Решение № 2-7361/2016 2-7361/2016~М-6931/2016 М-6931/2016 от 10 октября 2016 г. по делу № 2-7361/2016




мотивированное
решение
составлено 10.10.2016

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

07.10.2016 г. Екатеринбург

Верх-Исетский районный суд г. Екатеринбурга Свердловской области в составе председательствующего судьи Патрушевой М. Е., при секретаре Поляковой Ю.П.

при участии представителя истца ФИО1, представителя ответчиков ФИО2

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску ФИО3, действующих в своих интересах и в интересах несовершеннолетнего ФИО3 Д,А., к ГУФСИН России по Свердловской области, ФСИН России о признании действий незаконными

установил:


<ФИО>3, действующая в своих интересах и в интересах несовершеннолетнего <ФИО>2, обратилась в суд с иском, в котором просит:

признать незаконными действия ГУФСИН России по Свердловской области (далее ГУФСИН) по не принятию в установленный срок решения по существу заявления <ФИО>3 о постановке на учет для получения единовременной социальной выплаты и обязать ГУФСИН принять решение о постановке <ФИО>3 на учет для получения единовременной социальной выплаты с ДД.ММ.ГГГГ;

признать незаконными действия ФСИН России по принятию решения об отказе <ФИО>3 в постановке на учет для получения единовременной социальной выплаты и обязать ФСИН России отменить указанное решение;

взыскать с каждого ответчика расходы по оплате государственной пошлины в размере <иные данные> руб.

Истец в судебное заседание не явилась, извещена путем направления смс-извещения, направила в суд своего представителя.

Представитель истца, действующий на основании доверенности, требования поддержал, просил удовлетворить. Считает, что истцом предоставлен полный пакет документов, предусмотренный п.5 Правил, что также подтверждается решением территориальной подкомиссии, в котором говорится, что все необходимые документы были представлены в полном объеме. Кроме того, истец обязана представлять документы (выписки из финансово-лицевого счета, копию домовой книги) только по месту своего жительства, предоставление таких документов по месту регистрации Правилами не предусмотрено. Истец не ухудшала свои жилищные условия, поскольку не является членом семьи нанимателя (своей матери) и, соответственно, не приобрела права на жилое помещение.

Представитель ответчиков, действующая на основании доверенностей, иск не признала, указав, что ГУФСИН является ненадлежащим ответчиком; решение ФСИН России принято в соответствии с требованиями закона, оснований для признания его незаконным не имеется.

Третье лицо ФИО4 в судебное заседание не явилась, извещена надлежащим образом, направила в суд заявление, в котором просит рассмотреть дело в свое отсутствие; требование истца поддержала (л.д.121).

Заслушав стороны, исследовав доказательства по делу, суд приходит к следующему.

Судом установлено, что <ФИО>3 О.С. проходит службу в уголовно-исполнительной системе в должности <иные данные>. Выслуга лет в календарном исчислении более 14 лет.

Состав семьи 2 человека: истец, сын - <ФИО>2 ДД.ММ.ГГГГ года рождения. Истец с сыном с 1999 года проживают в жилом помещении общей площадью <иные данные> кв.м. по адресу: <адрес>, без регистрации, на основании договора найма специализированного жилого помещения маневренного фонда МО «г. Екатеринбург».

С ДД.ММ.ГГГГ-ДД.ММ.ГГГГ временно зарегистрированы в жилом помещении общей площадью <иные данные> кв.м по адресу: <адрес>, принадлежащем на праве собственности <ФИО>8

Ранее истец с сыном с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ были постоянно зарегистрированы в жилом помещении общей площадью <иные данные> кв.м. по адресу: <адрес>, на основании договора социального найма (ответственным нанимателем являлась мать заявителя <ФИО>9).

ДД.ММ.ГГГГ истец подала рапорт на имя руководителя ФСИН России о принятии на учет на получение единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения.

