Решение № 3А-41/2024 3А-41/2024~М-422/2023 М-422/2023 от 8 февраля 2024 г. по делу № 3А-41/2024Хабаровский краевой суд (Хабаровский край) - Административное Дело № 3а-41/2024 УИД 27OS0000-01-2023-000471-88 ХАБАРОВСКИЙ КРАЕВОЙ СУД именем Российской Федерации 8 февраля 2024 года город Хабаровск Хабаровский краевой суд в составе председательствующего судьи Федоренко Н.В., при секретаре Лунгу А.А., рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению ФИО1 к Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Хабаровскому краю, министерству имущества Хабаровского края об установлении кадастровой стоимости объекта недвижимости в размере его рыночной стоимости, ФИО1 обратился в суд с административным иском к Управлению Росреестра по Хабаровскому краю, министерству имущества Хабаровского края об установлении кадастровой стоимости объекта недвижимости в размере его рыночной стоимости. В обоснование заявленных требований административный истец указал, что является собственником административного здания, площадью 3 899,4 кв.м., кадастровый номер №, расположенного по адресу<адрес>. В Единый государственный реестр недвижимости внесены результаты кадастровой оценки указанного здания, которая составляет 135 735 927 рублей 13 копеек, дата по состоянию на которую определена кадастровая стоимость 1 января 2019 года. Кадастровая стоимость указанного объекта недвижимости утверждена приказом министерства имущественных отношений Хабаровского края от 11 ноября 2019 года № 103 «Об утверждении результатов определения кадастровой стоимости объектов недвижимости». Согласно отчету об определении рыночной стоимости объекта кадастрового учета от 26 декабря 2023 года № 329/Н/2023, выполненному ООО «Оценка-Партнер», рыночная стоимость указанного объекта недвижимости по состоянию на 1 января 2019 года составляет 57 582 911 рублей. Указанная кадастровая стоимость здания существенно превышает его рыночную стоимость, что нарушает его права, как собственника объекта недвижимости на уплату налогов в законно установленном размере. Административный истец просил суд установить кадастровую стоимость указанного объекта недвижимости равной его рыночной стоимости по состоянию на 1 января 2019 года в размере 57 582 911 рублей. Определением судьи от 10 января 2024 года к участию в деле в качестве заинтересованного лица привлечена администрация города Хабаровска. В судебное заседание административный истец ФИО1 не явился, о времени и месте рассмотрения дела уведомлен надлежащим образом, просил рассмотреть дело в его отсутствие, направил в суд своего представителя ФИО2, который заявленные требования поддержал по основаниям, изложенным в административном иске. В судебное заседание административный ответчик Управление Росреестра по Хабаровскому краю, надлежащим образом извещенный о времени и месте судебного разбирательства, своего представителя не направил. Предоставили письменный отзыв, из которого следует, что правовую оценку требований административного истца оставляют на усмотрение суда, самостоятельной заинтересованности по данному вопросу не имеют. В судебное заседание административный ответчик министерство имущества Хабаровского края, надлежащим образом извещенный о времени и месте судебного разбирательства, своего представителя не направил. В судебное заседание заинтересованное лицо администрация города Хабаровска, надлежащим образом извещенное о времени и месте судебного разбирательства, не явилось, просили рассмотреть дело в отсутствие представителя. Предоставили письменный отзыв на административное исковое заявление, в котором указали, что уменьшение кадастровой стоимости повлечет снижение налоговых поступлений в местный бюджет в 2,4 раза. Выслушав участника процесса, изучив материалы дела, суд приходит к следующему. Согласно части 1 статьи 245 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации юридические лица и граждане вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости, если кадастровая стоимость затрагивает права и обязанности этих лиц. Из пункта 1 статьи 399 Налогового кодекса Российской Федерации следует, что налог на имущество физических лиц устанавливается названным Кодексом и нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований, вводится в действие и прекращает действовать в соответствии с названным Кодексом и нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований и обязателен к уплате на территориях этих муниципальных образований. Согласно статье 400 Налогового кодекса Российской Федерации налогоплательщиками налога признаются физические лица, обладающие правом собственности на имущество, признаваемое объектом налогообложения в соответствии со статьей 401 названного Кодекса. В соответствии с пунктом 1 статьи 401 Налогового кодекса Российской Федерации объектом налогообложения признается расположенное в пределах муниципального образования следующее имущество: 1) жилой дом; 2) квартира, комната; 3) гараж, машино-место; 4) единый недвижимый комплекс; 5) объект незавершенного строительства; 6) иные здание, строение, сооружение, помещение. В силу пункта 1 статьи 403 Налогового кодекса Российской Федерации налоговая база определяется в отношении каждого объекта налогообложения как его кадастровая стоимость, внесенная в Единый государственный реестр недвижимости и подлежащая применению с 1 января года, являющегося налоговым периодом, с учетом