Решение № 2А-4218/2020 2А-4218/2020~М-3956/2020 М-3956/2020 от 5 октября 2020 г. по делу № 2А-4218/2020




Дело № 2а-4218/2020


РЕШЕНИЕ


ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

05 октября 2020 года город Нальчик

Нальчикский городской суд КБР в составе председательствующего Сохрокова Т.Х., при секретаре Шомаховой М.Х.,

с участием представителя административного истца Управления Министерства юстиции Российской Федерации по КБР ФИО6 Эммы Анатольевны, действующей по доверенности от ДД.ММ.ГГГГ №,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению Управления Министерства юстиции Российской Федерации по КБР к Кабардино-Балкарской региональной общественной организации «Республика – общее дело» о признании прекратившей деятельность в качестве юридического лица и исключении из Единого государственного реестра юридических лиц,

УСТАНОВИЛ:


14 сентября 2020 г. в Нальчикский городской суд КБР поступило административное исковое заявление Управления Министерства юстиции Российской Федерации по КБР (далее – Управление) к Кабардино-Балкарской региональной общественной организации «Республика-общее дело» (далее – Организация) о признании прекратившей деятельность в качестве юридического лица и исключении из Единого государственного реестра юридических лиц (далее – ЕГРЮЛ).

В обоснование заявленных требований административный истец указал следующее.

Запись об Организации внесена в ведомственный реестр зарегистрированных некоммерческих организаций Управления ДД.ММ.ГГГГ за учетным номером №; сведения о регистрации внесены в ЕГРЮЛ ДД.ММ.ГГГГ с основным государственным регистрационным номером №; Председатель Совета – ФИО7 ФИО1. Ссылаясь на нормы действующего законодательства и положение об Управлении Министерства юстиции Российской Федерации по субъекту (субъектам) Российской Федерации, утвержденное приказом Минюста России от 03.03.2014 №26, административный истец указывает, что в нарушение требований статьи 32 Федерального закона от 12.01.1996 N7-ФЗ "О некоммерческих организациях", статьи 29 Федерального закона от 19.05.1995 N82-ФЗ "Об общественных объединениях" и собственного устава Организация до настоящего времени не представила ежегодную отчетность за 2018, 2019 годы, а также не представила своевременно материалы для проведения плановой документарной проверки (в рамках срока, установленного распоряжением Управления №290-р от 23.10.2019), в связи с чем, в отношении Организации и её руководителя в 2019-2020 гг. неоднократно возбуждались дела об административных правонарушениях, предусмотренных ч.1 ст.19.4, ч.1 ст.19.4.1, ч.1 ст.19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, по результатам рассмотрения которых Организация и её руководитель признавались виновными в нарушении действующего законодательства, привлекались к ответственности в виде штрафов. Обращая внимание, что корреспонденция Управления, направляемая в адрес Организации, указанный в ЕГРЮЛ, возвращается без вручения, административный истец полагает, что административный ответчик не находится по этому адресу; при этом за его изменением он не обращался.

Представитель административного истца ФИО2 в судебном заседании поддержала заявленные требования в полном объеме и просила их удовлетворить; пояснила, что на дату рассмотрения административного дела заявленные нарушения административным ответчиком не устранены.

Направленная судом и административным истцом в адрес административного ответчика Организации судебная корреспонденция возвращена без вручения адресату за истечением срока хранения.

Между тем, согласно выписке из ЕГРЮЛ, адрес Организации не изменился.

В пункте 63 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 23.06.2015 N 25 разъяснено, что с учетом положения пункта 2 статьи 165.1 ГК РФ юридически значимое сообщение, адресованное юридическому лицу, направляется по адресу, указанному в ЕГРЮЛ, либо по адресу, указанному самим юридическим лицом. При этом необходимо учитывать, что юридическое лицо несёт риск последствий неполучения юридически значимых сообщений, доставленных по такому адресу, а также риск отсутствия по указанным адресам своего представителя. Сообщения, доставленные по названным адресам, считаются полученными, даже если соответствующее лицо фактически не находится по указанному адресу.

Учитывая, что административный ответчик не предпринял мер по получению направленной в его адрес корреспонденции, не поставил государственные органы в известность о способах своего извещения, суд полагает, что он принял на себя возможные негативные последствия от своего бездействия, которое не должно приводить к неправомерному освобождению от исполнения публичных обязанностей.

При таких обстоятельствах, в соответствии с требованиями статей 100-102 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее – КАС РФ), а также статьи 165.1 Гражданского кодекса Российской Федерации суд признает, что административный ответчик надлежаще информирован о времени и месте рассмотрения настоящего административного дела, однако в суд не явился, возражений по сути заявленных требований не представил.

Выслушав представителя административного истца, исследовав материалы дела, суд полагает заявленные требования подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.

