Решение № 2-237/2024 2-237/2024(2-3241/2023;)~М-3144/2023 2-3241/2023 М-3144/2023 от 7 февраля 2024 г. по делу № 2-237/2024




73RS0003-01-2023-003853-54

Дело №2-237/24


РЕШЕНИЕ


Именем Российской Федерации

07 февраля 2024 года г. Ульяновск

Железнодорожный районный суд г. Ульяновска в составе:

председательствующего судьи Тарановой А.О.,

при секретарях Низаметдиновой А.И., Киселевой А.И.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Ульяновской области к ООО «Торговая фирма «Волжанка» о признании незаконным бездействия по непринятию мер по соблюдению обязательных требований к маркировке товаров, возложении обязанности прекратить нарушение обязательных требований к маркировке товаров,

УСТАНОВИЛ:


Управление Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Ульяновской области в интересах неопределенного круга потребителей обратилось в суд с иском к ООО «ТФ «Волжанка» о признании противоправными действий по нарушению законодательства о защите прав потребителей.

Требования мотивированы тем, что Управлением Роспотребнадзора по Ульяновской области в отношении ООО «ТФ «Волжанка» ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ были проведены контрольные (надзорные) мероприятия без взаимодействия с контролируемым лицом в виде наблюдения за соблюдением обязательных требований.

В рамках контрольных (надзорных) мероприятий Управлением проводился сбор и анализ данных по товарным группам «молочная продукция» и «Упакованная вода», размещенных в разделе «Повторные продажи» Государственной информационной системы мониторинга товаров «Честный знак».

В результате проведения наблюдения установлено, что ООО «ТФ «Волжанка» в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ было допущено 67 повторных продаж маркированной средствами идентификации молочной продукции на общую сумму 2960 руб., в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ ООО «ТФ «Волжанка» было допущено 195 повторных продаж маркированной средствами идентификации упакованной воды на общую сумму 21186 руб. 08 коп., в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ ООО «ТФ «Волжанка» было допущено 26 повторных продаж маркированной средствами идентификации молочной продукции на общую сумму 4422 руб.

В адрес ООО «ТФ «Волжанка» Управлением неоднократно направлялись предостережения о недопустимости нарушения обязательных требований № от ДД.ММ.ГГГГ, № от ДД.ММ.ГГГГ, № от ДД.ММ.ГГГГ.

Вопреки направленным в адрес ООО «ТФ «Волжанка» предостережениям о недопустимости нарушения обязательных требований при пересмотре раздела «Повторные продажи» Государственной информационной системы мониторинга товаров «Честный знак» в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ ответчиком продолжались повторные продажи маркированной средствами идентификации упакованной воды (336 отклонений).

Полагает, что действия ООО «ТФ «Волжанка» по продаже товаров (молочной продукции) под одним и тем же кодом идентификации нарушают права неограниченного круга потребителей г. Ульяновска на получение необходимой и достоверной информации о товарах, обеспечивающих возможность их правильного выбора, и подлежат устранению путем возложения обязанности не допускать повторную реализацию товара ранее выведенного из оборота без его возврата в оборот.

На основании изложенного просит признать противоправными в отношении неопределенного круга потребителей г. Ульяновска действия ООО «ТФ «Волжанка», выразившиеся в несоблюдении обязательных требований к маркировке товаров средствами идентификации в государственной информационной системе мониторинга товаров «Честный знак», а именно по повторной продаже маркированной средствами идентификации молочной продукции и упакованной воды без возврата в оборот, обязать прекратить нарушение обязательных требований к маркировке товаров средствами идентификации в государственной информационной системе мониторинга оборота товаров «Честный знак», а именно не допускать повторную продажу маркированной средствами идентификации молочной продукции и упакованной воды ранее выведенных из оборота без возврата в оборот. Также истец просит обязать ответчика в 10-дневный срок с момента вступления решения в законную силу довести его до сведения неопределенного круга потребителей г. Ульяновска через средства массовой информации и иным доступным способом.

В судебном заседании представитель истца Управления Роспотребнадзора по Ульяновской области в судебное заседание не явился, о времени и месте рассмотрения дела извещен надлежащим образом.

