Решение № 2А-4040/2020 2А-4040/2020~М-3788/2020 М-3788/2020 от 27 октября 2020 г. по делу № 2А-4040/2020Центральный районный суд г. Комсомольска-на-Амуре (Хабаровский край) - Гражданские и административные №2а-4040/2020 УИД: 27RS0007-01-2020-005432-87 ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ 27 октября 2020 года г.Комсомольск-на-Амуре Центральный районный суд г.Комсомольска-на-Амуре Хабаровского края в составе: председательствующего судьи Фадеевой Е.А., с участием представителя административного истца ФИО1, действующего по должности, представителя административного ответчика ФИО2, действующей на основании доверенности, при секретаре – помощнике судьи Севостьяновой А.Г., рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному заявлению прокурора г.Комсомольска-на-Амуре (адрес) к администрации г.Комсомольска-на-Амуре о признании незаконными распоряжений (№)-ра от (дата) и (№)-ра от (дата) в части установления срока расселения граждан, проживающих в домах, признанных аварийными и подлежащих сносу, Прокурор г.Комсомольска-на-Амуре Хабаровского края, действуя в интересах неопределенного круга лиц, обратился в суд с административным иском к администрации г.Комсомольска-на-Амуре Хабаровского края о признании незаконным распоряжения (№)-ра от (дата) в части установления срока расселения дома, признанного аварийным и подлежащего сносу, ссылаясь на то, что в ходе проведенного анализа деятельности органов местного самоуправления на предмет организации расселения граждан, проживающих в многоквартирных домах, признанных в установленном порядке аварийными и подлежащими сносу установлено, что (дата) городской межведомственной комиссией для оценки жилых помещений и жилищного фонда по результатам проведения обследования многоквартирного жилого (адрес) в г.Комсомольске-на-Амуре принято заключение (№) о выявлении оснований для признания указанного дома аварийным и подлежащим сносу. Согласно заключению комиссии основанием для принятия решения, в том числе, явилось несоответствие установленным требованиям несущих и ограждающих конструкций жилых помещений. Таким образом, существует опасность для пребывания людей в указанном многоквартирном доме. Постановлением администрации (адрес) (№)-па от (дата) многоквартирный жилой (адрес) признан аварийным и подлежащим сносу. Распоряжением администрации г.Комсомольска-на-Амуре (№)-ра от (дата) определены работы по расселению жильцов дома, установлен срок расселения граждан до (дата), срок сноса дома до (дата). Полагал, что решение органа местного самоуправления о сроке расселения дома, признанного аварийным и подлежащим сносу, принято без учета заключения межведомственной комиссии (№) от (дата), в соответствии с которым имеется опасность обрушения здания, в связи с чем создается реальная угроза жизни и здоровью граждан. Просит признать решение об установлении срока расселения дома, признанного аварийным и подлежащим сносу, выраженное в распоряжении администрации города (№)-ра от (дата) (№)-ра, незаконным. Кроме того, прокурор г.Комсомольска-на-Амуре (адрес), действуя в интересах неопределенного круга лиц, обратился в суд с административным иском к администрации г.Комсомольска-на-Амуре (адрес) о признании незаконным распоряжения (№)-ра от (дата) в части установления срока расселения дома, признанного аварийным и подлежащего сносу, ссылаясь на то, что в ходе проведенного анализа деятельности органов местного самоуправления на предмет организации расселения граждан, проживающих в многоквартирных домах, признанных в установленном порядке аварийными и подлежащими сносу установлено, что (дата) городской межведомственной комиссией для оценки жилых помещений и жилищного фонда по результатам проведения обследования многоквартирного жилого (адрес) в г.Комсомольске-на-Амуре принято заключение (№) о выявлении оснований для признания указанного дома аварийным и подлежащим сносу. Согласно заключению комиссии основанием для принятия решения, в том числе, явилось несоответствие установленным требованиям несущих и ограждающих конструкций жилых помещений. Таким образом, существует опасность для пребывания людей в указанном многоквартирном доме. Постановлением администрации (адрес) (№)-па от (дата) многоквартирный жилой (адрес) признан аварийным и подлежащим сносу. Распоряжением администрации г.