Решение № 12-144/2023 от 28 декабря 2023 г. по делу № 12-144/2023




Дело № 12-144/2023

Судья Царева Е.Е.


Р Е Ш Е Н И Е


по жалобе по делу об административном правонарушении

28 декабря 2023 года г. Чебоксары

Судья Верховного Суда Чувашской Республики Голубев А.В., рассмотрев в открытом судебном заседании жалобу защитника ФИО1 – Веселова Н.А. на постановление судьи Новочебоксарского городского суда Чувашской Республики от 6 декабря 2023 года, вынесенное в отношении ФИО1 по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 6.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее – КоАП РФ),

установил:


постановлением судьи Новочебоксарского городского суда Чувашской Республики от 6 декабря 2023 года ФИО1 признана виновной в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 6.3 КоАП РФ, и подвергнута административному наказанию в виде административного приостановления деятельности путем запрета деятельности оказания услуг по присмотру и уходу за пожилыми гражданами в помещении № 133, расположенном по адресу: Чувашская Республика, город Новочебоксарск, улица <адрес>, на срок 50 (пятьдесят) суток.

Не согласившись с данным постановлением, защитник ФИО1 – Веселов Н.А. подал жалобу в Верховный Суд Чувашской Республики, в которой просит постановление суда отменить по тем мотивам, что ФИО1 является самозанятой, индивидуальным предпринимателем не является и не зарегистрирована, при производстве по делу неверно и неполно установлены обстоятельства фактически осуществляемой ФИО1 деятельности.

Проверив дело в полном объеме, заслушав защитника Веселова Н.А, поддержавшего жалобу, признав возможным рассмотрение дела в отсутствие ФИО1 и прокурора, возбудившего дело об административном правонарушении, извещенных надлежащим образом, прихожу к следующим выводам.

Согласно части 3 статьи 30.6 КоАП РФ судья не связан доводами жалобы и проверяет дело в полном объеме.

В соответствии с частью 1 статьи 6.3 КоАП РФ нарушение законодательства в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения, выразившееся в нарушении действующих санитарных правил и гигиенических нормативов, невыполнении санитарно-гигиенических и противоэпидемических мероприятий, влечет предупреждение или наложение административного штрафа на граждан в размере от ста до пятисот рублей; на должностных лиц - от пятисот до одной тысячи рублей; на лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, - от пятисот до одной тысячи рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток; на юридических лиц - от десяти тысяч до двадцати тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток.

Обязанность выполнять требования санитарного законодательства, а также обеспечивать безопасность для здоровья человека выполняемых работ и оказываемых услуг, а также продукции производственно-технического назначения, пищевых продуктов и товаров для личных и бытовых нужд при их производстве, транспортировке, хранении, реализации населению вменена индивидуальным предпринимателям и юридическим лицам статьей 11 Федерального закона № 52-ФЗ от 30 марта 1999 года «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения».

Согласно статье 15 вышеуказанного Федерального закона граждане, индивидуальные предприниматели и юридические лица, осуществляющие производство, закупку, хранение, транспортировку, реализацию пищевых продуктов, пищевых добавок, продовольственного сырья, а также контактирующих с ними материалов и изделий, должны выполнять санитарно-эпидемиологические требования.

При эксплуатации производственных, общественных помещений, зданий, сооружений, оборудования и транспорта должны осуществляться санитарно-противоэпидемические (профилактические) мероприятия и обеспечиваться безопасные для человека условия труда, быта и отдыха в соответствии с санитарными правилами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, при этом индивидуальные предприниматели и юридические лица обязаны приостановить либо прекратить свою деятельность или работу отдельных цехов, участков, эксплуатацию зданий, сооружений, оборудования, транспорта, выполнение отдельных видов работ и оказание услуг в случаях, если при осуществлении указанных деятельности, работ и услуг нарушаются санитарные правила (статья 24 Федерального закона № 52-ФЗ).

На территории Российской Федерации действуют федеральные санитарные правила, утвержденные федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим федеральный государственный санитарно-эпидемиологический надзор, в порядке, установленном Правительством Российской Федерации. Соблюдение санитарных правил является обязательным для граждан, индивидуальных предпринимателей и юридических лиц (статья 39 Закона 52-ФЗ).

Постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 24.12.2020 № 44 утверждены санитарные правила СП 2.1.3678-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к эксплуатации помещений, зданий, сооружений, оборудования и транспорта, а также условиям деятельности хозяйствующих субъектов, осуществляющих продажу товаров, выполнение работ или оказание услуг». Данные санитарные правила устанавливают санитарно-эпидемиологические требования к выполнению работ и предоставлению гостиничных, медицинских, бытовых, социальных услуг, услуг в области культуры, спорта, организации досуга, развлечений, продаже товаров производственно-технического назначения для личных и бытовых нужд, а также к используемым хозяйствующими субъектами зданиям, сооружениям, помещениям, оборудованию и транспортным средствам, и обязательны для исполнения физическими и юридическими лицами, предоставляющими услуги населению на территории Российской Федерации.

Постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 27.10.2020 № 32 утверждены санитарно-эпидемиологические правила и нормы СанПиН 2.3/2.4.3590-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к организации общественного питания населения» (далее - СанПиН 2.3/2.4.3590-20), которые распространяются на юридических лиц и граждан, в том числе индивидуальных предпринимателей, осуществляющих деятельность по оказанию услуг общественного питания населению.

Постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 28.01.2021 № 4 утверждены санитарные правила и нормы СанПиН 3.3686-21 «Санитарно-эпидемиологические требования по профилактике инфекционных болезней» (далее- СанПиН 3.3686-21).

Из материалов дела следует, что прокуратурой г. Новочебоксарска Чувашской Республики с привлечением специалистов территориального отдела Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия по Чувашской Республике - Чувашии в городе Новочебоксарске, Главного управления МЧС России по Чувашской Республике (Отдела надзорной деятельности и профилактической работы по г. Новочебоксарск) 06.09.2023 в период с 15 часов 00 минут до 16 часов 30 минут проведена проверка деятельности ФИО1, состоящей на учете физических лиц в качестве налогоплательщика налога на профессиональный доход в Межрегиональной инспекции Федеральной налоговой службы с 05.06.2023, оказывающей услуги по уходу и присмотру за пожилыми гражданами в нежилом помещении, расположенном по адресу: г. Новочебоксарск, ул. <адрес>. Проверкой и проведением инспекции – санитарно-эпидемиологическое обследование частной организации самозанятой ФИО1, оказывающей в круглосуточном режиме услуги по уходу за гражданами по вышеуказанному адресу, выявлены нарушения в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения, а именно:

- отсутствуют помещения, предназначенные для приема лиц пожилого возраста, лиц с ограниченными возможностями здоровья и инвалидов, отсутствует помещение для организации питания, отсутствуют помещения медицинского обслуживания и социальной адаптации, хозяйственные помещения, санитарно-бытовые помещения для работников организации социального обслуживания; также отсутствует отдельный вход для приема вновь поступающих лиц в организацию социального обслуживания по уходу с обеспечением проживания, что не соответствует требованиям п.9.8. СП 2.1.3678-20;

- в нарушение требований п.9.9. СП 2.1.3678-20 не оборудованы раздельно туалет для мужчин и женщин, также отсутствует помещение или отдельный шкаф для размещения уличной одежды и обуви;

- две спальные комнаты в организации, оказывающей социальные услуги по уходу с обеспечением проживания, организованы на 5, а не на 3 человека, что не соответствует требованиям п.9.10. СП 2.1.3678-20;

- в нарушение п.9.13. СП 2.1.3678-20 ограждающие устройства отопительных приборов отсутствуют;

- в помещениях постоянного пребывания и проживания (спальные комнаты, кухня) на фрамугах окон отсутствуют ручки для открывания, то есть помещения не проветриваются, что не соответствует п. 9.18. СП 2.1.3678-20;

- в помещениях жилых комнат, кухне не установлены москитные сетки на окна, не соответствует требованиям п.9.42. СП 2.1.3678-20;

- в помещениях постоянного пребывания людей (спальные комнаты) отсутствуют приборы по обеззараживанию воздуха, что не соответствует требованиям п.9.19. СП 2.1.3678-20;

- в жилых комнатах отсутствуют столы, стулья, шкафы для хранения домашней одежды и обуви, что не соответствует п.9.23. СП 2.1.3678-20;

- естественное освещение в одной спальной комнате отсутствует, возможность проветривания помещения также отсутствует, что не соответствует требованиям п.9.20. СП 2.1.3678-20;

- постельные принадлежности (матрацы, подушки, одеяла) по мере загрязнения, по эпидемическим показаниям не подвергаются обработке в дезинфекционной камере, на оказание услуг камерной дезинфекционной обработке мягкого инвентаря, постельных принадлежностей (матрацы, одеяла, подушки) договор не представлен, то есть не выполняются требования п.9.40., п.9.47. СП 2.1.3678-20;

