Решение № 2-100/2024 2-100/2024(2-1771/2023;)~М-1655/2023 2-1771/2023 М-1655/2023 от 16 января 2024 г. по делу № 2-100/2024




Дело № 2-100/2024


Р Е Ш Е Н И Е


Именем Российской Федерации

16.01.2024 года г. Сальск

Сальский городской суд Ростовской области в составе: председательствующего судьи Дорогокупец Г.М.,

при секретаре Котляровой А.С., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению Сальского городского прокурора в интересах неопределенного круга лиц к МБДОУ № 18 «Белочка», г. Сальска, третье лицо, не заявляющее самостоятельных требований относительно предмета спора Управление образования Сальского района Ростовской области об обязании оборудования замками безопасности оконных блоков здания,

У С Т А Н О В И Л :


Сальский городской прокурор обратился в суд с иском в интересах неопределенного круга лиц к МБДОУ № 18 «Белочка», г. Сальска, третье лицо, не заявляющее самостоятельных требований относительно предмета спора Управление образования Сальского района Ростовской области об обязании оборудования замками безопасности оконных блоков здания, указывая, что Сальской городской прокуратурой проведена проверка исполнения законодательства об охране жизни и здоровья несовершеннолетних в деятельности МБДОУ № 18 «Белочка», г. Сальска.

В ходе проведенной проверки деятельности МБДОУ № 18 «Белочка», г. Сальска, установлено, что в нарушение требований пункта 5.1.8 ГОСТ 23166-99 в здании указанного дошкольного учреждения на 9 оконных блоках в кабинетах для общегрупповых занятий групп «Солнышки» (кабинет № 24), «Ромашки» (кабинет 17) не установлены замки безопасности, обеспечивающие блокировку поворотного (распашного) открывания створки, но позволяющие функционирование откидного положения либо использование параллельно-выдвижного открывания створок.

Данный пункт стандарта введен в действие с 01.09.2016 года, однако требования данного пункта учреждением до настоящего времени не исполнены.

Отсутствие замков безопасности на оконных блоках, обеспечивающих блокировку поворотного (распашного) открывания створки, нарушает условия безопасности детей.

Указанные обстоятельства являются недопустимыми, поскольку нарушение названных требований законодательства создает угрозу безопасности несовершеннолетних детей, может привести к причинению вреда их здоровью.

На основании изложенного, истец просит суд обязать МБДОУ № 18 «Белочка», г. Сальска, расположенное по адресу: адрес», оборудовать замками безопасности 9 оконных блоков в кабинетах для общегрупповых занятий групп «Солнышки» (кабинет № 24), «Ромашки» (кабинет 17) в соответствии с требованиями «ГОСТ 23166-99. Межгосударственный стандарт. Блоки оконные. Общие технические условия» в течение трех месяцев со дня вступления решения в законную силу.

В судебном заседании помощник Сальского городского прокурора Глаговский А.А. настаивал на удовлетворении заявленных требований.

Ответчик о времени и месте судебного разбирательства извещен в порядке, предусмотренном ст. 113 ГПК РФ, что подтверждается почтовым уведомлением (л.д.29), в судебное заседание представитель не явился.

Третье лицо о времени и месте судебного разбирательства извещено в порядке, предусмотренном ст. 113 ГПК РФ, что подтверждено копией разносной книги (л.д.52-54), в судебное заседание представитель не явился, о причинах неявки суду не сообщил.

Руководствуясь ст.167 ГПК РФ, суд полагает возможным рассмотреть дело в отсутствие представителей ответчика, третьего лица.

В соответствии с ч. 1 ст. 56 ГПК РФ каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений.

В силу ст. 195 ГПК РФ суд основывает свое решение только на тех доказательствах, которые были исследованы в судебном заседании, оценивая все доказательства, представленные суду в совокупности.

Изучив материалы дела, исследовав и оценив доказательства, выслушав прокурора, судом установлено следующее.