Представитель ответчика ООО «ТФ «Волжанка» ФИО1 в судебном заседании просила отказать в удовлетворении иска. Пояснила, что ООО «ТФ «Волжанка» в процессе своей деятельности всегда своевременно передает сведения в государственную систему мониторинга «Честный знак». Указала, что между ООО «ТФ «Волжанка» и АО «ПИ Джи Групп» заключен договор на оказание услуг и пользование оборудованием от ДД.ММ.ГГГГ, на основании которого ООО «ТФ «Волжанка» получило 15 кассовых аппаратов марки Салют-12Ф KOZEN 01 МТС касса 5 Pro. Передача сведений в государственную систему мониторинга «Честный знак» в соответствии с условиями использования программного обеспечения LiteBox осуществляет АО «Пи Джи Групп». В случае, если у ООО «ТФ «Волжанка» возникает необходимость оборотного ввода в оборот ранее выведенного из оборота товара, то это производится путем пробития чека возврат прихода, который аннулирует продажу и снова вводит в оборот конкретный маркированный товар. ООО «ТФ «Волжанка» постоянно проводит самоконтроль и мониторинг выведенных из оборота товаров и, в процессе работы, самостоятельного установило двойную фиксализацию одного и того же чека. С данной проблемой обращались в АО «ПИ ДЖИ Групп» для устранения этой системной ошибки программного обеспечения LiteBox, на что АО «ПИ Джи Групп» подтвердило наличие ошибки, и указало на то, что для решения данной проблемы необходимо более длительное время.

Представитель третьего лица, не заявляющий самостоятельных требований относительно предмета спора, АО «ПИ Джи Групп» в судебное заседание не явился, извещен надлежащим образом.

Заслушав лиц, участвующих в деле, исследовав материалы данного гражданского дела, оценив письменные доказательства, суд приходит к следующему.

В силу требований ст. 56 ГПК РФ каждая из сторон должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений.

Исходя из смысла ч. 3 ст. 123 Конституции РФ, во всех случаях, когда в том или ином суде разрешается спор и есть стороны, они должны быть процессуально равны, иметь равные права и возможности отстаивать свои интересы.

Это конституционное положение и требование норм международного права содержится в ст. 12 ГПК РФ, согласно которой правосудие по гражданским делам осуществляется на основе состязательности и равноправия сторон.

Анализ указанных норм позволяет сделать вывод о том, что суд в процессе состязательности не является инициатором и лишь разрешает предусмотренные законом вопросы, которые ставят перед ним участники судопроизводства, которые в рамках своих процессуальных прав обосновывают и доказывают свою позицию в конкретном деле.

Таким образом, на истце и на ответчике в равной степени лежит бремя доказывания выдвигаемых ими доводов и возражений.

Судом установлено, что Управлением Роспотребнадзора по Ульяновской области в отношении ООО «ТФ «Волжанка» ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ были проведены контрольные (надзорные) мероприятия без взаимодействия с контролируемым лицом в виде наблюдения за соблюдением обязательных требований.

В рамках контрольных (надзорных) мероприятий Управлением проводился сбор и анализ данных по товарным группам «молочная продукция» и «Упакованная вода», размещенных в разделе «Повторные продажи» Государственной информационной системы мониторинга товаров «Честный знак».

Из акта по результатам контрольного (надзорного) мероприятия без взаимодействия № от ДД.ММ.ГГГГ усматривается, что ДД.ММ.ГГГГ в период с 14:00 по 15:00 час. при проведении контрольного (надзорного) мероприятия без взаимодействия с контролируемым лицом в виде наблюдения за соблюдением обязательных требований осуществляет сбор и анализ данных по товарной группе «Молочная продукция», размещенных в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в разделе «Повторные продажи» Государственной информационной системы мониторинга товаров в сети «Интернет», в ходе которого выявлены факты повторных продаж ООО «ТФ «Волжанка» в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ по адресу: <адрес>, молочной продукции в количестве 67 единиц на общую сумму 2960 руб., производства РФ.

Из акта по результатам контрольного (надзорного) мероприятия без взаимодействия № от ДД.ММ.ГГГГ усматривается, что ДД.ММ.ГГГГ в период с 16:00 до 16:30 час. по адресу6 <адрес>, при проведении при проведении контрольного (надзорного) мероприятия без взаимодействия с контролируемым лицом в виде наблюдения за соблюдением обязательных требований осуществляет сбор и анализ данных по товарной группе «Упакованная вода» размещенных в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в разделе «Повторные продажи» Государственной информационной системы мониторинга товаров в сети «Интернет», в ходе которого выявлены факты повторных продаж ООО «ТФ «Волжанка» в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ по адресу: <адрес> упакованной воды в 195 случаях на общую сумму 21186 руб. 08 коп. Даты регистрации отклонений: ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ. ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ. ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ. ДД.ММ.ГГГГ.