Комсомольска-на-Амуре (№)-ра от (дата) определены работы по расселению жильцов дома, установлен срок расселения граждан до (дата), срок сноса дома до (дата). Полагал, что решение органа местного самоуправления о сроке расселения дома, признанного аварийным и подлежащим сносу, принято без учета заключения межведомственной комиссии (№) от (дата), в соответствии с которым имеется опасность обрушения здания, в связи с чем создается реальная угроза жизни и здоровью граждан. Просит признать решение об установлении срока расселения дома, признанного аварийным и подлежащим сносу, выраженное в распоряжении администрации города (№)-ра от (дата) (№)-ра, незаконным. Определением от (дата) административные дела объединены в одно производство, делу присвоен (№)а-4040/2020. В ходе рассмотрения административного дела административным истцом представлено уточнение исковых требований, согласно которому последний просит признать незаконными распоряжения администрации г.Комсомольска-на-Амуре от (дата) (№)-ра «Об организации выселения граждан в связи с признанием многоквартирного жилого (адрес) в г.Комсомольск-на-Амуре аварийным и подлежащим сносу» и от (дата) (№)-ра «Об организации выселения граждан в связи с признанием многоквартирного жилого (адрес) в г.Комсомольске-на-Амуре аварийным и подлежащим сносу» в части установления срока расселения граждан, проживающих в домах №№(адрес) в г.Комсомольске-на-Амуре (адрес) в срок до (дата); обязать администрацию г.Комсомольск-на-Амуре повторно рассмотреть вопрос об установлении разумного срока отселения граждан, проживающих в домах №№(адрес) (адрес) в г.Комсомольске-на-Амуре, признанных аварийными и подлежащими сносу, не превышающего 12 месяцев со дня вступления решения суда в законную силу. Представитель административного истца ФИО1, действующий по должности в судебном заседании исковые требования поддержал и настаивал на их удовлетворении, подтвердив доводы искового заявления с учетом уточнения исковых требований. Представитель ответчика ФИО2, действующая на основании доверенностей (№) от (дата) исковые требования не признала, подтвердив доводы письменного отзыва, из которого следует, что определение срока сноса многоквартирного дома, признанного аварийным и подлежащим сносу, а также срока отселения физических и юридических лиц относится исключительно к компетенции органа местного самоуправления. В силу п.2 ч.2 ст.16 Федерального закона (№), в первоочередном порядке подлежат переселению граждане из многоквартирных домов при наличии угрозы их обрушения. Вместе с тем, административным истцом не предоставлено суду доказательств подтверждающих угрозу обрушения, а также доказательств того, какому закону или нормативному правовому акту не соответствуют оспариваемые Распоряжения, какие права и законные интересы неопределенного круга лиц, проживающих в многоквартирных домах №(адрес) в г.Комсомольске-на-Амуре нарушены оспариваемыми распоряжениями. Полагала, что отмена оспариваемых распоряжений или изменение сроков расселения в данных распоряжениях может привести к нарушению прав и законных интересов граждан, чьи дома были признаны аварийными и не пригодными для проживания ранее. Жильцам спорных домов направляются уведомления о возможности переселения в маневренный фонд. В иске просит отказать. Выслушав представителей истца и ответчика, изучив материалы дела, суд приходит к следующему. Заключениями городской межведомственной комиссией для оценки жилых помещений и жилищного фонда РФ многоквартирных домов, находящихся в федерального собственности, муниципального жилищного фонда и частного жилищного фонда (№) от (дата) и (№) от (дата) приняты решения о выявлении оснований для признания жилых домов №(адрес) в г.Комсомольске-на-Амуре соответственно аварийными и подлежащими сносу (л.д.32-33, 54-55). Согласно техническим отчетам ООО «Стройпроект и экспертиза», по результатам проведенных визуального и инструментального обследования установлено, что несущие и ограждающие конструкции здания (адрес) в г.Комсомольске-на-Амуре и здания (адрес) в г.Комсомольске-на-Амуре находятся в аварийном состоянии, существующие инженерные системы здания не соответствуют требованиям санитарно-эпидемиологической безопасности. Так как техническое состояние несущих строительных конструкций обследуемых жилых домов являются аварийными, капитальный ремонт экономически нецелесообразен, дома подлежат сносу (л.д.18-31, 56-68). Постановлением администрации г.Комсомольска-на-Амуре (№)-па от (дата) и 1455-па от (дата) жилые многоквартирные дома по адресам: (адрес) г.Комсомольске-на-Амуре признаны аварийными и подлежащими сносу (л.д.34,69). Распоряжениями администрации г.Комсомольска-на-Амуре (№)-ра от (дата) и (№)-ра от (дата) постановлено, в частности п.1.5 распоряжений – организовать расселение граждан, проживающих в (адрес) г.Комсомольске-на-Амуре до (дата) (л.