Решение № 2А-118/2024 2А-118/2024(2А-707/2023;)~М-611/2023 2А-707/2023 М-611/2023 от 30 января 2024 г. по делу № 2А-118/2024




УИД 32RS0031-01-2023-000939-92

№2а-118/2024

( 2а-707/2023)


РЕШЕНИЕ


Именем Российской Федерации

г. Трубчевск 30 января 2024 г.

Трубчевский районный суд Брянской области

в составе председательствующего судьи Васильченко Л.М.,

при секретаре Мерзловой О.А.,

с участием помощника прокурора Трубчевского района Брянской области Малыхиной Д.Н.,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному иску прокурора Трубчевского района в интересах Российской Федерации и неопределенного круга лиц о признании информации, размещенной в информационно – телекоммуникационной сети Интернет запрещенной к распространению на территории Российской Федерации,

УСТАНОВИЛ:


Прокурор Трубчевского района Брянской области в интересах Российской Федерации и неопределенного круга лиц обратился в суд с административным заявлением, просил признать информацию, содержащуюся в информационно-коммуникационной сети «Интернет» на сайте https://aporno.online/porno/%D0%A1%D0%B5%D0%BA%D1%81+%D1%82%D1%80%D1%83%D0%B1%D1%87%D0%B5%D0%B2%D1%81%D0%BA/ запрещенной к распространению на территории Российской Федерации и включить указанный сайт в «Единый реестр доменных имен, указателей страниц сайтов в сети «Интернет» и сетевых адресов, позволяющих идентифицировать сайты в сети «Интернет», содержащие информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено.

В обоснование заявленного требования указано, что прокуратурой района в ходе мониторинга сети Интернет было установлено, что на сайте https://aporno.online/porno/%D0%A1%D0%B5%D0%BA%D1%81+%D1%82%D1%80%D1%83%D0%B1%D1%87%D0%B5%D0%B2%D1%81%D0%BA/ размещена информация порнографического характера. Доступ к данному сайту является свободным, то есть не требует предварительной регистрации, ввода пароля и требования об указании возраста, ознакомиться с содержанием ресурса и скопировать материалы в электронном варианте может любой интернет-пользователь, в том числе и несовершеннолетний, ограничения на передачу, копирование и распространение отсутствуют. Указанная информация, находящаяся в свободном открытом доступе, ориентирована на неопределенный круг лиц, в том числе и несовершеннолетних. Возможность свободного доступа к Интернет-ресурсам, предлагающим просмотр запрещенных порнографических материалов, нарушает установленные законом запреты. В соответствии со ст. 15 Федерального закона от 27.07.2006г. № 149-ФЗ «Об информации, информационных технологиях и о защите информации» передача информации посредством использования информационно-телекоммуникационных сетей осуществляется без ограничений при условии соблюдения установленных федеральными законами требований к распространению информации и охране объектов интеллектуальной собственности. Передача информации может быть ограничена только в порядке и на условиях, которые установлены федеральными законами. Пунктом 6 ст. 10 Федерального закона от 27.07.2006г. № 149-ФЗ «Об информации, информационных технологиях и о защите информации» установлено, что запрещается распространение информации, за распространение которой предусмотрена уголовная или административная ответственность. Нахождение в открытом доступе в сети «Интернет» вышеуказанной информации пропагандирующей порнографию, проституцию, оказывает негативное влияние на нравственное, духовное, психическое и физическое развитие, здоровье, жизнь несовершеннолетних. При исследовании Интернет -сайта установлено, что указатель страниц вышеназванного Интернет -сайта, в «Единый реестр запрещенной информации» не включен, что подтверждается свободным доступом на него. Распространение указанной информации нарушает права неопределенного круга лиц, противоречит целям и задачам действующего законодательства и подрывает основы конституционного строя, нарушает права и законные интересы Российской Федерации.

В судебном заседании административный истец – помощник прокурора Трубчевского района Малыхина Д.Н. поддержала заявленные требования по основаниям, указанным в заявлении, и просила их удовлетворить.

Представитель Управления Федеральной службы по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций по Брянской области, будучи надлежащим образом извещенным о месте, дате и времени рассмотрения настоящего дела, в судебное заседание не явился, представил отзыв и ходатайство о рассмотрении дела без своего участия.

Представитель Федеральной службы по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций, привлеченный судом в качестве заинтересованного лица, будучи надлежащим образом извещенным о месте, дате и времени рассмотрения настоящего дела, в судебное заседание не явился, отзыв на заявленные требования не представил.

В соответствии с ч. 6 ст. 226 КАС РФ суд полагает возможным рассмотреть дело в отсутствие не явившихся лиц.

Выслушав административного истца, ознакомившись с доводами административного искового заявления, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.

В соответствии с ч. 1 ст. 39 КАС РФ прокурор вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований, а также в других случаях, предусмотренных федеральными законами.

Статьей 2 Конституции РФ установлено, что человек, его права и свободы являются высшей ценностью. Признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина - обязанность государства.