особенностей, предусмотренных названной статьей. Пунктом 2 части 1 статьи 248 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации предусмотрено, что основанием для пересмотра результатов определения кадастровой стоимости является в том числе установление в отношении объекта недвижимости его рыночной стоимости на дату, по состоянию на которую установлена его кадастровая стоимость. Согласно пункту 2 части 1 статьи 3 Федерального закона от 3 июля 2016 года № 237-ФЗ «О государственной кадастровой оценке» кадастровая стоимость объекта недвижимости – полученный на определенную дату результат оценки объекта недвижимости, определяемый на основе ценообразующих факторов в соответствии с названным Федеральным законом и методическими указаниями о государственной кадастровой оценке. В соответствии с частью 1 статьи 22 Федерального закона от 3 июля 2016 года № 237-ФЗ результаты определения кадастровой стоимости могут быть оспорены юридическими лицами и физическими лицами, если результаты определения кадастровой стоимости затрагивают права или обязанности этих лиц, а также органами государственной власти и органами местного самоуправления в отношении объектов недвижимости, находящихся в государственной или муниципальной собственности (за исключением случаев, установленных настоящей статьей), в комиссии в случае ее создания в субъекте Российской Федерации или в суде. Для обращения в суд предварительное обращение в комиссию не является обязательным. Как следует из материалов дела, ФИО1 является собственником нежилого административного здания, кадастровый номер №, общей площадью 3 899,4 кв.м., количество этажей, в том числе поземных 3, адрес (местоположение): <адрес> право собственности зарегистрировано 25 июля 2017 года. Данные обстоятельства подтверждаются выпиской из Единого государственного реестра недвижимости об основных характеристиках объекта недвижимости от 20 декабря 2023 года. Согласно выписке из Единого государственного реестра недвижимости о кадастровой стоимости объекта недвижимости от 21 декабря 2023 года кадастровая стоимость указанного объекта недвижимости, внесенная в государственный реестр 10 февраля 2020 года, составляет 135 735 927 рублей 13 копеек, определена по состоянию на 1 января 2019 года приказом министерства имущественных отношений Хабаровского края от 11 ноября 2019 года № 103 «Об утверждении результатов определения кадастровой стоимости объектов недвижимости». Начало применения кадастровой стоимости с 01.01.2020. Приказом министерства имущества Хабаровского края от 30 октября 2023 года № 75 «Об утверждении результатов определения кадастровой стоимости всех учтенных в Едином государственном реестре объектов недвижимости на территории Хабаровского края зданий, помещений, сооружений, объектов незавершенного строительства, машино-мест и о признании утратившими силу отдельных приказов министерства имущественных отношений Хабаровского края, министерства имущества Хабаровского края» приказ министерства имущественных отношений Хабаровского края от 11 ноября 2019 года № 103 признан утратившим силу с 1 января 2024 года, утверждена новая кадастровая стоимость указанного объекта недвижимости по состоянию на 1 января 2023 года в размере 140 012 480 рублей 30 копеек, которая применяется с 1 января 2024 года, дата внесения сведений в ЕГРН 7 декабря 2023 года. С настоящим административным исковым заявлением ФИО1 обратился в суд 28 декабря 2023 года, то есть в период действия оспариваемой кадастровой стоимости. В свою очередь, на момент разрешения настоящего административного спора по существу указанная кадастровая стоимость стала архивной. Несмотря на то, что на момент принятия решения суда указанная кадастровая стоимость стала архивной, установление в отношении объекта недвижимости кадастровой стоимости в размере его рыночной стоимости имеет правовое значение для административного истца как плательщика налога на имущество физических лиц, поэтому он вправе оспорить кадастровую стоимость объекта недвижимости, которая применяется в качестве налоговой базы. В подтверждение рыночной стоимости указанного нежилого административного здания административным истцом представлен отчёт об определении рыночной стоимости объекта кадастрового учета № 329/Н/2023, составленный 26 декабря 2023 года оценщиком ООО «Оценка-Партнер ФИО3, согласно которому рыночная стоимость названного объекта недвижимости по состоянию на 1 января 2019 года составила 57 582 911 рублей. Оценивая представленный административным истцом отчёт об определении рыночной стоимости объекта кадастрового учета, суд приходит к выводу о том, что он соответствует требованиям статьи 11 Федерального закона от 29 июля 1998 года № 135-ФЗ «Об оценочной деятельности в Российской Федерации», основан на Федеральных стандартах оценки «Структура федеральных стандартов оценки и основные понятия, используемые в федеральных стандартах оценки (ФСО I)», «Виды стоимости (ФСО II)», «Процесс оценки (ФСО III)», «Задание на оценку (ФСО IV)», «Подходы и методы оценки (ФСО V)», «Отчётом об оценке (ФСО VI)», утвержденных приказом Минэкономразвития Российской Федерации от 14 апреля 2022 года № 200, Федеральном стандарте оценки «Оценка недвижимости (ФСО № 7)», утвержденном приказом Минэкономразвития Российской Федерации от 25 сентября 2014 года № 611. Из данного отчёта следует, что в целях получения объективного результата