Решение № 2-649/2020 2-649/2020~М-642/2020 М-642/2020 от 27 ноября 2020 г. по делу № 2-649/2020




УИД: 66RS0031-01-2020-001192-84

Дело № 2-649/2020


Р Е Ш Е Н И Е


ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

27 ноября 2020 года г.Качканар

Качканарский городской суд Свердловской области в составе: председательствующего судьи Кукорцевой Т.А., при секретаре Безлепкиной В.С.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению Комитета по управлению муниципальным имуществом Качканарского городского округа о признании права муниципальной собственности,

установил:


В Качканарский городской суд поступило заявление Комитета по управлению муниципальным имуществом Качканарского городского округа (далее – КУМИ КГО) о признании права муниципальной собственности. Заинтересованным лицом указано Межрайонная ИФНС России № 27 по Свердловской области.

В обоснование своих требований заявитель указал, что на территории Качканарского городского округа Свердловской области расположен объект недвижимого имущества – сооружение коммунального хозяйства (участок сети водоснабжения) КН 66:48:0201001:1282, протяженностью 7 м, год завершения строительства - 1963, находящееся по адресу: г. Качканар, <...> до дома 4 (далее - недвижимость).

На основании предоставленных полномочий КУМИ КГО осуществил необходимые действия по принятию в качестве бесхозяйного имущества вышеуказанной недвижимости. В связи с этим Управлением Росреестра по Свердловской области 09.10.2018 внесены записи в ЕГРН.

С момента постановки недвижимости на учет в качестве бесхозяйного объекта прошло более года, на момент подготовки заявления бесхозяйная недвижимость с учета не снята, обращений с какими-либо требованиями от третьих лиц в отношении недвижимости в КУМИ КГО и в Управление Росреестра по Свердловской области не поступало.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 218, 225 ГК РФ, ст.ст. 262-268, 290-293 ГПК РФ, ч. 1 ст. 34 Устава Качканарского городского округа, КУМИ КГО просит суд признать право собственности Качканарского городского округа на бесхозяйное сооружение коммунального хозяйства (участок сети водоснабжения) КН 66:48:0201001:1282, протяженностью 7 м, год завершения строительства - 1963, находящееся по адресу: г. Качканар, <...> до дома 4.

Представитель заявителя КУМИ КГО в судебное заседание не явился, извещены надлежащим образом о времени и месте рассмотрения дела, направили в суд ходатайство, в котором просили рассмотреть дело в отсутствие представителя.

Представитель заинтересованного лица Межрайонной ИФНС России № 27 по Свердловской области в судебное заседание не явился, извещены надлежащим образом о времени и месте рассмотрения дела, направили в суд ходатайство, в котором просили рассмотреть дело в отсутствие представителя.

Суд, учитывая доводы истца, изложенные в заявлении, изучив письменные материалы дела, оценив все доказательства в совокупности, приходит к следующим выводам.

При таких обстоятельствах, суд полагает возможным рассмотреть дело в отсутствие представителя заявителя КУМИ КГО, а также представителя заинтересованного лица Межрайонной ИФНС России № 27 по Свердловской области в порядке ч. 5 ст. 167 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации.

Суд, исследовав письменные материалы дела, приходит к следующим выводам.

В соответствии с ч. 1 ст. 263 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации дела особого производства рассматриваются и разрешаются судом по общим правилам искового производства с особенностями, установленными настоящей главой и главами 28-38 настоящего Кодекса.

В соответствии со ст. 215 ГК РФ имущество, принадлежащее на праве собственности муниципальным образованиям, является муниципальной собственностью. Муниципальной собственностью является имущество, закрепленное за муниципальными предприятиями и учреждениями на праве хозяйственного ведения или оперативного управления, а также имущество муниципальной казны.

В соответствии с пп. 3 п. 1 ст. 14, пп. 3 п. 1 ст. 15, пп. 3 п. 1 ст. 16 Федерального закона № 131-ФЗ к вопросам местного значения относятся в том числе владение, пользование и распоряжение имуществом, находящимся в муниципальной собственности соответствующего муниципального образования. Являясь исполнительно-распорядительным органом муниципального образования - представителем собственника, местная администрация выступает в качестве не только органа местного самоуправления, но и юридического лица, несущего ответственность за исполнение обязанностей, предусмотренных для организаций - собственников муниципального имущества.

Статьей 210 ГК РФ определено, что собственник несет бремя содержания принадлежащего ему имущества, если иное не предусмотрено законом или договором.