- уборочный инвентарь не промаркирован, за исключением уборочного инвентаря для туалета, и используется без учета функционального назначения помещений, что не соответствует п. 9.41. СП 2.1.3678-20;

- прием лиц вновь поступающих в организацию социального обслуживания по уходу с обеспечением проживания осуществляется без медицинской справки, в которой должны указываться сведения о результатах обследования на туберкулез, результатах лабораторных исследований на группу возбудителей кишечных инфекций, яйца гельминтов, дифтерию, профилактических прививках и без медицинской справки об отсутствии контактов с инфекционными больными по месту проживания в течение 21 календарного дня до поступления в организацию по уходу с обеспечением проживания, что не соответствует п. 9.43. СП 2.1.3678-20;

- прием вновь поступающих лиц осуществляется без проведенного медосмотра этой частной организацией, без осмотра на наличие чесотки и педикулеза (поскольку в частной организации отсутствуют помещение медицинского кабинета, приемно-карантинное отделение с изолятором, медицинское обслуживание по уходу с обеспечением проживания), что не соответствует п. 9.44, п.9.45. СП 2.1.3678-20;

- проживающие размещаются совместно с остальными людьми (по причине отсутствия изолятора), что не соответствует п.9.46. СП 2.1.3678-20;

- питание организовано без учета принципов лечебного питания, без учета соответствия рациона питания химическому составу, пищевой ценности, набору пищевой продукции режиму питания, сбалансированности рациона питания, то есть организация питания не соответствует требованиям п.9.33., п.9.34., п.9.35., п.9.36. СП 2.1.3678-20; главе VII СанПиН 2.3/2.4.3590-20 «Санитарно-эпидемиологические требования» к организации общественного питания населения»;

- периодический медицинский осмотр согласно приказу Министерства здравоохранения Российской Федерации №29Н от 28 января 2021 г. «Об утверждении порядка проведения обязательных предварительных и периодических медицинских осмотров работников, предусмотренных частью четвертой статьи 213 ТК РФ, перечня медицинских противопоказаний к осуществлению работ с вредными и (или) опасными производственными факторами, а также работам, при выполнении которых проводятся обязательные предварительные и периодические медицинские осмотры» не пройден, профессиональная гигиеническая подготовка и аттестация не пройдена, что не соответствует требованиям п. 58, п.62., п.75 СанПиН 3.3686-21.

Указанные обстоятельства послужили основанием для вынесения заместителем прокурора г. Новочебоксарска постановления от 12 сентября 2023 года о возбуждении в отношении ФИО1, осуществляющей предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, дела об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 6.3 КоАП РФ.

Должностное лицо территориально органа Управления Роспотребнадзора по Чувашской Республики – Чувашии в г. Новочебоксарск признало необходимым обсудить вопрос о возможности применения к ФИО1 меры наказания в виде административного приостановления деятельности, назначение которого отнесено к исключительной компетенции судей, в связи с чем вынесло определение от 5 октября 2023 года о передаче дела в Новочебоксарский городской суд.

По итогам рассмотрения дела об административном правонарушении, судья городского суда, установив в действиях ФИО1 вышеуказанное нарушение законодательства в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения, выразившееся в нарушении действующих санитарных привил при осуществлении ею предпринимательской деятельности без образования юридического лица, в связи с чем вынес постановление от 6 декабря 2023 года о привлечении ФИО1 к административной ответственности, предусмотренной частью 1 статьи 6.3 КоАП РФ, с назначением административного наказания в виде административного приостановления деятельности ФИО1 путем запрета деятельности оказания услуг по присмотру и уходу за пожилыми гражданами в помещении № 133, расположенном по адресу: Чувашская Республика, город Новочебоксарск, улица <адрес>, на срок 50 (пятьдесят) суток.

Факт административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 6.3 КоАП РФ, и вина в его совершении ФИО1 как лица, осуществляющего предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, подтверждены совокупностью доказательств, исследованных судьей городского суда при рассмотрении дела, допустимость и достоверность которых сомнений не вызывает.

При рассмотрении дела на основании статьи 26.1 КоАП РФ должностным лицом и судом установлены все обстоятельства, подлежащие выяснению по делу об административном правонарушении, дана правильная оценка представленным доказательствам в соответствии с требованиями статей 26.11 КоАП РФ. Правовых оснований для переоценки доказательств по делу не имеется.

Решение прокурора от 16 августа 2023 года о проведении проверки доведено до ФИО1 не позднее дня проведения проверки 6 сентября 2023 года (л.д. 17, 18).

