Решение № 2-5796/2023 2-5796/2023~М-5147/2023 М-5147/2023 от 27 декабря 2023 г. по делу № 2-5796/2023Ленинский районный суд г. Омска (Омская область) - Гражданское 55RS0002-01-2023-006151-12 Дело № 2-5796/2023 Именем Российской Федерации г. Омск 27 декабря 2023 года Ленинский районный суд г. Омска в составе председательствующего судьи Назаретян К.В. при секретаре судебного заседания Алексеевой А.Б. рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению ФИО1 к Отделению Фонда пенсионного и социального страхования РФ по Омской области об обязании произвести перерасчет размера страховой пенсии по старости, ФИО1 обратилась в суд с иском к Отделению Фонда пенсионного и социального страхования РФ по Омской области об обязании произвести перерасчет размера страховой пенсии по старости. В обоснование иска указала, что ДД.ММ.ГГГГ ей была назначена трудовая пенсия по старости в размере 5442, 74 рубля. На протяжении нескольких лет она пыталась добиться увеличения размера пенсии. Ответом от 10.08.2023 ей было отказано в перерасчете пенсии. Подсчитав сумму пенсии, она пришла к выводу о неоплате ежемесячно размера фиксированной части трудовой пенсии с 2015 года ввиду внесенных поправок в законодательство. Полагает, что размер ее пенсии должен составлять 14 905,85 рублей из расчета 59,29*123,73. С учетом уточнения требований просит возложить на ответчика обязанность произвести перерасчет назначенной истцу пенсии по старости с даты ее назначения, то есть с 02.06.2012 с учетом суммы страховой части пенсии, определенной на дату назначения пенсии в размере 5929 рублей 84 копейки. В судебном заседании истец, ее представитель по устному ходатайству ФИО2 требования поддержали. Представитель истца пояснил, что при расчете пенсии в 2015 году ИПК был исчислен неверно, он должен рассчитываться исходя из всей суммы трудовой пенсии по состоянию на декабрь 2014 г. (страховая часть и фиксированный базовый размер), которую необходимо делить на стоимость одного пенсионного коэффициента (по состоянию на 01 января 2015 г.) -64,1. Представитель ответчика Отделения Фонда пенсионного и социального страхования РФ по Омской области по доверенности ФИО3 требования не признала, указав, что ФИО1 с заявлением о перерасчете к ответчику не обращалась. Также указала, что расчет размера страховой пенсии произведен верно, в соответствии с требованиями законодательства, ИПК рассчитан корректно. Выслушав лиц, участвующих в деле, изучив представленные доказательства, суд приходит к следующему. Как следует из материалов дела, решением пенсионного органа от 23.05.2012 ФИО1 с 02.06.2012 была назначена пенсия по старости в соответствии со статьей 7.1 Закона Российской Федерации «О трудовых пенсиях». Истец обратилась в Отделение Фонда пенсионного и социального страхования РФ по Омской области с заявлением, в котором просила предоставить расчет ее пенсии по старости. Согласно ответу заместителя начальника управления установления пенсий Отделения Фонда пенсионного и социального страхования РФ по Омской области от 10.08.2023, пенсионный капитал конвертирован по наиболее выгодному варианту. Размер пенсии с 02.06.2012 составил 5263,55 рублей (в том числе страховая часть трудовой пенсии по старости 1984,96 рублей и фиксированный базовый размер страховой части трудовой пенсии – 3278,59 рублей). Далее производилось увеличение пенсии в связи с её индексацией, повышением базовой части пенсии. В связи с осуществлением трудовой деятельности после установления пенсии размер установленной пенсии по старости пересчитывался по данным индивидуального лицевого счета в системе пенсионного страхования. В размере пенсии учтены следующие страховые взносы: с 01.08.2013 года— 13659,61 рублей; с 01.08.2014 года — 16380,85 рублей; на 31.12.2014 года — 5106,46 рублей. С 1 января 2015 года вступил в силу Федеральный закон от 28.12.2013 № 400-ФЗ О страховых пенсиях» (далее - Федеральный закон № 400-ФЗ). Пунктом 3 статьи 3 казанного закона введено понятие индивидуальный пенсионный коэффициент (далее - ИПК) - параметр, отражающий в относительных единицах пенсионные