Решение № 2-6182/2018 2-6182/2018~М-3302/2018 М-3302/2018 от 12 ноября 2018 г. по делу № 2-6182/2018




Дело - 2-6182/2018 081г


Р Е Ш Е Н И Е


Именем Российской Федерации

г. Красноярск 12 ноября 2018 года

Октябрьский районный суд г. Красноярска

в составе председательствующего Майко П.А.,

при секретаре Мочалова М.В.

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску ФИО1 к ГУ Красноярское региональное отделение ФСС РФ Филиал №2 о возмещении расходов

УСТАНОВИЛ:


Истец обратился в суд, с указанным иском, в котором просит обязать ответчика выплатить ей 22340 руб. - стоимость авиабилетов, на нее и сына, т.к. она, как сопровождающее лицо инвалида, и сам инвалид, имеют право на бесплатный проезд, но ей и ее ребенку были предоставлены талоны на проезд только в одну сторону. Пролет на самолете оказался дешевле проезда железнодорожным транспортом.

В судебном заседании истица иск поддержала, пояснив, что, при получении путевки к месту санаторно-курортного лечения, ей не выдали талон на обратный проезд железнодорожным транспортом, ввиду отсутствия контракта с железной дорогой у органов ФСС. Ей разъяснялось в ноябре 2017 года, что контракт с железной дорогой будет заключен в ноябре – декабре 2017 года, но она предпочла заблаговременно купить проездные билеты.

Представитель ответчика – ФИО2 суду пояснила, что истица, при получении путевки на санаторно-курортное лечение, получила также талон на бесплатный проезд железнодорожным транспортом. Ей было разъяснено, что за талоном на обратный проезд железнодорожным транспортом, она может обратиться позднее, непосредственно перед реализацией путевки. Однако, истица не явилась за талоном, на обратный путь. Перевозка от места лечения домой, самолетом, по диагнозу ребенка не предусмотрена. Договор с железной дорогой был заключен 11 декабря 2017 года, но истица не обратилась за талоном на бесплатный проезд железнодорожным транспортом.

Суд, выслушав участников процесса, исследовав материалы дела установил -

В соответствии с Федеральным законом от 24 ноября 1995 года N 181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" государство гарантирует инвалидам проведение реабилитационных мероприятий, получение технических средств и услуг, предусмотренных федеральным перечнем реабилитационных мероприятий, технических средств реабилитации и услуг, предоставляемых инвалиду за счет средств федерального бюджета.

Федеральным законом от 17 июля 1999 года N 178-ФЗ "О государственной социальной помощи" предусмотрены категории граждан, имеющих право на получение государственной социальной помощи в виде набора социальных услуг, в том числе инвалиды.

Статьей 6.2 вышеуказанного Закона в состав предоставляемого гражданам набора социальных услуг включено предоставление при наличии медицинских показаний путевки на санаторно-курортное лечение, осуществляемое в целях профилактики основных заболеваний, в санаторно-курортные организации, определенные в соответствии с законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, и бесплатный проезд на пригородном железнодорожном транспорте, а также на междугородном транспорте к месту лечения и обратно.

Приказом Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 29 декабря 2004 года N 328 утвержден Порядок предоставления набора социальных услуг отдельным категориям граждан, регламентирующий, в том числе, организацию перевозки граждан к месту лечения и обратно.

В соответствии с п. п. 4.1, 4.2 указанного Порядка организация перевозки граждан к месту лечения и обратно осуществляется железнодорожным транспортом пригородного сообщения, а также междугородним железнодорожным, авиационным, водным (речным) и автомобильным транспортом.

Для следования к месту лечения граждане вправе воспользоваться: железнодорожным транспортом (поезда всех категорий, в том числе фирменные поезда в случаях, когда возможность проезда к месту лечения и обратно в поездах других категорий отсутствует, вагоны всех категорий, за исключением спальных вагонов с двухместными купе и вагонов повышенной комфортности); авиационным транспортом (экономический класс) при отсутствии железнодорожного сообщения, либо при меньшей стоимости авиаперелета по сравнению со стоимостью проезда железнодорожным транспортом на условиях, установленных абзацем вторым настоящего пункта, либо при наличии у инвалида, в том числе ребенка-инвалида, заболевания или травмы спинного мозга; водным транспортом (третьей категории); автомобильным транспортом (общего пользования).

