Решение № 2А-1855/2023 2А-1885/2023 2А-1885/2023~М-1496/2023 М-1496/2023 от 14 июля 2023 г. по делу № 2А-1855/2023




Дело № 2а-1855/2023


Р Е Ш Е Н И Е


Именем Российской Федерации

14 июля 2023 года г. Элиста

Элистинский городской суд Республики Калмыкия в составе

председательствующего судьи Манджиева О.Б.,

при ведении протокола судебного заседания

помощником судьи Сангаевой Г.Б.,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению ФИО1 к Министерству внутренних дел по Республике Калмыкия о признании незаконным отказа в выдаче справки о реабилитации,

у с т а н о в и л:


ФИО1 обратилась в суд с указанным административным иском, мотивируя следующим.

Она родилась ДД.ММ.ГГГГ года в <адрес> в период нахождения ее родителей на спецпоселении, депортированных в декабре 1943 года по национальному (калмыки) признаку из мест постоянного проживания из Калмыцкой АССР в Алтайский край. Ее мать ФИО8 реабилитирована. При обращении в Информационный центр Министерства внутренних дел по Республике Калмыкия с требованием выдать справку о реабилитации получил отказ, мотивированный тем, что она родилась после снятия родителей с учета спецпоселения. Считает отказ незаконным, поскольку снятие с калмыков ограничений по спецпоселению не влекло за собой возвращение им имущества, конфискованного при выселении, они не имели право возвращаться в места, откуда были выселены. Фактически время нахождения калмыков на спецпоселении закончилось после издания Указа Президиума ВС СССР № 149/11 от 09 января 1957 года, утвержденного 11 февраля 1957 года, в связи с выходом Закона «Об утверждении Указов Президиума Верховного Совета СССР о восстановлении национальной автономии балкарского, чеченского, ингушского, калмыцкого и карачаевского народов», опубликованного в газете «Советская Калмыкия» 07 марта 1957 года, вступившего в законную силу 07 марта 1957 года. Просит суд признать незаконными решение Министерства внутренних дел по отказу в выдаче справки о реабилитации и обязать выдать справку о реабилитации.

Административный истец ФИО1, надлежащим образом извещенная о времени и месте рассмотрения дела, в судебное заседание не явилась.

Представитель административного истца ФИО2, будучи надлежаще извещенной о времени и месте судебного заседания, в судебное заседание не явилась, в телефонограмме просила суд рассмотреть дело без участия административного истца и ее представителя.

Представитель административного ответчика Министерства внутренних дел по Республике Калмыкия ФИО3 в судебное заседание не явилась, просила рассмотреть дело в их отсутствие, указав в отзыве на административное исковое заявление, что органы внутренних дел не располагают правовыми основаниями для выдачи справки о реабилитации в досудебном порядке.

На основании ч. 6 ст. 226 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее – КАС РФ) суд полагает возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившихся участников процесса, чья явка не была признана судом обязательной.

Исследовав материалы дела, суд находит административные исковые требования подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.

Согласно ст. 7 Закона РФ «О реабилитации жертв политических репрессий» № 1761-1 от 18 октября 1991 года органы внутренних дел по заявлениям заинтересованных лиц или общественных организаций устанавливают факт применения ссылки, высылки, направления на спецпоселение, привлечения к принудительному труду в условиях ограничения свободы и иных ограничений прав и свобод, установленных в административном порядке, составляют заключение и выдают справку о реабилитации или сообщают об отказе в выдаче такой справки. Решение органов внутренних дел об отказе в выдаче справки о реабилитации может быть обжаловано в суд в порядке, предусмотренном для обжалования неправомерных действий органов государственного управления и должностных лиц, ущемляющих права граждан.

В силу ст. 1 приведенного выше закона политическими репрессиями признаются различные меры принуждения, применяемые государством по политическим мотивам, в том числе в виде лишения жизни или свободы, выселения групп населения из мест проживания, направление в ссылку, высылку и на спецпоселение, а также иное лишение или ограничение прав и свобод лиц, признававшихся социально опасными для государства или политического строя по классовым, социальным, национальным, религиозным или иным признакам, осуществлявшееся по решениям судов и других органов, наделявшихся судебными функциями, либо в административном порядке органами исполнительной власти и должностными лицами и общественными организациями или их органами, наделявшимися административными полномочиями.