д.35,70). Согласно статье 40 Конституции РФ каждый имеет право на жилище; органы государственной власти и органы местного самоуправления поощряют жилищное строительство, создают условия для осуществления права на жилище; малоимущим, иным указанным в законе гражданам, нуждающимся в жилище, оно предоставляется бесплатно или за доступную плату из государственных, муниципальных и других жилищных фондов в соответствии с установленными законом нормами. В соответствии с пунктами 1, 8, 9 части 1 статьи 14 Жилищного кодекса РФ к компетенции органов местного самоуправления относится учет муниципального жилищного фонда, контроль за его сохранностью и соответствием жилых помещений санитарным и техническим требованиям, признание жилых помещений муниципального жилищного фонда непригодными для проживания. Согласно ч.4 ст.15 Жилищного кодекса РФ жилое помещение может быть признано непригодным для проживания по основаниям и в порядке, которые установлены уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти. Во исполнение данной нормы Правительством Российской Федерации принято постановление от 28 января 2006 года №47 «Об утверждении Положения о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции» (Далее Положение). Согласно пункту 7 Положения признание помещения жилым помещением, пригодным (непригодным) для проживания граждан, а также многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции осуществляется межведомственной комиссией, создаваемой в этих целях, на основании оценки соответствия указанных помещения и дома установленным в настоящем Положении требованиям. В соответствии с пунктом 49 Положения к компетенции органа местного самоуправления отнесено также принятие решения и издание распоряжения с указанием дальнейшего использования помещения, сроков отселения физических и юридических лиц в случае признания дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции или о непризнании необходимости проведения ремонтно-восстановительных работ. Таким образом, Правительством Российской Федерации установлена процедура принятия решения о признании помещения непригодным для проживания, многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, включающая в себя принятие соответствующего решения межведомственной комиссией и распоряжение органа власти о дальнейшем использовании помещения, сроках отселения жильцов. При этом определение срока сноса многоквартирного дома, признанного аварийным и подлежащим сносу, а также срока отселения физических и юридических лиц является компетенцией органа местного самоуправления (Обзор законодательства и судебной практики Верховного Суда Российской Федерации за 2 квартал 2009 года). Жилищным кодексом Российской Федерации закреплен принцип обеспечения органами государственной власти и органами местного самоуправления условий для осуществления гражданами права на жилище, его безопасности (часть 1 статьи 1 Жилищного кодекса Российской Федерации). Конституция Российской Федерации возлагает на органы местного самоуправления обязанность по созданию условий для осуществления прав на жилище, при этом предусматривает малоимущим, иным указанным в законе гражданам, нуждающимся в жилище, предоставлять бесплатно или за доступную плату из государственных, муниципальных и других жилищных фондов в соответствии с установленными нормами. Органы государственной власти и органы местного самоуправления в пределах своих полномочий обеспечивают условия для осуществления гражданами права на жилище, в том числе в установленном порядке предоставляют гражданам жилые помещения по договорам социального найма или договорам найма жилых помещений государственного или муниципального жилищного фонда (статья 2 Жилищного кодекса Российской Федерации). Как разъяснено в преамбуле Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 2 июля 2009 года №14 «О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при применении Жилищного кодекса Российской Федерации» конституционное право граждан на жилище относится к основным правам человека и заключается в обеспечении государством стабильного, постоянного пользования жилым помещением лицами, занимающими его на законных основаниях, в предоставлении жилища из государственного, муниципального и других жилищных фондов малоимущим и иным указанным в законе гражданам, нуждающимся в жилище, в оказании содействия гражданам в улучшении своих жилищных условий, а также в гарантированности неприкосновенности жилища, исключения случаев произвольного лишения граждан жилища (статьи 25, 40 Конституции Российской Федерации). На основании п.1 ч.2 ст.57 Жилищного кодекса РФ вне очереди жилые помещения по договорам социального найма предоставляются гражданам, жилые помещения которых признаны в установленном порядке непригодными для проживания и ремонту или реконструкции не подлежат. Статьей 86 Жилищного кодекса РФ предусмотрено, что если дом, в котором находится жилое помещение, занимаемое по договору социального найма, подлежит сносу, выселяемым из него гражданам органом государственной власти или органом местного самоуправления, принявшими решение о сносе такого дома, предоставляются другие благоустроенные жилые помещения по договорам социального найма. Согласно ответу начальника Управления жилищно-коммунального хозяйства, топлива и энергетики администрации г.