Представленные в дело материалы свидетельствуют, что ФИО1 приняла участие в проводимой проверке, в том числе при проведенной инспекции (санитарно –эпидемиологическое обследование), что отражено в экспертном заключении органа инспекции № 23-02-191 от 08.09.2023 (л.д. 21-27).

Доводы жалобы о том, что самозанятая ФИО1 в отсутствие регистрации в качестве индивидуального предпринимателя субъектом административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 6.3 КоАПА РФ не является, о том, что в силу указанных обстоятельств ей не могло быть назначено наказание в виде административного приостановления деятельности в помещениях, собственниками которого являются иные лица, судом второй инстанции не принимаются.

Задачами законодательства об административных правонарушениях являются защита личности, охрана прав и свобод человека и гражданина, охрана здоровья граждан, санитарно-эпидемиологического благополучия населения, защита общественной нравственности, охрана окружающей среды, установленного порядка осуществления государственной власти, общественного порядка и общественной безопасности, собственности, защита законных экономических интересов физических и юридических лиц, общества и государства от административных правонарушений, а также предупреждение административных правонарушений (статья 1.2 КоАП РФ).

Административное наказание является установленной государством мерой ответственности за совершение административного правонарушения и применяется в целях предупреждения совершения новых правонарушений как самим правонарушителем, так и другими лицами (статья 3.1 КоАП РФ).

Статьей 3.12 КоАП РФ установлено, что административное приостановление деятельности заключается во временном прекращении деятельности лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, юридических лиц, их филиалов, представительств, структурных подразделений, производственных участков, а также эксплуатации агрегатов, объектов, зданий или сооружений, осуществления отдельных видов деятельности (работ), оказания услуг.

Данный вид наказания назначается судьей только в случаях, предусмотренных статьями Особенной части настоящего Кодекса, если менее строгий вид административного наказания не сможет обеспечить достижение цели административного наказания. устанавливается на срок до девяноста суток.

Срок такого наказания исчисляется с момента фактического приостановления деятельности лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, юридических лиц, их филиалов, представительств, структурных подразделений, производственных участков, а также эксплуатации агрегатов, объектов, зданий или сооружений, осуществления отдельных видов деятельности (работ), оказания услуг.

Из норм КоАП РФ следует, что индивидуальные предприниматели наряду с лицами, осуществляющими предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, выделены законодателем в качестве самостоятельных субъектов административной ответственности.

Так, в главах 6, 8, 11 – 15, 17, 17 КоАП РФ в отдельных статьях, их частях (к примеру в части 3 стати 6.25, части 1 статьи 6.33, части 2.1 статьи 8.8, статьях 8.42, 8.50, статье 11.14.3, части 10 статьи 12.21.1, статье 13.2.1, частях 1, 2 статьи 14.1.2, статьях 15.43.-15.47, статье 17.13, 19.7.9 КоАП РФ) индивидуальные предприниматели прямо указаны субъектами административных правонарушений.

Следовательно, для целей норм КоАП РФ, в том числе при назначении наказания (определения его вида), для достижения задач законодательства об административных правонарушениях и целей административного наказания индивидуальные предприниматели и лица, осуществляющие предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, не являются понятиями тождественными.

Частью 1 статьи 6.3 КоАП РФ предусмотрено предупреждение или наложение административного штрафа на лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, от пятисот до одной тысячи рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток.

Таким образом, из дословного содержания норм КоАП РФ следует, что административное приостановление деятельности как административное наказание применяется к лицам, осуществляющим предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, при этом назначение данного вида наказания не во всех случаях поставлено в зависимость от факта регистрации лица, осуществляющего такую деятельность, в качестве индивидуального предпринимателя.

В силу пункта 1 статьи 2 Гражданского кодекса РФ (далее – ГК РФ) предпринимательской является самостоятельная, осуществляемая на свой риск деятельность, направленная на систематическое получение прибыли от пользования имуществом, продажи товаров, выполнения работ или оказания услуг. Лица, осуществляющие предпринимательскую деятельность, должны быть зарегистрированы в этом качестве в установленном законом порядке, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом.

В соответствии с абзацем первым статьи 23 ГК РФ гражданин вправе заниматься предпринимательской деятельностью без образования юридического лица с момента государственной регистрации в качестве индивидуального предпринимателя, за исключением случаев, предусмотренных абзацем вторым настоящего пункта.

Согласно абзацу второму стать 23 ГК РФ в отношении отдельных видов предпринимательской деятельности законом могут быть предусмотрены условия осуществления гражданами такой деятельности без государственной регистрации в качестве индивидуального предпринимателя.

