Решение № 2А-451/2020 2А-451/2020~М-361/2020 М-361/2020 от 16 июля 2020 г. по делу № 2А-451/2020

Карталинский городской суд (Челябинская область) - Гражданские и административные



Дело № 2а-451/2020


Р Е Ш Е Н И Е


ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

«16» июля 2020 года г. Карталы

Карталинский городской суд Челябинской области в составе:

председательствующего судьи Крафт Г.В.,

при секретаре Кошарной Е.В.,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению Межрайонной ИФНС России №19 по Челябинской области к ФИО1 о взыскании налоговых санкций,

У С Т А Н О В И Л :


Межрайонная ИФНС России № 19 по Челябинской области (далее МИФНС № 19 по Челябинской области) обратилась в суд с иском к ФИО1 о взыскании задолженности по пени по транспортному налогу в размере 9312,44 рублей.

В обоснование исковых требований указано, что по данным Инспекции, ФИО1 зарегистрирован в качестве плательщика транспортного налога и является собственником транспортных средств: ГАЗ 322132, мощность двигателя 140 л.с., регистрационный номер №, дата регистрации права собственности ДД.ММ.ГГГГ., дата утраты права ДД.ММ.ГГГГ.; автомобиля марки Тойота Камри №, мощность двигателя 277 л/с., регистрационный номер №. За 2015 год ФИО1 был исчислен транспортный налог в размере 45088 рублей, который был им уплачен после установленного срока- ДД.ММ.ГГГГ. Также ФИО1 был исчислен транспортный налог за 2016г. и 2017 г.за указанные выше транспортные средства. Задолженность по транспортному налогу за 2016г. в размере 48550 рублей по сроку уплаты ДД.ММ.ГГГГ. и за задолженность по транспортному налогу за 2017год в размере 43300 рублей по сроку уплаты ДД.ММ.ГГГГ. не уплачены и взысканы в судебном порядке на основании судебных актов № от ДД.ММ.ГГГГ.,№ от ДД.ММ.ГГГГ.. За неуплату налога своевременно, в соответствии со ст.75 НК РФ, начислены пени в размере 9312,44 рубля. Пени ответчиком добровольно не оплачены. В связи с неисполнением добровольной обязанности по уплате налогов и пени в отношении ФИО1 выставлены требования № от ДД.ММ.ГГГГ., от ДД.ММ.ГГГГ. №, требования налогоплательщиком не исполнены, что послужило основанием для обращения в суд.

В судебное заседание представитель истца МИФНС России №19 по Челябинской области не явился, просил рассмотреть дело в его отсутствие, настаивал на удовлетворении исковых требований о взыскании недоимки по пени.

Административный ответчик ФИО1 в судебное заседание не явился, о слушании дела извещен надлежащим образом. Представил заявление о несогласии с заявленными исковыми требованиями.

Суд, исследовав письменные материалы дела, находит исковые требования подлежащими удовлетворению частично по следующим основаниям.

В соответствии со статьей 57 Конституции Российской Федерации каждый обязан платить законно установленные налоги и сборы.

Данному конституционному положению корреспондирует пункт 1 статьи 3 Налогового кодекса Российской Федерации, согласно которому каждое лицо должно уплачивать законно установленные налоги и сборы.

Возникновение обязанности по уплате налога законодательство о налогах и сборах связывает с наличием у налогоплательщика объекта налогообложения (пункт 1 статьи 38 НК РФ). Каждый налог имеет самостоятельный объект налогообложения, определяемый в соответствии с частью второй названного Кодекса и с учетом положений этой статьи.

Согласно статье 44 НК РФ обязанность по уплате налога возникает, изменяется при наличии оснований, установленных названным Кодексом или иным актом законодательства о налогах и сборах. Обязанность по уплате конкретного налога возлагается на налогоплательщика с момента возникновения установленных законодательством о налогах и сборах обстоятельств, предусматривающих уплату данного налога.

Налогоплательщик обязан самостоятельно исполнить обязанность по уплате налога, если иное не предусмотрено законодательством о налогах и сборах (пункт 1 статьи 45 НК РФ).

В соответствии со ст. 14, 15 Налогового кодекса РФ земельный налог и налог на имущество физических лиц относятся к местным налогам, транспортный налог относятся к региональным налогам.