В соответствии с ч. 1 ст. 34 Конституции РФ государство гарантирует каждому право на свободное использование своих способностей и имущества для предпринимательской и иной экономической деятельности, если таковая не запрещена законом.

Согласно п. 1 ст. 10 Федерального закона от 27 июля 2006 года № 149-ФЗ «Об информации, информационных технологиях и о защите информации» (далее – Федеральный закон от 27 июля 2006 года № 149-ФЗ) в Российской Федерации распространение информации осуществляется свободно при соблюдении требований, установленных федеральным законодательством. Пункт 6 указанной статьи запрещает распространение информации, за распространение которой предусмотрена уголовная или административная ответственность.

Передача информации посредством использования информационно-телекоммуникационных сетей осуществляется без ограничений при условии соблюдения установленных федеральными законами требований к распространению информации и охране объектов интеллектуальной собственности и может быть ограничена только в порядке и на условиях, которые установлены федеральными законами (п. 5 ст. 15 Федерального закона от 27 июля 2006 года № 149-ФЗ).

Согласно ст. 4 Закона РФ от 27 декабря 1991 года № 2124-1 «О средствах массовой информации» не допускается использование средств массовой информации в том числе, в целях совершения уголовно наказуемых деяний, для разглашения сведений, составляющих государственную или иную специально охраняемую законом тайну, для распространения материалов, содержащих публичные призывы к осуществлению террористической деятельности или публично оправдывающих терроризм, других экстремистских материалов, а также материалов, пропагандирующих порнографию, культ насилия и жестокости, и материалов, содержащих нецензурную брань.

Как указано в п. 1 ст. 9 Федерального закона от 27 июля 2006 года № 149-ФЗ ограничение доступа к информации устанавливается федеральными законами в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства.

Согласно ст. 55 Конституции РФ права и свободы человека и гражданина могут быть ограничены федеральным законом в той мере, в какой это необходимо в целях защиты нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц.

В соответствии с п. 6 ст. 10 Федерального закона от 27 июля 2006 года № 149-ФЗ запрещается распространение информации, которая направлена на пропаганду войны, разжигание национальной, расовой или религиозной ненависти и вражды, а также иной информации, за распространение которой предусмотрена уголовная или административная ответственность.

Распространение, публичная демонстрация или рекламирование порнографических материалов или предметов среди несовершеннолетних либо вовлечение несовершеннолетнего в оборот порнографической продукции, совершенные лицом, достигшим восемнадцатилетнего возраста, является преступлением, ответственность за которое установлена ст. 242 УК РФ.

Кроме того, ст. 242 УК РФ установлена уголовная ответственность за незаконные изготовление и оборот порнографических материалов или предметов, в том числе с использованием информационно-телекоммуникационных сетей (Интернета) (п. «б» ч. 3)

Помимо этого, ответственность за занятие проституцией, предусмотрена ст. 6.11 КоАП РФ.

Статьей 6.17 КоАП РФ установлена административная ответственность за нарушение законодательства Российской Федерации о защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и (или) развитию.

Пунктом ст. 17 Конвенции о правах ребенка провозглашено, что государства - участники поощряют разработку надлежащих принципов защиты ребенка от информации и материалов, наносящих вред его благополучию.

Отношения, связанные с защитой детей от информации, причиняющей вред их здоровью и (или) развитию, в том числе от такой информации, содержащейся в информационной продукции регулируются Федеральным законом от 29 декабря 2010 года № 436-ФЗ «О защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию».

В соответствии со ст. ст. 4, 14 Федерального закона от 24 июля 1998 года № 124-ФЗ «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации», ст. ст. 2, 22, ч. 2 ст. 5 Федерального закона от 29 декабря 2010 года № 436-ФЗ к целям государственной политики в интересах детей, являющейся приоритетной, относится защита детей от факторов, негативно влияющих на их физическое, интеллектуальное, психическое, духовное и нравственное развитие. Информационной безопасностью детей является состояние их защищенности, при котором отсутствует риск, связанный с причинением информацией вреда их здоровью и (или) физическому, психическому, духовному, нравственному развитию. К информации, причиняющей вред здоровью и развитию детей, относится запрещенная для распространения среди детей информация порнографического характера. Информация порнографического характера - информация, представляемая в виде натуралистических изображений и описания половых органов человека и (или) полового сношения либо сопоставимого с половым сношением действия сексуального характера, в том числе такого действия, совершаемого в отношении животного. Нарушение законодательства о защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и (или) развитию, влечет за собой ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации. К информации, запрещенной для распространения среди детей, относится, в том числе информация, способная вызвать желание заниматься проституцией.

Таким образом, вышеприведенными правовыми нормами в их взаимосвязи установлен запрет на распространение и необходимость ограничения доступа к сведениям, которые могут оказать негативное влияние на нравственное, духовное, психическое и физическое развитие, здоровье, жизнь несовершеннолетних.

