважительной причине срок подачи административного заявления о взыскании обязательных платежей и санкций может быть восстановлен судом (ч.2). Из материалов дела следует, что ФИО1 является собственником земельного участка расположенного по адресу: <адрес> В связи с неуплатой в установленные сроки земельного налога в соответствии со ст.69-70 НК РФ Межрайонная ИФНС России №2 по Смоленской области направляла ФИО1 требование № от 20.10.2015 года об уплате налога, сбора, пени, штрафа, процентов, в том числе: земельного налога в сумме 1019 рублей 76 копеек и пени по земельному налогу в сумме 208 рублей 20 копеек со сроком уплаты до 26.01.2016 года (л.д.14-15). Указанное требование административным ответчиком в полном объеме добровольно не исполнено. Основанием для обращения налогового органа о взыскании недоимки является абз.3 п.2 ст.48 НК РФ, в соответствии с которым, если в течение трех лет со дня истечения срока исполнения самого раннего требования об уплате налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов, учитываемого налоговым органом (таможенным органом) при расчете общей суммы налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов, подлежащей взысканию с физического лица, такая сумма налогов, сборов, страховых взносов, пеней, штрафов не превысила 3 000 рублей, налоговый орган (таможенный орган) обращается в суд с заявлением о взыскании в течение шести месяцев со дня истечения указанного трехлетнего срока. Размер задолженности ФИО1 по уплате недоимок и пеней по налогам не превысил 3000 рублей по требованию № от 20.10.2015 года со сроком уплаты до 26.01.2016 года. В силу п.2 ст.48 НК РФ если в течение трех лет со дня истечения срока исполнения самого раннего требования об уплате налога, сбора, пеней, штрафов, учитываемого налоговым органом (таможенным органом) при расчете общей суммы налога, сбора, пеней, штрафов, подлежащей взысканию с физического лица, такая сумма налогов, сборов, пеней, штрафов не превысила 3000 рублей, налоговый орган (таможенный орган) обращается в суд с заявлением о взыскании в течение шести месяцев со дня истечения указанного трехлетнего срока. Пропущенный по уважительной причине срок подачи заявления о взыскании может быть восстановлен судом. Следовательно, срок обращения налогового органа в суд с административным иском о взыскании неуплаченной ФИО1 недоимки по земельному налогу за 2014 год должен исчисляться с 26.01.2016 года и соответственно днём его окончания является 26.07.2019 года. Межрайонная инспекция ФНС России №2 по Смоленской области обратилась с настоящим административным иском в суд 20.08.2020 года (л.д.4-7,21). Обращаясь с ходатайством о восстановлении пропущенного срока подачи заявления, административный истец указывает на большую загруженность сотрудников инспекции, ввод и промышленную эксплуатацию программного комплекса АИС Налог-3, а так же структурно штатные изменения инспекции (л.д.4-7). Между тем, с учетом разъяснений Пленума Верховного Суда РФ, данных в постановлении от 29 марта 2016 года №11, обстоятельства организационного характера не могут являться уважительными причинами пропуска срока. Таким образом, ходатайство о восстановлении срока подачи заявления о взыскании с ФИО1 задолженности не подлежит удовлетворению, поскольку доказательств наличия объективных обстоятельств, препятствующих своевременному обращению в суд с настоящим заявлением, налоговым органом представлено не было. Следовательно, срок подачи административного искового заявления, предусмотренный ч.1 ст.286 КАС РФ, пропущен Межрайонной ИФНС России №2 по Смоленской области без уважительных причин. Конституционный Суд Российской Федерации в определении от 22 марта 2012 года №479-О-О указал, что принудительное взыскание налога за пределами сроков, установленных Налоговым кодексом Российской Федерации, не может осуществляться. Исходя из положений ч.5 ст.138 КАС РФ, в случае установления факта пропуска административным истцом установленного настоящим Кодексом срока обращения в суд без уважительной причины суд принимает решение об отказе в удовлетворении административного иска без исследования иных фактических обстоятельств по административному делу. В соответствии с ч.5 ст.180 КАС РФ в случае отказа в удовлетворении административного иска в связи с пропуском срока обращения в суд без уважительной причины и невозможностью восстановить пропущенный срок в предусмотренных настоящим Кодексом случаях в мотивировочной части решения суда может быть указано только на установление судом данных обстоятельств. При таких обстоятельствах суд приходит к выводу о пропуске административным истцом Межрайонной ИФНС России №2 по Смоленской области срока для обращения в суд с указанными административными исковыми требованиями, что служит достаточным основанием к отказу в удовлетворении заявленных требований. На основании изложенного и руководствуясь ст.ст. 175-180, 290 КАС РФ, ст.ст.293-294 КАС РФ, суд В удовлетворении административного искового заявления Межрайонной ИФНС России № 2 по Смоленской области к ФИО1 о взыскании недоимки по земельному налогу за 2014 год в сумме 1019 рублей 76 копеек - отказать в связи с пропуском срока обращения в суд. Решение суда, принятое по результатам рассмотрения административного дела в порядке упрощенного (письменного) производства, может быть обжаловано в апелляционном порядке в Смоленский областной суд через Гагаринский районный суд Смоленской области в срок, не превышающий пятнадцати дней со дня получения лицами, участвующими в деле, копии решения. Судья Н.Ч. Баянов Суд:Гагаринский районный суд (Смоленская область) (подробнее)Судьи дела:Баянов Нурлан Чимбулатович (судья) (подробнее) |