Согласно пункту 1 статьи 357 Налогового Кодекса РФ налогоплательщиками транспортного налога признаются лица, на которых в соответствии с законодательством Российской Федерации зарегистрированы транспортные средства, признаваемые объектом налогообложения в соответствии со статьей 358 настоящего Кодекса, если иное не предусмотрено настоящей статьей.

Объектом налогообложения признаются автомобили, мотоциклы, мотороллеры, автобусы и другие самоходные машины и механизмы на пневматическом и гусеничном ходу, самолеты, вертолеты, теплоходы, яхты, парусные суда, катера, снегоходы, мотосани, моторные лодки, гидроциклы, несамоходные (буксируемые суда) и другие водные и воздушные транспортные средства (далее в настоящей главе - транспортные средства), зарегистрированные в установленном порядке в соответствии с законодательством Российской Федерации (пункт 1 статьи 358 Налогового Кодекса РФ).

В силу п. п. 1 п. 1 ст. 359 НК РФ налоговая база определяется в отношении транспортных средств, имеющих двигатели (за исключением транспортных средств, указанных в подпункте 1.1 настоящего пункта), - как мощность двигателя транспортного средства в лошадиных силах.

Налоговые ставки по правилам пункта 1 статьи 361 Налогового Кодекса РФ устанавливаются законами субъектов Российской Федерации соответственно в зависимости от мощности двигателя, тяги реактивного двигателя или валовой вместимости транспортного средства в расчете на одну лошадиную силу мощности двигателя транспортного средства, один килограмм силы тяги реактивного двигателя, одну регистровую тонну транспортного средства или одну единицу транспортного средства.

Согласно ст.2 Закона Челябинской области от ДД.ММ.ГГГГ. №-ЗО «О транспортном налоге» налоговые ставки устанавливаются соответственно в зависимости от мощности двигателя, тяги реактивного двигателя или валовой вместимости транспортных средств, категории транспортных средств в расчете на одну лошадиную силу мощности двигателя транспортного средства, один килограмм силы тяги реактивного двигателя, одну регистровую тонну транспортного средства или единицу транспортного средства в следующих размерах:

- автомобили легковые с мощностью двигателя (с каждой лошадиной силы) до 100 л.с. с 1 января 2011 года налоговая ставка составляла 7,7 ; свыше 100л.с. до 150л.с. - 20; свыше 150л.с. до 200л.с. - 50; свыше 200л.с. до 250л.с. - 75; свыше 250л.с. -150.

Неисполнение или ненадлежащее исполнение обязанности по уплате налога является основанием для направления налоговым органом налогоплательщику требования об уплате налога (подпункт 1 и 3 пункта 1 статьи 45 Налогового кодекса Российской Федерации).

Согласно пункту 4 статьи 57 Налогового кодекса Российской Федерации в случаях, когда расчет налоговой базы производится налоговым органом, обязанность по уплате налога возникает у налогоплательщика не ранее даты получения налогового уведомления.

Несвоевременное исполнение обязанности по уплате налогов и сборов обеспечивается пеней.

В соответствии с ч. 4 ст. 289 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации обязанность доказывания обстоятельств, послуживших основанием для взыскания платежей и санкций возлагается на административного истца.

В судебном заседании установлено, что ФИО1 в указанный в административном иске налоговые периоды 2015-2017г. являлся собственником транспортных средств :

- ГАЗ 322132, мощность двигателя 140 л.с., регистрационный номер №, дата регистрации права собственности ДД.ММ.ГГГГ, дата утраты права собственности ДД.ММ.ГГГГ;

- Тойота Камри, мощность двигателя 277лс., регистрационный номер №, дата регистрации права собственности ДД.ММ.ГГГГ., дата утраты права собственности ДД.ММ.ГГГГ,

что подтверждено карточками учета транспортных средств РЭО ГИБДД.

Пунктом 2 ст. 52 НК РФ предусмотрено, что в случаях, если обязанность по исчислению суммы налога возлагается на налоговый орган, не позднее 30 дней до наступления срока платежа налоговый орган направляет налогоплательщику налоговое уведомление.

