Решение № 12-338/2020 от 20 ноября 2020 г. по делу № 12-338/2020




К делу №12-338/2020


РЕШЕНИЕ


Именем Российской Федерации

20 ноября 2020 г. г. Новороссийск

Приморский районный суд г. Новороссийска в составе:

председательствующего судьи Мусиенко Н.С.,

при секретаре Разумовской Н.Г.,

с участием представителя заявителя МУП «Водоканал г. Новороссийска» по доверенности ФИО1,

рассмотрев в открытом судебном заседании жалобу МУП «Водоканал город Новороссийск» на постановление ст. государственного инспектора Южного межрегионального управления Росприроднадзора ФИО2 от 23.09.2020 г. № 3-09-786-Ф-4 о привлечении к административной ответственности по ст. 8.47 КоАП РФ,

УСТАНОВИЛ:


Постановлением старшего государственного инспектора Южного межрегионального управления Росприроднадзора ФИО2 от 23.09.2020 г. № 3-09-806-Ф-4 юридическое лицо – МУП «Водоканал» г. Новороссийск привлечено к административной ответственности по ст. 8.47 КоАП РФ, с назначением штрафа в размере 50 000 рублей.

Не согласившись с данным постановлением, МУП «Водоканал» обратился в суд с жалобой, в которой считает указанное постановление незаконным, необоснованным и подлежащим отмене. В обоснование жалобы указано, что основанием привлечения его к административной ответственности послужило осуществление хозяйственной деятельности на объекте негативного воздействия на окружающую среду в отсутствии комплексного экологического разрешения. МУП «Водоканал» считает данное постановление незаконным и необоснованным по следующим основаниям. Очистные сооружения канализации п. Абрау-Дюрсо являются муниципальной собственностью МО Администрации г. Новороссийска и были переданы предприятию МУП «Водоканал г. Новороссийска» по договору аренды имущества водопроводного и (или) канализационного комплекса №02.2-808/13 от 01.12.2013 года, акта приема передачи от 14.01.2014 года и дополнительного соглашения №1 от 21.05.2014 года. Указанные сооружения канализации являются объектом негативного воздействия на окружающую среду №03-0123-007768-П от 20.01.017г. категория 1. В соответствии с ч.1 ст. 31.1 Федерального закона от 10.01.2002 № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» юридические лица и индивидуальные предприниматели, осуществляющие хозяйственную и (или) иную деятельность на объектах 1 категории, обязаны получить комплексное экологическое разрешение. В соответствии ч. 10 ФЗ-7 «Об охране окружающей среды» комплексное экологическое разрешение содержит: технологические нормативы; нормативы допустимых выбросов, сбросов высокотоксичных веществ, веществ, обладающих канцерогенными, мутагенными свойствами (веществ 1, 11 класса опасности), при наличии таких веществ в выбросах загрязняющих веществ, сбросах загрязняющих веществ; нормативы допустимых физических воздействий; нормативы образования отходов и лимиты на их размещение; требования к обращению с отходами производства и потребления; согласованную программу производственного экологического контроля; срок действия комплексного экологического разрешения. Просит постановление о назначении административного наказания №3-09-806-Ф-4 от 23.09.2020г. отменить, производство по делу прекратить, в связи с отсутствием состава административного правонарушения, предусмотренного ст. 8.47 КоАП РФ.

В судебном заседании представитель заявителя МУП «Водоканал г. Новороссийска» по доверенности ФИО1 на удовлетворении жалобы настаивал в полном объеме, по основаниям, указанным в жалобе и представленных дополнениях.

Представитель заинтересованного лица Южного межрегионального управления Росприроднадзора в судебное заседание не явился, о дате, времени и месте судебного заседания извещен надлежащим образом, представил заявление о рассмотрении дела в его отсутствие.

Выслушав представителя заявителя, исследовав и оценив представленные суду доказательства, суд приходит к выводу об обоснованности жалобы МУП «Водоканал г. Новороссийска», в связи с чем, считает необходимым отменить обжалуемое постановление по делу об административном правонарушении и прекратить производство по делу.

В соответствии с ч. 3 ст. 30.6 КоАП РФ, судья не связан доводами жалобы и проверяет дело в полном объеме.

Согласно ст. 24.1 КоАП РФ, задачами производства по делам об административных правонарушениях являются всестороннее, полное, объективное и своевременное выяснение обстоятельств каждого дела, разрешение его в соответствии с законом, обеспечение исполнения вынесенного постановления, а также выявление причин и условий, способствовавших совершению административных правонарушений.