Согласно п. 4.4 данного Порядка обеспечение в рамках предоставления социальных услуг граждан бесплатным проездом к месту лечения и обратно осуществляется на основании направления и талона N 2, оформленных органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации в сфере здравоохранения, в порядке, определяемом Министерством здравоохранения и социального развития Российской Федерации.

После получения направления и талона N 2, выданных органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации в сфере здравоохранения, гражданин или его законный представитель обращается в территориальные органы Фонда или в органы социальной защиты населения, либо уполномоченные органы для обеспечения специальными талонами или именными направлениями на право получения бесплатных проездных документов.

Постановлением Правительства Российской Федерации от 29 декабря 2004 года N 864 утверждены Правила финансового обеспечения расходов по предоставлению гражданам государственной социальной помощи в виде набора социальных услуг, действие которых в части финансового обеспечения расходов по предоставлению путевки на санаторно-курортное лечение и бесплатного проезда на пригородном железнодорожном транспорте, а также на междугородном транспорте к месту лечения и обратно распространяется, в том числе, на инвалидов.

Согласно п. 4 Правил финансовое обеспечение расходов, связанных с предоставлением социальных услуг, осуществляется за счет средств, предусмотренных в федеральном бюджете на соответствующий год; Фонду социального страхования Российской Федерации - на реализацию мер социальной поддержки отдельных категорий граждан по предоставлению путевок на санаторно-курортное лечение и проезду на междугородном транспорте к месту лечения и обратно.

В абзаце пятом пп. "б" п. 11 названного Порядка предусмотрено, что средства на предоставление гражданам путевок на санаторно-курортное лечение и проезд на междугородном транспорте к месту лечения и обратно направляются на авиационный транспорт (экономический класс), при отсутствии железнодорожного сообщения, либо при меньшей стоимости авиаперелета по сравнению со стоимостью проезда железнодорожным транспортом на условиях, установленных абзацем вторым настоящего подпункта, либо при наличии у инвалида, в том числе ребенка-инвалида, заболевания или травмы спинного мозга.

Как следует из материалов дела и установлено судом, истец является матерью ФИО3, 00.00.0000 года года рождения.

Согласно справки, ФИО3 является Z, с 1.8.2017 года.

Для ФИО3 была разработана индивидуальная программа реабилитации ребенка-инвалида. Данное следует из справки УПФР в Сухобузимском районе Красноярского края, от 27.11.2017 года.

В соответствии с накладными, от 11.9.2017 года, ФСС истцу и ребенку было предоставлено 2 талона на право проезда железнодорожным транспортом к месту лечения, на основании заявления истца от 11.9.2017 года, одновременно с путевкой на санаторно- курортное лечение в г. Есентуки в период с 26.12.2017 по 15.1.2018 год.

В ходе судебного процесса, суд также установил, что истица не получила талоны на обратный проезд с места лечения, ввиду отсутствия контракта с железной дорогой в сентябре 2017 года, на момент получения путевки.

Также суд установил, из пояснений в суде истца, что перед выездом по путевке к месту лечения, она повторного не обращалась к ответчику за талонами на обратный проезд железнодорожным транспортом.

При этом, истица приобрела 20.11.2017 года. т.е. за месяц до реализации путевки, 2 авиабилета, на общую сумму 22340 руб. – себе и ребенку.

Именно данными билетами воспользовалась истец и е ребенок, согласно посадочных талонов.

Истец обращалась в фонд соцстраха с заявлением о выплате компенсации расходов, связанных с приобретением проездных документов за счет собственных средств от места лечения, обратно, к месту жительства.

Однако, письмом отделения фонда социального страхования истцу отказано в выплате компенсации расходов, связанных с приобретением проездных документов за счет собственных средств от места лечения, обратно, в том числе, поскольку ее ребенок по своему заболеванию не имеет права на проезд к месту отдыха авиатранспортом, и т.к., контракта с авиаперевозчиком заключено не было.

В ходе судебного процесса, истица не отрицала, что у ее ребенка не имеется заболевания и травмы спинного мозга.

Однако истица указывает, что проезд железнодорожным транспортом, на тот период времени стоил больше, чем перелет авиатранспортом. Данное подтверждается справками РЖД и авиакомпании о стоимости перемещения.

Согласно справкам ОАО РЖД, переезд Есентуки – Красноярск стоит 12832 руб. на человека, а перелет Минеральные Воды – Красноярск составляет 11170 руб. на человека.