ДД.ММ.ГГГГ решением комиссии ФСИН России по рассмотрению вопросов предоставления сотрудникам учреждений и органов уголовно-исполнительной системы и в случаях, установленных законодательством Российской Федерации, членам их семей и гражданам Российской Федерации, уволенным со службы в учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения (далее комиссия ФСИН России) отказано в постановке на учет для получения ЕСВ в связи с ухудшением жилищных условий и отсутствием обязательных документов, предусмотренных п.5 Правил (л.д.14).

В соответствии с ч. 1 ст. 4 Федерального закона от 30.12.2013 N 283 - ФЗ "О социальных гарантиях сотрудникам некоторых федеральных органов исполнительной власти и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" (далее - Федеральный закон) сотрудник, имеющий общую продолжительность службы в учреждениях и органах не менее 10 лет в календарном исчислении, имеет право на единовременную социальную выплату для приобретения или строительства жилого помещения один раз за весь период государственной службы, в том числе в учреждениях и органах (далее - единовременная социальная выплата).

Согласно п. 2 ч. 3 ст. 4 Федерального закона единовременная социальная выплата предоставляется сотруднику в пределах бюджетных ассигнований, предусмотренных соответствующему федеральному органу исполнительной власти, по решению руководителя федерального органа исполнительной власти, в котором проходят службу сотрудники, или уполномоченного им руководителя при условии, что сотрудник является нанимателем жилого помещения по договору социального найма или членом семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственником жилого помещения или членом семьи собственника жилого помещения и обеспечен общей площадью жилого помещения на одного члена семьи менее 15 квадратных метров.

Согласно Порядку формирования и работы комиссий учреждений и органов уголовно-исполнительной системы по рассмотрению вопросов предоставления сотрудникам учреждений и органов уголовно-исполнительной системы и в случаях, установленных законодательством Российской Федерации, членам и семей и гражданам Российской Федерации, уволенным со службы в учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения, утвержденному Приказом Федеральной службы исполнений наказаний от 29.08.2013 N 496 (далее Порядок) (действовавшему с 20.10.2013 до 13.12.2014), соответствующие комиссии формировались как постоянно действующие коллегиальные органы на уровне ФСИН России, территориальных органов ФСИН России и образовательных учреждения ФСИН России (п. 7).

Полномочиями по принятию решения о постановке сотрудников и граждан на учет для получения единовременной выплаты, отказе в указанной постановке на учет и снятии с него на момент возникновения спорных правоотношений обладала комиссия ФСИН России.

Следовательно, при разрешении требований истца, учитывая, что рапорт на предоставление единовременной выплаты был подан истцом 05.12.2013, надлежащим ответчиком является ФСИН России, в связи с чем, требования, заявленные к ГУФСИН, удовлетворению не подлежат, так как заявлены к ненадлежащему ответчику.

Порядок и условия предоставления единовременной социальной выплаты определяются Правилами предоставления единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения сотрудникам, проходящим службу в учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, федеральной противопожарной службе Государственной противопожарной службы, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ и таможенных органах Российской Федерации, утвержденными Постановлением Правительства Российской Федерации от 24.04.2013 N 369 (далее - Правила).

Пунктом 5 Правил закреплен исчерпывающий перечень документов, которые требуется предоставить сотруднику при обращении с заявлением о постановке на учет для получения единовременной социальной выплаты.

В числе прочего, пп «б» п.5 Правил предусматривает необходимость предоставления копии свидетельств о регистрации по месту пребывания сотрудника и (или) совместно проживающих с ним членов его семьи (в случае если у сотрудника и (или) совместно проживающих с ним членов его семьи отсутствует регистрация по месту жительства либо фактическое место проживания сотрудника и (или) совместно проживающих с ним членов его семьи не соответствует месту постоянной регистрации); выписок из домовых книг, копий финансовых лицевых счетов с мест жительства сотрудника и совместно проживающих членов его семьи за последние 5 лет до подачи заявления либо заменяющих их документов (пп «з» п.5 Правил). Этой же нормой установлено, что в случаях, если по независящим от сотрудника обстоятельствам указанные документы не могут быть получены, представляются документы, подтверждающие невозможность их получения.