итоговой величины рыночной стоимости указанного объекта недвижимости оценщик применил затратный подход и обосновал невозможность применения сравнительного и доходного подходов. Согласно отчёту оценщик определил рыночную стоимость здания с использованием затратного подхода методом сравнительной единицы, при котором оценщиком рассчитывалась стоимость строительства (воспроизводства) сравнительной единицы аналогичного здания, на основании нормативных данных, после чего стоимость сравнительной единицы аналога корректировалась на различия в сравниваемом объекте. Отчёт содержит подробные расчеты показателей, на основании которых произведена оценка затратным подходом. Приведенные в отчёте об оценке выводы оценщика не допускают их неоднозначного толкования, исходные данные и расчеты не вводят в заблуждение. Оснований сомневаться в верности профессиональных суждений оценщика, являющегося субъектом оценочной деятельности и обладающего необходимым опытом и знаниями в данной области, суд не находит. Представленный в материалы дела отчёт пронумерован постранично, прошит, подписан оценщиком, скреплен печатью оценочной организации. Отчёт об оценке подготовлен оценщиком ООО «Оценка-Партнер» ФИО3, имеющей квалификационный аттестат в области оценочной деятельности по направлению оценочной деятельности «Оценка недвижимости» от 15 июля 2021 года № 208, с 21 января 2011 года являющейся членом Ассоциации «Русское общество оценщиков». При таких данных, принимая во внимание, что рыночная стоимость определяется исходя из индивидуальных характеристик объекта оценки, у суда не имеется оснований не доверять отчёту оценщика, определившего рыночную стоимость спорного объекта недвижимости. Следовательно, представленный административным истцом отчёт об оценке является надлежащим доказательством, подтверждающим размер рыночной стоимости объекта недвижимости на дату, по состоянию на которую была установлена его кадастровая стоимость. Доказательств, опровергающих заявленную рыночную стоимость указанного объекта недвижимости, содержащих сведения об иной его рыночной стоимости, административными ответчиками и заинтересованным лицом не представлено, ходатайств о назначении судебной экспертизы не заявлено. Изложенный в письменных возражениях заинтересованного лица администрации города Хабаровска довод об уменьшении налоговых поступлений в случае снижения кадастровой стоимости объекта отклоняется судом, так как с учетом налогового законодательства о налогах и сборах предполагается установление только налогов, имеющих экономическое основание, и возможность пересмотра кадастровой стоимости объекта недвижимости не ставится законом в зависимость от уровня налоговых поступлений в соответствующий бюджет. Учитывая вышеизложенное, суд приходит к выводу, что требования административного истца об установлении кадастровой стоимости объекта недвижимости в размере его рыночной стоимости подлежат удовлетворению. Как разъяснено в пункте 25 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 30.06.2015 № 28 «О некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении судами дел об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости объектов недвижимости», если на момент принятия решения суда в государственный кадастр недвижимости внесены сведения о кадастровой стоимости, установленные в результате проведения очередной государственной кадастровой оценки, в резолютивной части решения должно содержаться указание на период действия определенной судом кадастровой стоимости. Ввиду того, что сведения о дате подачи заявления о пересмотре кадастровой стоимости подлежат внесению в государственный кадастр недвижимости и применяются для целей налогообложения и иных установленных законодательством целей, в резолютивной части решения указывается дата подачи соответствующего заявления. Как указано выше оспариваемая кадастровая стоимость применялась с 01.01.2020 по 31.12.2023. Таким образом, период действия определенной настоящим решением суда кадастровой стоимости указанного здания с 01.01.2020 по 31.12.2023. Как следует из материалов дела, административный истец обратился в суд с настоящим административным исковым заявлением 28 декабря 2023 года, в связи с чем суд считает необходимым указать в резолютивной части решения на эту дату подачи административным истцом заявления об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости объекта недвижимости. Руководствуясь статьями 175-180 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд административное исковое заявление ФИО1 удовлетворить. Установить кадастровую стоимость объекта недвижимости, кадастровый номер № назначение – нежилое, наименование – административное, площадь 3 899,4 кв.м., количество этажей, в том числе подземных 3, адрес (местоположение): <адрес>, равной его рыночной стоимости по состоянию на 1 января 2019 года в размере 57 582 911 рублей с периодом действия с 01.01.2020 по 31.12.2023. Дата обращения ФИО1 с заявлением о пересмотре кадастровой стоимости 28 декабря 2023 года. Решение может быть обжаловано в Пятый апелляционный суд общей юрисдикции через Хабаровский краевой суд в течение месяца со дня его принятия в окончательной форме. Судья Хабаровского краевого суда Мотивированное решение изготовлено 08.02.2024. Суд:Хабаровский краевой суд (Хабаровский край) (подробнее)Судьи дела:Федоренко Наталья Викторовна (судья) (подробнее) |