В соответствии с ч. 1 ст. 45 ГПК РФ прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований.

Согласно ст. 12 ГК РФ защита гражданских прав может осуществляться, в частности, путем пресечения действий, нарушающих право или создающих угрозу его нарушения.

Положениями статей 41 и 43 Конституции Российской Федерации установлено, что каждый имеет право на охрану здоровья и право на образование.

В соответствии с ч. 1 ст. 4 Федерального закона от 24 июля 1998 года №124-ФЗ «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации» целями государственной политики в интересах детей в числе прочего являются: осуществление прав детей, предусмотренных Конституцией Российской Федерации, недопущение их дискриминации, упрочение основных гарантий прав и законных интересов детей; защита детей от факторов, негативно влияющих на их физическое, интеллектуальное, психическое, духовное и нравственное развитие.

Согласно ч. 1 ст. 28 Федерального закона от 29 декабря 2012 года № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» образовательная организация обладает автономией, под которой понимается самостоятельность в осуществлении образовательной, научной, административной, финансово-экономической деятельности, разработке и принятии локальных нормативных актов в соответствии с настоящим Федеральным законом, иными нормативными правовыми актами Российской Федерации и уставом образовательной организации.

В соответствии с п. 2, 15 ч. 3 ст. 28 Федерального закона от 29 декабря 2012 года № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» к компетенции образовательной организации в установленной сфере деятельности относятся: материально-техническое обеспечение образовательной деятельности, оборудование помещений в соответствии с государственными и местными нормами и требованиями, в том числе, в соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами, федеральными государственными требованиями, образовательными стандартами; создание необходимых условий для охраны и укрепления здоровья обучающихся.

В силу положений, содержащихся в п. 2 ч. 6 ст. 28 Федерального закона от 29 декабря 2012 года № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации», образовательная организация обязана осуществлять свою деятельность в соответствии с законодательством об образовании, в том числе, создавать безопасные условия обучения, воспитания обучающихся, присмотра и ухода за обучающимися, их содержания в соответствии с установленными нормами, обеспечивающими жизнь и здоровье обучающихся, работников образовательной организации.

В части 7 статьи 28 Федерального закона от 29 декабря 2012 года № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» закона указано, что образовательная организация несет ответственность в установленном законодательством Российской Федерации порядке за невыполнение или ненадлежащее выполнение функций, отнесенных к ее компетенции, за реализацию не в полном объеме образовательных программ в соответствии с учебным планом, качество образования своих выпускников, а также за жизнь и здоровье обучающихся, работников образовательной организации.

Положениями п. 8, 10 ч. 1 ст. 41 Федерального закона от 29 декабря 2012 года № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» предусмотрено, что охрана здоровья обучающихся включает в себя: обеспечение безопасности обучающихся во время пребывания в организации, осуществляющей образовательную деятельность; проведение санитарно-противоэпидемических и профилактических мероприятий.

Межгосударственной научно-технической комиссией по стандартизации, техническому нормированию и сертификации в строительстве 2 декабря 1999 года принят и постановлением Государственного комитета Российской Федерации по строительству и жилищно-коммунальному комплексу от 6 мая 2000 года N 41 введен в действие ГОСТ 23166-99 «Блоки оконные. Общие технические условия».

В пункте 5.1.1 ГОСТ 23166-99 указано, что оконные блоки должны соответствовать требованиям настоящего стандарта, стандартов на конкретные виды изделий и изготавливаться по конструкторской и технологической документации, утвержденной в установленном порядке.

Изделия должны быть безопасными в эксплуатации и обслуживании. Для обеспечения безопасности, в целях предотвращения травматизма и возможности выпадения детей из окон в детских, дошкольных и школьных учреждениях, оконные блоки должны быть укомплектованы замками безопасности, установленными в нижний брусок створки со стороны ручки и обеспечивающими блокировку поворотного (распашного) открывания створки, но позволяющими функционирование откидного положения либо использование параллельно-выдвижного открывания створок (п. 5.1.8 ГОСТ 23166-99).