Из акта по результатам контрольного (надзорного) мероприятия без взаимодействия № от ДД.ММ.ГГГГ усматривается, что ДД.ММ.ГГГГ в период с 14:00 по 15:00 час. при проведении контрольного (надзорного) мероприятия без взаимодействия с контролируемым лицом в виде наблюдения за соблюдением обязательных требований осуществляет сбор и анализ данных по товарной группе «Молочная продукция», размещенных в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в разделе «Повторные продажи» Государственной информационной системы мониторинга товаров в сети «Интернет», в ходе которого выявлено 26 фактов повторных продаж ООО «ТФ «Волжанка» в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ по адресу: <адрес>, молочной продукции на общую сумму 4422 руб., производства РФ.

В адрес ООО «ТФ «Волжанка» Управлением Роспотребнадзора по Ульяновской области направлялись предостережения о недопустимости нарушения обязательных требований № от ДД.ММ.ГГГГ, № от ДД.ММ.ГГГГ, № от ДД.ММ.ГГГГ.

Вопреки направленным в адрес ООО «ТФ «Волжанка» предостережениям о недопустимости нарушения обязательных требований при пересмотре раздела «Повторные продажи» Государственной информационной системы мониторинга товаров «Честный знак» в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ ответчиком продолжались повторные продажи маркированной средствами идентификации упакованной воды (336 отклонений).

По мнению стороны истца, действия ООО «ТФ «Волжанка» по продаже товаров (молочной продукции) под одним и тем же кодом идентификации нарушают права неограниченного круга потребителей г. Ульяновска на получение необходимой и достоверной информации о товарах, обеспечивающих возможность их правильного выбора, и подлежат устранению путем возложения обязанности не допускать повторную реализацию товара ранее выведенного из оборота без его возврата в оборот.

Изложенное послужило основанием для обращения в суд с настоящим иском.

Согласно ст. 8 ГК РФ гражданские права и обязанности возникают из оснований, предусмотренных законом и иными правовыми актами, а также из действий граждан и юридических лиц, которые хотя и не предусмотрены законом или такими актами, но в силу общих начал и смысла гражданского законодательства порождают гражданские права и обязанности.

В соответствии со ст. 9 ГК РФ граждане и юридические лица по своему усмотрению осуществляют принадлежащие им гражданские права.

В силу ст. 11 ГК РФ суд осуществляет защиту нарушенных или оспоренных прав.

В соответствии с Положением о Федеральной службе по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека, утвержденным Постановлением Правительства РФ от 30.06.2004 № 322, установлено, что Федеральная служба по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека осуществляет надзор и контроль за исполнением обязательных требований законодательства Российской Федерации в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения, защиты прав потребителей и в области потребительского рынка, в том числе федеральный государственный санитарно-эпидемиологический надзор за соблюдением санитарного законодательства; осуществляет в установленном порядке проверку деятельности юридических лиц, индивидуальных предпринимателей и граждан по выполнению требований законодательства Российской Федерации в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения и в области защиты прав потребителей, а также технических регламентов, государственный контроль (надзор) за соблюдением требований которых возложен на Службу; организует прием граждан, обеспечивает своевременное и полное рассмотрение обращений граждан, принимает по ним решения и направляет заявителям ответы в установленный законодательством Российской Федерации срок. Федеральная служба по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека в целях реализации полномочий в установленной сфере деятельности имеет право пресекать факты нарушения законодательства Российской Федерации в установленной сфере деятельности, а также применять предусмотренные законодательством Российской Федерации меры ограничительного, предупредительного и профилактического характера, направленные на недопущение и (или) ликвидацию последствий нарушений юридическими лицами и гражданами обязательных требований в установленной сфере деятельности.

Согласно п.п. 5, 16 ст. 20.1 Федерального закона от 28.12.2009 № 381-ФЭ «Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации» участники оборота товаров, подлежащих обязательной маркировке средствами идентификации, обязаны передавать информацию об обороте товаров, подлежащих обязательной маркировке средствами идентификации, в соответствии с правилами, установленными Правительством РФ, в информационную систему мониторинга и несут ответственность за полноту, достоверность и своевременность передачи ими информации об обороте таких товаров в информационную систему мониторинга в соответствии с законодательством Российской Федерации.