Налог, подлежащий уплате физическими лицами в отношении объектов недвижимого имущества и (или) транспортных средств, исчисляется налоговыми органами не более чем за три налоговых периода, предшествующих календарному году направления налогового уведомления.

Согласно имеющихся в материалах дела налогового уведомления № от ДД.ММ.ГГГГ., ФИО1 за 2015 год начислен транспортный налог, за указанные в иске автомобили в сумме 45088 рублей, срок уплаты налога ДД.ММ.ГГГГ.

Как следует из административного иска, транспортный налог за 2015 год ФИО1 был оплачен, позже установленного законом срока уплаты 30.01.2017г., что подтверждено карточкой расчета с бюджетом.

Налоговый орган просит взыскать с ответчика пени за несвоевременную уплату транспортного налога за 2015 год в размере 656,73 рубля.

Указанное выше требование о взыскании пени не подлежит удовлетворению по следующим основаниям.

Пунктом 1 статьи 69 НК РФ определено, что требованием об уплате налога признается извещение налогоплательщика о неуплаченной сумме налога, а также об обязанности уплатить в установленный срок неуплаченную сумму налога.

В связи с несвоевременной оплатой транспортного налога за 2015 год, налоговым органом было в адрес ФИО1 были направлены требование № от ДД.ММ.ГГГГ., где включен размер пени включительно по ДД.ММ.ГГГГ в размере 225,44 рубля на недоимку 45088 рублей, указанное требование административным ответчиком исполнено ДД.ММ.ГГГГ, в том числе оплачены и пени в размере 230 рублей.

ДД.ММ.ГГГГ в адрес административного ответчика направлено требование № от ДД.ММ.ГГГГ об уплате пени по транспортному налогу начисленных на недоимку 45088 рублей в размере 656,73 со сроком уплаты до ДД.ММ.ГГГГ

Из карточки расчета с бюджетом следует, что ФИО1 ДД.ММ.ГГГГ была произведена оплата транспортного налога за 2015 год, и уплачены пени в размере 230 рублей, которые включены в требование № от ДД.ММ.ГГГГ.

В силу п. 1 ст. 70 Налогового кодекса Российской Федерации требование об уплате налога должно быть направлено налогоплательщику (ответственному участнику консолидированной группы налогоплательщиков) не позднее трех месяцев со дня выявления недоимки, если иное не предусмотрено настоящей статьей.

Согласно п. 5 ст. 75 Налогового кодекса Российской Федерации пени уплачиваются одновременно с уплатой сумм налога или после уплаты таких сумм в полном объеме.

Как разъяснено в п. 51 Постановления Пленума ВАС РФ от 30.07.2013 N 57 «О некоторых вопросах, возникающих при применении арбитражными судами части первой Налогового кодекса Российской Федерации» при проверке соблюдения налоговым органом сроков направления требования об уплате пеней судам надлежит учитывать положения пункта 5 статьи 75 НК РФ, согласно которым пени уплачиваются одновременно с уплатой сумм налога и сбора или после уплаты таких сумм в полном объеме.

Из приведенной нормы следует, что требование об уплате пеней, начисленных на сумму недоимки, возникшей по итогам конкретного налогового (отчетного) периода, направляется названным органом на основании пункта 1 статьи 70 НК РФ не позднее трех месяцев с момента уплаты налогоплательщиком всей суммы недоимки (в случае погашения недоимки частями - с момента уплаты последней ее части).

Согласно представленным материалам, оплата транспортного налога за 2015 год произведена ФИО1 ДД.ММ.ГГГГ.

Следовательно, налоговым органом необходимо было направить требование об уплате пеней не позднее трех месяцев после произведенной ФИО1 уплаты ДД.ММ.ГГГГ. Направив требование № от ДД.ММ.ГГГГ. о взыскании пени в сумме 656,73 рубля, данный срок был пропущен налоговым органом.

Требования налогового органа о взыскании пени за несвоевременную оплату транспортного налога за 2015 год в размере 656,73 рубля удовлетворению не подлежат.

Разрешая требования о взыскании пени за несвоевременную оплату транспортного налога за 2016г. и 2017 год, суд приходит к следующему.

Согласно налоговому уведомлению № от ДД.ММ.ГГГГ., ФИО1 был исчислен транспортный налог за 2016г, за указанные в иске автомобили в сумме 45550 рублей.