В силу пункта 4.1 статьи 32 Федерального закона от 12 января 1996 г. N 7-ФЗ "О некоммерческих организациях" контроль за соблюдением некоммерческими организациями требований законодательства Российской Федерации и целей, предусмотренных их учредительными документами, осуществляется при проведении федерального государственного надзора за деятельностью некоммерческих организаций, который осуществляется уполномоченным органом согласно его компетенции в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.

Согласно Положению о Министерстве юстиции Российской Федерации, утвержденному Указом Президента Российской Федерации от 13 октября 2004 г. N 1313, названное Министерство осуществляет федеральный государственный надзор за деятельностью некоммерческих организаций.

Порядок осуществления данного надзора установлен Положением о федеральном государственном надзоре за деятельностью некоммерческих организаций, утвержденным Постановлением Правительства Российской Федерации от 11 июля 2012 г. N 705 (далее - Положение).

Пунктом 2 Положения установлено, что задачами государственного надзора являются предупреждение, выявление и пресечение нарушений некоммерческими организациями требований законодательства Российской Федерации в сфере деятельности некоммерческих организаций.

Государственный надзор осуществляется Министерством юстиции Российской Федерации и его территориальными органами посредством проведения плановых и внеплановых документарных и выездных проверок соблюдения некоммерческими организациями требований, установленных Федеральным законом "О некоммерческих организациях", а также выполнения предупреждений (представлений) должностных лиц органов государственного надзора об устранении выявленных нарушений указанных требований (пункт 3 и абзац 1 пункта 5 Положения).

Таким образом, Управление Минюста по КБР является тем государственным органом, которому предоставлено право на предъявление требования о признании некоммерческой организации прекратившей деятельность в качестве юридического лица.

В соответствии с частью 2 статьи 15 Конституции Российской Федерации органы государственной власти, органы местного самоуправления, должностные лица, граждане и их объединения обязаны соблюдать Конституцию Российской Федерации и законы.

Пунктами 1 и 3 статьи 32 Федерального закона от 12 января 1996 года N 7-ФЗ на некоммерческие организации возложена обязанность предоставлять информацию о своей деятельности органам государственной статистики и налоговым органам, учредителям и иным лицам в соответствии с законодательством Российской Федерации и учредительными документами некоммерческой организации; представлять в уполномоченный орган документы, содержащие отчет о своей деятельности, о персональном составе руководящих органов, документы о целях расходования денежных средств и использования иного имущества, в том числе полученных от иностранных источников, а некоммерческие организации, выполняющие функции иностранного агента, также аудиторское заключение. При этом в документах, представляемых некоммерческими организациями, выполняющими функции иностранного агента, должны содержаться сведения о целях расходования денежных средств и использования иного имущества, полученных от иностранных источников, и об их фактическом расходовании и использовании. Формы представления указанных документов (за исключением аудиторского заключения) и сроки их представления с учетом сроков, предусмотренных абзацем вторым названного пункта, определяются уполномоченным федеральным органом исполнительной власти.

Некоммерческие организации, учредителями (участниками, членами) которых не являются иностранные граждане и (или) организации либо лица без гражданства, а также не имевшие в течение года поступлений имущества и денежных средств от иностранных источников, в случае, если поступления имущества и денежных средств таких некоммерческих организаций в течение года составили до трех миллионов рублей, представляют в уполномоченный орган или его территориальный орган заявление, подтверждающее их соответствие названному пункту, и информацию в произвольной форме о продолжении своей деятельности в сроки, которые определяются уполномоченным органом (пункт 3.1 статьи 32 указанного Федерального закона).

Некоммерческие организации, указанные в пункте 3.1 статьи 32 названного Федерального закона, обязаны ежегодно размещать в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" или предоставлять средствам массовой информации для опубликования сообщение о продолжении своей деятельности. Порядок и сроки размещения указанных отчетов и сообщений определяются уполномоченным федеральным органом исполнительной власти (пункт 3.2 статьи 32).

Такой порядок установлен Приказом Министерства юстиции Российской Федерации от 07 октября 2010 г. N 252 "О Порядке размещения в сети Интернет отчетов о деятельности и сообщений о продолжении деятельности некоммерческих организаций", согласно которому названные отчеты и сообщения о деятельности некоммерческих организаций подлежат размещению на информационных ресурсах Министерства юстиции Российской Федерации в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" не позднее 15 апреля года, следующего за отчетным.

Кроме того, согласно статье 29 Федерального закона от 19.05.1995 N 82-ФЗ "Об общественных объединениях" (в ред. Федерального закона от 21.07.2014 N 236-ФЗ) общественное объединение обязано, в числе прочего, ежегодно информировать орган, принявший решение о государственной регистрации общественного объединения, о продолжении своей деятельности с указанием действительного места нахождения постоянно действующего руководящего органа, его наименования и данных о руководителях общественного объединения в объеме сведений, включаемых в ЕГРЮЛ. При этом неоднократное непредставление общественным объединением в установленный срок сведений, предусмотренных названной статьей, является основанием для обращения органа, принявшего решение о государственной регистрации общественного объединения, в суд с заявлением о признании данного объединения прекратившим свою деятельность в качестве юридического лица и об исключении его из единого государственного реестра юридических лиц.