В соответствии с п. 1 Правил «О системе маркировки товаров средствами идентификации и прослеживаемости движения товаров», утв. Постановлением Правительства РФ от 26.04.2019 № 515 правила определяют порядок маркировки товаров, подлежащих обязательной маркировке средствами идентификации, включая правила формирования и нанесения средств идентификации и порядок представления участниками оборота товаров, подлежащих обязательной маркировке средствами идентификации, оператору государственной информационной системы мониторинга за оборотом товаров, подлежащих обязательной маркировке средствами идентификации, информации об обороте товаров, подлежащих обязательной маркировке средствами идентификации, для ее включения в информационную систему мониторинга.

Участник оборота товаров, обеспечивающий нанесение средств идентификации на товары, До ввода в оборот товара направляет сведения о нанесении средств идентификации на товар в информационную систему мониторинга с использованием устройств регистрации эмиссии (п. 9 Правил №515).

Товары, сведения о которых (в том числе сведения о нанесенных на них средствах идентификации) не переданы в информационную систему мониторинга или переданы с нарушением требований, установленных законодательством Российской Федерации, считаются немаркированными (п. 10 Правил № 515).

Участники оборота товаров, определенные правилами маркировки отдельных товаров, отношении которых вводится обязательная маркировка, представляют информацию о выводе из оборота товаров в информационную систему мониторинга с использованием устройств регистрации выбытия, предоставляемых и обслуживаемых оператором на безвозмездной основе (п. 26 Правил № 515).

Молочная продукция и упакованная вода согласно Распоряжению Правительства РФ 28.04.2018 № 792-р «Об утверждении перечня отдельных товаров, подлежащих обязательной маркировке средствами идентификации» подлежат обязательной маркировке с 1 сентября 2021 года и 1 марта 2022 года соответственно.

В соответствии с п. 2 Правил маркировки молочной продукции средствами идентификации и особенностях внедрения государственной информационной системы мониторинга за оборотов товаров, подлежащих обязательной маркировке средствами идентификации, в отношении молочной продукции, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 15 декабря 2020 года № 2099 утверждены маркированная молочная продукция - молочная продукция, на которую нанесены средства идентификации с соблюдением требований настоящих Правил и достоверные сведения о которой (в том числе сведения о нанесенных на них средств| идентификации и (или) материальных носителях, содержащих средства идентификации содержатся в информационной системе мониторинга. Код идентификации транспортир упаковки - последовательность символов, представляющая собой уникальный номе транспортной упаковки молочной продукции, формируемая в соответствии с разделом | настоящих Правил.

Согласно п. 51 Правил № 2099 информационная система мониторинга не допускает повторного формирования (генерации) кода маркировки при маркировке молочной продукции.

В соответствии с п. 91 Правил № 2099 участники оборота молочной продукции осуществляющие продажу молочной продукции с применением контрольно-кассовой техники, направляют в информационную систему мониторинга информацию об обороте или о выводе из оборота молочной продукции посредством контрольно-кассовой техники, а при осуществлении операций корректировки первично поданной информации о цене товара за единицу с учетом скидок, наценок, сборов и налогов, стоимости товара с учетом скидок, наценок, сборов и налогов ставки налога на добавленную стоимость, включенного в стоимость товара, о выводе из оборота маркированной молочной продукции посредством контрольно-кассовой техники направляют в информационную систему мониторинга информацию о корректировке вывода из оборота молочной продукции посредством контрольно-кассовой техники.

В соответствии с п. 2 Правил маркировки упакованной воды средствами идентификаций утв. Постановлением Правительства РФ от 31 мая 2021 года № 841 утверждены маркированная упакованная вода - упакованная вода, на которую нанесены средства идентификации с соблюдением требований настоящих Правил и достоверные сведения о которой (в том числе сведения о нанесенных на них средствах идентификации и (или) материальных носителях, содержащих средства идентификации) содержатся в информационной системе мониторинга. Код идентификации транспортной упаковки - последовательность символов, представляющая собой уникальный номер транспортной упаковки упакованной воды, формируемая в соответствии с разделом V настоящих Правил. Код идентификации групповой упаковки - последовательность символов, представляющая собой уникальный номер группы товара, формируемая оператором информационной системы мониторинга для целей идентификации упакованной воды в групповой упаковке в соответствии с требованиями, предусмотренными разделом V настоящих Правил.