права застрахованного лица на страховую пенсию. Учитывая вышеизложенное, пенсия заявителя составила следующие значения: на 01.01.2015 года страховая часть пенсии без учета фиксированной выплаты равна 2541,25 рублей; страховую часть без учета фиксированной базовой выплаты необходимо поделить на стоимость пенсионного коэффициента на 01.01.2015 года - 2541,25 рублей/64,10 рублей = 39,645; по материалам пенсионного дела определен ИПК — 39,645. С 1 августа 2016 года, с 1 августа 2017 года, с 1 августа 2018 года, с 1 августа 2019 года, с 1 августа 2020 года» с 01.08.2021 года, с 01.08.2022 года, с 1 августа 2023 года на основании пункта 3 части 2 статьи 18 Федерального закона № 400-ФЗ размер страховой пенсии пересчитан по данным индивидуального (персонифицированного учета в системе обязательного пенсионного страхования на величину индивидуальное пенсионного коэффициента, исходя из суммы страховых взносов на страховую пенсию не учтенных при определении величины индивидуального пенсионного коэффициент для исчисления размера страховой пенсии по старости при предыдущем перерасчете По материалам пенсионного дела индивидуальный пенсионный коэффициент составил-39.645 + 1.189(в2016 году) + 1,227 (в2017 году) + 1,703 (в2018 году) + 1,823 (в201 году) - 1.863 (в 2020 году ) + 1,712 (в 2021 году) + 1,089 (в 2022 году) + 1,793 (в 202 году) - 52.044. На основании части I статьи 15 Федерального закона №400-ФЗ размер страховой пенсии по старости определяется по формуле: СПст - ИПК х СПК, где СПст - размер страховой пенсии по старости; ИПК - индивидуальный пенсионный коэффициент; СПК - стоимость одного пенсионного коэффициента по состоянию на день, которого устанавливается страховая пенсия по старости. В соответствии с частью 1 статьи 16 Федерального закона № 400-ФЗ к страховой пенсии устанавливается фиксированная выплата (ФВ). С учетом произведенных перерасчетов, размер пенсии по старости с 01.08.2023 составляет 14008.82 рублей = 52,044 (ИПК) * 123,77 рублей (СПК стоимость пенсионного коэффициента с 01.01.2023)) + фиксированная выплата 7567,33 рублей. Полагая, что ее права нарушены, расчет пенсии произведен неверно, ФИО1 обратилась в суд с настоящим иском. Исследовав и оценив представленные в дело доказательства по правилам статьи 67 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд приходит к выводу о том, что расчет пенсии истца произведен ответчиком в соответствии с нормами действующего законодательства, оснований для перерасчета размера пенсии с учетом требований истца не имеется, поскольку ее требования противоречат нормам действующего пенсионного законодательства. Расчет размера пенсии истца произведен ответчиком в наиболее выгодном для нее варианте в соответствии с действующим пенсионным законодательством. Доказательств обратного истцом в соответствии со статьей 56 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации не представлено. Отклоняя доводы истца о неправильном расчете ее страховой пенсии с 01 января 2015 г. в связи с неправильным расчетом ИПК, суд исходит из того, что они основаны на ошибочном толковании положений Федерального закона от 28 декабря 2013 г. № 400-ФЗ. Так, в обоснование иска представитель истца указал, что ИПК должен рассчитываться исходя из всей суммы трудовой пенсии по состоянию на декабрь 2014 г., которую необходимо делить на стоимость одного пенсионного коэффициента (по состоянию на 01 января 2015 г.) - 64,1. Поэтому, по мнению истца, ИПК должен превышать рассчитанный пенсионным фондом. Однако, в соответствии с частью 1 статьи 34 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. №400-ФЗ для лиц, которым по состоянию на 31 декабря 2014 г. установлена трудовая пенсия по старости, трудовая пенсия по инвалидности, трудовая пенсия по случаю потери кормильца в соответствии с Федеральным законом от 17 декабря 2001 г. N 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», величина индивидуального пенсионного коэффициента за периоды до 01 января 2015 г. определяется на основании документов выплатного дела исходя из размера установленной им трудовой