Суд, проанализировав представленные сторонами доказательства, в их совокупности, и исходя из вышеуказанных норм материального права, учитывая конкретные обстоятельства дела, в том числе, что истец и ее ребенок, относятся к категории лиц, имеющих право на получение государственной социальной помощи, в виде проезда на междугороднем транспорте к месту лечения и обратно, нахождение истца с ребенком на лечении в медицинском учреждении подтверждено документально, приходит к выводу о том, что у истца не имеется законных оснований на возмещение ей и ребенку стоимости перелета с места лечения к месту жительства, т.к. истица могла воспользоваться железнодорожным транспортом, истица сама отказалась от возможности добраться к месту жительства на железнодорожном транспорте, что могло быть обеспечено ответчиком.

Как видно, что из письма ФСС, от 15.12.2017 года, договор с железной дорогой был пролонгирован 11.12.2017 года, т.е. за 2 недели, до отбытия истца к месту лечения с ребенком. Т.е. у истца было достаточно времени для того, чтобы выяснить у ответчика вопрос о возможности получения талона на бесплатный проезд железнодорожным транспортом. Сама истица в суде пояснила, что ей разъяснялось работниками ответчика о заключении договора с РЖД в ноябре – декабре 2017 года на бесплатный проезд инвалида с сопровождающим лицом железнодорожным транспортом.

При этом, суд также исходит из того, что реализация права инвалида (ребенка-инвалида) на проезд к месту лечения и обратно осуществляется только в натуральном виде, путем получения талона по проезду по маршруту следования, действующим законодательством возможность выплаты получателю набора социальных услуг, либо сопровождающему его лицу денежной компенсации стоимости проездных билетов, приобретенных ими самостоятельно, не предусмотрена.

При этом, суд также отклоняет доводы истца о наличии у нее права на взыскание убытков с ответчика, по следующим основаниям -

Ответчик в соответствии с положениями ч. 3 ст. 6.5 Федерального закона от 17 июля 1999 года N 178-ФЗ, пунктами 1, 4 Правил финансового обеспечения расходов по предоставлению гражданам государственной социальной помощи, в виде набора социальных услуг, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 29 декабря 2004 года N 864 в спорных правоотношениях является лицом, уполномоченным законом на предоставление из средств федерального бюджета отдельным категориям граждан мер социальной поддержки. Стороны спора не являются субъектами гражданских правоотношений. Поэтому доводы заявителя жалобы о применении к спорным отношениям положений ст. 15 ГК РФ о возмещении убытков основаны на неправильном толковании норм материального права.

Довод истца, что ее ребенку крайне затруднительно осуществлять проезд железнодорожным транспортом к месту отдыха, с пересадками, ввиду состояния здоровья, суд полагает признать не состоятельным, т.к. ребенок истца не подпадает под категорию лиц, которым рекомендован авиаперелет к месту отдыха, по состоянию здоровья, в силу закона, у него не имеется заболеваний и травм спинного мозга, о чем пояснила сама истец.

Также суд полагает признать не состоятельным довод истца, что она не могла рисковать лечением ребенка, заблаговременно приобретя авиабилеты, т.к. данное не основано на законе. Истцу разъяснялось, что она имеет право на бесплатный проезд железнодорожным транспортом, а также то, что талоны можно будет получить на данное, в ноябре-декабре 2017 года.

Руководствуясь ст. ст. 194-199 ГПК РФ, суд

Р Е Ш И Л :


В удовлетворении иска ФИО1 к Красноярскому региональному отделению Фонда социального страхования, филиал №2, о взыскании суммы, отказать в полном объеме.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Красноярский краевой суд через Октябрьский районный суд г. Красноярска в течении месяца с момент изготовления мотивированного решения, которое можно получить через 5 дней в канцелярии суда.

Председательствующий судья Майко П.А.



Суд:

Октябрьский районный суд г. Красноярска (Красноярский край) (подробнее)

Истцы:

Алексеева С.В. (подробнее)

Ответчики:

ГУ Красноярское региональное отделение ФСС РФ, Филиал №2 (подробнее)

Судьи дела:

Майко П.А. (судья) (подробнее)


Судебная практика по:

Упущенная выгода
Судебная практика по применению норм ст. 15, 393 ГК РФ

Возмещение убытков
Судебная практика по применению нормы ст. 15 ГК РФ