Согласно протоколу заседания комиссии ФСИН России от ДД.ММ.ГГГГ №, <ФИО>3 отказано в постановке на учет для получения ЕСВ в связи с непредставлением следующих документов:

копии финансово-лицевого счета (или справка о его отсутствии) на жилое помещение общей площадью <иные данные> кв.м., принадлежащем на праве собственности <ФИО>8 по адресу: <адрес> (временная регистрация с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ);

выписки из домовой книги на жилое помещение общей площадью <иные данные> кв.м. на основании договора социального найма, заключенного между МО Гаринского городского округа и матерью заявителя <ФИО>9 по адресу: <адрес> (постоянная регистрация с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ). Квартира сдана МО Гаринского городского округа;

выписки из домовой книги на жилое помещение общей площадью <иные данные> кв.м на основании договора специализированного жилого помещения маневренного фонда, заключенного между МО «г. Екатеринбург» и <ФИО>3, по адресу: <адрес> (проживает без регистрации с 1999 г.);

выписки ЕГРП с указанием девичьей фамилии заявителя, так как брак заключен в 1999 г.

Проанализировав представленные истцом в территориальную подкомиссию ГУФСИН документы, суд считает, что истцом нарушены требования п.5 Правил в части не предоставления копий финансово-лицевого счета (или справка о его отсутствии) на жилое помещение по адресу: <адрес>; выписки из домовой книги на жилое помещение по адресу: <адрес>; выписки ЕГРП с указанием девичьей фамилии заявителя, так как брак заключен в 1999 г.

Доводы истца об отсутствии оснований для предоставления указанных документов, судом не принимаются, так как основаны на неверном толковании норм материального права. Ссылка представителя истца на справку Гаринского городского округа от ДД.ММ.ГГГГ №, в которой имеется ссылка на то, что домовая книга по адресу <адрес>, не ведется (л.д.126), правого значения не имеет, поскольку данная справка истцом с рапортом не была представлена, что подтверждается выпиской из протокола № от ДД.ММ.ГГГГ заседания территориальной подкомиссией ГУФСИН (л.д.18-21). Выписка из ЕГРП о наличии (отсутствии) зарегистрированных прав на недвижимое имущество содержит сведения Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним, представленные всеми территориальными органами Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии. Следовательно, сам по себе факт того, что Управление Россреестра по Свердловской области стало осуществлять регистрационные действия с ДД.ММ.ГГГГ, то есть после заключения истцом брака), не является достаточным основанием для предоставления истцу права не представлять выписку из ЕГРП на ее девичью фамилию, предусмотренную пп. «и» п.5 Правил.

Вместе с тем, суд считает, что комиссия ФСИН России необоснованно указала на необходимость предоставления выписки из домовой книги на жилое помещение по адресу: <адрес>, так согласно представленной истцом справке от ДД.ММ.ГГГГ №, домовая книга по данному адресу не ведется (л.д.64). Указанная справка содержит сведения о лицах, зарегистрированных и снятых с регистрационного учета за весь период эксплуатации жилого помещения, даты регистрации и снятия с учета, даты рождения, степень родства зарегистрированных, сведения о документе, подтверждающем право на жилое помещение, то есть сведения, аналогичные содержащимся в домовой книге.

С учетом вышеизложенного, оценивая представленные доказательства в их совокупности, принимая во внимание, что представленными в материалы дела документами установлено нарушение заявителем требований п. 5 Правил, суд приходит к выводу, что решение комиссии ФСИН России (протокол №) от ДД.ММ.ГГГГ, об отказе в постановке на учет для получения единовременной социальной выплаты в соответствии с п. 5 Правил является законным.

Необходимость предъявления этих документов установлена Правилами, имевшиеся документы не заменяли те, что названы отсутствующими, в связи с чем комиссия ФСИН России была лишена возможности объективно проверить нуждаемость истца в улучшении жилищных условий и наличии оснований для постановки ее на учет.