Особенности приобретения и прекращения права собственности на имущество, владения, пользования и распоряжения им в зависимости от того, находится имущество в собственности гражданина или юридического лица, в собственности РФ, субъекта РФ или муниципального образования, могут устанавливаться лишь законом (п. 3 ст. 212 ГК РФ).

Бесхозяйной является вещь, которая не имеет собственника или собственник которой неизвестен либо, если иное не предусмотрено законами, от права собственности на которую собственник отказался (п. 1 ст. 225 ГК РФ).

Из содержания абз. 1 п. 3 ст. 225 ГК РФ следует, что обязанность выявления бесхозяйного недвижимого имущества и постановки таких объектов на учет возложена на муниципальное образование. Помимо органа местного самоуправления не указано других участников гражданского оборота, которые могут подать заявление о постановке на учет бесхозяйного недвижимого имущества.

Бесхозяйные недвижимые вещи принимаются на учет органом, осуществляющим государственную регистрацию права на недвижимое имущество, по заявлению органа местного самоуправления, на территории которого они находятся.

Регистрирующий орган принимает объект недвижимого имущества на учет в качестве бесхозяйного, если из представленных документов следует:

- данный объект не зарегистрирован в органе технического учета;

- сведения о нем отсутствуют в региональном и федеральном реестрах имущества.

По истечении одного года с момента постановки бесхозяйной вещи на учет муниципальные образования вправе обратиться в суд с требованием признать право муниципальной собственности. Процессуальный порядок признания права муниципальной собственности на бесхозяйную недвижимую вещь установлен п. 3 ст. 225 ГК РФ, ч. 2 ст. 290, ч. 2 ст. 291, ст. 292, ч. 2 ст. 293 ГПК РФ.

На основании ч. 2 ст. 291 ГПК РФ в заявлении органа, уполномоченного управлять муниципальным имуществом или имуществом, находящимся в собственности города федерального значения Москвы, Санкт-Петербурга или Севастополя, о признании права собственности на бесхозяйную недвижимую вещь должно быть указано, кем, когда недвижимая вещь поставлена на учет, а также должны быть приведены доказательства, свидетельствующие об отсутствии ее собственника.

Суд, признав, что недвижимая вещь не имеет собственника или собственник недвижимой вещи неизвестен и она принята на учет в установленном порядке, принимает решение о признании права муниципальной собственности либо собственности города федерального значения Москвы, Санкт-Петербурга или Севастополя на эту вещь (ч. 2 ст. 293 ГПК РФ).

Целью постановки на учет имущества как бесхозяйного является признание на него в дальнейшем права муниципальной собственности, результатом чего является возложение бремени содержания бесхозяйных вещей на муниципальное образование.

Таким образом, закон предписывает постановку на учет бесхозяйных недвижимых вещей в обязательном порядке и с этой целью требует подачи заявления соответствующим органом местного самоуправления.

Суду представлены необходимые документы, свидетельствующие о выполнении обязанностей органом местного самоуправления по постановке на учет спорного объекта - сооружения коммунального хозяйства (участок сети водоснабжения) КН 66:48:0201001:1282, протяженностью 7 м, находящегося по адресу: г. Качканар, <...> до дома 4, в качестве бесхозяйного, истечении срока после постановки на учет объекта для признания за ним права собственности.

Таким образом, в деле имеется достаточно доказательств для удовлетворения требования заявителя, так как с момента постановки на учёт бесхозяйного недвижимого имущества к моменту обращения заявителя в суд с просьбой признать за Качканарским городским округом право муниципальной собственности на него прошло более года. Спора о праве на данные объекты недвижимости в судебном заседании не установлено.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 194197, 293 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд

Р Е Ш И Л:


Заявление Комитета по управлению муниципальным имуществом Качканарского городского округа о признании права муниципальной собственности на бесхозяйное недвижимое имущество удовлетворить.

Признать право муниципальной собственности Качканарского городского округа на бесхозяйное недвижимое имущество - сооружение коммунального хозяйства (участок сети водоснабжения) под кадастровым номером 66:48:0201001:1282, протяженностью 7 м, год завершения строительства - 1963, находящееся по адресу: г. Качканар, <...> до дома 4.

Право собственности на недвижимое имущество подлежит государственной регистрации.

Данное решение является основанием для регистрации права собственности на указанный объект недвижимости в Управлении Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Свердловской области.

Решение может быть обжаловано в судебную коллегию по гражданским делам Свердловского областного суда в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме путем подачи жалобы через Качканарский городской суд.

Судья Качканарского городского суда Т.А.Кукорцева



Суд:

Качканарский городской суд (Свердловская область) (подробнее)

Судьи дела:

Кукорцева Т.А. (судья) (подробнее)