В соответствии со ст. 26.1 КоАП РФ, по делу об административном правонарушении выяснению подлежат в частности: лицо, совершившее противоправные действия (бездействие), за которые Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях или законом субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, а также виновность лица в совершении административного правонарушения.

Данные обстоятельства, согласно ч. 2 ст. 26.2 КоАП РФ устанавливаются протоколом об административном правонарушении, иными протоколами, предусмотренными настоящим Кодексом, объяснениями лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, показаниями потерпевшего, свидетелей, заключениями эксперта, иными документами, а также показаниями специальных технических средств, вещественными доказательствами.

Объективная сторона состава административного правонарушения, предусмотренного ст. 8.47 КоАП РФ, выражается в осуществлении хозяйственной и (или) иной деятельности на объектах, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду, без комплексного экологического разрешения, если получение такого разрешения является обязательным.

Судом установлено, что МУП «Водоканал города Новороссийска» эксплуатирует объект негативного воздействия на окружающую среду № 03-0123-007768-П от 20.10.2017, категория I – очистительные сооружения канализации п. Абрау-Дюрсо, адрес: Краснодарский край, г. Новороссийск" Абрау-Дюрсо, включенный в федеральный государственный реестр объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду.

В связи с вступлением в силу изменений природоохранного законодательства для объектов 1 категории негативного воздействия на окружающую среду, и согласно ст. 31.1 Федерального закона от 10.01.2002 № 7-Ф3 «Об охране окружающей среды» юридические лица и индивидуальные предприниматели, осуществляющие хозяйственную и (или) иную деятельность на объектах 1 категории, обязаны получить комплексное экологическое разрешение.

В соответствии с ч.6‚7 ст. 11 Федерального закона от 21.07.2014 года № 219-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «Об охране окружающей среды» и отдельные законодательные акты РФ, юридические лица и индивидуальные предприниматели, осуществляющие хозяйственную и (или) иную деятельность на объектах 1 категории, включенных в утвержденный уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти перечень объектов, обязаны обратиться в уполномоченный Правительством Российской Федерации федеральный орган исполнительной власти с заявкой на получение комплексного экологического разрешения в период с 1 января 2019 года по 31 декабря 2022 года включительно. Юридические лица и индивидуальные предприниматели, осуществляющие хозяйственную и (или) иную деятельность на объектах, относящихся к области применения наилучших доступных технологий и не включенных в указанный в части 6 настоящей статьи перечень, до 1 января 2025 года обязаны получить комплексное экологическое разрешение.

Ранее МУП «Водоканал г. Новороссийска» было получено разрешение №В 88 от 17.02.2013 на выброс вредных (загрязняющих)веществ в атмосферный воздух, сроком действия с 17.02.2013 по 05.12.2018г.

Согласно постановлению о назначении административного наказания 23.09.2020 г. № 03-09-786-Ф-4 МУП «Водоканал города Новороссийска» осуществляет хозяйственную деятельность на объекте негативного воздействия на окружающую среду № 03-0123-007768-П от 20.10.2017, категория I – очистительные сооружения канализации п. Абрау-Дюрсо, адрес: Краснодарский край, г. Новороссийск" Абрау-Дюрсо, в отсутствие комплексного экологического разрешения.

Исходя из указанного постановления, согласно части 6 ст.11 Федерального закона от 21.07.2014 №9 219-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «Об охране окружающей среды», юридические лица и индивидуальные предприниматели, осуществляющие хозяйственную и (или) иную деятельность на объектах 1 категории, включенных в утвержденный уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти перечень объектов, обязаны обратиться в уполномоченный Правительством Российской Федерации федеральный орган исполнительной власти с заявкой на получение комплексного экологического разрешения в период с 1 января 2019 года по 31 декабря 2022 года включительно.

В соответствии с частью 7 ст.11 Федерального закона от 21.07.2014 № 219-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «Об охране окружающей среды», юридические лица и индивидуальные предприниматели, осуществляющие хозяйственную и (или) иную деятельность на объектах, относящихся к области применения наилучших доступных технологий и не включенных в указанный в части 6 настоящей статьи перечень, до 1 января 2025 года обязаны получить комплексное экологическое разрешение.

Вместе с тем, в соответствии с п. 1.1 ст.11 Федерального закона от 21.07.2014 № 219-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «Об охране окружающей среды» и отдельные законодательные акты Российской Федерации» с 1 января 2019 года и до получения комплексных экологических разрешений в сроки, установленные частями 6 и 7 настоящей статьи, допускается выдача или переоформление разрешений и документов в порядке» установленном Правительством Российской Федерации или уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти. Такие разрешения и документы действуют до дня получения комплексного экологического разрешения в сроки, установленные частями 6 и 7 настоящей статьи.