В соответствии со ст. 1.1. указанного закона подвергшимися политическим репрессиям и подлежащими реабилитации признаются дети, находившиеся вместе с родителями в местах лишения свободы, в ссылке, высылке, на спецпоселении.

По смыслу ст. 1.1 этого закона подвергавшимися политическим репрессиям и подлежащими реабилитации признаются дети, в отношении родителей которых на дату рождения детей существовали ограничения прав и свобод.

В судебном заседании установлено, что на основании Указа Президиума Верховного Совета СССР «О ликвидации Калмыцкой АССР и образовании Астраханской области в составе РСФСР» от 27 декабря 1943 года и Постановления Совета народных комиссаров СССР от 28 декабря 1943 года все калмыки, проживавшие на территории Калмыцкой АССР и Ростовской области, были выселены в Алтайский, Красноярский края, Омскую и Новосибирскую области.

Указом Президиума Верховного Совета СССР от 09 января 1957 года восстановлена национальная автономия калмыцкого народа и образована Калмыцкая автономная область в составе Ставропольского края. Этим же Указом были признаны утратившими силу Указ Президиума Верховного Совета СССР от 27 декабря 1943 года «О ликвидации Калмыцкой АССР и образовании Астраханской области в составе РСФСР» и статья 2 Указа Президиума Верховного Совета СССР от 17 марта 1956 года в части запрещения калмыкам возвращаться на прежнее место жительства.

Указ Президиума Верховного Совета СССР от 09 января 1957 года «Об образовании Калмыцкой автономной области в составе РСФСР» утвержден 11 февраля 1957 года согласно ст. 1 Закона СССР «Об утверждении Указов Президиума Верховного Совета СССР о восстановлении национальной автономии балкарского, чеченского, ингушского, калмыцкого и карачаевского народов» от 11 февраля 1957 года.

Как следует из вышеуказанных нормативных актов законодательные ограничения по свободному передвижению граждан калмыцкой национальности действовали до 11 февраля 1957 года. В соответствии с п. п. 1 и 5 Постановления от 06 февраля 1925 года «О времени вступления в силу законов и распоряжений Правительства Союза ССР, а равно распоряжений ведомств Союза ССР», Постановления Центрального Исполнительного Комитета, его Президиума, Совета Народных Комиссаров и Совета Труда и Обороны Союза ССР, опубликованные в Собрании Законов и Распоряжений Рабоче-крестьянского Правительства Союза ССР, в «Известиях ЦИК Союза ССР и ВЦИК» и в газете «Экономическая жизнь», вступают в силу в столичных городах союзных республик и их уездах - со дня получения соответственного номера одного из вышеуказанных изданий центральными исполнительными комитетами союзных республик, в губернских городах и уездах - со дня получения такого номера губернскими исполнительными комитетами и в прочих городах и уездах - со дня получения такого номера губернскими исполнительными комитетами и в прочих городах и уездах - со дня получения номера уездными исполнительными комитетами. Постановления, не подлежащие опубликованию, имеют обязательную силу с момента получения их учреждениями, которым они сообщаются.

Согласно правовой позиции Конституционного Суда РФ, существовавшие законодательные ограничения по свободному передвижению граждан калмыцкой национальности, в том числе детей, находившихся на спецпоселении вместе с родителями, признаются судом «иным лишением или ограничением прав и свобод лиц, признававшихся социально опасными для государства и политического строя» по национальному признаку. Указанный запрет возвращения калмыков на прежнее место жительства был признан утратившим силу лишь с принятием Указа Президиума Верховного Совета СССР от 09 января 1957 года «Об образовании Калмыцкой автономной области в составе РСФСР», вступившим в законную силу 11 февраля 1957 года, восстановившего государственность калмыцкого народа.