Комсомольска-на-Амуре Хабаровского края от 22 октября 2020 года в жилом (адрес) в г.Комсомольске-на-Амуре (адрес) располагается 3 муниципальных жилых помещения, зарегистрировано 7 семей, 30 человек; в (адрес) – 6 муниципальных жилых помещений, зарегистрировано 14 семей, 28 человек. Судом установлено, что в результате проведенных обследований спорных жилых многоквартирных домов имеется угроза их обрушения, в связи с чем, нахождение в указанных домах является опасным для граждан, так как создает реальную опасность его самопроизвольного разрушения и, как следствие, причинения вреда жизни и здоровью неопределенного круга лиц. Вместе с тем срок расселения граждан, проживающих в домах, признанных аварийными и подлежащими сносу, установленный ответчиком нельзя признать разумным, поскольку в этом случае также не обеспечиваются жилищные права проживающих в нем лиц на безопасное и благоприятное проживание, в связи с чем администрацией г.Комсомольска-на-Амуре должны быть приняты меры по отселению жильцов (адрес) в г.Комсомольске-на-Амуре в разумный срок. Обязанность органа местного самоуправления по незамедлительному обеспечению граждан жильем в связи с расселением из аварийного дома наступает с момента признания дома аварийным и подлежащим сносу и не зависит от финансовых и иных возможностей органа местного самоуправления. Органом местного самоуправления должны быть приняты меры к незамедлительному расселению дома, с его последующим сносом, в связи с чем оспариваемые распоряжения (№)-ра от (дата) и (№)-ра от (дата) в части установления срока расселения жильцов многоквартирных жилых домов №12(адрес) в г.Комсомольске-на-Амуре не могут быть признаны законными, требования прокурора подлежат удовлетворению и на администрацию г.Комсомольска-на-Амуре надлежит возложить обязанность повторно рассмотреть вопрос об установлении разумного срока отселения граждан из жилых помещений многоквартирных домов №(адрес) в г.Комсомольске-на-Амуре Хабаровского края в срок, не превышающий 12 месяцев со дня вступления решения суда в законную силу. На основании изложенного, руководствуясь ст.ст.175-180, 227-228 КАС РФ, суд Исковые требования прокурора г.Комсомольска-на-Амуре Хабаровского края к администрации г.Комсомольска-на-Амуре о признании незаконными распоряжений (№)-ра от (дата) и (№)-ра от (дата) в части установления срока расселения граждан, проживающих в домах, признанных аварийными и подлежащих сносу удовлетворить. Распоряжение администрации г.Комсомольска-на-Амуре (№)-ра от (дата) «Об организации выселения граждан в связи с признанием многоквартирного жилого (адрес) в г.Комсомольске-на-Амуре аварийным и подлежащим сносу» признать незаконным в части установления срока расселения граждан, проживающих в (адрес) в г.Комсомольске-на-Амуре до (дата). Обязать администрацию г.Комсомольска-на-Амуре повторно рассмотреть вопрос об установлении разумного срока отселения граждан, проживающих в (адрес) в г.Комсомольске-на-Амуре, признанного аварийным и подлежащим сносу, не превышающего 12 месяцев со дня вступления решения суда в законную силу. Распоряжение администрации г.Комсомольска-на-Амуре (№)-ра от (дата) «Об организации выселения граждан в связи с признанием многоквартирного жилого (адрес) в г.Комсомольске-на-Амуре аварийным и подлежащим сносу» признать незаконным в части установления срока расселения граждан, проживающих в (адрес) в г.Комсомольске-на-Амуре до (дата). Обязать администрацию г.Комсомольска-на-Амуре повторно рассмотреть вопрос об установлении разумного срока отселения граждан, проживающих в (адрес) в г.Комсомольске-на-Амуре, признанного аварийным и подлежащим сносу, не превышающего 12 месяцев со дня вступления решения суда в законную силу. Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Хабаровский краевой суд через Центральный районный суд г.Комсомольска-на-Амуре в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме. Судья Е.А. Фадеева Суд:Центральный районный суд г. Комсомольска-на-Амуре (Хабаровский край) (подробнее)Судьи дела:Фадеева Елена Александровна (судья) (подробнее) |