В соответствии с ч. 5 ст. 23 ФЗ-7 «Об охране окружающей среды» «Технологические нормативы и технические нормативы» для объектов централизованных систем водоотведения поселений или городских округов, отнесенных к объектам 1 категории, комплексным экологическим разрешением устанавливаются технологические нормативы на основе технологических показателей наилучших доступных технологий в сфере очистки сточных вод с использованием централизованных систем водоотведения поселений или городских округов, установленных Правительством Российской Федерации на основе информационно технического справочника по наилучшим доступным технологиям в сфере очистки сточных вод с использованием централизованных систем водоотведения поселений или городских округов с учетом мощности очистных сооружений централизованных систем водоотведения поселений или городских округов, а также категорий водных объектов или их частей, в которые осуществляется сброс сточных вод. Правила отнесения водных объектов к категориям водных объектов для целей установления технологических показателей наилучших доступных технологий в сфере очистки сточных вод с использованием централизованных систем водоотведения поселений или городских округов утверждаются Правительством Российской Федерации.

Сами же технологические показатели наилучших доступных технологий в сфере очистки сточных вод с использованием централизованных систем водоотведения поселений или городских округов, утверждены Правительством РФ только 15.09.2020 года №1430, то есть после составления протокола об административном правонарушении. На момент составления протокола отсутствовала какая-либо нормативно правовая база, определяющая порядок получения КЭР.

Таким образом, суд приходит к выводу, что материалы дела не содержат доказательств, вины МУП «Водоканал г. Новороссийска» в совершении правонарушения, ответственность за которое предусмотрена ст. 8.47 КоАП РФ.

В силу положений частей 1 и 4 статьи 1.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях лицо подлежит административной ответственности только за те административные правонарушения, в отношении которых установлена его вина. Неустранимые сомнения в виновности лица, привлекаемого к административной ответственности, толкуются в пользу этого лица.

Решение вопроса о лице, совершившем противоправное деяние, имеет основополагающее значение для всестороннего, полного и объективного рассмотрения дела и своевременного привлечения виновного к административной ответственности.

При этом установление виновности предполагает доказывание не только вины лица, но и его непосредственной причастности к совершению противоправного действия (бездействия), то есть объективной стороны деяния.

Статьей 2.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях предусмотрено, что административной ответственности подлежит должностное лицо в случае совершения им административного правонарушения в связи с неисполнением либо ненадлежащим исполнением своих служебных обязанностей.

Принимая во внимание отсутствие доказательств, подтверждающих виновность МУП «Водоканал г. Новороссийска», суд, приходит к выводу об отсутствии в его действиях состава административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена ст. 8.47 КоАП РФ.

С учетом требований п. 3 ч. 1 ст. 30.7 КоАП РФ, предусматривающего, что по результатам рассмотрения жалобы на постановление по делу об административном правонарушении выносится решение об отмене постановления и о прекращении производства по делу при наличии хотя бы одного из обстоятельств, предусмотренных статьями 2.9, 24.5 настоящего Кодекса, а также при недоказанности обстоятельств, на основании которых было вынесено постановление, считаю необходимым отменить постановление государственного инспектора Южного межрегионального управления Росприроднадзора по делу об административном правонарушении от от 23.09.2020 г. № 3-09-786-Ф-4 и прекратить производство по делу в отношении МУП «Водоканал г. Новороссийска».

Руководствуясь ст.30.7 КоАП РФ, судья

РЕШИЛ:


Жалобу МУП «Водоканал г. Новороссийска» - удовлетворить.

Постановление ст. государственного инспектора Южного межрегионального управления Росприроднадзора ФИО2 от 23.09.2020 г. № 3-09-786-Ф-4 о привлечении к административной ответственности по ст. 8.47 КоАП РФ – отменить.

Производство по делу об административном правонарушении в отношении МУП «Водоканал г. Новороссийска» по ст. 8.47 КоАП РФ, прекратить на основании п. 2 ч. 1 ст. 24.5 КоАП РФ – в связи с отсутствием состава административного правонарушения.

Решение может быть обжаловано в Краснодарский краевой суд, через Приморский районный суд гор. Новороссийска, в течение десяти суток со дня получения его копии.

Судья Н.С. Мусиенко

23RS0042-01-2020-005169-91



Суд:

Приморский районный суд г. Новороссийска (Краснодарский край) (подробнее)

Судьи дела:

Мусиенко Н.С. (судья) (подробнее)