Указанный налог ФИО1 оплачен не был, был взыскан в судебном порядке на основании судебного приказа №.

Из судебного приказа № усматривается, что с ФИО1 взыскана, в том числе задолженность по транспортному налогу за 2016 год в размере 48550 рублей, пени по транспортному налогу в размере 238,70 рублей.

Согласно налоговому уведомлению № от ДД.ММ.ГГГГ, ФИО1 был исчислен транспортный налог за 2017г, за указанные в иске автомобили в сумме 43300 рублей.

Указанный налог ФИО1 оплачен не был, был взыскан в судебном порядке на основании судебного приказа №.

Из судебного приказа № усматривается, что с ФИО1 взыскана задолженность по транспортному налогу за 2017 год в сумме 43300 рублей, пени по транспортному налогу в сумме 722,38 рублей.

Согласно карточке расчета с бюджетом судебные приказы о взыскании транспортного налога за 2016г. и 2017 год с ФИО1 до настоящего времени не исполнены.

Таким образом, на основании ст. 75 НК РФ на имеющуюся на лицевом счете налогоплательщика ФИО1 сумму недоимки по транспортному налогу начислена пеня в сумме 9616,79 рублей за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ.

Как следует из пояснений по иску административного истца, пени в размере 238,70 рублей включены в требование № от ДД.ММ.ГГГГ и взысканы на основании судебного приказа №; пени в размере 722,38 рублей включены в требование № от ДД.ММ.ГГГГ и взысканы на основании судебного приказа № от ДД.ММ.ГГГГ.

Административный истец просит взыскать с ФИО1 недоимку по пени за неуплату транспортного налога за 2016г, 2017г. в сумме 8655,71 рубль.

Согласно п. 1 ст. 397 НК РФ налог подлежит уплате налогоплательщиками - физическими лицами в срок не позднее 1 декабря года, следующего за истекшим налоговым периодом.

Неисполнение или ненадлежащее исполнение обязанности по уплате налога является основанием для направления налоговым органом налогоплательщику требования об уплате налога и применения в последующем при неисполнении требования мер принудительного взыскания недоимки.

Согласно статье 72 Налогового кодекса Российской Федерации способом обеспечения исполнения обязанности по уплате налогов и сборов являются пени.

Согласно пункту 1 статьи 75 Налогового кодекса РФ пеней признается установленная настоящей статьей денежная сумма, которую налогоплательщик должен выплатить в случае уплаты причитающихся сумм налогов, в том числе налогов, уплачиваемых в связи с перемещением товаров через таможенную границу Таможенного союза, в более поздние по сравнению с установленными законодательством о налогах и сборах сроки.

В силу пункта 2 статьи 75 Налогового кодекса РФ сумма соответствующих пеней уплачивается помимо причитающихся к уплате сумм налога и независимо от применения других мер обеспечения исполнения обязанности по уплате налога, а также мер ответственности за нарушение законодательства о налогах и сборах.

Согласно п.3 и 4 указанной статьи пеня начисляется, за каждый календарный день просрочки исполнения обязанности по уплате налога начиная со следующего за установленным законодательством о налогах и сборах дня уплаты налога по день исполнения обязанности по его уплате включительно. Сумма пеней, начисленных на недоимку, не может превышать размер этой недоимки.

Пеня за каждый календарный день просрочки исполнения обязанности по уплате налога определяется в процентах от неуплаченной суммы налога.

Процентная ставка пени принимается равной, - одной трехсотой действующей в это время ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации.

Материалами дела установлено, что транспортный налог за 2016 год по сроку уплаты ДД.ММ.ГГГГ и транспортный налог за 2017год по сроку уплаты ДД.ММ.ГГГГ, взысканные на основании судебных приказов, до настоящего времени не оплачены.

На основании пункта 2 статьи 69, пункта 1 статьи 70 НК РФ налоговым органом в адрес административного ответчика было направлено требование: № по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ об уплате пени по транспортному налогу на недоимку в сумме 9291,46 рублей, со сроком уплаты до ДД.ММ.ГГГГ.

Также в адрес ФИО1 было направлено требование № по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ об уплате пени по транспортному налогу на недоимку в сумме 45,92 рубля, со сроком уплаты до ДД.ММ.ГГГГ.