Таким законом, предусматривающим условия осуществления гражданами предпринимательской деятельности без государственной регистрации в качестве индивидуального предпринимателя, является Федеральный закон от 27.11.2018 № 422-ФЗ «О проведении эксперимента по установлению специального налогового режима «Налог на профессиональный доход».

Законом Чувашской Республики от 26.05.2020 № 45 на территории Чувашской Республики с 1 июля 2020 года введен в действие специальный налоговый режим «Налог на профессиональный доход».

Из материалов дела следует, что в соответствии с вышеуказанными нормами закона ФИО1 при оказании услуг по уходу и присмотру за пожилыми гражданами в фактически осуществляла предпринимательскую деятельность, была поставлена на учет физических лиц в качестве налогоплательщика налога на профессиональный доход в Межрегиональной инспекции Федеральной налоговой службы с 05.06.2023, вместе с тем юридическое лицо для осуществления такой предпринимательской деятельности ФИО1 не образовано, в качестве индивидуального предпринимателя не была зарегистрирована.

Указанное означает, что ФИО1 фактически осуществляла предпринимательскую деятельность без образовании юридического лица, при этом воспользовавшись предусмотренным с 1 июля 2020 года на территории Чувашской условиями осуществления гражданами предпринимательской деятельности без государственной регистрации в качестве индивидуального предпринимателя.

Таким образом, назначение ФИО1 как лицу, фактически осуществляющему предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, административного наказания в виде административного приостановления деятельности по части 1 статьи 6.3 КоАП РФ положениям статьи 3.12 КоАП РФ и иным нормам КоАП РФ не противоречит, отсутствие государственной регистрации физического лица ФИО1 в качестве индивидуального предпринимателя препятствием для назначения этого вида наказания в данном конкретном случае не является.

Изложенное не противоречит правовой позиции Верховного Суда РФ, изложенной в пункте 15 постановление Пленума Верховного Суда РФ от 24 октября 2006 г. № 18 «О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Особенной части Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях», согласно которой в случаях, когда в процессе осуществления предпринимательской деятельности без регистрации в качестве индивидуального предпринимателя или юридического лица допускаются нарушения правил и норм, ответственность за которые предусмотрена нормами КоАП РФ или законом субъекта Российской Федерации, действия лица надлежит квалифицировать и той норме КоАП РФ или закона субъекта Российской Федерации, которая устанавливает административную ответственность за такое правонарушение.

Не является препятствием для назначения административного приостановления деятельности то, что собственником помещений в г. Новочебоксарск, ул. <адрес>, ФИО1 не является, и в деле договоры об аренде ею этих помещений отсутствуют.

Несогласие автора жалобы с оценкой, данной собранным по делу доказательствам, равно как и несогласие с выводами судьи, изложенными в обжалуемом постановлении, не является основанием к отмене судебного акта, постановленного с соблюдением требований КоАП РФ.

Наказание назначено ФИО1 с учетом обстоятельств дела, в пределах санкции, предусмотренной частью 1 статьи 6.3 КоАП РФ для лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, в соответствии с требованиями статей 3.1, 3.12, 4.1 КоАП РФ.

При этом судья, учитывая, что выявленные нарушения создают реальную общественную опасность, непосредственную угрозу жизни и здоровью людей, распространения инфекционных заболеваний, массовых неинфекционных заболеваний, отравления людей из-за нарушения санитарно-эпидемиологических требований, пришел к выводу о необходимости назначения наказания в виде административного приостановления деятельности. Данный вид наказания соответствует задачам и целям, установленным статьями 1.2, 3.1 КоАП РФ, а именно охране здоровья граждан и санитарно-эпидемиологического благополучия населения, предупреждению совершения новых правонарушений как самим правонарушителем, так и другими лицами.

Срок административного приостановления деятельности назначен в пределах санкции части 1 статьи 6.3 КоАП РФ, оснований для его изменения не имеется.

Нарушений норм процессуального права при привлечении ФИО1 к административной ответственности не допущено.

Порядок и срок давности привлечения к административной ответственности не нарушены.

При таких обстоятельствах оснований для отмены (изменения) постановления судьи не имеется.

Руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 30.7 КоАП РФ, судья

решил:


постановление судьи Новочебоксарского городского суда Чувашской Республики от 6 декабря 2023 года, вынесенное в отношении ФИО1 по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 6.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, оставить без изменения, жалобу защитника ФИО1 – Веселова Н.А. – без удовлетворения.

Судья А.В. Голубев



Суд:

Верховный Суд Чувашской Республики (Чувашская Республика ) (подробнее)

Судьи дела:

Голубев А.В. (судья) (подробнее)