Согласно п. 50 Правил № 841 Информационная система мониторинга не допускает повторного формирования (генерации) кода маркировки при маркировке упакованной воды.

В соответствии с п. 83 Правил № 841 Участники оборота упакованной воды осуществляющие продажу упакованной воды с применением контрольно-кассовой техники, направляют в информационную систему мониторинга информацию об обороте упакованной воды, если операция осуществляется между участниками оборота упакованной воды, зарегистрированными в информационной системе мониторинга, или о выводе из оборота упакованной воды посредством контрольно-кассовой техники, а при осуществлении операций корректировки первично поданной информации о цене товара за единицу с учетом скидок, наценок, сборов и налогов, ставки налога на добавленную стоимость, включенного в стоимость товара, о выводе из оборота маркированной упакованной воды посредством контрольно-кассовой техники направляют в информационную систему мониторинга информацию о корректировке вывода из оборота упакованной воды посредством контрольно-кассовой техники.

Поскольку код идентификации является уникальным для каждого экземпляра товара, повторное нанесение одного и того же кода идентификации на два и более экземпляра товара недопустимо, как и повторное его сканирование и вывод из оборота.

Повторные продажи могут возникать, в частности, в случае, если один и тот же код маркировки нанесен на разные единицы товаров (продажа второй единицы такого товара фиксируется как отклонение в ГИС МТ); если один и тот же код считывается два и более раза. Повторное сканирование кода идентификации, который является уникальным для каждого экземпляра, и повторная передача данных о «выводе из оборота» экземпляра товара возможна при нанесении одного и того же кода идентификации на два и более экземпляра товара, что недопустимо, такой товар считается немаркированным и не может находиться в обороте.

Абзацем 1 статьи 46 Закона РФ «О защите прав потребителей» установлено, что орган государственного надзора вправе предъявить иски в суды о прекращении противоправных действий изготовителя (исполнителя, продавца, уполномоченной организации или уполномоченного индивидуального предпринимателя, импортера) в отношении неопределенного круга потребителей.

Вместе с тем, в соответствии с абзацем 3 данной статьи вступившее в законную силу решение суда о признании действий изготовителя (исполнителя, продавца, уполномоченной организации или уполномоченного индивидуального предпринимателя, импортера) противоправными в отношении неопределенного круга потребителей обязательно для суда, рассматривающего иск потребителя о защите его прав, возникших вследствие наступления гражданско-правовых последствий действий изготовителя (исполнителя, продавца, уполномоченной организации или уполномоченного индивидуального предпринимателя, импортера), в части вопросов, имели ли место такие действия и совершены ли они изготовителем (исполнителем, продавцом, уполномоченной организацией или уполномоченным индивидуальным предпринимателем, импортером).

Таким образом, совокупность положений, закрепленных в статье 46 Закона РФ «О защите прав потребителей» не исключает предъявление органом государственного надзора (Управлением) в интересах неопределенного круга потребителей исков о признании действий изготовителя (исполнителя, продавца, уполномоченной организации или уполномоченного индивидуального предпринимателя, импортера) противоправными.

Из разъяснений, содержащихся в пункте 20 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 28 июня 2012 г. № 17 «О рассмотрении судами гражданских дел по спорам о защите прав потребителей» следует, что в защиту прав и законных интересов неопределенного круга потребителей могут быть заявлены лишь требования, целью которых является признание действий ответчика противоправными или прекращение противоправных действий ответчика (статья 1065 ГК РФ, статья 46 Закона) (абзац 2).

Таким образом, не исключается возможность признания судом противоправными действий изготовителя (исполнителя, продавца, уполномоченной организации или уполномоченного индивидуального предпринимателя, импортера), которые создают опасность причинения вреда, вследствие чего обязанность по доказыванию этого факта снимается с конкретных потребителей в случае их обращения с исками к изготовителю (исполнителю, продавцу, уполномоченной организации или уполномоченному индивидуальному предпринимателю, импортеру).

Абзацем 2 статьи 46 Закона РФ «О защите прав потребителей» установлено, что при удовлетворении иска органа государственного надзора о прекращении противоправных действий продавца в отношении неопределенного круга потребителей суд обязывает правонарушителя довести в установленный судом срок через средства массовой информации или иным способом до сведения потребителей решение суда.