Согласно п. 19 Порядка, документы для получения единовременной выплаты должны быть рассмотрены комиссией ФСИН России в течение 3 месяцев с даты приема (получения) указанных документов, отраженной в Книге учета заявлений.

В силу п. 20 Порядка, комиссия ФСИН России принимает одно из следующих решений: о постановке сотрудника, гражданина на учет для получения единовременной выплаты; об отказе в постановке сотрудника, гражданина на учет для получения единовременной выплаты; о внесении директору ФСИН России предложения о предоставлении единовременной выплаты сотрудникам и гражданам из числа лиц, состоящих на учете для получения единовременной выплаты; о снятии сотрудника, гражданина с учета для получения единовременной выплаты.

Следовательно, комиссия ФСИН России при рассмотрении рапорта сотрудника не уполномочена принимать решение о возвращении рапорта заявителю для предоставления недостающих документов, в связи с чем, доводы истца в данной части несостоятельны.

В силу ч. 8 ст. 4 Федерального закона сотрудник, который с намерением приобретения права состоять на учете в качестве имеющего право на получение единовременной социальной выплаты совершил действия, повлекшие ухудшение жилищных условий, и (или) члены семьи которого с намерением приобретения права сотрудником состоять на учете в качестве имеющего право на получение единовременной социальной выплаты совершили действия, повлекшие ухудшение жилищных условий сотрудника, принимается на учет в качестве имеющего право на получение единовременной социальной выплаты не ранее чем через пять лет со дня совершения указанных намеренных действий.

Пунктом 12 Правил предусмотрено, что в случае если сотрудник и (или) члены его семьи совершили действия, указанные в ч. 8 ст. 4 Федерального закона, этот сотрудник принимается на учет в качестве имеющего право на получение единовременной социальной выплаты не ранее чем через 5 лет со дня совершения таких действий.

Из совокупности изложенных правовых норм следует, что сотрудник принимается на учет для получения единовременной социальной выплаты при наличии условий, предусмотренных законом, определяющих нуждаемость сотрудника в жилом помещении и его право на получение единовременной социальной выплаты.

Судом установлено, что истец с сыном с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ были постоянно зарегистрированы в жилом помещении общей площадью <иные данные> кв.м. по адресу: <адрес>

Согласно договору социального найма жилого помещения № от ДД.ММ.ГГГГ истец и ее сын были вселены в указанную квартиру как члены семьи нанимателя <ФИО>9 (л.д.79).

ДД.ММ.ГГГГ истец и ее сын снялись с регистрационного учета.

Согласно справкам Гаринского городского округа после расторжения <ФИО>9 указанного договора социального найма квартира была сдана Муниципальному образованию Гаринского городского округа; <ФИО>9 и члены ее семьи утратили право пользования данным жилым помещением (л.д.83).

Таким образом, в ходе рассмотрения дела нашел свое подтверждение факт совершения истцом намеренных действий по ухудшению жилищных условий, в связи с чем, отказ ответчика в принятии истца с семьей на учет для получения единовременной социальной выплаты для приобретения жилья является правомерным.

Иные доводы истца при установленных фактических обстоятельствах правового значения не имеют.

Руководствуясь ст. 194-198 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд

решил:


исковое заявление ФИО3, действующих в своих интересах и в интересах несовершеннолетнего ФИО3 Д,А., к ГУФСИН России по Свердловской области, ФСИН России о признании действий незаконными – оставить без удовлетворения.

Решение может быть обжаловано в Свердловский областной суд в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме, с подачей жалобы через Верх-Исетский районный суд г. Екатеринбурга Свердловской области.

Судья подпись



Суд:

Верх-Исетский районный суд г. Екатеринбурга (Свердловская область) (подробнее)

Истцы:

Серегина Ольга Сергеевна действующая в своих интересах и интересах несовершеннолетнего Серегина Д.А. (подробнее)

Ответчики:

ФСИН России (подробнее)
ГУФСИН России по СО (подробнее)

Судьи дела:

Патрушева Мария Евгеньевна (судья) (подробнее)