Между тем в нарушение приведенных требований Организация не представила в Управление отчеты о своей деятельности за 2018 и 2019 годы, как и сообщение о продолжении своей деятельности, что подтверждается представленным актом Управления от ДД.ММ.ГГГГ, составленным по итогам проверки реестрового дела Организации, справкой осмотра журналов входящей корреспонденции и системы электронного документооборота Управления от ДД.ММ.ГГГГ, в связи с чем, в его адрес были направлены предупреждения о выявленных нарушениях от ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ и ДД.ММ.ГГГГ, которые остались без исполнения, за что в его отношении были составлены протоколы об административном правонарушении, а на их основании вынесены постановления мирового судьи судебного участка № Нальчикского судебного района КБР от ДД.ММ.ГГГГ и от ДД.ММ.ГГГГ, которыми Организация признана виновной в совершении правонарушений, предусмотренных ч.1 ст.19.4.1, ч.1 ст.19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (воспрепятствование законной деятельности должностного лица органа государственного контроля (надзора), органа государственного финансового контроля, должностного лица организации, уполномоченной в соответствии с федеральными законами на осуществление государственного надзора, должностного лица органа муниципального контроля, органа муниципального финансового контроля по проведению проверок или уклонение от таких проверок, за исключением случаев, предусмотренных частью 4 статьи 14.24, частью 9 статьи 15.29 и статьей 19.4.2 названного Кодекса; невыполнение в установленный срок законного предписания (постановления, представления, решения) органа (должностного лица), осуществляющего государственный надзор (контроль), муниципальный контроль, об устранении нарушений законодательства), а постановлениями мирового судьи судебного участка № Нальчикского судебного района КБР от ДД.ММ.ГГГГ руководитель Организации ФИО3 признан виновным в совершении правонарушений, предусмотренных ч.1 ст.19.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (неповиновение законному распоряжению или требованию должностного лица органа, осуществляющего государственный надзор (контроль), государственный финансовый контроль, должностного лица организации, уполномоченной в соответствии с федеральными законами на осуществление государственного надзора, должностного лица органа, осуществляющего муниципальный контроль, муниципальный финансовый контроль).

В соответствии с пунктом 10 статьи 32 Федерального закона от 12.01.1996 №7-ФЗ неоднократное непредставление некоммерческой организацией в установленный срок сведений, предусмотренных данной статьей, является основанием для обращения уполномоченного органа или его территориального органа в суд с заявлением о ликвидации данной некоммерческой организации.

При таких обстоятельствах суд приходит к выводу о том, что Организацией допущены неоднократные и грубые нарушения требований законодательства Российской Федерации в сфере деятельности некоммерческих организаций, которые носят систематический характер, подтверждаются необходимым и достаточным количеством имеющихся в деле доказательств, достаточных мер по устранению указанных нарушений Организацией не предпринято, намерение устранять нарушения федерального законодательства и осуществлять в дальнейшем уставную деятельность в соответствии с его требованиями отсутствует.

Таким образом, у суда не имеется оснований для отказа в заявленных требованиях о признании Организации прекратившей деятельность в качестве юридического лица и исключении сведений о ней из ЕГРЮЛ в качестве меры, направленной на защиту прав и законных интересов других лиц, охраняемых законом публичных интересов.

На основании изложенного, руководствуясь статьями 175-180, 227 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд

РЕШИЛ:


административное исковое заявление Управления Министерства юстиции Российской Федерации по Кабардино-Балкарской Республике удовлетворить.

Признать Кабардино-Балкарскую региональную общественную организацию «Республика – общее дело» (зарегистрирована ДД.ММ.ГГГГ за основным государственным регистрационным номером № ведомственный регистрационный номер – № прекратившей деятельность в качестве юридического лица.

Исключить Кабардино-Балкарскую региональную общественную организацию «Республика – общее дело» из Единого государственного реестра юридических лиц.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Судебную коллегию по административным делам Верховного Суда Кабардино-Балкарской Республики путем подачи апелляционной жалобы через Нальчикский городской суд КБР в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.

Мотивированное решение суда изготовлено 09 октября 2020 года.

Председательствующий Т.Х. Сохроков

Копия верна:

Судья Нальчикского городского суда КБР Т.Х. Сохроков



Суд:

Нальчикский городской суд (Кабардино-Балкарская Республика) (подробнее)

Судьи дела:

Сохроков Т.Х. (судья) (подробнее)