пенсии по старости, трудовой пенсии по инвалидности, трудовой пенсии по случаю потери кормильца (без учета доли страховой части трудовой пенсии по старости (по инвалидности), фиксированного базового размера страховой части трудовой пенсии по старости, трудовой пенсии по инвалидности, трудовой пенсии по случаю потери кормильца и накопительной части трудовой пенсии), деленного на стоимость одного пенсионного коэффициента по состоянию на 01 января 2015 г., указанную в части 10 статьи 15 настоящего Федерального закона. Поскольку истцу в 2012 году была установлена трудовая пенсия по старости, то на нее распространяются положения части 1 статьи 34 вышеуказанного Федерального закона. В силу прямого указания части 1 статьи 34 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. № 400-ФЗ для расчета ИПК принимается только страховая часть трудовой пенсии, а не вся трудовая пенсия. Таким образом, ИПК истца на 01 января 2015 года составил 39,645 (6841 рубль 71 копейка: 64,10). Таким образом, расчет ИПК, произведенный ответчиком в соответствии со статьей 34 вышеуказанного Федерального закона является правильным. Сумма недоплаченной по мнению истца страховой пенсии составляет разницу из ошибочно рассчитанной истцом страховой пенсии исходя из ИПК, определенного из всего размера пенсии, и фактически начисленной ответчиком страховой пенсии, исходя из правильно установленного на 01 января 2015 г. ИПК - 39,645. Иных доводов в части неверного исчисления ответчиком выплачиваемой ФИО1 страховой пенсии по старости стороной истца не приведено. В данной связи судом не усматривается правовых оснований для удовлетворения исковых требований ФИО1 об обязании ответчика произвести перерасчет назначенной истцу пенсии по старости с даты ее назначения 02.06.2012 с учетом суммы страховой части пенсии, определенной на дату назначения пенсии в размере 5929 рублей 84 копейки. Установление страховых пенсий и выплата страховых пенсий, включая организацию их доставки, производятся органом, осуществляющим пенсионное обеспечение в соответствии с Федеральным законом от 15 декабря 2001 г. N 167-ФЗ "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации", по месту жительства лица, обратившегося за страховой пенсией (ч. 1 ст. 21 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. №400-ФЗ "О страховых пенсиях"). Согласно пункту 6 статьи 21 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. № 400-ФЗ "О страховых пенсиях" (далее - Федеральный закон "О страховых пенсиях") перечень документов, необходимых для установления страховой пенсии, установления и перерасчета размера фиксированной выплаты к страховой пенсии (с учетом повышения фиксированной выплаты к страховой пенсии), правила обращения за указанной пенсией, фиксированной выплатой к страховой пенсии (с учетом повышения фиксированной выплаты к страховой пенсии), в том числе работодателей, их назначения (установления) и перерасчета их размера, проведения проверок документов, необходимых для установления указанных пенсий и выплат, правила выплаты страховой пенсии, фиксированной выплаты к страховой пенсии (с учетом повышения фиксированной выплаты к страховой пенсии), осуществления контроля за их выплатой, проведения проверок документов, необходимых для их выплаты, правила ведения пенсионной документации, а также сроки хранения выплатных дел и документов о выплате и доставке страховой пенсии, в том числе в электронной форме, устанавливаются в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации. В соответствии с ч. 2 ст. 23 Федерального закона «О страховых пенсиях» заявление пенсионера о перерасчете размера страховой пенсии принимается при условии одновременного представления им необходимых для такого перерасчета документов, подлежащих представлению заявителем с учетом положений части 7 статьи 21 настоящего Федерального закона. В соответствии п. 48 Правил, утвержденных приказом Минтруда России от 17 ноября 2014 г. № 884н, перерасчет размера установленной пенсии в сторону увеличения в случаях, предусмотренных Федеральным законом «О страховых пенсиях» и Федеральным