Из материалов дела следует, что Сальской городской прокуратурой проведена проверка исполнения законодательства об охране жизни и здоровья несовершеннолетних в деятельности МБДОУ № 18 «Белочка», г. Сальска, в ходе которой установлено, что в нарушение требований пункта 5.1.8 ГОСТ 23166-99 в здании указанного дошкольного учреждения на 9 оконных блоках в кабинетах для общегрупповых занятий групп «Солнышки» (кабинет № 24), «Ромашки» (кабинет 17) не установлены замки безопасности, обеспечивающие блокировку поворотного (распашного) открывания створки, но позволяющие функционирование откидного положения либо использование параллельно-выдвижного открывания створок, что подтверждается актом проверки от 26.10.2023 года, фототаблицей (л.д. 6, 7-12).

На момент рассмотрения настоящего гражданского дела, доказательств оборудования оконных блоков замками безопасности МБДОУ № 18 «Белочка», г. Сальска, не представлено.

Обращаясь с требованиями об обязании оборудовать замками безопасности оконные блоки, истец указывает, что такое несоблюдение предусмотренных законом условий, гарантирующих безопасное пребывание в учреждении учащихся, является нарушением их прав на благоприятные условия обучения.

Отсутствие замков безопасности на оконных блоках, обеспечивающих блокировку поворотного (распашного) открывания створки, нарушает условия безопасности детей. Нарушение названных требований законодательства создает угрозу безопасности несовершеннолетних детей, может привести к причинению вреда их здоровью.

В соответствии со ст. 67 ГПК РФ суд оценивает доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном и непосредственном исследовании имеющихся в деле доказательств.

Никакие доказательства не имеют для суда заранее установленной силы.

Суд оценивает относимость, допустимость, достоверность каждого доказательства в отдельности, а также достаточность и взаимную связь доказательств в их совокупности.

Оценив имеющиеся в материалах дела доказательства в их совокупности, суд приходит к выводу, что доводы истца нашли полное и объективное подтверждение, отсутствие оборудования замками безопасности оконных блоков, создает угрозу безопасности несовершеннолетних детей, может привести к причинению вреда их здоровью, ответчиком доказательств обратного не представлено. В связи с чем, исковые требования, подлежат удовлетворению.

Учитывая положения ч. 2 ст. 206 ГПК РФ, суд считает, необходимым установить срок для исполнения ответчиком обязанности по проведению работ, указанных в резолютивной части решения в течение 3 месяцев со дня вступления решения в законную силу, поскольку такой срок является разумным и обеспечивает соблюдение баланса интересов сторон.

Руководствуясь ст. ст. 194199 ГПК РФ, суд

Р Е Ш И Л :


Исковые требования Сальского городского прокурора в интересах неопределенного круга лиц к МБДОУ № 18 «Белочка», г. Сальска, третье лицо, не заявляющее самостоятельных требований относительно предмета спора Управление образования Сальского района Ростовской области об обязании оборудования замками безопасности оконных блоков здания, удовлетворить.

Обязать МБДОУ № 18 «Белочка», г. Сальска, расположенное по адресу: адрес», оборудовать замками безопасности 9 оконных блоков в кабинетах для общегрупповых занятий групп «Солнышки» (кабинет № 24), «Ромашки» (кабинет 17) в соответствии с требованиями «ГОСТ 23166-99. Межгосударственный стандарт. Блоки оконные. Общие технические условия» в течение трех месяцев со дня вступления решения в законную силу.

Решение может быть обжаловано в Ростовский областной суд через Сальский городской суд в течение месяца со дня вынесения решения в окончательной форме.

Председательствующий Г.М. Дорогокупец

Решение в окончательной форме изготовлено 19.01.2024 года.



Суд:

Сальский городской суд (Ростовская область) (подробнее)

Судьи дела:

Дорогокупец Г.М. (судья) (подробнее)