Законом об утверждении Указов Президиума Верховного Совета ССР «О восстановлении национальной автономии балкарского, чеченского, ингушского, калмыцкого и карачаевского народов» № 49 от 11 февраля 1957 года утвержден Указ Президиума Верховного Совета СССР от 09 января 1957 года «Об образовании Калмыцкой автономной области в составе РСФСР», которым признана утратившей силу статья 2 Указа Президиума Верховного Совета СССР от 17 марта 1956 года в части запрета калмыкам возвращаться на прежнее местожительство. Закон Верховного Совета СССР об утверждении Указа Президиума Верховного Совета СССР от 09 января 1957 года «Об образовании Калмыцкой автономной области в составе РСФСР» опубликован в газете «Советская Калмыкия» 07 марта 1957 года.

Таким образом, мать заявителя, как и другие калмыки, в связи со снятием ограничений режимного поселения освобождена из-под административного надзора, полное снятие ограничений и восстановление прав репрессированных калмыков имело место после 07 марта 1957 года и фактическое место проживания репрессированных до этой даты значения не имеет.

Как установлено в судебном заседании и следует из материалов дела, ФИО1 родилась ДД.ММ.ГГГГ года в <адрес>; мать административного истца ФИО9., родившаяся ДД.ММ.ГГГГ года в <адрес>, 28 декабря 1943 года органами НКВД СССР в административном порядке выселена в Алтайский край (свидетельство о рождении ФИО1 выдано Курочкинским с/с Тальменского района Алтайского края 28 декабря 1956 года, справка о реабилитации от 26 февраля 2020 года). Мать заявителя реабилитирована МВД по Республике Калмыкия.

Из сообщения Информационного центра МВД по Республике Калмыкия № 12/125 от 27 апреля 2023 года следует, что заявителю отказано в реабилитации в связи с тем, что она родилась после снятия родителей с учета спецпоселения.

Вышеуказанные обстоятельства в силу Закона РФ «О реабилитации жертв политических репрессий» являются основанием для признания ФИО1 подвергшейся политическим репрессиям и дальнейшей реабилитации, поскольку, как установлено в судебном заседании, на основании Указа Президиума Верховного Совета СССР от 17 марта 1956 года семья заявителя, как и другие калмыки в связи со снятием ограничений режимного поселения освобождена из-под административного надзора. Однако действовавшим на момент рождения заявителя законодательством родителям заявителя было запрещено выезжать в места, откуда они были выселены в декабре 1943 года, и требовать возврата имущества, конфискованного при выселении.

Следовательно, в отношении административного истца имело место иное лишение или ограничение прав и свобод лиц, признававшихся социально опасными для государства или политического строя по национальному признаку, полное снятие ограничений и восстановление ее прав, как и всех репрессированных калмыков, произошло лишь после 07 марта 1957 года.

Учитывая вышеизложенное, суд считает административное исковое заявление ФИО1 подлежащим удовлетворению.

В соответствии со ст. 227 КАС РФ суд, признав заявление обоснованным, принимает решение об обязанности административного ответчика устранить нарушения прав, свобод и законных интересов административного истца или препятствия к их осуществлению либо препятствия к осуществлению прав, свобод и реализации законных интересов лиц, в интересах которых подано соответствующее административное исковое заявление.

Руководствуясь ст. 175-180, 218, 227-228 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд

р е ш и л:


административное исковое заявление ФИО1 к Министерству внутренних дел по Республике Калмыкия о признании незаконным отказа в выдаче справки о реабилитации удовлетворить.

Признать решение Министерства внутренних дел Республики Калмыкия от 27 апреля 2023 года об отказе в выдаче справки о реабилитации ФИО1 незаконным.

Обязать Министерство внутренних дел Республики Калмыкия выдать ФИО1, родившейся ДД.ММ.ГГГГ года в <адрес>, справку о реабилитации.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Судебную коллегию по административным делам Верховного Суда Республики Калмыкия в течение одного месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме через Элистинский городской суд Республики Калмыкия.

Председательствующий О.Б. Манджиев

Решение в окончательной форме изготовлено 21 июля 2023 года.



Суд:

Элистинский городской суд (Республика Калмыкия) (подробнее)

Судьи дела:

Манджиев Очир Бадмаевич (судья) (подробнее)