законом «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации», производится на основании заявления о перерасчете размера пенсии, принятого территориальным органом Пенсионного фонда Российской Федерации. Заявление о перерасчете размера пенсии и документы, необходимые для такого перерасчета, подаются в территориальный орган Пенсионного фонда Российской Федерации, по выбору заявителя. Заявление о перерасчете размера пенсии принимается территориальным органом Пенсионного фонда Российской Федерации при условии представления всех документов, необходимых для такого перерасчета, обязанность по представлению которых возложена на заявителя (пункт 49 Правил, утвержденных приказом Минтруда России от 17 ноября 2014 г. N 884н,). Аналогичный порядок перерасчета размера пенсии предусмотрен и в Правилах обращения за страховой пенсией, фиксированной выплатой к страховой пенсии с учетом повышения фиксированной выплаты к страховой пенсии, накопительной пенсией, в том числе работодателей, и пенсией по государственному пенсионному обеспечению, их назначения, установления, перерасчета, корректировки их размера, в том числе лицам, не имеющим постоянного места жительства на территории Российской Федерации, проведения проверок документов, необходимых для их установления, перевода с одного вида пенсии на другой в соответствии с федеральными законами "О страховых пенсиях", "О накопительной пенсии" и "О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации", утвержденных Приказом Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 5 августа 2021 г. N 546н (действует с 1 января 2022 г., далее - Правила, утвержденные приказом Минтруда России от 5 августа 2021 года N 546н). Так, в соответствии с п. 47 Правил, утвержденных приказом Минтруда России от 5 августа 2021 года N 546н, перерасчет размера установленной пенсии в сторону увеличения производится на основании заявления о перерасчете размера пенсии, принятого территориальным органом Пенсионного фонда Российской Федерации, за исключением случаев, предусмотренных Федеральным законом "О страховых пенсиях" и Федеральным законом "О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации". Заявление о перерасчете размера пенсии и документы, необходимые для такого перерасчета, подаются в территориальный орган Пенсионного фонда Российской Федерации по выбору заявителя (п. 48 Правил, утвержденных приказом Минтруда России от 5 августа 2021 года N 546н). В соответствии с п. 55 Правил, утвержденных приказом Минтруда России от 5 августа 2021 года N 546н, перерасчет размеров страховой пенсии, фиксированной выплаты к страховой пенсии, назначенных в автоматическом режиме, производится по заявлению о перерасчете размера пенсии, фиксированной выплаты к страховой пенсии с 1-го числа месяца, следующего за месяцем, в котором принято заявление пенсионера о перерасчете размера страховой пенсии, фиксированной выплаты к страховой пенсии в сторону увеличения. Из анализа вышеприведенных правовых норм следует, что пенсионные правоотношения носят заявительный характер, возникают на основании письменного заявления гражданина, обращающегося за назначением, перерасчетом пенсии и предоставляющего необходимые документы. Таким образом, истец ФИО1 не лишена возможности обратиться в Отделение Фонда пенсионного и социального страхования РФ по Омской области с заявлением о перерасчете пенсии по установленной форме. На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 194-199 Гражданского процессуального кодекса РФ, Исковые требования ФИО1 к Отделению Фонда пенсионного и социального страхования РФ по Омской области об обязании произвести перерасчет размера страховой пенсии по старости - оставить без удовлетворения. Решение может быть обжаловано в Омский областной суд в течение месяца со дня изготовления решения в окончательной форме через Ленинский районный суд города Омска. Судья К.В.Назаретян Мотивированный текст решения изготовлен 09.01.2024 Судья К.В.Назаретян Суд:Ленинский районный суд г. Омска (Омская область) (подробнее)Судьи дела:Назаретян Ксения Витальевна (судья) (подробнее) |