Соответствующие разъяснения приведены в пункте 53 указанного выше Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 28 июня 2012 года № 17, которые предусматривают, что в случае удовлетворения исков о признании действий изготовителя (продавца, исполнителя, уполномоченной организации или уполномоченного индивидуального предпринимателя, импортера) противоправными в отношении неопределенного круга потребителей и прекращении этих действий суд, исходя из статьи 46 Закона о защите прав потребителей, в резолютивной части решения обязывает ответчика через средства массовой информации или иным способом довести до сведения потребителей решение суда.

Из материалов дела следует, что ДД.ММ.ГГГГ между ПАО МТС и ООО «ТФ «Волжанка» посредством акцепта оферты размещенной по адресу <данные изъяты> был заключен с договор на оказание услуг и пользование оборудованием.

По условиям договора ПАО МТС передало ООО «ТФ «Волжанка» в аренду 15 единиц контрольно-кассовой техники марки <данные изъяты>, а также предоставило неисключительное право использования программы для <данные изъяты>. При этом в соответствии с договором оказания услуг право использования LiteBox было предоставлено ООО «ТФ «Волжанка».

Переданная контрольно-кассовая техника позволяет осуществлять расчеты при розничной реализации маркированного товара (молочной продукции и упакованной воды) с использованием LiteBox.

ДД.ММ.ГГГГ АО «Пи Джи групп» на основании договора № приобрело у ПАО МТС, всю контрольно-кассовую технику, предоставленную ООО «ТФ «Волжанка», а также исключительные права на LiteBox.

В соответствии со статьями 617 и 1235 ГК РФ и условиями договора отчуждения АО «Пи Джи групп» является правопреемником ПАО МТС с ДД.ММ.ГГГГ.

При этом в соответствии с договором отчуждения LiteBox должна быть передана ПАО МТС и принята АО «Пи Джи групп» не позднее ДД.ММ.ГГГГ, при этом сама передача осуществляется по принципу «как есть», то есть программа должна быть работоспособна, в том составе и состоянии, в котором она была на дату возникновения прав и обязанностей сторон по Договору отчуждения. В настоящее время LiteBox находится в процессе передачи от ПАО МТС к АО «Пи Джи групп».

Из материалов дела усматривается, что выявленные в качестве нарушения по повторной продаже маркированной средствами идентификации молочной продукции и воды без возврата в оборот имеют место быть, поскольку ООО «ТФ «Волжанка» с данной проблемой обращалось в АО «Пи Джи Групп» для устранения этой системной ошибки программного обеспечения LiteBox, на что АО «ПИ Джи Групп» подтвердило наличие ошибки, и указало на то, что для решения данной проблемы необходимо более длительное время и участие со стороны разработчиков.

Согласно ответу АО «Пи Джи Групп» следует, что поскольку АО «Пи Джи групп» при проведении проверки первичного обращения пользователя ККТ не удалось установить и зафиксировать причину формирования ККТ одинаковых кассовых чеков, то есть не удалось установить является ли такое формирование следствием ошибки работы ККТ, и/или LiteBox, и/или ошибки пользователя ККТ, и/или обмена информацией, между пользователем ККТ, ОФД или ГИС МТ. В соответствии с алгоритмом взаимодействия ККТ с ГИС МТ информация о выводе из оборота маркированного товара должна передаваться ККТ автоматически после сканирования Data Matrix кода, но до формирования ККТ кассового чека, с признаком «Приход». Однако, в процессе работы ООО «ТФ «Волжанка» в работе ККТ были выявлены случаи формирования «задвоенных» кассовых чеков, когда при сканировании Data Matrix кода один раз чек формируется два раза, и соответственно информация о выводе товара из оборота отправлялась в систему ГИС МТ кратно количеству сформированных чеков.