Как установлено в судебном заседании и следует из представленной справки и копии Интернет-страницы, на сайте https://aporno.online/porno/%D0%A1%D0%B5%D0%BA%D1%81+%D1%82%D1%80%D1%83%D0%B1%D1%87%D0%B5%D0%B2%D1%81%D0%BA/ размещена информация порнографического характера.

Вход на данный сайт свободный, не требует предварительной регистрации пароля, ознакомиться с содержанием данной страницы и скопировать информацию в электронном варианте может любой Интернет-пользователь. Информация на сайте распространяется бесплатно, срок пользования не ограничен, какое-либо ограничение на передачу, копирование и распространение данной информации отсутствует.

В силу ч. 1 ст. 15.1 Федерального закона от 27 июля 2006 года № 149-ФЗ, в целях ограничения доступа к сайтам в сети «Интернет», содержащим информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено, создана единая автоматизированная информационная система «Единый реестр доменных имен, указателей страниц сайтов в сети Интернет».

Согласно ч. 2 ст. 15.1 указанного Федерального закона, в реестр включаются сетевые адреса, позволяющие идентифицировать сайты в сети «Интернет», содержащие информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено; доменные имена и (или) указатели страниц сайтов в сети «Интернет», содержащих информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено.

Основанием для включения в реестр указанных сведений является, в том числе, вступившее в законную силу решение суда о признании информации, распространяемой посредством сети «Интернет», информацией, распространение которой в Российской Федерации запрещено (п. 2 ч. 5 ст. 15.1 Федерального закона от 27 июля 2006 года № 149-ФЗ).

Под информацией в смысле данного Закона понимаются сведения (сообщения, данные) независимо от формы их представления (п. 1 ч. 2 Федерального закона от 27 июля 2006 года № 149-ФЗ).

Исследовав представленные материалы, суд приходит к выводу, что указанный сайт осуществляет публичную демонстрацию порнографических материалов, которые не имеют научного, медицинского или учебного предназначения и предназначаются для удовлетворения сексуальных потребностей посетителей, способны вызвать у граждан, в том числе и у несовершеннолетних лиц, желание заниматься проституцией.

Данные обстоятельства свидетельствуют об устойчивой направленности указанного «Интернет-ресурса» на распространение информации обладающей признаками информации, распространение которой на территории Российской Федерации запрещено, что является достаточным основанием для признания данного «Интернет-сайта» незаконным и признания его информации, запрещенной к распространению на всей территории РФ, а доступ к сайту, где размещены вышеуказанные материалы, в соответствии с законодательством Российской Федерации должен быть запрещен.

При таких обстоятельствах, учитывая, что на «Интернет-сайте» https://aporno.online/porno/%D0%A1%D0%B5%D0%BA%D1%81+%D1%82%D1%80%D1%83%D0%B1%D1%87%D0%B5%D0%B2%D1%81%D0%BA/ организована публичная демонстрация порнографических материалов, что фактически является информационным пособничеством к совершению уголовно наказуемых действий, создающих опасность для основ конституционного строя, нравственности и законных интересов граждан, вопреки государственной политики РФ в интересах детей по их защите от факторов, негативно влияющих на физическое, интеллектуальное, психическое, духовное и нравственное развитие несовершеннолетних, суд приходит к выводу, что административное исковое заявление прокурора Трубчевского района Брянской области подлежит удовлетворению

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст.265.5, 175-180 КАС РФ, суд

РЕШИЛ:


Административный иск прокурора Трубчевского района Брянской области в интересах Российской Федерации и неопределенного круга лиц о признании информации, размещенной в информационно – телекоммуникационной сети Интернет, запрещенной к распространению на территории Российской Федерации, удовлетворить.

Признать информацию, размещенную в информационно- коммуникационной сети «Интернет» на сайте https://aporno.online/porno/%D0%A1%D0%B5%D0%BA%D1%81+%D1%82%D1%80%D1%83%D0%B1%D1%87%D0%B5%D0%B2%D1%81%D0%BA/ запрещенной к распространению на всей территории Российской Федерации.

Обязать Федеральную службу по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций и Управление Роскомнадзора по Брянской области включить сайт https://aporno.online/porno/%D0%A1%D0%B5%D0%BA%D1%81+%D1%82%D1%80%D1%83%D0%B1%D1%87%D0%B5%D0%B2%D1%81%D0%BA/ в единую автоматизированную информационную систему «Единый реестр доменных имен, указателей страниц сайтов в сети «Интернет» и сетевых адресов, позволяющих идентифицировать сайты в сети «Интернет», содержащие информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено.

Копию настоящего решения направить в Федеральную службу по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций и Управление Роскомнадзора по Брянской области для исполнения.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Брянский областной суд через Трубчевский районный суд Брянской области в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме.

Мотивированное решение изготовлено 31 января 2024 г.

Председательствующий Л.М. Васильченко



Суд:

Трубчевский районный суд (Брянская область) (подробнее)

Судьи дела:

Васильченко Людмила Михайловна (судья) (подробнее)