Суд, проверив расчет пени по транспортному налогу, находит его правильным и обоснованным, в связи с чем расчет, произведенный административным истцом принимает за основу.

С административного ответчика следует взыскать задолженность по пени по транспортному налогу в сумме 8655,71 рубль.

В соответствии со ст. 48 Налогового кодекса РФ, в случае неисполнения налогоплательщиком (плательщиком сбора, плательщиком страховых взносов) - физическим лицом, не являющимся индивидуальным предпринимателем (далее в настоящей статье - физическое лицо), в установленный срок обязанности по уплате налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов налоговый орган (таможенный орган), направивший требование об уплате налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов (налоговый орган по месту жительства физического лица в случае снятия этого лица с учета в налоговом органе, направившем требование об уплате налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов), вправе обратиться в суд с заявлением о взыскании налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов за счет имущества, в том числе денежных средств на счетах в банке, электронных денежных средств, переводы которых осуществляются с использованием персонифицированных электронных средств платежа, и наличных денежных средств, этого физического лица в пределах сумм, указанных в требовании об уплате налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов, с учетом особенностей, установленных настоящей статьей.

Заявление о взыскании налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов за счет имущества физического лица (далее в настоящей статье - заявление о взыскании) подается в отношении всех требований об уплате налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов, по которым истек срок исполнения и которые не исполнены этим физическим лицом на дату подачи налоговым органом (таможенным органом) заявления о взыскании в суд.

Заявление о взыскании подается в суд общей юрисдикции налоговым органом (таможенным органом) в течение шести месяцев со дня истечения срока исполнения требования об уплате налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов, если иное не предусмотрено настоящим пунктом.

Поскольку по требованию № от ДД.ММ.ГГГГ. недоимка по пени превысила 3000 рублей ( 9291,46), то 6-ти месячный срок подачи иска в суд истекает 01.06.2020г. (срок исполнения требования ДД.ММ.ГГГГ. +6 мес.)

С заявлением о выдаче судебного приказа на взыскание недоимки налоговая инспекция обратилась к мировому судье в ДД.ММ.ГГГГ. Судебный приказ вынесен 24.01.2020г. Определением мирового судьи судебного участка №2 г. Карталы и Карталинского района от ДД.ММ.ГГГГ, судебный приказ мирового судьи от 24.01.2020г. был отменен, в связи с поступившими возражениями от должника.

С административным исковым заявлением налоговый орган обратился в Карталинский городской суд ДД.ММ.ГГГГ.

Таким образом, срок обращения с заявлением о выдаче судебного приказа к мировому судье, в суд общей юрисдикции, предусмотренный п.2 ст.48 НК РФ не пропущен.

В соответствии с ч.1 ст. 114 КАС РФ судебные расходы, понесенные судом в связи с рассмотрением административного дела, и государственная пошлина, от уплаты которых административный истец был освобожден, в случае удовлетворения административного искового заявления взыскиваются с административного ответчика, не освобожденного от уплаты судебных расходов. В этом случае взысканные суммы зачисляются в доход местного бюджета. Следовательно, с административного ответчика в доход местного бюджета, исходя из размера удовлетворенных требований, подлежит взысканию государственная пошлина в размере 400 рублей.

Руководствуясь ст. 175-180 КАС РФ, суд –

РЕШИЛ:


Административное исковое заявление удовлетворить частично.

Взыскать с ФИО1, проживающего по адресу: <адрес> пользу Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы России № 19 по Челябинской области недоимку по пени по транспортному налогу в размере 8655 рублей 71 копейка.

Возместить с ФИО1 государственную пошлину в доход местного бюджета в размере 400 рублей.

Решение может быть обжаловано в Челябинский областной суд через Карталинский городской суд путем подачи апелляционной жалобы в течение месяца со дня его изготовления в окончательной форме.

Председательствующий Г.В. Крафт

Мотивированное решение составлено 22 июля 2020 года.

Судья : Г.В. Крафт



Суд:

Карталинский городской суд (Челябинская область) (подробнее)

Судьи дела:

Крафт Г.В. (судья) (подробнее)