По сведениям, представленным в качестве ответа на запрос суда АО «Пи Джи групп» указывает, что данные случаи могут быть как следствием сбоя в работе самой ККТ, или используемого программного обеспечения, так и сбоями в обмене информацией, между пользователем ККТ, ОФД или ГИС МТ, что указывает на то, что ошибка является много факторной, а ее выявление и устранение требует детального изучения причин ее возникновения. При этом, устранение самой ошибки на аппаратном или программном уровне может потребовать участия как производителя ККТ (коим АО «Пи Джи групп» не является), так и разработчиков всего программного обеспечения, используемого при формировании и обмене информацией в системе ГИС МТ. АО «Пи Джи Групп» подтверждает, что обращения о дублировании чеков поступали от ООО «ТФ «Волжанка» в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, заявки на диагностику фиксировались сотрудниками технической поддержки АО «Пи Джи групп», однако до настоящего времени причина на стороне АО «Пи Джи групп» не выяснена, заявки находятся на изучении. В целях исключения негативных последствий влияния ранее отмеченных случаев формирования и отправки в налоговые органы и ГИС МТ кассовых чеков, как на определение размера выручки пользователя ККТ, так и на предоставление сведений о продаже маркированного товара в ГИС МТ пользователям ККТ модели Салют 12Ф рекомендовано оперативно корректировать кассовые чеки, содержащие продажу одинакового маркированного товара, с использованием чеков коррекции.

Оценив в совокупности представленные доказательства, а также учитывая, что сторона ответчика не оспаривает данный факт, суд приходит к выводу о том, что нарушение в виде повторной продажи маркированной средствами идентификации молочной продукции и воды без возврата в оборот имеет место быть, ввиду чего следует признать, что вышеуказанные положения законодательства были нарушены ответчиком ООО «ТФ «Волжанка», чем нарушены права неопределенного круга потребителей.

Таким образом, исковые требования о признании противоправными действия ООО «Торговая фирма «Волжанка» (ИНН №) в отношении неопределенного круга потребителей, выразившиеся в несоблюдении обязательных требований к маркировке товаров средствами идентификации в государственной информационной системе мониторинга товаров «Честный знак», а именно по повторной продаже маркированной средствами идентификации молочной продукции и воды без возврата в оборот, обязании прекратить нарушение обязательных требований к маркировке товаров средствами идентификации в государственной информационной системе мониторинга оборота товаров «Честный знак», а именно не допускать повторную продажу маркированной средствами идентификации молочной продукции и воды, ранее выведенной из оборота, без возврата в оборот, подлежат удовлетворению.

Доводы стороны ответчика о том, что данные нарушения имеют место быть не по их вине, судом отклоняются, поскольку правонарушения установлены с января 2023 года и в адрес ответчика направлялись неоднократные предостережения, о чем ответчику было известно, и предоставлено достаточно времени для возможности устранения указанных ошибок.

Принимая во внимание указанные положения закона и правовую позицию Верховного Суда РФ, суд приходит к выводу о наличии оснований для удовлетворения требований истца в части возложения на ответчика обязанности в срок не позднее 10 дней после вступления решения суда в законную силу довести его до сведения потребителей г. Ульяновска через средства массовой информации или иным доступным способом.

На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 194-199 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:


исковые требования Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Ульяновской области удовлетворить.

Признать противоправными действия ООО «Торговая фирма «Волжанка» (ИНН №) в отношении неопределенного круга потребителей, выразившиеся в несоблюдении обязательных требований к маркировке товаров средствами идентификации в государственной информационной системе мониторинга товаров «Честный знак», а именно по повторной продаже маркированной средствами идентификации молочной продукции и воды без возврата в оборот.

Обязать ООО «Торговая фирма «Волжанка» прекратить нарушение обязательных требований к маркировке товаров средствами идентификации в государственной информационной системе мониторинга оборота товаров «Честный знак», а именно не допускать повторную продажу маркированной средствами идентификации молочной продукции и воды, ранее выведенной из оборота, без возврата в оборот.

Обязать ООО «Торговая фирма «Волжанка» в десятидневный срок с момента вступления решения суда в законную силу довести его до сведения неопределенного круга потребителей г. Ульяновска через средства массовой информации или иным доступным способом.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Ульяновский областной суд через Железнодорожный районный суд города Ульяновска в течение одного месяца со дня принятия его в окончательной форме.

Судья подпись А.О. Таранова

Копия верна

Судья А.О. Таранова

Секретарь с/з ФИО4

Подлинник судебного акта находится в материалах дела № Железнодорожного районного суда <адрес>.



Суд:

Железнодорожный районный суд г. Ульяновска (Ульяновская область) (подробнее)

Истцы:

Управление Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Ульяновской области (подробнее)

Ответчики:

ООО "Торговая фирма "Волжанка" (подробнее)

Судьи дела:

Таранова А.О. (судья) (подробнее)